доклад
материал по теме
тема: Формирование социокультурных компетенций через кружковую деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 18.87 КБ |
titulnyy_list.docx | 11.22 КБ |
Предварительный просмотр:
В связи с модернизацией российского образования, стал актуальным вопрос о применении компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников. Целью образовательного и воспитательного процесса стало формирование ключевых компетенций у школьников.
Ценностно-смысловые компетенции
Учебно-познавательные компетенции
Социокультурные компетенции
Коммуникативные компетенции
Информационные компетенции
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции
Социокультурное образование – новый аспект в преподавании школьных предметов.
Социокультурные компетенции предполагают умения:
владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;
уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;
владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности;
Формами воспитательной деятельности ,развивающими социокультурные компетенции являются:
КТД – коллективное творческое дело в рамках внеклассной работы.
Главное пространство воспитательной деятельности - школьные внеклассные мероприятия
Кружковые занятия, работа секций, студий.
Тематические классные часы
Участие в творческих конкурсах.
Хотелось бы выделить следующие методы активного обучения и воспитания, позволяющие развивать ключевые компетенции: метод сотрудничества, деловая игра, обучение через деятельность, метод проектов.
Все эти и многие другие методы можно использовать в кружковой деятельности
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.
Достижению данных целей позволяет организация внеклассной работы, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.
Для реализации поставленных целей и задач разработана программа кружковых занятий по математике для 5 – 11 классов.
Отношение учащихся к тому или иному предмету определяется различными факторами: индивидуальными особенностями самого предмета, методикой его преподавания.
По отношению к математике всегда имеются различные категории учащихся: проявляющие повышенный интерес к ней; занимающиеся ею по мере необходимости и особого интереса к предмету не проявляющие; ученики, считающие математику скучным, сухим и вообще не любимым предметом.
С целью приближения всех учащихся к первой категории уже в 5 классе организую интересную и внеклассную работу по предмету.
Наиболее доступной и популярной формой работы вне урока является организация деятельности кружка. Развитие социокультурных компетенций происходит при решении простейших задач на вычисление стоимости купленного товара при расчёте между продавцом и покупателем (с использованием калькулятора при проведении вычислений);
Вычислении площади земельных участков прямоугольной формы с проведением необходимых измерений.
А для того, чтобы работа кружка по математике для учащихся 5 класса проходила интересно выполняю следующие требования:
Систематичность в работе;
Приобщение учащихся к чтению дополнительной литературы по предмету;
Организация соревнования в процессе кружковых занятий;
Изготовление учащимися различных форм пособий;
Применение разнообразных игровых форм работы, пробуждающих интерес ребят.
Кружок состоит из 4 секций:
1.Учебно-исследовательская (учащиеся занимаются исследовательской деятельностью, пишут исследовательские работы, занимаются разработкой проектов на математические и историко-математические темы;).
2.Любители решения задач (решение задач, самостоятельное составление задач; графические иллюстрации задач; проведение конкурсов, олимпиад).
3.Подготовка к ЕГЭ по математике.
4.Организация и проведение математических игр и праздников (разработка и проведение математических игр, марафонов, викторин, ребусов; организация и проведение математических праздников, олимпиад, конкурсов, вечеров; математические фокусы, загадки-шутки, математические иллюзии).
Внеклассная работа по предмету должна быть познавательной, активной и творческой. А.С. Макаренко писал: “Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив, не играющий, не будет настоящим детским коллективом. В детском возрасте игра это норма и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело”.
Многие занятия математического кружка провожу с использованием элементов игры или вообще все занятия в игровой форме. Например: “Найди клад”, “Астрономия на координатной плоскости”, “Математические гонки”, «Математический турнир».
Очень любят ребята интеллектуальные игры в виде командных состязаний, которые включают в себя самые разнообразные конкурсы. Их провожу без специальной подготовки и тем интереснее и “острее” они проходят. А чтобы игра прошла успешнее, четко заранее продумываю все этапы организации.
В старших классах выявляю учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью. Исследовательская работа предполагает индивидуальный темп и способ продвижения, обеспечивая при этом достаточно высокий уровень.
Цели поиско-исследовательской деятельности:
Выявление и поддержка учащихся склонных к занятию исследовательской деятельностью
Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся
Развитие личности, способной к самоактуализации, самореализации, самоутверждению в постоянно изменяющихся социокультурных условиях.
Формирование и развитие, у учащихся, навыков исследовательской работы.
Развитие компетенций у учащихся, имеющих интерес к исследовательской деятельности.
Проведя сравнительный анализ я убедилась в том, что поисковая исследовательская деятельность имеет для учащихся свою практическую направленность. Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской деятельности, поиска информации, что вызывает огромный интерес к предметам. А самое главное, эта большая и кропотливая работа способствует формированию у школьников таких компетенций как:
учебно-познавательная (знание и умение организации целе- полагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки)
социокультурная компетенция
информационная (умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять ее при помощи технических средств)
коммуникативная (знание способов общения с людьми, навыки в работе группы, умение толерантным, презентовать себя и т.д.).
компетенция личностного самосовершенствования
Если в прошлом году участников и призеров в Международном молодежном чемпионате по математике было 13, то в этом году в 8 международной олимпиаде по математике участвовали уже 22 учащихся, из них 5 прошли в финальный тур.
Говоря о социальной компетентности школьника, мы видим, что если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельно приложение этих сведений.
В процессе обучения использую следующие методы:
- Переход с позиции носителя знаний в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся.
- Мотивация познавательной деятельности.
- Организация творческих и самостоятельных работ.
- Использование коллективных способов обучения.
- Организация работы ученика с учеником или с источником знаний.
- Организация помощи в деятельности ученика, проявление внимания к его деятельности.
- Создание ситуации успеха.
- Применение компьютера в обучении.
- Создание обстановки, вызывающей положительные эмоции.
- Организация положительных эмоций в общении учитель-ученик-учитель.
- Организация самоанализа собственной деятельности.
В современном мире требуются люди образованные, творческие, мобильные, способные перестраиваться в соответствии с потребностями сегодняшнего дня, а социокультурные компетенции помогают адаптироваться детям к жизни быстроменяющегося общества.
Предварительный просмотр:
МБОУ Матышевская СОШ
Формирование социокультурных компетенций у учащихся через кружковую деятельность
Выполнила: учитель математики
Иркагалиева Б.К.
2011 -2012 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слайды к докладу по теме: "Доклад по теме: "Воспитательный потенциал школьного педагога на уроке иностранного ".
Данные слайды отражают и суммируют основную идею доклада....
Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"
Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...
Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».
Развитие творческих способностей детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад: «Обновление практик обучения и воспитания в современном дополнительном образовании.» Доклад: "Развитие игровой технологии в образовательной практике"
Воспитательный процесс в системе дополнительного образования....