"Развитие педагогического мастерства через развитие общения"
материал на тему
"Если вы в общении с людьми часто подчеркиваете их недостатки, вы никогда не сделаете их лучше" Гете.
Всегда похваливайте ребенка, реже хвалите.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnyy_seminar.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемный семинар
«Развитие педагогического мастерства через развитие общения»
Работа проводится индивидуально, в общем кругу и микрогруппах.
Выступление ведущего.
Он говорит об общих целях проблемного семинара и о том, как изменилось общение учителей и учеников в школе за последнее время и насколько это отвечает современным тенденциям развития образования.
Выступление (приложение)
Переход к личностно-ориентированному обучению, основанному на уважении личности ребенка, знании его особенностей и построения обучения с учетом особенностей и потребностей детей, требует изменения стиля общения педагога с учащимися.
Опыт показывает, что для изменения стиля отношений в классе и в том числе манеры общения потребуются даже не месяца, а годы работы.
Процесс этого может быть ускорен при использовании специальных методик и техник, позволяющих учителю осознать особенности своего поведения в классе, причины, его вызывающие, и способствующих быстрейшему изменения общения и отношения в желаемом направлении. К сожалению, у нынешних школьников все чаще наблюдается дидактогенный невроз, характеризующийся такими симптомами, как: внутренняя тревога, страх, падение чувства собственного достоинства, снижение уверенности в завтрашнем дне, отсутствие ощущения личностной перспективы.
Не обошла стороной эта проблема и нашу школу.
Наблюдения показывают, что учащиеся не удовлетворены общением с одноклассниками, достижениями в учебе, испытывают на себе оскорбление со стороны учителей.
По итогам полугодия в школе есть не успевающие
Всем нам нужно учесть тот факт. Что возможными причинами неуспеваемости могут быть не только педагогические, но и психологические причины:
а) отсутствие или слабая сформированность позитивных моментов учебной деятельности;
б) слабая или высокая подвижность нервной системы;
в) низкий уровень познавательных способностей и т.д.
Именно поэтому одно из важнейших направлений работы педагогов – эмоциональное развитие школьников. Умение управлять и адекватно выражать свои эмоции формирует у них эмоциональную стабильность.
Сегодняшним педагогам необходимо развивать такие компоненты педагогической техники, как умение взаимодействовать с личностью и коллективом и, конечно же, умение управлять собой.
I. Обсуждение в микрогруппах вопроса: «Что для меня сложнее всего в общении с учениками? »
(решение проблемы трудностей в общении с учениками)
Высказывание преподавателем группы резюме (приложение по проблеме конфликтов в общении)
I группа. Двенадцать способов убеждать в своей точке зрения.
Правило 1. Единственный способ добиться лучшего результата в споре – это уклониться от спора.
Правило 2. Проявляйте уважение к мнению другого, ни когда не говорите человеку, что он не прав.
Правило 3. Если вы не правы, признайте это сразу и чистосердечно.
Правило 4. Вначале покажите свое дружеское отношение.
Правило 5. Пусть Ваш собеседник, с самого начала будет вынужден отвечать вам: «Да, да».
Правило 6. Дайте собеседнику возможность выговориться.
Правило 7. Пусть Ваш собеседник почувствует, что идея принадлежит ему.
Правило 8. Честно попытайтесь увидеть вещи с точки зрения другого.
Правило 9. Проявляйте сочувствие к мысли и желаниям других людей.
Правило 10. Взывайте к благородным побуждениям.
Правило 11. Придайте своим идеям наглядность, инсценируйте их.
Правило 12. Бросайте вызов!
Помните!
Лучше уступить дорогу собаке, чем вступить с ней в спор за право первым пройти, оказаться укушенным ею.
Даже убив ее, вы не исцелите этим полученную рану.
Девять правил,
Соблюдение которых позволяет воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувство обиды:
Правило 1. Начинайте с похвалы и истинного признания достоинств собеседника.
Правило 2. Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.
Правило 3. Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уже критикуйте своего собеседника.
Правило 4. Задавайте собеседнику вопросы, вместо того чтобы ему что-то приказывать.
Правило 5. Давайте людям возможность спасти свой престиж.
Правило 6. Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте их успех. Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу.
Правило 7. Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.
Правило 8. Прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима; делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалась им не трудной.
Правило 9. Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете.
Шесть способов
располагать к себе людей.
- Проявляйте искренний интерес к другим людям.
- Улыбайтесь!
- Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком человеческой речи.
- Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать вам о себе.
- Ведите разговор в круге интересов вашего собеседника.
- Давайте людям почувствовать их значительность и делайте это искренне.
Задумайтесь над этим!
Сегодня начинается первый день остатка вашей жизни! Живите осознанно во времени и находите время для важных дел!
- Находите время для работы,
это – условие успеха.
- Находите время для размышлений,
это источник силы.
- Находите время для игры,
это – секрет молодости.
- Находите время для чтения,
это – основа знаний.
- Находите время для дружбы,
это – условие счастья.
- Находите время для мечты,
это – путь к звездам.
- Находите время для любви,
это – истинная радость для жизни.
- Находите время для веселья,
это – музыка души.
II. Работа микрогрупп в технике мозгового штурма.
(решение проблемы трудностей в общении с учениками)
- причины возникновения трудностей (что мешает нам слушать ребенка)
Данная техника позволяет найти как можно больше вариантов решения выбранных проблем.
Метод мозгового штурма предполагает соблюдение ряда правил:
- принимаются все идеи;
- ни одна идея не критикуется;
- идеи лишь высказываются, но не прорабатываются досконально;
- участники не прерывают друг друга;
- участники распределяют между собой роли и исполняют их.
Соблюдение третьего правила важно.
Цель данного этапа – сбор вариантов решений, а не полная проработка и доведение до «рабочего варианта».
Идея, высказанная одним участником, может навести на мысль другого. Это будет сделано на следующем этапе.
В данный момент важен полет фантазии, творчество, поэтому количество здесь важнее качества.
Обсуждение конфликтов в общении.
- Подведение итогов написания сочинений и анкетирования учителей «Общение без конфликтов возможно ли оно?» (зачитывание лучших работ)
- Стратегия поведения в конфликтной ситуации.
Настойчивость, напористость – когда человек сверхактивный, сверхэнергичный.
Минусы: он все сметает на своем пути. «Идет по трупам»
Такая модель оправдана в случае стрессовой ситуации.
Приспособление – в ряде случаев такая стратегия оправданна, если нам невыгодно идти на конфликт. Опасность в том, что оппонент чувствует себя обязанным за то, что ему уступили. Но долго человек не может чувствовать себя обязанным.
Избегание – уход от решения проблемы.
Такая стратегия оправдана, если она осуществляется здесь и теперь.
Минусы: падает авторитет. 70% больных в клиниках из-за последствий избегания.
Компромисс – частичное решение проблемы. И если компромисс не закреплен юридически и джентльменским соглашением, оппонент может перерешать его в свою пользу. Страх быть обманутым.
Сотрудничество – лучший способ. Позиция – нет не решаемых проблем.
С конфликтными людьми лучше придержаться строго официальных отношений, разговаривать вежливо, но решительно, пересекать разговоры на личные темы, не верить раскаяньям, так как чаще всего это – игра.
Защитные механизмы.
- Вытеснение из сознания наиболее неблагоприятной информации в подсознании. Иногда требуется гипноз.
- Рационализация или обесценивание.
Обесценивается предмет или явление, которые мы потеряли; поднимается свой имидж в собственных глазах.
- Механизм компенсации. Человек отвергнутый ищет в качестве компенсации успех в другом человеке.
- Аргументация (обоснование):
а) Способы трехступенчатых ответов, когда человек убеждает вас в том, что вы не правы, ваш ответ:
- Да, я согласен с вами в том, что…
- Но я сомневаюсь, что…
- Я с вами не согласен в том, что…
Нужно обязательно следить, чтобы аргументирование не переходило в эмоции.
б) Способ аргументирования – перелицовка, безусловно, знаете…» и др.
Причины возникновения трудностей в общении ( что мешает нам слушать ребенка ) :
-предупреждение
-нравоучение
-нотация
-критика
-критика, обвинение
-обзывание
-выспрашивание
-сочувствие на словах
-отшучивание
-уход от разговора
-догадка
-интерпретация.
Принципы общения ребенка со взрослыми :
- Безусловное принятие ребенка .
- Право на отрицательный опыт.
- Право на любовь
При общении важно выбрать правильную позицию. Смотреть глаза в глаза,
Не выспрашивать ребенка, попытаться активно выслушивать его.
Фраза, оформленная как вопрос, не выражает сочувствия.
Советы родителям:
-Вы должны принять ребенка таким , какой он есть, и не судить его . Если вы хотите добиться положительных результатов в общении , постоянно думайте о своем собеседнике:
Кто он? Каковы его мысли?
Его заинтересованность должны быть на первом плане. «Если вы в общении с людьми часто подчеркиваете их недостатки, Вы никогда не сделаете их лучше.» (Гете)
Всегда похваливайте ребенка, реже хвалите.
Постарайтесь ,чтобы между членами вашей семьи был тактильный контакт (прикосновение, рукопожатие,поглаживание). Не менее 4 раз прикасайтесь к членам. Не делайте этого , когда
кто-то испытывает отрицательные эмоции.
При общении необходим также зрительный контакт .
У дошкольника и младшего школьника глаза выражают все эмоции.
Видеть глаза-ощущать присутствие ребенка.
Вы должны взять на себя инициативу установление данного контакта.
Если ребенок пытается отвести глаза, вы должны ему улыбнуться (проследить взгляд , проанализировать, почему он не смотрит в глаза ) .
Вы должны быть терпеливы в общении с ребенком . Не нужно искусственно ускорять ход событий . В отказе «смотреть в глаза» нет ничего направленного лично против вас .
То , что нет зрительного контакта , говорит о неуверенности ребенка .
Помните о том, что дети могут быть с большим развитым левым полушарием мозга – «математики » и с правым полушарием – «творцы».
«Математики», как правило, склонны к формальному обучению, они настойчивы, ответственны, предпочитают учиться и играть в одиночку, способны неподвижно сидеть длительное время, хорошо справляться с самостоятельным заданиями.
«Творцы» любят неяркий свет и тепло, не любят долго сидеть без движения, отдают предпочтения групповому обучению, любят двигаться, им нравится трогать предметы, они не отличаются особыми успехам в поведении. Примите детей такими, какие они есть!
Не верьте слухам и сплетням!
Ф. Тютчев говорил : « Мысль изреченная есть ложь.»
Сообщение в процессе изложения значительно искажается, от первичной информации
Остается около 16%, то есть примерно 1/6часть.
Любите своих детей!
Успешного вам общения!
Активное слушание:
-повернуться лицом к собеседнику;
-установить зрительный контакт;
-не выспрашивать ребенка , попытаться выслушать;
-ответы-вопросы должны звучать в утвердительной форме;
-нужно уметь держать паузу ,помнить время принадлежит рассказчику;
-подстроиться под тон и тембр голоса ребенка(настроиться на его волну);
-рассказать о своих чувствах , переживаниях;
-сформулировать ясно в одном предложении суть проблемы;
-сообщить ребенку,что чувствуете Вы по поводу этой ситуации ,использовать открытые –я-высказывания;
-указать на те последствия , которые Вам видятся;
-передайте свою беспомощность и одновременно выскажите желание ,что следовало бы сделать ребенку ;
-напомните ребенку (1раз!),что вы могли бы ему помочь , если он этого хочет;
-протяните ребенку руку помощи ,но не берите все на себя;
-выскажите убеждение в том, что ребенок может сам принять верное решение ( «Свобода –осознанная необходимость.», « Ты-можешь!»)
-обязательно рефлектируйте: отражайте чувства, эмоции (тебе было больно ,трудно?)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие педагогического мастерства через развитие общения"
Презентация к проблемному семинару по теме: "Развитие педагогического мастерства через развитие общения"...
Апробация методической системы формирования и развития педагогического мастерства учителя технологии
Сформированная мною в течение 10 лет собственная методическая система, как всякая система, представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов. Центральным компонентом выступают цели обучения:...
Роль педагогического мастерства в развитии творческих способностей детей
В процессе обучения педагог играет важную направляющую роль. На занятиях декоративно-прикладного творчества практическая часть...
Роль педагогического мастерства в развитии творческих способностей детей
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке вер...
Пути развития педагогического мастерства педагога-филолога
Направления развития педмастерства...
Роль педагогического мастерства в развитии творческих способностей детей
Любое мастерство - это гармоничное сочетание знаний, умений и творчества....
Педагогический совет: "Совершенствование педагогического мастерства учителей школы через самообразовательную деятельность"
laquo;Образ педагога» обсуждался во все времена. Эта тема стала еще более актуальной сегодня, при ФГОС. Современной школе нужен учитель, глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическим...