Использование подвижных игр на начальном этапе обучения баскетболу
статья по теме
Предварительный просмотр:
Нижегородский Государственный Педагогический университет
Факультет физической культуры
Кафедра теоретических основ физического воспитания
Использование подвижных игр на начальном этапе обучения баскетболу.
Курсовая работа
Исполнитель: Сабирова Ю.Н.
Студентка 4 курса заочного отделения
Научный руководитель: Бунтов А.А.
Нижний Новгород, 2012г.
Стр.
Введение …………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I Обзор научно-методической литературы
- Морфо-функциональные особенности детей 10-12 лет…………………6
- Учебно-тренировочный процесс юных баскетболистов в группе начальной подготовки ……………………………………..………….....11
- Роль и значение подвижных игр для обучения игре в баскетбол …….16
- Классификация и содержание подвижных игр применительно к задачам воспитания двигательных качеств при обучении игре в баскетбол………………………………………………………….……….21
- Анализ научно-методической литературы………...……………………24
ГЛАВА II Организация и методы исследования………………………………26
ГЛАВА III. Результаты исследования и их обсуждение
3.1. Исследования состояний функциональных систем организма игроков разного амплуа в баскетболе………………………………………………..…..27
3.2. Результаты исследования и их обсуждение………………………………28
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………………31
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время приоритетной задачей развития физкультурно-спортивного движения в нашей стране является максимальное вовлечение детей, подростков и молодежи в активные занятия физической культурой и спортом. Особой популярностью пользуются занятия массовыми видами спорта такими, как: баскетбол, волейбол, легкая атлетика и др.
Баскетбол состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т.д.), а также с мячом (ловля, передача, ведение, броски). Противоборство, целями которого являются взятие корзины соперника и защита своей, вызывает проявление всех жизненно важных для человека физических качеств: скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости. В работу вовлекаются практически все функциональные системы его организма, включаются основные механизмы энергообеспечения. Достижение спортивного результата требует от играющих целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, уверенности в себе, чувства коллективизма.
Такое всестороннее и комплексное воздействие на занимающихся дает право считать баскетбол не только увлекательным видом спорта, но и одним из наиболее действенных средств физического и нравственного воспитания в различные возрастные периоды (Д.И. Нестеровский,2004).
Многолетняя практика работы показывает, что для обучения целому ряду тактических элементов, закрепления и совершенствования навыков выполнения технических упражнений лучше всего создать специальные игровые условия. Наилучшим образом в средней школе это можно сделать с помощью подвижных игр. В большинстве случаев их использование позволяет повысить интерес детей к занятиям, а также качество обучения и тем самым сократить период начального обучения баскетболу, что очень важно в условиях современной школы.
Баскетбол – это игра, следовательно, к ней гораздо проще перейти после подвижных игр, чем после обычных учебных упражнений. Вниманию специалистов по физическому воспитанию предлагаются подвижные игры, которые можно использовать при обучении баскетболу для совершенствования отдельных элементов игры.
Подбирая подвижные игры для занятий баскетболом, надо исходить из того, что они должны максимально ему соответствовать и развивать необходимые качества. При этом игры должны быть такими, чтобы в них не было предусмотрено выбывание игроков, потому что первыми из игры выбывают, как правило, наиболее слабые учащиеся, которым как раз, наоборот, надо больше участвовать в играх и тренироваться.
Передовые представители культуры, русские учёные П.Ф.Лесгафт, Е.А.Покровский, В. В. Гориневский, К.Д.Ушинский, Г.А.Виноградов, учитывая важную роль подвижных игр в развитии физических сил ребёнка, в приобретении им определённых навыков, уделяли много внимания сбору и изучению таких игр. Они разъясняли их значение для физического развития детей и пропагандировали практическое внедрение их в систему воспитания подрастающего поколения.
Актуальность исследования. В настоящее время существует много различных исследований эффективности применения различных методик применяемых на начальном этапе обучения баскетболу. Однако, вопрос использования подвижных для обучения баскетболу освещен не достаточно, в этом и заключается актуальность нашей темы.
Вместе с тем, анализ методической литературы показывает, что существует противоречие между требованиями соревновательной деятельности к уровню специальной технической подготовленности юных баскетболистов и недостаточным использованием в практике секционной работы по баскетболу в ОУ подвижных игр.
На основе анализа литературы сформулирована гипотеза исследования, которая заключается в предположении, что использование подвижных игр для обучения баскетболу способствует более быстрому освоению техники. Данное противоречие определило проблему исследования: эффективно ли использование подвижных игр на начальном этапе подготовки баскетболистов.
Актуальность использования подвижных игр на учебно-тренировочных занятиях по баскетболу обусловила выбор темы исследования: «Использование подвижных игр на начальном этапе обучения баскетболу.
Объект исследования: процесс технической подготовки баскетболистов на начальном этапе .
Предмет исследования: использование в тренировочном процессе подвижных игр для технической подготовленности баскетболистов на начальном этапе обучения.
Цель исследования: выявить влияние подвижных игр на уровень освоения техники игры в баскетбол.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить в ходе констатирующего этапа эксперимента показатели специальной физической подготовки баскетболистов начального этапа обучения.
Для решения данных задач мы использовали следующие методы:
1) анализ научно-методической литературы;
2) наблюдение; 3)тестирование.
Исследование проводилось в 2 этапа : теоретический и практический.
Методологическая основа исследования построена на комплексе научных положений теории и методики физического воспитания (Л.П.Матвеев, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, П.К. Петров, Ю.Ф. Курамшин и др.), на положениях теории и методики баскетбола (Е.Н. Литвинов, М.Я. Виленский, Б.И. Туркунов ,1996; Д.И. Нестеровский , Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов, 2004).
ГЛАВА І. Обзор научно-методической литературы.
1.1 Возрастные особенности развития двигательных способностей детей 10-12 лет
Изучению возрастных особенностей развития двигательных способностей в детском и подростковом возрасте посвящено значительное количество исследований (Кузнецов З.И., Фомин Н.А., Зациорский В.М и др.). Двигательная функция относится к числу сложных физиологических явлений, обеспечивающих противодействие организма условиям внешней среды и составляет совокупность физических качеств, двигательных навыков и умений. Наиболее интенсивное совершенствование двигательной функции происходит в детском и подростковом возрасте и к 13-14 годам в основном завершается морфологическое и функциональное созревание двигательного анализатора человека. Формирование двигательной функции у детей определяется созреванием опорно-двигательного аппарата и степенью зрелости высших центров регуляции движения. В период между 7-11 годами координация произвольных движений у детей значительно улучшается. Движения становятся разнообразнее и точнее, приобретают плавность и гармоничность. Дети этого возраста овладевают умением дозировать свои усилия, подчинять движения определенному ритму, вовремя затормаживать их. Повышение регулирующей роли коры головного мозга создает благоприятные предпосылки для целенаправленного воздействия физических упражнений на развитие двигательных качеств. Физическими (двигательными) качествами принято называть отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека. По мнению многих специалистов (Губа В.П., Дорохов Р.Н., Кузнецов З.И.), структурные основы развития физических качеств связаны с прогрессивными морфологическими и биохимическими измерениями в опорно-двигательном аппарате, в центральной и периферической нервной системе, во внутренних органах. Таким образом, уровень развития физических качеств находится в прямой зависимости от согласованности соматических и вегетативных функций. Физические качества испытывают в своем развитии различное влияние генетических факторов. Сильному контролю со стороны генотипа подвержены: быстрота движений, мышечная сила и, особенно, выносливость. Ряд исследований свидетельствует, что детский возраст является важным этапом многолетнего физического воспитания благоприятным для начала спортивной подготовки (Ашмарин П.А., Баландин В.И.).
Систематические занятия оказывают мощное воздействие на развитие двигательных способностей в детском и подростковом возрасте. В отличие от сверстников, двигательная активность которых ограничивается занятиями на уроках физической культуры, у юных спортсменов развитие физических качеств происходит более гармонично и не значительно более высоком уровне. Показатели развития двигательной функции занимающихся спортом 11-14-летних детей могут изменяться в зависимости от использования различных средств ФВ. Исследования свидетельствуют, что у подростков, регулярно занимающихся спортом, прирост показателей физических качеств в течении 3-х лет в два раза превышает средние величины прироста, характерные для учащихся, систематически не занимающихся спортом (
В настоящее время выявлены возрастные особенности развития физических качеств у детей школьного возраста, к которым относятся:
- гиперохронное развитие различных физических качеств;
- величина годовых приростов у мальчиков и девочек неодинакова в различные возрастные периоды;
- у большинства детей младшего и среднего школьного возраста показатели физических качеств различны по своему уровню: например, уровень силовой статической выносливости, как правило, не совпадает с уровнем развития динамической выносливости.
В этой связи тренировка одними и теми же методами при одинаковой по объему и интенсивности физической нагрузки не позволяет сопоставить данные детей различного возраста, пола, физического развития, так как дает различный педагогический эффект более высокий в период естественного повышения (в так называемые сенситивные периоды) уровня развития физических качеств у юных спортсменов, чем средний уровень развития этих же качеств у детей, подростков и юношей, не занимающихся спортом.
В младшем школьном возрасте имеются благоприятные предпосылки для развития быстроты движений. Соответствие кратковременных скоростных нагрузок функциональным возможностям детей обусловлено высокой возбудимостью их центральной нервной системы, регулирующей деятельность двигательного аппарата, большой подвижностью основных нервных процессов и высокой интенсивностью обмена, свойственных детскому организму (Камышев В.Я., Санеева Л.А.).
Быстрота движений характеризуется числом движений, которое ребенок в состоянии произвести за единицу времени. Это качество определяется тремя показателями: скоростью одиночного движения, временем двигательной реакции и частотой движений. скорость одиночного движения значительно возрастает с 4-5 до 13-14 лет. К 13-14 годам уровня взрослого достигает время простой двигательной реакции, которое обусловлено скоростью физиологических процессов в нервно-мышечном аппарате. Время простой реакции наследственно запрограммировано, слабо поддается тренировочным воздействиям, и его укорочение не превышает 10-15%. С 7 до 13 лет увеличивается максимальная произвольная частота движений, причем у мальчиков в 7-10 лет она выше, чем у девочек. Максимальная частота движений в заданном ритме так же резко увеличивается в 7-9 лет.
В процессе выполнения физических упражнений имеет место комплексное проявление быстроты. Наибольшее значение придается скорости выполнения человеком целостных двигательных актов, а не элементарным формам проявления быстроты. И именно они избраны в качестве контрольных упражнений для оценки уровня развития физических качеств у детей школьного возраста. Например, бег 60 м с высокого старта используется в качестве теста для оценки уровня развития быстроты у детей школьного возраста. Преодоление внешнего сопротивления или отягощения в быстрых движениях сопряжено со значительными мышечными усилиями. Поэтому в спортивной практике быстрота появляется в специфических формах скоростно-силовых качеств. Дети 10-11 лет хорошо переносят кратковременные скоростно-силовые нагрузки (Азарова И.В.).
К 10 годам у девочек отмечается наибольший прирост результатов в прыжках в длину с места (20%). У мальчиков увеличение этого прироста в возрасте 8-11 лет составляет 8-9%, а наибольшие его величины отмечаются в 13-14 лет (Кузнецов З.И.). У младших школьников, в отличие от 13-14-летних подростков, нет тесной взаимосвязи между скоростью бега и ростом тела в длину: как высокорослые, так и низкорослые могут иметь примерно одинаковые показатели скорости бега (Фомин Н.А.). Для развития скоростно-силовых качеств предпочтение отдается динамическим упражнениям взрывного характера. Как отмечает Фомин Н.А., в возрасте 12-14 лет за счет развития скоростно-силовых растет скорость выполнения упражнения. В возрасте 9-10 лет наблюдаются высокие темпы развития ловкости, что обусловлено высокой пластичностью ЦНС, совершенствованием пространственно-временных характеристик движения и пространственной точности движений. Пространственно-временные показатели ловкости интенсивно нарастают в младшем школьном возрасте, и к 13-14 годам ловкость подростков практически приближается к уровню взрослого (Фомин Н.А., Филин В.П.).
У младших школьников имеются все предпосылки для развития гибкости. Морфологические особенности опорно-двигательного аппарата, высокая эластичность связок и мышц, большая подвижность позвоночного столба способствует повышению эффективности специальных упражнений для развития этого качества. Наиболее высокие естественные темпы развития гибкости наблюдаются в возрасте от 7 до 10 лет. У девочек 11-13 лет, у мальчиков 13-15 лет активная гибкость достигает максимальных величин.
Благоприятные морфологические и функциональные предпосылки для развития силы создаются к 8-10 годам. Увеличение силы связано с ростом мышечной массы, увеличение толщины мышечных волокон, нарастанием в них запасов углеводов, белков, богатых энергией соединений, интенсивности биохимических реакций, происходящих в мышце, улучшением нервной регуляции. Развитие силы происходит неравномерно. В возрасте 8-11 лет сила нарастает интенсивно, в 11-13 лет происходит замедление темпов прироста силы, в связи с периодом полового созревания. С 14-15 лет опять наблюдается значительный прирост силы, и к 18-20-летнему возрасту сила достигает максимальных значений. Это периоды высокой чувствительности к динамическим силовым упражнениям. Статические усилия сопровождаются у школьников 7-10 лет быстрым развитием утомления. Как абсолютная, так и относительная сила у юных спортсменов увеличивается под воздействием двух факторов: естественно-возрастных изменений организма и повышения спортивной квалификации.
У представителей игровых видов спорта периоды резкого увеличения силы отмечены в 13-15 и 17 лет, а темпы роста суммарных величин абсолютной силы более значительны, чем темпы роста суммарных величин относительной силы. Н-р, ежегодный прирост абсолютной силы с момента начала систематических занятий футболом до 14 лет составляет 21%, в то время как прирост относительной силы всего 2,5-3%. такое расхождение объясняется анатомо-физиологическими особенностями развития подростка на данном возрастном этапе.
Позже других физических качеств развивается выносливость, характеризующаяся тем временем, в течение которого сохраняется достаточный уровень работоспособности организма.
С возрастом выносливость как при статических усилиях, так и при динамической работе заметно повышается. Так, у детей в возрасте 3-х лет продолжительность статического усилия мышц сгибателей пальцев составляет 36 сек., а к 16-18 годам время усилия возрастает в 3-4 раза. Увеличение продолжительности усилия различных групп мышц неодинаково и по годам неравномерно. В возрасте от 8-11 лет небольшой выносливостью характеризуются разгибатели туловища, а высокой - сгибатели и разгибатели предплечья. В возрасте 11-14 лет значительно повышается выносливость икроножных мышц. В 13-14 лет у подростков обоего пола наблюдается некоторое снижение статической выносливости сгибателей и разгибателей предплечья и разгибателей туловища. Возможности развития выносливости строго индивидуальны. Существует мнение, что развитие этого качества необходимо начинать уже в 6-10 лет (Баландин В.И., Бриль М.С.).
Научные исследования (Хрущев С.В., Круглый М.М. и др.) свидетельствуют, что интенсивный прирост выносливости к динамической работе наблюдается также с 11-12 лет. Так, если объем динамической работы школьников 7 лет принять за 100%, то в 10 лет он будет составлять 150%, а в 14-15 лет уже 400%. При условии постепенного увеличения продолжительности выполнения мало интенсивных упражнений объем беговой подготовки в 11-12-летнем возрасте можно довести до 14 км в неделю (Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н.).
Юные спортсмены характеризуются не только более высокой работоспособностью, но и более значительным ее приростом. Так, у юных плавцов-девочек от 8-15 лет работоспособность увеличилась в 3 раза, а у мальчиков в 3-4 раза (Волков Л.В., Филин В.П.). С возрастом удлиняется также возможная продолжительность работы при напряженных упражнениях с отягощением (подъем груза равен половине максимального). У детей 11-12 лет величина работы составляет 66,5 кг/м, что в 3,5 раза меньше данных взрослых (Волков Л.В.). Многие авторы (Губа В.П., Мартиросов Э.Г., Озолин Н.Г., Филин В.Г., Чернов К.А., Яхонтов Е.Р.) отмечают ведущую роль физических качеств в процессе формирования двигательных навыков.
Важное значение имеет оценка способности испытуемого реализовать приобретенный уровень развития физических качеств в определенном двигательном акте. Это значит, что следует анализировать взаимосвязь функций между собой, а также взаимосвязь функций с уровнем технического мастерства и спортивными результатами.
Наиболее эффективной при развитии двигательных качеств является комплексная тренировка, т.е. когда в отдельных занятиях используются упражнения на быстроту, силу и выносливость из средств ОФП. При комплексном развитии двигательных качеств наиболее эффективной является тренировка, в которой преимущественно развиваются скоростные качества - быстрота и коростная выносливость. В этой комплексности наиболее эффективен вариант, когда 50% времени тренировочного занятия отводится на развитие быстроты, 25% - силы и 25% - выносливости применительно к подросткам 13-14 лет. Эти положения допустимо применять с некоторыми изменениями и к возрасту более раннему, т.е. 9-10-летним школьникам, с которыми начинается активный процесс физического воспитания, тем более что у детей 9-10-летнего возраста наступает период более интенсивного развития качества быстроты по сравнению с динамикой развития других двигательных качеств (Бубе Х., Фек Г.). В частности, установлено, что под влиянием тренировки с использованием легкоатлетических упражнений наибольшие сдвиги в развитии быстроты достигаются школьниками в возрасте 10-12 лет. В ряде работ отмечается, что в процессе начальных занятий спортом значительное место должны занимать упражнения скоростно-силового характера. Применение указанных упражнений с целью развития быстроты и силы (до 50% общего времени занятий) оказывает положительное воздействие на физическую подготовленность и рост спортивных результатов.
В занятиях с детьми 9-11 лет предлагается осуществлять разностороннюю физическую подготовку детей, используя средства легкой атлетики, акробатики, подвижных и спортивных игр. Причем, большое значение придается использованию подвижных игр в силу их большой эмоциональности, интереса и присущей детям увлеченности играми.
1.2 Учебно-тренировочный процесс юных баскетболистов в группе начальной подготовки
Баскетбол характеризуется разнообразной двигательной деятельностью. Он включает бег, ходьбу, прыжки, метания, ловлю и броски, различные силовые упражнения. Эти упражнения выполняются в условиях взаимодействия с игроками своей команды и командами соперников. Эффективность действий спортсмена в игре обусловлена быстротой оценки игровых положений и действиями игроков, совершенствованием технических приемов, уровнем физического развития.
Практика показывает, что занятия баскетболом обычно начинаются с 7--8 лет. Первым звеном, наиболее массовым, являются общеобразовательные школы, где этот вид спорта включен в разные формы физического воспитания. Углубленные целенаправленные занятия баскетболом рекомендуется начинать в возрасте 10--11 лет.
Длительность этапа начальной спортивной специализации составляет 2-3 года. Основными направлениями в организации работы групп начальной подготовки юных баскетболистов являются достижения универсальности и разносторонности. Исходя из этого, на занятиях групп начальной подготовки решаются следующие задачи:
1. Укрепление здоровья, содействие физическому развитию и разносторонней физической подготовленности.
2. Воспитание специальных качеств, необходимых для успешного овладения навыками игры (координация движений, быстрота, гибкость, ловкость, способность ориентироваться в меняющейся обстановке, скоростно-силовые).
3. Укрепление опорно-двигательного аппарата.
4. Обучение основам техники перемещения и стоек, ловли, передач, ведения мяча, броска мяча в кольцо.
5. Начальное обучение тактическим действиям в нападении и защите.
6. Выполнение нормативных требований по видам подготовки.
7. Привитие навыков к соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола и стойкого интереса к занятиям баскетболом.
8. Первичный отбор способных к занятиям баскетболом детей [44,46].
В соответствии с этими задачами происходит, и распределение учебного времени при разработке документов планирования.
Основными задачами занятий баскетболом в группах начальной подготовки являются всесторонняя физическая подготовка, овладение основными техническими приемами и элементарными тактическими приемами игры, воспитание стойкого интереса к занятиям. С детьми 10--13 лет следует проводить трехразовые тренировки в неделю продолжительностью 90 мин. В 13--14-летнем возрасте продолжительность занятий увеличивают до 2--2,5 часа.
Основная установка программы начальной подготовки -- обучающая. Заключается она в необходимости создания предпосылок для успешного обучения юных спортсменов широкому технико-тактическому арсеналу, достижения высокого уровня специальной физической подготовленности. Основным показателем работы спортивных школ по баскетболу является выполнение в конце каждого года нормативных требований, предъявляемых к уровню подготовленности занимающихся.
Важным фактором при выборе средств подготовки является их разностороннее воздействие на организм. Избранные средства широко варьируются. Большое внимание уделяется акробатическим и гимнастическим упражнениям, легкой атлетике, разнообразным играм и т. п. Особое место в занятиях занимают упражнения с мячами. Их задачами является не только физическое развитие, но и освоение умений владеть мячом, согласовывать свои действия с мячом во времени и пространстве. По мере роста подготовленности баскетболиста эта способность приобретает решающее значение.
Основной задачей технической подготовки детей на этапе начальной подготовки является овладение основными приемами техники игры: перемещениями, остановками, поворотами, ловлей, передачами, бросками, ведением мяча. Изучение их ведется на основе владения основными способами их выполнения. Это составит базу, на основе которой в дальнейшем занимающиеся смогут овладеть всем многообразием технических приемов.
В основе технической подготовки в первый год обучения лежит воспитание способности выполнять изученные приемы в сочетании друг с другом и различными способами перемещения (бег, приставные шаги, прыжки и т. д.). Эти сочетания не включают ни одновременно, ни последовательно большого количества приемов.
Основными задачами тактической подготовки данного этапа спортивной тренировки являются формирование и развитие способностей, лежащих в основе тактического мышления и тактических действий, овладение индивидуальными действиями, связанными с изученными приемами техники.
В этот период развивают внимание, зрительную память на ситуации, ориентировку во времени и пространстве. Широко используют не только специальные упражнения, но и подвижные игры. После соответствующей подготовки в упражнениях используется игровой метод.
Задача игровой подготовки на этом этапе состоит в сопряженном воздействии на физическую, техническую и тактическую подготовленность юных баскетболистов. При этом в качестве основных средств выступают общеподготовительные упражнения с использованием сопряженного метода и игры по упрощенным правилам, а также мини-баскетбол .
Второй год обучения в группах начальной подготовки является логическим продолжением первого. В этот период основное внимание концентрируется на физической и технической подготовке; проводится отбор определенных спортсменов. На второй год несколько уменьшается время на физическую подготовку и увеличивается количество часов на тактическую и игровую подготовку. Значительно расширяется арсенал изучаемых технических умений и тактических действий. Увеличивается количество игр.
В занятиях с детьми младшего школьного возраста ограничивают продолжительность игры, размеры площадки, высоту кольца, вес мяча. Продолжительность игры в баскетбол в группах начальной подготовки составляет 24 мин, с перерывом между 12-минутными таймами в 10 мин. Дети 8--9 и 10--11 лет играют в баскетбол на площадке размером 18х12 м. При этом размер мяча должен быть меньше, чем у взрослых спортсменов, а его вес не более 450-- 480 г. Высота кольца от пола должна быть не более 2,6 м.
Период "второго детства" нередко называют игровым, так как игра в этом возрасте занимает ведущую роль в развитии главнейших психических функций и высшей нервной деятельности детей. Вместе с тем игровая деятельность стимулирует двигательную деятельность ребенка и развитие многих структурных и функциональных особенностей организма.
С 5 до 12 лет ребенок осваивает примерно 90% общего объема двигательных навыков, которые он приобретает в жизни. И, следовательно, чем большим объемом движений он владеет в этот период, тем легче им будут освоены тончайшие элементы технического мастерства в избранной спортивной специализации.
Недостаточное использование двигательных возможностей детей младшего школьного возраста на этапе начальных занятий спортом затрудняет дальнейшее спортивное совершенствование, делает невозможным применение обширных технических приемов в сложнотехнических видах спорта.
В это возрастной период способности детей к освоению техники движений настолько велики, что многие двигательные умения приобретаются без специального инструктажа.
В возрастном интервале 7 - 10 лет, как показали исследования В.К. Бальсевича, наиболее быстро и качественно происходит закладка практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности человека. Если такой закладки не произошло, то время для формирования физической и физиологической основы будущего кинезиологического потенциала можно считать упущенным, т.к. все дальнейшие шаги в этом отношении окажутся алогичными, противоречащими основным законам развития моторики человека, нарушающими гармонию этого развития.
Поэтому, как продолжает автор, организация правильного тренировочного режима ребенка в целях обеспечения общей физической подготовки при акцентированном повышении координационных способностей оказывается наиболее адекватной возрастным особенностям развития кинезиологического потенциала человека в этот период жизни.
В тренировке детей предпочтительнее использовать малоинтенсивные нагрузки. Однако это не значит, что интенсивная работа недоступна для них. Для детей допустимы и интенсивные, но кратковременные (от 5 до 15с) упражнения, с достаточным для полного восстановления, отдыхом.
Очень важное значение в начальной подготовке баскетболистов, имеет рациональное развитие всех сторон двигательной деятельности с некоторым акцентом на развитие скоростно-силовых качества как наиболее специфичных для игровой деятельности баскетболистов.
В ряде работ показано, что наиболее эффективной при развитии двигательных качеств является комплексная тренировка, т.е. использование на каждом занятии упражнений на быстроту, силу и выносливость из средств ОФП с преимущественным развитием скоростных качеств - быстроты и скоростной выносливости.
С опорой на эти материалы рекомендовано в процессе начальных занятий баскетболом значительное место отводить упражнениям скоростно-силового характера. Применение указанных упражнений с целью развития быстроты и силы (до 50 % общего времени занятий) оказывает положительное воздействие на физическую подготовку и рост спортивных результатов.
Установлено, что наиболее эффективно внешнее воздействие для развития специфической ориентировки проявляется в возрасте 9-12 лет. В связи с этим на этапах начального обучения рекомендовано тренировочный процесс строить таким образом, чтобы овладение двигательными навыками и умениями одновременно сочеталось с воспитанием у детей способности самостоятельно решать двигательные задачи на основе анализа конкретной ситуации. Для этого необходимо широко использовать подготовительные и специальные упражнения, направленные на развитие наблюдательности, объема поля зрения, скорости сложного реагирования, быстроты переключения от одних действий к другим. Важно применять упражнения в постоянно изменяющихся условиях и варьировать способы их выполнения.
Заканчивая характеристику начального этапа в учебно-тренировочном процессе по баскетболу, отметим выявленные при анализе литературы некоторые особенности. Во-первых, широкий арсенал возможностей начинающих спортсменов для освоения игры в баскетбол варьирует от относительно высокого уровня, который необходимо грамотно сохранять, до невысокого уровня, который требует искусного педагогического руководства. Во-вторых, некоторые противоречия по поводу определения наиболее благоприятных периодов индивидуального развития двигательной сферы юных баскетболистов в части возраста и темпа. Наконец, в-третьих, акцент на комплексную подготовку с равновероятным успехом в большинстве видов этой подготовки: физической, технической, тактической и т.д.
1.3. Роль и значение подвижных игр для обучения игре в баскетбол.
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали в древности. В современной школе для активизации и интенсификации учебного процесса используют игры.
С раннего детства игра является основным видом деятельности; и в младшем школьном возрасте, дети еще не выросли из игры; хотя основной их деятельностью становиться ученье. Для них характерна яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы, дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами.
Важно учитывать это стремление детей к игре и использовать при обучении на уроках физической культуры. При обучении баскетболу младших школьников обязательно должна присутствовать игра.
В ролевых играх и эмпатия, и рефлексия также являются важнейшими характеристиками, определяющими успешность игрового процесса. Это важно при обучении игре в баскетбол. Находясь в воображаемой роли, необходимо чувствовать ролевые переживания напарника, что благоприятно сказывается на команде играющей сплоченно. Наиболее явственно особенности стратегии поведения проявляются в этих играх, партнеры должны одновременно ориентироваться и в реальных и в игровых взаимоотношениях.
Организуя сюжетные игры в детском коллективе, педагог имеет возможность влиять на реальные взаимоотношения в игровой группе детей через их игровые взаимоотношения путем продуманного распределения между детьми игровых ролей.
Игровая форма проведения занятия является основной методикой обучения младших школьников игре в баскетбол. Занятие должно проходить как занимательная игра. Нельзя допускать монотонности, скуки. Сами движения должны доставлять ребенку удовольствие; поэтому важно, чтобы занятие содержало интересные для детей двигательные задания, игровые образы. В педагогической практике наиболее распространены виды занятий, в которых игры и упражнения сочетаются. Занятия по обучению игре в баскетбол отличаются многообразием форм проведения. На начальном этапе обучения иногда целесообразно применять свободные действия и любимые игры детей (с мячом), пользуясь имеющимся разнообразным оборудованием на площадке. Можно предложить следующие игры: «За мячом», «Поймай мяч», «Кого назвали, тот ловит мяч», «Борьба за мяч», «У кого меньше мячей», «Мяч ведущему», «Мяч в воздухе», «Передал - садись», «Перестрелка» (см. приложение).
Таким образом, игровой метод служит необходимым условием при обучении игре в баскетбол. Игра создает благоприятный эмоциональный настрой детей; дает возможность обучать игре даже тех, кто не хочет или не может (в силу своих недостаточно развитых коммуникативных способностей) играть в баскетбол. Через игру учитель может сплотить детский коллектив. В игровой ситуации дети лучше осваивают элементы баскетбола, нарабатывают навык владения мячом.
Насколько интересно увлеченно будет игра, настолько сплоченнее, качественнее будут играть в баскетбол дети.
Также важно привлекать к работе с детьми родителей; сотрудничество педагогов и родителей при обучении баскетболу - важное условие обучения детей игре в баскетбол. Это рассмотрено в следующем пункте главы.
При разучивании подвижных игр соблюдается принцип от «простого к сложному», простраивается возможность для подготовки детей в ходе этих игр к игре в баскетбол. Такие методические приемы, как показ и объяснение являются ключевыми на занятии с детьми младшего школьного возраста. В «Школе мяча» показав детям движение, предлагаю выполнить его в течение одной минуты, не акцентируя внимания на правильности выполнения. Дети, более точно справившиеся с упражнением, демонстрируют свое умение. После такой нехитрой процедуры мы продолжаем выполнение упражнения, а ребята, у которых оно получилось, поправляют, объясняют ошибки своим партнерам.
Есть игры, используемые только на определенных этапах обучения. Так на начальном этапе обучения броски двумя руками от груди мы используем игру «Не пропусти мяч». При проведении данной игры тренеру достаточно просто отследить правильность выполнения бросков, постановку ног. Дети же отрабатывают бросок в упрощенных условиях.
При совершенствовании броска от груди двумя руками играем в «10 передач». В данной игре дети выполняют те же броски, но уже в условиях близких к игровым, где необходимо решать тактические задачи. И есть такие игры, в которые дети играют практически на каждом занятии, это всевозможные «ловишки», «догонялки», заменяющие традиционный бег по залу. При выполнении общеразвивающих упражнений к знакомым играм типа «Воробьи – вороны» добавляем элементы баскетбола, упражнения с баскетбольными мячами и старая игра становится новой, интересной и увлекательной. Иногда в одной игре объединяем несколько баскетбольных элементов. Так, в игре «15», дети выполняли броски в баскетбольный щит (т.к. в кольцо детям попадать еще очень сложно), стараясь быстрее другой команды набрать 15 очков. Таким образом, они выполняли два движения: прицельный бросок в щит, ловля мяча после отскока. Играя в «Салки в два круга» ребята совершенствуют стойку баскетболиста, ведение мяча правым, левым боком, остановку.
Формирование человека на всех этапах эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью, поэтому физические нагрузки приобрели важную биологическую роль в его жизнедеятельности .
Анализ научно-методической литературы, многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры, в значительной степени игрового и соревновательного характера, больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у учащихся. Игровые виды и действия требуют всего комплекса скоростных способностей от учащегося в связи с тем, что для стимулирования развития быстроты необходимо многократно повторять движения с максимальной скоростью, а также учитывать функциональные возможности учащегося. От последних в свою очередь зависит скорость движений. Необходимо также учитывать и сочетать методы относительно стандартного повторения движений с максимальной скоростью и методы достаточно широкого варьирования скоростных упражнений.
Уровень развития двигательных качеств в настоящее время находится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в школе. Поэтому, проблема воспитания двигательных качеств весьма актуальна и требует дальнейшего ее совершенствования .
Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания. Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнения.
За последние годы подвижные все решительнее завоевывает симпатии педагогов. Творчески работающие педагоги стремятся широко и разносторонне вводить игру или ее элементы в повседневную жизнь учащихся. А ценность игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретенные учащимися в игровых условиях не только сравнительно легко перестраиваясь при последующем, более углубленном изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами. А на этапе совершенствования двигательных действий и неоднократное повторение в игровых условиях помогает развивать у учащихся способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде. Можно полагать, что использование учащимися старших классов подвижных игр различной направленности на уроках физической культуры в школе значительно повысят уровень и темп развития учащихся.
Игровой метод может быть представлен упражнениями в игровой форме и игрой. Существуют два основных подхода к применению игрового метода в обучении навыкам баскетбола: 1) путь логического сопоставления игровых действий в баскетболе и в применяемых игровых заданиях или играх с акцентом на достижение адекватности между ними; 2) применение игр с использованием сочетаний игровых действий в режимах мышечной работы, идентичных специфическим условиям непосредственно игрового противоборства.
Участие юных баскетболистов в специальных игровых упражнениях, подвижных и подготовительных играх связано с решением в постоянно изменяющихся ситуациях разнообразных технико-тактических задач с выборочным проявлением двигательного потенциала на фоне повышенного эмоционального и функционального состояния организма. Тем самым создаются облегченные условия синтеза имеющегося арсенала игровых навыков и качеств, приобретенных в процессе локальных педагогических воздействий, с последующим переносом положительных результатов непосредственно в основную игровую деятельность. Метод моделирования условий предстоящей игровой деятельности подразумевает конструирование в игровой форме сходных с предстоящей игровой деятельностью ситуаций, включая особенности противодействия «условных» соперников. Повторное воспроизведение конкретных технико-тактических действий в нападении и защите с учетом сильных и слабых сторон противодействия позволяет адаптироваться к напряженным условиям соревновательного противоборства, повысить надежность и результативность основных слагаемых игровой деятельности.
1.4. Классификация и содержание подвижных игр применительно к задачам воспитания двигательных качеств при обучении игре в баскетбол.
Вопрос о классификации подвижных игр применительно к задачам воспитания двигательных качеств у школьников является одним из самых важнейших в плане выработки педагогических рекомендаций по практическому применению подвижных игр в школе.
Исходя из учета главных мотивов игровой деятельности и взаимоотношений играющих при достижении стоящих перед игрой целей мы разделили на три группы:
Игры некомандные. Для данной группы игр характерно то, что в них отсутствуют общие цели для играющих. В этих играх дети подчиняются определенным правилам, которые предусматривают личные интересы играющего и отражают интересы и других участников.
Переходные к командным. Для них характерно то, что в них отсутствует постоянная общая цель для играющих и нет необходимости действовать в интересах других. В этих играх играющий, по своему желанию, может преследовать свои личные цели, а также помочь другим. Именно в этих играх дети начинают включаться в коллективную деятельность.
Командные игры. Прежде всего, данные игры характеризуются совместной деятельностью, направленной на достижение общей цели, полным подчинением личных интересов играющих устремлением своего коллектива. Эти игры существенно укрепляют здоровье детей, оказывают благоприятное влияние на развитие психофизических качеств.
Игры, которые имеют общую мысль и ход, в отдельных группах идут параллельно. Придерживаясь такого принципа, авторы стремятся идти по дидактическому принципу: от простых форм к более сложным. Поэтому они выделяют следующие группы игр: музыкальные игры; беговые игры; игры с мячом; игры для воспитания силы и ловкости; игры для воспитания умственных способностей; игры на воде; зимние игры; игры на местности; игры в закрытых помещениях.
Исходя из выше изложенного видно, что существующие классификации разнообразны и отличаются друг от друга. Поэтому игры очень трудно систематизировать так, чтобы игры одной группы были строго ограничены от игр другой группы. Одновременно группы должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому нельзя говорить о преимуществе одной группы над другой. Следует отметить, что из рассмотренных нами классификаций в большей степени привлекло наше внимание классификации В.Г. Яковлева ,Е.М. Геллера.
Примеры подвижных игр различной направленности представлены в приложении к данной курсовой работе (Приложение2).
Существующий анализ классификаций игр в процессе воспитания двигательных качеств в процессе занятий по физической культуре у школьников, позволил разработать группировку игр в соответствии с поставленными задачами. В основу группировки был положен принцип преимущественного воздействия игр на воспитание двигательных качеств в сочетании с формированием основных двигательных качеств. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, в ходе которых участники преодолевают различные препятствия, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Они являются действенным средством физического воспитания, активного отдыха, улучшают здоровье. Подвижные игры способствуют воспитанию воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей к взаимопомощи, честности и правдивости.
На основе современных представлений о путях и методах воспитания двигательных качеств у учащихся, можно предположить, что достаточно высокий эффект может быть достигнут путем применения определенного круга специальных физических упражнений, подвижных игр с так называемой «преимущественной направленностью». Подвижные игры направлены на воспитание двигательных качеств, поэтому степень преимущественной направленности обуславливается характером выполнения упражнений.
Глава II. Организация и методика исследования.
Гипотезой нашего исследования является утверждение о том, что использование подвижных игр на начальном этапе обучения баскетболу способствует более быстрому освоению техники. Цель исследования – выявить различия показателей специальной физической подготовки баскетболистов начального этапа обучения.
Задачи исследования:
- Проанализировать научно-методическую литературу по данной теме.
- Сформировать контрольную и экспериментальную группы.
- Провести тестирование показателей специальной физической подготовленности в контрольной и экспериментальной группе.
- Проанализировать результаты тестирования, сделать выводы.
Для решения данных задач мы использовали следующие методы: 1)анализ научно-методической литературы; 2)наблюдение; 3)тестирование (функциональные пробы).
Данное исследование проводились на базе МОУ «Гимназия №50». Педагогический эксперимент был организован в условиях учебно-тренировочных занятий секции баскетбола. В исследовании принимали участие занимающиеся 10-12 лет в количестве 20 человек: - 1 группа – экспериментальная (в количестве 10 человек), 2 группа – контрольная ( в количестве 10 человек).
Для данных исследований мы провели тестирование физической подготовленности занимающихся. Все используемые нами тесты прошли апробацию в многочисленных исследованиях других авторов в условиях общеобразовательных и спортивных детско-юношеских школ, имеют инструментальные измерители, результаты измерений могут быть легко сопоставимы.
В программу тестирования физической подготовленности вошли показатели, характеризующие комплексное проявление двигательной функции.
1) Бег 20, 300 м проводился по общепринятой методике. Учитывалась лучшая из двух попыток с точностью до 0,1 сек.
2) 40-секундный бег - баскетболист, стоя на лицевой линии, находится в высоком исходном стартовом положении. По команде (включается секундомер) бежит к дальней лицевой линии, поворачивается на 180° и устремляется на прежнее место. Затем, соблюдая условия, повторяет эти ускорения, в течение 40 сек. Учитывалось количество пройденных дистанций (отрезков), которые затем переводились в метры.
3) Прыжок в длину с места - прыжок выполнялся на ковре по общепринятой методике. Тест выполнялся дважды, учитывался (в см.) лучший результат.
4) Прыжок по Абалакову. Испытуемый располагается под щитом и, отталкиваясь двумя ногами, прыгает вверх, доставая рукой как можно более высокую точку на сантиметровой ленте, укрепленной на щите. Показатель подскока рассчитывается по разнице между высотой доставания в прыжке и высотой доставания рукой, стоя на полу на носочках. Тест выполняется трижды, учитывается лучший результат.
Достоверность различий полученных данных в ходе экспериментов определялась по t - критерию Стьюдента.
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение.
3.1. Исследования функциональных систем организма игроков разного амплуа в баскетболе.
На констатирующем этапе эксперимента – на учебно-тренировочных занятиях по баскетболу с использованием тестов был выявлен уровень специальной физической подготовленности баскетболистов контрольной и экспериментальной групп. Результаты сравнений значений представлены в Табл.1. Протоколы исследования и их графическая интерпретация приведены в Приложении 1.
Таблица 1.
Оценка уровня специальной физической подготовки.
Показатели Группы | Бег 30м | Челночный бег 3*10 | 40-секундный бег | Прыжок в длину с места | Прыжок вверх по Абалакову |
Контрольная группа | Средн | средн | средн | средн | средн |
Экспериментальная группа | средн | высок | высок | высок | средн |
Полученные результаты констатирующего этапа исследования позволяет заключить, что исходные показатели физической подготовленности баскетболистов, по всем тестам, как в контрольной группе, так и в экспериментальной группе в основном низкие или средние.
Средний уровень специальной физической подготовленности у юных баскетболистов снижает результаты игровой деятельности и требует внесения корректив в учебно-тренировочный процесс, в частности введения подвижных, которые будут способствовать освоению формы, техники движений игры в баскетбол.
Игры с ловлей, передачей, бросками мяча
Игры, подобранные в этом разделе, способствуют развитию быстроты, ловкости, внимания, расчетливости, координации движения, оперативного мышления, меткости, игрового взаимодействия, быстроты двигательной реакции.
Точное метание
Играют 2 команды. На площадке обозначается коридор шириной 2 м. Команды выстраиваются в этом коридоре колоннами в 7 м напротив друг друга. Посередине, между колоннами кладется гимнастический обручо сигналу, направляющий первой колонны выполняет бросок от груди двумя руками так, чтобы мяч попал в обруч и отскочил в пределах коридора к направляющему противоположного коридора, а сам выходит из коридора в сторону, уступая свое место следующему за ним игроку.
Направляющий второй колонны, поймав отскочивший к нему мяч возвращает его таким же способом следующему игроку первой колонны и тоже выходит из коридора.
Игра продолжается до тех пор, пока данное задание поочередно не выполнят все игроки обеих команд.
Если при броске мяч не попадает в обруч или после отскока улетает за пределы коридора, то команде виновного в этом игрока начисляется штрафное очко. Выигрывает команда, набравшая наименьшее количество штрафных очков.
Дальний бросок
Играют две команды, которые выстраиваются в колонны, у направляющих по баскетбольному мячу. По сигналу первые номера выполняют оговоренный бросок, не заступая за стартовую линию. Игрок, чей мяч приземлился дальше, приносит своей команде выигрышное очко. Затем тоже задание поочередно выполняют остальные пары игроков.
Гонка за мячом
Играют две команды, которые выстраиваются в шеренги спиной друг к другу, у направляющих по баскетбольному мячу. По сигналу первые номера шеренг выполняют оговоренный бросок, не заступая за стартовую линию. Игроки каждой шеренги наперегонки бегут за своим мячом, стараясь подобрать его раньше команды – соперницы. Тот, кому удалось подобрать мяч становится водящим. Победителями объявляются игроки сумевшие подобрать мяч большее число раз за 3 – 5 минут игрового времени.
Перехват мяча
Игроки выстраиваются в круг (у каждого мяч) и рассчитываются по порядку. Водящий находится в центре круга.
Водящий называет два любых номера, игроки под этими номерами должны выполнить оговоренный бросок друг другу и поменяться местами. Водящий должен постараться перехватить один из мячей и занять свободное место, игрок, оставшийся без мяча и без места, становится водящим. Заняв новые места, игроки приобретают новые номера. За 3- 5 минут игры определяется самый быстрый, ловкий, «ловучий» игрок.
Займи свободное время
Дети становятся в нарисованные круги или обручи, находящиеся в разных местах площадки. Игроки выполняют передачи друг другу, водящий старается перехватить мяч, если это ему удается, раздается свисток; по свистку, дети меняются местами в обручах, а водящий старается занять любой из них. Игрок, который не успел занять место, становится водящим.
Игрок, который ни разу не был водящим, объявляется «Шустриком».
Из рук в руки
Дети стоят в двух шеренгах лицом друг к другу. Мячи в руках у детей одной шеренги. По сигналу нужно бежать навстречу друг другу. Добежав с ведением мяча до определенной отметки и передать мяч партнеру, затем продолжить бег к противоположной шеренге (игрок, получивший мяч, выполняет ведение) и занять место своего партнера. Выигрывает пара, которая не уронила мяч и быстрее встала напротив друг друга.
Школа мяча
Предлагаются нескучные упражнения с баскетбольным мячом необходимые при проведении ОРУ, круговых тренировок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование подвижных игр при начальном обучении волейболу в среднем звене
подвижные игры, как средство обучения в волейболе...
Использование игровых приёмов на начальном этапе обучения в классе вокала
В работе даны примеры из практического материала игровой методики обучения детей пению...
Тема самообразования "Использование игровых моментов на начальном этапе обучения английскому языку"
Игровые технологии - данное понятие включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогиче...
Использование ИКТ в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в условиях ФГОС
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс – неотъемлемая часть развития образования. Использование ИКТ дает принципиально новые возможно...
«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».
Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....
Развитие грамматической компетенции на основе использования грамматических игр на начальном этапе обучения немецкому языку
Актуальность работы заключается в том, что развитие грамматической компетентности может проходить продуктивней и успешней, если используются грамматические игры при обучении иностранному языку....
Подвижные игры как средство развития физических качеств на начальном этапе обучения игры в волейбол.
Подвижные игры на начальном этапе подготовки юных волейболистов находят все большее и большее применение. Это вызвано прежде всего тем, что новички не могут быстро овладеть основными техническими прие...