Формирование коммуникативной культуры учащихся на уроках ОБЖ
статья по обж по теме
Общественная и семейная среда не всегда создают благоприятные условия для трансляции и формирования у подрастающего поколения позитивной коммуникативной культуры. Именно поэтому значительную роль в формировании коммуникативной культуры ребят играет школа, возникает необходимость целенаправленной работы по оптимизации этого процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikativnoy_kultury_uchashchihsya_na_urokah_obzh.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативной культуры на уроках
Основы безопасности жизнедеятельности.
Задача формирования коммуникативной культуры подрастающего поколения является важным компонентом социального становления школьников. Особенно это значимо в период поиска наукой и социально-педагогической практикой оптимальных путей подготовки молодых людей к новым социальным отношениям, формирующимся сегодня в Российском обществе. В СМИ часто пропагандируется образ героя, пренебрегающего нормами и правилами общения, использующего ненормативную лексику, готового скорее применить физическую силу, чем искать компромисс. Кроме того, маргинализация широких общественных слоев вызывает снижение уровня их коммуникативной культуры.
Т.о. общественная и семейная среда не всегда создают благоприятные условия для трансляции и формирования у подрастающего поколения позитивной коммуникативной культуры. Именно поэтому значительную роль в формировании коммуникативной культуры ребят играет школа, возникает необходимость целенаправленной работы по оптимизации этого процесса. Если мы не научим их безопасному поведению и общению, учащимся придется приобретать этот опыт самостоятельно, далеко не всегда безопасно для них самих и окружающих, порой усваивая ошибочные и даже негативные образцы поведения, например под влиянием дворовых друзей, пьющих, скандальных родителей, соседей и т.п. И компьютерные игры, так любимые школьниками, в которых ненасильственные «бескровные» варианты разрешения конфликта в принципе исключены, а герои обязаны решать все проблемы кулаками, оружием и реками крови, могут сформировать у ребенка модель агрессивного поведения, в которой нет места конструктивному общению и поискам компромисса.
Ежедневно на уроках мы педагоги решаем задачи по воспитанию языковой личности, владеющей нормами русского литературного языка, обладающей даром слова, т.е. способной правильно воспринимать устную и письменную речь, свободно пользоваться словом для выражения своих мыслей и чувств в устной и письменной форме. Но немаловажен также и этический аспект коммуникативной культуры : в каких ситуациях как уместно попросить, приказать, поздороваться, установить контакт, отказаться от предложения и т.п. На уроках Основ безопасности жизнедеятельности большое внимание отводится обучению учащихся вежливому и корректному общению. Так, например, при изучении темы «Пожарная безопасность» мы инсценируем вызов службы спасения по телефону, при происшествии, при дорожно-транспортной аварии- учимся строить правильное сообщение о произошедшем в милицию. Знакомясь с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, узнаем, как получить достоверную информацию о случившемся.
Во время изучения темы «Основы военной службы» при прохождении военно-полевых сборов юноши знакомятся с новыми для них уставными отношениями. В течение урока ребята постоянно включаются в диалог, дискуссию, часто проявляют свою жизненную позицию к рассматриваемым учебным ситуациям.
С учащимися 10 класса в этом учебном году мы проводили открытый урок- проект по теме «Инфекционное заболевание. Грипп». Учащиеся были разбиты на группы, каждая из которых должна была представить свои результаты исследования, опроса, изучения. Так, например, Мирзаева Мадина и Марасулова Наргиза, провели социологический опрос среди учащихся, родителей, обобщили ответы и представили результаты в виде диаграмм. Салин Иван для подготовки сообщения изучил медицинские справочники, работал с Интернетом, беседовал с фельдшером нашего ФАПа Жиряковой Надеждой Валентиновной . Шарагина Анастасия для получения оперативной информации обращалась в Федеральное государственное учреждение «Центр гигиены и эпидемиологии Владимирской области», а также отслеживала данные о распространении гриппа по России через Интернет. Тюрина Екатерина беседовала с врачом-педиатором Кирилловой Ларисой Владимировной, познакомилась со специальными упражнениями для профилактики простудных заболеваний и осложнений гриппа, а на уроке научила ребят выполнять эти упражнения. Путова Маргарита посетила нашу Павловскую аптеку, Сидорову Галину Алексеевну и узнала о профилактических противогриппозных препаратах. Довольно большую работу пришлось проделать Савельеву Александру, Борисову Антону и Мирзаеву Руслану. Они не только подобрали материал о закаливании, но и сняли видеофильм на эту тему. Т.е. практически каждый ученик должен был проявить свои коммуникативные умения: умение получать необходимую информацию из дополнительной литературы, умение вести беседу с людьми, умение довести полученную информацию до аудитории в классе (в виде сообщения, в виде ролика, практических действий, рекомендаций, стенгазеты).
(фрагмент фильма).
Формирование коммуникативной культуры способствует формированию независимой личности, способной неординарно мыслить, активно действовать, принимая решения и нести за них ответственность, анализировать и прогнозировать ситуации, противодействовать неоптимальным процессам.
Муниципальное образовательное учреждение
Павловская средняя общеобразовательная школа
Педагогический совет
«Формирование коммуникативной культуры
учащихся как условие их успешной социализации»
«Формирование
коммуникативной культуры учащихся
на уроках
Основы безопасности жизнедеятельности».
Докладчик:
преподаватель-организатор ОБЖ
Хусаинова Е.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы
Формирование коммуникативной компетентности - одна из главных задач основной школы. Работа содержит теоретические сведения и конкретные рекомендации по организации образовательного процесса...
Технология организации деятельности учащихся по формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы
Технология организации деятельности учащихся по формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы...
Формирование коммуникативной культуры учащихся при изучении английского языка на начальном этапе обучения.
СодержаниеВведение1. Английский язык в современном мире.1.1. Аккультурация.2. Английский язык в начальной школе2.1. Роль иностранного языка в формировании личности младшего школьника2.2. Особенности п...
Статья .Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках физической культуры.
Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках физической культуры....
Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы
Основная цель современного школьного образования - целостное и многоаспектное развитие личности школьника, его социальная адаптация, эффективная реализация в сфере будущей профессиональной деятельност...
« Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках физической культуры»
Коммуникативные умения представляют собой сложную группу качеств, в которую входят: дружеское расположение, желание и умение сообща играть, трудиться и просто общаться, ...
Технология «Дебаты» как исследовательский тип обучения и средство формирования коммуникативной культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы
Проведение уроков в рамках педтехнологии "Дебаты" позволяет сформировать коммуникатьивную культуру, развивает поисковые навыки учащихся....