Интегрированное взаимодействие специалистов ДОУ в преодолении речевых нарушений.
статья по теме
Обобщение опыта работы специалистов МАДОУ Большеалексеевского д/с комбинированного вида "Калинка" Ступинского муниципального района в группе коррекционной направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_vzaimodeystvie_specialistovdou.docx | 517.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила учитель-логопед
МАДОУ Большеалексеевского д/с
комбинированного вида «Калинка»
Салащенко Е.Н.
2012 г
Интегрированное взаимодействие специалистов ДОУ в преодолении речевых нарушений.
Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает коррекционно-развивающие и профилактические направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.
Дети с отклонениями в речевом развитии сегодня составляют самую многочисленную группу – до 80 % от всех детей.
Полноценное развитие всех средств речи и её основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности и адаптации к школьному обучению.
Актуальная потребность и задача дошкольного образования на современном этапе – всесторонняя проработка организационно-содержательных аспектов логопедической и профилактической помощи.
Алгоритм коррекционно-развивающей деятельности основывается на интегрированном плане взаимодействия субъектов, разработанном творческой группой педагогического коллектива МАДОУ Большеалексеевского д/с комбинированного вида «Калинка». Взаимопроникновение базисной программы ДОУ и коррекционно-развивающих технологий осуществляется не по одному, а по двум направлениям: тематическому и фонетическому.
Тематическое направление предполагает изучение в течение недели одной лексической темы специалистами (учитель-логопед, воспитатели логопедической группы, инструктор по физкультуре), что способствует целостному восприятию и прочному усвоению материала.
Фонетическое направление необходимо для того, чтобы звуки/буквы, изучаемые с учителем-логопедом на подгрупповых занятиях, закреплялись другими специалистами специфическими методами: одно-два упражнения на развитие дыхания, просодических компонентов речи, мимических способностей, двигательно-ритмических. Динамичные игры с речевым сопровождением позволяют добиться эффективных результатов и избежать переутомления при соблюдении здоровьесберегающих принципов работы.
Какие же задачи субъектов
Постановка диафрагмально-речевого дыхания.
Укрепление мышечного аппарата органов средствами логопедического массажа.
Формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков.
Коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация.
Развитие фонематического воспрятия, анализа и синтеза.
Совершенствование лексико-грамматической стороны речи.
Обучение усвоению связно выражать свои мысли.
Обучение грамоте, профилактика дисграфии, дислексии.
Развитие психологической базы речи.
Совершенствование мелкой моторики.
Логопедизация занятий и режимных моментов.
Эффективность работы по устранению речевых нарушений у детей в условиях группы компенсирующей направленности может быть достигнута при тесном взаимодействии логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре. Все специалисты детского сада составляют план своей работы с группой, ориентируясь на перспективный план учителя-логопеда.
Для осуществления взаимодействия с воспитателями ведется специальная тетрадь, в которой содержатся конкретные задания логопеда, направленные на подготовку к предстоящим логопедическим заданиям и на закрепление навыков пользователя самостоятельной речью с указанием детей и формы речи, доступной каждому ребенку. Перечень тем занятий целесообразно планировать сроком на 1 месяц. Конкретные задания логопед планирует по лексической теме на 1–2недели. В тетради отражается взаимосвязь логопеда и воспитателей по исправлению звукопроизношения у детей: указывается имя ребенка и конкретный речевой материал, содержащийся в индивидуальной тетради ребенка.
Задачи, которые ставят перед собой воспитатели следующие:
Формирование пассивного и активного словаря, расширение кругозора.
Развитие связной речи на занятиях и в нерегламентированной деятельности.
Автоматизация и дифференциация поставленных звуков по заданию логопеда.
Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
Развитие графических навыков.
Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
Развитие познавательных способностей.
Вот некоторые приёмы и методы, используемые в коррекционно-развивающем процессе:
Пластилинография - совершенствование мелкой моторики.
Дыхательный тренинг
Работа с глиной
Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Этот приём создаёт условия реабилитации детей с органическим поражением центральной нервной системы, с тяжёлыми речевыми нарушениями, такими как дизартрия, алалия, заикание.
Перед музыкальным руководителем стоят задачи:
Развитие и формирование:
- слухового внимания и слуховой памяти;
- оптико-пространственных представлений;
- зрительной ориентировки на собеседника;
- координации движений;
- умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
Воспитание:
- темпа и ритма дыхания и речи;
- орального праксиса;
- просодии;
- фонематического слуха.
Автоматизация правильно произносимых звуков.
Активизация словарного запаса.
Музыкальный руководитель осуществляет задачи массового д/сада. Однако большое внимание он направляет на формирование регуляторных механизмов общего и речевого поведения, развитию внимания.
В свои занятия музыкальный руководитель включает упражнения, направленные на воспитание наблюдательности, умения последовательно воспроизводить ряд движений, способность переключится с одного движения на другое, удерживать в памяти несколько движений.
Развитие просодических компонентов речи, мимических способностей, двигательно-ритмических навыков на музыкальной НОД.
Инструктор по физкультуре реализует следующие задачи:
Развитие:
- оптико-пространственных представлений и навыков;
- зрительной ориентировки на собеседника;
- координации движений;
- мелкой моторики пальцев рук.
Использование психогимнастики с целью коррекции психических процессов детей с нарушениями речи.
Формирование психофизической основы речи путём развития процессов восприятия, внимания, мышления на занятиях.
Закрепление правильно произносимых звуков с помощью подвижных игр и самомассажа с речевым сопровождением.
Соблюдение оптимального двигательного режима на занятиях.
Медсестра проводит:
Мониторинг состояния здоровья (неврологический, соматический статус).
Лечебно-профилактические мероприятия, контроль за лечебно-профилактической работой.
Даёт рекомендации воспитателям и специалистам.
Научно-методическая работа с педагогическим коллективом и формы взаимодействия специалистов состоят в следующем:
Совместное обследование детей.
Планирование и проведение занятий различными специалистами в соответствии с единым интегративно-тематическим планом.
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ.
Тематические мини-педсоветы.
Проведение «круглого стола» специалистов, работающих в группе.
Консультации для специалистов.
Творческие микрогруппы.
Семинары-практикумы.
Проведение интегрированных занятий и совместных речевых праздников.
Взаимопосещение и анализ занятий.
Анкетирование, деловые игры, мастер-классы.
Совет педагогов
Здоровьесберегающие компоненты в организации учебно-воспитательного процесса.
Социально-эмоциональное развитие дошкольников.
Семинар-практикум
В ДОУ идёт активное внедрение интеграции в коррекционно-развивающем обучении. Актуальные вопросы работы с детьми обсуждаются на семинарах-практикумах:
Хорошая речь – слаще мёда.
Развитие творческих способностей дошкольников.
Активизация речи игровыми средствами.
Развитие разговорно-монологической речи детей.
К сотрудничеству привлекаются родители, логопед заносит в тетрадь связи с родителями задания, которые выполняются и закрепляются дома
Консультации
Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»;
Виды работ педагогов по развитию и совершенствованию связной речи у дошкольников»
Развитие артикуляционного праксиса методом биоэнергопластики.
Дыхательный тренинг.
Формирование звуковой культуры у детей младшего дошкольного возраста.
Развитие слухового восприятия.
На заседаниях творческой микрогруппы педагогов, учителей и родителей в целях осуществления преемственности со школой выносятся такие вопросы:
организация индивидуальной работы с детьми при подготовке к школе;
возрастные особенности функционального и психического развития старших дошкольников;
методы и приёмы по формированию связной речи и логического мышления и т.д.
Педагогический коллектив совместно с родителями и медицинским персоналом объединили свои знания, умения, опыт в процессе образовательной и коррекционно-развивающей деятельности. Комплексный интегрированный подход, гибкое применение здоровьесберегающих, игровых и инновационных психолого-педагогических технологий обеспечили высокие результаты коррекции речи: дети подготовительной к школе группы выпущены в школу с хорошей речью.
По итогам диагностики готовности к школе 27 % выпускников имеют высокий уровень и 73 % уровень выше среднего; ни один ребёнок не показал низкого уровня готовности.
Взаимодействие всех специалистов и педагогов на основе единого интегративного плана, обогащённая речевая среда, психолого-педагогическое сопровождение детей обеспечивают качественную подготовку к школе в речевом, социальном, интеллектуальном и психологическом аспектах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛОГОРИТМИКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Выступление на конференции....
Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Диплом 2 ст., 2010 г.
В докладе раскрывается система работы с детьми, имеющими речевые нарушения с применением аппарата биологической обратной связи (БОС - логотерапевтический). Основа работы - обучение детей диафрагмально...
презентация к докладу "Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста"
В презентации показаны факторы, отрицательно влияющие на речь ребенка, раскрыты цели, задачи, система работы с применением аппарата БОС-логотерапевтический...
Как заинтересовать родителей в своевременном преодолении речевых нарушений у дошкольников.
Конспект логопедического праздника для детей подготовительной к школе логопедической группы и их родителей «День летних именинников!»Цель:создать адаптивную модель взаимодействия ребенка, педагога и р...
Опыт работы по теме "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в преодолении речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи"
В работе представлены формы работы с родителями воспитанников. Указаны причины по которым родители не всегда могут откликаться на просьбы специалистов ДОУ, намечены перспективы работы с родителями....
Опыт работы по теме "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в преодолении речевых нарушений у детей"
В работе представлены формы взаимодействия пелагогов ДОУ и родителей в преодолении речевых недостатков, причины недостаточно активного участия родителей в мероприятиях ДОУ, намечены перспективы ...
Формы взаимодействия учителя – логопеда и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Презентация и выступление по теме: Формы взаимодействия учителя-логопеда и семьи в преодолении речевых нарушений у дошкольников....