Открытые уроки как форма организации методической работы.
материал по теме
Открытые уроки и воспитательные мероприятия — одна из важных форм организации методической работы. В образовательной практике иногда не различают открытые и обычные уроки, не представляют особенностей подготовки и проведения открытых уроков. Открытый урок в отличие от обычных — специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таких уроках протекает реальный учебный процесс. На открытом уроке учитель показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение того или иного методического приема или метода обучения. В этом смысле открытый урок — средство распространения позитивного и инновационного опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на методическом объединении учителей предметников | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытые уроки и воспитательные мероприятия — одна из важных форм организации методической работы. В образовательной практике иногда не различают открытые и обычные уроки, не представляют особенностей подготовки и проведения открытых уроков. Открытый урок в отличие от обычных — специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таких уроках протекает реальный учебный процесс. На открытом уроке учитель показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение того или иного методического приема или метода обучения. В этом смысле открытый урок — средство распространения позитивного и инновационного опыта.
Открытый урок имеет методическую цель, в которой отражается то, что учитель хочет показать посещающим урок. Формулировки методической цели разнообразны. Например, педагогов с методикой развития у учащихся навыков решения учебных задач” или “Показать посещающим урок методику организации учебной деятельности в группах” и т.д. К подготовке и проведению открытых уроков предъявляется ряд требований.
Открытые уроки проводят педагоги, имеющие высокий уровень научно-методической подготовки. Открытые уроки готовят и показывают учителя, обеспечивающие высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Урок педагога, работающего по-старому, не может быть источником обогащения педагогического опыта коллег.
Открытые уроки посвящаются только актуальным проблемам методической науки. Показ уроков, в которых реализуется широко распространенная на практике методика, не способствует профессиональному росту других учителей. (Отметим, что в методической работе с молодыми педагогами это ограничение не всегда нужно учитывать, поскольку для них и традиционные, общеизвестные методики представляют определенный интерес).
Открытый урок обязательно должен иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию учебного материала или методикам его изучения. Урок как форма организации учебного процесса сам может содержать новое, например, особую структуру. Предлагаемое для наблюдения коллег может быть новым для науки, региона или школы. Но в любом случае открытый урок должен содержать новое для посещающих, ибо то, что хорошо использует сам педагог, нет смысла наблюдать на открытом уроке коллеги.
Открытый урок отражает решение методической проблемы, над которой работает учитель. А его индивидуальная проблема должна быть связана с общей методической проблемой школы. Это — показатель реализации системного подхода к организации методической работы.
Открытый урок должен показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) новации. Поэтому учитель, показывающий открытый урок, выбирает тему, содержание которой позволяет это сделать. Например, методическая цель открытого урока — “Методика организации изучения теоретических (обобщенных) знаний”. Учитель выбирает тему, которая содержит теоретический материал.
При проведении открытого урока соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу. Урок должен проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д. Создание особых условий для открытых уроков, во-первых, нарушает устоявшийся режим учебно-воспитательной работы, во-вторых, идеализированные условия ставят под сомнение тиражируемость новации.
Открытый урок не должен наносить вред системе знаний, умений и навыков учащихся. Учащиеся должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая тему без посещающих. Также недопустимо объяснение только той части темы, которая позволяет наиболее ярко демонстрировать новый методический прием, оставляя на самостоятельное изучение остальной части.
Для посещающих обязательно готовится рабочее место. Места должны располагаться за спиной учащихся, чтобы посетители не отвлекали их внимание. Нельзя сажать посетителя рядом с учащимися. Учащийся, сидящий за одной партой с посторонним, вряд ли сможет сконцентрировать внимание на содержании учебного материала.
Число посетителей на открытых уроках не может быть безграничным. Как показывает образовательная практика, этим требованием часто пренебрегают: иногда в классе из 25 учащихся сидят 15-20 учителей. Отметим, что посещение урока хотя бы одним посторонним человеком, создает дискомфорт и для учителя, и для учащихся. Поэтому в настоящее время широко практикуется изучение опыта педагогов по видеозаписям уроков.
Открытые уроки и их содержание не должны противоречить учебным программам. Нельзя непомерно расширять содержание учебного материала, чтобы показать новую методику, недопустима организация изучения проблем, не включенных в программу. Не рекомендуется также увеличивать время, отведенное на изучение тем.
Недопустима “репетиция” открытого урока с одним и тем же классом. Это требование нарушается повсюду: педагоги предварительно готовят учащихся к уроку, «проигрывают» его и т.д., называя все это подготовкой открытого урока. Отметим, что здесь речь идет не об уроках, к которым учащиеся должны подготовить сообщения, доклады, творческие работы и т.п.
Рекомендуется сообщить учащимся о проведении открытого урока (самое меньшее накануне). Это подготовит учащихся к ситуации, когда на уроке будут сидеть посетители.
Открытые уроки проводятся в соответствии с планом методической работы школы и методических объединений. Учителя должны располагать достаточным временем для его подготовки.
Нельзя проводить в одном классе в один день несколько открытых уроков. Нежелательно проведение нескольких открытых уроков в одном и том же классе и в течение месяца. Это объясняется большой психологической нагрузкой, которую испытывают и учащиеся, и учителя.
Соблюдение требований к подготовке и планированию открытых уроков входит в функциональные обязанности заместителя директора, курирующего методическую работу.
Порядок подготовки и проведения открытого урока
Подготовка и проведение открытых мероприятий не отличаются коренным образом от обычных уроков. Но необходимость достижения методической цели открытого урока накладывает отпечаток на его структуру, состав и сочетание методических приемов и средств обучения. Учитель, показывающий открытый урок, должен обеспечить достижение методической цели через выполнение целей урока — освоения учащимися знаний, умений и навыков, изучение которых запланировано. И самоанализ урока он осуществляет в двух аспектах: с точки зрения достижения методической цели и усвоения учащимися учебного материала. Анализ уроков посещающими также отличается от оценки при проверках работы учителя или при изучении его педагогического опыта.
Выбор тем, позволяющих применить новое, осуществляется на основе анализа содержания программы и учебника. Поскольку состав знаний тем различен, методика их изучения также будет отличаться. Например, если методическая цель открытого урока относится к обучению работе с письменными источниками, в том числе с учебником, выбирается тема, позволяющая наиболее полно раскрыть приемы организации изучения учебника, дополняя информацией из других источников.
Выбор методических приемов, методов обучения, ТСО и т.д., способствующих реализации методической цели. Поскольку методики обучения предоставляют вариативные возможности использования средств обучения, учитель на открытом уроке должен показать их наиболее рациональное сочетание. даже в том случае, когда нововведение (т.е. демонстрируемое посетителям) относится к процессуальной стороне учебного процесса (т.е. к методике), учитель должен определить, что из ранее использованного (общепринятого) он будет применять.
Планирование открытого урока осуществляется в соответствии с общепринятыми требованиями. Не отличающийся в структурном отношении от обычных уроков открытый урок имеет методическую цель, достижению которой подчиняется и содержание учебного материала, и формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся. По возможности планы уроков, усовершенствованные и отредактированные совместно с заместителем директора, курирующим методическую работу, тиражируются для предоставления посетителям.
Наблюдения на открытом уроке. В отличие от посещения уроков с целью контроля или поиска элементов новизны в опыте педагога, на открытых уроках наблюдают новую методику, предлагаемую учителем. Поэтому другие стороны учебного процесса не становятся предметом изучения (хотя и негативные, и позитивные стороны не остаются не замеченными посетителями). Наблюдающий урок определяет сочетаемость нового с широко используемыми на практике средствами обучения, их функциональное изменение в сочетании с вновь вводимым. Изучает возможность достижения предлагаемой новацией целей обучения с меньшими затратами времени и сил, эффективность (или жизнеспособность) ее устанавливается позитивным влиянием на развитие системы знаний, умений и навыков учащихся. При наблюдениях на открытом уроке посещающий его педагог также отвечает на вопросы: сможет ли он применить предлагаемое в своем опыте, каковы границы его применения, возможны ли негативные последствия от его использования, какие дополнительные источники информации нужно изучить для применения в своей работе и т.д.
Таким образом, посещающий открытый урок педагог изучает опыт коллеги с точки зрения собственного опыта, поэтому он, возможно спонтанно, одновременно подвергает оценке и свою деятельность.
Анализ открытого урока
Анализ открытого урока с участием посетивших урок не является обязательным. Участие в анализе открытых уроков, проведенных в рамках научно-практических конференций, необязательно и для самого учителя (то есть он может отказаться от этого). Если планом методической работы или научно-методического семинара планируется анализ (например, если речь идет об обучении молодых учителей анализу урока), вначале слово дается педагогу - автору урока. Он напоминает методическую цель, дает описание работы по ее достижению. В его выступлении должны быть ответы на вопросы: достигнута ли методическая цель открытого урока, выполнены ли задачи учебно-воспитательного процесса. Посетители оценивают урок также с точки зрения достижения методической цели. В отличие от анализа уроков, посещенных с целью контроля, здесь самое главное — обмен мнениями, дискуссии, споры и т.п. Ниже предлагается порядок анализа открытого урока, такую же логику может иметь подробный самоанализ.
Порядок анализа (самоанализа) открытого урока
Педагогические явления | Показатель оценки | |
1 | Методическая цель и инновация | Суть инновации и ее роль в совершенствовании учебно-воспитательного процесса Роль инновации в выполнении задач обучения предмету Взаимосвязь с традиционной методикой достижение методической цели открытого урока Факторы, препятствовавшие полному достижению методической цели |
2 | Методическая цель и содержание урока | Соответствие содержания темы достижению методической цели (реализации инновации) Изменения содержания тем (структурные изменения, включение дополнительного материала и т.п.) Соответствие_изменений_методической_цели |
3 | Методическая цель и структура урока | Педагогическая целесообразность выбора структуры урока Соответствие выбранной структуры урока методической цели Вариативность структуры урока, позволяющей достичь методическую цель |
4 | Методическая цель и методические приемы, методы обучения | Выбор методов и методических приемов, соответствующих методической цели Функциональное изменение традиционных методов и приемов обучения Методически целесообразное сочетание методов и методических приемов |
5 | Инновация и формы организации учебного процесса | Методически целесообразный выбор форм организации учебного процесса Соответствие форм организации учебного процесса содержанию инновации Индивидуальные и коллективные формы организации учебного процесса — их соответствие сути инновации |
6 | Инновация и учебно- познавательная дея- тельность учащихся | Особенности учебно-познавательной деятельности учащихся при применении инновации Роль инновации в активизации познавательной деятельности учащихся Уровень познавательной самостоятельности учащихся Развитие творческих способностей учащихся Активность_учащихся_на_открытом_уроке |
7 | Негативные последствия применения инно- вации | Возможные негативные последствия применения инновации Условия, при которых проявляются негативные последствия применения инновации |
8 | Вариативность приме- нения инновации на уроках | Варианты применения инновации на уроке Методическая целесообразность выбранного варианта применения инновации |
9 | Перспективы примене- ния инновации в обра- зовательной практике | Границы применения инновации Тиражируемость инновации Применимость в обучении другим предметам Применимость в школах другого типа Применимость в обучении других возрастных групп учащихся |
10 | Перспективы развития инновации | Целесообразность внедрения инновации в образовательную практику Направления развития инновации (теоретические исследования, создание технологии, учебно-методических комплексов) и т.д. |
11 | Инновации и методиче- ская работа | Целесообразность внедрения инновации в образовательную практику Направления развития инновации (теоретические исследования, создание технологии, учебно-методических комплексов) и т.д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новая форма организации методической работы в рамках внедрения ФГОС в современное образовательное пространство
В данной статье освещена новая форма организации методической работы в МОУ «Коменской СОШ» Прибайкальского района РБ, суть которой заключается в том, что вместо традиционных методических объединений п...
Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)
Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...
Открытый урок "Современные формы и приемы работы преподавателя с учащимися в классе фортепиано"
Конспект открытого урока в классе фортепиано ДШИ / фотоотчет....
Формы организации методической работы в школе
В данной учебно-методическом материале вы найдете рекомендации по организации работы ШМО, используя ее различные формы, которые описаны в данной статье....
Формы организации методической работы с педагогическим коллективом
Формы организации методической работы с педагогическим коллективом...
Формы организации методической работы в учреждении дополнительного образования.
Методическая работа в образовательной организации - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направл...
«Профессиональное развитие педагога через интерактивные формы организации методической работы в ОБУДО «Курский областной центр туризма»
Материал предназначен для педагогов дополнительного образования, освещает основные интерактивные формы методической работы в учреждении дополнительного образования....