Презентация. Тема: Развитие и коррекция речи как одно из приоритетных направлений дошкольного образовательного учреждения.
презентация к уроку по теме
Развитие речи является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. Каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно выражать свои мысли.В настоящее время отмечается резкий рост речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Необходимо организовывать коррекционную работу в логопедических группах, где дети получат квалифицированную помощь не только учителя-логопеда, но и специально обученных воспитателей. Правильная речь-один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_i_korrektsiya_rechi_prezentatsiya_tn.pptx | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дошкольное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Система дошкольного образования представляет собой гибкую многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений , которые предоставляют широкий спектр услуг с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, потребностей семьи и общества в целом.
Ведущий процесс в ДОУ -образовательный С очетает в себе 3 функции: Ø воспитывающую; Ø обучающую; Ø развивающую.
Основные задачи дошкольных образовательных учреждений П о мнению В.Н.Гурова: Ø охрана жизни и укрепление здоровья детей; Ø обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка; Ø осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка; Ø приобщение детей к общечеловеческим ценностям; Ø взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.
Осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка. Согласно диагностике в ДОУ до 60% детей имеют те или иные проблемы: Ø различные речевые нарушения; Ø нарушения слуха; Ø гиперактивность и дефицит внимания; Ø двуязычие (билингвизм).
Развитие речи является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве Развитие речи рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. Экономические, социальные, экологические мероприятия, проводимые в обществе, не привели к снижению количества детей с проблемами. В каждой возрастной группе, начиная со 2-ой младшей группы, мы встретим детей с той или иной проблемой, чаще всего это дети с задержкой речевого , психического развития.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка Это время становления и развития всех сторон речи: Ø фонетической; Ø лексической; Ø грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
Основные задачи развития речи дошкольников В оспитание звуковой культуры речи (ЗКР), обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идёт постепенное усложнение содержания речевой работы , меняются методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, которые необходимо решать параллельно и своевременно.
Диалогическая речь детей-дошкольников В дошкольном возрасте ребёнок овладевает, прежде всего, диалогической речью , которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но не приемлемы в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речи, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделённых по смысловому типу на описания, повествования, рассуждения
Уникальная роль родного языка в становлении личности ребёнка-дошкольника Каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно выражать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика, мышление ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, чёткой, логичной речи. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его развития .
Р езкий рост речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Среди всех речевых дефектов «Общее недоразвитие речи» и «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи» являются самыми распространёнными. Устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекционной работы , которая предполагает развитие всех компонентов языковой системы : Ø звукопроизношение; Ø обогащение словаря; Ø грамматического строя речи; Ø умения говорить выразительно; Ø способности связно выстраивать речь.
Проблемы детской речи Ø односложная, состоящая из простых предложений, речь; неспособность грамматически правильно строить распространённое предложение; Ø бедность речи; недостаточный словарный запас; Ø употребление в речи нелитературных слов и выражений; Ø бедность диалогической речи; неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ; Ø неспособность построить монолог; Ø отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; Ø отсутствие навыка культуры речи: неумение использовать интонацию , регулировать громкость голоса, темп речи ; Ø плохая дикция.
Правильная речь – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Многие дети не могут успешно справиться с данными проблемами самостоятельно. Достигая 4-5летнего возраста, дети сами начинают замечать изъяны собственной речи и чаще всего болезненно их переживают . Это выражается в стеснении говорить, избегании слов с неправильно произносимыми звуками, в раздражительном поведении и нежелании посещать детский сад, а в последствии и школы. У детей возникает ощущение собственной неполноценности, боязни насмешек и «поправок» со стороны других детей или взрослых. И здесь на помощь детям и родителям должен прийти специалист. Именно учитель-логопед, обследовав уровень речевого развития ребёнка, составит индивидуальный план коррекционной работы по преодолению психо-речевой патологии.
поэтапное восстановление пробелов в развитии речи детей только в тесной взаимосвязи логопедов, воспитателей, профильных специалистов и родителей Ряд учёных (Р.Е.Левина, С.С. Ляпидевский , Р.Ф.Спирова и др.) указывают на то, что у детей с ТНР в связи с несформированностью речевых процессов отстают в развитии и другие высшие психические функции, что сказывается на качестве усвоения программы, влияет на последующее развитие детей, на их социальную адаптацию. Следовательно, необходимо поэтапно восстанавливать пробелы в развитии детей только в тесной взаимосвязи логопедов, воспитателей, профильных специалистов и родителей с учётом: Ø вида психо-речевой патологии и уровня речевого недоразвития; Ø особенностей психического развития детей с тяжёлой речевой патологией; Ø характерологических особенностей дошкольников с речевыми нарушениями.
Проблемы на данном этапе Отсутствие в штате многих ДОУ учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов. Это создаёт трудности в организации качественной подготовки детей с проблемами в речевом развитии к школе. Опыт показывает, что в условиях обычного детского сада, где нет логопеда, трудно добиться более эффективных результатов и помочь всем детям раскрыть свой потенциал , в данном случае, речевой.
Решение данной проблемы Решение проблем – это ежедневные занятия коррекционной направленности с учителем-логопедом. А для этого необходимо в ДОУ организовывать коррекционную работу именно в логопедических группах, где дети смогут получить квалифицированную помощь не только учителя-логопеда, но и воспитателей, специально обученных для работы с детьми , имеющими отклонения в речевом развитии.
Коррекционная работа в ДОУ должна проводиться в тесном взаимодействии со всеми сотрудниками Коррекционная работа в ДОУ должна проводиться в тесном взаимодействии со всеми сотрудниками: воспитатели, помощники воспитателей, музыкальный руководитель, инструктор по физвоспитанию . Создание условий для работы над речевыми недостатками детей рассматривается как один из важных компонентов деятельности педагогов. Работа в этом направлении должна осуществляться, начиная с младшего возраста. Но основную коррекционно-развивающую работу должен проводить учитель-логопед. Во время проведения специально-организованной деятельности он использует как фронтальную, так и индивидуальную формы работы.
Роль родителей в речевом развитии ребенка В соответствии с Федеральными Государственными Требованиями родители являются первыми учителями своих детей, поэтому они также обеспечивают реализацию речевого развития. Но в каждой семье по-разному относятся к ребёнку, который плохо говорит. Некоторые родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам. Наша задача, как педагогов, обеспечить родителям возможность участвовать в образовательном процессе . С этой целью необходимо использовать активные формы взаимодействия. Всё это стимулирует речевую активность детей. Проведение собраний, консультаций , индивидуальных бесед, тренингов, мастер-классов помогают сформировать у родителей знание о необходимости формирования и развития правильной речи детей.
Преемственность работы ДОУ и школы Преемственность ДОУ и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития, которое отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Как показывает практика, если ребёнок не получил квалифицированную помощь логопеда в ДОУ, то он с речевыми проблемами переходит на следующие этапы обучения , т.е. в школу. А следовательно, младший школьник встречается сразу с проблемами письма и чтения ( дисграфия и дислексия ) не только в начальном звене, но и в среднем. Актуальность проведения логопедической работы, направленной на профилактику дисграфии , подтверждена значительным ростом нарушений письма у младших школьников, требованиями школьной программы к темпу усвоения основных учебных навыков в свете новых ФГОС
Логопедическая работа с детьми с ОНР, ФФНР Логопедическую работу с детьми с ОНР, ФФН по предупреждению дисграфии необходимо проводить систематически . На основе анализа структуры речевого нарушения, учёта сохранных и компенсаторных возможностей дошкольника учитель-логопед решает следующие задачи коррекционного обучения по профилактике дисграфии : Ø формирование правильного звукопроизношения и уточнение артикуляции звуков; Ø развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, фонематических представлений; Ø расширение словарного запаса, обогащение активного словаря; Ø совершенствование пространственно-временных ориентировок; Ø подготовка к обучению грамоте; Ø развитие мелкой моторики; Ø развитие конструктивного праксиса ; Ø развитие высших психических функций.
Необходимость логопедической помощи в дошкольных образовательных учреждениях детям с проблемами в развитии речи Таким образом, можно говорить, что проблема преемственности является также актуальной в нашем образовании на сегодняшний день. В настоящее время учителю-логопеду, который является начальной ступенькой на лестнице коррекции, в одиночку очень трудно справиться с этой задачей. Необходимо полное взаимодействие воспитателей, психологов, логопедов и, конечно, семьи. А это значит, что в дошкольных образовательных учреждениях логопедическая помощь детям с проблемами в развитии речи необходима. И это направление в ДОУ должно быть приоритетным.
Решение В условиях модернизации (преобразовании) дошкольного образования необходимо создать оптимальные условия для развития и коррекции речи в ДОУ, обеспечивая непрерывное педагогическое воздействие и успех в овладении детьми норм родного языка.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая лекция "Развитие творческих способностей школьников как одно из приоритетных направлений государственной образовательной политики"
В статье рассматриваются особенности развития творческих способностей школьников, дается краткая история понятия "креативность", названы параметры оценки креативности с точки зрения современной ...
«Качество образования как одно из приоритетных направлений развития школы»
«Качество образования как одно из приоритетныхнаправлений развития школы»...
Тезисы на тему "Физическое развитие - одно из приоритетных направлений развития дошкольников в контексте введения ФГОС ДО"
Выступление на районной научно-практической конференции (февраль 2016 г.)...
Выступление на районном семинаре по теме: «Методика работы по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных организациях городского округа Луховицы»
Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улиц...
Профессиональное самоопределение школьников как одно из приоритетных направлений в современном образовательном процессе
Одним из факторов в решении проблем профессиональной ориентации и дальнейшей социализации выпускников школы является трудовое обучение и воспитание в педагогическом процессе. Каждый год сотни тысяч юн...
Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка как одно из приоритетных направлений современного образования школьников.
Необходимо изменить приоритеты в сфере школьного образования: на первом плане должна быть ориентация на формирование «ключевых компетенций» и «функциональной грамотности»...
Отчет по профессиональному развитию «Дефектологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении в условиях инклюзивного образования».
Отчет по профессиональному развитию «Дефектологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении в условиях инклюзивног...