Пути повышения языковой культуры
методическая разработка по теме
Обобщение опыта учителя русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puti_povysheniya_kultury_rechi.zip | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Третья областная научно-методическая конференция
«Обучение русскому языку и литературе: формы, методы, инновации»
Секция «Культура речи в современных социокультурных условиях»
Горох Надежда Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ села Ключи Лысогорского района
Пути повышения языковой культуры учащихся
О русском языке и о нынешнем с ним обращении за последнее время много сказано и написано, но от слов сегодня мало что меняется. «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». Эти слова А.И.Куприна особенно актуальны сегодня.
Как справиться с ситуацией тотальной речевой безграмотности наших учеников? С чего начинать учителю самой обычной школы, где нет курсов «Риторика», «Культура речи», чтобы реализовать требование государственных стандартов?
Убеждена, что идти надо от «слова».
Хочу рассказать о системе работы, сложившейся за многие годы.
Создавая урок, стремлюсь к тому, чтобы на уроках языка чаще звучала образцовая русская речь, представляющая собой совсем небольшие фрагменты художественных произведений. Только нужно заставить «заиграть» этот текст на уроке, не ограничиваясь лишь орфографическим и пунктуационным оформлением этих строк, как это чаще всего бывает.
Об использовании на уроках русского языка дидактических материалов на основе текста много пишет Т.М. Пахнова.
В журнале «Русская словесность» (№3,1997 г.) была опубликована статья С.И. Львовой с характерным названием «Осторожно: художественный текст!» Одно из главных требований здесь, по мнению автора, — создание условий для восприятия художественного текста, развитие «воссоздающего воображения» (О.И.Никифорова). На этом этапе нужно создать особый настрой, который помог бы ввести ребенка в систему художественных образов анализируемого текста. Процесс восприятия организуется с помощью разнообразных заданий-вопросов.
Необходимо также, считает С.И. Львова, осмысление лингвистических средств создания образности. Красота и удивительное богатство языка открываются детям в процессе такой работы.
На уроках русского языка необходимо уделять внимание и отработке навыка выразительного чтения.
Много внимания уделяю заучиванию мини-текстов наизусть для письма по памяти. И дело здесь не только в тренировке памяти ребенка (образной, ассоциативной, зрительной), но и в том, что при этом происходит обогащение словарного запаса. Отдельные поэтические строфы надолго остается в памяти ученика, а может, даже переходят в его активный словарь.
О приемах работы с мини-текстом расскажу на примере строки Пришвина «Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек».
- На какое слово падает логическое ударение? Какое чувство передадите вы при чтении?
- Попробуйте своими словами рассказать, о чем говорится в этом предложении.
- Вы нарисовали самую обычную картину осеннего листопада. Удалось Пришвину сказать вам что-то новое об осеннем листопаде?
На дом ребята получают задание написать миниатюру «Красиво падала листва...».
Такие упражнения мы называем «Включи воображение». Ну, как можно ограничиться лишь выделением грамматической основы в предложении «И льется чистая лазурь на отдыхающее поле».
- Какое время года описывает поэт? Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветную иллюстрацию к тексту. Какие краски вам понадобятся?
- Как вы понимаете «отдыхающее поле»?
« Включаем» воображение мы на самых разных этапах урока и на уроках по самым разным темам.
5 класс. Различение подлежащего и прямого дополнения.
Ураган терзал сад. (М.Булгаков).
- Какое слово здесь самое важное, главное?
- Что вы услышали в нем? Какие чувства это в вас вызывает?
- Что слышите? Что видите?
Такая работа, естественно и органично включенная в процесс обучения, воспитывает бережное и внимательное отношение к слову.
Вернуть детям интерес к родной речи помогают мне и «творческие пятиминутки», как называют их мои ученики.
(Слайд) «Творческие пятиминутки» - это минутки отдыха, релаксации для детей и в то же время это прекрасное средство формирования образности речи. (Слайд «Кеннинг»),
В последнее время многие учителя используют такую форму изложения текста, как синквейн. Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Это своего рода мысль, переведенная в образ (слайд). Тема «Односоставные предложения»
Тексты для анализа беру из произведений И.Бунина, И.Тургенева, И.Гончарова. Работая с ними, заметили, что часто встречается слово усадьба.
Предлагаю ребятам «сжать» содержание анализируемых текстов и создать синквейн, где ключевым будет слово усадьба.
Это один из примеров, как формировать ассоциативное мышление, культуру речевого общения, а также попробовать научить через слово постигать культуру русского народа.
В кружке «Юный журналист», который я веду более 10 лет, у меня есть особая группа «Маленькие мечтатели», куда входят учащиеся начальных классов и ребятишки из 5-6 классов. Тема одного из занятий «Радуга».
- Прочитайте восторженно следующее стихотворение. Выучите его, ведь это жемчужинка русской поэзии.
Две радуги
Две радуги – и золотистый, редкий
Весенний дождь. На западе вот-вот
Блеснут лучи. На самой верхней ветке
Садов, густых от майских непогод,
На мрачном фоне тучи озаренной
Чернеет точкой птица. Все свежей
Свет радуг фиолетово-зеленый
И сладкий запах ржей.
И.Бунин.
2. Представьте себя кем угодно и попытайтесь взлететь высоко-высоко, к самой радуге. Напишите, как вы путешествовали по радуге, что чувствовали вы, прохаживаясь по каждой из семи разноцветных дорожек. С кем или чем вы разделили радость этого необыкновенного путешествия? Кем из жителей природы вы представляли себя, почему? Расскажи о своем превращении и путешествии в кругу семьи.
3. Прочитай стихотворение, используя очень «живые» интонации. Дай подходящие по рифме слова. Попробуй сочинить дальше несколько строчек.
Я на радугу-дугу быстро, быстро__________
Эту радугу-дугу сделать я дугой __________
Размешаю каждый цвет,
Будет просто белый _________
В процессе подобной работы, проводимой и на уроке, и во внеклассной деятельности, у детей растет мастерство, глубже, красочнее, сочнее становится язык.
Вот выдержки из детских работ:
«... Как величавы и красивы сосны в белоснежных накидках, которые, словно королевские мантии, покрывают их вечнозеленые плечи. И куда ни взглянешь - кругом сверкающее белое покрывало и тишина. Но тишина не мертвая, а звенящая, вобравшая в себя все звуки, такая звонкая и родная».
( Л.Тихонова, 7 класс.)
«...А как прекрасны березки в белых сарафанах, освещенные теплым летним солнцем! Легкий ветерок покачивает их гибкие ветки, и изумрудные листочки нашептывают убаюкивающую песенку». ( В.Кадушина, 7 класс.)
«...Небо светло-светло голубое, светит яркое солнце, как будто радуясь нам, и кажется, что оно сейчас упадет нам в руки,, и мы будем с ним играть».
(Н. Рубцова, 6 класс.)
На каждом уроке я учу детей видеть в обычном необычное, при этом нам очень хорошо помогают эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения.
Мною накоплено множество самых разных упражнений, направленных на то, чтобы помочь детям увидеть, «расшифровать» и захотеть использовать изобразительно-выразительные средства языка.
Эпитет «издавна занимает почетное место» (В.М.Жирмунский). Основная задача обучения – помочь ученикам почувствовать роль эпитета, «озаряющего» явление или предмет, вызвать творческую активность и развивать образное мышление школьников.
При изучении эпитетов соблюдалась следующая последовательность.
I этап – «познакомься!» - ознакомительный. Ему соответствуют упражнения, направленные на опознавание и оценку эпитетов, на выяснение отличия эпитетов от определений.
II этап – «узнай!» - ориентировочный. Для него характерны упражнения, направленные на обогащение речи эпитетами. Это восстановление текста, знакомство с эпитетами различных видов. (В определении видов эпитетов наблюдается разнобой и неоднозначность, пользуюсь наиболее устоявшейся классификацией: изобразительные (цветовые, звуковые и пр.) и выразительные (эмоциональные, оценочные, метафорические).
III этап – «изучи!» - формирующий. Упражнения на анализ эпитетов, на формирование умения конструировать высказывания, включающие эпитеты.
IY этап – «используй!» - обобщающе-творческий.
Слайд «Использование эпитета»
А вот как «работает» на уроке метафора. Дети получаю карточки с заданием наполнить слово «осень» цветом, вкусом, запахом, звуком, используя метафору.
Осень – это… (цвет)
Осень – это … (вкус)
Осень – это … (запах)
Осень – это … (внешность)
Осень – это … (звук)
Осень – это … (переживание, связанное с осенью)
И вот что у нас получилось:
Осень – это золото, разноцветные гирлянды на деревьях.
Осень – это грибной суп и яблочный компот.
Осень – это фруктовые духи.
Осень – это шелковый платок.
Осень – это музыкальная шкатулка.
Осень – прощальный вальс листьев и птиц.
Д.Мамаев
Осень – это нежно-лиловая золотоволосая красавица.
Осень – это рябиновое пламя, привкус свежести на губах.
Осень – это запах грустного или звонко-мелодичного дождя.
Осень – это тихий шорох золотого листа.
Осень – это прощание со всем зеленым и красивое путешествие по рыжим морям. С.Горох
Осень – это праздник королевского пурпура.
Осень – это торжество зардевшихся рябин.
Осень – это свежесть росы.
Осень – это увядание природы.
Осень – это прощальные крики журавлей.
Осень – это далекий привет зимы.
Д.Козлов
Что же можно сказать в заключение? Подобная практика позволяет эффективно обучать родному языку, причем орфографическая и пунктуационная грамотность приходят параллельно и закрепляются успешнее, нежели при немотивированном тренинге – «натаскивании», как называют это иногда учителя. Качество знаний по русскому языку в моих классов стабильно растет.
Мои дети читают, а не «просматривают» книги, читают внимательно и вдумчиво, поэтому любой урок литературы я могу сделать «открытым».
Конечно, не все мои ученики имеют по русскому языку и литературе только «4» и «5». Но это, наверное, и не главное. Зато заметно выросла речевая культура ребят, они с удовольствием ходят на мои уроки, любят их.
Сказки, новеллы, эссе, басни, стихи, очерки, путевые заметки – с этими жанрами ребята знакомятся на кружке и активно претворяют их в жизнь, участвуя во всех районных и областных творческих конкурсах и получая дипломы и грамоты.
И самое главное: мои ученики – яркие, талантливые люди, интересные собеседники, очень творческие личности.
Закончить свое выступление мне хотелось бы словами К.Паустовского: «Если отнять у человека способность мечтать и творить, то отпадет одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего».
Список литературы
- Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 5, 6, 7 классах» - М. Просвещение, 2004
- Выготский Л.С. Мышление и речь. – 5-е изд., - М., 1999.
- Львова С.И. «Осторожно: художественный текст!» - журнал «Русская словесность» №3,1997 г.
- Панина Н. «Стихи Н.Матвеевой» - «Уроки литературы» №2, 2002
- Пахнова Т.М «Учимся медленно читать текст» - М. Просвещение, 1996
- Пахнова Т.М «Слово. Текст. Речевая среда» - учебно-методическое пособие.
- Журналы «РЯШ», «Русская словесность», «Литература в школе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ 9-Х КЛАССОВ
В задачи статьи входит анализ проблем, вызывающих наибольшие затруднения в подготовке, чтобы понять, какие ресурсы для повышения качества языкового образования необходимо задействовать....
«Кружковая работа в целях повышения общей языковой культуры учащихся»
Тема моего выступления «Кружковая работа в целях повышения общей языковой культуры учащихся». Своё выступление я хочу начать словами персидского философ...
Словарная работа на уроках русского языка - один из путей повышения языковой культуры учащихся
Статья, посвященная словарной работе на уроках русского языка...
Пути и способы повышения языковой активности обучающихся на уроках английского языка
Современная жизнь ставит перед учителем большие задачи: давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания, вырабатывать умение и навыки применять их на практике, формировать мировоззрение. Для ...
Пути и способы повышения языковой активности обучающихся на уроках английского языка
Современная жизнь ставит перед учителем большие задачи: давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания, вырабатывать умение и навыки применять их на практике, формировать мировоззрение....
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ 9-Х КЛАССОВ.
Новая форма итоговой аттестации пока ещё даёт больше вопросов, чем ответов. И один из них, самый главный, звучит так: как быстро и качественно, без ущерба для здоровья ученика и учителя подготов...
Формы и методы работы по повышению языковой культуры учащихся 1 – 11 классов
В последнее время остро встал вопрос о речевой культуре подрастающего поколения. Ведь для каждого школьника хорошо развитая речь – не только средство общения, но и двигатель интеллектуального ра...