Проектная работа «Технология формирования социально-личностной компетенции обучающихся»
статья по теме
Основной задачей профессиональных образовательных учреждений в современных условиях, является развитие личности в процессе подготовки по профессии и специальности в соответствии с ее интересами, способностями и социальными потребностями. Таким образом, профессиональное образование наряду с общим, является необходимым и важнейшим фактором разностороннего развития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_rabota.docx | 44.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное образовательное учреждение
Дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Республики Татарстан»
Кафедра профессионального и технологического образования
Проектная работа
Тема: «Технология формирования социально-личностной компетенции обучающихся»
Выполнила: Бурганова Л.Ф.
Слушатель курсов повышения
квалификации учителей по проблеме:
«Единство обучения и воспитания как
целостный образовательный процесс»
Должность: преподаватель
Место работы: ГОУ СПО «Атнинский
сельскохозяйственный техникум»
им. Г.Тукая
Проектная работа допущена к защите
Руководитель проектной работы: Гафурова Г.И.
г. Казань – 2011г.
Содержание
1.Введение
2.Основная часть
Социально-личностные компетенции как компонент подготовки к профессиональной деятельности
2.1. Компетентностный подход в образовании
2.2. Виды компетенций
2.3. Социально-личностные компетенции
3. Заключение
4. Список использованных источников
5. Приложения
Введение
Основной задачей профессиональных образовательных учреждений в современных условиях, является развитие личности в процессе подготовки по профессии и специальности в соответствии с ее интересами, способностями и социальными потребностями. Таким образом, профессиональное образование наряду с общим, является необходимым и важнейшим фактором разностороннего развития личности.
В настоящее время главной целью профессионального образования является не столько формирование у студентов системы знаний и практических умений, нужных для будущей профессии, сколько развитие социально адаптированной, конкурентоспособной личности и ее творческой активности. Выпускник профессионального учебного заведения выходит на рынок труда со своим «товаром» - профессией, уровнем квалификации, мастерством. Поэтому очень важно не только овладеть определенной профессией, которая пользуется спросом на региональном рынке труда, но и достигнуть определенного уровня квалификации, овладеть культурой профессиональной деятельности, чтобы быть конкурентоспособным и чтобы качество «товара» соответствовало требованиям «потребителя» – работодателя.
Эффективность внедрения компетентностного подхода в образовании не вызывает сомнений, поэтому необходимо разрабатывать новые принципы, методы обучения.
Проблема состоит в том, что люди зачастую не осознают своих профессиональных и жизненных трудностей или отрицают их наличие; это препятствует эффективному разрешению проблем.
Поэтому необходимо исследовать уровень развития компетентности каждого участника процесса профессионального образования, в том числе на предмет сформированности такого компонента компетентности, как социально-личностные компетенции.
Вопросы социальной компетенции личности – это не только теоретическая, но и практическая проблема, связанная с решением задач построения общества, в котором личностный фактор выдвигается на первое место. Это и обуславливает актуальность проблемы внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс учебного заведения.
Цель проекта: Выявление психологических особенностей социально-личностных компетенций обучающихся.
Объект: Социально-личностные компетенции
Задачи:
проанализировать теоретические аспекты проблемы компетентности и социально-личностных компетенций (СЛК);
обобщить материалы по данной теме;
Методы диагностики: анкетирование, наблюдение.
Срок реализации проекта: 2010/2011 уч.год.
Место реализации проекта: ГОУ СПО «Атнинский сельскохозяйственный техникум» им.Г.Тукая.
Основная часть
Социально-личностные компетенции как компонент подготовки к профессиональной деятельности.
2.1. Компетентностный подход в образовании
Обновление российского образования происходит с учетом позитивных тенденций его развития в мире, нового взгляда на стратегические цели образования, приоритетно направленного на создание условий для успешной адаптации подрастающего поколения к изменяющимся социально- экономическим условиям жизнедеятельности общества.
Важной задачей современного общества является воспитание нового, конкурентоспособного человека; в связи с этим процессы обучения и воспитания рассматриваются как средства развития человека не только как индивида, но и как члена социума. Мировые процессы глобализации образования актуализируют потребность в личности, способной осуществлять свободный и социально ответственный выбор.
Компетентностный подход в образовании – это попытка привести образование в соответствие с потребностями рынка. С введением компетентностного подхода в систему профессионального образования связывается возможность качественного изменения подготовки специалистов. Все более очевидной становится потребность оценивать результаты педагогического образования, не ограничиваясь качеством знания. Основа компетентности – чувство собственной успешности и полезности; осознание человеком способности эффективно и продуктивно взаимодействовать с окружающими.
Одним из критериев оценки компетентного специалиста становится образованность, проявляющаяся в личностных характеристиках выпускников. Таким образом, компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, его компетентность. При этом результаты образования признаются значимыми за пределами самой системы.
Компетентностный подход к образованию в последние годы становится все более популярным. Е.В. Бондаревская отмечает, что он перестает быть относительно локальной теорией, а постепенно превращается в общественное явление, претендующее на роль концептуальной основы, проводимой в сфере образования.
Деятельностно-компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность студента, а умения решать проблемы, возникающие в познании и объяснении явлений действительности: освоении современной техники и технологии; взаимоотношениях людей, оценке собственных поступков; рефлексии жизненных проблем; самоорганизации себя, выборе стиля и образа жизни; разрешении конфликтов. Данные векторы исследования деятельностно-компетентностного подхода в формировании самообразовательной деятельности студента нашли также отражение в работах таких отечественных педагогов, как А.В. Баранников, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, О.Е. Лебедев, В.В. Сериков, М.А. Холодная, А.В. Хуторской, Т.И. Шамова и др.
Основными единицами оценки качества результата обучения выступают компетентности и компетенции. В психолого-педагогической литературе эти понятия рассматриваются неоднозначно, что связано со сложностью структуры профессиональной деятельности в разных областях и с различиями в теоретических подходах исследователей. Так компетентность рассматривается как степень сформированности общественно-практического опыта субъекта (Ю.Н. Емельянов); внутренние, потенциальные, психологические новообразования, которые выявляются в компетентностях человека (И.А. Зимняя). Э.Ф. Зеер под компетентностями понимает «содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений» , под компетенциями – «обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности».
Компетентностный подход предполагает формирование компетенции, под которой А.В. Хуторской понимает «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним».
В контексте компетентностного подхода содержание компетенции можно представить формулой:
Компетенция = задачи + умения + навыки + опыт деятельности
Компетенция - это обозначение образовательного результата, выражающегося в подготовленности обучающегося к реальному владению методами, средствами деятельности, обладанию такой формы сочетания учебных задач, умений и навыков, которая позволяет достичь поставленной цели.
Образовательные компетенции – это получаемые в процессе образования знания, умения, соединенные с социально важными и профессионально значимыми качествами личности.
Признаки проявления компетентности чаще всего описываются с помощью слов «эффективность», «адаптивность», «достижение», «успешность», «понимание», «результативность», «владение», «качество» и «количество». Понятия «компетентность», «компетенция» могут трактоваться как:
• совокупность (система) знаний в действии;
• личностная черта, свойства и качества личности;
• как критерий проявления готовности к деятельности;
• способность, необходимая для решения задач и для получения необходимых результатов работы;
• интегрированная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, способность человека реализовать на практике свою компетентность, мотивированная способность;
• деятельностные знания, учения, навыки, опыт (интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач), а также мотивационная и эмоционально-волевая сфера личности;
• проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая её социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость её постоянного совершенствования» и мн. др.
2.2. Виды компетенций
Отечественные исследователи вкладывают в понятия «компетенция» и «квалификация; разные значения. Так, В. И. Байденко пишет о том, что квалификация, в отличие от компетенции «означает преобладание рамочной деятельности в устойчивых профессиональных полях и алгоритмах». Отображая структуру данного понятия, автор отмечает, что «квалификация переходит в качестве одной из ключевых групп в структуру компетенции». Но говорить о едином семантическом пространстве понятия «ключевые компетенции» говорить сложно: даже называются они в разных источниках по-разному - ключевые, базовые, универсальные, транспредметные, метапрофессиональные, систематичные, ядерные и т.п.
Э.Ф. Зеер и его последователи ключевыми компетенциями называют:
1. «Межкультурные и межотраслевые знания, умения, способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах»;
2. Комплекс универсальных (интегральных) знаний, которые «включают общенаучные и общепрофессиональные категории, принципы и закономерности функционирования науки, техники, общества»..., которые «определяют реализацию специальных компетентностей и конкретных компетенций».
В.И. Байденко дает определение еще одного важнейшего образовательного конструкта – «профессиональные (профессионально ориентированные) компетенции». Данное понятие интерпретируется как:
«овладение знаниями, умениями и способностями, необходимыми для работы по специальности при одновременной автономности и гибкости в части решения профессиональных проблем; развитое сотрудничество с коллегами и профессиональной межличностной средой»;
Подводя итог, В.И. Байденко определяет профессиональную компетентность как «готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности.
Это связанные с предметом навыки - соответствующие технические приемы, присущие различным предметным областям».
В «Федеральной концепции модернизации российского образования до 2010 г.» ключевая компетенция определяется как система универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Е.В. Бондаревская конкретизирует эту формулировку: «Ключевая компетенция учителя - это личностно-осознаваемая, вошедшая в субъективный опыт, имеющая личностный смысл система знаний, умений, навыков, которая имеет универсальное значение, т.е. может быть использована в различных видах деятельности при решении множества жизненно значимых проблем. Ключевые компетенции - это личные цели ученика (педагога), личные смыслы его образования (профессиональной деятельности). Развертывание содержания образования вокруг ключевых компетенций, их включение в содержание - это и есть путь перехода от обезличенных, отчужденных от учеников «значений» к личностным смыслам, т.е. пристрастному, ценностному отношению к знаниям.
И.А. Зимняя выделяет десять основных компетенций. Если представить эти компетенции как актуальные компетентности, то очевидно, что последние будут включать:
а) готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект);
б) владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект); в) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект);
г) отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект);
д) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления. Эти компетенции, проявляясь в поведении, деятельности человека, становятся его личностными качествами, свойствами.
Соответственно, они становятся компетентностями, которые характеризуются и мотивационными, и смысловыми, и отношенческими, и регуляторными составляющими, наряду с когнитивными (знанием) и опытом.
2.3. Социально-личностные компетенции
Социально-личностные компетенции – это сложное системное образование, способствующее саморазвитию и самореализации личности, ее успешной жизнедеятельности в социальном взаимодействии.
Социально-личностные компетенции относятся к сферам «Я – Мы» и «Я-Я».
Социально-личностная компетентность в период детства – это интегративная характеристика личности, отражающая систему знаний, умений и навыков, необходимых личности для моделирования своего поведения и ориентирования в социальном пространстве; умения адекватно воспринимать окружающую действительность; строить систему отношений и общения с окружающими людьми с учетом социальной ситуации.
Социально-личностные компетенции – это совокупность компетенций, относящихся к самому человеку как к личности и к взаимодействию личности с другими людьми, группой и обществом . Она включает компетенции:
1. Персональную (личностную), которая рассматривается как готовность к сохранению психического и физического здоровья, к постоянному повышению квалификации и как потребность в самопознании, саморазвитии, самоактуализации. В ее состав входят: готовность к самостоятельной работе, умение управлять своим временем, планировать и организовывать деятельность; готовность к постоянному саморазвитию, умение выстраивать стратегии личного и профессионального развития и обучения.
2. Коммуникативную, которая рассматривается как владение устным и письменным общением на разных языках, в том числе через Internet, как готовность к взаимодействию и сотрудничеству с другими членами общества, группой. В ее составе: владение приемами профессионального общения; умение строить межличностные отношения, работать в группе, конструктивно разрешать конфликтные ситуации и уважать точку зрения другого по данному вопросу.
3. Информационную, которая рассматривается как владение мультимедийными технологиями, понимание возможностей их применения и критическое отношение к информации, распространяемой СМИ. В ее составе: умение самостоятельно собирать, сохранять, анализировать, преобразовывать (делать выводы, строить прогнозы, получать новые знания путем анализа и синтеза различных сведений и т.д.) и передавать информацию; свободное владение программным обеспечением персонального компьютера и офисной техникой.
В структуру этих компетенций входят такие личностные качества, как обучаемость, организованность, самостоятельность, ответственность, самоконтроль и самопланирование, потребность в реализации своего личностного потенциала, надежность, чувство долга, ориентации на ценности, терпимость, толерантность космополитизм, гуманность, общая культура.
Формирование компетенций осуществляется в процессе решения практических и исследовательских задач, направленных на интеграцию полученного ранее опыта и приобретения нового в процессе совместной деятельности с преподавателем или под его руководством. Развитие социально-личностных компетенций студентов будет более успешным при создании специальных организационно-педагогических условий.
1.Применение развивающих технологий и методов обучения, которые ориентированы на профессиональное развитие личности; приобретение опыта; активизацию и интеграцию знаний, умений, навыков, полученных в процессе обучения.
2. На формирование и развитие персональной и коммуникативной компетенций большое влияние оказывает использование методов развивающей психодиагностики и тренинга. Психодиагностика стимулирует процесс самопознания: изучение особенностей структуры личности, характера, самоотношения, самооценки и пр. и определения путей, способов изменения негативных качеств. Метод тренинга развивает, совершенствует положительные и корректирует негативные качества личности.
3. Для формирования и развития информационной компетенции используется метод проектов, который позволяет интегрировать знания, полученные при изучении различных дисциплин. Информационно-поисковые, проблемные и профессионально ориентированные задания позволяют повысить интерес студентов к выбранной профессии, активизировать и закрепить теоретические знания и практические навыки, повысить профессиональную подготовку студентов, обучить работе с информацией.
4. Организация самостоятельной работы студентов (СРС) осуществляется в учебное время: на лекциях, семинарах, практических и лабораторных занятиях под руководством преподавателя и во внеучебное время. Формы организации СРС могут быть индивидуальные и коллективные. Целью СРС является усвоение, активизация и обобщение знаний, приобретение опыта решения профессиональных задач, творческой и научной деятельности. Привлечение студентов к самостоятельной практической работе способствует повышению качества обучения, формированию адекватной самооценки, усилению деловой направленности, повышению ответственности за результаты своего труда.
5. Использование коллективных форм обучения позволяет увеличить количество социальных и межличностных связей между студентами, повысить сплоченность, взаимопонимание и взаимопомощь, развить навыки работы в группе, научить объяснять, слушать и понимать собеседника, учитывать мнение других. Стимуляция профессионального и делового общения студентов при выполнении задания развивает коммуникативную компетенцию студентов и повышает их ответственность за формирование межличностных связей в коллективе.
6. Обеспечение междисциплинарных связей при выполнении информационно-поисковых и творческих заданий обучает студентов интегрировать знания и умения, полученные при изучении различных дисциплин, собирать, анализировать и классифицировать информацию, позволяет преодолевать разрыв между разными дисциплинами.
7. Проведение дополнительных занятий, направленных на самопознание и саморазвитие личности, на развитие коммуникативных качеств для студентов позволяет оказывать развивающее влияние на личность учащихся, повышает стремление к самопознанию, удовлетворяет потребность в саморазвитии.
Заключение
Современные тенденции развития профессионального образования диктуют необходимость развития индивидуальности каждого студента и учета особенностей его подготовки на различных уровнях и по различным траекториям в условиях перехода к многоуровневой системе образования, что отвечает требованиям реформирования системы образования и позволяет наиболее полно раскрыть его потенциальные возможности. В условиях развертывающейся реформы системы образования на первый план выдвигается проблема повышения качества подготовки студента в системе профессионального образования. В настоящее время развивающаяся система профессионального образования еще не позволяет готовить выпускника, способного решать компетентно задачи самообразовательной деятельности.
Цель данной курсовой работы достигнута, изучена роль социально-личностных компетенций в подготовке к профессиональной деятельности благодаря выполнению задач, поставленных во введении.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении качественных особенностей социально-личностных компетенций у каждого студента в отдельности, что позволяет рассчитывать траекторию индивидуального пути профессионального развития, прогнозировать трудности, которые могут возникнуть при становлении специалиста, а также разрабатывать рекомендации индивидуально для каждого субъекта профессиональной деятельности как конкурентоспособной, активной и творческой личности
Таким образом, реализация компетентностного подхода в образовательном процессе позволит качественно изменить подготовку специалиста, и даст возможность использовать государственные образовательные стандарты нового поколения, максимально приближенные к современным требованиям общества.
Список использованных источников
1. Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М., 2004.
2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций // Педагогика. 2004. №10. С. 23-31.
3. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход как методологическая позиция обновления профессионального образования // Вестник учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. 2005. №1 (37). С. 5-12.
6. Зеер Э.Ф. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании / Э.Ф. Зеер, Д.П. Заводчиков, Е.Г. Лопес. Екатеринбург, 2007.
7. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М., 2004.
8. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.А. Зимняя // Интернет-журнал "Эйдос", 2006, май. http://www.eidos.ru/journal/2006/0504.html
11. Сартакова Е. М. Социально-личностные компетенции и условия их развития. http://www.jurnal.org/articles/2008/ped23.html
13. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. №5. С. 58-64.
Приложения
Мониторинг уровня воспитанности обучающихся учреждений профессионального образования.
Цель: определение уровня воспитанности обучающихся.
Данный мониторинг мы проводили среди обучающихся учреждения начального профессионального образования по профессии «Повар, кондитер». В анкетировании участвовали 15 обучающихся. Ответы обучающихся распределяются по 17 направлениям. Результаты получаются путем сложения баллов по каждой шкале. Мы получили следующие результаты:
Высокий уровень воспитанности наблюдается по следующим направлениям:
- Здоровый образ жизни.
- Чувство собственного достоинства.
Средний уровень воспитанности наблюдается по следующим направлениям:
- Любовь к Отечеству.
- Правовая культура.
- Интернационализм.
- Бережливость по отношению к общественному достоянию и чужой собственности
- Бережливость и экономичность по отношению к личной собственности.
- Успешность в учении и самообразовании.
- Интеллект.
- Деловитость и организованность.
- Коммуникативность.
- Готовность прийти на помощь.
- Тактичность, культура поведения.
- Адаптированность.
- Информированность.
- Целеустремленность в самоопределении.
К сожалению, мы наблюдаем заниженный уровень воспитанности по направлению: Политическая культура.
- Таблица мониторинга уровня воспитанности обучающихся
№ | направления | резуль- таты по бал- лам резуль- таты в% | высокий | средний | низкий | недопус тимый |
1 | Любовь к Отечеству | 24 | - | 60% | 40% | - |
2 | Политическая культура | 26 | 7% | 30% | 63% | - |
3 | Правовая культура | 34 | 47% | 33% | 20% | |
4 | Интернационализм | 33 | 40% | 40% | 20% | - |
5 | Бережливость по отношению к общественному достоянию и чужой собственности | 27 | 7% | 66% | 27% | - |
6 | Бережливость и экономичность по отношению к личной собственности | 33 | 34% | 53% | 13% | - |
7 | Успешность в учении и самообразовании | 24 | - | 60% | 40% | - |
8 | Интеллект | 29 | 7% | 79% | 14% | - |
9 | Деловитость и организованность | 29 | 20% | 60% | 13% | 7% |
10 | Коммуникативность | 30 | 27% | 53% | 13% | 7% |
11 | Готовность прийти на помощь | 33 | 20% | 80% | - | - |
12 | Тактичность, культура поведения | 31 | 33% | 47% | 13% | 7% |
13 | Здоровый образ жизни | 38 | 60% | 33% | 7% | - |
14 | Целеустремленность в самоопределении | 28 | 7% | 73% | 20% | - |
15 | Информированность | 26 | - | 67% | 33% | - |
16 | Чувство собственного достоинства | 35 | 60% | 20% | 20% | - |
17 | Адаптированность | 28 | 7% | 79% | 7% | 7% |
Полученные результаты можно представить в виде сравнительной диаграммы:
«Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе»
Цель: Определение уровня развития ученического коллектива.
Одним из главных разделов воспитательной работы в нашем учебном заведении является развитие ученического самоуправления, смысл которого заключается не в управление одних обучающихся другими, а в обучении всех основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
Нами было проведено обследование с целью обозначения роли социально-личностных компетенций в подготовке к профессиональной деятельности. Обработка результатов обследования
Данный мониторинг мы проводили среди обучающихся учреждения профессионального образования по профессии «Повар, кондитер». Число участников опроса 15. Анкетирование провели анонимно.
Обработка результатов обследования.
Проанализировав результаты выяснилось, что уровень самоуправления коллектива группы-средний, уровень развития самоуправления всего учебного заведения-средний. Ответы анализировали по 6 блокам для выявления различных аспектов самоуправления.
Высокий уровень самоуправления выявлено в блоке:
Организованность ученического коллектива.
Средний уровень самоуправления выявлено в блоках:
Ответственность членов первичного коллектива за его дела.
Включенность группы в общие дела коллектива учебного заведения.
Ответственность обучающихся группы за общие дела коллектива учебного заведения.
Включенность обучающихся в самоуправленческую деятельность показывает более низкий уровень самоуправления.
Анализ результатов анкетирования приведены в таблице и в виде диаграммы:
Таблица уровня развития самоуправления в ученическом коллективе
№ | Блоки | Коэффициент | Уровень самоуправления | |
1 | Включенность обучающихся в самоуправленческую деятельность | 0,5 | Уровень самоуправления коллектива группы | средний |
2 | Организованность ученического коллектива | 0,9 | ||
3 | Ответственность членов первичного коллектива за его дела | 0,8 | ||
4 | Включенность группы в общие дела коллектива учебного заведения | 0,8 | Уровень развития самоуправления всего учебного заведения | средний |
5 | Отношения группы с другими ученическими общностями | 0,7 | ||
6 | Ответственность обучающихся группы за общие дела коллектива учебного заведения | 0,8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология формирования речевой компетентности обучающихся 11-х классов при подготовке к ЕГЭ
Материал презентации позволит организовать эффективную подготовку к ЕГЭ....
на тему "Технологии формирования нравственных качеств обучающихся в процессе работы над текстом литературного произведения"
Автор делится с опытом своей работы над текстом литературных произведений на нравственную тему...
на тему "Технологии формирования нравственных качеств обучающихся в процессе работы над текстом литературного произведения"
Автор делится с опытом своей работы над текстом литературных произведений на нравственную тему...
Потенциал проектных работ для формирования метапредметных умений и навыков на уроках географии
В данном материале рассматривается значимость проектной деятельности школьников как педагогической технологии, способствующей развитию и формированию метапредметных компетенций....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Новые технологии. Формирование самостоятельной деятельности обучающихся на уроках математики»
1. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным ...
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА БИНАРНОМ УРОКУ С ИНТЕГРИРОВАННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТОВ ГЕОГРАФИИ И ЛИТЕРАТУРЫ)
Из опыта проведения интегрированного урока по литературе и географии....
Представление педагогического опыта по теме: «Исследовательская и проектная деятельность при формировании экологической культуры обучающихся»
Представление педагогического опыта на конкурс профессионального мастерства «Учитель года – 2021» «Исследовательская и проектная деятельностькак средство формирования...