Дидактические материалы по математике в номинации "Обучающие и развивающие игры"
методическая разработка (6 класс) по теме
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, активизировать деятельность ребят на уроке, а главное, чтобы материал надолго и прочно «засел» в памяти ученика. С этой целью провожу обучающие и развивающие игры в 5 – 6 классах, иногда даже в 7 классе. Данный подростковый возраст позволяет формированию интересов и склонностей к изучению математики.
Итак, игра – это творчество, игра – это труд, в процессе которой вырабатывается у ребят привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, логическое мышление, творческие способности, стремление к знаниям.
Используемые мною обучающие и развивающие игры, предусматривают решение следующих задач:
-познакомить учащихся математическими терминами,
-учить анализировать свои действия и поступки других,
-обучить применению определений, правил,
-формировать вычислительные навыки, положительную мотивацию к обучению,
-развивать внимательность, память, логическое мышление, творческие способности,
-воспитывать интерес к предмету, коммуникативные качества учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_didakt_materialov.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Поедугинская основная общеобразовательная школа»
Дидактические материалы по математике в номинации «Обучающие и развивающие игры»
Работу выполнила:
Евдокимова А.В.
учитель математики
2009 – 2010
Поедуги
Пояснительная записка
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, активизировать деятельность ребят на уроке, а главное, чтобы материал надолго и прочно «засел» в памяти ученика. С этой целью провожу обучающие и развивающие игры в 5 – 6 классах, иногда даже в 7 классе. Данный подростковый возраст позволяет формированию интересов и склонностей к изучению математики.
Итак, игра – это творчество, игра – это труд, в процессе которой вырабатывается у ребят привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, логическое мышление, творческие способности, стремление к знаниям.
Используемые мною обучающие и развивающие игры, предусматривают решение следующих задач:
-познакомить учащихся математическими терминами,
-учить анализировать свои действия и поступки других,
-обучить применению определений, правил,
-формировать вычислительные навыки, положительную мотивацию к обучению,
-развивать внимательность, память, логическое мышление, творческие способности,
-воспитывать интерес к предмету, коммуникативные качества учащихся.
Предполагаемый результат:
Учащиеся должны знать:
- правила округления чисел, умножения и деления десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.;
- разряды чисел, в том числе десятичных дробей;
- что такое пропорция, основное свойство пропорции,
Учащиеся должны уметь:
- округлять числа до любого разряда, умножать и делить десятичные дроби на 10, 100, 1000 и т.д.
- находить разряды чисел (десятичных дробей);
- составлять пропорцию, находить неизвестные члены пропорции.
Наиболее основным направлением в игровых формах деятельности, на мой взгляд, следует рассматривать такие вопросы как:
- определение места обучающих и развивающих игр и игровых ситуаций в системе других видов деятельности на уроке,
- целесообразное использование их на разных этапах изучения различного по характеру математического материала,
- разработка методики проведения игр с учетом цели урока и уровня подготовленности учащихся.
Для составления таких обучающих и развивающих игр натолкнули различные методические пособия по математике, в том числе Коваленко В.Г. «Дидактические игры на уроках математики», статьи из журналов «Математика в школе» из опыта работы учителей стажистов, где особое место занимает вопрос: как же пробудить интерес, удивление учащихся и смотивировать к обучению? Описанные обучающие и развивающие игры составлены мной лично и применяются на уроках математики с целью формирования положительной мотивации к урокам математики, повышения качества ЗУНов. Игровой метод способствует здоровьесбережению учащихся, реализации идей самоуправления, воспитания через коллектив, приобщения детей к творческому потенциалу. А.Н.Леонтьев писал: «Только в результате самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками». Именно эту цель преследует использование на уроках математики обучающих и развивающих игр. В практике моей работы значительное место уделено деятельностному подходу к обучению, который включает игровой метод. Положительные стороны применения игровых форм на уроках:
-учащиеся не получают оценку в журнал,
-не бояться ошибиться, т. к. идет самообучение и взаимообучение, усвоение, понимание учебного материала,
-снимается напряжение, усталость ребят,
-применение игровых форм на любом этапе урока.
После проведения игр предполагается проверить усвоенный материал, «вывести» учащихся на краткосрочный контроль 3 – 5 минут, об этом учащиеся должны знать, используя перфокарты, карточки само и взаимоконтроля, предложив задания дифференцированного уровня.
Собственно дидактические материалы.
На уроках математики в 5 классе провожу следующие игры.
Тема: Округление чисел.
Игра «Самый внимательный». Игра носит обучающий характер.
Цель игры: обобщить и систематизировать знания разрядов десятичных дробей.
Учитель дает карточки цифр и карточку с запятой, ребята выходят перед классом, встают в шеренгу: например,
- 5 3 , 8 7
Учащиеся с места по очереди называют разряды десятичной дроби, тот ученик, у которого названный разряд выполняет движение (приседает, подпрыгивает и т.д). Дается сигнал учителем и учащиеся образуют новую десятичную дробь из данных же цифр, например, 8 , 5 3 7 4
Учащиеся вновь называют разряды десятичных дробей.
На проведение такой игры требуется от 2 до 4 минут.
Игра «Примени правило».
Цель игры: усвоить правило округления чисел.
Правила игры:
-если цифра при округлении чисел меняется, то ученик выполняет движение и «замирает» в том случае пока остальные ученики с цифрами не «преобразовались»,
-если цифра при округлении чисел не меняется, то ученик проговаривает многократно «не меняюсь» до тех пор, пока остальные ученики с цифрами « не преобразовались».
Например, 5 0 7 9 , 7 2 9 - учащиеся с места предлагают округлить до сотен, ученик с цифрой «0» выполняет движение (приседает), в это время следующие за ним ученики с цифрами «7» и «9» изменяют свои цифры на нули, а остальные ребята (те, что занимали место в дробной части десятичной дроби) занимают места за партами, соответственно приседающая цифра «0» просит заменить другой цифрой – на 1 большей.
Конечный итог округления числа - учащиеся «замирают на месте».
Округляем число 7 9 5, 2 4 9 8 до десятых.
Ученик с цифрой «2» повторяет не очень громко «не меняюсь, не меняюсь, …» до тех пор, пока ученики с цифрами «4» «9» «8» не возьмут в руки карточки с нулями.
Конечный итог округления числа - учащиеся «замирают на месте».
В темах: Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т. д.;
Деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т. д.
Игра «Коварная запятая».
Учащиеся составляют десятичную дробь из карточек с цифрами, роль ученика с запятой в том, чтобы перемещаться к началу или к концу числа и занять соответствующее место.
Эта игра предусматривает дифференцированные задания для слабых и сильных учеников. Предлагаю карточки с заданиями всем одновременно и дается время на подготовку, например, музыкальная пауза. Музыка останавливается, команды ребят по очереди быстро демонстрируют свой вариант решения. Оценивается: организованность, правильность, быстрота выполнения. Каждая команда получает оценку в виде похвалы, пожелания справиться в другой раз еще лучше и т. д.
Для проведения этих игровых моментов на уроках, класс можно разбить на две команды, после выполнения одного задания поменять их ролями. Члены первой команды выстроены в ряд перед классом в шеренгу и выполняют перемещения, движения за счет заданий, которые предлагают члены второй команды, то члены второй команды еще должны анализировать и оценивать деятельность первой команды.
Игру можно проводить на любом этапе урока, занимает до 5 минут, удобно включать как физкультминутку.
Урок математики в 6 классе тема «Пропорции».
Игра «Лучший из лучших». Игра носит обучающий и развивающий характер.
Цель: дать понятие «пропорции», научить составлять пропорции, учить находить крайние и средние члены пропорции.
Правила игры:
- умножение заменяется движением - учащиеся берутся за руки,
- деление – учащиеся обращены друг к другу и держатся обеими руками,
- учитель в роли «равенства».
Четырем ученикам предлагаются карточки, например,
2 3 6 9
Ребятам предлагается составить из данных чисел два отношения так, чтобы результаты были одинаковы. Например,
2 / 6 = 3 / 9
Учитель занимает место «равенства» между учениками. Получили пропорцию!
Что такое пропорция? (учащиеся формулируют понятие «пропорции»). Предлагается учащимся составить другие пропорции из данных чисел. По возможности учащиеся прибегают помощи ребят сидящих за партами. В конце составили еще пропорции: 3 / 2 = 9 / 6 ; 6 / 2 = 9 / 3 ;
6 / 9 = 2 / 3
Учащимся дается возможность найти члены пропорции, их назовем крайние и средние члены. В составленных пропорциях идет поиск крайних членов пропорции (учащиеся должны выполнить приседание), поиск – средних членов пропорции (наклоны вперед или назад).
Игра «Докажи».
Цель: формируются умения проверки верности основного свойства пропорции.
В пропорции 2 / 6 = 3 / 9 учащиеся находят произведение (берутся за руки) крайних и средних членов пропорции, учитель занимает роль «равенства» и т.д.
Игра «Искатели» - это обучающая игра.
Цель: поиск неизвестного члена пропорции.
6 = 2 * 9 / 3 Учащиеся меняются местами, комментируют свои действия.
Каждый игр занимает не более 5 минут, но для отработки умений и навыков ограничиваться во времени не следует, так как закладывается основной теоретический материал в данные игровые сюжеты. Основным результатом подобных игр является прочное усвоение материала.
Проработав в школе более 20 лет, возникали сложности: трудно усваивали довольно простой материал, с нежеланием выполняли домашние задания, часто допускали ошибки при выполнении простейших заданий. Эти проблемы разрешились за счет применения игровых форм деятельности, что свидетельствуют результаты мониторинга, в частности слабые ученики успешней справляются с подобными заданиями, с желанием выполняют задания на исправление пробелов, учащиеся пропустившие уроки по уважительной причине (по болезни) – стремятся наверстать упущенный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические материалы по математике
Здесь размещены дидактические материалы, собранные и используемые мной в классах с углублённым изучением математики....
Дидактические материалы п математике 5-6 классы
Тесты по математике дат ученикам закрепить знания...
Дидактические материалы по математике 4 класс
Дидактические материалы по математике 4 класс...
Дидактические материалы по математике
Дидактические материалы по математике содержат памятки, контрольные работы по математике, раздаточный материал, правила, которые способствуют активизировать деятельность учащихся на уроках...