"Профессиональная компетентность педагогов: возможности, механизмы, проблемы"
методическая разработка по теме
Проблема определения профессиональной компетентности педагога стала объектом спора и разногласий между педагогами, психологами, специалистами-практиками и учеными. В педагогической науке на данный момент нет единого подхода к определению понятия “профессиональная компетентность педагога».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met._razrabotka_professionalnaya_kompetentnost.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации.
"Профессиональная компетентность педагогов: возможности, механизмы, проблемы"
Проблема определения профессиональной компетентности педагога стала объектом спора и разногласий между педагогами, психологами, специалистами-практиками и учеными. В педагогической науке на данный момент нет единого подхода к определению понятия “профессиональная компетентность педагога».
Согласно словарю Ожегова, понятие “компетентный” определяется как “осведомленный, авторитетный в какой-либо области”.
Исследователь Маркова считает, профессионально компетентным такой труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность педагога, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитанности обучающихся.
Теоретические основы профессиональной компетентности, разработанные Марковой, Кузьминой, Эверт, содержательно дополняют исследования ученого Зеер, который к основным составным содержания профессионального образования относит ключевые компетентности, компетенции, квалификации.
Давайте попробуем развести понятия “компетентность” и “компетенция”.
Интересным является тот факт, что авторы трактуют “компетентность” как производное понятие, вторичное по отношению к “компетенции”.
Различая эти понятия, Зеер отмечает, что знания, умения и опыт определяют компетентность человека, а способность мобилизовать их обуславливает компетенцию образованной, профессионально успешной личности.
Профессионально успешная личность, по мнению Н.А. Эверт, должна испытывать потребность в самопознании как способа совершенствования своей деятельности.
Готовы ли педагоги к самопознанию?
Готовностью к саморазвитию обладают практически каждый второй педагог. Это те педагоги, которые владеют навыками самосовершенствования, когда через преодоление трудностей происходит нахождение индивидуального стиля деятельности. Однако есть и те, которые не обладают готовностью к саморазвитию. Они не могут изменить собственную профессиональную деятельность в силу устойчивых стереотипов традиционной парадигмы образования, сложившихся в период длительной работы в системе образования, не могут найти свой индивидуальный стиль, так как не испытывают желания познать себя через анализ образовательных ситуаций и рефлексию профессиональной деятельности.
Результаты готовности педагогов к саморазвитию взаимосвязаны с результатами изучения их самооценки. Так, адекватно оценкой собственной деятельности и межличностного поведения обладают в основном педагоги, работающие сравнительно недавно. К сожалению, уважаемые педагоги-стажисты, которые ставят реалистичные цели, и всю свою профессиональную деятельность направляют на достижение результата, оценивают себя низко.
Поэтому, сопоставив экспертную оценку и самооценку педагога, приходим к выводам:
- экспертная оценка и самооценка практически совпадает у 30% педагогов;
- большинство педагогов оценивают свою деятельность выше, чем это делает эксперт, что свидетельствует либо о самодостаточности педагогов, либо о разном понимании педагогического действия, которое оценивалось;
- 10% педагогов оценивают результаты своего труда ниже внешней оценки, что показывает либо уровень тревожности, либо потерю авторитета и уважения со стороны коллег, либо боязнь несоответствия определенному идеалу.
Для определения авторитета педагога среди родителей и обучающихся используются такие педагогические методики: “Педагог глазами обучающихся”, “Педагог глазами родителей”. Для уточнения оценки предлагаются следующие критерии: объяснение нового материала, опрос домашнего задания, проверка усвоения знаний, умений, навыков, общение с данными категориями респондентов (одобрение, поддержка, корректное поведение).
Высоко оценивается уровень профессиональной компетентности педагогов, работающих с младшим и средним возрастом обучающихся, что можно объяснить возрастными особенностями детей, для которых (чаще всего), педагог является непререкаемым авторитетом; ограниченностью возможностей сравнения, активностью родителей (в сравнении со старшим возрастом).
Более значимым для обучающихсясреднего и старшего звена, является способность педагога одобрить, поддержать обучающихся в процессе преодоления трудностей, одарить радостью и оптимизмом. Именно это действие получает самую низкую оценку обучающихся и родителей. В чем причина, что дети ощущают скупость педагогов на похвалу и добрые слова? Можно ли считать это издержкой профессии?
Можно, считает Н.А. Эверт, ведь в профессиональную компетентность педагога входят:
- предметная компетентность (знания в области специальности);
- надпредметная компетентность;
- профессиональная культура.
Чаще всего под педагогической культурой подразумевается совокупность норм, правил поведения, проявление педагогического такта, педагогической техники и мастерства, педагогическая грамотность, образованность и умение выйти из конфликтной ситуации.
Результаты исследования института повышения квалификации работников образования (в исследованиях участвовало 1000 педагогов), вызывают тревогу, так как одну из составных профессиональной компетентности педагогов – “педагогическую культуру”. 26% респондентов считают лишним. Результаты исследований показывает, к сожалению, , что уровень педагогической культуры у некоторых педагогов низкий. Среди стимулирующих факторов педагогической деятельности отмечают: обучение на курсах, интерес к работе, занятия самообразованием, новизну деятельности, доверие.
К препятствующим факторам педагогической деятельности были отнесены такие показатели, как организация труда вучреждении, отсутствие поддержки и помощи со стороны родителей (41%), а также враждебность окружающих (25%).
Будучи стержнем профессиональной деятельности педагога, профессиональная компетентность позволяет характеризовать его как субъекта деятельности, определять качество этой деятельности, выраженное в способности действовать адекватно, самостоятельно и ответственно в постоянно меняющейся профессиональной ситуации.
В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогического корпуса выступают, по мнению ИПК, такие профессиональные компетенции как:
- методическая компетентность;
- исследовательская компетентность;
- управленческая компетентность;
- коммуникативная компетентность;
- образовательная компетентность.
Каждая из представленных компетентностей характеризуется многофункциональностью, надпредметностью, многомерностью.
Проводя промежуточный итог работы исследования, можно сделать вывод:
Большинство педагогов стремятся постоянно повышать свой профессиональный уровень, готовы работать в инновационном режиме, есть педагоги, которые представляют итоги своего труда на семинарах, конференциях разного уровня.
Нужно осознать всем сегодня, что мы находимся на пике модернизации образовательного процесса, который сопряжен с обсуждением его системы ценностей и выделяют в качестве приоритетной компетентностный подход, в равной степени для всех субъектов образования.
Компетентностный подход означает для педагогов и обучаемых постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляции и освоения знаний, умений, навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, способствующих формированию личности, способностей адаптироваться в условиях социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационного насыщенного пространства.
Презентации
- Возможности развития профессиональной компетентности педагогов
- Опросник
- Анализ деятельности педагога
- Проблемы процесса деятельности коллектива педагогов по развитию профессиональной компетентности
- Роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога.
Методическая разработка зав. Отделом Экология и спорт Шестаковой Е.И. май 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Профессиональная компетентность педагогов: возможности, механизмы, проблемы"
Проблема определения профессиональной компетентности учителя стала объектом спора и разногласий между педагогами, психологами, специалистами-практиками и учеными. В педагогической науке на данный моме...
Развитие профессиональной компетентности педагога в сфере организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация интегрированного образования ребенка с ОВЗ педагогами, не прошедшими специальной переподготовки и не обладающими соответствующими компетенциями, приведет к отрицательным результатам: экспер...
Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения
Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решенияФГОС второго поколения… Модернизация образования… Стратегия развития образования…. Как часто сегодня м...
«Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): проблемы и решения»
Профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм....
Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и пути их решения
Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и пути их решения...
Статья на тему: "Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях ФГОС: проблемы и решения"
Ключевое отличие обновлённых ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано:Вариативность. Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовы...