ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КРЕАТИВНОСТЬ КАК ВЕДУЩИЙ КОМПОНЕНТ СТРУКТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
методическая разработка по теме

Маркович Елена Викторовна

Статья раскрывает общее понятие креативности, а также педагогической креативности. Методики на выявление креативности.(ТЕСТ "КРЕАТИВНОСТЬ" (Автор Вишнякова Н.))

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КРЕАТИВНОСТЬ

КАК ВЕДУЩИЙ КОМПОНЕНТ СТРУКТУРЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОДАРЕН.НОСТИ

Общее понятие о креативности

Креативность ( от лат. Creation - созидание) – творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность вцелом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их созидания. Чаще всего Креативность рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одаренности, который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений. Напротив Креативность определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям, - вот достаточно распространенное в научной литературе определение креативности.

По мнению Э.  Фромма, креативность – это способность удивляться и познавать, находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Педагогическая креативность как ведущий компонент структуры педагогической одарённости

1) ядро одаренности: способности (общие и/или специальные), развитые на уровне выше

Способность к осуществлению творческого подхода в педагогической деятельности

(креативность): скорость мышления (количество идей, которое возникает за единицу времени);

способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую; способность к

генерированию идей, которые отличаются от общепринятых, к парадоксальным, неожиданным решениям

(для учителя – поиск новых форм, методов, средств учебной и воспитательной деятельности); ощущение

утонченности идеи; способность удивляться; открытость и интерес ко всему новому; способность

принимать решение в ситуациях неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до

конца, рискуя личным успехом и репутацией; способность к гибкому образному мышлению, которое может

проявляться в конструировании новой оригинальной наглядности; гибкость словесного мышления, яркий

образный язык, умение „зажечь” учеников своим рассказом; выборочность в познании нового; поисково-

преобразуюший стиль мышления; творческая фантазия, развитое воображение; проблемное видение

ситуации; способность „нарушать покой”; глубоко погружаться в любимую деятельность; стремление к

изобретениям, творчеству; интерес к загадкам, парадоксам, импровизации; способность самостоятельно

принимать решения; быстро переключать внимание.

Способность постоянно развивать творческий педагогический опыт, компетентность:

желание повышать профессиональную компетентность, получать новые знания, развивать

соответствующие умения, навыки педагогической деятельности; способность быстро находить и

овладевать в творческом поиске новыми знаниями, расширять свой профессиональный кругозор; умение

целеустремленно изучать вопрос или проблему, связанные с педагогической деятельностью; чувство

удовлетворения от обогащения опыта педагогической деятельности и в то же время – творческое

недовольство уровнем достижений, как условие последующего роста профессиональной компетентности.

Способность формировать и реализовать творческую стратегию педагогической

деятельности: стойкая потребность в систематическом обогащении опыта педагогической

деятельности; способность к самостоятельному формированию глубоких и систематических знаний при

решении ключевых учебных и воспитательных проблем; умение разрабатывать гибкую стратегию

творческой педагогической деятельности на основе определения цели и построения соответствующей

программы; способность мобилизовать собственный опыт или быстро приобретать дополнительную

компетентность с целью решения важной и сложной педагогической проблемы; чувство

ответственности при выполнении творческих профессиональных заданий.

Педагогическая креативность учителя развивается на протяжении всей педагогической деятельности

и является решающим фактором его продвижения к вершинам педагогического мастерства. Еще

В.О.Сухомлинский подчеркивал, что только творческий учитель способен зажечь в учениках жажду

познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным

показателем его профессиональной компетентности. Любая деятельность считается творческой, если ее

продукт характеризуется новизной, которая может иметь как объективный, так и субъективный, характер. В

педагогике таким продуктом могут быть новые учебные технологии, формы, методы обучения и

воспитания, рост педагогического мастерства учителя.

Методики на выявление креативности.

ТЕСТ "КРЕАТИВНОСТЬ" (Автор Вишнякова Н.)

Тест "Креативность" позволяет выявить уровень творческих склонностей личности и построить психологический креативный профиль, рефлексируя креативный компонент образа «Я - реальный» и представление об образе «Я-идеальный». Сравнение двух образов креативности «Я-реальный» и «Я-идеальный» позволяет определять креативный резерв и творческий потенциал личности.

Вам предлагается самостоятельно оценить свои личностные качества, отвечая на вопросы теста. Внимательно прочитайте вопросы. При положительном ответе па вопрос поставьте знак «+», при отрицательном поставьте знак «-»  в графу «Я-реальный» и «Я-идеальный». Долго над ответом не задумывайтесь, потому что первый ответ импульсивный и обычно правильный. Будьте искренни!

№ п/п

Ин-декс

Содержание вопроса

Образ «Я-реальный»

Образ «Я-идеальный»

1.

М

Задумываетесь ли вы, какие причины заставляют вас создавать что-либо новое?

2.

Л

Бывают ли у вас неприятности из-за собственного любопытства?

3.

О

Возникает ли у вас желание оригинально усовершенствовать  хорошую вещь?

4.

В

Мечтаете ли вы приобрести  известность, создав что-либо социально новое?

5.

И

В ситуациях риска вы доверяете интуиции?

6.

Э

Вы считаете, что в конфликтных ситуациях возможно избежать эмоциональных переживаний?

7.

Ю

Отвечаете ли вы шуткой, если вас разыгрывают?

8.

П

Если представится случай, вы поменяете работу на более оплачиваемую, но менее творческую?

9.

М

Вы продумываете последствия принимаемого вами решения?

10.

Л

Познание нового перестает быть любопытным для вас, если оно связано с риском?

11.

О

Приходилось ли вам удачно использовать вещи не по назначению?

12.

В

Бывает ли так, что  когда вы рассказываете о каком- нибудь подлинном случае, то прибегаете к вымышленным подробностям?

13.

И

В экстремальных ситуациях вы чаще прислушиваетесь к голосу разума, чем к интуиции?

14.

Э

Доставляет ли вам эмоциональное удовлетворение процесс творческой деятельности?

15.

Ю

Любите ли вы шутить и смеяться  над собой?

16.

П

Изобретали ли вы что-то новое в интересующей вас сфере деятельности?

17.

М

Утомляет ли вас работа, требующая  творческого мышления в нестандартных ситуациях?

18.

Л

Отмечают ли окружающие, что вы во все вникаете?

19.

О

Является ли редким ваше увлечение?

20.

В

Бывает ли, что у вас возникают необычные образы, связанные с реальными событиями?

21.

И

Вы иногда предчувствуете, кто звонит вам по телефону, еще не сняв трубку?

22.

Э

Равнодушны ли вы к отрицательным проявлениям эмоций чужих детей?

23.

Ю

Смеетесь ли вы над своими неудачами

24.

П

Посещали бы вы ради новых знаний специальные занятия, даже если это связано с неудобствами?

25.

М

Достаточно ли для вас мелкой детали, намека на проблему, чтобы увлечься ее разработкой?

26.

Л

На философские детские вопросы вы нашли ответы в зрелом возрасте?

27.

О

Испытываете ли вы потерю интереса к оригинальным, рискованным предложениям ваших партнеров по работе?

28.

В

Фантазируете ли вы сейчас, как бы вы жили в другом городе или в другом веке?

29.

И

Вам трудно предвидеть последствия предстоящего события?

30.

Э

Вы чувствуете эмоциональный подъем и вдохновение в начале нового дела?

31.

Ю

Бывает ли так, что вы заранее готовили шутку или шутливые истории с целью развеселить компанию?

32.

П

Утомляют ли вас неожиданности в профессиональной деятельности, требующие новых выходов из создавшейся ситуации?

33.

М

Вы продумываете варианты решения трудных проблем, прежде чем сделаете выбор наиболее продуктивного?

34.

Л

Когда вы долго не познаете новое, вас мучает чувство неудовлетворенности?

35.

О

Вы любите работу, требующую смекалки, даже если она связана с трудностями реализации?

36.

В

Сталкиваясь с необычными проблемами, вы  предвидите перспективы их решения?

37.

И

Снился ли вам когда-нибудь сон, который предсказал происшедшие потом события?

38.

Э

Сочувствуете ли вы людям, которые не достигли желаемого результата в творчестве?

39.

Ю

Используете ли вы юмор для выхода из затруднительных ситуаций?

40.

П

Вы выбирали профессию с учетом своих творческих возможностей?

41.

М

Вам трудно продумать многие отрицательные последствия конфликтной проблемы?

42.

Л

Сможете ли вы рискнуть карьерой ради познания нового?

43.

О

Будете ли вы заниматься созданием  чего-то необычного, если это связано с какими-то трудностями?

44.

В

Вам трудно представить незнакомое место, в которое вы стремитесь попасть?

45.

И

Случалось ли так, что вы вспомнили о человеке, с которым давно не встречались, а потом вдруг неожиданно он позвонил  или написал вам письмо?

46.

Э

Сочувствуете ли вы обманутому человеку?

47.

Ю

Бывает ли так, что вы сами придумываете  анекдоты и смешные истории?

48.

П

Если вы лишитесь возможности работать, то жизнь для вас потеряет интерес?

49.

М

Основательно ли вы продумываете все этапы своей творческой деятельности?

50.

Л

Хочется ли вам порой разобрать вещь, для того чтобы узнать, как она работает?

51.

О

Вы импровизируете в процессе  реализации уже разработанного плана действия?

52.

В

Вы сочиняете сказки детям?

53.

И

Бывает ли так, что вы по каким-то необъяснимым причинам не доверяете некоторым людям?

54.

Э

Вы склонны сильно переживать, если вас обманули?

55.

Ю

Раздражает ли вас шутка, выраженная в форме иронии?

56.

П

Вы чувствуете, что ваша профессия позволит улучшить окружающий мир?

57.

М

Думаете ли вы, какие  тайные причины скрыты в творческой деятельности человека?

58.

Л

Интересует  ли вас, как живут соседи?

59.

О

Предпочитаете ли вы общаться с людьми с необычными взглядами?

60.

В

Фантазировали ли вы когда-нибудь о том, что можно было бы сделать, получив наследство?

61.

И

Вам трудно определить характер человека с первого взгляда?

62.

Э

Вы сочувствуете нищим людям?

63.

Ю

Считают ли вас окружающие остроумным человеком?

64.

П

В вашем профессиональном  творчестве было много неудач?

65.

М

Вы размышляете о причинах  успехов и неудач в своей творческой деятельности?

66.

Л

Если вы встречаете непонятное новое слово, то узнаете его смысл в справочниках?

67.

О

Интересуют ли вас люди, которые придерживаются только  традиционных взглядов на жизнь

68.

В

Пишите ли вы стихи?

69.

И

Глядя на знакомого человека, вам трудно  предугадать, как сложится его жизнь?

70.

Э

Вы редко выражаете свои эмоции при уличных скандалах?

71.

Ю

Трудно ли вам с юмором выйти  из затруднительной ситуации?

72.

П

Можете ли вы в своей работе пойти на риск, если шансы на успех не гарантированы?

73.

М

Достоверно ли вы восстанавливаете по случайным деталям целостный результат?

74.

Л

Пытались ли вы проследить  генеалогическое древо жизни?

75.

О

Если бы ваши знакомые знали, о чем вы мечтаете, то считали бы вас чудаком?

76.

В

Вам трудно представить себя в старости?

77.

И

Бывает ли так, что вы опасаетесь идти на встречу с незнакомым человеком из-за интуитивного беспокойства?

78.

Э

Наблюдая драматическое событие  в жизни людей, чувствуете ли вы, что это происходило с вами?

79.

Ю

Предпочитаете ли вы комедию всем остальным жанрам?

80.

П

Обязательно ли творчество должно  сопутствовать профессиональной деятельности?

Обработка результатов

Количество баллов по каждому индексу креативности определяется по ключу теста при суммировании полученных баллов. Если у испытуемого ответ на вопрос совпадает с ключом теста, он получает один балл по данному индексовому показателю: "Я—реальный" и "Я—идеальный". Например, если на первый вопрос испытуемый ответил положительно (+) в графе "Я-реальный" и "Я-идеальный" и ключ ответа +, то по первому индексу М (творческое мышление) он получает по одному баллу, если отрицательно (-), то не получает баллы. Необходимо помнить, что ключ к тесту относится по каждому качеству не только к "Я-реальный", но и к "Я-идеальный".

Таблица результатов в баллах

№ п/п

Ин-декс

Креативные качества

Всего баллов

Я - реальный"

Всего баллов

"Я - идеальный "

1

М

Творческое мышление

2

Л

Любознательность

3

О

Оригинальность

4

В

Воображение

5

И

Интуиция

6

Э

Эмоциональность, эмпатия

7

Ю

Чувство юмора

8

П

Творческое отношение к профессии


КЛЮЧ К ТЕСТУ

№ п/п

Индекс

№ вопроса

Ключ к "Я-реальный",

"Я-идеальный"

1

Творческое мышление

1

+

М

9

+

17

-

25

+

33

+

41

-

49

+

57

+

65

+

73

+

2

Любознательность Л

2

+

10

-

18

+

26

+

34

+

42

+

50

+

58

+

66

+

74

+

3

Оригинальность О

3

+

11

+

19

+

27

-

35

+

43

+

51

+

59

+

67

-

75

+

4

Воображение В

4

+

12

+

20

+

28

+

36

+

44

-

52

+

60

+

68

+

76

-

5

Интуиция И

5

+

13

-

21

+

29

-

37

+

45

+

52

+

61

-

69

-

77

+

6

Эмоциональность,

6

-

эмпатия  Э

14

+

22

-

30

+

38

+

46

+

54

+

62

+

70

-

78

+

7

Чувство юмора Ю

7

+

15

+

23

+

31

-

39

+

47

+

55

-

63

+

71

-

79

+

8

Творческое

8

-

отношение

16

+

к профессии П

24

+

32

-

40

+

48

+

56

+

64

-

72

+

80

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация психолого-педагогического сопровождения детей со сложной структурой дефекта

Психолого-педагогическое сопровождение детей класса "Особый ребенок" Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы. Консультационная работа с родителями и педагогами...

Структура педагогического общения

Чтобы научиться педагогическому общению, нужно четко представлять себе структуру этого процесса, знать, какие умения обеспечивают его осуществление и каким образом можно совершенствовать воспитательно...

Структура педагогической деятельности учителя в современной школе

В структуру педагогической деятельности входят три компонента: педагогические цели и задачи, педагогические средства и способы решения поставленных задач, анализ и оценка педагогических действий учите...

Оценивание регулятивного компонента деятельности педагогического работника

Есть несколько компетенций оцениваемыми экспертами в период аттестации педагога на первую и высшую категорию. Одна из них- регулятивная .Регулятивная компетенция непосредственно связана с развитием у ...

Педагогическое творчество как компонент профессионально-педагогической культуры.

Творческий характер педагогической деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех психически...

Методическая разработка мастер -класса «Квест как педагогическая креативная технология для учащихся в образовательном процессе»

Цель мастер-класса: создание условий для профессионального самосовершенствования учителя иностранного языка за счет применения квест-технологии с целью формирования универсальных учебных действи...