Пути повышения языковой культуры
методическая разработка по теме

Горох Надежда Геннадьевна

Обобщение опыта учителя русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon puti_povysheniya_kultury_rechi.zip1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Третья областная научно-методическая конференция

«Обучение русскому языку и литературе: формы, методы, инновации»

Секция «Культура речи в современных социокультурных условиях»

Горох Надежда Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ села Ключи Лысогорского района

Пути повышения языковой культуры учащихся

О русском языке и о нынешнем с ним обращении за последнее время много  сказано и написано, но от слов сегодня мало что меняется. «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение  русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». Эти слова А.И.Куприна особенно актуальны сегодня.

Как справиться  с ситуацией тотальной речевой безграмотности наших учеников? С чего начинать учителю самой обычной школы, где нет курсов «Риторика», «Культура речи», чтобы реализовать требование государственных стандартов?

Убеждена, что идти надо от «слова».

Хочу рассказать о системе работы, сложившейся  за многие годы.

Создавая урок,  стремлюсь  к тому, чтобы на уроках языка чаще звучала образцовая русская речь, представляющая собой совсем небольшие фрагменты художественных произведений. Только нужно заставить «заиграть» этот текст на уроке, не ограничиваясь лишь орфографическим и пунктуационным оформлением этих строк, как это чаще всего бывает.

Об использовании на уроках русского языка дидактических материалов на основе текста много пишет Т.М. Пахнова.

В журнале «Русская словесность» (№3,1997 г.) была опубликована статья С.И. Львовой с характерным названием «Осторожно: художественный текст!» Одно из главных требований здесь, по мнению автора,  — создание условий для восприятия художественного текста, развитие «воссоздающего воображения» (О.И.Никифорова). На этом  этапе нужно создать особый настрой, который помог бы ввести ребенка в систему художественных образов анализируемого текста. Процесс восприятия  организуется с помощью разнообразных заданий-вопросов.

Необходимо также, считает С.И. Львова, осмысление лингвистических средств создания образности. Красота и удивительное богатство языка открываются детям в процессе такой работы.

На уроках русского языка необходимо уделять внимание и отработке навыка выразительного чтения.

Много внимания  уделяю заучиванию мини-текстов наизусть для письма по памяти. И дело здесь не только в тренировке памяти ребенка (образной, ассоциативной, зрительной), но и в том, что при этом происходит обогащение словарного запаса. Отдельные поэтические строфы надолго остается в памяти ученика, а может, даже переходят в его активный словарь.

О приемах работы с мини-текстом расскажу на примере строки Пришвина «Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек».

- На какое слово падает логическое ударение? Какое чувство передадите вы при чтении?

  1. Попробуйте своими словами рассказать, о чем говорится в этом предложении.
  2. Вы нарисовали самую обычную картину осеннего листопада. Удалось Пришвину сказать вам что-то новое об осеннем листопаде?

На дом ребята получают задание написать миниатюру «Красиво падала листва...».

Такие упражнения мы называем  «Включи воображение». Ну,  как можно ограничиться лишь выделением грамматической основы в предложении «И льется чистая лазурь на отдыхающее поле».

- Какое время года описывает поэт? Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветную иллюстрацию к тексту. Какие краски вам понадобятся?

-        Как вы понимаете «отдыхающее поле»?

« Включаем» воображение мы на самых разных этапах урока и на уроках по самым разным темам.

5 класс. Различение подлежащего и прямого  дополнения.

Ураган терзал сад. (М.Булгаков).

  1. Какое слово здесь самое важное, главное?
  2. Что вы услышали в нем? Какие чувства это в вас вызывает?
  3. Что слышите? Что видите?

Такая работа, естественно и органично включенная в процесс обучения, воспитывает бережное и внимательное отношение к слову.

Вернуть детям интерес к родной речи помогают мне и «творческие пятиминутки», как  называют их мои ученики.  

(Слайд)  «Творческие пятиминутки» - это минутки отдыха, релаксации для детей и  в то же  время это прекрасное средство формирования образности речи.  (Слайд «Кеннинг»),

В последнее время многие учителя используют такую форму изложения текста, как синквейн.  Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Это своего рода мысль,  переведенная в образ (слайд). Тема «Односоставные предложения»

Тексты для анализа беру из произведений И.Бунина, И.Тургенева, И.Гончарова. Работая с ними, заметили, что часто встречается слово усадьба.

 Предлагаю ребятам  «сжать» содержание анализируемых  текстов и создать синквейн, где ключевым будет слово усадьба.

Это  один из примеров, как формировать ассоциативное мышление, культуру речевого общения, а также попробовать научить через слово постигать культуру русского народа.

В  кружке «Юный журналист», который я веду более 10 лет, у  меня есть особая группа «Маленькие мечтатели», куда входят учащиеся начальных классов и ребятишки из 5-6 классов. Тема одного из занятий «Радуга».

  1. Прочитайте восторженно следующее стихотворение. Выучите его, ведь это жемчужинка русской поэзии.

                          Две радуги

Две радуги – и  золотистый, редкий

Весенний дождь. На западе вот-вот

Блеснут лучи. На самой верхней ветке

Садов, густых от майских непогод,

На мрачном фоне тучи озаренной

Чернеет точкой птица. Все свежей

Свет радуг фиолетово-зеленый

И сладкий запах ржей.

                                                       И.Бунин.

2. Представьте себя кем угодно и попытайтесь взлететь высоко-высоко, к самой радуге. Напишите, как вы путешествовали по радуге, что чувствовали вы, прохаживаясь по каждой из семи разноцветных дорожек. С кем или чем вы разделили радость этого необыкновенного путешествия? Кем из жителей природы вы представляли себя, почему?  Расскажи о своем превращении и путешествии в кругу семьи.

3. Прочитай стихотворение, используя очень «живые» интонации. Дай подходящие по рифме слова. Попробуй сочинить дальше несколько строчек.

Я на радугу-дугу быстро, быстро__________

Эту радугу-дугу сделать я дугой __________

Размешаю каждый цвет,

Будет просто белый _________

В процессе подобной работы, проводимой и на уроке, и во внеклассной деятельности, у детей растет мастерство, глубже, красочнее, сочнее становится язык.      

     

Вот выдержки из детских работ:

«... Как величавы и красивы сосны в белоснежных накидках, которые, словно королевские мантии, покрывают их вечнозеленые плечи. И куда ни взглянешь - кругом сверкающее белое покрывало и тишина. Но тишина не мертвая, а звенящая, вобравшая в себя все звуки, такая звонкая и родная».

                                                                         ( Л.Тихонова, 7 класс.) 

«...А как прекрасны березки в белых сарафанах, освещенные теплым летним солнцем! Легкий ветерок покачивает их гибкие ветки, и изумрудные листочки нашептывают убаюкивающую песенку». ( В.Кадушина, 7 класс.)

«...Небо светло-светло голубое,  светит яркое солнце, как будто радуясь нам, и кажется, что оно сейчас упадет нам в руки,, и мы будем с ним играть».

(Н. Рубцова, 6 класс.)

На каждом уроке я учу детей видеть в обычном необычное, при этом нам очень хорошо помогают эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения.  

Мною накоплено множество самых разных упражнений,  направленных на то, чтобы помочь детям увидеть,  «расшифровать» и захотеть использовать изобразительно-выразительные средства языка.

Эпитет «издавна занимает почетное место» (В.М.Жирмунский). Основная задача обучения – помочь ученикам почувствовать роль эпитета, «озаряющего» явление или предмет, вызвать творческую активность и развивать образное мышление школьников.

При изучении эпитетов соблюдалась следующая последовательность.

I этап – «познакомься!» - ознакомительный. Ему соответствуют упражнения, направленные на опознавание и оценку эпитетов, на выяснение отличия эпитетов от определений.

II этап – «узнай!» - ориентировочный. Для него характерны упражнения, направленные на обогащение речи эпитетами. Это восстановление текста, знакомство с эпитетами различных видов. (В определении видов эпитетов наблюдается разнобой и неоднозначность,  пользуюсь наиболее устоявшейся классификацией: изобразительные (цветовые, звуковые и пр.) и выразительные (эмоциональные, оценочные, метафорические).

III этап – «изучи!» - формирующий. Упражнения на анализ эпитетов, на формирование умения конструировать высказывания, включающие эпитеты.

IY этап – «используй!» - обобщающе-творческий.

Слайд «Использование эпитета»

А вот как «работает» на уроке метафора. Дети получаю карточки с заданием наполнить слово «осень» цветом, вкусом, запахом, звуком, используя метафору.

Осень – это…         (цвет)

Осень – это …        (вкус)

Осень – это …        (запах)

Осень – это …       (внешность)

Осень – это …        (звук)

Осень – это …      (переживание,   связанное с осенью)

                 И вот что у нас получилось:

Осень – это золото, разноцветные гирлянды на деревьях.

Осень – это грибной суп и яблочный компот.

Осень – это фруктовые духи.

Осень – это шелковый платок.

Осень –  это музыкальная шкатулка.

Осень – прощальный вальс листьев и птиц.

                                                 Д.Мамаев

Осень – это нежно-лиловая золотоволосая красавица.

Осень – это рябиновое пламя, привкус свежести на губах.

Осень – это запах грустного или звонко-мелодичного дождя.

Осень – это тихий шорох золотого листа.

Осень – это прощание со всем зеленым и красивое путешествие по рыжим морям.                            С.Горох

Осень – это праздник королевского пурпура.

Осень – это торжество зардевшихся рябин.

Осень – это свежесть росы.

Осень – это увядание природы.

Осень – это прощальные крики журавлей.

Осень – это далекий привет зимы.

                                                      Д.Козлов

Что же можно сказать в заключение? Подобная практика позволяет эффективно обучать родному языку, причем орфографическая и пунктуационная грамотность приходят параллельно и закрепляются успешнее, нежели при немотивированном тренинге – «натаскивании», как называют это иногда учителя.     Качество знаний по русскому языку в моих классов стабильно  растет.

Мои дети  читают, а не «просматривают» книги, читают внимательно и вдумчиво, поэтому  любой урок литературы я могу сделать «открытым».

Конечно, не все мои ученики имеют по русскому языку и литературе только «4» и «5». Но это, наверное, и не главное. Зато заметно выросла речевая культура ребят, они с удовольствием ходят на мои уроки, любят их.

Сказки, новеллы, эссе, басни, стихи, очерки, путевые заметки – с этими жанрами  ребята  знакомятся на кружке и активно претворяют их в жизнь, участвуя во всех районных и областных творческих конкурсах и получая  дипломы и грамоты.

И  самое главное:  мои ученики – яркие, талантливые люди, интересные собеседники, очень творческие личности.  

Закончить свое выступление мне хотелось бы  словами К.Паустовского: «Если отнять у человека способность мечтать и творить, то отпадет одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего».

Список литературы

  1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 5, 6, 7 классах» - М. Просвещение, 2004
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. – 5-е изд., - М., 1999.
  3. Львова С.И.  «Осторожно: художественный текст!»  - журнал  «Русская словесность» №3,1997 г.
  4. Панина Н. «Стихи Н.Матвеевой» - «Уроки литературы» №2, 2002
  5. Пахнова  Т.М «Учимся медленно читать текст» - М. Просвещение, 1996
  6. Пахнова  Т.М «Слово. Текст. Речевая среда» - учебно-методическое пособие.
  7. Журналы «РЯШ», «Русская словесность», «Литература в школе»

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ 9-Х КЛАССОВ

В задачи статьи входит анализ проблем, вызывающих наибольшие затруднения в подготовке, чтобы понять, какие ресурсы для повышения качества языкового образования необходимо задействовать....

«Кружковая работа в целях повышения общей языковой культуры учащихся»

Тема моего выступления «Кружковая работа в целях повышения общей языковой культуры учащихся».        Своё выступление я хочу начать словами персидского философ...

Словарная работа на уроках русского языка - один из путей повышения языковой культуры учащихся

Статья, посвященная словарной работе на уроках русского языка...

Пути и способы повышения языковой активности обучающихся на уроках английского языка

Современная жизнь ставит перед учителем большие задачи: давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания, вырабатывать умение и навыки применять их на практике, формировать мировоззрение. Для ...

Пути и способы повышения языковой активности обучающихся на уроках английского языка

Современная жизнь ставит перед учителем большие задачи: давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания, вырабатывать умение и навыки применять их на практике, формировать мировоззрение....

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ 9-Х КЛАССОВ.

Новая форма итоговой аттестации пока ещё даёт больше вопросов, чем ответов. И один из них, самый главный, звучит так: как быстро и качественно, без ущерба для  здоровья ученика и учителя подготов...

Формы и методы работы по повышению языковой культуры учащихся 1 – 11 классов

В последнее время остро встал вопрос о речевой культуре подрастающего поколения. Ведь для каждого школьника хорошо развитая речь – не только средство общения, но и двигатель интеллектуального ра...