Использование проектного метода в образовательном процессе
методическая разработка по теме

Метод проектов позволяет учащимся самостоятельно заниматься исследовательской работой по различным предметам, учитель в даной работе является консультантом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование проектного метода в образовательном процессе

 

Введение

 

 

              Метод проектов – это набор техник и приемов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации. Проблема повышения качества знаний учащихся и их творческих способностей необходимо направлять на мотивацию учащихся. Наиболее  эффективно ее можно осуществлять за счет целостной организации образовательного процесса, использования прогрессивных образовательных технологий и методов. Одним из них является метод проектов, который позволяет школьникам овладеть умением построить цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта.

Проектная деятельность прежде всего основана на развитии самостоятельности учащихся.  Метод проектов позволяет школьникам овладеть умением построения цепочкиот идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта.В результате полнееобеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются и индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действияно и системный подход к решению различных, в том числе и сугубо житейские. В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащегося. В нем изменяются ролевые функции ученика и учителя. Ученик становится полноправным субъектом взаимодействия с учителем.

                Проект- это специально организованный учителем и самостоятельно        выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

 

Основной функцией педагога становится консультирование, позволяющее школьнику в процессе выполнения проекта реализовать логическую технологическую цепочку: 1)выбор учеником, на основе сформировавшегося интереса, темы проекта и формы его выполнения (индивидуальная или групповая); 2)определение целей и задач проекта; 3)работа над проектом и написание отчета; 4)защита реферата по проекту и рефлексия полученных результатов.

          Конечно, на различных этапах проектирования роль педагога меняется, однако стержнем его работы с учеником является роль консультанта и помощника.

     

 

 

1. Цель внедрения проектного метода:

 

создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления.     

    

 

 

 

 

2. Задачи, решаемые в процессе реализации проектного метода:

 

развитие познавательных способностей учащихся;

 

совершенствование способностей к самообразованию;

 

 

развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное;

 

обучение школьников рефлексии;

 

 

обучение учащихся умению публично выступать; развитие мышления

 

                 

                Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы, с одной стороны, за счет использования разнообразных методов и средств обучения, а с другой — путем интегрирования знаний и умений из различных областей науки, техники, искусства.

               Для учащихся работа над проектом представляет интерес только в том случае, если они видят реальные и осязаемые результаты своей деятельности.

                   

               В результате полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются и индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действияно и системный подход к решению различных, в том числе и сугубо житейские.

          В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащегося.

                Основная функция педагога:

       - консультирование, позволяющее школьнику в процессе выполнения проекта     реализовать логическую технологическую цепочку:

       -выбор учеником, на основе сформировавшегося интереса, темы проекта и    

  формы его выполнения (индивидуальная или групповая);

      -определение целей и задач проекта;

      -работа над проектом и написание отчета;

 - защита реферата по проекту и рефлексия полученных результатов.

 

 

                                         3.  Типология проектов

 

                     По форме:

 

—  Исследовательские. Требуют обоснования актуальности и  социальной значимости темы, хорошо продуманной структуры работы, ее целей и задач,методов исследования.

 

—  Творческие. Не имеют, как правило, детально проработанной структуры, которая только намечена и развивается по ходу работы. Результатами проектов могут быть видеофильм, компьютерная программа,фотоальбом и пр.

 

—  Приключенческие, игровыеПредставляют собой сюжетно-ролевой сценарий, обусловленный характером и содержанием проекта. Результатами проекта являются спектакль; сцены,

раскрывающие социальные или деловые отношения;

ролевые игры.

 

—  Информационные. Представляют собой обобщенный информационно-аналитический материал о каком-либо объекте или явлении,предназначенный для широкой аудитории.

 

—  Практико-ориентированные. Содержат четко обозначенный результат деятельности учащихся,ориентированный на социальные запросы его участников.

 

По предметной области:   '

 

—  ЛитературныеИсследуется творчество писателей, сопоставляются различные точки зрения на литературные произведения, жанровые сочинения, собственные литературные произведения.

 

—  Естественно-научные. Исследуется четко обозначенная проблема конкретного естественно-научногонаправления.

 

—  ЭкологическиеИсследуются проблемы, затрагивающие экологию местности, требующие привлечения научных методов и интегрированных знаний.

 

—  Лингвистические. Затрагивают проблемы изучения русского и иностранных языков.

 

—  Культурологические. Связаны с историей, культурой, искусством и традициями народов разныхстран.

 

—  Спортивные. Раскрывают историю и развитие отдельных видов спорта, спортивных соревнований,состязаний, исследуют олимпийское движение.

 

—  Географические. Связаны с организацией и проведением экспедиций. Раскрывают практическое значение географических открытий.

 

—  Исторические. В них исследуются разнообразные исторические проблемы и факты, прогнозируется развитие политических событий, анализируется прошлое.

 

—  Обществоведческие. Исследуется четко обозначенная проблема конкретного обществоведческого направления.

 

—  Музыкальные. Исследуются любые аспекты музыкальной жизни различных стран.

 

 

                       4. Рекомендации по осуществлению проектной деятельности

 

 

 

1Этапы проведения проекта

 

1.1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект):

 

—  выбор темы и ее конкретизация;

—  определение цели и формулирование задач;

—  поиск источников информации и определение списка литературы;

—  выдача рекомендаций (требования, сроки, график выполнения,     

          консультации и    пр.).

 

1.2.  Поисково-исследовательский этап:

 

—  источников информации;

—   планирование способов сбора и анализа информации;

—  проведение исследования;

—  сбор и систематизация материалов;

 

1.3.  Трансляционно-оформительский этап:

 

—  «предзащита проекта»;

—  доработка проекта с учетом замечаний и предложений;

—  подготовка к публичной защите проекта

             

           1.4. Заключительный этап:

 

—  публичная защита проекта;

—  подведение итогов, конструктивный анализ реферата.

 

 

 

                           4.        Содержание рецензии на проект:

 

            3.1   название работы, ее цель;

 

3.2   фамилия, имя автора(ов);

 

3.3  название образовательной области и учебных предметов, к        

                   которым относится проект;

 

3.4   перечень методов, использованных при работе над проектом;

      

       3.5.  перечень источников информации, использованных при работе                

               над проектом;

3.6.          актуальность выбранной темы и ее практическая значимость;

      

3.7.         качество изложения материала (доступность, научность,  

                    логичность).

 

5. Советы руководителю проекта

 

Подходите к проведению работы творчески.

 

Не сдерживайте инициативу учащихся.

 

Поощряйте самостоятельность школьников, избегайте прямых инструкций.

 

Помните о главном педагогическом результате — не делайте за ученика точто он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.

       

Не спешите с вынесением оценочных суждений.

 

Оценивая, помните — лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать   

   

Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.

 

Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем  

     исследования.

 

Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицироватьполучаемую ими информацию    

     .

В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.

 

 

 

             Классификация типов проектов, что включает в себя деятельность 

          учащегося, матрица проекта и пример исследовательского мини- 

            проекта приведены в приложениях 1-6

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                   Приложение 1.

Роль учителя на различных этапах проекта меняется. Подумайте, как зависит деятельность учителя от типа проекта, который выполняют учащиеся.

 

Тип проекта

 

Деятельность учащегося

 

Деятельность учителя

Исследовательский проект

-        Структурирует проект в логике научного исследования,

-        Включает в проект аргументацию его актуальности,

-        Определяет объект и предмет исследования,

-        Обозначает цели и задачи проектного исследования,

-        Формулирует гипотезу исследования,

-        Определяет методы исследования,

-        Конкретизирует источники информации,

-        Выводит методологию исследования,

-        Определяет пути решения проблем,

-        Осваивает новое опытным путем,

-        Оформляет проект в виде выводов,

-        Подтверждает или опровергает гипотезу,

-        Выходит на новый спектр проблем…

 

Информационный

-        Задает жесткую структуру проекта, предусматривающую систему коррекции,

-        Направляет работу на сбор и знакомство с новой информацией,

-        Обобщает и анализирует информацию,

-        Делает выводы,

-        Корректирует поиск по уточненным направлениям,

-        Анализирует и обобщает новые факты,

-        Редактирует результат,

-        Проводит презентацию,

-        Организует проведение «внешней» оценки…

 

Практический

-        Обозначает результат в начале проектной деятельности,

-        Ориентируется на социальные интересы,

-        Задает жесткую структуру,

-        Определяет функцию каждого участника проекта и (или) партера,

-        Получает конкретный материальный продукт…

 

Творческий

-        Договаривается с группой или учителем о жанре,

-        Развивает проект в подчинение жанра конечного результата,

-        Стремится получить творческий продукт,

-        Задает жесткую структуру не самого проекта, а его оформления.

 

Игровой

-        Договаривается с группой или учителем о жанре,

-        Развивает проект в подчинение жанра конечного результата,

-        Стремится получить творческий продукт,

-        Задает жесткую структуру не самого проекта, а его оформления.

 

 

     Приложение 2

Практика показывает, что наиболее сложной является работа с учащимися по постановке проблемы. Под проблемой мы понимаем противоречие между идеальной и реальной ситуацией. В данном случае можно сузить понимание проблемы до противоречия между субъективной «нуждой» и условиями внешней среды, не позволяющими ее удовлетворить, например: Мне необходимо уехать на турбазу с родителями на две недели, но мои домашние цветы нуждаются в ежедневном поливе.

В процессе выбора темы проекта ученик обычно останавливается на той, в рамках которой он испытывает неудовлетворенность своих потребностей (например, ему хочется разводить влаголюбивые растения в своей комнате, воздух которой сильно иссушен системой центрального отопления). Теперь необходимо актуализировать осознание этого противоречия, сформулировать его, определив тем самым проблему. Сформулированная проблема легко преобразуется в цель, например:

ПроблемаМне необходимо уехать на турбазу с родителями на две недели, но мои домашние цветы нуждаются в ежедневном поливе.

Цель:          Организовать систему автоматического полива комнатных растений.

Попробуйте сформулировать проблему с позиции Ваших учеников, выполняющих проект, и цель проекта. Какой «продукт» получат Ваши ученики после реализации проекта?

 

№ примера

Название проекта

Проблема

Цель

Продукт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     «Мария Ивановна, а докажите, что знание дробей может нам пригодиться в жизни!»

2.     «Всех нас ужаснули события 11 сентября, когда был совершен террористический акт в США! Как много погибло людей!»

3.     «Все нам говорят, что нужно питаться правильно. Это значит, есть всякие там простокваши, супы и прочие мюсли, а не картошку-фри и гамбургеры!»

4.      «Между прочим, попугаю тоже бывает скучно, когда все расходятся в школу и на работу».

5.     «Да, нам нравится группа «Ramstein».Что же тут такого ужасного? Признайтесь, Мария Ивановна, Вы же тоже слушали музыку, которая не приводила Ваших родителей в восторг!»

6.     «Единственное чувство, которое вызывает у меня Базаров, – это неприязнь. Потому что он резок с родителями, груб в суждениях о женщине. Зачем нужно было делать его главным героем романа?»

7.     «Зимой крыльцо леденеет, что грозит травматизмом. Нас на физкультуре послали его очищать, а скребками нельзя. Завхоз наш ругается. Говорит, что повредим покрытие».

8.     «Мария Ивановна, а почему древние египтяне придумали столько разных богов?»

9.     «Да разве «Горе от ума» - это комедия? Может, у самого автора было это горе?»

10.           «Настоящий человек должен быть обязательно сильным! Слабый ничего не добьется!»

11.           «У нас тут игра с 11-ым классом. Проигрывать нельзя. Мы, вроде бы все играть умеем, но они сильнее!»

12.           «Меня назвали в честь деда, а Венерку в честь планеты что ли? А Александр никакой не защитник! Вот, например, Александр Македонский сам на всех первый нападал!»

 

 

Определите направления поиска, сформулируйте проблему и тему проекта.

Определите образовательные области, в которых проект может быть реализован, и другие области знаний.

 

Тематическое поле

Направление поиска

Проблема

Тема проекта

Предметные области

Области знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Матрица проекта

 

Название проекта_______________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Участник(и) проекта (Ф.И. уч-ся)_________________________________________________

 

Класс______________________МОУ СШ №__________________________________________

 

Руководитель проекта (Ф.И.О. учителя)___________________________________________

 

Идея проекта___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Проблематика __________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Гипотезы решения проблемы_____________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Тип проекта____________________________________________________________________

 

Планируемый результат_________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Сроки реализации проекта________________________________________________________

 

Цель и задачи, поставленные учащим(и)ся__________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Цель и задачи для учителя________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Оборудование, материалы, необходимые для выполнения_____________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Приложение 4

Этапы проведения проекта:

 

Этап

Кол-во времени

Деятельность уч-ся

Деятельность учителя

Подготовительный

 

 

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Планирование

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аналитический

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обобщение информации

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Представление

или отчет

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Защита проекта. Оценка

результатов и процесса

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

Предметная область:

 

Название учебного

предмета

 

Изученный раздел, тема

Кол-во часов по программе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надпредметная информация, используемая при работе над проектом:

 

Область знаний

Тема

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультации:

 

Тема

Консультант

(учитель-предметник)

Кол-во часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационные формы и методы работы над проектом:

 

Групповое обсуждение в команде

(кол-часов)

Индивидуальная работа

(кол-часов)

Практическая (лабораторная) работа

(кол-часов)

 

Экскурсия

(кол-часов)

Анкетирование

(кол-часов)

Наблюдение

(кол-часов)

Др. формы

Др. формы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Универсальность использования___________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

 

 

Безопасность___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Эффективность затрат (экономическое обоснование)_______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Инновации______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

 

 

Эстетика оформления___________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

 

Форма защиты проекта__________________________________________________________

 

 

Приложение 5

 

Пример :

Исследовательский мини-проект «Сила воли»

 

Цель проекта – исследование силы воли

 

Задание : попробуй в течении недели:

 

      - не употреблять сладкого;

      - никуда не опаздывать;

      - вставать на час раньше , чем всегда

      -воздерживаться от грубых ответов на замечания;

     - не говорить ничего плохого о других

 

Ответить на вопросы :

 

1.Что сегодня удалось, а что не удалось?

2.Если не удалось, то что помешало?

   3.Если удалось , то какие трудности пришлось         

      преодолеть?

 

По итогам исследования ответить на вопрос: «Что было для меня самым сложным и почему»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

 Примеры типов проектов

 

 

 

 

Тема проекта

Класс

Типология проекта

по форме

по предметной области

1

История моей семьи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Исследовательский

Обществоведческий

2

Современный менеджмент

11

Информационный

Обществоведческий

3

Время — категория переменная

11

Информационный

Естественно-научный

4

Наркомания и ее опасность

11

Информационный

Естественно-научный

5

Дом моей мечты

10

Творческий

Обществоведческий

6

Япония в эпоху мэйдзи

10

Информационный

Культурологический

7

Первые предпринимателиХасанского  района

10

Практико-ориентированный

Обществоведческий

8

Мониторинг рек Хасанского района

9

Исследовательский

Естественно-научный

9

Словари русского языка

9

Информационный

Лингвистический

10

Война и судьбы

8

Информационный

Исторический

11

История мирового футбола

7

Информационный

Спортивный

12

Басня как литературный жанр

7

Информационный

Литературный

13

Сказка «Подарок»

5

Творческий

Литературный

14

Сказка «Важная миссия»

4

Творческий

Литературный

15

Сказка «Мышка и ее другежик»

3

Творческий

Литературный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование креативных методов в образовательном процессе.

Сегодня мы говорим о самом актуальном: об инновационной функции в обучение, которая перестраивает мышление и деятельность обучающего, формирует аналитические умения и позволяет глубоко проникать в сущ...

Использование проектного метода в процессе воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников

Материал о воспитании гражданственности и патриотизма младших школьников...

Использование проектно-исследовательского метода в образовательном процессе

Использование проектно-исследовательского метода в образовательном процессе...

Рекомендации по использованию ИКТ-технологий в образовательном процессе. Практикум по анализу урока с использованием ИКТ-технологий

Выступление на районном семинаре "Управление процессом информатизации в образовательном учреждении" с практическим занятием по анализу урока с применением ИКТ-технологий...

«Использование проектного метода в процессе патриотического воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»

каждый учитель сегодня выстраивает свою педагогическую систему в соответствии с ФГОС II поколения, с применением деятельностного подхода к образовательному процессу, применяя метод проектов. Я даю рек...

Использование проектных технологий в образовательном процессе

    Целью проектной технологии является самостоятельное «постижение» школьниками различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучаемых. Данная технология предполагает ...