ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КРЕАТИВНОСТЬ КАК ВЕДУЩИЙ КОМПОНЕНТ СТРУКТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
методическая разработка по теме
Статья раскрывает общее понятие креативности, а также педагогической креативности. Методики на выявление креативности.(ТЕСТ "КРЕАТИВНОСТЬ" (Автор Вишнякова Н.))
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КРЕАТИВНОСТЬ
КАК ВЕДУЩИЙ КОМПОНЕНТ СТРУКТУРЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОДАРЕН.НОСТИ
Общее понятие о креативности
Креативность ( от лат. Creation - созидание) – творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность вцелом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их созидания. Чаще всего Креативность рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одаренности, который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений. Напротив Креативность определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям, - вот достаточно распространенное в научной литературе определение креативности.
По мнению Э. Фромма, креативность – это способность удивляться и познавать, находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Педагогическая креативность как ведущий компонент структуры педагогической одарённости
1) ядро одаренности: способности (общие и/или специальные), развитые на уровне выше
Способность к осуществлению творческого подхода в педагогической деятельности
(креативность): скорость мышления (количество идей, которое возникает за единицу времени);
способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую; способность к
генерированию идей, которые отличаются от общепринятых, к парадоксальным, неожиданным решениям
(для учителя – поиск новых форм, методов, средств учебной и воспитательной деятельности); ощущение
утонченности идеи; способность удивляться; открытость и интерес ко всему новому; способность
принимать решение в ситуациях неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до
конца, рискуя личным успехом и репутацией; способность к гибкому образному мышлению, которое может
проявляться в конструировании новой оригинальной наглядности; гибкость словесного мышления, яркий
образный язык, умение „зажечь” учеников своим рассказом; выборочность в познании нового; поисково-
преобразуюший стиль мышления; творческая фантазия, развитое воображение; проблемное видение
ситуации; способность „нарушать покой”; глубоко погружаться в любимую деятельность; стремление к
изобретениям, творчеству; интерес к загадкам, парадоксам, импровизации; способность самостоятельно
принимать решения; быстро переключать внимание.
Способность постоянно развивать творческий педагогический опыт, компетентность:
желание повышать профессиональную компетентность, получать новые знания, развивать
соответствующие умения, навыки педагогической деятельности; способность быстро находить и
овладевать в творческом поиске новыми знаниями, расширять свой профессиональный кругозор; умение
целеустремленно изучать вопрос или проблему, связанные с педагогической деятельностью; чувство
удовлетворения от обогащения опыта педагогической деятельности и в то же время – творческое
недовольство уровнем достижений, как условие последующего роста профессиональной компетентности.
Способность формировать и реализовать творческую стратегию педагогической
деятельности: стойкая потребность в систематическом обогащении опыта педагогической
деятельности; способность к самостоятельному формированию глубоких и систематических знаний при
решении ключевых учебных и воспитательных проблем; умение разрабатывать гибкую стратегию
творческой педагогической деятельности на основе определения цели и построения соответствующей
программы; способность мобилизовать собственный опыт или быстро приобретать дополнительную
компетентность с целью решения важной и сложной педагогической проблемы; чувство
ответственности при выполнении творческих профессиональных заданий.
Педагогическая креативность учителя развивается на протяжении всей педагогической деятельности
и является решающим фактором его продвижения к вершинам педагогического мастерства. Еще
В.О.Сухомлинский подчеркивал, что только творческий учитель способен зажечь в учениках жажду
познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным
показателем его профессиональной компетентности. Любая деятельность считается творческой, если ее
продукт характеризуется новизной, которая может иметь как объективный, так и субъективный, характер. В
педагогике таким продуктом могут быть новые учебные технологии, формы, методы обучения и
воспитания, рост педагогического мастерства учителя.
Методики на выявление креативности.
ТЕСТ "КРЕАТИВНОСТЬ" (Автор Вишнякова Н.)
Тест "Креативность" позволяет выявить уровень творческих склонностей личности и построить психологический креативный профиль, рефлексируя креативный компонент образа «Я - реальный» и представление об образе «Я-идеальный». Сравнение двух образов креативности «Я-реальный» и «Я-идеальный» позволяет определять креативный резерв и творческий потенциал личности.
Вам предлагается самостоятельно оценить свои личностные качества, отвечая на вопросы теста. Внимательно прочитайте вопросы. При положительном ответе па вопрос поставьте знак «+», при отрицательном поставьте знак «-» в графу «Я-реальный» и «Я-идеальный». Долго над ответом не задумывайтесь, потому что первый ответ импульсивный и обычно правильный. Будьте искренни!
№ п/п | Ин-декс | Содержание вопроса | Образ «Я-реальный» | Образ «Я-идеальный» |
1. | М | Задумываетесь ли вы, какие причины заставляют вас создавать что-либо новое? | ||
2. | Л | Бывают ли у вас неприятности из-за собственного любопытства? | ||
3. | О | Возникает ли у вас желание оригинально усовершенствовать хорошую вещь? | ||
4. | В | Мечтаете ли вы приобрести известность, создав что-либо социально новое? | ||
5. | И | В ситуациях риска вы доверяете интуиции? | ||
6. | Э | Вы считаете, что в конфликтных ситуациях возможно избежать эмоциональных переживаний? | ||
7. | Ю | Отвечаете ли вы шуткой, если вас разыгрывают? | ||
8. | П | Если представится случай, вы поменяете работу на более оплачиваемую, но менее творческую? | ||
9. | М | Вы продумываете последствия принимаемого вами решения? | ||
10. | Л | Познание нового перестает быть любопытным для вас, если оно связано с риском? | ||
11. | О | Приходилось ли вам удачно использовать вещи не по назначению? | ||
12. | В | Бывает ли так, что когда вы рассказываете о каком- нибудь подлинном случае, то прибегаете к вымышленным подробностям? | ||
13. | И | В экстремальных ситуациях вы чаще прислушиваетесь к голосу разума, чем к интуиции? | ||
14. | Э | Доставляет ли вам эмоциональное удовлетворение процесс творческой деятельности? | ||
15. | Ю | Любите ли вы шутить и смеяться над собой? | ||
16. | П | Изобретали ли вы что-то новое в интересующей вас сфере деятельности? | ||
17. | М | Утомляет ли вас работа, требующая творческого мышления в нестандартных ситуациях? | ||
18. | Л | Отмечают ли окружающие, что вы во все вникаете? | ||
19. | О | Является ли редким ваше увлечение? | ||
20. | В | Бывает ли, что у вас возникают необычные образы, связанные с реальными событиями? | ||
21. | И | Вы иногда предчувствуете, кто звонит вам по телефону, еще не сняв трубку? | ||
22. | Э | Равнодушны ли вы к отрицательным проявлениям эмоций чужих детей? | ||
23. | Ю | Смеетесь ли вы над своими неудачами | ||
24. | П | Посещали бы вы ради новых знаний специальные занятия, даже если это связано с неудобствами? | ||
25. | М | Достаточно ли для вас мелкой детали, намека на проблему, чтобы увлечься ее разработкой? | ||
26. | Л | На философские детские вопросы вы нашли ответы в зрелом возрасте? | ||
27. | О | Испытываете ли вы потерю интереса к оригинальным, рискованным предложениям ваших партнеров по работе? | ||
28. | В | Фантазируете ли вы сейчас, как бы вы жили в другом городе или в другом веке? | ||
29. | И | Вам трудно предвидеть последствия предстоящего события? | ||
30. | Э | Вы чувствуете эмоциональный подъем и вдохновение в начале нового дела? | ||
31. | Ю | Бывает ли так, что вы заранее готовили шутку или шутливые истории с целью развеселить компанию? | ||
32. | П | Утомляют ли вас неожиданности в профессиональной деятельности, требующие новых выходов из создавшейся ситуации? | ||
33. | М | Вы продумываете варианты решения трудных проблем, прежде чем сделаете выбор наиболее продуктивного? | ||
34. | Л | Когда вы долго не познаете новое, вас мучает чувство неудовлетворенности? | ||
35. | О | Вы любите работу, требующую смекалки, даже если она связана с трудностями реализации? | ||
36. | В | Сталкиваясь с необычными проблемами, вы предвидите перспективы их решения? | ||
37. | И | Снился ли вам когда-нибудь сон, который предсказал происшедшие потом события? | ||
38. | Э | Сочувствуете ли вы людям, которые не достигли желаемого результата в творчестве? | ||
39. | Ю | Используете ли вы юмор для выхода из затруднительных ситуаций? | ||
40. | П | Вы выбирали профессию с учетом своих творческих возможностей? | ||
41. | М | Вам трудно продумать многие отрицательные последствия конфликтной проблемы? | ||
42. | Л | Сможете ли вы рискнуть карьерой ради познания нового? | ||
43. | О | Будете ли вы заниматься созданием чего-то необычного, если это связано с какими-то трудностями? | ||
44. | В | Вам трудно представить незнакомое место, в которое вы стремитесь попасть? | ||
45. | И | Случалось ли так, что вы вспомнили о человеке, с которым давно не встречались, а потом вдруг неожиданно он позвонил или написал вам письмо? | ||
46. | Э | Сочувствуете ли вы обманутому человеку? | ||
47. | Ю | Бывает ли так, что вы сами придумываете анекдоты и смешные истории? | ||
48. | П | Если вы лишитесь возможности работать, то жизнь для вас потеряет интерес? | ||
49. | М | Основательно ли вы продумываете все этапы своей творческой деятельности? | ||
50. | Л | Хочется ли вам порой разобрать вещь, для того чтобы узнать, как она работает? | ||
51. | О | Вы импровизируете в процессе реализации уже разработанного плана действия? | ||
52. | В | Вы сочиняете сказки детям? | ||
53. | И | Бывает ли так, что вы по каким-то необъяснимым причинам не доверяете некоторым людям? | ||
54. | Э | Вы склонны сильно переживать, если вас обманули? | ||
55. | Ю | Раздражает ли вас шутка, выраженная в форме иронии? | ||
56. | П | Вы чувствуете, что ваша профессия позволит улучшить окружающий мир? | ||
57. | М | Думаете ли вы, какие тайные причины скрыты в творческой деятельности человека? | ||
58. | Л | Интересует ли вас, как живут соседи? | ||
59. | О | Предпочитаете ли вы общаться с людьми с необычными взглядами? | ||
60. | В | Фантазировали ли вы когда-нибудь о том, что можно было бы сделать, получив наследство? | ||
61. | И | Вам трудно определить характер человека с первого взгляда? | ||
62. | Э | Вы сочувствуете нищим людям? | ||
63. | Ю | Считают ли вас окружающие остроумным человеком? | ||
64. | П | В вашем профессиональном творчестве было много неудач? | ||
65. | М | Вы размышляете о причинах успехов и неудач в своей творческой деятельности? | ||
66. | Л | Если вы встречаете непонятное новое слово, то узнаете его смысл в справочниках? | ||
67. | О | Интересуют ли вас люди, которые придерживаются только традиционных взглядов на жизнь | ||
68. | В | Пишите ли вы стихи? | ||
69. | И | Глядя на знакомого человека, вам трудно предугадать, как сложится его жизнь? | ||
70. | Э | Вы редко выражаете свои эмоции при уличных скандалах? | ||
71. | Ю | Трудно ли вам с юмором выйти из затруднительной ситуации? | ||
72. | П | Можете ли вы в своей работе пойти на риск, если шансы на успех не гарантированы? | ||
73. | М | Достоверно ли вы восстанавливаете по случайным деталям целостный результат? | ||
74. | Л | Пытались ли вы проследить генеалогическое древо жизни? | ||
75. | О | Если бы ваши знакомые знали, о чем вы мечтаете, то считали бы вас чудаком? | ||
76. | В | Вам трудно представить себя в старости? | ||
77. | И | Бывает ли так, что вы опасаетесь идти на встречу с незнакомым человеком из-за интуитивного беспокойства? | ||
78. | Э | Наблюдая драматическое событие в жизни людей, чувствуете ли вы, что это происходило с вами? | ||
79. | Ю | Предпочитаете ли вы комедию всем остальным жанрам? | ||
80. | П | Обязательно ли творчество должно сопутствовать профессиональной деятельности? |
Обработка результатов
Количество баллов по каждому индексу креативности определяется по ключу теста при суммировании полученных баллов. Если у испытуемого ответ на вопрос совпадает с ключом теста, он получает один балл по данному индексовому показателю: "Я—реальный" и "Я—идеальный". Например, если на первый вопрос испытуемый ответил положительно (+) в графе "Я-реальный" и "Я-идеальный" и ключ ответа +, то по первому индексу М (творческое мышление) он получает по одному баллу, если отрицательно (-), то не получает баллы. Необходимо помнить, что ключ к тесту относится по каждому качеству не только к "Я-реальный", но и к "Я-идеальный".
Таблица результатов в баллах
№ п/п | Ин-декс | Креативные качества | Всего баллов Я - реальный" | Всего баллов "Я - идеальный " |
1 | М | Творческое мышление | ||
2 | Л | Любознательность | ||
3 | О | Оригинальность | ||
4 | В | Воображение | ||
5 | И | Интуиция | ||
6 | Э | Эмоциональность, эмпатия | ||
7 | Ю | Чувство юмора | ||
8 | П | Творческое отношение к профессии |
КЛЮЧ К ТЕСТУ
№ п/п | Индекс | № вопроса | Ключ к "Я-реальный", "Я-идеальный" |
1 | Творческое мышление | 1 | + |
М | 9 | + | |
17 | - | ||
25 | + | ||
33 | + | ||
41 | - | ||
49 | + | ||
57 | + | ||
65 | + | ||
73 | + | ||
2 | Любознательность Л | 2 | + |
10 | - | ||
18 | + | ||
26 | + | ||
34 | + | ||
42 | + | ||
50 | + | ||
58 | + | ||
66 | + | ||
74 | + | ||
3 | Оригинальность О | 3 | + |
11 | + | ||
19 | + | ||
27 | - | ||
35 | + | ||
43 | + | ||
51 | + | ||
59 | + | ||
67 | - | ||
75 | + | ||
4 | Воображение В | 4 | + |
12 | + | ||
20 | + | ||
28 | + | ||
36 | + | ||
44 | - | ||
52 | + | ||
60 | + | ||
68 | + | ||
76 | - | ||
5 | Интуиция И | 5 | + |
13 | - | ||
21 | + | ||
29 | - | ||
37 | + | ||
45 | + | ||
52 | + | ||
61 | - | ||
69 | - | ||
77 | + | ||
6 | Эмоциональность, | 6 | - |
эмпатия Э | 14 | + | |
22 | - | ||
30 | + | ||
38 | + | ||
46 | + | ||
54 | + | ||
62 | + | ||
70 | - | ||
78 | + | ||
7 | Чувство юмора Ю | 7 | + |
15 | + | ||
23 | + | ||
31 | - | ||
39 | + | ||
47 | + | ||
55 | - | ||
63 | + | ||
71 | - | ||
79 | + | ||
8 | Творческое | 8 | - |
отношение | 16 | + | |
к профессии П | 24 | + | |
32 | - | ||
40 | + | ||
48 | + | ||
56 | + | ||
64 | - | ||
72 | + | ||
80 | + |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация психолого-педагогического сопровождения детей со сложной структурой дефекта
Психолого-педагогическое сопровождение детей класса "Особый ребенок" Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы. Консультационная работа с родителями и педагогами...
Творческая индивидуальность как компонент профессионально-педагогической культуры педагога
Развитие творческих способностей детей-сирот...
Структура педагогического общения
Чтобы научиться педагогическому общению, нужно четко представлять себе структуру этого процесса, знать, какие умения обеспечивают его осуществление и каким образом можно совершенствовать воспитательно...
Структура педагогической деятельности учителя в современной школе
В структуру педагогической деятельности входят три компонента: педагогические цели и задачи, педагогические средства и способы решения поставленных задач, анализ и оценка педагогических действий учите...
Оценивание регулятивного компонента деятельности педагогического работника
Есть несколько компетенций оцениваемыми экспертами в период аттестации педагога на первую и высшую категорию. Одна из них- регулятивная .Регулятивная компетенция непосредственно связана с развитием у ...
Педагогическое творчество как компонент профессионально-педагогической культуры.
Творческий характер педагогической деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех психически...
Методическая разработка мастер -класса «Квест как педагогическая креативная технология для учащихся в образовательном процессе»
Цель мастер-класса: создание условий для профессионального самосовершенствования учителя иностранного языка за счет применения квест-технологии с целью формирования универсальных учебных действи...