Анализ методик изучения уровня воспитанности учащихся.
статья по теме
Приведены примеры методик для изучения уровня воспитанности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodiki_urovnya_vosp._uchashch.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
«Анализ методик изучения уровня воспитанности учащихся»
руководитель ШМО: Меньшикова М.В.
МБОУ «Гимназия №12» г. Белгорода
Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных педагогических задач невозможно. Однако, отказавшись от изучения эффективности воспитательного процесса, дети будут обречены на стихийное существование и развитие.
Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:
- конкретизировать цели воспитательной работы;
- дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;
- обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;
- обосновать выбор содержания и методов воспитания;
- соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом;
- видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.
Чтобы правильно определить уровень воспитанности учащихся
важно правильно подобрать методику для оценки его воспитанности.
Подбор критериев и показателей является важным этапом, так как на нем определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности процесса воспитания обучающихся.
Выделяется при диагностических процедурах четыре уровня воспитанности:
- Высокий уровень: личность способна к саморазвитию, отличается самостоятельностью в общении и деятельности.
- Достаточный уровень: у ребенка, в основном, сформированы внутренние регуляторы поведения, но ему нужна помощь в критических ситуациях.
- Низкий уровень: личность остановилась в своем развитии, без педагогической поддержки не способна к самосовершенствованию.
- Неудовлетворительный уровень: саморазрушающаяся личность, склонная к асоциальному поведению.
Примерные методики изучения уровня воспитанности классного коллектива
Диагностические методики исследования воспитанности учащихся 5-11 классов (М.Н. Нечаев)
Методика № 1 «Сфера интересов»
Цель: изучение широты сфер интересов учащихся, выраженности интересов к активным видам деятельности, общению, развлечению, творчеству.
Инструкция.
Учащимся предлагается по пятибалльной системе оценить сферы их интересов.
1 б. – сфера не значима для учащегося
2 б. – сфера малозначима
3 б. – сфера средней значимости
4 б. – сфера значима
5 б. – сфера очень значима
Напротив номера называемой сферы ставится ответ цифрой, соответствующей выбору ученика.
Текст методики
- Телевидение, радио 13. Самовоспитание личности
- Общение в семье 14. Общение с друзьями
- Учеба 15. Живопись, рисование, лепка, макраме и т.д.
- Спорт, занятия физической культурой 16. Походы
- Общение с противоположным полом 17. Экскурсии, краеведение
- Домашний труд 18. Техническое творчество
- Общение с педагогом, с руководителем 19. Общение с природой
- Музыка любая 20. Чтение художественной литературы (вне программы)
- Бизнес 21. Изготовление своими руками каких-либо изделий, предметов
- Кино 22. Другие виды творческой деятельности (поэзия, проза, моделирование, биологические опыты и т.д.)
- Коллектив класса, крупы 23. Занятие без особой цели - ничегонеделание
- Одежда
Обработка результатов по методике «Сфера интересов»
Данные по классу представляются в виде таблице, где плюсами отмечаются те интересы, где ребенок поставил 5 или 4 балла. В конце каждой колонки подсчитывают проценты, например: общение с друзьями: все ученики поставили по 5 или 4 балла, у каждого мы проставляем плюс, а затем обозначаем это за 100%, а если 2 человека поставили по 3 балла, значит: 2 делим на количество отвечавших и умножаем на 100% - получаем процент. Так по каждой колонке. В конце подсчитываем результат по классу: складываем все проценты и делим на количество колонок (т.е. 23).
Ф.И. ученика | общение с друзьями | общение в семье | общение с учителями | общение с противопол. полом | общение с природой | учеба | спорт | домашний труд | бизнес | живопись, лепка, макраме | техническое творчество | изготовление своими руками | др. виды творческой деят. | походы | экскурсии, краеведение | самовоспитание личности | коллектив класса | телевидение, радио | музыка | кино | одежда | чтение худ. лтератур. | ничегонеделание |
14 | 2 | 7 | 5 | 19 | 3 | 4 | 6 | 9 | 15 | 18 | 21 | 22 | 16 | 17 | 13 | 11 | 1 | 8 | 10 | 12 | 20 | 23 | |
ОБЩЕНИЕ | ТРУДОЕМКИЕ, АКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | РАЗВЛЕЧЕНИЯ | |||||||||||||||||||||
1. Желтобрюхов Коля | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
90-100% - очень высокий интерес
75-90% - высокий
50-75% - средний ; 50% - низкий
Методика № 2 «Самоанализ личности»
Цель: методика позволяет оценивать уровень проявления социально ценных качеств личности
Инструкция.
Учащимся предлагается по пятибалльной шкале оценить вопрос, что больше всего подходит к нему..
1 – неверно
2 – скорее верно
3 – когда как
4 – в целом верно
5 - верно
Напротив номера называемого вопроса ставится ответ цифрой, соответствующей выбору ученика.
Текст методики
- Уважительно отношусь к большинству людей, к членам группы. 13. Мне совестно, если я поленился помочь родителям или товарищу.
- Развиваю в себе способность видеть трудности других людей, активно помогаю им. 14. Недовольство собой заставляет меня бороться со своими недостатками.
- Готов (а) поступиться своими интересами ради интересов коллектива. 15. Ответственно отношусь к делам группы, класса, переживаю за общий успех.
- Помогаю сверстникам, не ожидая взамен похвалы и наград. 16. Проявляю сочувствие ребятам, у которых что-то не получается.
- Хочу, чтобы мой труд приносил пользу обществу. 17. Выполняю любую, даже неприятную работу, если она приносит пользу людям.
- Всегда бережно отношусь к предметам, сделанным руками человека. 18. Бережно отношусь к окружающей природе, животным, растениям, водоемам и т.д.
- В любом деле стремлюсь к достижению наилучших результатов. 19. Мне присуща тщательность, добросовестность в любом деле.
- Стремлюсь самостоятельно справляться с трудностями в работе. 20. Люблю самостоятельную, трудную работу.
- Часто изобретаю свой подход к делу. 21. Любую работу стремлюсь сделать интересной и полезной для себя и для других.
- Люблю предлагать и осуществлять новые дела. 22. Нравится осваивать новые виды деятельности, новые умения, навыки.
- Я – целеустремленный человек. 23. Я привык выделять в делах главное и не отвлекаться на постороннее.
- Умею длительно работать с полной отдачей сил. 24. Умею сохранять выдержку и терпение в конфликтах с людьми.
Обработка результатов по методике «Самоанализ личности»
Данные по классу представляются в виде таблице
Ф.И. ученика | активность нравственной позиции | коллективизм | гражданственность в труде | трудолюбие | творческая активность | волевые качества | итоговый | ||||||||||||
уважение к людям | стремление к нравственному самовоспитанию | средний балл | ответственность перед коллективом | чуткость и взаимопомощь | средний балл | осознание значимости своего труда для общества | бережное отношение к результатам труда, к природе | средний балл | добросовестность | самостоятельность в преодолении трудностей | средний балл | стремление к улучшению процесса работы | стремление к новому, инициатива | средний балл | целеустремленность | настойчивость и самообладание | средний балл | ||
1. Желтобрюхов Коля | 5 | 6 | 2,8 | 6 | 8 | 3,5 | 3 | 4 | 1,8 | 7 | 5 | 3 | 3 | 6 | 2,3 | 6 | 3 | 2,3 | 2,61 (н) |
Ключ к методике
Уважение к труду - складываются ответы на вопросы 1 и 13 – записываются в первую колонку; стремление к нравственному самовоспитанию – складываются ответы на вопросы 2 и 14, высчитывается средний балл: складываются числа первой и второй колонки и делятся на четыре. И так по каждому фактору.
Ответственность перед коллективом – 3 и 15; чуткость и взаимопомощь – 4 и 16.
Осознание значимости своего труда для общества – 5 и 17; бережное отношение к результатам труда, к природе – 6 и 18.
Добросовестность – 7 и 19; самостоятельность в преодолении трудностей – 8 и 20.
Стремление к улучшению процесса работы – 9 и 21; стремление к новому, инициатива - 10 и 22.
Целеустремленность – 11 и 23; настойчивость и самообладание – 12 и 24.
Затем подсчитывается итоговый уровень по каждому ребенку: складывается средний балл по каждому параметру и делится на 6.
В конце подсчитывается итоговый уровень по классу: складывается итоговый уровень по каждому ребенку и делится на количество отвечавших.
Методика № 3 «Я – лидер»Цель: изучение операционных коммуникативных умений учащихся.
Инструкция.
Учащимся предлагается оценить вопрос, что больше всего подходит к нему.
4 - полностью согласен 3 скорее согласен, чем не согласен 2 – трудно сказать 1– скорее не согласен, чем согласен 0 – полностью не согласен
Напротив номера называемого вопроса ставится ответ цифрой, соответствующей выбору ученика.
Текст методики
- Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях. 25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
- Мои действия направлены на достижение понятной мне цели. 26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
- Я знаю, как преодолевать трудности. 27. Не существует проблем, которые я не могу решить.
- Люблю искать и пробовать новое. 28. Принимая решения, перебираю различные варианты.
- Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей. 29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
- Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело. 30. Я умею правильно подобрать людей.
- Мне трудно добиться того, чтобы все хорошо работали. 31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.
- Все знакомые относятся ко мне хорошо. 32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
- Я умею распределять свои силы в учебе и труде. 33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
- Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу в жизни. 34. Я никогда не поступлю так, как другие.
- Я хорошо планирую свое время и работу. 35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.
- Я легко увлекаюсь новым делом. 36. Я никогда не поступал так, как другие.
- Мне легко установить нормальные отношения с товарищем. 37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
- Организую товарищей, стараюсь заинтересовать их. 38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.
- Ни один человек не является для меня загадкой. 39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.
- Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными. 40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
- Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим. 41. Никто и никогда не испортит мне настроение.
- Для меня важно достижение цели. 42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
- Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи. 43. Решая проблемы, использую опыт других.
- Я готов рисковать, чтобы испытать новое. 44. Мне интересно заниматься однообразным делом.
- Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее. 45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
- У меня всегда все получается. 46. Я умею контролировать работу моих товарищей.
- Хорошо чувствую настроение своих товарищей. 47. Умею находить общий язык с людьми.
- Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей. 48. Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.
Обработка результатов по методике «Я– лидер»
Данные по классу представляются в виде таблице
Ф. И. ученика | искренность в самооценке (7-10 б) | умение управлять собой | осознание цели | умение решать проблемы | наличие творческого подхода | влияние на окружающих | знание правил организаторской работы | организаторские способности | умение работать с группой | итоговый уровень |
1. Желтобрюхов Коля | 16 | 12 | 18 | 16 | 16 | 16 | 16 | 13 | 17 | 15,5 (с) |
Подсчитывается сумма очков по следующим качествам: искренность в самооценке – ответы на вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41; умение управлять собой – 1, 9, 17, 25, 33, 41; осознание цели – 2, 10, 18, 26, 34, 42; умение решать проблемы – 3, 11, 19, 27, 35, 43; наличие творческого подхода – 4, 12, 20, 28, 36, 44; влияние на окружающих – 5, 13, 21, 29. 37, 45; знание правил организаторской работы – 6, 14, 22, 30, 38, 46; организаторские способности – 7, 15, 23, 31, 39, 47; умение работать с группой – 8, 16, 24, 32, 40, 48.
Выводится итоговый уровень по каждому ребенку: складываются все баллы и делятся на 9.
Выводится итоговый уровень по классу: складывается итоговый уровень по каждому ребенку и делится на количество отвечавших.
Если сумма по качеству меньше 10, то оно развито слабо.
Методика № 4 «Направленность личности»
Цель: определение личностной направленности учащихся.
Инструкция.
На каждый пункт опросника возможны три ответа, обозначаемых буквами А, Б, В. Вам нужно выбрать тот ответ, который более всего выражает ваше мнение.
Текс методики
- Больше всего удовлетворения в жизни дает:
А – оценка работы;
Б – сознание, что находишься среди друзей;
В – сознание того, что работа выполнена хорошо.
2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:
А – известным игроком;
Б – выбранным капитаном команды;
В – тренером, который разрабатывает тактику игры.
3. Лучшими преподавателями являются те, которые:
А – имеют индивидуальный подход;
Б – создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказывать свою точку зрения;
В – увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему.
4. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:
А – не скрывают, что некоторые люди им несимпатичны;
Б – вызывают у всех дух соперничества;
В – производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.
5. Я рад, что мои друзья:
А – всегда верны и надежны;
Б – помогают другим, когда для этого представляется случай;
В – интеллигентны и у них широкие интересы .
6. Лучшими друзьями считаю тех:
А – на которых можно надеяться;
Б – с которыми хорошо складываются взаимные отношения;
В – которые могут больше, чем я.
7. Я хотел бы стать известным, как те, кто:
А – может сильно любить;
Б – отличается дружелюбием и доброжелательностью;
В – добился жизненного успеха.
8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:
А – опытным летчиком;
Б – начальником отдела;
В – научным работником.
9. Когда я был ребенком, я любил:
А – когда меня хвалили;
Б – игры с друзьями;
В – успехи в делах.
10. Больше всего мне не нравится, когда:
А – меня критикуют;
Б – в коллективе ухудшаются товарищеские отношения;
В – встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи.
11. Основная роль гимназии должна заключаться в:
А – развитии индивидуальных способностей и самостоятельности;
Б – воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми;
В – подготовке учеников к работе по специальности.
12. Мне не нравятся коллективы, в которых:
А – человек теряет индивидуальность в общей массе;
Б – недемократическая система;
В – невозможно проявлять собственной инициативы.
13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:
А – для обеспечения отдыха;
Б – для общения с друзьями;
В – для любимых дел и самообразования.
14. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:
А – мои усилия достаточно вознаграждены;
Б – работаю с симпатичными людьми;
В – у меня работа, которая меня удовлетворяет.
15. Я люблю, когда:
А – другие меня ценят;
Б – приятно провожу время с друзьями;
В – чувствую удовлетворение от выполненной работы.
16. Если бы обо мне писали в газетах, мне бы хотелось, чтобы:
А – похвалили меня за мою работу;
Б – сообщили о том, что меня выбрали в Совет гимназистов;
В – отметили дело, которое я выполнил.
17. Лучше всего я учился бы, когда преподаватель:
А – имел ко мне индивидуальный подход;
Б – вызвал дискуссию по разбираемым вопросам;
В – стимулировал меня на более интенсивный труд.
Обработка результатов по методике «Направленность личности»
Данные по классу представляются в виде таблице
Ф. И. ученика | на себя (а) | на общение (б) | на дело (в) | на себя и общение (аб) | на себя и дело (ав) | на общение и дело (бв) |
1. Желтобрюхов Коля |
Подсчитывается количество ответов с одинаковыми буквенными обозначениями по всем вопросам и определяется преобладающая направленность.
Например:
С ответами А – 10
С ответами Б – 4
С ответами В – 7
С ответами АБ – 14
С ответами АВ – 17
С ответами БВ - 11
Отмечаем в таблице: направленность личности на себя, т.к. с ответами А больше всего (10) и направленность личности на себя и дело, т.к. с ответами АВ – 17.
Затем подсчитывается процент: сколько % направленность на себя, на общение, на дело, на себя и общение, на себя и дело, на общение и дело. Количество ответов делится на количество отвечавших и умножается на 100%.
Методика № 5 «Уровень самоуправления в ученическом коллективе»
Цель: определение уровня развития ученического самоуправления
Инструкция.
Учащимся предлагается оценить вопрос, что больше всего подходит к нему..
4 - да
3 скорее да, чем нет
2 – трудно сказать
1 – скорее нет, чем да
0 – нет
Напротив номера называемого вопроса ставится ответ цифрой, соответствующей выбору ученика.
Текс методики
- Считаю для себя важным, чтобы коллектив моего класса работал лучше.
- Вношу предложения по совершенствованию работы класса.
- Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.
- Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.
- Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.
- У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися.
- Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди учащихся класса.
- Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.
- Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.
- своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.
- Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.
- Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.
Обработка результатов по методике «Уровень самоуправления в ученическом коллективе»
Результаты заносятся в таблицу
Ф.И. ученика | включенность учащихся в самоуправленческую деятельность | организованность классного коллектива | ответственность членов коллектива за его дела | итоговый | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | итого | 5 | 6 | 7 | 8 | итого | 9 | 10 | 11 | 12 | итого | ||
1. Желтобрюхов Коля | 2 | 3 | 2 | 3 | 10 | 4 | 3 | 3 | 4 | 14 | 3 | 3 | 2 | 4 | 12 | 36 |
Баллы по каждому ответу заносятся в данную таблицу, затем складываются первых четыре ответа и выводится итог, потом вторые четыре ответа - итог и последние четыре ответа – итог.
Затем все ответы складываются, и получается итог по каждому ребенку, следующий шаг – подсчет уровня по классу в целом: складываются все итоговые ответы учеников, делятся на количество опрашиваемых детей и делятся на 16.
Уровни:
0,1-0,4 – низкий
0,5-0,8 – средний
0,9 – высокий
Бланки ответов
Фамилия, имя ученика __________________________________________
Методика № 1 «Сфера интересов»
1 б. – сфера не значима для учащегося 2 б. – сфера малозначима 3 б. – сфера средней значимости 4 б. – сфера значима 5 б. – сфера очень значима | ||||||||||||||||||||||
Номера вопросов | ||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
Методика № 2 «Самоанализ личности»
1 – неверно 2 – скорее верно 3 – когда как 4 – в целом верно 5 - верно | |||||||||||||||||||||||
Номера вопросов | |||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
Методика № 3 «Я – лидер»
4 - полностью согласен 3 скорее согласен, чем не согласен 2 – трудно сказать 1 – скорее не согласен, чем согласен 0 – полностью не согласен | |||||||||||||||||||||||
Номера вопросов | |||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |
Методика № 4 «Направленность личности»
1 | а | б | в | 5 | а | б | в | 9 | а | б | в | 13 | а | б | в | 17 | а | б | в |
2 | а | б | в | 6 | а | б | в | 10 | а | б | в | 14 | а | б | в | ||||
3 | а | б | в | 7 | а | б | в | 11 | а | б | в | 15 | а | б | в | ||||
4 | а | б | в | 8 | а | б | в | 12 | а | б | в | 16 | а | б | в |
Методика № 5 «Уровень самоуправления в ученическом коллективе»
4 - да 3 скорее да, чем нет 2 – трудно сказать 1 – скорее нет, чем да 0 – нет | |||||||||||
Номера вопросов | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Уровни:
1.00-3.65 б. – низкий
3.66-4.32 б. – средний
4.33-5.00 б. – высокий
Уровни:
Менее 10 б. – низкий
11-15 б. – средний
16-20 б. – достаточный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение уровня воспитанности учащихся
Изучение уровня воспитанности учащихся , анкета для учащихся...
Диагностическая программа изучения уровней воспитанности учащихся. Критерии.
Таблица критериев диагностической программы изучения уровней воспитанности учащихся....
Анализ методик изучения уровня воспитанности учащихся
Анализ методик изучения уровня воспитанности учащихся...
Изучение уровня воспитанности учащихся
Изучение уровня воспитанности учащихся (из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой )...
Методика изучения уровня воспитанности учащихся по методике Капустина
Данная методика позволяет классному руководителю выявить у учащихся уровень воспитанности - сформированности таких качеств, как бережное отношение к природе, школе, любознательность, прилежание, эстет...
Анализ данных изучения уровня воспитанности учащихся
Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса имеет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции. При этом решается ряд задач:·...
Комплексная методика анализа и оценки уровня воспитанности учащихся Н.Г. Анетько
Комплексная методика анализа и оценки уровня воспитанности учащихся Н.Г. Анетько...