Онтогенез.Жизнеспособность личности.
статья по теме
В данной статье нами предпринята попытка осмыслить и обобщить основное понятие Концепции – «жизнеспособность личности», обозначить некоторые его характеристики, рассмотреть это явление в контексте образовательной деятельности сельской школы.
О понимании категории «жизнеспособность личности»
Товкун Марина Александровна, учитель математики первой квалификационной категории, Жебрак Виктор Михайлович, учитель физики первой квалификационной категории.
Педагоги
МОУ «Деревянкская средняя общеобразовательная школа №5»
Прионежского района Республики Карелия
Авторы статьи – педагоги сельской школы, участвующей в опытно-экспериментальной работе лаборатории «Сельская школа Карелии: теория и практика развития» Карельской государственной академии. Теоретической основой ОЭР школы являются идеи М.П. Гурьяновой, д.п.н., проф., изложенные ею в Концепции формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума. В данной статье авторами предпринята попытка осмыслить и обобщить основное понятие Концепции – «жизнеспособность личности», обозначить некоторые его характеристики, рассмотреть это явление в контексте образовательной деятельности сельской школы.
Онтогенез – процесс развития индивидуального организма. В психологии онтогенез - формирование основных структур психики индивида в течение его детства. Изучение онтогенеза – главная задача детской психологии. (С.Ю. Головин. Словарь практического психолога)
Любое житейское, а тем более, научное понятие с момента своего появления проходит сложный путь, в процессе которого оно насыщается новым содержанием, обогащается смыслами, и в этом отношении мы можем проследить и стать участниками его онтогенеза – развития. Предметом наших размышлений стало понятие «Жизнеспособность личности», его содержание, пути и средства формирования.
Сущность, цель, задачи формирования жизнеспособной личности.
Наиболее широкое понимание формирования жизнеспособной личности – это представление его как непрерывного процесса и как результата оказываемых на личность всех социальных воздействий: целенаправленных и стихийных, позитивных и негативных.
Здесь мы исходим из совпадений содержания педагогических категорий «формирование» и «воспитание», понимаем их как аналоги.
По мнению М.П. Гурьяновой: «Воспитание – целенаправленное влияние на поведение и деятельность человека – является составной системообразующей частью целостного процесса формирования жизнеспособной личности (социальное, эмоциональное, интеллектуальное, физическое, нравственное, духовное), осуществляется в течение всей жизни, на всех этапах онтогенеза, в единстве целенаправленного позитивного воздействия на все сферы деятельности человека.
Цель воспитания жизнеспособной личности - помочь человеку овладеть системой психического и духовного роста, физического и нравственного самосовершенствования, способствовать определённого типа характера, определённого отношения к жизни.
Сущность процесса воспитания жизнеспособной личности состоит в психолого-педагогическом сопровождении личностного роста человека в течение всей жизни и создания условий для этого роста и развития». (2, с. 16)
Потенциал школьного образования в области воспитания жизнеспособной личности складывается из комплекса средств, одним из которых является преподавание математики, используя разнообразные способы и средства. Я стараюсь использовать больше современных технологий, создаю сайты, которые объединяют в группы различные предметные темы.
Воспитание личным примером не менее важно в формировании жизнеспособной личности. Воспитание в процессе правильно организованной жизни вне уроков, вне школы способствует развитию духовных потребностей ребенка, формированию возвышенных интересов, включению учащихся в общественно-ценную работу. Мы считаем, что наша сельская школа – это место, где созданы условия для проявления детской активности, познавательного интереса, личностного и профессионального самоопределения.
Исследование стартовых позиций и жизненных ценностей выпускников нашей школы показало следующие результаты: большинство выпускников считают, что школа научила их тому, что может пригодиться в жизни, что школа помогла развитию способностей, определить сферу интересов, почти все выпускники считают, что обладают достаточными жизненными силами для решения предстоящих задач. Главными ценностями в жизни выпускники нашей школы считают достижение поставленной цели, самоопределение в обществе, благополучие семьи, здоровье, патриотизм.
Из 17 опрошенных выпускников 11класса(2008-2009г):
| 100% | 90% | 80% | Менее 50% |
Школа научила тому, что пригодится в жизни. | 14 | 2 | 0 | 1 |
Школа помогла развитию способностей. | 13 | 2 | 1 | 1 |
Помогла определить сферу интересов. | 12 | 3 | 2 | 0 |
Обладают силами для решения различных задач. | 15 | 1 | 1 | 0 |
Возникли новые подходы социализации детей и юношества. Имеется в виду процесс социального становления личности в системе социальных отношений, усвоения опыта, социальных норм и культурных ценностей в единстве самореализации, активным влиянием на себя и свои жизненные обстоятельства. Социализация – процесс развития, обучения и воспитания ребёнка, в результате которого он оказывается подготовленным к активной самостоятельной жизни в обществе, включающий минимум семейной, профессиональной и социальный аспект жизнедеятельности индивида.
Сегодня детей нужно готовить, чтобы они могли принимать самостоятельные решения в незнакомых ни им, ни их родителям условиях, чтобы могли выдерживать конкуренцию на рынке труда.
Воспитательные задачи, раскрывающие сущность целостного процесса развития личности:
- Формирование смысложизненных установок.
- Мотивированная вовлечённость в деятельность.
- Подготовка к выполнению различных социальных ролей.
- Подготовка к жизни в российском обществе.
- Приобщение к российскому варианту ценностей.
Сельских детей, в первую очередь, необходимо учить восприятию духовно-нравственных ценностей крестьянства (по ШаповаловуВ.Ф.):
- ценность труда, прочной семьи, связи поколений, домашнего очага, земли;
- ценность всего живого, бережное отношение к окружающей среде;
- ценность добрых отношений между людьми, уважение к старшим, пожилым, уважение их опыта.
- Формирование реалистического отношения к жизни.
- Воспитание оптимистического отношения к жизни.
- Формирование непотребительского отношения к жизни.
Несмотря на малоблагоприятные условия в современном обществе для получения образования следует искать механизмы приобщения ребёнка к общечеловеческим и нравственным идеалам, сокровищницам мировой и отечественной культуры.
Концептуальные подходы к воспитанию жизнеспособной личности в условиях сельского социума.
В методологическом плане воспитание жизнеспособной личности основывается на гуманистическом, индивидуальном, личностно-ориентированном, проблемном подходах.
В теоретическом плане воспитание жизнеспособной личности основывается на следующем:
- Развитие в каждом индивиде потребности приобщаться к нравственным ценностям нации, крестьянства, сельского образа жизни.
- Акцент на развитие определённых качеств личности, формирование определённых способностей, востребованных современной жизнью.
- Формирование жизненно-полезных знаний, умений, навыков.
- Поэтапное вооружение взрослеющего человека знаниями, необходимыми для жизни.
- Непрерывное накопление опыта самостоятельной деятельности.
- Саморазвитие личности на всех этапах онтогенеза.
Процесс воспитания жизнеспособной личности в сельской среде имеет свою специфику. Она определяется условиями жизни индивида: социальными, культурными, национальными, бытовыми, природными, экономическими. В процессе формирования жизнеспособной личности огромное значение уделяется передаче из поколения в поколение семейных и родовых ценностей, преданий, местных традиций, истории родного села.
Одна из главных идей воспитания жизнеспособной личности – ранняя социализация детей, осуществляется на основе системного подхода к воспитанию, обучению, развитию личности:
- Максимальное использование воспитательного, образовательного потенциала, формирование характера определённого типа, оптимистического и реалистического отношения к жизни.
- Приоритет деятельностного компонента в содержании учебной и внеучебной занятости школьника.
- Актуализация максимального обогащения личного жизненного опыта.
- Обучение в конкретной деятельности и в ситуациях реальной жизни.
- Открытости процесса воспитания и образования, использование воспитательного и образовательного потенциала сельской среды.
Образование рассматривается нами в широком контексте: как совокупность всех влияний, которые развивают человека, дают ему новые знания.
Важно включить в процесс формирования личности:
- Жизнь-это постоянное движение, изменения, перемены, печали и радости, удачи и победы, поражения, успехи и трудности.
- Жизнь состоит из постоянной отдачи и приобретений, душевная гармония возможна, если человек и берущий и отдающий.
- Жизнь – постоянный труд: если работать – успех обязательно придёт.
- Жизнь – это контакты. Быть – значит общаться.
- Жизнь – борьба за выживание, где побеждает сильнейший.
Главные составляющие жизнеспособной личности
Совершенно очевидно, что жизнеспособность каждого отдельного человека определяется специфической группой факторов (или доминированием одного из них). Для одних людей такими факторами являются особенности характера, для других – ближайшее их социальное окружение, для третьих – результаты семейного воспитания, для четвёртых – результаты регулярных занятий спортом, для пятых – природное трудолюбие.
Из всей совокупности личностных качеств человека, востребованных современной жизнью, главными в обеспечении его жизнеспособности выступают: вера в собственные силы, трудолюбие, духовность.
Чудеса в жизни можно сотворить только собственными руками и силой человеческого духа. Только сила духа способна сохранить личность от ударов судьбы, трудностей жизни, неизбежных потерь и головокружительных успехов. Базисной основой формирования жизнеспособной личности является труд. Только труд делает человека нравственным. Бездельники лишены будущего, ибо без труда нет альтернативы нормальной жизни. Полноценная жизнь предполагает полноценную реализацию человека в труде. Труд – надежный источник благополучия, успешной жизнедеятельности, вдохновения, неизбежная и неотъемлемая составляющая жизни человека, основа его успеха, счастья карьеры.
Разносторонние трудовые умения и навыки, высокое мастерство. Способность выполнять различные виды работ. А главное трудолюбие – все эти качества человека содействуют его выживанию и развитию, не зависимо от социально-экономической ситуации в стране. Их нужно формировать в процессе образования.
При всей значимости образованности человека, его интеллекта особая роль в обеспечении его жизнеспособности принадлежит духовности, способности понимать другого, соблюдать нравственные принципы, обладать внутренним целостным потенциалом, проявлять сострадание, силу духа, душевные качества – милосердие, веротерпимость, доброту. Моральные ценности и нравственные принципы и есть истинное богатство человека.
Воспитание жизнеспособной личности тесно связано с проблемой социальной адаптации человека к современной действительности. Важнейшие факторы успешной социальной адаптации личности – уровень интеллекта, хорошее образование, профессиональная подготовка, умение контактировать с людьми.
Факторы, влияющие на жизнеспособность личности.
Жизнеспособность личности обуславливается различными факторами:
- качеством окружающей среды;
- генетически передаваемыми признаками;
- социально-психологическими факторами.
Жизнеспособность зависит от интеллекта, трудолюбия, силы воли.
Социум имеет особое значение, так как он определяет, каким должно быть воспитание, воздействуя на образ жизни, влияя на его характер, отношение к людям, миру, самому себе.
Ни один человек не свободен от личных, социальных и культурных обстоятельств, из которых черпает смысл и ценность жизни.
Процесс социального становления и развития индивида осуществляется при одновременном воздействии на него факторов реального и виртуального миров. Воздействие средств массовой информации, социальных факторов: фильмы ужасов, убийства, реклама роскоши, недоступной многим, безработица, наркомания, проституция, терроризм, преступность, венерические болезни.
В силу возрастных особенностей детям трудно противостоять без помощи взрослых этой лавине негатива и ужаса. Необходимо развить у ребёнка систему многоуровневой защиты. Человек должен быть приучен к хорошей классической музыке, литературе, обладать историческими знаниями.
Целенаправленная деятельность по развитию духовных потребностей ребенка, включение его в общественно полезную работу будут способствовать формированию возвышенных интересов, которые во многом обеспечат защиту его внутреннего мира. Воспитание трудом, исторической памятью, народным и культурными традициями, искусством по-прежнему актуально для становления жизнеспособности личности.
Отношение взрослых, прежде всего родителей, к собственной жизни является одним из главных факторов, определяющих жизнеспособность ребенка. Если дети видят, что их родители трудолюбивы, с достоинством переносят тяготы жизни и при этом живут богатой духовной жизнью (или достойно живут в условиях материального благополучия), то и дети вырастают с убеждением естественности борьбы за свои жизненные успехи. Дети нуждаются в любви своих родителей. Если родители их не любят, они могут стать нервными, у них развиваются психические расстройства. Человек, получивший в детстве серьезную эмоциональную и душевную травму, вырастает, выплескивая накопленную боль и горечь на окружающих.
Если человек вырастает в атмосфере любви, он приобретает уравновешенный и цельный характер. Если ребенок обделен родительской любовью и лаской, если он живет вне нормальной семьи – в детском доме, в подвале или на улице, – то происходит непоправимое: нарушается психика, он приобретает опасные социальные наклонности, в нём не воспитывается чувство сострадания, любви.
Деятельность, как фактор воспитания. Важнейшее место в воспитании включает вовлечение ребёнка в различные виды деятельности. Чем богаче опыт, тем более подготовлен ребёнок к разным обстоятельствам в жизни.
- домашний труд;
- умственный труд;
- сельскохозяйственный труд;
- физкультура и спорт.
Огромное место в формировании жизнеспособности личности отводится личному общению с ребенком родителей, учителей, наставников. Предметный обстоятельный разговор, слово, сказанное в ходе совместной работы, беседа, случайная или запланированная, – любая из этих или других форм словесного воспитания может стать решающим фактором в обретении человеком жизненного стержня. Слова, но более поступки взрослых учат детей любить людей, свою землю, свое Отечество.
Воспитывая человека, следует помнить о том, что души детей и взрослых требуют внимания к себе ничуть не меньшего, чем все остальное.
Живое человеческое общение могут существенно дополнить хорошие книги. Неповторимые мысли о целительной силе книг – «священного писания человеческого духа» – оставил нам М. Горький.
Ученик за период обучения в школе должен научиться умению жить.
Роль сельской школы. В современном обществе воспитание жизнеспособной личности и её подготовка к самостоятельной жизни очень сложны в связи с кризисным состоянием общества, с разрушением нравственно-культурных идеалов. Сельская школа вынуждена выполнять функцию социальной адаптации учащихся к дисгармоничному социуму. Чтобы ученик реализовался в современной жизни необходимо направить на это весь воспитательный потенциал, которым обладает школа и окружающий социум:
- Формирование гуманной школьной педагогической среды.
- Создание в школе системы работы по оказанию психолого-педагогической помощи в подготовке к жизненному и профессиональному самоопределению.
- Создание единого образовательно-воспитательного пространства в открытом социуме на основе объединения всех институтов села.
Список литературы.
- Гурьянова М.П. Концепция формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума. М.: Педагогическое общество России, 2005.
2.Структура ценностных представлений в юношеский период
// Вестник МГУ, Сер. «Психология», 1997, М.
3.Ценностные ориентации старшеклассников (теоретический обзор работ)
// Материалы Международной конференции студентов и аспирантов
по фундаментальным наукам «Ломоносов». Секция «Психология». 1998, М.
4.М. - М.: 2006. 22. Петровская Л.А. «О понятийной схеме социально-психологического
анализа конфликта.» - СПб, 2005.
5. Андерсон Дж. Когнитивная психология. СПб, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личность воспитывается личностью.
Методическая статья о роли краеведения в учебном процессе....
Личность воспитывается личностью.
Методическая статья о роли краеведения в учебном процессе....
Презентация "Концепции личности" к уроку по теме "Индивид.Личность.Индивидуальность."
В презентации в краткой форме изложена сущность пяти концепций личности: психоанализ, бихевиоризм, эго-концепция, Я-концепция, гуманистическая концепция Маслоу. Содержательное ядро каждой теории предс...
Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"
Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....
Программа по развитию личности младшего школьного возраста "Я личность"
С.А. Сазыкина Я личность...
Программа по развитию личности младшего школьного возраста "Я личность"
С.А. Сазыкина Я личность...
Онтогенез.Жизнеспособность личности.
В данной статье нами предпринята попытка осмыслить и обобщить основное понятие Концепции – «жизнеспособность личности», обозначить некоторые его характеристики, рассмотреть это явление в контексте обр...