Доклад "Профессиональная компетентность педагогов: возможности, механизмы, проблемы"
материал по теме
Проблема определения профессиональной компетентности учителя стала объектом спора и разногласий между педагогами, психологами, специалистами-практиками и учеными. В педагогической науке на данный момент нет единого подхода к определению понятия “профессиональная компетентность педагога».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Профессиональная компетенция учителя
Проблема определения профессиональной компетентности учителя стала объектом спора и разногласий между педагогами, психологами, специалистами-практиками и учеными. В педагогической науке на данный момент нет единого подхода к определению понятия “профессиональная компетентность педагога».
Согласно словарю понятие “компетентный” определяется как “осведомленный, авторитетный в какой-либо области”.
Исследователи считают, профессионально компетентным труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитанности школьников.
Теоретические основы профессиональной компетентности, были разработаны учеными , которые выделили в содержании профессионального образования три ключевые позиции 1 компетентность, 2 компетенции, 3 квалификации.
Давайте попробуем развести понятия “компетентность” и “компетенция”.
Интересным является тот факт, что ученые трактуют “компетентность” как производное понятие, вторичное по отношению к “компетенции”.
Различая эти понятия, ученые отмечают, что знания, умения и опыт определяют компетентность человека,
а способность мобилизовать их обуславливает компетенцию образованной, профессионально успешной личности.(слайд 1)
Профессионально успешная личность, по мнению специалистов, должна испытывать потребность в самопознании как способа совершенствования своей деятельности.
Обратимся к примеру в одной школе было проведено исследование по проблеме:
1 Готовы ли педагоги нашей школы к самопознанию?
Были представлены ряд вопросов
(слайд2) (слайд 3)
Результаты, показались интересными.
Готовностью к саморазвитию обладают практически каждый второй педагог данной школы. Это те педагоги, которые владеют навыками самосовершенствования, когда через преодоление трудностей происходит нахождение индивидуального стиля деятельности. Однако есть и те, которые не обладают готовностью к саморазвитию. Они не могут изменить собственную профессиональную деятельность в силу устойчивых стереотипов традиционной парадигмы образования, сложившихся в период длительной работы в системе образования, не могут найти свой индивидуальный стиль, так как не испытывают желания познать себя через анализ образовательных ситуаций и рефлексию профессиональной деятельности.
Результаты готовности педагогов к саморазвитию взаимосвязаны с результатами изучения их самооценки. Так, учителя работающие в школе сравнительно недавно оценивали свою деятельность сравнительно высоко. К сожалению, уважаемые учителя-стажисты, которые ставят реалистичные цели, и всю свою профессиональную деятельность направляют на достижение результата, оценили себя низко.
Поэтому, сопоставив экспертную оценку и самооценку учителя, приходим к выводам:
экспертная оценка и самооценка практически совпадает у 30% педагогов;
большинство учителей оценивают свою деятельность выше, чем это делает эксперт, что свидетельствует либо о самодостаточности педагогов, либо о разном понимании педагогического действия, которое оценивалось;
10% учителей оценили результаты своего труда ниже внешней оценки, что показывает либо уровень тревожности, либо потерю авторитета и уважения со стороны коллег, либо боязнь несоответствия определенному идеалу.
Для определения авторитета учителя среди родителей и учеников были использованы такие педагогические методики: “Учитель глазами учеников”, “Учитель глазами родителей”. Для уточнения оценки были предложены следующие критерии: объяснение нового материала, опрос домашнего задания, проверка усвоения знаний, умений, навыков, общение с данными категориями респондентов (одобрение, поддержка, корректное поведение).
Высоко был оценен уровень профессиональной компетентности учителей начальной школы, что можно объяснить возрастными особенностями учеников, для которых (чаще всего), учитель является непререкаемым авторитетом; ограниченностью возможностей сравнения, поскольку большинство предметов ведет один учитель; активностью родителей (в сравнении с основной и старшей школой).
Более значимым для учащихся основной и старшей школы, является способность учителя одобрить, поддержать учеников в процессе преодоления трудностей, одарить радостью и оптимизмом. Однако учителя не стремятся проявлять эти качества. Ученики и родители ставят учителям низкую оценку. Возможно причина кроется в скупости педагогов на похвалу и добрые слова? Можно ли это отнести к издержки профессии?
Можно, считают специалисты, ведь в профессиональную компетентность педагога входят:
предметная компетентность (знания в области специальности);
надпредметная компетентность;
профессиональная культура.
Чаще всего под педагогической культурой подразумевается совокупность норм, правил поведения, проявление педагогического такта, педагогической техники и мастерства, педагогическая грамотность, образованность и умение выйти из конфликтной ситуации.
Результаты исследования Красноярского института повышения квалификации работников образования (в исследованиях участвовало 1000 учителей края), вызывают тревогу, так как одну из составных частей профессионализма педагогов является – “педагогическая культура”. 26% респондентов считают это лишним..
Среди стимулирующих факторов педагогической деятельности учителя отмечают: обучение на курсах, интерес к работе, занятия самообразованием, новизну деятельности, доверие.(слайд 4)
К препятствующим факторам педагогической деятельности были отнесены такие показатели, как организация труда в школе, отсутствие поддержки и помощи со стороны родителей (41%), а также враждебность окружающих (25%).(слайд 5)
Большинство педагогов стремятся постоянно повышать свой профессиональный уровень, готовы работать в инновационном режиме, есть педагоги, которые представляют итоги своего труда на семинарах, конференциях разного уровня, имеют педагогические издания и это радует.
Нужно осознать всем нам сегодня, что мы находимся на пике модернизации образовательного процесса, который сопряжен с обсуждением его системы ценностей и выделяют в качестве приоритетной компетентностный подход, в равной степени для всех субъектов образования. (слайд 6-9)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Профессиональная компетентность педагогов: возможности, механизмы, проблемы"
Проблема определения профессиональной компетентности педагога стала объектом спора и разногласий между педагогами, психологами, специалистами-практиками и учеными. В педагогической науке на данный мом...
Возможности кинотерапии для повышения психологической компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми. Методические рекомендации для педагогов-психологов
Одной из популярных форм повышения психологической компетентности педагогов являются тренинги. Разнообразие приёмов и методов, которые можно использовать во время тренингов, позволяет достаточно эффек...
Развитие профессиональной компетентности педагога в сфере организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация интегрированного образования ребенка с ОВЗ педагогами, не прошедшими специальной переподготовки и не обладающими соответствующими компетенциями, приведет к отрицательным результатам: экспер...
Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения
Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решенияФГОС второго поколения… Модернизация образования… Стратегия развития образования…. Как часто сегодня м...
«Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): проблемы и решения»
Профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм....
Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и пути их решения
Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и пути их решения...