Выступление на МО по теме самообразования
материал по теме

Выступление на МО по теме самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vistuplenie_po_teme_samoobrasovanija.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на заседании МО учителей русского языка и литературы

Учитель Медведева Л. И.

1. Тема самообразования

. Активизация работы в парах, группах сменного состава на уроках русского языка и литературы как один из путей развития учащихся

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.).

КСО несовместим с классно-урочной системой, нужен другой режим работы школы, необходимы другие расписания занятий. Здесь – противоречие, поэтому я не пользуюсь чисто ривинской технологии, а использую около 5 методик, которые «вписываются» в классно-урочную систему. Новое в средствах обучения – карточки на каждого ученика по всем темам: «вопросники», «тренажеры» и т.д.

3. Суть КСО

Суть КСО: * КСО по своей структуре является коллективно-группо-парно-индивидуальным, то есть на первое место выдвигается коллективная форма как ведущая, основная и системообразующая.
* Методика А.Г.Ривина имеет различные названия: «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение», «работа в парах сменного состава», КСО.
* Основной принцип данной технологии – принцип сотрудничества. Принцип непрерывной и безотлагательной передачи полученных знаний друг другу – это тот рычаг, который приводит к массовому и качественному знанию учебного материала.
* Коллективная форма обучения дает возможность трудиться на уроке всем учащимся. Эффективность урока возрастает за счет того, что увеличивается время для активной работы учащихся.
* Труд на уроке носит общественно полезный характер, так ближайшая цель каждого ученика не только учиться самому, но и учить других, помогать другим.
* Каждый на уроке имеет возможность усвоить материал!
* Самое главное в основе технологии КСО – это наличие воспитательного и здоровьесберегающего аспекта: он заключен в проблеме общения (ученик – учитель, ученик – ученик). Стиль отношений при работе в парах сменного состава демократичный, искренний. Технология Ривина ведет к партнерству, сотрудничеству, что вызывает в ученике радость от совместного труда, ученик учится умению слушать и слышать друг друга, у него повышается самооценка. Ученики начинают уметь выстраивать диалог, культурно дискутировать. И самое важное: ученик поглощает не только поток знаний, но и чувств; он имеет право на ошибку, на собственное мнение.

4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски).

Преимущества КСО:
* в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
* в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
* каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
* повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
* отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате класса;
* формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
* обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей,  следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

5. Условия реализации

Являюсь лишь носителем идей технологии КСО. Мною опробованы около 5 методик коллективных учебных занятий, которые можно совместить с классно-урочной системой. Эти методики предоставляют возможность каждому учащемуся продвигаться по программе собственным темпом со своими психофизическими возможностями, осваивая учебный стандарт только качественно.

6. Результат изменений

Данная технология востребована, принята и успешно усваивается учениками.

Педагогическое эссе

Моя педагогическая философия. Как зажечь факел?


Как вы думаете, ученик – кто он: сосуд, который надо наполнить знаниями, или факел, который надо зажечь? Вопрос далеко не риторический, ответ него очень важен для учителя.  Для чего учим? Чтобы получился подготовленный человек – работник – главный ресурс общества. Жили по принципу: образование – на всю жизнь. Но я всегда подспудно чувствовала: учить имеет право лишь тот, кто сам постоянно учится. Это вечное требование, одно из многих, которому должен соответствовать учитель.
И жизнь расставила все по своим местам, в деле образования наконец-то произошла революция: гуманизация образования – путь восхождения к личности. Наконец-то школа повернулась лицом к ученику как к субъекту учения, как к «цветку», который выращивает «садовник – учитель», как к факелу, который надо зажечь… Педагогическая наука называет такое образование личностно ориентированным, предполагающим прежде всего развитие познавательных способностей учащихся. Постепенно меняется и позиция ученика к школе (соответственно и родителей): я пришел в школу, помогите мне учиться, помогите мне сделать это самому. Современная жизнь поставила перед учителями иную задачу: сформировать личность мыслящую, творческую, активную, здоровую, саморазвивающуюся с гибкими, осознанными знаниями, то есть гармоничную личность.
Как это сделать? Как помочь ученику стать не « сосудом», а «факелом», который надо зажечь? И как зажечь? Что для этого важнее: талантливый ученик или талантливый учитель? Ответ один: внедрение принципиально новой системы обучения, которая перестраивает отношения между учителями и учениками, когда основной функцией становится педагогическое содействие, поддержка и помощь каждому ученику!  И эта система называется гуманной школой, основной принцип которой  – сотрудничество в процессе обучения: то есть важно не только «чему учим», но и «как учим», важен не только результат (прочные знания), но и процесс движения к ним, способ усвоения и переработки знаний.
Эти основные принципы организации учебного процесса я нашла в технологии коллективного взаимообучения А.Г.Ривина и его учеников и считаю, что такая организация будет способствовать переустройству учебного процесса в массовой школе и повышению его эффективности. Более того, главную цель – задачу в своей педагогической деятельности я вижу в пропаганде технологии коллективного взаимообучения, внедрении его в жизнь.
В чем же суть этой технологии? Существует большое количество методик, применяемых на коллективных занятиях, и они имеют различные названия: «организованный диалог»,  «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения» (КСО), «работа в парах сменного состава» и др.
Работа в парах сменного состава по определенным правилам позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения. Применение коллективной формы обучения дает возможность трудиться на уроке всем учащимся. Эффективность урока возрастает за счет того, что возрастает время для активной работы учащихся, ведь половина из них (в разных группах) может говорить, отвечать одновременно. Дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу, то есть принцип сотрудничества становится ведущим, каждый на уроке имеет возможность усвоить материал. Именно этим меня привлекла данная форма обучения.
Можно выделить следующие основные преимущества КСО:
в результате регулярно повторяющихся упражнений  совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
* в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
* каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
* повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
* отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате класса;
* формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
* обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.
Парную работу можно использовать в трех видах:

  1. статичная пара (постоянная), которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель-ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;
  2. динамическая пара: выбирают четверо учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля ученик обсуждает трижды с каждым партнером тему, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;
  3. вариационная пара: здесь каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает 4 порции учебного содержания.


Хочу сделать акцент на том, что динамические пары – это не частный прием активизации деятельности учащихся на уроках, а форма организации учебного процесса… 
В своей работе я использую именно эту форму организации класса, то есть динамические пары. Обучение других – это и есть технология Ривина, ее эффективность равна 95%.Это процент доказан современными психологами: они считают, что эффективность произвольной памяти старшего школьника может быть оценена такими критериями: 10% читает глазами, 26% - слышит, 30% - видит, 50% - видит и слышит, 70% - обсуждает, 80% - опирается на опыт, 90% - говорит и делает совместно, а 95% - обучает других.
Но надо сказать, что все не так просто, как кажется на первый взгляд. «Углубление» в технологию идет каждый день, от урока к уроку, к чему-то ценному, нужному приходишь через череду проб и ошибок. Некоторые методики данной технологии либо не подходят для определенного класса, другие приходится отшлифовывать, варьировать, где-то упрощать из-за нехватки времени, так как эта технология несовместима с классно-поурочной системой, так что попутно мне пришлось решать и такую задачу: как «втиснуть» данную технологию в традиционный урок (хотя бы для того, чтобы не шокировать завучей)? Для построения любого урока по русскому языку я начала использовать алгоритм, который можно назвать и технологией встречных усилий. Урок разбивается на 4-5 основных этапа: разминка (с целью создать эмоциональный и интеллектуальный настрой на совместную учебную работу), контрольно-подготовительный этап (опрос по предыдущим темам через дидактические игры), постановка учебной цели и организация работы в парах сменного состава (основной этап), этап сотворчества (сведение воедино усилий всего класса и информационных находок в совокупное знание по изучаемой теме), рефлексивный этап урока: осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания. В последнее время я начала прорабатывать методику работы по вопросникам. Вопросник представляет систему вопросов, относящихся к какому-нибудь разделу, или ко всему учебному предмету, или к конкретной теме с указанием страниц учебника. С помощью вопросника можно легко и быстро повторить содержание предыдущего материала, привести его в систему (он удобен для подготовки участников олимпиад); он необходим для закрепления материала, для системного изучения нового материала (программа-вопросник), для достижения прочных знаний. В завершение  хочу остановиться на проблеме общения (ученик – учитель, ученик – ученик). Каков стиль отношений при работе в парах сменного состава? Мы помним, что в традиционном образовании на первом месте стояла авторитарность, ученик боялся отвечать без гарантии правильности, боялся быть осмеянным. На смену авторитарности пришла демократичность (не путать с панибратством!), доверительность, искренность. Технология Ривина ведет к партнерству, сотрудничеству, что вызывает в ученике радость от совместного труда, он уже не находится под «колпаком Мюллера»; ученик учится умению слушать и слышать друг друга, у него повышается самооценка совместных действий (взаимодействие)!. Ученики начинают уметь выстраивать диалог, культурно дискутировать, у учителя появляется возможность помогать ученику в индивидуальном порядке,  четко формулировать высказывания. И самое важное: ученик поглощает не только поток знаний, но и чувств; он имеет право на ошибку, на собственное мнение.
Более того: ошибки учащихся используются мною для корректировки собственных действий.

Я абсолютно убеждена в эффективности технологии Ривина, считаю, что принцип непрерывной и безотлагательной передачи полученных знаний друг другу – это тот рычаг, который приводит не только к массовому и качественному знанию учебного материала, но даже до такого уровня, когда знание темы учащимися поднимается до уровня знаний учителя! Данная технология востребована, принята и успешно усваивается учениками.


   










По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме самообразования

по теме: " Обучение говорению и чтению на немецком языке младшего подросткового возраста в рамках личностно ориентированного подхода"...

Выступления на педагогических советах с аспектами темы самообразования

Выступление на августовском педсовете 2009 года на тему  «Перспективы развития проектной деятельности в школе»...

выступление по теме самообразования

Выступление на ШМО "МОТИФ" по теме самообразования...

выступление на методическом объединении по теме: « Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся»

laquo; Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся...