Доклад «Повышение качества образования - приоритетное направление школьной образовательной политики»
статья по математике
Качество образования “задает” качество жизни человека и общества, ибо оно определяется не только качеством ЗУН, но и качеством личностного, мировоззренческого, гражданского развития подрастающего поколения и его эмоционально-ценностного ориентирования в окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovet.docx | 51.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Повышение качества образования - приоритетное направление школьной образовательной политики»
Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, внедрение принципов развивающего обучения и личностно - деятельностного подхода к обучению.
С развитием в российском обществе толерантного отношения к детям с проблемами в психофизическом развитии, на первый план выходит проблема подготовки таких детей к самостоятельной жизни. Необходимым является признание прав ребенка с интеллектуальными нарушениями, его потребностей и интересов. Создание условий для раскрытия способностей каждого ученика, воспитания порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, способной к самосовершенствованию, саморазвитию, умеющей самостоятельно ставить и достигать цели, принимать решения в разных жизненных ситуациях, а также оказание необходимой помощи в выборе будущей профессиональной деятельности.
Приоритетными направлениями школьной образовательной политики являются:
- развитие благоприятной и мотивирующей на учебу атмосферы в школе;
- обучение учащихся навыками самоконтроля, самообразования, формирования универсальных учебных действий:
- создание развивающей образовательной среды на основе внедрения современных образовательных технологий;
- активизация деятельности педагогического коллектива по реализации инновационных программ;
- развитие творческих способностей детей;
- совершенствование работы, направленной на сохранение и укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса и привитие навыков здорового образа жизни;
- обеспечение благоприятных условий для гармоничного развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- школа призвана способствовать поддержанию личности воспитанника в различных жизненных обстоятельствах;
- основной ценностью образования является не столько сумма знаний, которую приобретает в стенах школы ученик, сколько его компетентность в различных видах деятельности, а также умение самостоятельно решать проблемы;
- необходимо развивать инициативу и самостоятельность учащихся в урочных и во внеурочных видах деятельности; вовлекать в проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности;
- образовательный процесс необходимо строить так, чтобы он обеспечивал психологически комфортные условия обучения для всех школьников на основе возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей и возможностей обучающихся;
- повышение качества образования;
- подготовка обучающихся к итоговой аттестации;
- результаты образования должны обеспечить успешную жизнедеятельность выпускника школы в условиях быстро меняющегося мира.
Качество образования – одно из приоритетных направлений школьной образовательной политики.
Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить основные показатели эффективности деятельности школы:
- уровень обученности обучающихся;
- уровень выполнения стандартов образования;
- готовность учеников к продолжению образования;
- уровень воспитанности обучающихся;
- состояние здоровья детей;
- уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе.
Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но показатель качества обученности обучающихся был и остается первым и основным при оценке эффективности деятельности школы на сегодняшний день. Контроль качества знаний (КЗ) – выполняет три функции присущие процессу обучения в целом, и имеет чётко выраженное образовательное, воспитательное и развивающее значение. Обучающее значение его выражается в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Постоянная проверка приучает обучающихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретённых знаний и умений. У обучающихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиваться лучших результатов. Результаты обучения должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
Причины снижения качества знаний зависят от ученика, учителя и контроля родителей. Среди таких причин можно назвать следующие:
- преобладание пассивных форм обучения (фронтальная, коллективная работа) над активными формами обучения (проектная, исследовательская деятельность, дискуссии, системно -деятельностный подход и т.д.);
- отсутствие единства требований к ответам ученика;
- слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребенка;
- отсутствие у учеников видения перспективы применения своих знаний в будущей жизни;
- отсутствие мотивации к обучению;
- пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин;
- отсутствие контроля посещаемости уроков со стороны родителей и со стороны педагогов.
Одним из способов повышения качества знаний обучающихся является качественная организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если превратим урок в стихийный процесс. Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и обучающимися, реакция учителя на те или иные поступки обучающихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и электронных образовательных ресурсов – всё это влияет на образовательный результат деятельности обучающихся. Задача учителя – всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Педагог должен помнить, что интересней полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовить материал для уроков.
Чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования –применение учителем различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения и учения школьников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости школьников. И здесь главной является педагогическая помощь и поддержка. Поддержка основывается на трех принципах педагогической деятельности по Ш.А. Амонашвили:
1) знать и любить детей;
2) очеловечивать среду, в которой они живут;
3) проживать в ребенке свое детство.
Предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (решения проблем), мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении.
Важное в этой ориентации – формирование механизмов самообучения и самовоспитания, максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого, учет индивидуальных особенностей личности ребенка.
Главное сегодня – это вернуть закон активного учения в школу. Как это сделать? Педагог должен четко представить различие между обучением и учением, стремиться создавать условия для успешного учения, целью которого есть – формирование системы знаний, умений, навыков, отвечающих существующим нормам и потребностям ученика (в отличие от цели обучения – формирование системы знаний, умений, навыков в соответствии с заданными стандартами, нормативными документами).
Основным стержнем современной образовательной политики является обеспечение приоритета интересов личности, гуманизация образования. Из системы, обеспечивающей интересы тоталитарного государства, образование превращается в систему, удовлетворяющую интересы обучающихся, семьи, различных общественных групп, объединений.
Еще Киплинг писал: “Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно” Качество образования “задает” качество жизни человека и общества, ибо оно определяется не только качеством ЗУН, но и качеством личностного, мировоззренческого, гражданского развития подрастающего поколения и его эмоционально-ценностного ориентирования в окружающем мире. Отсюда проблема качества образования должна рассматриваться с позиции прежде всего человеческой и социальной ценности образования, т.к. полноценное образование, полученное человеком, позволяет ему не только овладеть определенными знаниями о природе, человеке, обществе, но и познать самого себя, проявить в последствии себя в качестве гражданина, семьянина, труженика.
В нашей школе имеются все условия для того, чтобы качество образования обучающихся было на должном уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая лекция "Развитие творческих способностей школьников как одно из приоритетных направлений государственной образовательной политики"
В статье рассматриваются особенности развития творческих способностей школьников, дается краткая история понятия "креативность", названы параметры оценки креативности с точки зрения современной ...
Итоговая работа слушателя курсов повышения квалификации по программе "Основные направления региональной образовательной политики в контектсе модернизации российского образования"
Проект по работе с детьми с ОВЗ...
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
по теме:«Развитие самостоятельности обучающихся посредством игровых технологий на уроках химии»...
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Итоговая работапо модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ«Осно...
Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования Тема: Развитие уровня коммуникативной компетенции на уроках английского языка.
Новые требования общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной де...
Итоговая работа по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» на тему «Средства патриотического воспитания школьников во внеурочной деятельности».
Итоговая работа по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» на тему «Средства патриотического воспитания ш...