Концепция и структура ОРКСЭ
презентация к уроку (5 класс) по теме
Данная презентация позволит представить концепцию и структуру курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koncepciya_i_struktura_orkise.ppt | 581 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
21июля 2009 г. – совещание Президента РФ Д.А. Медведева с лидерами централизованных религиозных организаций России
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя модули: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы мировых религиозных культур ; Основы светской этики.
Из речи президента: «Ученики и их родители должны будут самостоятельно выбрать предмет обучения. Выбор учеников и их родителей, конечно, должен быть абсолютно добровольным – это важнейшее дело. Любое принуждение по этому вопросу не только носит незаконный характер, но и будет абсолютно контрпродуктивным».
Комплексный к урс рассчитан на 34 часа. Все модули объединяет единая цель: формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Цели курса ОРК и СЭ Духовно-нравственное воспитание учащихся, формирование поликультурной компетентности (знание и принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к носителям той или иной культуры)
Основные задачи курса формирование ценностно-смысловых и мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры; развитие способностей общения в поликультурной среде
ОСОБЕННОСТИ КУРСА В содержании курса представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика. Курс создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и принять, зная их религиозно–культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки.
Культурологический принцип Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4-5 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Освоение учебного содержания каждого из модулей поможет обеспечить понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества; знание основных норм светской и религиозной морали,понимание их значения в жизни человека, семьи, общества; формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России; формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям; знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России; укрепление веры в Россию; укрепление средствами образования духовной преемственности поколений
Планируемые результаты (на основе образовательных стандартов второго поколения) Приобретение школьниками социальных знаний (1уровень) Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (2 уровень) Получение школьниками опыта самостоятельного общественного (социального) действия (3 уровень)
Необходимые условия для реализации ОРК и СЭ организация работы со средствами духовно-нравственного воспитания в урочной и внеурочной деятельности; практическая деятельность, направленная на формирование способности к сопереживанию; активное участие семьи
Культурологический принцип Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4-5 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Основы культурологического подхода: направлен на формирование культурологической компетентности учащихся; отсутствие позиции катехизации (индоктринации); отсутствие доминирующих позиций какой-либо религиозно–культурной традиции перед другими; воспитательный характер; минимизация конфликтных факторов.
Методические основы Диалогическое взаимодействие Актуализация изучаемого материала Опора на самостоятельность мышления учащихся Развитие творчества, навыков учебно-исследовательской, проектной деятельности.
Содержание каждого из модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия, религиозно–культурные традиции и представляется основными тематическими блоками:
Методические основы Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Россия - наша Родина. Блок 2. – содержание выбранного модуля. Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфес–сионального народа России. Блоки 1 и 3 – для совместного изучения всеми учащимися класса
Методические основы Блок 3 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех модулей. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося за весь курс.
Методические основы Выступление учащихся со своими творческими работами, например: «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина…», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры в моем городе, районе», народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.
ПРИМЕР тематического планирования курса «Светская этика» Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества Россия - наша Родина. II. Основы светской этики – 28 ч. Что такое светская этика? Мораль и культура Особенности морали Добро и зло Добродетели и пороки Свобода и моральный выбор человека Свобода и ответственность Моральный долг Справедливость Альтруизм и эгоизм Дружба Что значит быть моральным? Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества
Нравственный поступок Золотое правило нравственности Стыд, вина и извинение Честь и достоинство Совесть Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы Джентльмен и леди Этикет III. Духовные традиции многонационального народа России – 5 ч. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Подготовка творческих проектов. Выступление учащихся с творческими работами Всего 34 ч.
Тематическое планирование курса «Основы православной культуры» I . Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества1 Россия - наша Родина. 1 II. Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Особенности восточного христианства. Во что верят православные христиане. Священное Писание и Священное Предание. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика. Заповеди. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Жертвенная любовь. Победа над смертью. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Православный календарь. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.
III. Духовные традиции многонационального народа России. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Подготовка и представление творческих проектов. Всего 34 урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Алфавит и структура языка «Паскаль». Структура программы на языке «Паскаль». Типы переменных. Арифметические выражения. Стандартные функции».
Сформировать основные приемы работы со средой программирования TURBO Pascal.Изучить основные типы переменных и научиться записывать выражения с использованием встроенных функций и арифметических опера...
Презентация "Рефлексия на уроках ОРКСЭ" для муниципального семинара преподавателей ОРКСЭ и ОДКНР
Презентация содержит понятие рефлексии, ее назначение, классификацию, приемы осуществления рефлексии на уроках, формы опросников для обучающихся...
Концепция структуры и содержания образования по физической культуре в школе
в презентации представлен материал по концепции структуры и содержания образования по физической культуре в школе,разработанной под руководством доктора педагогических наук А.П.Матвеева...
" Я- КОНЦЕПЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН"ЕЕ СТРУКТУРЫ, ТЕОРИЯХ ИЗУЧЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ.
МАТЕРИАЛ ДАЕТ КРАТКОЕ ПОНЯТИЕ "Я-КОНЦЕПЦИИ",...
Выступление на педагогическом совете "ФГОС ООО: концепция,структура, пути реализации"
Материал можно использовать при методической работе...
Структура занятия по математике детей с интеллектуальной недостаточность. Структура, ее возможности и ограничения в использовании.
Педкампус. Итоговая работа по методике математики....
Выступление на семинаре учителей, ведущих курс ОРКСЭ "Методы оценивания на уроках ОРКСЭ"
Несмотря на отсутствие традиционной балльной системы оценки на уроках ОРКСЭ, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности ...