Формирование коммуникативной культуры
методическая разработка по теме

Исследование "формирование коммуникативной культуры" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommunikativnaya_kultura_pedagoga.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

                     

                    СОДЕРЖАНИЕ

Введение:  а). Актуальность выбранной темы.

                   б). Цель исследования.                  

                   в). Объект сследования.

                   г). Предмет исследования.

1. Понятие и качество коммуникативной культуры педагога профессионального образования.            

2. Факторы, влияющие на развитие коммуникативной культуры педагога профессионального образования.

                   а). Стили педагогического общения.

                   б). Этапы педагогического общения.

Заключение

Список использованных источников


                                              ВВЕДЕНИЕ

Прогностический этап общения – моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки непосредственной деятельности - включает в себя работу над содержанием урока или воспитательного воспитательного мероприятия, планирование. Кроме того, идет коммуникативное прогнозирование предстоящей деятельности, что помогает конкретизировать вероятную картину общения, предусмотреть многие конфликтные ситуации на уроке или вне его, настроить себя на предстоящее общение. Нередко удачно спланированная система на уроке диктует и отбор материала, и методы обучения.

Начальный этап общения – организация непосредственного общения с классом в момент начального взаимодействия с ним. Этот этап, занимающий на практике от 2 до 5 минут, очень важен. Условно его называют «коммуникативной атакой», во время которой учитель завоевывает инициативу в общении.

За чрезвычайно малый промежуток времени конкретизируется спланированная ранее модель общения, уточняются условия и структура предстоящего взаимодействия, начинается управление инициативой в общении.

Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем, что профессионально-педагогическое общение имеет определенную структуру, которая соответствует логике педагогического процесса, включающего замысел, воплощение замысла, анализ и оценку. Исходя из этого можно выделить соответствующие этапы профессионально-педагогического общения: прогностический, начальный период общения, управления общением, анализ осуществленной системы на предстоящую деятельность.

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что профессионально- педагогическое общение имеет определенную структуру, которая соответствует логике педагогического процесса, включающего замысел, воплощение замысла, анализ и оценку. Исходя из этого можно выделить соответствующие этапы профессионально- педагогического общения, анализ осуществленной системы на предстоящую деятельность.

Цель исследования состоит в определении коммуникативной культуры педагога.

Чтобы разрешить проблему непонимания смысла и сущности категории «коммуникации в педагогическом процессе»,  следует решить следующие задачи:

-изучить литературу по проблеме «педагогическая технология»;

-определить современное понимание и использование термина «коммуникативная культура»;

Объектом исследования является коммуникативная культура педагога профессионального образования.

Предметом исследования является влияние коммуникативной культуры педагога на учебную деятельность.

Для реализации задач и достижения цели использованы методы научно- педагогического исследования:

-изучение и анализ литературы;

-составление, подбор и систематизация материала.

Практическая значимость работы может быть обусловлена тем, что она может быть рекомендована и педагогам со стажем, и начинающим педагогам для самостоятельного изучения категории «коммуникативная культура в педагогическом процессе».

1. ПОНЯТИЕ И КАЧЕСТВО КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Управление общением. На этом этапе учитель решает массу коммуникативных задач, связанных с педагогическими особенностями своей работы. Учителю приходится быстро принимать решения при возникающих затруднительных или непредвиденных ситуациях, отклонения от заранее смоделированного общения. В этом случае вносятся необходимые поправки или заменяется вариант общения.

Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения на предстоящую деятельность.

На этом этапе педагогического общения учитель должен выявить сильные и слабые стороны общения, осмыслить, в какой мере он удовлетворен процессом взаимодействия с детьми, спланировать систему предстоящего общения с коллективом с учетом необходимых корректив.

Для организации педагогического общения важно представить, каковы       логика этого общения и его технология.

-Проектирование (моделирование) общения.

-Анализ педагогической ситуации при общении.

-Постановка целей общения.  

-Выбор методов, средств и содержанияобщения.

-Прогнозирование результатов общения.

Рассматривая некоторые рекомендации ученых, позволяющие внести элемент творчества в привычные действия, следует исходить из того, что любая технология - это прежде всего система. Она включает в себя следующие основные компоненты: диагностирование, целеполагание, проектирование, конструирование, информационный компонент, организационно-деятельный и контрольно-управленческий.   Ученые разработали технологию внедрения педагогической теории в практику.

 Этот алгоритм внедрения предполагает:

-изучение задач, сформулированных в нормативных документах;

-анализ состояния практики и сопоставления данных с социальными  требованиями;

-построение эталонов преобразования педагогической практики;

-поиск идей, рекомендации, которые могут быть внедрены;

-разработка комплексной программы, включающей закономерности этапа внедрения;

-подготовка дидактических, материальных, информационных средств;

-методическая, психологическая, организационная подготовка участников внедрения;

Таким образом, современный смысл терминов «педагогическая технология» и «технология обучения» раскрывается при акценте на ведущее звено «технологии»- это средство(а) обучения, а также, что педагогическое проектирование с технологической точки зрения- это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогическая, технологическая компетентность.

Технологичность придает педагогическому проектированию иное качество - мастерство владения педагогическими технологиями, проектированием и др., а не методикой подачи информации.

Владение педагогическими технологиями совершенствует педагогическое мастерство.

Совершенствование технологий формирования коммуникативной культуры личности - одно из центральных инновационных направлений отечественной педагогической теории и практики. Оно обусловлено социокультурными процессами современности. Глобализация всех сфер общественной жизни сопряжена с изменениями масштабов коммуникации (они стали планетарными), колоссальным ростом ее интенсивности.

Система глобальной коммуникации становится условием осознания личностью своей индивидуальности, свободы, ответственности за собственную судьбу.

Для педагогической науки и практики важно развиваемое в философии и психологии представление о том, что внутренней сущностью коммуникации являются процессы формирования и развития общественного и индивидуального сознания. Коммуникация органично связана с культурой, ее материальной («внешней») и духовной («внутренней») составляющей. Это - два универсальных общественных явления, образующих «коммуникативную культуру», природа которой раскрывается на основе культурологического подхода.

Культура, по И. Канту, - это «третья реальность», результат проявления креативного начала в человеке. Гуманистическая направленность и творческий потенциал - самые важные характеристики общественной и индивидуальной культуры. С этой точки зрения, коммуникативная культура учителя - это проявление гуманистической направленности его индивидуального творчества в решении задач профессионально-педагогической деятельности.

         Коммуникативная культура учителя является одним из важнейших функционально значимых элементов культуры общества в целом.  Она имеет  структуру той сложности и цельности, которая необходима для осуществления самоорганизации и развития.

Каждый из внутренних элементов коммуникативной культуры педагога сам имеет сложное строение:

-личность учителя - ее индивидуальные и социальные «образующие»;

-коммуникативная деятельность учителя - ее сложная мотивационная и   предметная структура;

-предмет коммуникативной деятельности - осознанная цель, ее педагогическое  содержание.

Формирование и развитие коммуникативной культуры учителя как системы, имеющей собственную структуру, и ее вхождение в систему более высокого порядка происходит в реальной жизни, во всеобщем «хаосе» активности социальных явлений, во взаимодействиях и столкновениях интересов и целей различных коммуникантов, таких как государственные институты, общественные организации, личности. В поле общественных деловых отношений и общественного сознания, в практической и познавательной активности людей складывается целеустремленная, предметно-мотивированная деятельность человека и его индивидуальное мировоззрение.

Культурологический и системный подходы к исследованию коммуникативной культуры учителя взаимодействуют с современными психолого-педагогическими концепциями. Особое значение в данном контексте приобретают основные положения теории деятельности, теории социализации, представления о самовоспитании.

Анализ современных тенденций развития коммуникативной культуры общества и существующих в нем противоречий приводит к пониманию необходимости создания дифференцированной технологии формирования коммуникативной культуры педагога с учетом социально-экономических, национально-этнических и гендерных особенностей, условий и образа жизни учащихся и студентов.

В основу предлагаемой технологии положена прогностическая модель коммуникативной культуры учителя:

-гуманизм, этическая ответственность - их осознанные проявления в коммуникативных процессах, общении, взаимоотношениях;

-творческий потенциал - его структура, «творческий профиль личности».

-творческая устремленность - ее уровень, профессионально-педагогическое и коммуникативное содержание;

-деятельность - ее общая и коммуникативная инфраструктура, менеджмент;

-самоорганизация - самопознание, устойчивость и развитие интересов, потребностей, ценностей;

-технологическая вооруженность - владение интегративными коммуникативными умениями и техническими средствами коммуникации.

Прогностическая модель позволяет определить реальное исходное состояние коммуникативной культуры молодежи, поступающей на учебу в техникумы, институты

Формирование коммуникативной культуры необходимо начинать с ее детальной диагностики. Существуют показатели коммуникативной культуры, которые полно ее характеризуют с результативной и процессуальной стороны: успешности коммуникативной деятельности, коммуникативных способностей, умений и навыков, в том числе - общительности и речи. Эти показатели сопоставлены со значениями факторов, отражающих условия и особенности формирования коммуникативной культуры. К ним можно отнести проявления гуманизма и этической ответственности, характеристики творческого потенциала,  самоорганизации и самопознания, технологической коммуникативной вооруженности.

Анализ состояния коммуникативной культуры может осуществляться методом многофакторного корреляционно-регрессионного анализа на основе прикладных компьютерных программ. Для этого показателям коммуникативной культуры и факторам, влияющим на них, необходимо придать количественное, числовое значение .

Одним из главных направлений изучения коммуникативной культуры может стать определение ее особенностей в свете личностной и социально-культурной дифференциации ученического коллектива.

Очевидны различия в характеристиках исходной коммуникативной культуры уащихся: 1) выросших и воспитанных в городе или сельской местности, окончивших городские или сельские школы; 2) принадлежащих к различным национально-этническим группам.

Особое значение надо придать исследованию различий в исходном состоянии коммуникативной культуры девушек и юношей, что связанно с тенденциями феминизации как общества в целом, так и учительской профессии. Глубина и сложность данной проблемы в ее философском значении особенно убедительно выражена в мысли, высказанной Н. А. Бердяевым: «Человек есть существо бисексуальное, совмещающее в себе мужской и женский принцип в разной пропорциональности и нередко в жестокой борьбе. Мужской принцип есть по преимуществу антропологический и личный. Женский же принцип есть по преимуществу космический и коллективный. Только соединение мужского и женского начала создает полноту человека. Мужчина, в котором совсем бы отсутствовал женский принцип, был бы отвлеченным существом. Женщина, в которой совсем бы отсутствовал мужской принцип, не была бы личностью»…

Общеизвестно, что учительские коллективы общеобразовательных учреждений России главным образом женские. Практически каждая школа испытывает дефицит «мужского влияния» на учебно-воспитательный процесс. Известно также, что к учительской профессии тяготеют, главным образом, девушки. Значительно чаще именно они после окончания педагогического вуза продолжают свой жизненный путь на педагогическом поприще. Однако школа не может полностью обойтись без «мужского влияния» (в школе мальчиков и девочек как минимум поровну), поэтому учителя-женщины в немалом числе педагогических ситуаций вынуждены брать на себя мужские функции.

Формирование коммуникативной культуры учащихся  предполагает как  работу по самовоспитанию, так и создание соответствующей педагогической среды. (гуманистическая убежденность, осознанность, когда это касается коммуникативной культуры). Эти качества особенно ценны для учителя, как носителя общественно значимых гуманистических идеалов.

 

2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ                        

              КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА.            

Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методологической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения.

Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Основные формы педагогической деятельности протекают в условиях общения. Содержание общения составляет обмен информацией, но этим общение не исчерпывается. Важнейшей стороной общения является стремление запечатлеть облик одного человека в другом, транслировать себя в другого через совместную деятельность. Это уже личностное общение. Общающиеся люди стремятся поделиться своим бытием с другими, обсудить какие-то события, волнующие обе стороны. Это - личностное взаимодействие в совместной деятельности преподавателя и учащегося. В этом смысле общение выступает как важнейший инструмент решения учебно-воспитательных задач.

Общение выступает в трех аспектах:

-как средство решения учебных задач;

-как система социально-психологического обеспечения воспитательного процесса;

-как способ организации взаимоотношений преподавателей и учащихся, в котором сочетаются обучение и воспитание;

-как процесс воспитания личности и творческой индивидуальности.

Исследования проблем коммуникации в учебном процессе дают возможность выделить следующую структуру педагогического общения, органично связанную с творческой работой преподавателя.

             Этапы педагогического общения:

-Прогностический этап: в процессе моделирования педагогом общения с классом, с отдельным учащимся или группой учащихся в процессе подготовки к педагогической деятельности осуществляется планирование коммуникативной структуры будущей деятельности соответственно:

-педагогическим целям и задачам;

-общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в классе;

-творческой индивидуальности самого педагога;

-индивидуальным особенностям самих учащихся;

-Начальный период общения: организация непосредственного общения с классом, группой. Важнейшими элементами этого этапа являются:

-конкретизация спланированной модели общения;

-уточнение условий  предстоящего общения;

-осуществление изначальной стадии непосредственного общения.

Педагогическое воздействие должно быть систематическим и непрерывным, переходя от учебно-ориентированного к научно-поисковому, от официально-регламентированного к неофициально-доверительному общению. В общении большую роль играет сам стиль общения.

         В стиле находят выражение:

-особенности коммуникативных возможностей педагога;

-достигнутый уровень взаимоотношений;

-творческая индивидуальность педагога;

-особенности ученического коллектива.

Стиль общения воплощает социально-этические установки общества, школы он отражает личностный и педагогический уровень педагога, его эмоционально-психологические особенности. Оптимальный стиль общения - это общение, основывающееся на увлеченности преподавателя и учеников совместной деятельностью, отражающее саму специфику формирования личности.

Известный психолог В. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

-общение на основе увлеченности совместной деятельностью;

-общение на основе дружеского расположения;

-общение – дистанция;

-общение – устрашение;

-общение – заигрывание;

-общение - превосходство.

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них. Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.

-МОДЕЛЬ 1 - «СОКРАТ». Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.

-МОДЕЛЬ 2 - «РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ». Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.

-МОДЕЛЬ 3 - «МАСТЕР». Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию, и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.

-МОДЕЛЬ 4 - «ГЕНЕРАЛ». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает , что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль более распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.

-МОДЕЛЬ 5 - «МЕНЕДЖЕР». Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.

-МОДЕЛЬ 6 - «ТРЕНЕР». Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.

-МОДЕЛЬ 7 - «ГИД». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.

         Переход к информационному обществу в условиях интеграции наук и диалога культур ставит перед школой задачи подготовки творческого, активного, свободного человека, ориентированного в своей жизни не только на высокие собственные достижения, но и на общий успех окружающих его людей, организаций и сообществ.  

Процесс формирования коммуникативной культуры педагогов рассматривается в исследовании как составная часть их профессиональной подготовки и обеспечивается созданием гуманитарной образовательной среды, способствующей гуманитаризации образовательного процесса, которая характеризуется следующими особенностями:

-преподаванием широкого спектра образовательных курсов по общественным и гуманитарным наукам, включением естественнонаучных и технических знаний в единый универсальный цикл наук о человеке, обществе и природе;

-культурологическим подходом к конструированию содержания образования;

-обеспечением субъектности образовательного процесса;

-деловым и межличностным общением, способствующим творческому соразвитию участников образовательного процесса;

-развитием демократических методов образования педагогов, утверждением принципов педагогики сотрудничества, расширением самоуправленческих начал в деятельности техникумовских структур.

Формирование коммуникативной культуры педагогов в гуманитарной образовательной среде осуществляется на личностно-деятельностной основе, поддержке их инициативы и развертыванию реальных социальных проектов, позволяющих педагогам совершенствовать навыки работы в «команде».


                         ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Система образования в нашей стране – это один из наиболее влиятельных социальных институтов, который органически связан с фундаментальными основами общественного устройства. Образованность, интеллект, духовное здоровье человека, стремление к творчеству и умение ориентироваться в изменяющихся условиях являются важнейшими факторами прогресса страны. Эти условия объективно порождают необходимость решения проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов в контексте личности и деятельности педагога, его самоопределения в общей и профессиональной культуре.

Анализ современных специальных исследований позволяет определить сущность и содержание профессионально- педагогической культуры, основные направления ее формирования, структуру и компоненты; обозначить профессионально- педагогическую культуру как часть общей культуры. Однако, несмотря на всестороннюю изученность проблемы формирования профессионально- педагогической культуры учителя, многие ее аспекты представлены фрагментарно, в частности, коммуникативный аспект.

Эффективности процесса формирования коммуникативной культуры учителя во многом способствует коммуникативная грамотность педагога, умение реализовать принципы партнерства в учебном и внеучебном взаимодействии.

Коммуникативная грамотность обеспечивается владением основ философских, психолого- педагогических знаний о человеке, как высшей ценностью общества, роли общения в развитии личности; степенью сформированности педагогического мышления.

Профессионально- коммуникативная культура формируется также при условии освоения учителем технологической стороны коммуникативного содействия учителя с другими участниками образовательного процесса. Владение технологиями коммуникативного обеспечения педагогической культуры, в конечном счете, приводит учителя к осмыслению своей профессиональной деятельности, совершенствованию в овладении технологиями обучения, воспитания, развития, управления.

Технологический компонент профессионально- коммуникативной культуры включает в себя владение комплексом обощенных психолого- педагогических, коммуникативных умений и навыков; владение рефлексией, готовностью к творческому использованию форм, методов, средств коммуникативного воздействия, наличием потребности к непрерывному пополнению знаний, умений и навыков, опытом коммуникативной деятельности.

Обобщая материалы и исследования, определяем профессионально- коммуникативную культуру как часть профессионально- педагогической культуры педагога, включающую мотивационно- ценностный, информационно- содержательный и технологический аспекты; как степень овладения опытом актуализации и реализации педагогической культуры личности в процессе и результате коммуникативного обеспечения педагогической деятельности.

Идеи формирования профессионально-педагогической культуры рассматривались в трудах великих отечественных и зарубежных педагогов (Н.А. Бердяев, А.И. Герцен, М.В. Ломоносов, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский и др.).

Процесс формирования профессионально-педагогической культуры рассматривается в трудах современных исследователей: Г.В. Звездуновой, И.Ф. Исаева, В.А. Мищенко, В.А. Сластенина и др.

Коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов профессионально-педагогической культуры. Необходимость ее формирования обусловлена тем, что учитель постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнером по контакту: с учениками, их родителями, коллегами. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение.

Эффективности процесса формирования коммуникативной культуры учителя во многом способствует коммуникативная грамотность педагога, умение реализовать принципы партнерства в учебном и внеучебном взаимодействии. Коммуникативная грамотность обеспечивается владением будущим учителем знаниями философских, психолого-педагогических положений о человеке как высшей ценности общества, о роли общения в развитии личности; степенью сформированности педагогического мышления.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии.  В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов - М., 2004.

2. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее образование.  Е.Н. Кабанова-Меллер - М., 2001.

3. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.

 З.И. Калмыкова - М., 1999.

4. Латышина Д.И. История педагогики.  Д.И. Латышина - М., 2002.

5. Хрестоматия по истории школы и педагогики России. - М., 1986.

6. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении.

 Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова - М., 1999

7. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. Л.М. Фридман- М., 2004г.

8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. В.В. Давыдов- М., 2005г.

9. Косова А.Г., Егоров С.Ф. История педагогики. А.Г. Косова, С.Ф. Егоров- М., 1984г.

10. Педагогический поиск. Сост. И.Н. Баженова.- М., 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной культуры учащихся на уроках ОБЖ

Общественная и семейная среда не всегда создают благоприятные условия для трансляции и формирования у подрастающего поколения позитивной коммуникативной культуры. Именно поэтому значительную роль в фо...

Реферат Психологическое сопровождение в УДОД как одно из средств формирования коммуникативной культуры

Реферат представляет теоретическую разработку по одному из направлений работы психолога в учреждении дополнительного образования...

«Формирование коммуникативной культуры в процессе обучения и воспитания студентов. Рекомендации по профессионально - педагогическому общению»

Настоящие методические рекомендации разработаны В. А. Канн- Каликом во всероссийском центре по проблемам общения с целью совершенствования техники и культуры педагогического общения:...

Формирование коммуникативной культуры учащихся при изучении английского языка на начальном этапе обучения.

СодержаниеВведение1. Английский язык в современном мире.1.1. Аккультурация.2. Английский язык в начальной школе2.1. Роль иностранного языка в формировании личности младшего школьника2.2. Особенности п...

Школьная газета как средство формирования коммуникативной культуры современного школьника

В каждой школе сегодня непременно есть своя пресса. Современные компьютерные технологии дают нам возможность издавать школьную газету как в печатном, так и в электронном формате, опубликовывать издани...

Школьная газета как средство формирования коммуникативной культуры современного школьника

В каждой школе сегодня непременно есть своя пресса. Современные компьютерные технологии дают нам возможность издавать школьную газету как в печатном, так и в электронном формате, опубликовывать издани...

Коммуникативные универсальные учебные действия и формирование коммуникативной культуры старшеклассников.

Формирование коммуникативной культуры школьников возможно при формировании коммуникативных УУД. В статье говорится о том, что входит в понятие "коммуникативная культура школьника" и какие фо...