Развитие и сохранение одаренности учащихся на уроках математики
статья по теме
Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями математики стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сохранение и развитие одаренности | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийская заочная физико-математическая олимпиада «Авангард»
Учитель математики МОУ «ООШ № 7»
Ащеулова Е. В.
Август 2011 год.
Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями математики стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Темп работы одаренного ученика слишком быстрый по сравнению с другими учащимися.
Дополнительные возможности для индивидуальной работы с учащимися, в том числе и с одарёнными, предоставляет использование информационных технологий на уроке и во внеурочное время.
Ещё большие возможности для повышения математической подготовки учащихся предоставит доступ в Интернет. Одним из важных факторов, создающих предпосылки для успешного обучения одаренных детей с использованием Интернет - ресурсов является то, что таких детей характеризует высокая самостоятельность в процессе познания.
В работе с одаренными учащимися использую Интернет - технологии по следующим направлениям:
1. Проведение медиа—уроков.
От того, насколько грамотно методически и технологически изготовлен, произведен, сконструирован урок зависит обеспечение развития академических, интеллектуальных, творческих и личностных способностей детей. Современный урок не может обойтись без использования информационных технологий, что в свою очередь привлекает внимание детей, развивает у низ наглядно—образное мышление, формирует стойкий интерес к предмету.
2. Организация дистанционного обучения.
Часто на уроке способный ребенок вынужден механически выполнять те задания, решения которых для него очевидны, и не составляют труда, он уже давно усвоил материал, но вынужден ждать остальных. Ребенок скучает на таком уроке, теряет интерес к предмету. Хороший выход из ситуации видео – уроки.
Современные дети большую часть времени проводят в Интернете. И в этом нет ничего плохого, если научить ребенка правильно его использовать.
Необходимо приучить ребенка к тому, что Интернет, прежде всего, имеет познавательную и образовательную функции. Дает возможность получить среднее и высшее образование, не выходя из дома.
Дистанционное обучение даст возможность одаренному ребенку изучить самостоятельно отдельные вопросы или целые разделы самостоятельно в ускоренном режиме. При дистанционном обучении максимально используются компьютерные технологии, которые открывают большие возможности в изучении материала. Например, видеоурок можно остановить, вернуться к прослушанным фразам учителя. К уроку могут прилагаться гиперссылки, графика, иллюстрации, делая его намного интереснее и обширнее. Работа в таком режиме экономит массу времени одаренному ребенку, появляется возможность более глубоко изучать предмет. В режиме видео – уроков можно разобрать решение олимпиадных задач. Изучить вопросы, которые выходят за рамки школьной программы.
Всероссийская школа математики и физики «Авангард».
Заочный физико-математический лицей «Авангард» - это реальный ШАНС для многих ребят, не имеющих возможности очно получить углубленные знания по физике и математике. А без твердых знаний по этим предметам невозможно получить высшее техническое образование.
Программы заочного лицея рассчитаны НЕ ТОЛЬКО на очень сильных и хорошо подготовленных учеников, но и на «средних» учеников, имеющих большое желание получить хорошее образование.
Наши методические пособия реально помогут «среднему» ученику самостоятельно освоить физику и математику на достаточно высоком уровне даже в том случае, если в его школе нет учителя по одному из этих предметов.
Главное требование к нашим ученикам – это упорство, без него, к сожалению, ничего не получится.
Учебный курс математики для 6-го класса - подготовительный, имеет единый уровень трудности.
Все учебные курсы заочного лицея для 7-11-го классов имеют три уровня трудности: «А» - самый легкий, «В» - более сложный и «С» - самый сложный.
Задания уровня «А» соответствуют базовой школьной программе, задания уровня «В» - это школьные задачи повышенной трудности, уровень «С» - это уровень олимпиадных задач.
Каждый ученик САМОСТОЯТЕЛЬНО решает, по какой программе: «А», «В» или «С» он будет учиться. В процессе учебы возможны (и желательны) переходы с одного уровня на другой. Часто, начав обучение в «Авангарде» с уровня «А», учащийся со временем переходит на более высокий уровень.
Обучение в заочном лицее построено следующим образом. Слушатели получают по каждому предмету пакет материалов, в который входят: 1) методические разработки, 2) домашние задания, 3) рекомендации по организации обучения на весь учебный год.
Основная цель обучения – научиться самостоятельно решать задачи. В методических разработках изложен теоретический материал и разобраны примеры типичных задач. Проработав этот материал, учащийся самостоятельно решает домашнее задание, которое высылается на проверку.
Ученики, выполнившие все задания данного учебного курса, получают по почте СВИДЕТЕЛЬСТВО с итоговой оценкой. Многие лицеи, гимназии и вузы принимают его во внимание при решении вопроса о приеме.
РАЗВИВАЮЩИЙ КУРС “МАТЕМАТИКА СЛУЧАЙНОГО”
Это курс для школьников, увлекающихся математикой. Для тех, кто хочет узнавать новое, кто любит решать задачи. Курс построен на материале: комбинаторика, элементы теории вероятностей и статистики. С 2004 г. курс “Математика случайного” включен в международную образовательную программу. Очно курс преподается в ряде московских экспериментальных школ, в том числе в ГОУ школа-интернат «Интеллектуал» Департамента образования города Москвы. Для учащихся заочного лицея “Авангард” консультантом будет автор курса и учебника В.Н.Федосеев. Основная цель курса - развитие навыков моделирования при решении задач. Учащимся предлагается решать задачи как занимательного характера, так и практические (например, вычисление вероятностей выигрыша в лотерее).
Учащиеся получают учебник, детальные рекомендации по чтению его параграфов и решению задач, 6 домашних заданий – контрольных работ. Курс построен так, что не требует специальных математических знаний, кроме действий с числами. Поэтому адресован школьникам 6-9-х классов. Курс не имеет жестких временных рамок, может быть выполнен и за 3 месяца, и за два года. Закончившие курс получат диплом специального образца.
3. Организация и проведение Интернет—олимпиад по предметам.
Онлайн олимпиады по предметам – это олимпиады, которые проходят в режиме реального времени. Участвовать в такой олимпиаде может любой учащийся, имеющий доступ к сети Интернет. Такого рода соревнование имеет ряд преимуществ.
Всероссийская школа математики и физики «Авангард» совместно с газетой «Математика» и журналом «Квант», а также с ГОУ школа-интернат «Интеллектуал» Департамента образования города Москвы в семнадцатый раз проводит ежегодную Межрегиональную заочную математическую олимпиаду для школьников. В этот раз олимпиада проводится для учащихся 5–8-х классов.
Основная цель проведения заочных олимпиад – ознакомление учащихся с задачами олимпиадного уровня и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении математики с успехами своих ровесников.
Министерство образования и науки РФ серьезным резервом повышения общего уровня знаний учащихся средних школ по естественнонаучным дисциплинам считает их обучение в заочных физико-математических школах. Большой практический опыт заочного обучения школьников физике и математике имеет Всероссийская школа математики и физики «Авангард». Работа этой школы ориентирована, прежде всего, на «среднего» ученика.
В 2010-2011 учебном году в олимпиаде приняло участие около 30 тыс. школьников из 80 регионов России. Среди учащихся 7 классов – 5100 человек. Ученица 7 класса МОУ «ООШ № 7» Титова Елизавета получила диплом призера этой олимпиады, набрав 18 баллов из 20 возможных.
При использовании информационных технологий с одаренными учащимися следует ориентироваться на следующие приоритетные направления, которые легко просматриваются при анализе существующих на данный момент в сети Интернет ресурсов для одаренных детей, родителей и педагогов, работающих с ними:
• использование сети Интернет для распространения информации о специфике обучения одаренных детей, методике, психологии и т.д.; выход на различные целевые группы заинтересованных читателей; создание сетевых сообществ пользователей Интернета, занимающихся одаренностью;
• поиск и выявление одаренных детей, онлайновое тестирование;
• психологическая и методическая консультационная помощь семьям, в которых одаренные дети получают домашнее воспитание;
• дистанционное обучение одаренных детей, проведение различных курсов, отдельных занятий, факультативов, исследовательских проектов и программ;
• дистанционная индивидуальная поддержка одаренных учащихся.
Важным направлением работы с одаренными учащимися средствами информационных технологий является создание сети специализированных сайтов и порталов, рассказывающих о научных исследованиях, методологии организации и проведения самостоятельного и группового научного исследования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Развитие внимания умственно отсталых учащихся на уроках математики и во внеурочное время"
Дети с интеллектуальным недоразвитием при обучении математике часто сталкиваются с трудностями из-за рассеянности или неразвитости своего внимания. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ...
РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Ученики одного и того же класса отличаются друг от друга по своим преимущественным интересам, способностям, типам мышления, складу характера, отношением к учению. Однако, обучая целый классный коллект...
Развитие универсальных учебных действий учащихся на уроках математики с использованием УМК
Метапредметные результаты освоения учащимися основной о...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В современном мире интеллектуальный и творческий потенциал одарённых детей все больше рассматривается в качестве основного капитала государства. Поэтому работа с одаренными детьми остается приоритетны...
«Развитие логического мышления у учащихся на уроках математики в условиях внедрения ФГОС ООО»
Методическая тема...
«Коррекция и развитие речевой деятельности у учащихся на уроках математики в коррекционной школе»
выступление учителя математики на тему "Коррекция и развитие речевой деятельности у учащихся на уроках математики в коррекционной школе"...
Педагогические условия развития критического мышления у учащихся на уроках математики
В статье рассматриваются педагогические условия развития критического мышления у школьников на уроках в математики....