Варианты алгоритма воспитательного процесса в школе
методическая разработка по теме

Несколько вариантов помогут вам создать свой воспитательный процесс в ОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algoritm.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

АЛГОРИТМЫ АНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ

1. Оценка педагога как воспитателя:

  1. Компетентность и уровень его эрудиции.
  2. Уровень заинтересованности в проводимом мероприятии.
  3. Степень демократичности в общении с воспитанниками.
  4. Степень воздействия и помощи воспитанникам.
  5. Культура речи, мимика и жесты.

2. Оценка основных характеристик поведения воспитанников:

  1. Активность воспитанников в процессе проведения мероприятия.
  2. Их заинтересованность в течение всего времени проведения.
  3. Степень инициативности и творчества самих воспитанников.
  4. Уровень самостоятельности воспитанников.
  5. Степень эмоциональности воспитанников.
  6. Степень дисциплинированности и ответственности.

3. Оценка содержания воспитательного мероприятия:

  1. Научность и мировоззренческая направленность содержания.
  2. Доступность и посильность содержания для данного возраста.
  3. Степень актуальности содержания (связь с жизнью).
  4. Целесообразность и познавательная ценность содержания.

4 Оценка способов деятельности воспитателя и воспитанников:

  1. Степень рациональности и эффективности использования времени.
  2. Эстетическая сторона и действенность оформления.
  3. Общий стиль и культура общения всех участников мероприятия.
  4. Выразительность, эмоциональность и доходчивость выступлений.
  5. Степень участия воспитанников в проведении мероприятия (что преобладает - участие или присутствие - и почему).

5. Оценка цели и результата воспитательного мероприятия:

  1. Социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и четкость
  2. Реальность и достижимость в данных условиях, за конкретный отрезок  времени.
  3. Степень эмоционального и воспитательного воздействия.
  4. Степень обучающего и развивающего значения данного мероприятия.

ВТОРОЙ ВАРИАНТ

1. Общие сведения:

  1. Название мероприятия.
  2. Дата проведения, класс.
  3. Организатор мероприятия.
  4. Состав воспитанников: мальчики (юноши), девочки (девушки).
  5. Вид деятельности (является ли она частью системной работы, или мероприятие носит эпизодический характер).
  6. Цель проведения мероприятия (данное мероприятие рассчитано на решение каких задач классного коллектива и формирование каких качеств личности воспитанников).
  7. Обоснование выбора данного вида и содержания деятельности (соответствие занятия основным направлениям воспитательной работе школы, уровню развития классного коллектива, возрастным особенностям воспитанников).

2.   Анализ подготовки мероприятия:

  1. Кто является инициатором  проведения  данного мероприятия и как оно готовилось?
  2. В чем и каким образом проявилась активность, самостоятельность и инициатива воспитанников при подготовке к мероприятию.
  3. Содержание этапов подготовительной работы: планирование, разработка элементов мероприятия, изготовление необходимого оборудования и т.д.
  4. Степень включенности воспитанников в подготовку мероприятия.

3.  Анализ хода мероприятия:

  1. Насколько убедительно и эмоционально были раскрыты перед учащимися цели и задачи предстоящей деятельности; степень их актуальности для детей.
  2. Насколько содержательно, интересно, увлекательно и организованно проходила работа.
  3. Какие знания приобрели воспитанники в ходе мероприятия, на форми рование каких социальных установок, чувств и убеждений оно было направлено?
  4. Какова результативность проделанной работы?
  5. Какое влияние оказало проведенное мероприятие на коллектив детей?  
  6. Какие последствия для развития коллектива мероприятие может иметь?
  7. Какова роль классного руководителя или других педагогов в ходе мероприятия?
  8. Характер взаимоотношений между воспитанниками и другими педаго гами, их соответствие воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития коллектива.

4. Оценка воспитательного мероприятия:

  1. Насколько удалось достигнуть поставленных целей и задач?
  2. Причины успеха, неудач, замеченные ошибки.
  3. Общая оценка воспитательной ценности проведенной работы.
  4. Педагогические выводы и предложения в адрес воспитателей и воспитанников.

5. Анализ деятельности педагога (воспитателя):

  1. Какие действия педагога (воспитателя) способствовали удачному проведению мероприятия, а какие - мешали и почему?
  2. Какие педагогические способности и умения были проявлены в ходе воспитательной работы с учащимися?
  3. Пожелания и рекомендации для дальнейшего совершенствования вое питательной деятельности педагога (воспитателя).

ВАРИАНТ ТРЕТИЙ

  1. Тема воспитательного мероприятия, занятия, кто проводит. Цель занятия.
    Возраст учащихся: класс, группа. Место проведения. От кого исходит инициатива проведения мероприятия? Структура мероприятия (начало, кульминация, завершение).
  2. Своеобразие мероприятия (традиции, обрядовая сторона, репродуцирование национальной культуры, праздничность, торжественность и т.д.)
  3. Прогнозируемый результат. Воспитание культуры выражения эмоций: радости, доброжелательности и желания помочь другим. Эмоциональное состояние на мероприятии, до и после. Возникновение у учащихся познавательных потребностей, сопереживания и желания  самосовершенствоваться и самовыражаться. Развитие творческих способностей учащихся, квалифицированная помощь в этом педагогических работников, проводящих мероприятие.
  4. Конкретная обстановка проведения мероприятия: обстановка помещения; наличие наглядных пособий на стенах и стендах; место расположения
    участников. Какие технические средства привлечены для усиления воспитательного воздействия?
  5. В какой степени и при помощи каких средств информированы школьники о занятии? В чём выразилась их общая и индивидуальная подготовка к
    этому занятию? Как был учтён возраст детей?
  6. Как было организовано начало воспитательного занятия? На какой психологический эффект была ориентирована методика начала занятий?
  7. Как и какими средствами выдерживалась основная цель на протяжении
    всего занятия? Внутренняя логическая связь всех частей материала.
  8. Какими приёмами осуществлялось воздействие на познавательную сферу
    деятельности школьников; какие новые данные были усвоены, их нравственное значение?
  9. Как и какими приёмами осуществлялось воздействие на чувства? Какие чувства
    были активизированы, в чём нашла выражение эмоциональная активность? Как
    можно охарактеризовать общую эмоциональную обстановку во время занятий?
  10. Какие оценочные отношения были выработаны у школьников на воспитательном занятии?
  11.  Как была организована концовка занятия? В чём психологическое значение
    такой организации? Как вы считаете, была ли достигнута поставленная пель?
  12. Ваша общая оценка воспитательного занятия. Ваши предложения.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Тема занятия и её педагогическое обоснование.
  2. Цели и задачи проводимой работы.
  3. Организация подготовки учащихся: степень участия, наглядное оформление; использование технических средств.
  4. Содержание и методика проведения занятия:
  1. соответствие содержания занятия поставленной цели,
  2. познавательная и воспитательная ценность подобранного материала,
  3.  эмоциональная насыщенность,
  4.  интерес учащихся к занятию, их активность,
  5. приёмы и методы, использованные на занятии: их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса.
  1. Особенности личности воспитателя, проводящего занятие: убеждённость,
    эмоциональность, контакт с учащимися, задание для детей.
  2. Педагогическая ценность занятия.
  3. Как будет учтён опыт этого занятия в дальнейшей работе?

АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ЭТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

  1. Конкретность задач (целей) мероприятия, их соответствие возрастным и
    культурным особенностям ребят; адекватное восприятие этих задач и «артистами», и зрителями.
  2. Оптимальный подбор фактов и явлений культуры (разных жанров и видов), предназначенных для подростков при:
  1. прослушивании музыки;
  2. восприятии живописи;
  3. наблюдении за танцорами и т. д.

Количественное соотношение произведений-образцов с особенностя ми восприятия данного возраста. Соответствие произведений-образцов эстетическому и культурному уровню участников.

  1. Характер условий для самореализации детей в различных видах и жанрах
    эстетической деятельности.
  2. Характер обсуждения проблем, связанных с произведениями-образцами.
    Их актуальность, значимость и соответствие возрасту участников, возмож ность выражения ими своих мыслей и чувств.
  3. Развитие подростков в различных аспектах:
  1. в интеллектуальном;
  2. в эмоциональном;
  3. в художественно-эстетическом.
  1. Соотнесение количества «артистов» с количеством «зрителей».
  2. Дальнейшее использование эстетической продукции как условия (средства)
    для совершенствования (саморазвития) художественного вкуса подростков.

Литература:

  1. Научно-методический журнал «Заместителя директора школы по воспитательной работе»,

№ 4/2006г

  1. практический журнал руководителей и учителей сельских школ «Сельская школа»,

 №2 /2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы контроля за состоянием воспитательного процесса в школе

Данная презентация содержит  информацию о формах и методах внутришкольного контроля, применяемых в школе для оценки эффективности воспитательной работы....

мини-проект на тему: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе коррекционной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с нарушением интеллекта”.

Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер...

Доклад на тему: "Типы отношений к незрячему ребенку в семье, как основной фактор, влияющий на осуществление воспитательного процесса в школе".

В данном докладе рассматривается проблема отношений к незрячиму ребенку в семье и влияния этих отношений на формирование личности ребенка. Данный материал, думаю, будет интересен, как педагогам коррек...

«Тропа знаний » как средство повышения эффективности учебного и воспитательного процесса в школе

Каждому педагогу приходилось сталкиваться с фактом падения успеваемости, потерей интереса к ряду изучаемых предметов, снижением культуры поведения и общения учащихся, нежеланием участвовать...

Статья "Использование зджоровье сберегающих технологий в учебно - воспитательном процессе в школе VIII вида!

процесс современной школы.Здоровьесберегающие технологии в  образовании в школе 8 вида технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддер...

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Особенности управления воспитательным процессом в школе" (№3-4, 2016)

В статье рассматриваются вопросы управления воспитательным процессом в школе. Авторы рассказывают о внеаудиторной деятельности в школе как сознательно организованном и управляемом процессе, делятся оп...

Взаимодействие семьи и школы, как основа воспитательного процесса в школе

Аннотация: В данной статье мы рассмотрели актуальную в нынешнее время проблему — взаимодействие семье и школы в воспитательном процессе. В статье было показано, что не только со стороны родителе...