«Создание мотивационной среды для повышения эффективной деятельности учреждения»
статья по теме

Абдрахманова Татьяна Владимировна

 

Школа педагогического мастерства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shpm.doc232.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУСПО «Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой»

Школа педагогического мастерства

«Создание мотивационной среды для повышения эффективной деятельности учреждения»

Подготовила Абдрахманова Т.В.

Вольск

2012-2013

      Повышение уровня трудовой мотивации работников является важным условием для любой организации или учреждения в плодотворном решении стоящих задач. Эффективный работник - это работник высококвалифицированный, мотивированный специалист.

      Мотивация сотрудников - один из важнейших вопросов для любого руководителя. Что движет людьми, пришедшими работать в школу? Какие цели - личные и профессиональные - они ставят и решают? Чем они заинтересованы? Практика работы показывает, что в основе поведения и профессиональной деятельности людей лежит мотив, т.е. это психологический аспект проблемы.

     В психологии мотив - это то, что активизирует поведение человека, его деятельность, поддерживает и направляет его стремления. Такой мотив отличается от обыденного представления, согласно которому мотив аналогичен причинам, объясняющим, почему человек поступил так, а не иначе. Мотивация сама выступает как мотивационный менеджмент, как система действий по активизации мотивов другого человека. Она подразумевает создание условий, когда у человека пробуждаются его собственные мотивы. Это, в сущности, создание обогащенной стимулами и возможностями среды, в которой человек актуализирует свои мотивы.

      Существует множество объяснений того, что такое мотивация. В одних случаях это процесс побуждения себя и других людей к достижению личных целей и целей организации. Мотивация к труду понимается как причины, доводы, основания в пользу ее деятельности. Таким образом, это позиция, предрасполагающая человека действовать специфическим, целенаправленным образом, его внутреннее состояние, определяющее поведение и трудовую деятельность.

      Истинные побуждения, которые заставляют отдавать работе максимум усилий, чрезвычайно сложны. По оценкам западных специалистов от 30 до 50% работников побуждаются к эффективной работе деньгами. Остальных побуждают к действию более возвышенные потребности: в знаниях, авторитете, творчестве. Людьми движут нравственные идеалы; великие цели, моральные убеждения, привычки, традиции и т.д. [1].

     Каковы же мотивы у человека, выбравшего профессию педагог? Прежде всего, они очень разнообразны, а некоторые из них не соответствуют педагогической деятельности. Это обстоятельство давно беспокоит педагогическую общественность. По данным многих опросов (сошлюсь для примера на работу А.Э. Штейнмеца, 1998), только от 30 до 45% поступивших в педагогические вузы положительно относятся к профессии учителя. Около 40% поступают в вуз из-за интереса к тому или иному предмету («предметные мотивы»), не имея интереса к учительской деятельности. От 13 до 22% студентов не относятся позитивно ни к деятельности учителя, ни к профилирующему предмету, мотивами поступления в вуз у них являются престижность высшего образования. Часто мотивом поступления в педагогический вуз является его близость к месту проживания. К сожалению, эта тенденция сохраняется уже в течение многих десятилетий и резко контрастирует с мотивами поступления молодежи в другие вузы: технические, медицинские и т.п. Там около 65% молодых людей выбирают вуз из интереса к профессии [2]. К концу обучения учительской профессии только четверть студенток отмечают, что учительствование - это их призвание (В.Б. Ольшанский, 1994) [3].

     А.К. Байметов, изучая мотивы педагогической деятельности, все их разнообразие объединил в группы: мотивы долженствования; мотивы заинтересованности и увлеченности преподаваемым предметом; мотивы увлеченности общением с детьми («любовь к детям»); интерес в достижении целей педагогической деятельности. По характеру доминирования этих мотивов автором выделены четыре группы учителей: с доминированием долженствования (43%), с доминированием интереса к преподаваемой дисциплине (39%), с доминированием потребности общения с детьми (11%) и без ведущего мотива (7%). По отзывам, последние, имеют и самые высокие квалификацию и авторитет.

     Выявлено, что тип мотивации влияет на характер и направленность педагогических требований учителя к учащимся. Разносторонняя мотивация учителя характеризуется малым числом и гармоничностью требований к поведению учащихся и усвоению ими учебного материала. Доминирование у учителя мотива долженствования приводит к предъявлению учащимся значительного количества требований по усвоению учебного материала, а так же требований дисциплинарного характера. Учитель с доминированием мотива увлеченности учебным предметом в основном предъявляет требования к усвоению учебного материала. Учитель с выраженной потребностью в общении с детьми предъявляет больше требований к личности учащихся. Следует подчеркнуть, что вышеперечисленные доминирующие мотивы в основном не существуют в разграниченном виде. Как правило, одни превалируют над другими, связаны между собой и дополняют друг друга. В конечном варианте - усиливают интерес учителя в качественном решении стоящих задач и целей педагогической деятельности. Можно предположить, что доминирование той или иной мотивации или отсутствие таковой обусловлено направленностью разных категорий учителей к тому или иному стилю руководства. Так, А.К. Байметов отмечает, что доминирование мотива долженствования наблюдалось у группы учителей, склонных к авторитаризму, доминирование мотива общения - у учителей-либералов, а отсутствие доминирования того или иного мотива отмечалось у учителей демократического стиля руководства [4].

     По мере освоения педагогической профессии повышается потребность в профессиональных знаниях. Например, поданным В.Н. Никитенко (1989) и Б. Фидлера (1976), у учителей в возрасте 25-30 лет возрастает потребность в психологическом образовании и педагогических знаниях, так как во время обучения в вузе этим знаниям они не придавали большого значения.

    Н.В. Журиным (1991) изучалось отношение учителей к различным факторам их педагогической деятельности (обследование проведено в 80-х годах ХХвека). Было показано, что удовлетворенность учителей своей профессией и местом работы у одних связана с имеющейся в школе материальной базой, у других - с результативностью в педагогической деятельности, у третьих - первое место занимают сложившиеся взаимоотношения с администрацией, у четвертых - с заработной платой. С увеличением стажа работы в школе значимость различных факторов, влияющих на удовлетворенность работой, менялась. Для большинства начинающих учителей важна материальная база, позволяющая реализовать знания и умения. На этом этапе заработная плата на первом месте еще не стоит, видимо, в связи с тем, что по сравнению со стипендией в школе доходы резко возросли. Определенную роль играет, вероятно, и то, что большинство из учителей еще не имеют семьи, как специалисты не сформировались и пока их все устраивает.

     Однако при стаже 6-10 лет место работы ценится уже в связи с получаемой заработной платой; возрастает и роль взаимоотношений с администрацией. У учителей со стажем 11-15 лет место работы ценится в связи с достигаемыми результатами и в меньшей степени - в связи с уровнем материальной базы школы. Очевидно, приобретенный опыт позволяет плодотворно работать не только в хороших, но и в плохих условиях [5].

     Ю.М. Фисин (1980) изучал мотивы (мотиваторы) ухода учителей с работы. На первом месте оказались причины, отражающие отношение к администрации: неудовлетворенность стилем руководства, организацией труда, недовольство частыми неразрешенными конфликтами. На втором месте взаимоотношения с коллегами: отсутствие помощи и поддержки, невнимательность с их стороны; «наушничество» и «подглядывание в замочную скважину» [6].

     Для того чтобы учителя не меняли место работы, свою профессию, в школе нужна мотивационная среда. Как правило, в этом направлении выделяют 3 составляющих:

     1.  Преобладание системы стимулирующих воздействий на персонал организации. В этом случае организация делает упор на использование различных стимулов (как правило, материальных) для повышения заинтересованности сотрудников организации в производительном труде.

     2.  Преобладание системы мотивационного управления персоналом организации. При этом предполагается, что целенаправленная воспитательная деятельность руководства внутри организации сочетается с актуализацией энтузиазма работников при их персональной ответственности за порученный участок работы.

     3.  Гармоничное сочетание комплекса стимулирующих воздействий и мотивационного управления персоналом, при охватывающем (базовом) характере мотивационной политики. Этот подход можно считать оптимальным, снимающим крайности первых двух подходов [7].

     При разработке системы мотивации и стимулирования персонала организации важно учитывать два аспекта: качественную стадию жизни организации и типологию сотрудников. Человек индивидуален, сложно понять, что ему нужно в данный момент. Существуют разновидности мотивационных установок, которые помогут в создании мотивационной среды: мечта, цель, интерес (стать лучшим учителем); стремление работать с детьми (наклонность); склонность к преподавательской деятельности.

     А.В. Орлов (1981) считает, что под склонностью следует понимать не любую, а вполне определенную, внутренне мотивированную предрасположенность к деятельности, когда привлекательными оказываются не только достигаемые цели, но и сам процесс деятельности. Склонность выступает как «потребностное отношение» к деятельности, к которой данное лицо особенно неравнодушно [13].

     А.В. Петровский пишет, что интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания. Л.С. Выгодский считает, что интересы не приобретаются, а развиваются. Интерес выступает как познавательная потребность и деятельность человека. А.Г. Ковалев полагает, что потребность в познании выступает как общая потребность в ориентировке: человек нуждается в знании мира, в котором живет, у него имеется стремление к познанию специфических явлений действительности (склонность к наукам) [9].

     Между интересом-любопытством и познавательным интересом-отношением существует преемственная связь, так как, во-первых, в онтогенетическом развитии человека сначала появляется любопытство как безусловно-рефлекторная ориентировочная реакция (рефлекс «Что такое?»), затем как произвольная познавательная активность (любознательность «почемучек») и лишь потом устойчивый избирательный интерес-отношение к какой-либо сфере знаний; во-вторых, при формировании интереса-отношения актуализация этой установки происходит в форме любопытства, любознательности с включением механизмов внимания (поэтому некоторые авторы, как уже говорилось, принимают внимание за интерес; но внимание - это только механизм проявления ситуативного интереса). Таким образом, интерес-отношение реализуется многократно в процессе интересующей человека деятельности. Интерес-отношение - это, по сути, мотивационная установка, отражающая готовность человека осуществлять деятельность, вызывающую у него интерес, удовлетворение от познания нового, неизвестного, от переживания загадочности, таинственности.

     Мотивы, или, иначе говоря, потребности. На силу мотива могут влиять похвала или порицание, соревнование с другими, задетое самолюбие, проблемность и загадочность стоящей перед человеком задачи, привлекательность объекта и т.п. [8].

     Рассмотрим основные факторы.

     1. Роль похвалы, морального поощрения, порицания и наказания. В.В. Маркелов (1972), например, установил, что и похвала, и порицание оказывают стимулирующее воздействие только в том случае, если повторяются подряд не больше 4 раз. Публичная похвала очень хорошо оценивается людьми, в то время как публичное иронизирование вызывает самое отрицательное отношение. Что касается

выговора наедине, то больше половины людей реагируют на него позитивно.   Существенным моментом является регулярность и своевременность оценки результатов деятельности [8].

     2.  Материальное поощрение (вознаграждение). В начале XX века роль денежного вознаграждения признавалась ведущей в стимуляции работающего, в связи с чем возникла концепция «экономического человека». Для того чтобы этот стимул сохранял свою эффективность, необходим рост величины вознаграждения. Оно более эффективно в том случае, когда выполняемая работа может измеряться количественно, и менее эффективно там, где результаты работы трудно выразить в точных показателях. Кроме того, имеет значение, как часто человек получает вознаграждение - через короткие или длинные промежутки времени. Во втором случае мотивационный потенциал вознаграждения снижается [9].

     3.  Соревнование как стимулирующий фактор. При этом играет роль значимость людей. Самолюбивые субъекты в большей степени стимулируются соревновательной ситуацией, больше «заводятся». Ухудшение эффективности работы может быть в случае, когда выполняется групповое задание, а у членов группы возникает соперничество, а не сотрудничество.

     4.  Влияние присутствия других людей. Многие педагоги работают хуже, когда чувствуют на себе чужой взгляд (взрослые люди могут бояться публичных выступлений в незнакомой аудитории и т.д.) [10].

     5.  Влияние успеха и неудачи. Значительное влияние на силу и устойчивость мотивов оказывает успешность деятельности человека. Успехи воодушевляют, а постоянно возникающее удовлетворение от достигнутого результата приводит к удовлетворенности родом занятий, т.е. к стойкому положительному отношению к своей деятельности. Однако, с другой стороны, повторяющиеся успехи таят в себе определенную опасность. К роли успешного (преуспевающего) в каком-либо деле некоторые люди быстро привыкают. У них вырабатывается завышенная самооценка, появляются самоуспокоенность, пренебрежение к коллегам или соперникам. Это свидетельствует о появлении у таких субъектов «звездной болезни», что приводит к снижению силы мотива. Неудачи вызывают у человека желание оставить эту деятельность, так как он полагает, что мало способен к ней. Или возникает агрессивная реакция, направленная на внешние объекты, сопровождающаяся досадой, озлобленностью, упрямством, стремлением добиться намеченного, во что бы то ни стало, даже вопреки реальным возможностям [9].

     6.   Социально-психологический и нравственно-моральный климат в коллективе значительно влияет на отношение человека к выполняемой им работе, на силу его мотива. Удовлетворенность социально-психологическим климатом в группе, коллективе является составляющей общей удовлетворенности работой, создает устойчивость мотива к этой деятельности.

     7.   Влияние общественного внимания (моральных стимулов). Даже минимальные проявления внимания и заботы к нуждам трудящихся (например, улучшение освещения в рабочем помещении, моральное поощрение на собрании и т.п.) повышает эффективность работы. Но особенно повышается мотивация, когда человек знает, что его труд нужен обществу [10].

     8.  Привлекательность содержания деятельности. Деятельность может привлекать, интересовать человека с разных сторон. Это может быть неизвестность, загадочность конечного результата (для ученого, путешественника, геолога, читателя детективов), это и трудность решаемой задачи, которая «бросает вызов» самолюбию человека (смогу или не смогу). Обратный эффект вызывает простая и однообразная работа (с отсутствием проблем), быстро приводящая к скуке, апатии, а при ее длительности - и к состоянию психического пресыщения (отвращения к работе).

     9.  Наличие перспективы, конкретной цели. Сила мотива и эффективность деятельности зависят от того, насколько ясно осознается человеком цель, смысл деятельности. Реальность достижения цели создает для личности перспективу. Но она должна быть непрерывной, с постоянно возрастающими по трудности частными целями; поэтому целесообразно ставить перед собой и другими сотрудниками не только отдаленные, но и промежуточные, и близкие цели.

      Имеется ряд состояний человека, которые резко уменьшают его мотивационный потенциал. Так, при монотонности жизни, психическом пресыщении, утомлении исчезает желание выполнять работу, к которой вначале имелся положительный мотив. Но особенно сильно и длительно влияет на снижение мотивационного потенциала состояние депрессии, возникающее у здоровых людей. В то же время при утомлении, тревоге у здоровых людей могут возникать навязчивые состояния (непроизвольно, внезапно появляющиеся в сознании тягостные мысли, представления или побуждения к действию), при которых мотивационный потенциал резко увеличивается.

     Большое влияние на снижение мотивационного потенциала оказывает профессиональное выгорание. «Истощение» наступает от длительного                   воздействия напряжения в профессиях, которые связан с интенсивными межличностными взаимодействиями, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Быстрота возникновения выгорания зависит от личностных особенностей. Необщительные, застенчивые, эмоционально неустойчивые люди, импульсивные и нетерпеливые, с меньшей самодостаточностью, высокой симпатией и реактивностью более склонны к развитию выгорания. Имеют значение и          производственные факторы. Выгорание развивается раньше,  если работник оценивает свою работу как незначимую; не удовлетворен профессиональным ростом;  испытывает недостаток самостоятельности, считает, что его излишне контролируют; полностью

поглощен своей работой (трудоголик); испытывает  ролевую неопределенность вследствие нечетких нему требований; ощущает перегрузку или, наоборот, недогрузку (последнее порождает чувство своей ненужности). Состояние выгорания развивается подспудно, в течение длительного времени, поэтому целесообразно время от времени проводить обследование работников для выявления ранних симптомов этого состояния и предупреждения снижение мотива к выполняемой профессиональной деятельности [11].

      На основании этих знаний в ГОУ СОШ «Школе здоровья» №1159 была разработана гибкая система мотивационного управления, в основе которой лежит организация мотивационной среды, благоприятной для освоения новшеств в учреждении и улучшения работы всего коллектива. Данная работа проводится в следующих направлениях:

     -  Система стимулирования педагогов, которая должна поощрять: хорошую текущую деятельность,  развитие учреждения (или его основной профессиональной деятельности) и саморазвитие членов коллектива. Система стимулирования строится с учетом структуры коллектива и психологических механизмов (эмоции успеха - неуспеха). Эмоциональное переживание успеха необходимо всем людям. Важно лишь определить, что считать успехом в каждом конкретном случае. Используемая в нашем учреждении система стимулирования включает такие формы поощрения, которые обязательно дают педагогу возможность переживать успех.

     -  Контроль и оценка деятельности педагогов в нашем учреждении направлены на раскрытие  профессиональных и личностных качеств работника, убеждение сотрудника в том, что у него имеются возможности для совершенствования своей деятельности.

     -  Делегирование полномочий рассматривается нами как реализация возможности и стремления педагогического коллектива обеспечить согласованность действий руководителя и педагогов в учебно-воспитательном процессе. Педагоги и руководитель все больше стремятся работать в творческом союзе.

     -  Привлечение педагогов к участию в управлении и планировании. В школе сложилась своя система управленческой деятельности. Она представляет собой единство 4 психолого-педагогических аспектов: научного, психологического, методического, организационного. Концентрация всех сил педагогического коллектива и родителей нашего учреждения находится в творческих объединениях. Это позволяет решать различные вопросы инновационного, глубокого и гибкого подхода к реализации образовательных задач и способствует развитию кооперативной модели управления, преимуществами которой являются ее прогрессивность, экономичность, гуманность и возможность не ограничивать деловую инициативу членов коллектива.

     - Создание условий для инновационной деятельности - это поиск пути прогрессивного развития каждого педагога в учреждении, с учетом их объективных возможностей, уровня профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать инновации, востребованные современной образовательной практикой. В содержание нашей работы включены: обновление методической работы; психологизация процесса управления инновациями; сопровождение педагогов в период подготовки и прохождения аттестации; развитие профессиональной компетентности и квалификации педагогов; организация системы мотивационного управления инновационной деятельностью педагогов.

     Внедрение системы мотивационного управления позволяет освоить новые научные методические и психологические технологии, обеспечивать возможность участия всех членов коллектива в управлении учреждением. Такой подход позволяет каждому педагогу успешно восходить по «Лестнице Мастерства» и обеспечивать рост личных достижений воспитанников.

     Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе, как раньше.

     Деперсонализация связана с возникновением равнодушного, негативного и даже циничного отношения к людям, обслуживаемым по роду деятельности. Контакты с ними становятся обезличенными и формальными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении,  которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.

     Сниженная рабочая продуктивность (редуцирование личностных достижений) проявляется в снижении оценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, уменьшении ценности своей деятельности, негативном отношении к себе как к личности. Появляется безразличие к работе.

     Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сказать, что мотивационная среда создается благодаря мотивации работы каждого учителя, это позволяет повышать его профессиональные качества, нацеленные на положительные конечные результаты учебно-воспитательного процесса нашей новой школы.

ГОУСПО «Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой»

Школа педагогического мастерства

«АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО  СПЕЦИАЛИСТА»

Подготовила: Абдрахманова Т.В.

Вольск

2012-2013

     В современной психолого-педагогической литературе (В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Е.И. Маш-биц,       А.И. Уман, А.В. Хуторской и др.) акцентируется внимание на определении средств повышения продуктивности познавательной деятельности обучающихся, организации их совместной творческой деятельности, рассматриваются вопросы организации творческой деятельности обучающихся с помощью создания проблемных ситуаций, развития методологической культуры в процессе выполнения творческих заданий. Основой федеральных государственных образовательных стандартов III поколения является деятельностный подход в подготовке современного специалиста.

     Успех в обучении зависит от желания учиться. «Умеет учить тот, кто учит интересно», - так сказал великий Эйнштейн. А для того, чтобы учиться с интересом и увлечением, студент должен быть вовлечен в разнообразную деятельность.

     По мнению академика В.Зинченко, на современном этапе образование должно «...ввести человека в разные миры: знания и незнания, сознания и самосознания, деятельности и самодеятельности, мир собственной личности».

     В Ставропольский кооперативный техникум экономики, коммерции и права приходят учиться студенты, уже имеющие некий опыт деятельности. Наша задача - направить их опыт деятельности на получение специальности и рабочей профессии. Для этого необходимо сделать процесс обучения более эффективным.

     Под эффективностью процесса обучения мы понимаем системность и преемственность знаний на основе отбора методов, форм содержания обучения, учитывая то, что общепрофессиональные компетенции надпредметны и многофункциональны, многомерны. Системность знаний за счет использования современных образовательных технологий способствует более эффективному восприятию учебного материала.

     Деятельность - единственный путь к знанию.

     Бернард Шоу

     В техникуме по каждой дисциплине разработаны технологические карты системы занятий. Преподаватели не стихийно, а обдуманно, в системе формирования общих и профессиональных компетенций от простого к сложному, с учетом целесообразности осуществляют отбор, как содержания теоретического материала, так и методов и приемов контроля знаний, самостоятельной работы. Эти вопросы не раз поднимались на педагогических советах, оттачивалось мастерство на открытых занятиях, обобщен опыт работы и издано пособие на основе проведения научно-практической конференции по данной тематике.

     Основная цель разработки системы занятий - внедрение идеи опережения, опоры, сотрудничества, основанных на преимущественном использовании продуктивных методов и средств обучения, способов, обеспечивающих деятельностное участие студентов в учебном процессе, развитие их способностей творчески применять знания в профессиональной и иной деятельности. Актуальность данного подхода усиливается и требованиями новых стандартов. В нашем техникуме накоплен определенный опыт применения продуктивных технологий, активных и интерактивных форм обучения. В таблице (с. 52) приведен фрагмент использования форм и методов обучения по дисциплинам общеобразовательного цикла.

     В заключение отметим, что в современном сложном мире, как и прежде, необходим, с одной стороны, профессионал как «узкий специалист», владеющий комплексом эффективных методов разрешения проблем некоторой избранной им сферы деятельности. С другой стороны, в еще большей мере необходимы качества современного профессионала системного уровня, «знатока во многих сферах деятельности». Связано это требование с тем известным обстоятельством, что на современном уровне практические задачи можно эффективно решать только при учете взаимозависимости и взаимосвязанности явлений природы и общества, их внутреннего единства.

Таблица

Вид

технологии

Особенности

технологии

Дисцип-

лина

Применяемые формы

и методы обучения

Общепрофессио-

нальные

компетенции

Техноло

гии

сотрудничества

Новое направление педа

гогических технологий,

реализующих гуманистический подход в психо- логии образова- ния. Направлено не на революци- онные преобра- зования, а на эволюционный процесс

Все дис-

циплины

I курса

Работа в малых группах.

Условно выделяются 5 шагов:

1. Постановка задачи.

2. Планирование деятельности.

3. Объем материала.

4. Анализ и самоанализ.

5. Поощрение

Развитие системно-деятельностных компетенций:

- заинтересованность;

- умение идти на оправданный компромисс;

- интеллектуальная терпимость;

- умение слушать; -умение «держать позицию»;

- ассертивность;

- эмпатия;

- лабильность;

- гибкость мышления;

- культура речи

Технологии

развития

критического

мышления

(предложе-

ны амери-

канскими

психологами Д. Стилом,

К. Мереди-

том, Ч. Тем-

плом)

Используются 3 последователь-

ные стадии:

1 стадия - вызов:

- задачи: актуализация

знаний, определение

смысла «Что это значит

для меня?», «Зачем мне

это нужно?»

Химия,

геогра-

фия,

биология,

экология

1. Работа с ключевыми словами, терминами.

2. Работа с кластерами: выделение смысловых единиц и графическое их оформление

(ОЛС)

Развитие системно-

деятельностных компетенций: способность понимать

надпрофессиональные

связи

2 стадия: осмысление

новой информации:

- задачи: организация

работы с информацией

Химия

Работа с «тонкими» и «толстыми» вопро-

сами, например:

«тонкий» вопрос: где в периодической таб-

лице расположены щелочные металлы?; «толстый» вопрос: чем можно объяснить различие в химической активности щелочных металлов?

Развитие системно-

деятельностных компетен-

ций:

1.  Инструмент развития понимания и мышления.

2.  Владение методами поиска нового.

3.  Проектный менеджмент.

4.  Компетенции самоорганизации и самоуправления.

5.  Развитие компетенции

самостоятельной познавательной деятельности:

- владение навыками исследовательской деятельности;

- владение навыками управления информацией;

- знание ПК;

- способность учиться


3 стадия: рефлексия:

- задачи: выработка

своего отношения к изу-

ченному вопросу или яв-

лению

Химия.

Физика

1. Работа с текстом - маркированная обра-

ботка содержания:

V - уже знал;

«+» - новое;

«-» - думал иначе;

?-не понял, есть вопросы.

2.  Прием работы с текстом: составление синквейна и диаманта - работа с понятиями по алгоритму

3.  Презентация новых кластеров

Ценностно-смысловые

компетенции: способность

переносить знания в реальность

Технологии

развития

творческого

мышления

Основные функции техно-

логии: отрицание существующего, разрушение

устаревшего и созидание

нового. Творческая деятельность имеет баланс 3 видов способностей:

1.  Синтетические способности - генерирование необычных, интересных идей.

2. Аналитические способности - критический анализ и оценка идей.

3.  Практические способности - практическое применение теории и абстрактных идей

Все дис-

циплины

I курса

Приемы развития творческого потенциала,

применяемые на уроках:

1. Быть примером для подражания.

2. Поощрять сомнения по отношению к обще-

принятым предположениям.

3.  Разрешать делать ошибки.

4.  Поощрять разумный риск.

5.  Поощрять умение находить, формулировать и переопределять проблему.

6.  Стимулировать, поощрять и вознаграждать творческие идеи и результаты творческой работы.

7.  Предоставлять дополнительное время для творческой деятельности.

8.  Проявлять терпимость к неопределенности и непонятности.

9.  Морально подготовить к препятствиям, встречающимися на пути творческой личности.

Развитие системно-

деятельностных компетенций, социального взаимо-

действия, ценностно-

смысловых компетенций

НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

10. Найти баланс между творческой личностью и средой.

Конкретно: решение творческих задач, ситуаций, экологических задач, создание проектов,

теоретическое обоснование идеи, поиск способа практического применения известного знания, конструирование, моделирование, экспериментирование, сочинения (химические сказки, сочинения по литературе, истории, экологии и др.)

Интерактивные

методы обучения

-

Интерактив

ность

означает взаимодей-

ствие. Взаимодейст-

вие должно осущест-

вляться не только в

аудитории, но и в

мастерских, лабора-

ториях, площадках

для самодеятельно-

сти студентов, что

учит студентов обще-

нию и кооперации, расширяя понимание

общественных взаимоотношений, коммуникативных техноло-

гий.

Все дис-

циплины

1 курса

1. Менее интерактивный метод, например:

усвоение отдельных фактов.

2. Более интерактивный метод. Возможные

методы:

- выработка умений и навыков (например:

деловой английский);

- нахождение противоречий;

- изложение одних и тех же точек зрения на

один и тот же вопрос;

- побуждение делать сравнения, общения,

выводы;

- постановка проблемных вопросов или задач.

Возможные приемы:

- учить студентов умению передавать содержание понятий, концепций и теорий с помо-

щью слов, рисунков, схем, математических

выражений; символов;

- уметь сжимать и обобщать информацию,

т.е. учить студентов создавать свои собствен-

ные экономные структуры, концептуальные

карты и схемы;

- учить студентов мыслить абстрактно, отвлекаясь от конкретного;

- находить главные, ведущие принципы любо-

го явления.

Формы обучения: групповые формы работы -малые группы, в парах и др.; семинары, аукцион, мозговой штурм, диспут, кейс-метод, круглый стол, урок-фильм, презентация, конференции, исследования, форумы, мастер-

классы, конкурсы, маркетинговые исследования, экологический и социологический мони-торинги, поисково-архивная деятельность, экскурсии и др. (помогают более продуктивно формировать понятия и вскрывать закономерности различных явлений жизни)

1. Равитие общепрофес-

сиональных компетенций:

ОК1 -ОК10.

2. Развитие систем но-

деятельностных компетен-

ций, социального взаимо-

действия, ценностно-

смысловых компетенций

Технологии

проблемного

обучения.

Авторы:

М.И. Махмутов,

А.М. Матюшкин,

М.Н. Скаткин,

Г.М. Чернобыль-

ская, Н.Е. Кузне-

цова

Это центральное

звено в развивающем

обучении.

Основная функция:

побуждение решать

проблемные задачи,

проблемные ситуа-

ции, интеллектуаль-ные затруднения

Все дис-

циплины

1 курса

Примеры некоторых приемов обучения:

1. Постановка проблемы в форме вопроса.

2. Построение проблемной ситуации на

фактах истории, из жизни ученых и др.

3. Создание интеллектуального затруднения: зашифровка в реакции хорошо извест-

ных веществ (в химии).

4. Использование аналогий (разные явления

«на пальцах»: «рукопожатие» - это межмолекулярное взаимодействие; «скрещенные пальцы» - это «хромосомы», «ладони правой и левой рук» - это оптическая изомерия и др.).

5. Решение задач с практическим содержанием.

6. Решение познавательных задач.

7. Использование средств оперативной обратной связи (химический диктант).

8. Дидактические игры (крестики-нолики,

теннис и др.).

9.  Кодирование (тесты).

10.  Блиц-турнира

ОКЗ-ОК7.

1. Принимать решения в

стандартных и нестан-

дартных ситуациях и нести

за них ответственность.

2. Осуществлять поиск

информации.

3. Использовать информа-

ционно-коммуникационные

технологии.

4. Работать в коллективе,

команде, эффективно

общаться с коллегами,

руководством.

5. Брать на себя ответст-

венность за работу членов

команды, результат вы-

полнения заданий

ТРИЗ-технологии

(«Теория Реше -

ния Изобрета-

тельских

Задач»)

Это выход за пределы

заданного

Все дис-

циплины

1 курса

Примеры некоторых приемов обучения:

1. Решение нестандартных задач (например, химия: предложите несколько способов очистки моря от нефти; биология: жук-

бомбардир в случае опасности с громким

хлопком выстреливает кипящую жидкость в

обидчика. При этом жук не наносит себе ожогов. Как это ему удается?).

ОК 1 - ОК 3

1. Понимать сущность и

социальную значимость

своей будущей профессии,

проявлять к ней устойчивый интерес.

2.  Проектирование: например, география: создайте проект конструкции по опреснению морской воды.

3.  Составление сюжетных загадок (например, химия: искрится, как снег, но не тает, похож на стиральный порошок, но не пенится, сыпуч, как сахарная пудра, а не сладкий (крахмал)).

4.  Составление кроссвордов, ребусов и др.

5. Моделирование (химия: создание шаро-стержневых моделей органических веществ; биология: модель молекулы ДНК, модель биосинтезе белка на рибосоме и др.)

2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и значимость.

3.  Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Проект

ное обу- чение. Называют технологиями IV поколения -обучение бесконфликт

ной педагогики

Разработаны на основе проектной и исследовательской деятельности. Обусловлено переносом акцента на воспитание подлинно свободной личности, формирование вдохновения творчества/ Условие: наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проектов, осмысление и рефлексия деятельности, создание ситуации успеха

Все дисциплины 1 курса

Информационно-исследовательские методы

ОК5-ОК7, ОК 9

1. Формирование способности самостоятельно мыслить.

2. Добывать и применять знания.

3. Четко планировать действия.

4.  Эффективно сотрудничать в разнообразных

по составу группах.

5.  Быть открытым для новых контактов и культурных связей.

6.  Информационно-технологические компетенции.

7.  Коммуникативные технологии

Инфор

мацион-ные технологии

Технологии компьютерного

обучения обозначили

кибернетический этап

развития педагогической

науки.

Компьютерные технологии

выполняют функции:

- учителя;

- рабочего инструмента;

- объекта обучения;

- средства контроля и самоконтроля;

- досуговой (игровой) среды;

- средства коммуникации и Интернета

Все дисциплины 1 курса

1. Уроки-презентации.

2.  Проектная деятельность.

3.  Моделирование.

4.  Экспериментальная деятельность: проведение лабораторных работ в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента.

5.  Визуализация учебной информации с помощью наглядного представления на экране компьютера данного процесса, в том числе скрытого в реальном мире

ОК4; ОК5

1. Умение выбрать логику изложения учебной информации.

2. Способность сочетать тексты и графическую информацию со звуком, видео-, кинофрагментами.

3.  Формирование культуры учебной деятельности.

4.  Способность и готовность к саморазвитию в системе общего образовательного пространства

Технологии эксперимента.

И.В. Гете сказал «Просто знать -еще не все, знания нужно уметь использовать»

Эксперимент должен активизировать воображение, положительно влиять на эмоциональную сферу. Но важно, чтобы эксперимент не приобрел только развлекательный характер

Химия,

физика,

экология,

биология,

ЭОП

Проведение проблемных, исследовательских, иллюстративных и зрелищных, творческих опытов:

Проблемный эксперимент - организует проблемную ситуацию, устанавливает факты. Исследовательский эксперимент - направлен на решение проблемы. Иллюстративные, творческие опыты -ориентированы на расширение научного кругозора, повышение познавательной активности по дисциплине, знакомство с приемами творческой деятельности, устранение ошибок, уточнение и корректировку понимания отдельных вопросов, подведение к выводам обобщающего характера

1.  Формирование умений обобщать и делать выводы.

2.  Готовность и способность к расширению научного кругозора.

3. Знакомство с приемами творческой деятельности

ГОУСПО «Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой»

Школа педагогического мастерства

«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА

СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ

ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПРАКТИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА»

Подготовила: Митрюшова О.В.

Вольск

2012-2013

     В процессе реформирования системы здравоохранения роль среднего медицинского звена пересматривается в сторону увеличения его самостоятельности. Однако сложившиеся традиционные подходы к роли медицинских сестер в лечебно-диагностическом процессе пока отводят ей второстепенную роль. Тем не менее при оценке качества медицинской помощи следует четко представлять, что результат работы врача в значительной степени зависит от деятельности сестринского персонала. Качество работы врача в большинстве случаев оценивается по конечному результату, но выделить в нем долю среднего медперсонала и оценить, насколько качество работы медицинской сестры повлияло на состояние здоровья больного, бывает довольно сложно, особенно если отсутствуют прямые доказательства такого влияния.

     Современная экспертиза качества медицинской помощи в России в основном базируется на оценке работы врачей, а вопросы оценки сестринской помощи и сестринского ухода не имеют должного отражения в существующих системах контроля. Это особенно актуально в свете происходящего реформирования технологии сестринской практики, предусматривающей ее стандартизацию и документирование сестринского процесса.

     Понятие качества сестринской помощи неразрывно связано с лечебно-диагностическим процессом, поэтому сестринскому персоналу, от которого зависит эффективность лечения, реабилитация, выздоровление пациента, в этом процессе отведена значительная роль.

      Качество жизни населения в целом и каждого человека в частности в первую очередь определяется состоянием здоровья, зависящим от очень многих факторов:    

        - наследственности;

        - экологии внешней среды; образа жизни;

        - материальных возможностей:

        - объема и содержания доступной медицинской помощи.

      Без сомнения, достижению высокого жизненного уровня могут способствовать такие важные моменты, как информированность населения, наличие стройной системы санитарно-гигиенического воспитания и медико-социальной помощи, функционирование «школ здоровья», обучающая направленность сестринского ухода.

      Результаты анализа демографической ситуации в стране и показателей здоровья населения конца 1990-х - начала 2000-х годов послужили отправной точкой при разработке национального проекта «Здоровье», в котором повышение качества медицинской помощи провозглашается приоритетным направлением модернизации здравоохранения.

     Существует ряд объективных факторов, объясняющих необходимость повышения обеспечения качества медицинской помощи и уровня здоровья населения:

     •    значительный рост личных, производственных и общественных потребностей;

     •    неуклонный рост научно-технического прогресса в диагностике, лечении и реабилитации;

      •   совершенствование услуг и повышение значимости выполняемых функций;

      •   неприятие потребителем услуг с относительно невысоким уровнем качества;          

       •  ужесточение требований к повышению эффективности сестринской помощи как условия функционирования лечебно-профилактического учреждения. Повышение качества медицинской помощи способно привести к повышению качества жизни населения в целом - как пациентов, так и медицинского персонала.

     Огромная роль в реализации мероприятий по оздоровлению нации принадлежит медицинским сестрам, образование и опыт которых позволяют оказывать высококачественные сестринские услуги.

       Прежде чем приступать к решению проблем качества сестринской помощи, необходимо ознакомиться с сутью понятия «качество», которое волновало человечество с древних времен. Трактовка понятия «качество» встречается во всех философских течениях. Аристотель в Ш веке до нашей эры определял качество как дифференциацию между предметами по признаку «хороший - плохой». В китайской версии иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов: равновесия и денег. Понятие «качественный» тождественно понятию «высококлассный», «дорогой».   С течением времени в структуре понятия «качество» совершенно явственно выделяются два аспекта: объективный и субъективный. Это явление получило отражение в определениях качества, дошедших до наших дней.

         Согласно Международному стандарту ISO  8402-86 качество — это совокупность свойств и характеристик продукта (услуги), которые  придают ему способность удовлетворять существующие или предполагаемые потребности. Услуга — процесс

представления  определенных благ потребителю. Потребитель сестринской помощи

получающие ее. В сестринские услуги входит организация и проведение мероприятий по сохранению здоровья пациента, профилактике заболеваний, уходу за пациентом, включая выполнение манипуляций, подготовку к исследованиям, проведение реабилитационных мероприятий, облегчение страданий пациента. Таким образом, под качеством сестринской помощи понимают соответствие между ожиданиями пациента (семьи, общества) и восприятием пациентом (семьей, обществом) процесса и результата оказания помощи.

     Таким образом, уровень качества - это степень достижения баланса выгоды и риска для здоровья. Определение Всемирной организации здравоохранения гласит: «Каждый пациент должен получить такую медицинскую помощь, которая привела бы к оптимальным для его здоровья результатам в соответствии с уровнем медицинской науки, возрастом пациента, диагнозом заболевания, реакцией на лечение; при этом должны быть привлечены минимальные средства, риск дополнительного травмирования или нетрудоспособности должен быть минимальным, а результат и удовлетворение от процесса оказываемой медицинской помощи - максимальными».

     Определение, разработанное Центральным НИИ организации информатизации здравоохранения Минздрава РФ, констатирует: «Качество медицинской помощи (health care quality) - это совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента (населения), его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологии».

     Все варианты определений качества медицинской помощи имеют значение не только для развития сестринского дела, но и для совершенствования сестринской практики, так как формулируют основные характеристики качества. С точки зрения пациента (семьи, общества), качество сестринской помощи — такие свойства услуги, благодаря которым пациент остается доволен оказанием сестринской помощи в целом, результатом и процессом ее оказания. А это значит, что условия, в которых производилось сестринское вмешательство, профессионализм медицинских сестер, их личностные качества, профессиональное общение и результат помощи соответствовали ожиданиям пациента.

      С точки зрения учреждения здравоохранения, качество сестринской помощи - выполнение функциональных обязанностей в строгом соответствии с нормативно-правовой документацией, что означает профессиональную компетентность медицинских сестер, умение работать в команде, создавать и поддерживать позитивную производственную среду и обеспечивать инфекционную безопасность.  Таким образом, структура понятия «качество» включает внутреннюю и внешнюю составляющие.

     Внутренняя составляющая качества — характеристики, внутренне присущие услуге.

     Внешняя составляющая качества - соответствие потребности и восприятия услуги.

Разные авторы предлагают различное число характеристик качества медицинской помощи. С нашей точки зрения, довольно часто, различаясь по названию, они, по сути, отражают одни и те же свойства.

     Нам импонирует подход А. Донабедиана, который называет следующие характеристики, или базовые критерии, качества медицинской помощи:

     •     действенность (способность поправить здоровье);

     •     результативность (достигнутый уровень здоровья);

     •    эффективность (соотношение между полученным результатом и затратами);

     •    оптимальность (сбалансированность иены и качества);

     •    приемлемость для пациента (в физическом, психологическом, материальном смысле);

      •   правомерность (допустимость с точки зрения государственных законов и общественных порядков);

       •  доступность.

       Содержание подготовки специалистов сестринского ухода должно определяться в первую очередь его функциями. Направления совершенствования качества практического обучения будущих медицинских сестер будут логически вытекать из характеристик качества сестринской помощи. В связи с этим нам необходимо уточнить их сущность.

       Профессиональная компетенция. Подразумевает наличие профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для оказания сестринской помощи, умение их применить в конкретной ситуации, в том числе при использовании в работе протоколов и стандартов сестринской деятельности, алгоритмов выполнения манипуляций, а также наличие профессионально значимых личностных качеств: честности, ответственности, дисциплинированности, аккуратности, умения руководить и подчиняться в зависимости от ситуации. При этом в повседневной работе медицинской сестры заложено противоречие: с одной стороны, необходимо обеспечить индивидуальный подход к пациенту, с другой — во избежание ошибок и осложнений нужно строго придерживаться стандартизированных принципов и

правил.

       Доступность сестринской помощи. Означает обеспечение возможности получения сестринской помощи независимо от географических, экономических, социальных, культурных, религиозных, организационных или языковых барьеров.

      Результативность сестринского вмешательства. Складывается из целого ряда факторов, таких как:

     1)   эффективность планирования рабочего времени;

     2)   использование технологий сестринского ухода;

     3)   взаимодействие в процессе ухода с пациентами и их родственниками;

     4)   контроль динамики проблем пациента (обеспечение инфекционной безопасности, лекарственной терапии, сроков проведения обследований).

      Межличностные взаимоотношения. Под межличностными взаимоотношениями, прежде всего, подразумеваются внутренний психологический климат коллектива и умение работать в команде. Для эффективности сестринского вмешательства огромное значение имеют следующие моменты:

      роль пациента в системе организационного окружения:

      а) «врач — медицинская сестра — пациент»;

      б) «медицинская сестра - медицинская сестра — пациент»;

      в) «медицинская сестра — пациент — родственники пациента»;

      • ожидаемый результат и представления пациента об организационном окружении и собственной роли в нем;

      • ожидаемый результат медицинской сестры в отношении пациента и его роли в решении проблем;

       •  адаптация пациента к заболеванию;

       • коррекция поведения пациента и формирование позитивной установки пациента на проводимое лечение;

       •  роль медицинской сестры в процессе сознательного обучения поведению в сложившихся обстоятельствах.

       Эффективность.  Рассматривается  как отношение затраченных ресурсов к полученным результатам. Анализ эффективности производится, как правило, для сравнения альтернативных решений.

       Эффективность сестринского ухода тем выше, чем четче согласованы сроки обследования и подготовка к ним, чем раньше и целенаправленнее организована профилактика развития возможных осложнений, чем активнее роль пациента и его родственников в организации и выполнении мероприятий по уходу.

       Непрерывность. Эта характеристика означает последовательность и преемственность сестринской помощи, что возможно только благодаря ведению сестринской документации, которая фиксирует не только лекарственную терапию и дополнительные методы исследования, назначенные лечащим врачом, но и динамику проблем пациента. Несоблюдение преемственности в оказании сестринской помощи негативно влияет на результативность сестринского ухода, снижает его эффективность и ухудшает межличностные взаимоотношения как в системе «медицинская сестра — пациент», так и в системе «врач — пациент».

      Безопасность. Означает обеспечение безопасной больничной среды:

        • инфекционную безопасность пациента и персонала;

        • профилактику травматизма и конфликтных ситуаций;

        •   контроль соблюдения лечебно-охранительного режима и лечебного питания;

        •   контроль возникновения побочных явлений и осложнений лекарственной терапии;

         •  своевременное сообщение  выявленных фактов лечащему врачу.

       Таким образом, безопасность означает сведение к минимуму риска побочных эффектов пребывания в лечебно-профилактическом учреждении, диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за пациентом.

      Удобство. Под этой характеристикой подразумевается не только комфорт и чистота, но и условия, обеспечивающие максимально возможную самостоятельность пациента в осуществлении физиологических потребностей:

        • удобная мебель, расположенная в соответствии с требованиями эргономики;

        •  возможность осуществления санитарно-гигиенических процедур;

       •  обеспечение в случае необходимости быстрого вызова медицинской сестры.    

      Наличие холодильника, телевизора, библиотечки только усилит значение данной характеристики качества сестринского ухода.

      Внешняя составляющая качества — соответствие потребности и восприятия услуги - характеризуется понятием «удовлетворение». Организация, содержание и результаты работы сестринской службы должны отвечать ожиданиям и потребностям пациентов и их родственников, медицинских сестер. Удовлетворенность может быть полной или частичной, в ряде случаев возникает неудовлетворенность как сестринскими услугами (со стороны пациентов), так и результатами работы (со стороны медицинского персонала).

      Удовлетворенность пациентов. Для пациентов в конкретном медицинском учреждении качество сестринской помощи определяется тем, насколько она отвечает их потребностям, ожиданиям и является своевременной. С целью определения уровня удовлетворенности пациентов и их родственников результатом и процессом сестринской помощи необходимо проводить анкетирование последних с обязательным анализом ответов респондентов. Анализ результатов опроса играет несомненную роль в корректировке работы сестринской службы. Кроме того, важно значение в оценке удовлетворенности пациентов результатами сестринской помощи могут иметь публикации в средствах массовой информации, выступления в программах телевидения и радио.

     Однако необходимо учитывать, что пациенты не всегда в состоянии адекватно оценить оказанную им сестринскую помощь и профессиональную компетентность персонала. Пациент воспринимает сестринское вмешательство как качественное, если оно удовлетворяет или превосходит его ожидания. Ожидания пациента формируются на основе уже имеющегося опыта или получаемой из различных источников информации.

     Таким образом, потребительское восприятие сестринского вмешательства определяется двумя следующими соответствиями:

         •   между ожиданием пациента и их восприятием руководством медицинского учреждения (руководство должно правильно представлять, чего хотят пациенты);

         •   между предоставляемыми услугами и внешней информацией об услугах (качество услуги в данном случае зависит от достоверности предоставляемой пациенту и его родственникам информации).

      Удовлетворенность медицинских работников определяется теми условиями, в которых организовано сестринское вмешательство, наличием средств организации ухода, эргономических пособий, средств и методов обеспечения инфекционной и психологической безопасности пациента и персонала, размером и формой оплаты труда, практикой моральных поощрений. Немалое значение имеет возможность профессионального роста, участия в реализации федеральных программ с последующим обменом опытом и общением с коллегами из других лечебно-профилактических учреждений или регионов, решения вопросов социальной защищенности.

     Таким образом, повышение качества сестринской помощи возможно при эффективном взаимодействии профессионально компетентной медицинской сестры и пациента (его родственников) в позитивных социально-психологических, материально-технических и организационно-экономических условиях единого правового пространства при наличии стойкой положительной мотивации пациента (родственников) к выздоровлению (сохранению здоровья).

     Управление качеством сестринской помощи сегодня, без сомнения, является очень важной и актуальной проблемой. В свете современных требований большое внимание отводится первичному звену медицинской помощи. Ранняя диагностика и, самое главное, профилактика заболеваний и осложнений невозможны без активного использования сестринского персонала, их знаний и умений по уходу за пациентами, по выполнению технологий и манипуляций, по работе с родственниками и самими пациентами, по их обучению навыкам выполнения простейших манипуляций, грамотному оказанию неотложной доврачебной помощи и т. п.

     В этой связи не последнюю роль играет качество оказания медицинской помощи, ее оценка и управление ею, разработка четких критериев опенки для исключения возможности разночтения или какого-либо злоупотребления. Вот как раз этой четкости в оценке сестринской деятельности, конкретных критериев в оценке результата, простоты использования формул и расчетов пока не прослеживается. Полностью исключены из уровней оценки качества сами специалисты сестринского дела, все опять отдано в руки врачей. А ведь не секрет, что на сегодняшний день врачи слабо владеют информацией о новых возможностях использования медицинских сестер, об           организации и внедрении новейших сестринских технологий, которым успешно обучают в медицинских колледжах с переходом на новые государственные образовательные стандарты.

     На сегодня изданы приказы № 209 от 25.06.02 и № 267 от 16.08.02 о внесении дополнения в приказ Минздрава России №337 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации», где введена специальность 040601 Управление сестринской деятельностью, а также перечень соответствия специальности Управление сестринской деятельностью должностей специалистов с высшим сестринским образованием по специальности Сестринское дело, разработана отраслевая программа «Управление качеством в здравоохранении на 2006-2012 годы».

     Помимо традиционного ухода за больными у медицинской сестры XXI века появляются новые направления деятельности, она должна принять на себя множество разнообразных функций. С распространением высшего сестринского образования появилась возможность самостоятельно проводить научные исследования, результаты которых специалисты сестринского дела в состоянии реализовать самостоятельно, а также стала реальной подготовка сестринских кадров силами самих медицинских сестер.

     Среди первых шагов в данном направлении следует отметить организацию учебно-методического кабинета, где разрабатываются и внедряются специализированные программы обучения без отрыва от основного места работы медицинских сестер различной степени подготовки, разных профессиональных групп. Постоянное обучение медсестер способствует повышению качества медицинского обслуживания пациентов.

     Следующий этап — ежегодное обучение молодых медсестер в «школе молодой медсестры» со сдачей дифференцированного зачета по окончании обучения. Далее для всех практикующих средних медработников по вопросам ООИ, трансфузиологии, инфекционному контролю, ВИЧ-инфекции проводятся зачеты один раз в год.

     В рамках национального проекта «Здоровье» разработаны и внедряются высокотехнологические медицинские муляжи, фантомы, тренажеры с максимумом функциональных возможностей для отработки основных практических манипуляций. Современные тренажеры, оснащенные электронной аппаратурой, позволяют не только моделировать простые мануальные действия, но и имитировать различные симптомы (шумы сердца и легких и т. д.). Они демонстрируют проявления патологических состояний, требующие экстренных действий, моделируют изменения состояния пациента после проведения лечебных мероприятий.

     На различных этапах практического обучения и повышения квалификации ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства, научно-практические конференции и мастер-классы на экспериментальных площадках по внедрению элементов сестринского процесса. Положительным результатом этого является возрастающий интерес медсестер к повышению своего профессионального уровня, а также их активное участие в преподавательской и научно-исследовательской работе. Разработка и применение общепринятых стандартов является ключевым компонентом каждой из основных функций сестры, необходимым условием ответственности за свои действия. Важно, чтобы медицинская сестра была способна логически обосновать свои действия.

     Следствием понимания важности стандартов будет проведенная Советом медицинских сестер работа по их созданию и внедрению. Для составления и адаптации стандартов, несомненно, потребуется привлечение преподавателей медицинского колледжа, практикующих медсестер, врачей. Это поможет учесть особенности и проблемы, имеющиеся в практике лечебно-профилактических учреждений в настоящее время.

     Применение стандартов облегчает работу медсестер, сокращает неоправданный расход средств, времени, обеспечивает преемственность, улучшает качество обслуживания пациентов и результаты лечения. Если разработать стандарты и протоколы деятельности медсестер по основным номенклатурам специальностей, унифицировать учетно-отчетную документацию по работе с пациентами и их семьями, обеспечить преемственность в работе медицинской бригады (палатная м/с, процедурная м/с, участковая м/с, семейная м/с, старшая м/с, социальная м/с), внедрить единые подходы к выполнению манипуляций, подготовке к исследованиям, оказанию неотложной доврачебной помощи, ведению протоколов наблюдения за пациентом и решением его проблем общими усилиями, то это позволит существенно улучшить качество оказания медицинской помощи, даже не меняя организационную структуру сестринской деятельности.

     Вооруженной подобными знаниями медсестре, несмотря на кажущуюся дополнительную нагрузку (ведение протоколов наблюдения, сестринской истории болезни), станет существенно легче выполнять свои обязанности, так как, действуя в рамках своей компетенции и в соответствии со стандартом, медсестра не будет всякий раз обращаться к врачу с вопросом, что делать в той или иной ситуации. При ведении протоколов наблюдения легче заметить начальные изменения в состоянии пациента и заранее предпринять меры по устранению их последствий, чем тратить большие усилия на устранение осложнений.

     Легче ориентироваться в состоянии пациентов при приеме-сдаче дежурств. Появляется возможность проконтролировать работу, что повысит ответственность за выполняемые действия. Имея всегда под рукой стандарты деятельности, легче найти и вспомнить алгоритм подготовки пациентов к исследованиям или выполнения манипуляции (не надо искать где-то дополнительно или идти спрашивать у врача, отвлекая его от выполнения обязанностей).

     Работая с родственниками и обучив их элементарным навыкам ухода или пациента самостоятельному уходу, медицинская сестра также освобождается от выполнения части работы, ей необходимо будет только проконтролировать или дать совет. Таким образом, мы сможем освободить врача от выполнения несущественной, рутинной работы (зачастую относящейся к компетенции медсестры), что позволит ему, в свою очередь, более качественно выполнять функциональные обязанности.

     Процессуальный подход к оценке качества осуществляется следующим образом:

     1.   Старшие медсестры отделений ежедневно фиксируют результаты в тетрадях учета дефектов, проводят индивидуальную работу по их устранению.

     2.   Отдельно оцениваются аспекты сестринской работы (исполнительская дисциплина, соблюдение санэпидрежима, контроль использования и хранения лекарственных средств).

     3.    Главная медсестра оценивает качество работы старших медсестер.

     Для координации и взаимодействия работы отделений, освобождения старших медсестер от несвойственных им функций может быть создан оперативно-диспетчерский отдел, который:

       •  выполняет функции стола справок;

       •  осуществляет централизованную выписку листков временной ;

       •   организует консультации специалистов внутри и вне учреждения;

       •   занимается доставкой биологического материала в лаборатории города;

       •   осуществляет доставку корреспонденции в отделения и из отделений в административные кабинеты и т. д.

      Для объективности оценки важно учитывать:

       • количество должностей по штату и фактически занятых;

       • сколько пролечено больных ; какое количество больных с дефицитом самоухода;

       •  сколько выполнено инъекций и каких;

       •  сколько инфузий, укладки биксов, обработки инструментария;

количество переворачиваний больных с угрозой пролежней;

       •   сколько больных переложено на каталку;

       •   сколько получено в аптеке лекарственных средств;

       •   данные о докармливании больных, уборке и кварцевании палат и манипуляционных кабинетов, умывании больных, измерениях температуры тела, PS, А/Д и т. д.

      Это важно для расчета нагрузки на палатную медсестру и доли в ней неквалифицированного труда, что позволит впоследствии выработать организационный механизм адекватной медицинской помощи в пределах финансовых и профессиональных возможностей. Комплексный подход к вопросу лечения, ухода, профилактики осложнений и ранней реабилитации диктует необходимость рассмотрения его в динамической системе с обратной связью, центральным звеном которой является пациент.

      Роль медсестры заключается в своевременной оценке состояния, сведении к минимуму риска осложнений при постоянном взаимодействии с лечащим врачом и социально уполномоченными лицами, Целью которого является улучшение качества жизни больного. Для выполнения данной работы организуются сестринские школы здоровья:

      *     астма-школа;

      *     школа по проблематике сахарного диабета;

      *     обучение родственников уходу за тяжелобольными;

      *     специфика ухода и самостоятельного ухода для больных с остаточными явлениями ОНМК;

       •       простейшие методы наблюдения и самонаблюдения (А/Д; PS);

        •      особенности диеты и питьевой режим;

        •      гипоаллергенная обстановка;

        •       диета и др.

        Очевидно, что большинство людей сталкиваются с проблемой организации ухода за больными, только когда близкие попадают в больницу с тяжелыми заболеваниями. Отвечают за проведение подготовки в школах здоровья сестры, при необходимости приглашается врач. Важно отметить, что методические рекомендации для занятий в таких школах утверждаются и контролируются заведующим отделением, лечащим врачом.

       И все же при рассмотрении модели сестринского дела необходимо исходить из реальных условий, в которых работают наши медсестры, из стойкого, выработанного десятилетиями, стереотипа взаимоотношений «врач — медицинская сестра — пациент». Но в то же время мы можем использовать уже накопленный мировой опыт, взяв из имеющихся моделей сестринского дела то, что нам ближе, понятнее в нынешних условиях.

       Перспективы дальнейшего развития системы управления обеспечением качества сестринской помощи:

        •    разработка стандартов по всем номенклатурам специальностей в сестринском деле;

        •   обучение сестринского персонала методике  коррекции  и предупреждения отклонений от стандартов;

        •    привлечение пациентов и их родственников, независимых экспертов для предупреждения возможного снижения качества сестринской помощи;

         •    создание групп качества в отделениях;

         •    участие в развитии инноваций в сестринском деле и в поиске новых сестринских технологий.

      Соответственно, в процессе профессиональной подготовки медицинских сестер в учреждениях среднего профессионального образования нужно учитывать следующее:

        •     в образовательных программах должны быть в полном объеме отражены современные цели, задачи, функции сестринского дела;

        •     необходимо углубить программу обучения студентов вопросам практической психологии и коммуникативной деятельности;

         •    при проведении практических занятий следует шире использовать возможности лечебно-профилактических учреждений, погружая студентов в реальные профессиональные условия.

           В дальнейшем при разработке частных стандартов и протоколов деятельности специалистов сестринского дела считаем продуктивным разделение по номенклатурным видам деятельности медсестер - палатная, процедурная, участковая, семейная, социальная.  Профессионализация подготовки при этом не отменяет универсализма получаемого образования, однако делает возможным учет особенностей деятельности специалиста, который может быть положен в основу структуры оценки качества профессиональной деятельности. При этом в порядке иерархии  функции контроля деятельности младшего персонала по-прежнему могут осуществляться старшей медсестрой, ответственной за оценку качества работы подчиненных ей специалистов сестринского дела.

ГОУСПО «Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой»

Школа педагогического мастерства

«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ»

Подготовила  Захаров В.А.

Вольск

  2012-2013

 Современная медицина характеризуется повышением сложности и интенсивности труда, требует быстроты и точности решений, двигательных действий человека, а также высокой концентрации его внимания. Ряд профессий медицинских специализаций связан с длительными статическими усилиями, необходимостью проявления высокой координационной способности рук с точностью двигательных реакций, сопряженных с повышенным вниманием, лабильным мышлением и оперативной памятью. Высокая профессиональная работоспособность медицинских работников зависит от уровня физического здоровья.

      Физическая  культура и спорт при оптимальном подборе упражнений являются отличными средствами воспитания и развития необходимых психофизических качеств, обеспечивают быстрое приспособление ко всем требованиям профессии, способствуют доведению профессиональных двигательных действий до высокой степени эффективности.

      Я как преподаватель по физической культуре решила привлечь внимание студентов к профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП). Под ППФП понимается подсистема физического воспитания, наилучшим образом обеспечивающая формирование и совершенствование свойств и качеств, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности.

      В профессиональной деятельности фельдшера, фармацевта, акушерки, лаборанта, медицинской сестры, зубного техника нет тотальных затрат мышечных усилий, от них требуются относительно локальные движения, а также экстренная переработка большого объема сенсорной информации и выполнение скоротечных психомоторных реакций. Специфические условия работы требуют от этих профессий достаточно высокого уровня статической выносливости мышц рук и туловища, отличной координации кистей и пальцев при относительной неподвижности нижних конечностей, что является факторами, лимитирующими высокую работоспособность.

     Вышеизложенные особенности профессиональной деятельности медицинских работников я учитывала и при разработке системы мероприятий по повышению уровня двигательной активности студентов медицинских специальностей, и при проведении занятий по физической культуре во внеурочное время.

      Многие студенты на начальных этапах занятий с недоверием и непониманием относятся к различным физическим упражнениям, как правило, плохо переносят непривычные нагрузки, предпочитая вести малоподвижный образ жизни. Студенты-медики, относящиеся с Полной ответственностью к своей профессии, должны изучать средства физической культуры и научиться ими пользоваться в процессе обучения в ссузе, что позволит совершенствовать и оздоравливать свой организм, а затем использовать эти знания и навыки при работе с пациентами.

     Занятия в основном направлены на то, чтобы увеличить диапазон функциональных возможностей организма человека, расширить арсенал его двигательной координации, а также обеспечить эффективную адаптацию организма к различным факторам трудовой деятельности.

     Я применяю комплексный подход в использовании средств физической культуры по совершенствованию физического воспитания студентов-медиков на основе изучения личностных мотиваций и потребностей в занятиях физической культурой, физической подготовленности, состояния здоровья, что позволяет оптимизировать процесс физического воспитания.

     К основным средствам, которые я использую, относятся:

•     специально подобранные упражнения статического напряжения (удержание тела в висе на перекладине, в упоре лежа); упражнения на растягивание;

     •     упражнения на координацию движений (имитационные упражнения с лыжными палками);

     •     упражнения на укрепление и развитие силы основных мышечных групп (упражнения с гантелями);

виды спорта для развития общей и специальной выносливости (легкая атлетика, лыжная подготовка);

      •     упражнения для развития ловкости, прыгучести (шаговая и прыжковая имитация в гору) и быстроты реакции (старт по сигналу из различных исходных положений).

      Все это позволит будущему специалисту оздоравливать свой организм. Кроме того, занятия по пулевой стрельбе повышают концентрацию и устойчивость внимания, его переключение и широту распределения. Занятия с использованием музыкальной вводно-подготовительной части, нестандартные упражнения с резиновыми амортизаторами и на специальном тренажере «тележка» усиливают интерес к спорту и позволяют корректировать уровень физического здоровья.

      Разработанные мною средства помогают студентам медицинского ссуза:

       •  наиболее эффективно восполнить недостатки в физическом и функциональном развитии;

        • повысить уровень своего здоровья и профессионально необходимых будущему специалисту качеств, таких как статическая выносливость, высококоординированная работа зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов;

        •    повысить интерес к занятиям физическими упражнениями;

        • . добиться развития скоростных, скоростно-силовых качеств, выносливости обшей и прыжковой, силовых качеств, гибкости;

          • . достичь значений, близких к хорошему и отличному уровню функционального состояния организма.

      Все вышеизложенное формирует у студентов навыки группового взаимодействия, уверенности в своих силах, повышает их самооценку, развивает настойчивость в решении тех или иных проблем, дает им чувство внутреннего комфорта. Большинство занимающихся поняли важность занятий физической культурой, отметили существенные изменения в своем внешнем облике. Особенно обращает на себя внимание развитие у студентов таких качеств, как самостоятельность, коммуникабельность, оптимизм. Эффективность экспериментальных средств подтверждается и результатами, характеризующими физическую работоспособность и изменения уровня физической подготовленности студентов-медиков. Использованные средства ППФП занятий по физическому воспитанию во внеурочное время оказали на студентов большое влияние. В первую очередь изменилось отношение к физической культуре: оно стало более осознанным, это выразилось в росте успеваемости и посещаемости занятий. Систематические занятия спортом и выполнение предлагаемых упражнений оказывают положительное влияние на состояние дыхательной и сердечнососудистой системы.

       Из всего вышеперечисленного следует, что подобранные средства и методы положительно воздействуют на развитие и совершенствование физических качеств, способствуют повышению как физической подготовленности студентов, так и их работоспособности.

      Одна из составляющих личностно ориентированного подхода - диалогичность, когда педагог и студент совместно решают задачи совершенствования знаний, умений и навыков. Преподавателю, ведущему этот диалог, необходимо обладать релевантной информацией о потребностях студентов в сфере физической культуры и спорта. В Связи с этим появляется необходимость в выявлении востребованной студентами информации о запросах и потребностях в сфере физической культуры и спорта.

      Таким образом, студентам должен предоставляться более широки выбор различных форм физкультурно-спортивной деятельности с Учетом их личных интересов, наклонностей и способностей. Вместе с тем подобная система и организация учебных занятий будет повышать творческий потенциал преподавателей физической культуры, побуждая их к постоянному совершенствованию, поиску новых методических приемов, методов и технологий обучения и оздоровления.

ГОУСПО «Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой»

Школа педагогического мастерства

«ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

КАК ОЦЕНКА КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Подготовила:  Стрелкова Е.В.

Вольск

2012-2013

      Совокупность взаимосвязанных видов деятельности и регламентированных процедур, посредством которых уполномоченный орган (преподаватель, комиссия и т. д.) устанавливает степень соответствии достигнутых результатов требованиям ФГОС НПО/СПО - зафиксированным в стандарте итоговым (компетенциям) и промежуточным (умениям, знаниям) образовательным результатам есть оценка образовательных результатов в рамках ФГОС.

     Цель оценки - установление соответствия имеющихся (продемонстрированных в процедурах оценки) профессиональных и общих компетенций обучающихся требованиям ФГОС. Контроль осуществляется в процессе сопоставления фактически достигнутых результатов и запланированных. Для этого необходимо верно разработать:

     -   виды, формы и процедуры контроля;

     -   объекты оценивания;

     -  условия допуска к государственной итоговой аттестации.

     В образовательном учреждении должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарному комплексу (далее МДК.) профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности. Для этого кроме преподавателей конкретной дисциплины и МДК в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины, и т. п.

     Фонды оценочных средств (далее ФОС) - составная часть основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) образовательного учреждения. Они разрабатываются для промежуточной аттестации  и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации и сертификации по результатам освоения вида профессиональной деятельности профессионального модуля (далее ВПД и ПМ) - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

     Формы итоговой аттестации в начальном профессиональном образовании (далее НПО) - это зашита выпускной квалификационной работы (практическая квалификационная работа, письменная экзаменационная работа), в среднем профессиональном образовании (далее СПО) - защита выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект).

     Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции (субкомпетенции).

     Думаю, что для оформления и структуры комплексно-оценочных средств (далее КОС) должен быть выработан общий подход, а содержание каждое образовательное учреждение выберет самостоятельно.

     Данная проблема волнует многих коллег и является актуальной. Назрел ряд вопросов: например, в чем разница между комплексно-оценочными средствами и контрольно-измерительными материалами? На этот вопрос мы нашли такой ответ: контрольно-измерительные материалы (или КИМы), как следует из названия, измеряют, т. е. могут применяться в дисциплинах и МДК. КОСы представляют собой комплексные оценочные средства, в состав которых могут входить и КИМы, но в их составе есть еще и специфическая часть по оценке сформированности компетенций, которые оценивают качественно, без выставления балльных отметок. Они используются на квалификационном экзамене в профессиональном модуле. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются колледжем на основании Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО/ СПО. Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.

      Для оценки профессиональных компетенций существуют следующие способы.

      1. Оценивается материальный или интеллектуальный продукт деятельности:

      - в  реальной   обстановке   (квазипрофессиональная  деятельность);

      - в модельной ситуации (учебная деятельность).

     2. Оценивается процесс деятельности (когда результат деятельности не оформлен как продукт или принципиально важен сам процесс):

      -   в  реальной   обстановке  (квазипрофессиональная  деятельность);

      -   в модельной ситуации (учебная деятельность).

     3. Различные сочетания пунктов 1—2. Оценка должна быть ориентирована на требования работодателей к работникам.

     Основанием выбора оценки служит содержание вида профессиональной деятельности, набор средств и предметов труда, тип компетенции: профессиональная или общая, востребованные ресурсы процедур оценки (временные, кадровые, материально-технические и т. д.).

     Экзамен (квалификационный) по модулю в большей степени похож на квалификационный экзамен, который сдает работник предприятия, чем на экзамен, который традиционно принимают в учебных заведениях.

Каждое образовательное учреждение свободно в выборе оценочных средств. Считаю, что результаты освоения профессионального модуля должны быть выражены только в дуальной оценке (удовлетворительно — неудовлетворительно), а результаты освоения учебной дисциплины — в многобалльной системе.

     Если речь идет о балльности результатов, то это привычный билет с теоретическими вопросами и практическим заданием. Если это подход к формированию заданий КОСов, то это должны быть или тесты с проблемными заданиями, требующими пояснения, т. е. изложения теоретического материала, или индивидуальные практические задания, или проектные работы и т. д. КОСы должны быть направлены на проверку не столько знаний, сколько умений выполнять определенные операции профессиональной деятельности, другими словами, носить практический характер и содержать индивидуальные практические задания.

     Практические задания, проекты или проектные задания предназначены для оценки профессиональной компетенции, способности выполнения конкретной трудовой функции или группы трудовых действий. Комплексное практическое задание способно дать оценку нескольким компетенциям или целиком виду деятельности.

     Проект используется при усложнении профессиональной деятельности, возрастании роли интеллектуальной деятельности или долгосрочной деятельности, чаще для специальностей СПО гуманитарного профиля.

     Структурирование проектного задания:

     1.    Преамбула проектного задания (описание трудовой ситуации — вводная информация для первичного анализа ситуации).

     2.    Формулировки конкретных профессиональных задач, которые в описанной ситуации работнику приходится решать («изучите ситуацию, сформулируйте целесообразную последовательность ваших действий по разрешению проблемы...»).

     3.    Перечень дополнительных источников профессионально значимой информации (список литературы и/или пакет приложений/кейсов, содержащий необходимую для выполнения проектного задания информацию и др.).

     4.    Критерии для оценки проекта (и, может быть, его устной презентации). При необходимости в ходе презентации проекта эксперт может получить от обучающегося информацию, позволяющую принять окончательное решение для оценки проекта.

     5.    Рекомендации для вынесения итогового заключения по результатам выполнения проектного задания.

     При разработке пакета КОС по профессиональному модулю важно формирование эталона или образца, а также критериев для сравнения выполненного задания с эталонным образцом. Практическое задание считается выполненным в целом, если правильно выполнены все задания, в него входящие. При составлении структуры инструмента оценки допускается детализация показателей. Для итогового заключения необходимо составление рекомендаций.

     Перед тем как контрольно-измерительные материалы и комплексно-оценочные средства будут утверждены для проверки имений и знаний студентов, их нужно предварительно апробировать. Апробация реализуется на небольшой выборке испытуемых, чтобы исключить или скорректировать задания. Дальнейшие проблемные вопросы по оценке качества знаний обучающихся необходимо обсуждать и согласовывать на региональном (краевом) уровне среди образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация профессионального развития педагогов как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения

Руководитель как работодатель, заинтересован сегодня в высоком уровне профессионализмасвоих педагогови призван с этой целью совершенствовать все управленческие механизмы на институциональном уро...

Создание мотивационной среды на уроках

Создание мотивационной среды на урокох...

Создание системы мониторинга в сельской школе как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения

Мониторинг как вид деятельности в образовательном учреждении появился сравнительно недавно. Хотя определенная отчетность существовала в школе и раньше. Отношения учеников и учителей, педагогов и админ...

Создание мотивационной среды с помощью компьютерных технологий, как условие повышения уровня качества дополнительного образования.

Опыт работы в Доме детского творчества при проведении массовых мероприятий с применением компьютерных технологий....

Создание простейших аранжировок для повышения эффективности и расширения возможностей работы с учащимися музыкально-эстрадной студии

Настоящая работа ставит своей целью создать возможность вывести занятия по эстрадному вокалу на более высокий уровень с помощью использования новых технологий, упростить учебный процесс, научить новом...

Образовательное пространство как одна из форм повышения эффективной деятельности педагога по повышению качества знаний учащихся.

Ни для кого не секрет, что литература играет важную роль во всестороннем развитии личности учащихся, в освоении культурного наследия общества, способствует воспитанию патриотических чувств у школьника...