Проектная деятельность и ее организация в школе
статья по теме
Рассматриваются вопросы организации проектной деятельности в школе, а также история и классификация проектов, этапы его организации и место в учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_shkole_molodogo_uchitelya.docx | 19.8 КБ |
vystuplenie_po_proektam.odp | 411.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность обучающихся.
Если Вы заметили, что Вы на стороне
большинства, это верный признак
того, что пора меняться.
Марк Твен
Все новое – это хорошо забытое старое. Эта известная формула давно принимается за аксиому и никем не оспаривается. Очередное подтверждение тому – интерес к проектной деятельности и востребованность этой технологии в современной школе. Метод проектов, известный также как метод решения проблем, возник еще в 1920 году в США. Его связывают с идеями американского философа и педагога Дж. Дьюи, а также его ученика В.-Х.Килпатрика. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, соответствующую его личной заинтересованности именно в этом знании. Примерно в это же время шли разработки и в России. Под руководством педагога С.Т.Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы обучения в практике преподавания в русской школе.
Итак, что же это за метод проектов – это способ организации трудовой деятельности обучающихся для создания и проектирования реального объекта (продукта труда). Если в исследовательской работе на первом этапе мы не знаем результатов исследования (можем выдвигать только гипотезы, например, если использовать бытовые фильтры для воды, то качество питьевой воды улучшается), то в проектной деятельности результат всегда известен и ребенок всегда знает, что будет продуктом его деятельности. Возможными продуктами проекта могут быть:
- Вэб-сайт
- Видеофильм
- Газета
- Доклад
- Коллекция
- Макет
- Модель
- Пакет рекомендаций
- Сценарий
- Чертеж
- Экскурсия
- Анализ социального опроса
Важно помнить, что существуют основные требования к использованию методов проектирования в школе:
- Значимость проблемы, поставленной задачи
- Значимость образовательного продукта, который мы будем иметь по его окончании
- Самостоятельная деятельность обучающихся (индивидуальная, парная, групповая)
- Ресурсное обеспечение (наличие времени, материально-технического обеспечения, источники информации).
Классификация проектов:
А) По доминирующей деятельности обучающихся:
- Практико-ориентированные (значимость результатов – символика школы, НОШ)
- Исследовательский проект (нацеливает обучающихся на глубокое изучение проблемы, выдвижение гипотез, защиту собственных путей решения проблемы)
- Информационные (предполагают сбор и анализ информации и формулировка собственных выводов, например, выводов по смертности и рождаемости в г. Череповце)
- Творческие проекты (театральная постановка, туристический буклет, слайд – шоу, видеофильм)
Б) По комплексности:
- Монопредметные
- межпредметные
В) По характеру контактов:
- Внутриклассный
- Внутришкольный
- Региональный
- Межрегиональный
- Международный
Г) По форме организации:
- Индивидуальные
- Групповые
Д) По продолжительности:
Мини (часть урока)
- Краткосрочные (4-6 уроков)
- Недельные (в рамках предметной недели)
- Годичные
Е) По руководству со стороны учителя:
- Исполнительский (6-7 класс, дети исполнители)
- Конструктивный (учитель помогает с этапами проекта)
- Творческий
Место проектирования в учебном процессе:
- Урок
- Отдельные темы школьных курсов
- Некоторые учебные предметы (труд)
- Внеурочная деятельность
- Методические приемы (ролевые игры, моделирование)
- Система работы школы.
Можно выделить основные этапы работы над проектом:
- Подготовительный (выбор темы и ее конкретизация; определение цели и формулировка задач; формирование групп и распределение в ней обязанностей; выдача письменных рекомендаций по критериям оценивания, формам его представления).
- Поисково-исследовательский (определение источников информации, планирование способов сбора и анализа информации; подготовка к исследованию и его планирование; проведение исследования; промежуточные отчеты).
- Трансляционно-оформительский (предзащита проекта, доработка и подготовка к публичной защите; решение вопросов по дате и месте проведения).
- Заключительный (публичная защита, подведение итогов; конструктивный анализ выполненной работы; выявление причин успехов и неудач).
Предлагаю Вашему вниманию алгоритм деятельности учителя и обучающихся в технологии проектного обучения (по В.В.Гузееву).
Этапы работы | Содержание работы | Деятельность обучающихся | Деятельность учителя |
Подготовительный | Определение темы и целей проекта | Обсуждают их, выбирают одну тему | Предлагает темы проектов |
Выделение подтем в теме проекта | Выбирают подтему или предлагают новую | Принимает участие в обсуждении подтем проекта | |
Формирование творческих групп | Объединяются в микрогруппы, распределяют обязанности | Проводит организационную работу по объединению школьников в группы | |
Подготовка материалов к исследовательской работе | Отдельные обучающиеся привлекаются к разработке заданий | Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбор литературы | |
Установление способа предоставления результатов и критериев оценки результата и процесса | Обсуждают и корректируют формы представления результата и критерии оценивания | Предлагает формы отчетов и примерные критерии оценивания работ | |
Планирование | Определение источников, способов сбора и анализа информации | Корректируют и дополняют предложения учителя | Предлагает основную литературу, способы сбора информации |
Разработка проекта | Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирования, эксперимента и ее обобщение | Осуществляют поисковую деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации | Консультирует, координирует работу обучающихся, стимулирует их деятельность |
Оформление результатов | Оформление результатов согласно выбранной форме отчета. Возможные формы представления результатов (отчетов): устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет. | Оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами | Консультирует, координирует работу обучающихся, стимулирует их деятельность |
Презентация проекта | Представление выполненной работы одним обучающимся от группы или всеми членами группы. | Докладывают о результатах своей работы | Организует экспертизу, привлекая учителей школы, других обучающихся |
Оценивание | Оценка работ согласно разработанным критериям | Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценки | Оценивает совместно с экспертной группой обучающихся, отмечает неиспользованные возможности, качество отчета. |
Исходный лозунг основателей системы проектного обучения – «Все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. Карл Фрей в своей книге «Проектный метод» под этим понятием подразумевает путь, по которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Джон Дьюи Предлагал строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, соответствующую его личной заинтересованности именно в этом знании.
Шацкий Станислав Теофилович «Моя педагогическая вера выросла из отрицания того, как меня учили и воспитывали» Первым пытался создать частную школу.
Метод проектов – это способ организации трудовой деятельности обучающихся для создания и проектирования реального объекта (продукта труда).
Возможные продукты проекта: Вэб-сайт Видеофильм Газета Доклад Коллекция Макет Модель Пакет рекомендаций Сценарий Чертеж Экскурсия Анализ социального опроса
Требования к использованию методов проектирования в школе: Значимость проблемы, поставленной задачи. Значимость образовательного продукта. Самостоятельная деятельность обучающихся. Ресурсное обеспечение.
По доминирующей деятельности обучающихся: Практико-ориентированные Исследовательские Информационные Творческие проекты
По комплексности: Монопредметные Межпредметные
По характеру контактов: Внутриклассный Внутришкольный Региональный Межрегиональный Международный
По форме организации: Индивидуальные Групповые
По продолжительности: Мини Краткосрочные Недельные Годичные
По руководству со стороны учителя: Исполнительский Конструктивный Творческий
Этапы работы над проектом: Подготовительный Поисково-исследовательский Трансляционно-оформительский Заключительный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как основа организации учебно-воспитательного процесса в современной школе
В данной статье рассматриваются оптимальные методы использования проектной деятельности в организации учебно-воспитательного процесса, типы проектов, указывается роль учителей, учащихся и завучей в ре...
Особенности организации проектной деятельности в условиях МШДО (Муниципальной школы дистанционного обучения).
Дистанционная форма обучения позволяет в достаточной мере реализовать основные положения модульного обучения через самостоятельную, творческую деятельность учащихся, организацию самоконтроля. В статье...
Статья "Внедрение ФГОС: организация проектной деятельности на уроках технологии в школе".
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; } Внедрение ФГОС: организация проектной деятельности на уроках технологии в школе. ...
Статья "Преемственность в организации проектной деятельности учащихся начальной и основной школы"
статья о проектной деятельности в школе...
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ЭКОНОМИКИ В ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ЭКОНОМИКИ)
Организация проектной деятельности учащихся в школе является одним из приоритетов современного образования. Широко применяется как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Развивающи...
Особенности организации проектной деятельности на уроке в средней школе (из опыта работы учителя математики)
В последнее время одним из наиболее популярных в практике школьного обучения стал метод проектов, который изначально понимался, как организация специальной исследовательской деятельности учащихс...
Особенности организации проектной деятельности в средней и старшей школе Описание проекта «Литературный Волгоград»
В статье говорится о важной роли проектной деятельности в процессе формирования гражданской идентичности обучающихся. Описываются этапы работы над проектом и его содержание....