Педагогическое сопровождение здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного
статья по теме

Кондратова Наталья Владимировна

Выступление на семинаре по здоровьесбережению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_doklad_shkola_doktora_bazarnogo.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОГСОУ Специальная (коррекционная) школа- интернат VIII вида№1 г.Владимира

Доклад

«Педагогическое сопровождение здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного»

(семинар по здоровьесберегающим технологиям)

                                                                                                          Подготовила

                                                                                       воспитатель I категории

                                                                                                     Н.В.Кондратова

г.Владимир

Март 2011

Здоровьесберегающие технологии В.Ф. Базарного официально называют режимом “Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения”.

Что же дают эти технологии? Во-первых, значительно улучшается состояние здоровья в целом. Эти дети практически не болеют и не пропускают занятий даже тогда, когда вокруг свирепствует эпидемия. И если в “нормальных” школах 95% учеников за годы обучения теряют здоровье, то 95% детей в школах, работающих по системе Базарного, сохраняют, укрепляют и улучшают здоровье.

Во-вторых, повышается уровень успеваемости и эффективности учебного процесса. Эти дети отличаются самостоятельностью мышления, свободой суждения, у них укрепляются и развиваются внимание, память и воля, растёт объём усваиваемого на уроках учебного материала. У них хорошо развито творческое воображение.

Наконец, для этих детей не существует проблемы перегрузки и переутомления. У них меняется отношение к жизни: они более уверены в себе, спокойны, уравновешены, собранны и не поддаются психозомбированию.

Режим «сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения” является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно - сосудистых стрессов, раннего остеохондроза, атеросклероза и плоскостопия.

Повышается рейтинг и конкурентноспособность образовательного учреждения.

Чем же отличаются воспитание и обучение в школах Базарного от занятий в обычных школах? Прежде всего необычностью мебели и оформления класса, а также “инвентарём”, который применяет учитель в процессе урока.

Учебные занятия в них проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки (Слайд 2). Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка - основа энергетики человеческого организма. При этом необходимо учитывать расположение столов, чтобы у каждого было свободное. И не в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка вставать, пока он не почувствует в этом потребность. Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз. Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:

- поддержание физической, психической активности умственной сферы;

- имеет высокие показатели физического развития здоровья;

- повышается иммунная система;

- улучшаются ростовые процессы;

- развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной); - снижается степень низкой склоняемости головы.

Под ноги ребёнка, который стоит, кладётся массажный коврик из естественных тканей (соломы, хлопка, шерсти и т. д.) с пришитыми в несколько рядов пуговицами или сплетённый из деревянных шариков (Слайд 3). Дети на них стоят без обуви.

Такой массаж стоп имеет оздоравливающий эффект, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшается общее состояние, стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему, мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от плоскостопия. Дети не просто стоят, а выполняют упражнения перекатывания с пяточки на носочек. Им все это приносит огромную пользу и удовольствие.

Важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного визуального поиска и выполнения активизирующих детей заданий. Для этого учителем используются подвижные “сенсорные кресты” (Слайд 4), карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точки класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. «Сенсорные кресты» развешиваются под потолком в классной комнате. На них закрепляются различные учебные объекты (плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, словарные слова и пр.). Учитель в ходе урока периодически обращает внимание детей на то или иное пособие, просит что-то найти, проанализировать, дать характеристику и т.д. Школьники ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.

С целью “смягчения” воздействия закрытых помещений и ограниченных пространств, в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются специальные офтальмотренажеры “Бегущие огоньки” (Слайд 5). Этот тренажёр представляет собой специальную техническую систему, позволяющую создать поочередное вспыхивание комплекса сигнальных ламп, при прослеживании которых дети вступают в увлекательную моторно-поисковую игру, сопровождающуюся интенсивными движениями корпусом, головой и глазами.

Эти упражнения предупреждают утомляемость, а также способствуют быстрой ориентации в пространстве, ориентации в экстремальных ситуациях. Занимают эти упражнения не более 1,5- 2 минуты урока.

Для разминок и упражнений глаз используется офтальмотологический тренажёр «Восьмёрка» (Слайд 6). На потолке в классе большие-зелёный и красный круги, чёрная восьмёрка со стрелками. Поскольку изображение схемы на потолке несет в себе определенные технические трудности, возможно его размещение на стене или плакате. При этом цвета должны соответствовать следующим требованиям:
• наружный овал – красным;
• внутренний овал – зеленым;
• «крест» – золотисто-коричневым;
• «восьмерка» – ярко-голубым.
Дети периодически становятся в центре под или перед схемой тренажером и, следя глазами за ориентирующими стрелками траекторий, выполняют соответствующие упражнения. При этом возможно сочетание движений глазами, головой и туловищем. Выполняется примерно по 10-12 движений по каждой траектории (по «овалам», по «восьмерке», по «кресту»). Частота выполнения таких тренажей зависит от продолжительности пребывания детей в помещении, а также от характера зрительной работы. Например: в процессе выполнения тонко координированных зрительных операций (чтение, рисование, письмо) рекомендуется выполнять упражнения через каждые 15-20 минут.
 Занимают все эти упражнения не более 3-4-х минут урока.

Офтальмотренажер снимает физическую и психоэмоциональную напряженность учащихся, служит профилактикой близорукости, нарушений осанки, тренирует вестибулярный аппарат. Данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация. Дети становятся зоркими, внимательными, и про них уже не скажешь, что они не видят дальше своего носа.

Познание мира детьми осуществляется на основе зрительно-образного моделирования, в режиме одухотворённой перспективы. С целью развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется специально разработанный “Экологический букварь” (Слайд 7) - широкоформатная картина-панно, расположенная на одной из стен класса и изображающая уходящий в бесконечность пейзаж, насыщенный природными и рукотворными зрительными стимулами, образами и символами национальной культуры. На ней с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это даёт возможность практически “бескнижного” обучения в  начальной школе, что исключает формирование у детей шизоидной психической конституции. Экологическая стенка меняется с приходом нового времени года.

Разумеется, компьютеры в младшем школьном возрасте абсолютно исключены.

В процессе овладения детьми письмом применяются специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой (Слайд 8), формирующие особо утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему “глаз-рука”. Только освоив предварительно эти прописи, дети переходят к освоению собственно буквенного письма. Учащиеся пишут перьями, обмакивая их в чернила. При письме шариковой ручкой (безотрывном), через 20 минут у ребёнка появляются все признаки стенокардии, потому что нарушается естественный синусоидальный ритм организма ребёнка. А при письме сначала карандашом, а потом пёрышком, по принципу «нажал – отпустил», такого не происходит.

Обязательным и важнейшим учебно-воспитательным предметом в системе Базарного является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке. По мнению Базарного, народное хоровое пение несёт в себе не только художественно-эстетические начала, но и является фундаментальным биогенетическим механизмом, формирующим в человеке его человеческую сущность. Народ, воспитанный на одухотворённой песне, благороден и велик. С этих позиций раннее детское коллективное пение - это технология формирования в детях гармоничной, единящей их коллективной чувствительности, сонастроенности, сопричастности и сопереживания гармоничной целостности жизни. А коллективная сопричастность и сопереживание - это краеугольный камень строительства человеческой сути в человеке - его коллективного нравственного сознания.

Наконец, во многих школах по предложению Базарного введено раздельно-параллельное обучение мальчиков и девочек ( гендерное ) (Слайд 9). Это означает, что учась в классах раздельно, они, как и обычно, общаются друг с другом на переменах, в творческих кружках, на совместных вечерах и праздниках, не считая двора и улицы. Девочки на два года опережают в развитии своих сверстников. У них свои интересы и восприятие мира. Положительные результаты такого разделения налицо: дети становятся более дисциплинированными и собранными, более серьёзными и ответственными на учебных занятиях и более уважительными по отношению друг к другу, к педагогам и родителям. Если девочек учат существительным на примере таких слов, как «принцесса», «красавица», то мальчикам учитель предлагает такие слова, как «воин», «рыцарь» и т. д.

Все образовательные учреждения, работающие “по-Базарному”, в начале и в конце учебного года проводят экспресс-диагностику детей и отчитываются перед родителями за состояние их здоровья и происходящие сдвиги в тех функциональных системах организма детей, которые наиболее остро реагируют на неблагополучие в организации педагогической среды. Это, прежде всего творческое воображение, осанка, острота зрения, нервно-психическая сфера. При этом речь идёт не об общих констатациях типа “здоров - нездоров”, а о строго количественных замерах, которые позволяют оценить динамику каждой подсистемы организма, а также его состояние и развитие в целом. В зависимости от этих показателей оценивается и работа педагога: он либо поощряется, либо наказывается материально и морально директором и родителями. Таким образом, система Базарного вместо формальной ответственности педагогов перед вышестоящим начальством, вводит их реальную ответственность перед детьми и родителями за результаты своего творческого труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический совет "Здоровьесберегающие технологии"

В настоящее время здоровью детей уделяется все больше времени, но как и что можно предпринять в школе? Педагогический совет предусматривает практическую часть, т.е. непосредственно виды деятельности п...

Презентация "Здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного на уроках изобразительного искусства в начальной школе" часть 1

Презентация. Начало ."Здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного на уроках изобразительного искусства в начальной школе"...

Презентация "Здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного на уроках изобразительного искусства в начальной школе" часть 2 .

Презентация.Продолжение."Здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного на уроках изобразительного искусства в начальной школе"...

Модель психолого - педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности «Основ Школы Здоровья» МКОУ СОШ № 15 х.Садовый

Ресурс представляет собой модель психолого-педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности в школе....

Информационная карта обобщения педагогического опыта "Здоровьесберегающие технологии в сельской школе"

Данная статья является обобщением педагогического опыта  по формированию здоровьесберегающего пространства в условиях сельской школы...

Использование элементов здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного в работе с детьми с нарушением зрения

В материале представлен опыт использования элементов технологии В. Ф. Базарного на занятиях тифлопедагога. ...