использование подвижных игр при начальном обучении волейболу в среднем звене
методическая разработка по физкультуре по теме

Казаева Людмила Викторовна

подвижные игры, как  средство обучения в волейболе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

 «Использование подвижных игр

при начальном обучении волейболу в среднем звене»

учитель физической культуры

Казаева Людмила Викторовна

 1 квалификационная категория

декабрь,2011год

Учиться играть в волейбол необходимо начинать постепенно, начиная с подвижных игр. За счёт использования большого арсенала различных подвижных игр можно постоянно расширять вариативность многоплановых тактических действий и формируемых навыков, и именно через игру пытаемся развивать самостоятельную деятельность детей, способствующую их всестороннему развитию, формированию и сплачиванию коллектива, созданию положительного эмоционального настроя. Стремимся, чтобы игра всегда выступала одновременно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, игра обязана дарить детям сиюминутную радость, с другой - она всегда должна быть направлена в будущее, должна моделировать какие-либо жизненные ситуации.

Убыстрение темпа современной жизни ставит задачу более активно использовать игру для воспитания ребят. Сейчас очевидно, как никогда, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, обеспечения комфортного состояния.

Организация занятий по физическому воспитанию приобретает самые разнообразные формы, основной из которых является урок. Урок для нас является основной формой занятий, как в общем физическом воспитании, так и в спортивной специализации.

В своей работе используем и неурочные формы: занятия в кружках физической культуры, секциях общей физической подготовки, проведение соревнований, походов.

Подвижные игры включаем во все части урока. Если включаем подвижные игры в основную часть урока, то эта игра содержит элементы техники данного вида спорта. Когда подвижные игры включены в заключительную часть, то они снижают мышечное напряжение, восстанавливают дыхание и кровообращение, создают бодрое настроение. К таким играм относятся: "Падающая палка", "Летучий мяч", "Защита булав" и другие. Эти игры небольшой подвижности и в то же время способствуют закреплению учащимися отдельных элементов, если методически правильно использованы. Многие игры, например русская лапта, в зависимости от целевой установки (подготовки), носят характер элементарных подвижных игр.

Подвижные игры, также как и спортивные, используем для решения образовательных, воспитательных, оздоровительных задач, они развивают у детей настойчивость, смелость, решительность, инициативу, сообразительность и мышление.

В спортивных играх продолжается закрепление и совершенствование естественных навыков в беге, прыжках, метаниях; воспитываются такие физические качества, как выносливость, быстрота, ловкость, сила, коллективизм, честность; оказывается содействие нормальному формированию и развитию организма детей, укреплению их здоровья.

В 5 классе развиваем способность у ребят объективно распределять товарищей по командам, уметь организовывать действия своей команды, проводить подвижную игру, самостоятельно использовать судейские навыки. В этом классе продолжается совершенствование физических и морально-волевых качеств, особое внимание уделяем развитию силы в сочетании с ловкостью и быстротой, ориентировке в сложных условиях игры. Здесь начинается овладение элементарными навыками владения мячом, необходимыми для изучения спортивных игр: баскетбола, волейбола, футбола.

Игры для учащихся 5 класса:

  1. с элементами бега: "Бег за флажками", "Круговая эстафета", "Перебежка с выручкой";
  2. с метанием, передачей и ловлей мяча: "Перестрелка", "Пионербол", "Защита укреплений";
  3. с прыжками: "Прыжок за прыжком", "Удочка командная", эстафеты с прыжками;
  4. с элементами сопротивления: "Тяни в круг", "Бой петухов", "Перетягивание в парах".

Также в 5 классе подвижные игры используем в целях освоения техники и тактики спортивных игр.

В 6 классе в подвижные игры ещё больше включаем элементы спортивных игр, гимнастики и лёгкой атлетики. Повторяются и усложняются игры, изученные в предыдущих классах:

  1. игры с элементами баскетбола и ручного мяча - типа эстафет, борьбы за мяч между командами: "Мяч капитану", "Пионербол", "Мяч ловцу", "Борьба за мяч";
  2. игры с элементами волейбола типа встречных и линейных эстафет с передачей мяча по кругу: "Пасовка волейболистов", "Летучий мяч", "Встречная волейбольная пасовка над сеткой";
  3. игры с элементами футбола - передача мяча по кругу ногой: "Ножной мяч в кругу", эстафеты с гонкой мяча ногой, салки мячом;
  4. игры с прыжками - командные соревнования в прыжках с места в длину: "Челнок" и другие;
  5. игры с элементами сопротивления: "Перетягивание через черту", повторение изученных ранее игр.

В 7 классе используем:

  1. игры с элементами баскетбола и ручного мяча типа гонок и передач мяча разными способами в командах, игры типа эстафет и борьбы за мяч между игроками разных команд - "Рывок за мячом", "Борьба за мяч";
  2. игры с элементами волейбола типа эстафет с передачей мяча - "Встречная волейбольная пасовка над сеткой", эстафета с элементами волейбола;
  3. игры с элементами футбола типа эстафет с передачей мяча, борьбой за мяч разученными приёмами - "Пробей стенку", эстафета с ведением мяча с ногой;
  4. игры с прыжками типа эстафет - эстафета с чехардой и другие;
  5. игры с элементами сопротивления.

В 8 классе игры используем на уроках как подготовительные к той или иной спортивной игре, как средство закрепления отдельных приёмов и навыков:

  1. игры с элементами баскетбола и ручного мяча. Использую изученные игры, а также "Наперегонки с мячом", "Нападают пятёрки" и другие;
  2. игры с элементами волейбола. Кроме "Пасовки волейболистов" применяются игры типа "По наземной мишени", различные эстафеты;
  3. игры с элементами футбола - "Мяч ногой и головой через сетку", "Эстафета с ведением мяча ногой".

Средства, при помощи которых мы устанавливаем возможность усиливать или уменьшать темп игры, её общую подвижность и её эмоциональность:

  1. установление кратковременных перерывов или проведение игры без перерывов;
  2. увеличение или уменьшение времени на перерывы в игре;
  3. увеличение или уменьшение количества повторений игры или её отдельных эпизодов;
  4. увеличение или уменьшение общего времени на игру;
  5. удлинение или сокращение дистанций для перебежек, расширение или сокращение общего участка для игры; облегчение или уменьшение (или осложнение и увеличение) количества препятствий; облегчение или увеличение веса передаваемых (перебрасываемых) предметов;
  6. увеличение или уменьшение числа игроков в командах или играющем коллективе; проведение групповых игр со всеми участниками (например, в одном круге) или разделение играющих на две или несколько подгрупп, в каждой из которых одна и та же игра ведётся самостоятельно (например, в трёх отдельных кругах).

Движение плюс эмоции снимают многочисленные стрессы, оказывают благотворное влияние на обмен веществ, тренируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, одновременно развивая и совершенствуя мышечный и опорно-двигательный аппарат.

Использование подвижных игр благотворно воздействует на умственные способности. Улучшаются такие параметры, как память, сообразительность, быстрота реакции и концентрация внимания. Причина - в улучшении циркуляции крови к мозгу, которая повышает эффективность работы центральной нервной системы.

В комплексной программе физического воспитания учащихся общеобразовательной школы изучение волейбола на уроках предусмотрено с V по ХI классы. В V классе наши школьники осваивают волейбол соответственно комплексной программе, изучая стойки, виды перемещений, передача мяча сверху и снизу двумя руками. Применяем и учебную игру, включая упражнения в передаче мяча в парах через сетку, натянутую вдоль всего спортивного зала. Этому способствует проведение правильно подобранных подвижных игр.

Игры помогают решать важные социально- педагогические задачи,  прежде всего, способствуют созданию коллектива. Коллективное начало подвижных игр формирует и положительные черты характера школьников, повышает уровень их нравственных качеств. В процессе регулярного участия в играх воспитывает способность наиболее полно оценивать достигнутое в игре, что чрезвычайно важно в общем воспитательном процессе.

Передача мяча сверху двумя руками на месте, после перемещения. Данный технический приём изучался в V классе, по этому на первых уроках волейбола в VI классе идёт повторение техники передачи мяча сверху двумя руками на месте, затем начинают изучение, закрепление и совершенствование техники передачи мяча после перемещений. В ходе обучения обращаем внимание учащихся на быстроту, четкость и своевременность выхода к мячу. Совершенствование данного приема на уроках способствуют игровые упражнения, подвижные игры.

“ Точно водящему “. Учащиеся стоят по кругу, в середине которого 1-3 водящих с мячами. Они по очереди набрасывают мяч игрокам, перемещающимся по кругу приставными шагами. В момент получения мяча сверху двумя руками, точно передать (возвратить передачей) мяч водящему.

“ Свеча “. На площадке наносят круг диаметром 2 м, в центре его мяч. Игроки, расположившись в колонну по одному, по очереди входят в круг и выполняют десять передач мяча сверху двумя руками над собой. Каждую передачу выполняют на высоте 3м. За недостаточную высоту передачи и за выход из круга игроки наказываются штрафным очком. Побеждает игрок, у которого меньше штрафных очков.

“Эстафета парами“. Игроки двух команд распределяются парами и выстраиваются перед линиями старта. В руках у игроков первой пары мяч. По сигналу они начинают продвижение вперед, делая друг другу передачи, пересекают линию финиша (противоположный конец площадки) и, не переставая передавать мяч, друг другу, возвращаются обратно к своей колонне. Эстафету принимает вторая пара, а закончившие упражнение занимают место в конце колонны. Падение мяча на землю, а также ошибки при передачах учитываются и влияют на успех команды.

Приём мяча с низу двумя руками на месте, после перемещения. Техника выполнения этого игрового приёма на месте, также как и передачи мяча, сверху двумя руками, изучалась в 5 классе, поэтому технология повторения и обучения приёму мяча снизу двумя руками после перемещения аналогична рассмотренной выше. Из подвижных игр используют “ Кто точнее? “ и “ Обстрел чужого поля “

“Кто точнее?“. Каждая из команд выстраивается в колонну по одному в 5 м от стены, на которой в 3 м от пола нарисован квадрат 2х2 м. Игроки по очереди выполняют передачи мяча снизу (сверху) двумя руками, стремясь попасть мячом в квадрат, затем уходят в конец своих колонн. Побеждает команда, попавшая в квадрат большее число раз.

“ Обстрел чужого поля “. На боковых линиях  волейбольной площадки наносят два круга диаметром два метра один напротив другого. Поочередно игроки входят в круг и выполняют передачу мяча двумя руками снизу или сверху, стараясь попасть в противоположный круг. Если мяч летит мимо круга, игрок получает одно штрафное очко. Игра ведется на время. Побеждает ученик, набравший наименьшую сумму штрафных очков.

Прямой нападающий удар после подбрасывания.

Нападающий удар является очень сложным техническим приемом. Современный волейбол не может существовать без этого технического приема. Обучение этому приему я начинаю ударами по мячу с места, возле стены в пол расстояние от стены 3-4 метра. После этого переходим нападать к сетке. С начало с места в прыжке, потом с двух шагов разбега. Обучающиеся быстро осваивают этот прием, когда используется наглядность: фотографии, плакаты, видеосъемка, и.т.д.

«Точный нападающий». Класс делится на две команды. Одна команда располагается в колонне по одному по направлению к сетке в 4 зоне, другая на противоположной стороне площадке во 2 зоне, в 3 зонах у двух команд лежат обручи в них лежат, мячи ровно столько, сколько игроков в команде. Играющие по очереди становятся в 3 зону и набрасывают мячи для нападения своим игрокам, каждый игрок выполняет нападающий удар, через сетку стараясь попасть в площадку, Считается количество точных попаданий, чья команда больше попадет. Все игроки делают по одному удару, после этого набрасывающего меняет следующий игрок. Можно проводить в виде эстафеты.

Подай и попади “. Игроки двух команд располагаются на своей половине площадки вначале в 4 – 5 м. от сетки. У каждой команды по 5 – 7 мячей. По сигналу учителя игроки обеих команд поочередно выполняют подачи, стремясь попасть в пределы площадки команды соперников. Игроки, ожидающие своей очереди, собирают мячи и направляют их к месту подачи. Если у игрока подача не получилась, ему предоставляется ещё одна попытка, если на этот раз он ошибся, то подача считается не выполненной и игрок получает штрафное очко. Побеждает команда, у которой на счету окажется больше точных подач. “ Двадцать пять “. Игра получила название от ведение счета в правилах волейбола. Раньше если игрок не подал подачу, то считалась потеря подачи, а сейчас по новым правилам волейбола, команда теряет очко. И поэтому при разучивании любой подачи детям приходится напоминать об этом очень главном моменте. Игра похожа на игру “ Подай и попади “. Каждый игрок, попавший мячом на другую сторону площадки, приносит одно очко своей команде. Команды подают подачи по очереди. В командах должно быть одинаковое количество участников. Команда, набравшая быстрее 25 очков, считается победителем.

Нижняя прямая подача. Этот прием изучают после овладения нижней боковой подачи. Обучение технике  нижней прямой подачи начинаем с имитации движений без мяча. Затем шестиклассники в парах производят подачу мяча партнеру и, наконец, осваивают подачу мяча через сетку высотой 2 м, находясь от неё в 4 м. Постепенно подающие в процессе закрепления навыка отходят от сетки, приближаясь к месту подачи у лицевой линии на расстоянии 9 м.

“Снайперы“. Команды располагаются в шеренгах на лицевых линиях волейбольной площадки. Игроки обеих команд по очереди выполняют по пять подач, стремясь попасть в квадраты с цифрами от 1 до 6 и набрать наибольшую сумму очков. Если мяч попал в квадрат с цифрой 6, игроку начисляют 6 очков и. т д. Побеждает команда, набравшая большую сумму очков. При ошибках мяч переподавать не разрешается.

«Сумей передать и подать». Играющие выстраиваются в две колонны в 3 м от стены и соревнуются в передачах в стену и в подачах на точность. По сигналу 1 номера выполняют по 10 передач двумя руками сверху (снизу) в стену, после чего бегут на свою половину площадки и производят по 3  подачи. Как только первый номер Игроки, ожидающие своей очереди, собирают мячи и доставляют их к месту подачи. За правильно выполненные передачи игроку начисляют одно очко, подачи 3 очка. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Приём мяча с подачи. Закономерно, в методическом плане на уроках обучения введению мяча в игру нижними боковой и прямой подачами учить и приему мяча, так как без подачи и приёма мяча с подачи не бывает игры. Этому техническому приему следует обучать после того, как учащиеся освоят передачу мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения. Техника выполнения приема мяча с подачи в основном зависит от траектории и скорости полёта мяча. Определив направление, траекторию и скорость полета мяча, учащийся должен, быстро переместится к месту его предполагаемого падения, и принять исходное положение: ноги согнуты в коленных суставах, одна несколько впереди, туловище наклонено вперед, руки сложены в замок, выпрямлены и направлены вниз вперед. Мяч принимают на предплечья, ближе к кистям, ноги и туловище при этом последовательно выпрямляют. За счет согласованного движения ног, туловища и рук вперед-вверх мячу придают нужное направление. При закреплении и совершенствовании этого технического приема мы используем упражнения в приеме нижней прямой подачи в разных зонах, а также подвижные игры «Сумей принять», «Кто лучший».

“Сумей принять”. Игроки в парах располагаются на боковых линиях волейбольной площадки напротив друг друга. По команде игроки одной команды посылают мячи партнерам другой команды, которые стремятся принять мяч и отправить его в обратном направлении. Каждый выполняет по 10 подач одним из изученных способов, затем игроки меняются ролями. В каждой паре побеждает тот, кто большее количество, раз принял мяч без ошибки.

“Кто лучший?”. Трое игроков располагаются на задней линии в зонах 5, 6 и 1. Каждый принимает по 10 подач. За прием мяча начисляют очки: 2-при ошибке на приеме; 3-прием без технической ошибки; 4-прием без ошибки, мяч доведен в зону нападения; 5-дана хорошая передача сразу на удар. После приема 10 передач игроки меняются зонами. Побеждает игрок, набравший наибольшую сумму очков.

Игра в “Пионербол” (15 мин). Мяч в игру вводят нижней прямой подачей. Свободные от игры ученики сдают контрольные нормативы по ОФП: Прыжки со скакалкой за 1 мин; поднимание туловища за 30 сек.

В процессе игры в волейбол для учащихся характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают занимающихся: подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели; действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы; постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные  решения.

Для повышения эффективности опережающего обучения волейболу следует широко внедрять домашнее задание. Так при закреплении и совершенствовании технического приема на занятиях по волейболу в качестве домашнего задания предлагается развитие необходимых физических качеств. Проверяется же выполнения домашнего задания при помощи эстафет и подвижных игр.

И в целом предложенная технология проведения уроков игровой направленности позволяет раскрыть не использованные резервы урочной формы обучения, повышать эффективность школьной физический культуры.

Исходя из данных выводов можно смело заявить о том, что на уроках обучения волейболу целесообразнее использовать методику опережающего обучения, чем нашу традиционную методику школьной программы.

Литература.

Железняк Ю.Д., и Войлов А.А. Волейбол: учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991.

Костюков В.В. Дубовой А.Е. Опережающее обучение волейболу // «Физическая культура в школе», 1994 №1.

Костюков В.В. Дубовой А.Е. Опережающее обучение волейболу // «Физическая культура в школе», 1994 №2.

Костюков В.В. Дубовой А.Е. Опережающее обучение волейболу // «Физическая культура в школе», 1996 №1.

 Лапутин А.Н. Обучение спортивным движениям. - Киев: Здоровье, 1986. - 216 с.

 Маркосьян А.А. Вопросы возрастной физиологии. - М.: Просвещение, 1994. - 138 с.

Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры - М.: Физкультура и спорт, 1991.

- 543 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между начальным и средним звеньями школьного обучения.

Процесс  перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием, но зачастую и очень проблемным.Психологически это ...

Разработка проектной технологии при обучении информатике в среднем звене общеобразовательной школы

Курсовая работа по теме "Разработка проектной технологии при обучении информатике в среднем звене общеобразовательной школы"...

Пакет дидактических материалов по обучению грамматике в среднем звене обучения

Данные  приемы можно успешно использовать:а) как источник для организации речевой зарядки;б) в качестве релаксации или как дополнительный материал (в конце урока, если осталось несколько минут до...

Использование метода проектов на уроках английского языка в среднем звене у учащихся с ЗПР как средство формирования положительного интереса к предмету.

Проект создает максимальные условия для проявления и становления творческих возможностей учащегося. Мотивация достижения является относительно независимым видом человеческой мотивации, от нее во много...

Выступление на педсовете на тему: «Использование дидактических игр при обучении математики учащихся среднего звена»

Выступление на педсовете на тему: «Использование дидактических игр приобучении математики учащихся среднего звена»...