Формы оценивания на уроках биологии
статья по теме
Одним из компонентов в технологии обучения являются контроль качества знаний и диагностика. Контроль качества знаний в соответствии с учебными целями осуществляется с использованием различных методов и приёмов. Например, тестирование, мозговой штурм, письменный ответ на вопросы, творческий проект и.т.д. Инструментом для определения качества знаний является оценивание. Оценивание является одним из основных движущих факторов в образовательном процессе. В процессе оценивания участвует не только учитель, но и студенты школы. Различные формы оценивания и сотрудничество учителя и студента в этом процессе способствует формированию микроклимата, сотрудничества и взаимопомощи в школе, в классе, снижает количество конфликтных ситуаций, учит студента объективно оценивать свои знания, адекватно реагировать на замечания, ошибки, допущенные им при выполнении различных видов работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_ocenivaniya.doklad.doc | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы оценивания на уроках биологии.
Современное образование ставит перед учителем и учащимися довольно сложные задачи: как участники образовательного процесса они должны, прежде всего, владеть приёмами программы общеучебных умений, обладать способностью продуктивно работать с информацией, творчески решать возникающие производственные и учебно-познавательные задачи. Поэтому и учителю и учащимся важно найти оптимальную технологию, которая будет способствовать решению поставленных задач. Использование технологий в педагогической деятельности позволяет снизить затраты на управлении, повысить его эффективность. Любая технология определяет последовательность отдельных шагов деятельности. Она привязана к данному конкретному виду деятельности и требует точного повторения её этапов.
В качестве технологических процедур выступают:
- целеполагание, т,е, чёткая и последовательная разработка целей обучения;
- отбор содержания, т.е. структруривание информации, подлежащей усвоению;
- выбор дидактических средств – от традиционных до современных информационных технологий обучения;
- контроль качества усвоения материала;
- диагностика, т.е. получение обратной связи с помощью определённых диагностических процедур.
Как мы видим, одним из компонентов в технологии обучения являются контроль качества знаний и диагностика. Контроль качества знаний в соответствии с учебными целями осуществляется с использованием различных методов и приёмов. Например, тестирование, мозговой штурм, письменный ответ на вопросы, творческий проект и.т.д. Инструментом для определения качества знаний является оценивание. Оценивание является одним из основных движущих факторов в образовательном процессе. В процессе оценивания участвует не только учитель, но и студенты школы. Различные формы оценивания и сотрудничество учителя и студента в этом процессе способствует формированию микроклимата, сотрудничества и взаимопомощи в школе, в классе, снижает количество конфликтных ситуаций, учит студента объективно оценивать свои знания, адекватно реагировать на замечания, ошибки, допущенные им при выполнении различных видов работ.
- Балльное оценивание проводится по государственному Национальному стандарту образования РК по пятибалльной системе. Оценивание основано на постоянных наблюдениях за достижениями студентов и оценивание их достижений на каждом этапе.
- Критериальное оценивание проводится согласно требований и дескрипторов (описания) критериального оценивания международной программы IB в группе предметов Science. Группа предметов Science включает три предмета: биология, химия, физика и имеют единые требования по критериальному оцениванию. Критерии: A, B, C, D, E, F. Каждый критерий применяется к определённому виду работ и оценивает соответствующие учебные навыки. Например, при выполнении эссе используются критерии А – один мир и В – коммуникация. При выполнении работ для определения уровня усвоения знаний по предмету, например, тест или контрольная работа, используется критерий С – научные знания и концепция. При выполнении исследовательских работ используются критерии: Д – научные исследования, Е – обработка данных, F – демонстрация эксперимента. Максимальное количество баллов по каждому критерию – 6.
Так, например, представлено описание критерия Е, с которым работает учитель при оценивании исследовательской работы.
Критерий Е: Обработка данных. Максимум 6 баллов.
Студенты должны систематизировать и обрабатывать данные.Студенты должны быть способны организовать и представить данные, посредством цифровых расчётов в виде диаграммы (таблицы, графики, чертежи) и вывести и объяснить соответствующие выводы.
Уровень достижений. | Дескриптор |
0 | Студент не достиг стандарта любым ниже перечисленным дескриптором. |
1 - 2 | Студент систематизирует и представляет данные, используя простые цифровые или диаграммные формы, и делает очевидные выводы. |
3 - 4 | Студент систематизирует и переводит данные в цифровые и диаграммные формы и представляет их в соответствующей форме передачи информации. Студент делает выводы, согласующиеся с данными. |
5 - 6 | Студент систематизирует и переводит данные в цифровые и диаграммные формы и представляет их логически и чётко, используя соответствующие формы передачи информации. Студент объясняет тенденции, структуру или взаимодействие данных, комментирует надёжность данных, делает чёткие выводы, основанные на правильной интерпретации данных, и объясняет их, используя научный подход. |
Критериальное оценивание вводится постепенно, начиная с первого уровня ( 6 класс ). Учащиеся знакомятся с дескрипторами (описанием). Например, в шестом классе учащиеся знакомятся с критериями С, E,F. В седьмом и восьмом классах ( 2 уровень) дополнительно вводится критерий В. А в девятых и десятых классах критерии А, D. Следовательно, к 10 классу (5 уровень) работы студентов оцениваются с использованием всех видов критериев.
- Вербальное оценивание. Мы – взрослые люди – любим, когда коллеги и руководители замечают наши успехи и начинания и по заслугам оценивают наш позитивный вклад в общее дело. Результат многочисленных научных исследований указывает на то, что для студентов различных классов ещё более, чем для взрослых, важна психологическая атмосфера, в которой они находятся. Отсюда простой вывод: поощряйте даже небольшой успех ученика при движении к цели, отмечайте добрым словом его личные достижения при изучении науки биологии, формируйте на уроке микроклимат сотрудничества и взаимопомощи. Постарайтесь сделать так, чтобы это всё стало стилем вашего существования в стенах школы. И тогда большинство ребят ответят вам уважением, любовью и желанием работать на уроке. Так, например, при подведении итогов или результатов проведённой какой-либо оценочной работы сначала отметьте имена студентов, чьи работы были выполнены на высоком и хорошем уровне. Имена студентов, чьи работы имеют средний и низкий уровень не рекомендуется называть, а лишь можно сказать о том, что данные работы требуют работы над ошибками или коррекции.
- Взаимооценивание используется при презентации творческих работ, например постеров, плакатов или коллажей. Студенты совместно с учителем определяют рубрики, по которым будет проводиться оценивание. Например, тема: «СПИД – чума 21 века» или «Туберкулёз – социальная проблема» Студенты готовят коллажи и презентуют их. Классом определены рубрики: научность, достоверность, оригинальность, содержание и т.д. Количество рубрик и их содержание может быть определено в соответствии с изучаемой темой. Рубрики записываются на доске. После завершения презентаций студенты оценивают друг друга. Это может быть представлено в письменной форме или устной. Данная форма оценивания позволяет сформировать умение у школьников объективно оценить и прокомментировать деятельность других, отметить при этом положительные и отрицательные стороны работы.
- Самооценивание не только позволяет студенту проводить самоконтроль, по возможности оценивать свои знания, учебные навыки, но и превращают его в субъект, заинтересованный в учении, саморазвитии, совершенстве. Самооценка учебной деятельности позволяет студенту чувствовать себя не только исполнителем каких – либо работ в его учебной деятельности, но и способствует формированию ответственности за полученный результат. Самооценивание на уроках биологии проводится в двух формах: критериальное, рефлексивное.
Критериальное самооценивание проводится студентами в целях оценивания своих достижений в соответствии с дескрипторами критериального оценивания международной программы IB в группе предметов Science (науки). Критериальное самооценивание может быть использовано при проведении различных видов письменных работ со студентами по предмету. Критериальное самооценивание оформляется в работе студента, где должен быть представлен комментарий учителя. Форма и оформление критериальной самооценки в работе студента может быть различной. Привожу пример оформления критериальной самооценки в тексте письменной работы студента.
Критерий С: научные знания и концепции.
Аспекты вашей работы
| Комментарии учителя | |
Критерии | Максимальное количество баллов - 6 | |
C
|
Для того, чтобы студенты могли ознакомиться с дескрипторами критериев и использовать их для самооценивания, командой учителей группы предметов Science разработано критериальное самооценивание учащихся, где в доступной форме представлена информация дескрипторов всех критериев. Представляю пример критериального самооценивания по критерию Е.
Критериальное самооценивание.
Критерий Е: обработка данных.
Уровень достижения | Дескриптор (описание) |
0 | Я не смог справиться с заданием. |
1 - 2 |
|
3 - 4 |
|
5 - 6
|
|
Рефлексивное самооценивание студентами используется :
- при выполнении работы по алгоритму;
- после завершения изучения темы (главы, раздела). Рекомендуется проводить перед проведением итоговой контрольной работы или тестировании.
- при работе в группе.
Представляю образец самооценки работы студента при изучении темы. Учебные навыки, представленные для самооценки определяются учителем в зависимости от изучаемой темы, от видов и форм деятельности, использованных при изучении темы.
Самооценивание работы по алгоритму на тему: _______________
Фамилия ________________________ Класс ____________________ Дата __________
Оцени, как ты справился с работой и объективно ответь на следующие вопросы:
Учебные навыки | Отлично | Хорошо | Среднее | Требует улучшения |
1. Моя способность найти информацию в учебнике и использовать её при выполнении заданий и ответах на вопросы. 2. Использование дополнительной литературы при изучении темы. 3. Моя сосредоточенность и прилежание при выполнении работы. 4. Моё умение работать самостоятельно. 5. Моё умение делать выводы и оСобщения.č 2. Моё ⑃мение оформить опорный конспект в тетради. 7. Моё умение работать со схемами и диаграммами. 8. Моё умение выполнять задания с применением логического мышления ( например, при решении биологических задач). 9. Уровень усвоения (понимания) изучаемой мною темы. |
Контроль качества знаний по результатам самооценивания и оценивание уровня знаний учителем можно представить в следующей последовательности действий.
- Индивидуальная работа студентов с карточкой по самооцениванию. Карточка предлагается каждому студенту, где он в течение 2 –3 минут ставит «галочки» или «+» в соответствующих графах: отлично, хорошо, среднее, требует улучшения.
- Оформление сводной таблицы. Затем учитель заносит данные самооценки студентов в сводную таблицу и анализирует её. Цветная таблица позволяет наглядно оценить уровень достижений студентов при изучении темы. Также в таблицу вносятся результаты итогового теста. При выполнении теста студенты провели самооценку, оформленную в работе. При проверке итогового контрольного теста учитель также критериально оценивает работу студента и вносит данные в таблицу.
- Анализ результатов сводной таблицы, обобщение, выводы.
Сводная таблица самооценки студентов в завершении изучении темы.
Предмет :Биология Класс 9M Учитель Михайлова М.В.
Тема: Nerve System Дата : 21.10.04
Фамилии студентов | Способность найти информацию в учебнике | Использование дополнительной лит-ры. | Сосредоточенность и прилежание | Умение работать самостоятельно | Умение оформить опорный конспект вттттттттттетртетради | Умение делать выводы и обобщения | Применение логического мышления | Умение работать со схемами и диаграммами | Уровень усвоения темы | Итог | |
Test Crittrion C | |||||||||||
Student | Teacher | ||||||||||
1. Алимбаев Айтей | 5 | 5 | |||||||||
2. Арымбаев Эльдар | 3 | 2 | |||||||||
3. Бижанов Нуржан | 5 | 4 | |||||||||
4. Газиева Джемма | - | 2 | |||||||||
5. Нурманбетова Мадина | 3 | 4 | |||||||||
6. Сагиева Азия | 3 | 4 | |||||||||
7. Савпиньски Арман | 4 | 5 | |||||||||
8. Туктарова Лена | |||||||||||
9. |
Комментарии: ______________________________________________________________________
______ отлично __________________________________________________________________
______ хорошо __________________________________________________________________
______ среднее __________________________________________________________________
______ требует улучшения _________________________________________________________
Сводная таблица позволяет сделать глубокий анализ, где учитель имеет возможность выявить умение студентов объективно оценить свои учебные навыки, а также уровень знаний по предмету при изучении определённой темы. Согласно представленной модели оценочной деятельности учитель имеет возможность спланировать коррекционные занятия со студентами.
Систематическое проведение данной формы самооценивания и её анализ позволит проследить динамику уровня знаний студентов при изучении предмета биологии за текущий учебный год, сделать соответствующие выводы. Информация может быть представлена родителям для ознакомления при индивидуальных встречах с учителем.
Далее представлен образец самооценивания работы студентов в группе, который позволяет оценить как работу группы в целом, так и участие каждого студента в ней. Учитель имеет возможность проанализировать и сделать соответствующие выводы и обобщение.
Лист самооценки работы в группе.
Тема:______________________________ Предмет:__________________________
Фамилия ___________________________ Класс: _______________ Дата: ______
- Оцени, как твоя группа справилась с работой, и поставь галочку в соответствующей колонке.
Отлично | Хорошо | Среднее | Требует улучшения |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. |
1.Распределение обязанностей среди членов группы.
2.Сотрудничество внутри группы.
3.Устная презентация.
4.Представление научного материала.
5.Представление комплекта пособий.
- Оцени своё участи в работе группы и объективно ответь на следующие вопросы.
Отлично | Хорошо | Среднее | Требует улучшение |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | |||
7. | |||
1. Понимание заданий и инструкций.
2.Моя активность в групповой работе.
3. Моё прилежание.
- Моя сосредоточенность на групповой работе.
- Моё участие в презентации.
- Я был полезен в команде.
- Я был (в какой роли):
Подведи итоги своей работы сегодня.
Над чем следует поработать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и формы оценивания на уроках Математики.
Тесты, контрольные работы, самостоятельные работы, практические работы, зачёты....
Статья "Нетрадиционные формы оценивания на уроках русского языка и литературы в соответствии с ФГОС"
Статья "Нетрадиционные формы оценивания на уроках русского языка и литературы в соответствии с ФГОС"...
Методы и формы оценивания на уроках русского языка и литературы
Методы: традиционные и нетрадиционныеФормыУстно:устный ответ (устные ответы на вопросы учебника и практикума «Читаем. Думаем. Спорим», раздела учебника «Размышляем о прочитанном&raqu...
Форма оценивания на уроках ИЗО
Форма оценивания на уроках ИЗО...
Организация системно-деятельностного подхода и формирующего оценивания на уроках биологии-химии.
laquo;Если мы будем учить сегодня так , как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» Джон Дьюи И с этим трудно не согласится , на основе требований ФГОС, приходится мен...
Методы и формы оценивания на уроках математики
Опираясь на рекомендации, учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке у...
Методы и формы оценивания на уроках русского языка и литературы
Методы и формы оценивания на уроках русского языка и литературы...