Использование проектного метода в образовательном процессе
методическая разработка по теме
Метод проектов позволяет учащимся самостоятельно заниматься исследовательской работой по различным предметам, учитель в даной работе является консультантом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_proektnogo_metoda_v_obrazovatelnom_processe.doc | 260 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование проектного метода в образовательном процессе
Введение
Метод проектов – это набор техник и приемов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации. Проблема повышения качества знаний учащихся и их творческих способностей необходимо направлять на мотивацию учащихся. Наиболее эффективно ее можно осуществлять за счет целостной организации образовательного процесса, использования прогрессивных образовательных технологий и методов. Одним из них является метод проектов, который позволяет школьникам овладеть умением построить цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта.
Проектная деятельность прежде всего основана на развитии самостоятельности учащихся. Метод проектов позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта.В результате полнееобеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются и индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных, в том числе и сугубо житейские. В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащегося. В нем изменяются ролевые функции ученика и учителя. Ученик становится полноправным субъектом взаимодействия с учителем.
Проект- это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.
Основной функцией педагога становится консультирование, позволяющее школьнику в процессе выполнения проекта реализовать логическую технологическую цепочку: 1)выбор учеником, на основе сформировавшегося интереса, темы проекта и формы его выполнения (индивидуальная или групповая); 2)определение целей и задач проекта; 3)работа над проектом и написание отчета; 4)защита реферата по проекту и рефлексия полученных результатов.
Конечно, на различных этапах проектирования роль педагога меняется, однако стержнем его работы с учеником является роль консультанта и помощника.
1. Цель внедрения проектного метода:
создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления.
2. Задачи, решаемые в процессе реализации проектного метода:
развитие познавательных способностей учащихся;
совершенствование способностей к самообразованию;
развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное;
обучение школьников рефлексии;
обучение учащихся умению публично выступать; развитие мышления
Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы, с одной стороны, за счет использования разнообразных методов и средств обучения, а с другой — путем интегрирования знаний и умений из различных областей науки, техники, искусства.
Для учащихся работа над проектом представляет интерес только в том случае, если они видят реальные и осязаемые результаты своей деятельности.
В результате полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются и индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных, в том числе и сугубо житейские.
В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащегося.
Основная функция педагога:
- консультирование, позволяющее школьнику в процессе выполнения проекта реализовать логическую технологическую цепочку:
-выбор учеником, на основе сформировавшегося интереса, темы проекта и
формы его выполнения (индивидуальная или групповая);
-определение целей и задач проекта;
-работа над проектом и написание отчета;
- защита реферата по проекту и рефлексия полученных результатов.
3. Типология проектов
По форме:
— Исследовательские. Требуют обоснования актуальности и социальной значимости темы, хорошо продуманной структуры работы, ее целей и задач,методов исследования.
— Творческие. Не имеют, как правило, детально проработанной структуры, которая только намечена и развивается по ходу работы. Результатами проектов могут быть видеофильм, компьютерная программа,фотоальбом и пр.
— Приключенческие, игровые. Представляют собой сюжетно-ролевой сценарий, обусловленный характером и содержанием проекта. Результатами проекта являются спектакль; сцены,
раскрывающие социальные или деловые отношения;
ролевые игры.
— Информационные. Представляют собой обобщенный информационно-аналитический материал о каком-либо объекте или явлении,предназначенный для широкой аудитории.
— Практико-ориентированные. Содержат четко обозначенный результат деятельности учащихся,ориентированный на социальные запросы его участников.
По предметной области: '
— Литературные. Исследуется творчество писателей, сопоставляются различные точки зрения на литературные произведения, жанровые сочинения, собственные литературные произведения.
— Естественно-научные. Исследуется четко обозначенная проблема конкретного естественно-научногонаправления.
— Экологические. Исследуются проблемы, затрагивающие экологию местности, требующие привлечения научных методов и интегрированных знаний.
— Лингвистические. Затрагивают проблемы изучения русского и иностранных языков.
— Культурологические. Связаны с историей, культурой, искусством и традициями народов разныхстран.
— Спортивные. Раскрывают историю и развитие отдельных видов спорта, спортивных соревнований,состязаний, исследуют олимпийское движение.
— Географические. Связаны с организацией и проведением экспедиций. Раскрывают практическое значение географических открытий.
— Исторические. В них исследуются разнообразные исторические проблемы и факты, прогнозируется развитие политических событий, анализируется прошлое.
— Обществоведческие. Исследуется четко обозначенная проблема конкретного обществоведческого направления.
— Музыкальные. Исследуются любые аспекты музыкальной жизни различных стран.
4. Рекомендации по осуществлению проектной деятельности
1. Этапы проведения проекта
1.1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект):
— выбор темы и ее конкретизация;
— определение цели и формулирование задач;
— поиск источников информации и определение списка литературы;
— выдача рекомендаций (требования, сроки, график выполнения,
консультации и пр.).
1.2. Поисково-исследовательский этап:
— источников информации;
— планирование способов сбора и анализа информации;
— проведение исследования;
— сбор и систематизация материалов;
1.3. Трансляционно-оформительский этап:
— «предзащита проекта»;
— доработка проекта с учетом замечаний и предложений;
— подготовка к публичной защите проекта
1.4. Заключительный этап:
— публичная защита проекта;
— подведение итогов, конструктивный анализ реферата.
4. Содержание рецензии на проект:
3.1 название работы, ее цель;
3.2 фамилия, имя автора(ов);
3.3 название образовательной области и учебных предметов, к
которым относится проект;
3.4 перечень методов, использованных при работе над проектом;
3.5. перечень источников информации, использованных при работе
над проектом;
3.6. актуальность выбранной темы и ее практическая значимость;
3.7. качество изложения материала (доступность, научность,
логичность).
5. Советы руководителю проекта
Подходите к проведению работы творчески.
Не сдерживайте инициативу учащихся.
Поощряйте самостоятельность школьников, избегайте прямых инструкций.
Помните о главном педагогическом результате — не делайте за ученика то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.
Не спешите с вынесением оценочных суждений.
Оценивая, помните — лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать
Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.
Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем
исследования.
Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицироватьполучаемую ими информацию
.
В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.
Классификация типов проектов, что включает в себя деятельность
учащегося, матрица проекта и пример исследовательского мини-
проекта приведены в приложениях 1-6
.
Приложение 1.
Роль учителя на различных этапах проекта меняется. Подумайте, как зависит деятельность учителя от типа проекта, который выполняют учащиеся.
Тип проекта | Деятельность учащегося | Деятельность учителя |
Исследовательский проект | - Структурирует проект в логике научного исследования, - Включает в проект аргументацию его актуальности, - Определяет объект и предмет исследования, - Обозначает цели и задачи проектного исследования, - Формулирует гипотезу исследования, - Определяет методы исследования, - Конкретизирует источники информации, - Выводит методологию исследования, - Определяет пути решения проблем, - Осваивает новое опытным путем, - Оформляет проект в виде выводов, - Подтверждает или опровергает гипотезу, - Выходит на новый спектр проблем… |
|
Информационный | - Задает жесткую структуру проекта, предусматривающую систему коррекции, - Направляет работу на сбор и знакомство с новой информацией, - Обобщает и анализирует информацию, - Делает выводы, - Корректирует поиск по уточненным направлениям, - Анализирует и обобщает новые факты, - Редактирует результат, - Проводит презентацию, - Организует проведение «внешней» оценки… |
|
Практический | - Обозначает результат в начале проектной деятельности, - Ориентируется на социальные интересы, - Задает жесткую структуру, - Определяет функцию каждого участника проекта и (или) партера, - Получает конкретный материальный продукт… |
|
Творческий | - Договаривается с группой или учителем о жанре, - Развивает проект в подчинение жанра конечного результата, - Стремится получить творческий продукт, - Задает жесткую структуру не самого проекта, а его оформления. |
|
Игровой | - Договаривается с группой или учителем о жанре, - Развивает проект в подчинение жанра конечного результата, - Стремится получить творческий продукт, - Задает жесткую структуру не самого проекта, а его оформления. |
|
Приложение 2
Практика показывает, что наиболее сложной является работа с учащимися по постановке проблемы. Под проблемой мы понимаем противоречие между идеальной и реальной ситуацией. В данном случае можно сузить понимание проблемы до противоречия между субъективной «нуждой» и условиями внешней среды, не позволяющими ее удовлетворить, например: Мне необходимо уехать на турбазу с родителями на две недели, но мои домашние цветы нуждаются в ежедневном поливе.
В процессе выбора темы проекта ученик обычно останавливается на той, в рамках которой он испытывает неудовлетворенность своих потребностей (например, ему хочется разводить влаголюбивые растения в своей комнате, воздух которой сильно иссушен системой центрального отопления). Теперь необходимо актуализировать осознание этого противоречия, сформулировать его, определив тем самым проблему. Сформулированная проблема легко преобразуется в цель, например:
Проблема: Мне необходимо уехать на турбазу с родителями на две недели, но мои домашние цветы нуждаются в ежедневном поливе.
Цель: Организовать систему автоматического полива комнатных растений.
Попробуйте сформулировать проблему с позиции Ваших учеников, выполняющих проект, и цель проекта. Какой «продукт» получат Ваши ученики после реализации проекта?
№ примера | Название проекта | Проблема | Цель | Продукт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. «Мария Ивановна, а докажите, что знание дробей может нам пригодиться в жизни!»
2. «Всех нас ужаснули события 11 сентября, когда был совершен террористический акт в США! Как много погибло людей!»
3. «Все нам говорят, что нужно питаться правильно. Это значит, есть всякие там простокваши, супы и прочие мюсли, а не картошку-фри и гамбургеры!»
4. «Между прочим, попугаю тоже бывает скучно, когда все расходятся в школу и на работу».
5. «Да, нам нравится группа «Ramstein».Что же тут такого ужасного? Признайтесь, Мария Ивановна, Вы же тоже слушали музыку, которая не приводила Ваших родителей в восторг!»
6. «Единственное чувство, которое вызывает у меня Базаров, – это неприязнь. Потому что он резок с родителями, груб в суждениях о женщине. Зачем нужно было делать его главным героем романа?»
7. «Зимой крыльцо леденеет, что грозит травматизмом. Нас на физкультуре послали его очищать, а скребками нельзя. Завхоз наш ругается. Говорит, что повредим покрытие».
8. «Мария Ивановна, а почему древние египтяне придумали столько разных богов?»
9. «Да разве «Горе от ума» - это комедия? Может, у самого автора было это горе?»
10. «Настоящий человек должен быть обязательно сильным! Слабый ничего не добьется!»
11. «У нас тут игра с 11-ым классом. Проигрывать нельзя. Мы, вроде бы все играть умеем, но они сильнее!»
12. «Меня назвали в честь деда, а Венерку в честь планеты что ли? А Александр никакой не защитник! Вот, например, Александр Македонский сам на всех первый нападал!»
Определите направления поиска, сформулируйте проблему и тему проекта.
Определите образовательные области, в которых проект может быть реализован, и другие области знаний.
Тематическое поле | Направление поиска | Проблема | Тема проекта | Предметные области | Области знаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
Матрица проекта
Название проекта_______________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Участник(и) проекта (Ф.И. уч-ся)_________________________________________________
Класс______________________МОУ СШ №__________________________________________
Руководитель проекта (Ф.И.О. учителя)___________________________________________
Идея проекта___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Проблематика __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Гипотезы решения проблемы_____________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Тип проекта____________________________________________________________________
Планируемый результат_________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Сроки реализации проекта________________________________________________________
Цель и задачи, поставленные учащим(и)ся__________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Цель и задачи для учителя________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Оборудование, материалы, необходимые для выполнения_____________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Приложение 4
Этапы проведения проекта:
Этап | Кол-во времени | Деятельность уч-ся | Деятельность учителя |
Подготовительный
|
| ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Планирование |
| ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Аналитический |
| ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Обобщение информации |
| ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Представление или отчет |
| ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Защита проекта. Оценка результатов и процесса |
| ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Предметная область:
Название учебного предмета
| Изученный раздел, тема | Кол-во часов по программе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Надпредметная информация, используемая при работе над проектом:
Область знаний | Тема |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Консультации:
Тема | Консультант (учитель-предметник) | Кол-во часов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Организационные формы и методы работы над проектом:
Групповое обсуждение в команде (кол-часов) | Индивидуальная работа (кол-часов) | Практическая (лабораторная) работа (кол-часов)
| Экскурсия (кол-часов) | Анкетирование (кол-часов) | Наблюдение (кол-часов) | Др. формы | Др. формы |
|
|
|
|
|
|
|
|
Универсальность использования___________________________________________________
________________________________________________________________________________
Безопасность___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эффективность затрат (экономическое обоснование)_______________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Инновации______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Эстетика оформления___________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Форма защиты проекта__________________________________________________________
Приложение 5
Пример :
Исследовательский мини-проект «Сила воли»
Цель проекта – исследование силы воли
Задание : попробуй в течении недели:
- не употреблять сладкого;
- никуда не опаздывать;
- вставать на час раньше , чем всегда
-воздерживаться от грубых ответов на замечания;
- не говорить ничего плохого о других
Ответить на вопросы :
1.Что сегодня удалось, а что не удалось?
2.Если не удалось, то что помешало?
3.Если удалось , то какие трудности пришлось
преодолеть?
По итогам исследования ответить на вопрос: «Что было для меня самым сложным и почему»
Приложение 6
Примеры типов проектов
№ | Тема проекта | Класс | Типология проекта |
по форме | по предметной области |
1 | История моей семьи
| 11 | Исследовательский | Обществоведческий |
2 | Современный менеджмент | 11 | Информационный | Обществоведческий |
3 | Время — категория переменная | 11 | Информационный | Естественно-научный |
4 | Наркомания и ее опасность | 11 | Информационный | Естественно-научный |
5 | Дом моей мечты | 10 | Творческий | Обществоведческий |
6 | Япония в эпоху мэйдзи | 10 | Информационный | Культурологический |
7 | Первые предпринимателиХасанского района | 10 | Практико-ориентированный | Обществоведческий |
8 | Мониторинг рек Хасанского района | 9 | Исследовательский | Естественно-научный |
9 | Словари русского языка | 9 | Информационный | Лингвистический |
10 | Война и судьбы | 8 | Информационный | Исторический |
11 | История мирового футбола | 7 | Информационный | Спортивный |
12 | Басня как литературный жанр | 7 | Информационный | Литературный |
13 | Сказка «Подарок» | 5 | Творческий | Литературный |
14 | Сказка «Важная миссия» | 4 | Творческий | Литературный |
15 | Сказка «Мышка и ее другежик» | 3 | Творческий | Литературный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование креативных методов в образовательном процессе.
Сегодня мы говорим о самом актуальном: об инновационной функции в обучение, которая перестраивает мышление и деятельность обучающего, формирует аналитические умения и позволяет глубоко проникать в сущ...
Использование проектного метода в процессе воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников
Материал о воспитании гражданственности и патриотизма младших школьников...
Использование проектно-исследовательского метода в образовательном процессе
Использование проектно-исследовательского метода в образовательном процессе...
Использование проектного метода для совершенствования учебно-воспитательного процесса при изучении немецкого языка
методическая работа...
Рекомендации по использованию ИКТ-технологий в образовательном процессе. Практикум по анализу урока с использованием ИКТ-технологий
Выступление на районном семинаре "Управление процессом информатизации в образовательном учреждении" с практическим занятием по анализу урока с применением ИКТ-технологий...
«Использование проектного метода в процессе патриотического воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»
каждый учитель сегодня выстраивает свою педагогическую систему в соответствии с ФГОС II поколения, с применением деятельностного подхода к образовательному процессу, применяя метод проектов. Я даю рек...
Использование проектных технологий в образовательном процессе
Целью проектной технологии является самостоятельное «постижение» школьниками различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучаемых. Данная технология предполагает ...