программа Одаренные дети
материал по теме
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Директор МКОУ «СОШ № 1»
____________/Н.К. Фельк/
30.08.2012 г.
Муниципальное КАЗЁННОЕ общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №1»
МИАССКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Программа
«Одаренные дети»
на 2010-2015 учебный год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ «Одаренные дети»
на 2010 – 2015 г.г.
Наименование Программы | Одаренные дети |
Заказчик Программы | Администрация МКОУ «СОШ №1» |
Основные разработчики Программы | Ковалева О.Б., педагогический коллектив МКОУ «СОШ №1» |
Основание для разработки Программы | Федеральная целевая программа «Дети России», Президентская образовательная инициатива «Наша новая школа»
|
Сроки реализации Программы | 2010 -2015 г.г. |
Адресат | Учащиеся средней школы №1, педагоги. родители |
Цель | создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями |
Задачи | - выявление наиболее одаренных детей в разных областях науки и творчестве; - организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации; - развитие творческих способностей личности ребенка; - подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми |
Краткое содержание | Организация системы работы с одаренными детьми в МКОУ «СОШ №1» |
Сроки и этапы реализации | 1 этап: подготовительный(2010-2011гг) 2 этап: практический(2011-2014гг) 3 этап: контрольно-аналитический (январь – май 2015г) |
Предполагаемый результат | активная включенность учащихся школы в процессы самообразования и саморазвития; сформированность у выпускников школы понимания значимости собственной личности |
Нормативно-правовое обеспечение | Федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты, постановления Правительства РФ и указы Президента РФ, локальные акты |
Пояснительная записка
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают.
Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
Концепция программы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие являются одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одаренные дети:
имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принятие и учет возможного неравномерного (дисгармоничного) развития личности ребенка с признаками одаренности.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Формы работы с одарёнными детьми:
групповые занятия с одаренными учащимися;
предметные кружки;
кружки по интересам;
конкурсы;
курсы по выбору;
участие в олимпиадах;
исследовательская деятельность и участие в научно-практических конференциях.
Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:
с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; моделирование и экспертиза образовательной среды, включая мониторинг использования инновационных технологий и результативности деятельности с одаренными детьми.
Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе создания условий для реализации способностей каждого учащегося и осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.
Цель программы: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Задачи программы:
- выявление наиболее одаренных детей в разных областях науки и творчестве;
-организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации;
- развитие творческих способностей личности ребенка;
- подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми
Целевые индикаторы и показатели:
-наличие базы данных
- участие учащихся в школьных и городских олимпиадах, предметных конкурсах, дистанционных конкурсах и олимпиадах;
- наличие НОУ
- участие учащихся в школьных и городских спартакиадах и других спортивных мероприятиях;
Участие учащихся в школьных и городских творческих конкурсах, повышение % внеурочной занятости учащихся;
- создание портфолио выпускника школы.
Направление программных мероприятий:
- продвижение национального проекта «Поддержка одаренных детей»;
- модернизация работы образовательного учреждения, реализующего новые модели организации работы с одаренными детьми;
- поддержка одаренных детей;
Конечные результаты и показатели социальной значимости:
- наличие базы данных;
- повышение числа призеров школьных и городских олимпиад, предметных конкурсов, дистанционных конкурсов и олимпиад;
-наличие НОУ;
- повышение числа призеров школьных и городских спартакиад и других спортивных мероприятий;
- повышение числа участников и призеров, школьных и городских творческих конкурсов, повышение % внеурочной занятости учащихся;
- создание портфолио выпускника школы.
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
президентская инициатива «Наша новая школа» определила одним из направлений поддержку способной и творческой молодежи, что вызвано необходимостью формирования у учащихся способности сознательно направить свое мышление на новые требования, умения приспособиться к новым задачам и условиям жизни, потребности в самоопределении и самореализации.
У большинства учащихся школы отсутствует мотивация проявления своих знаний и творческих способностей, поэтому среди них практически нет призеров городских олимпиад, победителей конкурсов и т.п. Часто отсутствует желание заниматься в кружках, спортивных секциях, внеклассных мероприятиях. Посещаются только те кружки, которые работают на базе школы и на территории микрорайона. Учащиеся принимают участие в городской научной конференции, но не по всем предметам. Это объясняется отсутствием стимулирования учащихся и педагогов, занимающихся с детьми.
Анализ социума показал, что более половины родителей являются рабочими (62%) и имеют только неполное и средне-специальное образование (31%), также большой процент безработных (23%), поэтому поддержка со стороны семьи весьма незначительна.
Программа «Одаренные дети» поможет развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей.
Сроки и этапы реализации программы:
1 этап: подготовительный(2010-2011гг)
2 этап: практический(2011-2014гг)
3 этап: контрольно-аналитический (январь – май 2015г)
Система программных мероприятий
№п/п | Мероприятие | Срок | Исполнитель | Контроль |
1. | Совещание «Организация работы с одаренными детьми» | Сентябрь 2010 | Зам. Директора по УВР, зам. Директора по ВР | Предъявление проекта программы |
2. | Работа над составление программы | До 09.10.10 | Инициативная группа | Предьявление проекта программы |
3. | Педагогический совет «Обсуждение и утверждение программы «Одаренные дети» | 12.10.10 | Директор | Утверждение программы |
4. | Корректировка и обновление банка данных | Раз в четверть | Классные руководители Учителя предметники, педагоги-организаторы | Наличие банка данных |
5. | Проведение школьных предметных олимпиад | октябрь ежегодно | Учителя предметники | Протоколы олимпиад |
6. | Проведение предметных недель | По плану работы школы | Руководители ШМО | Анализ работы ШМО |
7. | Участие в городских предметных олимпиадах | Ноябрь-Декабрь ежегодно | Учителя предметники | Справка МГУ «Образование» |
8. | Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах | В течение года | Учителя предметники | Наличие грамот, дипломов сертификатов и т.п |
9. | Работа НОУ | В течение года | Учителя-предметники | Школьная научно-практическая конференция |
10. | Участие в школьных спартакиадах | Ежегодно по плану школы | Учитель физкультуры | Протоколы спартакиад |
11. | Участие в городских спартакиадах | Ежегодно по плану городских спартакиад | Учителя физкультуры | Справка МГУ «Образование» |
12. | Участие в школьных конкурсах и программах | Ежегодно по плану школы | Классные руководители, руководители кружков | Анализ воспитательной работы |
13. | Участие в городских творческих конкурсах, программах | Ежегодно по плану: МГУ «Образование», КДМ, Городской отдел культуры, Дополнительное образование | Зам. Директора по ВР, педагог-организатор | Наличие грамот, дипломов и т.п |
14. | Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах | Ежегодно | педагог-организатор | Наличие грамот, дипломов сертификатов и т.п |
15. | Награждение победителей учащихся и педагогов, которые оказывали поддержку | По мере необходимости | Администрация |
16. | Оформление портфолио ученика | Ежегодно | Классные руководители 4,9,11кл. | Наличие портфолио |
17. | Функционирование стенда «Ими гордится школа» | Ежегодно | Администрация |
18. | Организация внеурочной занятости учащихся | ежегодно | Классные руководители | Повышение процента занятости |
19. | Просветительская работа с родителями | Ежегодно | Администрация | Протоколы родительских собраний |
20. | Освещение достижений учащихся и педагогов в СМИ городского и школьного масштаба | По мере необходимости | Администрация | СМИ |
21 | Работа совета школы | Ежегодно | Педагог-организатор | План работы совета школы |
Развитие внешних связей |
Направление | Мероприятие | Срок | Ответственные |
Формирование единого пространства для реализации творческих способностей учащихся | 1.Организация сотрудничества со следующими учреждениями дополнительного образования детей и учреждениями культуры: -ДДТ «Остров»; -музыкальная школа №1; -филиал №16 ЦБС; -краеведческий музей -городской дом культуры -центр планирования семьи 2.Продолжить сотрудничество: -пожарная часть №29; -детская консультация; -Миасский ГВК; -ЮОМ УВД г. Миасса; 3.Продолжить работу по приемственности «Детский сад – школа» | Ежегодно | Зам. Директора по ВР, руководители творческих учреждений Директор, зам. директор по начальной школе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Одаренные дети"
Программа направлена на поиск, развитие и продвижение юных талантов....
Программа "Одаренные дети"
Создание в сельской школе условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения признана школьная прогр...
Программа "Одаренные дети"
Из опыта работы по программе "Одаренные дети"...
ВЫСТУПЛЕНИЕ К АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети»».
В современных условиях дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, как один из определ...
Методическая разработка «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».
В условиях дополнительного образования все дети, как с признаками одаренности, с ограниченными возможностями здоровья, так и другие, могут удовлетворять индивидуальные потребности, развивать тво...
Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».
Глобальные преобразования во всех сферах жизни общества выявили потребность в образованных,творческих,неординарно мыслящих людях.В связи с этим проблема выявления и поддержка талантливой молодежи в со...
Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с ...