Проектная деятельность и ее организация в школе
статья по теме

Леонтьева Анна Александровна

Рассматриваются вопросы организации проектной деятельности в школе, а также история и классификация проектов, этапы его организации и место в учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_shkole_molodogo_uchitelya.docx19.8 КБ
Файл vystuplenie_po_proektam.odp411.05 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность обучающихся.

Если Вы заметили, что Вы на стороне

большинства, это верный признак

того, что пора меняться.

Марк Твен

Все новое – это хорошо забытое старое. Эта известная формула давно принимается за аксиому и никем не оспаривается. Очередное подтверждение тому – интерес к проектной деятельности и востребованность этой технологии в современной школе. Метод проектов, известный также как метод решения проблем, возник еще в 1920 году в США. Его связывают с идеями американского философа и педагога Дж. Дьюи, а также его ученика В.-Х.Килпатрика. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, соответствующую его личной заинтересованности именно в этом знании. Примерно в это же время шли разработки и в России. Под руководством педагога С.Т.Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы обучения в практике преподавания в русской школе.

Итак, что же это за метод проектов – это способ организации трудовой деятельности обучающихся для создания и проектирования реального объекта (продукта труда). Если в исследовательской работе на первом этапе мы не знаем результатов исследования (можем выдвигать только гипотезы, например, если использовать бытовые фильтры для воды, то качество питьевой воды улучшается), то в проектной деятельности результат всегда известен и ребенок всегда знает, что будет продуктом его деятельности. Возможными продуктами проекта могут быть:

  1. Вэб-сайт
  2. Видеофильм
  3. Газета
  4. Доклад
  5. Коллекция
  6. Макет
  7. Модель
  8. Пакет рекомендаций
  9. Сценарий
  10. Чертеж
  11. Экскурсия
  12. Анализ социального опроса

Важно помнить, что существуют основные требования к использованию методов проектирования в школе:

  1. Значимость проблемы, поставленной задачи
  2. Значимость образовательного продукта, который мы будем иметь по его окончании
  3. Самостоятельная деятельность обучающихся (индивидуальная, парная, групповая)
  4. Ресурсное обеспечение (наличие времени, материально-технического обеспечения, источники информации).

Классификация проектов:

А) По доминирующей деятельности обучающихся:

  1. Практико-ориентированные (значимость результатов – символика школы, НОШ)
  2. Исследовательский проект (нацеливает обучающихся на глубокое изучение проблемы, выдвижение гипотез, защиту собственных путей решения проблемы)
  3. Информационные (предполагают сбор и анализ информации и формулировка собственных выводов, например, выводов по смертности и рождаемости в г. Череповце)
  4. Творческие проекты (театральная постановка, туристический буклет, слайд – шоу, видеофильм)

Б) По комплексности:

  1. Монопредметные
  2. межпредметные

В) По характеру контактов:

  1. Внутриклассный
  2. Внутришкольный
  3. Региональный
  4. Межрегиональный
  5. Международный

Г) По форме организации:

  1. Индивидуальные
  2. Групповые

Д) По продолжительности:

Мини (часть урока)

  1. Краткосрочные (4-6 уроков)
  2. Недельные (в рамках предметной недели)
  3. Годичные

Е) По руководству со стороны учителя:

  1. Исполнительский (6-7 класс, дети исполнители)
  2. Конструктивный (учитель помогает  с этапами проекта)
  3. Творческий

Место проектирования в учебном процессе:

  1. Урок
  2. Отдельные темы школьных курсов
  3. Некоторые учебные предметы (труд)
  4. Внеурочная деятельность
  5. Методические приемы (ролевые игры, моделирование)
  6. Система работы школы.

Можно выделить основные этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный (выбор темы и ее конкретизация; определение цели и формулировка задач; формирование групп и распределение в ней обязанностей; выдача письменных рекомендаций по критериям оценивания, формам его представления).
  2. Поисково-исследовательский (определение источников информации, планирование способов сбора и анализа информации; подготовка к исследованию и его планирование; проведение исследования; промежуточные отчеты).
  3. Трансляционно-оформительский (предзащита проекта, доработка и подготовка к публичной защите; решение вопросов по дате и месте проведения).
  4. Заключительный (публичная защита, подведение итогов; конструктивный анализ выполненной работы; выявление причин успехов и неудач).

Предлагаю Вашему вниманию алгоритм деятельности учителя и обучающихся в технологии проектного обучения (по В.В.Гузееву).

Этапы работы

Содержание работы

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Подготовительный

Определение темы и целей проекта

Обсуждают их, выбирают одну тему

Предлагает темы проектов

Выделение подтем в теме проекта

Выбирают подтему или предлагают новую

Принимает участие в обсуждении подтем проекта

Формирование творческих групп

Объединяются в микрогруппы, распределяют обязанности

Проводит организационную работу по объединению школьников в группы

Подготовка материалов к исследовательской работе

Отдельные обучающиеся привлекаются к разработке заданий

Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбор литературы

Установление способа предоставления результатов и критериев оценки результата и процесса

Обсуждают и корректируют формы представления результата и критерии оценивания

Предлагает формы отчетов и примерные критерии оценивания работ

Планирование

Определение источников, способов сбора и анализа информации

Корректируют и дополняют предложения учителя

Предлагает основную литературу, способы сбора информации

Разработка проекта

Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирования, эксперимента и ее обобщение

Осуществляют поисковую деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации

Консультирует, координирует работу обучающихся, стимулирует их деятельность

Оформление результатов

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета. Возможные формы представления результатов (отчетов): устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет.

Оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

Консультирует, координирует работу обучающихся, стимулирует их деятельность

Презентация проекта

Представление выполненной работы одним обучающимся от группы или всеми членами группы.

Докладывают о результатах своей работы

Организует экспертизу, привлекая учителей школы, других обучающихся

Оценивание

Оценка работ согласно разработанным критериям

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценки

Оценивает совместно с экспертной группой обучающихся, отмечает неиспользованные возможности, качество отчета.

Исходный лозунг основателей системы проектного обучения – «Все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. Карл Фрей в своей книге «Проектный метод» под этим понятием подразумевает путь, по которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность и ее организация Если Вы заметили, что Вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться. Марк Твен

Слайд 2

Джон Дьюи Предлагал строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, соответствующую его личной заинтересованности именно в этом знании.

Слайд 3

Шацкий Станислав Теофилович «Моя педагогическая вера выросла из отрицания того, как меня учили и воспитывали» Первым пытался создать частную школу.

Слайд 4

Метод проектов – это способ организации трудовой деятельности обучающихся для создания и проектирования реального объекта (продукта труда).

Слайд 5

Возможные продукты проекта: Вэб-сайт Видеофильм Газета Доклад Коллекция Макет Модель Пакет рекомендаций Сценарий Чертеж Экскурсия Анализ социального опроса

Слайд 6

Требования к использованию методов проектирования в школе: Значимость проблемы, поставленной задачи. Значимость образовательного продукта. Самостоятельная деятельность обучающихся. Ресурсное обеспечение.

Слайд 7

По доминирующей деятельности обучающихся: Практико-ориентированные Исследовательские Информационные Творческие проекты

Слайд 8

По комплексности: Монопредметные Межпредметные

Слайд 9

По характеру контактов: Внутриклассный Внутришкольный Региональный Межрегиональный Международный

Слайд 10

По форме организации: Индивидуальные Групповые

Слайд 11

По продолжительности: Мини Краткосрочные Недельные Годичные

Слайд 12

По руководству со стороны учителя: Исполнительский Конструктивный Творческий

Слайд 13

Этапы работы над проектом: Подготовительный Поисково-исследовательский Трансляционно-оформительский Заключительный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как основа организации учебно-воспитательного процесса в современной школе

В данной статье рассматриваются оптимальные методы использования проектной деятельности в организации учебно-воспитательного процесса, типы проектов, указывается роль учителей, учащихся и завучей в ре...

Особенности организации проектной деятельности в условиях МШДО (Муниципальной школы дистанционного обучения).

Дистанционная форма обучения позволяет в достаточной мере реализовать основные положения модульного обучения через самостоятельную, творческую деятельность учащихся, организацию самоконтроля. В статье...

Статья "Внедрение ФГОС: организация проектной деятельности на уроках технологии в школе".

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; }  Внедрение ФГОС: организация проектной деятельности на уроках технологии в школе. ...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ЭКОНОМИКИ В ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ЭКОНОМИКИ)

Организация проектной деятельности учащихся в школе является одним из приоритетов современного образования. Широко применяется как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Развивающи...

Особенности организации проектной деятельности на уроке в средней школе (из опыта работы учителя математики)

В последнее время одним из наиболее популярных в практике школьного обучения стал метод проектов, который изначально понимался, как организация  специальной исследовательской деятельности учащихс...

Особенности организации проектной деятельности в средней и старшей школе Описание проекта «Литературный Волгоград»

В статье говорится о важной роли проектной деятельности в процессе формирования гражданской идентичности обучающихся. Описываются этапы работы над проектом и его содержание....