Интегрированное взаимодействие специалистов ДОУ в преодолении речевых нарушений.
статья по теме

Салащенко Елена Николаевна

Обобщение опыта работы специалистов МАДОУ Большеалексеевского д/с комбинированного вида "Калинка" Ступинского муниципального района в группе коррекционной направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_vzaimodeystvie_specialistovdou.docx517.27 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила учитель-логопед

 МАДОУ Большеалексеевского д/с

комбинированного вида «Калинка»

Салащенко Е.Н.

                                                                                  2012 г

Интегрированное взаимодействие специалистов ДОУ в преодолении речевых нарушений.

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает коррекционно-развивающие и профилактические направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.

Дети с отклонениями в речевом развитии сегодня составляют самую многочисленную группу – до 80 % от всех детей.

Полноценное развитие всех средств речи и её основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности и адаптации к школьному обучению.

Актуальная потребность и задача дошкольного образования на современном этапе – всесторонняя проработка организационно-содержательных аспектов логопедической и профилактической помощи.

Алгоритм коррекционно-развивающей деятельности основывается на интегрированном плане взаимодействия субъектов, разработанном творческой группой педагогического коллектива МАДОУ Большеалексеевского д/с комбинированного вида «Калинка». Взаимопроникновение базисной программы ДОУ и коррекционно-развивающих технологий осуществляется не по одному, а по двум направлениям: тематическому и фонетическому.

Тематическое направление предполагает изучение в течение недели одной лексической темы специалистами (учитель-логопед, воспитатели логопедической группы, инструктор по физкультуре), что способствует целостному восприятию и прочному усвоению материала.

Фонетическое направление необходимо для того, чтобы звуки/буквы, изучаемые с учителем-логопедом на подгрупповых занятиях, закреплялись другими специалистами специфическими методами: одно-два упражнения на развитие дыхания, просодических компонентов речи, мимических способностей, двигательно-ритмических. Динамичные игры с речевым сопровождением позволяют добиться эффективных результатов и избежать переутомления при соблюдении здоровьесберегающих принципов работы.

Какие же задачи субъектов

Постановка диафрагмально-речевого дыхания.

Укрепление мышечного аппарата органов средствами логопедического массажа.

Формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков.

Коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация.

Развитие фонематического воспрятия, анализа и синтеза.

 Совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

Обучение усвоению связно выражать свои мысли.

Обучение грамоте, профилактика дисграфии, дислексии.

Развитие психологической базы речи.

Совершенствование мелкой моторики.

Логопедизация занятий и режимных моментов.

Эффективность работы по устранению речевых нарушений у детей в условиях группы компенсирующей направленности может быть достигнута при тесном взаимодействии логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре. Все специалисты детского сада составляют план своей работы с группой, ориентируясь на перспективный план учителя-логопеда.

Для осуществления взаимодействия с воспитателями ведется специальная тетрадь, в которой содержатся конкретные задания логопеда, направленные на подготовку к предстоящим логопедическим заданиям и на закрепление навыков пользователя самостоятельной речью с указанием детей и формы речи, доступной каждому ребенку. Перечень тем занятий целесообразно планировать сроком на 1 месяц. Конкретные задания логопед планирует по лексической теме на 1–2недели. В тетради отражается взаимосвязь логопеда и воспитателей по исправлению звукопроизношения у детей: указывается имя ребенка и конкретный речевой материал, содержащийся в индивидуальной тетради ребенка.

Задачи, которые ставят перед собой  воспитатели следующие:

Формирование пассивного и активного словаря, расширение кругозора.

 Развитие связной речи на занятиях и в нерегламентированной деятельности.

Автоматизация и дифференциация поставленных звуков по заданию логопеда.

Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

Развитие графических навыков.

Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

 Развитие познавательных способностей.

Вот некоторые приёмы и методы, используемые в коррекционно-развивающем процессе:

Пластилинография - совершенствование мелкой моторики.

Дыхательный тренинг

Работа с глиной

Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Этот приём создаёт условия реабилитации детей с органическим поражением центральной нервной системы, с тяжёлыми речевыми нарушениями, такими как дизартрия, алалия, заикание.

Перед музыкальным руководителем стоят задачи:

 Развитие и формирование:

- слухового внимания и слуховой памяти;

- оптико-пространственных представлений;

- зрительной ориентировки на собеседника;

- координации движений;

- умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

Воспитание:

- темпа и ритма дыхания и речи;

- орального праксиса;

- просодии;

- фонематического слуха.

Автоматизация правильно произносимых звуков.

Активизация словарного запаса.

Музыкальный руководитель осуществляет задачи массового д/сада. Однако большое внимание он направляет на формирование регуляторных механизмов общего и речевого поведения, развитию внимания.

В свои занятия музыкальный руководитель включает упражнения, направленные на воспитание наблюдательности, умения последовательно воспроизводить ряд движений, способность переключится с одного движения на другое, удерживать в памяти несколько движений.

Развитие просодических компонентов речи, мимических способностей, двигательно-ритмических навыков на музыкальной НОД.

Инструктор по физкультуре реализует следующие задачи:

Развитие:

- оптико-пространственных представлений и навыков;

- зрительной ориентировки на собеседника;

- координации движений;

- мелкой моторики пальцев рук.

Использование психогимнастики с целью коррекции психических процессов детей с нарушениями речи.

Формирование психофизической основы речи путём развития процессов восприятия, внимания, мышления на занятиях.

Закрепление правильно произносимых звуков с помощью подвижных игр и самомассажа с речевым сопровождением.

Соблюдение оптимального двигательного режима на занятиях.

Медсестра проводит:

Мониторинг состояния здоровья (неврологический, соматический статус).

Лечебно-профилактические мероприятия, контроль за лечебно-профилактической работой.

Даёт рекомендации воспитателям и специалистам.

Научно-методическая работа с педагогическим коллективом и формы взаимодействия специалистов состоят в следующем:

Совместное обследование детей.

Планирование и проведение занятий различными специалистами в соответствии с единым интегративно-тематическим планом.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ.

Тематические мини-педсоветы.

Проведение «круглого стола» специалистов, работающих в группе.

Консультации для специалистов.

Творческие микрогруппы.

Семинары-практикумы.

Проведение интегрированных занятий и совместных речевых праздников.

Взаимопосещение и анализ занятий.

Анкетирование, деловые игры, мастер-классы.

Совет педагогов

Здоровьесберегающие компоненты в организации учебно-воспитательного процесса.

Социально-эмоциональное развитие дошкольников.

Семинар-практикум

В ДОУ идёт активное внедрение интеграции в коррекционно-развивающем обучении. Актуальные вопросы работы с детьми обсуждаются на семинарах-практикумах:

Хорошая речь – слаще мёда.

Развитие творческих способностей дошкольников.

Активизация речи игровыми средствами.

Развитие разговорно-монологической речи детей.

К сотрудничеству привлекаются родители, логопед заносит в тетрадь связи с родителями задания, которые выполняются и закрепляются дома

Консультации

Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»;

Виды работ педагогов по развитию и совершенствованию связной речи у дошкольников»

 Развитие артикуляционного праксиса методом биоэнергопластики.

Дыхательный тренинг.

Формирование звуковой культуры у детей младшего дошкольного возраста.

Развитие слухового восприятия.

На заседаниях творческой микрогруппы педагогов, учителей и родителей в целях осуществления преемственности со школой выносятся такие вопросы:

организация индивидуальной работы с детьми при подготовке к школе;

возрастные особенности функционального и психического развития старших дошкольников;

методы и приёмы по формированию связной речи и логического мышления и т.д.

Педагогический коллектив совместно с родителями и медицинским персоналом объединили свои знания, умения, опыт в процессе образовательной и коррекционно-развивающей деятельности. Комплексный интегрированный подход, гибкое применение здоровьесберегающих, игровых и инновационных психолого-педагогических технологий обеспечили высокие результаты коррекции речи: дети подготовительной к школе группы выпущены в школу с хорошей речью.

      По итогам диагностики готовности к школе 27 % выпускников имеют высокий уровень и 73 % уровень выше среднего; ни один ребёнок не показал низкого уровня готовности.

Взаимодействие всех специалистов и педагогов на основе единого интегративного плана, обогащённая речевая среда, психолого-педагогическое сопровождение детей обеспечивают качественную подготовку к школе в речевом, социальном, интеллектуальном и психологическом аспектах.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Диплом 2 ст., 2010 г.

В докладе раскрывается система работы с детьми, имеющими речевые нарушения с применением аппарата биологической обратной связи (БОС - логотерапевтический). Основа работы - обучение детей диафрагмально...

презентация к докладу "Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста"

В презентации показаны факторы, отрицательно влияющие на речь ребенка, раскрыты цели, задачи, система работы с применением аппарата БОС-логотерапевтический...

Как заинтересовать родителей в своевременном преодолении речевых нарушений у дошкольников.

Конспект логопедического праздника для детей подготовительной к школе логопедической группы и их родителей «День летних именинников!»Цель:создать адаптивную модель взаимодействия ребенка, педагога и р...

Опыт работы по теме "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в преодолении речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи"

В работе представлены формы работы с родителями воспитанников. Указаны причины по которым родители не всегда могут откликаться на просьбы специалистов ДОУ, намечены перспективы работы с родителями....

Опыт работы по теме "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в преодолении речевых нарушений у детей"

В работе представлены формы взаимодействия пелагогов ДОУ и  родителей в преодолении речевых недостатков, причины недостаточно активного участия родителей в мероприятиях ДОУ, намечены перспективы ...

Формы взаимодействия учителя – логопеда и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Презентация и выступление по теме: Формы взаимодействия учителя-логопеда и семьи в преодолении речевых нарушений у дошкольников....