Поддержка социально-значимых инициатив посредством творческой деятельности подростков,злоупотребляющих ПАВ
материал по теме

МЕДИКОВА СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА

В условиях   творческого  процесса,  каждый воспитанник имеет возможность пройти путь от простого любопытства и случайного интереса до общественной ценностной потребности в социально-значимой деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогических чтениях

«ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНО - ЗНАЧИМЫХ ИНИЦИАТИВ ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПАВ»

Автор: Медикова С. В.

       Понятие "инициатива", "инициативность", рассматриваются в работах отечественных авторов как качественные характеристики личности, необходимый элемент процесса самореализации - способности личности к инициативе, самостоятельным общественным начинаниям, активности, предприимчивости (А.В. Волохов, И.И. Фришман).

    А понятие социальная инициатива  позволяет формировать такие ценности, как коллективизм и взаимную требовательность,  взаимовыручку и милосердие, доброту и  ответственность, доверие и активность. И в этом смысле - социально- значимая инициатива всегда будет связана с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. А кто как ни подростки являются той социальной группой, которая имеет желание и способна активно включаться в реализацию социальных инициатив. Это объясняется тем, что подростковый возраст характеризуется активностью, системой мотивов, отношений, направленностью интересов, потребностями в становлении социальных ценностей. Именно готовность приносить пользу  людям, выбор и направленность инициативы определяет  ценностное самосознание подростка как гражданина.

         Чаще развитие и поддержка социально-значимой деятельности реализуется в рамках молодёжных организаций, но вместе с тем она  не безынициативно в  образовательных учреждениях разного типа при осуществлении воспитательного процесса.

         Ведущая идея такого процесса состоит в том, что в центре нее находится личность воспитанника, готовая включиться и привнести  свой индивидуальный вклад в развитие общества. При этом содержание такого процесса необходимо наполнить ценностями духовной культуры, нравственностью, обеспечивая интеллектуальное, этическое, гражданское воспитание, культивируя в детской среде здоровый образ жизни и формируя у личности готовность к самостоятельной профессиональной и семейной жизни путем вовлечения в социально- значимую деятельность.

         В данном контексте большое значение отводится профессиональным и личностным качествам педагогических работников, осуществляющих процесс воспитания в образовательном учреждении, так как именно они обеспечивают необходимые условия для  духовно-нравственного становления личности воспитанников, его самореализации. Такими условиями может быть наличие:

- атмосфера партнерских, дружеских отношений между подростками и взрослыми в процессе социально-инициативной        деятельности;
-  "ситуации успеха" подростков в процессе реализации социальных инициатив;
- высокий уровень готовности подростковой группы к совместному осуществлению общественно значимых преобразований, проявляющейся  в устойчивой потребности, высоком уровне организованности и сплоченности;

- активная жизненная позиция  педагогов, осуществляющих вместе с детьми социально- инициативную деятельность;

        В настоящее время в реабилитационном центре «Ариадна» накоплен позитивный опыт реализации социальных инициатив по различным направлениям досуга, здорового образа жизни, патриотического, гражданского, духовного, художественно- эстетического и социального воспитания несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ.

        Одним из ярких примеров по включению подростков в социально - значимую деятельность является работа в сфере  художественно - эстетической направленности, в частности вовлечение подростков в театральную деятельность.

      Через вовлечение воспитанников в театральную деятельность, которая характеризуется синтезом искусств (музыка, изобразительное искусство, литература и хореография),   происходит личностный рост подростка, осознание своих возможностей и способностей, углубление сферы эмоциональных переживаний.   Воспитанник, получая признание и осознавая возможность самореализации в одном или нескольких видах социально-значимой деятельности, участвуя в концертах и творческих выставках,  стремится к достижению подобного успеха в любой другой ситуации. Приобретенный социальный опыт в показательных мероприятиях (концерты, конкурсы, театральные постановки)  художественно- эстетического направления активизирует стремление подростков участвовать в коллективно-творческих делах и за пределами реабилитационного центра. Сопутствующими  стимулами при этом выступают "ситуации успеха" подростков,  радость индивидуального и совместного творческого  труда, стремление к воплощению своего и общего социально- значимого идеала в реальности.

        В условиях   творческого  процесса,  каждый воспитанник имеет возможность пройти путь от простого любопытства и случайного интереса до общественной ценностной потребности в социально-значимой деятельности. Это позволяет в полной мере осуществлять социализации и индивидуализации воспитания, как подростковой группы в целом, так и в частности каждого воспитанника к совместному и индивидуальному осуществлению общественно значимых преобразований.

        Таким образом, организуя процесс воспитания в учреждении любого типа, не последнее место следует отводить поддержке и развитию  социально- значимой деятельности подростков, учитывая  их интересы и потребности. При этом необходимо создавать определенные условия для участия подростков в реализации социальных инициатив различной направленности, используя при этом как традиционные, так и нетрадиционные методы и формы работы,  и тогда вполне можно рассчитывать на повышение качества воспитания,  социализации и творческого развития самой личности.

        Итогом работы в сфере поддержки и развития социально-значимых инициатив посредством театральной (творческой) деятельности в центре «Ариадна» стали подготовленные и проведенные коллективно-творческие мероприятия:

2010/2011 гг

  1. День знаний «Герои нашего времени»;
  2. Праздничный концерт «Учитель, как гордо это слово звучит»;
  3. Вечер встречи выпускников «Под крышей дома своего»;
  4. Драматическая постановка «А зори здесь тихие…».

2011/2012 гг

  1. Праздничный концерт «Учителей любимые глаза»;
  2. Музыкальная сказка «Снегурушка»;
  3. Праздничный вечер «Международный день женщин, влюблённых в защитников Отечества»;
  4. Вечер  встречи выпускников «Страница за страницей»;
  5. Драматическая постановка «В апреле 45-го»;
  6. Съемка фильма о жизни воспитанников в центре «Не повторяется такое никогда».


2012/2013 гг

  1. День знаний «Новое поколение»;
  2. Праздничный капустник «Кривое зеркало или с Днём Учителя»;
  3. Музыкальная фантазия «Тайна слёз Снежной Королевы».

Список используемой литературы


1. Гиль С.С. Педагогика поддержки инициатив молодежи. -М.: Социальный проект, 2003.-192с.
2. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий.- М.: Педагогическое общество России. 2000.-304с.


3. Организатору детского движения. Сборник документов и методических материалов/Сост. И.В. Руденко. Л.А. Муравьева- Самара, 2003-72с.


4. Социокинетика. Стратегия и тактика детского движения нового века.- М., 2003.-512с.


5. Социокинетика: книга о социальном движении в детской среде. В 2-х частях/ Сост. и ред.: Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник.- Москва, 2000.-Часть I.-240с.


6. Тетерский С.В. Социальные инициативы детей и молодежи: поддержка общества и государства: Монография.-М.: РЕГЛАНТ, 2003.- 214с.


7. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: Учебное пособие: Изд. второе, переработанное и дополненное.- Красноярск: РИО КГПУ, 2002.-218с.

8. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная значимость многодневных походов в туристской деятельности

В туристском походе устраняется разрыв между идейно- нравственными представлениями и практикой поведения, формирование нравственных убеждений становится более эффективным, так как эта деятельность соп...

Социальная значимость многодневных походов в туристской деятельности

В статье описывается важность проведения с учащимися многодневных походов в туристской деятельности....

«Социально-значимые коллективные творческие дела и проекты во внеурочной деятельности»

Презентация по теме: «Социально-значимые коллективные творческие дела и проекты во внеурочной деятельности»«Новогоднее оформление пришкольного двора»...

Форма 5 2.1. Участие обучающихся/воспитанников в социально значимых проектах по предмету/профилю деятельности

Форма 52.1. Участие обучающихся/воспитанников в социально значимых проектах по предмету/профилю деятельности...

Мастер - класс для педагогов: "Формирование экологического воспитания учащихся посредством творческой деятельности"

Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологического воспитания, установить тесное сотрудничество между педагогами дополнительного образования и педагогами - орг...