Программа внеурочной деятельности по математике «Математика в моей профессии» 8 класс, возраст (14-15 лет)
материал
Программа
внеурочной деятельности по математике
«Математика в моей профессии»
8 класс, возраст (14-15 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
внеурочной деятельности по математике
«Математика в моей профессии»
8 класс, возраст (14-15 лет)
Содержание
- Пояснительная записка
- Планируемые результаты освоения учащимися курса
- Тематический план
- Содержание курса
- Методические рекомендации
- Список рекомендуемой литературы
- Перечень учебно - методического и материально-технического,
информационного обеспечения
8. Примерные темы исследовательских работ
Пояснительная записка
В наши дни каждый школьник получает первичные знания по математике. Ещё до школы ребята учатся считать, а затем на уроках получают представление о неограниченности числового ряда, об элементах геометрии, о дробных и иррциональных числах. Изучают начала алгебры и математического анализа. Эти знания абсолютно необходимы каждому молодому человеку, независимо от того, кем он станет в будущем: рабочим, инженером, механизатором, врачом, офицером или учёным. Конечно не многие ученики в дальнейшем примут участие в решении проблем научно-технического прогресса, например будут конструировать новые самолеты, космические станции, исследовать законы природы и использовать их для нужд практики, но это не отдалит их от желания в будущем заниматься любимым делом, приобрести любимую профессию.
Развитие современного общества требует внедрения новых педагогических технологий. Новые технологии нацелены на индивидуальное развитие личности, развитие творческого потенциала, самостоятельности мышления, умения мыслить и принимать решения в нестандартных ситуациях. Нести ответственность за принятые решения, формирование у обучающихся умения ставить и решать задачи в профессиональной деятельности и повседневной жизни. Очень важно научить обучающихся, самостоятельно добывать и применять знания, обрабатывать информацию, проводить исследовательскую работу, четко планировать свою деятельность и уметь организовывать деятельность окружающих, эффективно сотрудничать в различных по составу группах. Внеурочная деятельность создает условия для решения многих задач, расширяет кругозор обучающихся, формирует умения устанавливать закономерности, фантазировать, способствует формированию интереса к определенному виду профессиональной деятельности.
Актуальность программы определяется тем, что создаются условия развития интеллектуальных способностей и формирования профессионального интереса. Очень важно сформировать у обучающихся интерес к тому или иному виду профессиональной деятельности на раннем этапе обучения: способствует повышению мотивации к обучению, сознательному выбору углубленного изучения отдельных учебных предметов. Внеурочная деятельность позволяет выполнять требования ФГОС нового поколения по реализации актуальных в настоящее время подходов: компетентностного, личностно - ориентированного, деятельностного. Знания и умения, приобретенные на занятиях, станут основой при дальнейшем обучении в вузах, колледжах, училищах и т.д.
В основу программы положены требования
Федерального государственного стандарта
Нормативно – правовая база:
- Федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС ООО».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) в 8 классе.
Программа включает материал, создающий основу математической грамотности, необходимой в различных сферах профессиональной деятельности: медицине, строительстве, архитектуре, экономике. Приобретенные знания и умения значительны и для тех, кто не свяжет свою профессиональную деятельность с указанными профессиями в будущем.
Курс внеурочной деятельности « Математика в профессии» в 8 классе рассчитан на обучающихся, чья одаренность еще не проявилась, а также способных обучающихся, которые могут расширить свои знания и развить способности. Темы программы перекликаются с основными темами курса математики 6 класса и являются их логическим углублением и расширением. Материал позволяет прийти к пониманию роли и значения математики в профессиональной деятельности. В результате изучения курса, обучающиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи практико – ориентированного содержания.
Общая характеристика курса
Для жизни и профессиональной деятельности человека в современном обществе важным является наличие таких качеств, как: умение самостоятельно мыслить и принимать решения, решать задачи нестандартного характера, нести ответственность за принятое решение. В процессе математической деятельности на занятиях учащиеся приобретают указанные качества. Математическая деятельность формирует важные приемы и методы математического мышления: индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация,- которые в будущем станут основой профессионального роста и совершенствования.
Данная программа позволяет рассмотреть практическое применения математики в различных сферах профессиональной деятельности, способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, развивает воображение, учит внимательному и бережному отношению к окружающему миру, способности принимать решения в нестандартных ситуациях.
Цели программы
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической и профессиональной деятельности;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;
- формирование умений самостоятельно добывать, обрабатывать и использовать информацию для эффективного решения поставленных задач и личностного роста;
- формирование коммуникативных умений;
- развитие исследовательских умений.
Задачи курса:
- формирование устойчивого и сознательного интереса обучающихся к тому или иному виду профессиональной деятельности;
- раскрытие способностей и поддержка одаренных обучающихся;
- развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
- воспитание целеустремленности и упорства в достижении цели (решении той или иной задачи);
- организация интеллектуальных и творческих соревнований, участие в конференциях;
- решение практических задач, связанных с определенным видом профессиональной деятельности;
- формирование потребности к самосовершенствованию, самостоятельному определению задач личностного роста, к логическим обоснованиям и рассуждениям.
Программа рассчитана на обучающихся 6 класса и сформирована с учетом психолго-педогогических особенностей развития подростков 14-15 лет:
— формируется новая внутренняя позиция обучающегося — направленность на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий;
— благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, контроля и оценки осуществляется переход от самостоятельной постановки новых учебных задач к развитию способности самостоятельно планировать собственную деятельность, связанную с будущей профессией;
— формируется научный тип мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
— овладение коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками.
Сроки реализации программы: 1 год (8 класс).
Ппанируемый результат освоения программы
Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:
- в направлении личностного развития
• развитие критического мышления, культуры речи;
• формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов;
• воспитание целеустремленности, способности принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность;
.формирование умений ставить цели, мотивировать и организовывать деятельность членов команды (подчиненных), контролировать их работу;
• формирование креативности;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для определенного вида профессиональной деятельности.
Формирование универсальных учебных действий:
Регулятивных: знание основных алгоритмов решения задач профессиональной направленности, оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной оценки, осуществление пошагового и итогового контроля, умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности, планировать пути достижения целей и при необходимости корректировать.
Познавательных: использование различных источников для поиска, сбора и переработки информации в учебных целях; умение применять основные логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение при решении различных задач, владение основными приемами решения задач; умение критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам.
Коммуникативных: умение аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию, слушать окружающих и считаться с их мнением, договариваться о совместной деятельности, приходить к общему решению.
3) в предметном направлении
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе, колледжах, вузах или иных общеобразовательных учреждениях, для решения задач профессионального характера в будущем;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Программа данного курса обеспечивает достижение воспитательных результатов.
Результаты первого уровня – приобретение обучающимися научного знания, понимание необходимости научных знаний в профессиональной деятельности, для развития личности и общества, осознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни.
Результаты второго уровня – получение обучающимися опыта переживания позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность.
Результаты третьего уровня – получение обучающимися опыта планирования трудовой деятельности, рационального использования учебного времени, осуществлять коллективную работу, ставить цели и организовывать деятельность окружающих; соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профессионального образования.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно использовать математические методы и приемы для решения задач медицинского, строительного, экономического содержания;
• использовать догадку, интуицию;
• выбирать адекватные методы исследования;
• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного задания.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации исследовательских работ, создание сборника авторских задач: «Математика в профессии»; участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, конференциях, фестивалях и т.д.
Уровень результатов работы по программе:
Первый уровень результатов предполагает приобретение обучающимися новых знаний, опыта решения практических задач по различным направлениям в профессиональной деятельности. Результат выражается в понимании детьми сути исследовательской работы, умении поэтапно решать исследовательские задачи.
Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение обучающихся к образованию и самообразованию. Результат проявляется в самостоятельном выборе алгоритма решений задач, связанных с профессиональной деятельностью, тем исследований, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации, оформлении и использовании интересующей информации.
Третий уровень результатов предполагает получение обучающимися самостоятельного социального опыта; опыта планирования трудовой деятельности, организации и контроля деятельности окружающих, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профессионального образования, стремление к самосовершенствованию и решению задач высокого уровня сложности.
Основной процедурой итоговой оценки является защита исследовательских работ и презентаций.
Результаты исследовательской деятельности могут быть представлены в виде презентации, реферата, отчета или творческой работы в виде стихотворного произведения. Результатом совместной деятельности обучающихся станет формирование сборника авторских задач «Математика в профессии».
Формы и режим занятий
Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 45 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
- практико-ориентированные учебные занятия;
- конкурсы.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (учащемуся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на мини группы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к защите презентаций, конкурсам)
Основные виды деятельности учащихся:
- решение задач с профессиональной направленностью;
- участие в математических конкурсах;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-самостоятельная работа;
-исследовательская деятельность;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
Технологии используемые для реализации программы основаны на принципе системно-деятельностного подхода в обучении и включают:
дифференцированный подход, обучение в сотрудничестве, дидактические игры, ИКТ, проблемное обучение.
Тематический план
№ п/п | Темы | Всего часов | Кол-во часов | Виды деятельности учащихся | |
аудиторные | внеаудитор | ||||
1 | Математика в жизни современного общества | 1 | 1 | - | Проводить поиск необходимой информации в различных источниках, включая Интернет. Использовать возможности ИКТ для сбора, переработки и хранения информации. |
2 | Математика в медицине | 10 | 10 | - | Проводить логические рассуждения по сюжетам практических задач. Анализировать текст задачи и уметь применять в конкретной ситуацию необходимый алгоритм действий. Объяснять полученные результаты. |
3 | Математика в архитектуре и строительстве | 13 | 13 | - | Выделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и окружающих предметах. Проводить вычисления площадей поверхностей многогранников, круглых тел и их объемов по данным условиям задачи, по чертежам и моделям геометрических тел, архитектурных и строительных конструкций, в том числе с проведением необходимых измерений. Конструировать объекты с заданными геометрическими свойствами, моделировать условие задачи с помощью схем и рисунков |
4 | Математика в экономике | 10 | 10 | - | Проводить логические рассуждения по сюжетам текстовых задач. Выдвигать гипотезы. Анализировать текст задачи, выделять методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности, объяснять полученные результаты, демонстрировать навыки контроля и самоконтроля. |
5 | Защита исследовательских работ | 1 | 1 | Обобщать, систематизировать изученный материал, осуществлять поиск информации, обрабатывать и представлять ее, как результат творческой деятельности | |
Итого | 35 | 35 |
Тематическое планирование занятий
№ занятия | Тема занятия | Всего часов | В том числе | Контроль | ||
лекция | практикум | С/ р | ||||
Введение (1 ч) | Презентации учащихся | |||||
1 | Математика в жизни общества | 1 | 1 | |||
Математика в медицине (10ч) | Конкурс ребусов, авторских задач | |||||
2-3 | Прикладные задачи в микробиологии | 2 | 0,5 | 0,5 | 1 | |
4-5 | Математические методы в терапии | 2 | 0,5 | 1 | 0,5 | |
6-7 | Математические методы в анатомии | 2 | 0,5 | 1 | 0,5 | |
8-9 | Решение задач различного уровня на проценты | 2 | 2 | |||
10-11 | Решение задач различного уровня на проценты | 2 | 1 | 1 | ||
Математика в строительстве и архитектуре (13ч) | Презентации, конкурс авторских задач презентация | |||||
12-13 | Геометрические фигуры и тела | 2 | О,5 | 1 | 0,5 | |
14-15 | Площади и объемы | 2 | 0,5 | 1 | 0,5 | |
16-17 | Задачи на вычисление площадей в строительстве и архитектуре | 2 | 1 | 1 | ||
18-19 | Задачи на вычисление объемов в строительстве и архитектуре | 2 | 1 | 1 | ||
20-21 | Решение задач на вычисление комфортности жилища, уровня освещенности помещений | 2 | 1 | 1 | ||
22 | Симметрия в архитектуре и строительстве | 1 | 1 | |||
23-24 | Решение задач различного уровня | 2 | 1 | 1 | Конкурс авторских задач Презентации, конкурс авторских задач | |
Математика в экономике(10ч) | ||||||
25-26 | Математика в экономике | 2 | 0,5 | 1 | 0,5 | |
27-28 | Прикладные задачи по математике в профессии землеустроитель | 2 | 0,5 | 1 | 0,5 | |
29-30 | Математика в логистике | 2 | 0,5 | 1 | 0,5 | |
31-32 | Решение задач различного уровня | 2 | 1 | 1 | ||
33-34 | Обобщающее повторение. Защита исследовательских работ | 2 | 2 | Презентации | ||
35 | Защита исследовательских работ | 1 | 1 | конкурс | ||
ИТОГО | 35 | 6 | 18,5 | 10,5 |
Содержание курса
Введение (1 ч) Математика в жизни общества. История развития математики.
Основная цель: развитие понимания исторической закономерности возникновения и развития математики как науки, формирование умений поиска, сбора и переработки информации.
Математика в медицине (10 ч).
Решение трех видов задач на проценты. Математические методы в анатомии (показатели сердечной деятельности, газообмена в легких и т. д.). Математические методы в микробиологии (способы вычислений объема бактерий, количества вирусов и бактерий в различных средах). Математические методы в терапии (способы вычислений концентрации вещества в растворе, качественных показателей деятельности поликлиник и т. д.). Решение текстовых задач и поиск закономерностей. Логика рассуждений. Решение задач по заданным формулам.
Основная цель: способствовать развитию логического мышления, формированию умений и навыков решения задач, связанных с профессиональной деятельностью в медицине, знать алгоритмы решений, различные способы и формулы.
Математика в строительстве и архитектуре (10ч)
Геометрия в пространстве. Задачи на вычисление площадей и объемов тел. Способы решения задач на вычисление площади поверхности стен, периметра и объема зданий. Методы решения задач, связанных с технологическими процессами в строительстве (вычисление объемов и площадей поверхности многогранников и круглы тел со строительным уклоном). Способы вычисления площади квартиры. Решение задач на определение комфортности жилища и степени освещенности. Основные виды симметрии на примере архитектурных зданий и сооружений.
Основная цель: способствовать развитию аналитического и пространственного мышления, умений преобразовывать фигуры на плоскости и в пространстве, знать основные методы и способы решения прикладных задач в строительстве и архитектуре, сформировать умения применять полученные знания в повседневной жизни. Построение разверток моделей геометрических тел.
Математика в экономике (10ч)
Методы решения задач по оценке земельного имущества, износу зданий. Анализировать реальные числовые данные, представляя их в виде диаграмм и графиков. Системы линейных уравнений. Примеры задач линейного программирования.
Основная цель: способствовать развитию критического мышления, способности анализировать условие задачи и применять необходимые методы и способы решения в конкретной незнакомой ситуации, формированию умений и навыков решения задач повышенной сложности. Защита исследовательских работ (1ч)
Методические рекомендации
Материал рассматривается с учетом логической последовательности: от репродуктивных задач, направленных на актуализацию знаний до частично-поисковых, ориентированных на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности. В процессе изучения тем должны сформироваться творческие способности личности: скорость мышления, гибкость ума, оригинальность, любознательность. Сформироваться профессиональный интерес. Самооценка и самоконтроль обучающихся позволяют осознать комплекс проблем, которые предстоит решить в ходе осуществления деятельности, определить свои потенциальные возможности.
Оценка эффективности занятий проводится по следующим показателям:
- степень самостоятельности обучающихся при выполнении заданий;
- заинтересованность обучающихся, обеспечивающая положительные результаты;
- познавательная активность на занятиях;
- результаты выполнения конкурсных заданий;
- способность планировать ответ и ход решения задач. Одним из показателей эффективности занятий является повышение качества успеваемости по математике.
Формой фиксации результатов совместной деятельности обучающихся станет сборник авторских задач «Математика в профессии»
Рекомендуемая литература
- Внеурочная деятельность Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/Н.А.Криволапова.-М.:Просвещение, 2012.-222с.
- Архитектура математики. – М.: Знание. – 1972.
- Башмаков М.И. Сборник задач для профильного изучения математики (учебное пособие). -М.: Академия, 2011.
- Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
- Энциклопедический словарь юного математика. Для среднего и старшего школьного возраста./Сост. Э 68 А.П. Савин. – М.: Педагогика, 1985.-352 с., ил.
Технические средства обучения
1.Мультимедийный комплекс с программным обеспечением;
2.Средства телекоммуникации (электронная почта, Интернет).
Печатные пособия
1.Таблицы по математике.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1.Доска магнитная
2.Комплект чертежных инструментов
3.Комплекты планиметрических и стереометрических тел (демонстрационных и раздаточных)
Интернет-ресурсы:
- http://www.numbernut.com/ −все о математике. Материалы для изучения и преподавания математики в школе. Тематический сборник: числа, дроби, сложение, вычитание и пр. Теоретический материал, задачи, игры, тесты;
- http://sbiryukova.narod.ru–Краткая история математики: с древних времен до эпохи Возрождения. Портреты и биографии. События и открытия;
- http://www.tmn.fio.ru/works/ – Правильные многогранники: факты, история, применение. Платоновы и Архимедовы тела. Биографические сведения о Платоне, Архимеде, Евклиде и других ученых. Многогранники в искусстве и архитектуре.
Темы исследовательски работ:
- Математика в профессиях наших родителей.
- Фрактальный рост городов.
- Фракталы и средневековая архитектура.
- Фракталы в биологии.
- Симметрия в окружающем мире.
- Гармония золотого сечения.
- Математика в живописи и музыке.
- Математика в литературе.
- Вся жизнь по функциям.
- Архимед - величайший древнегреческий математик, физик и инженер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к факультативному занятию по математике "Математика на Древнем Востоке" (6 класс)
Презентация к факультативному занятию №1 курса "По ступенькам математики". Содержит исторические сведения о развитии науки в Древнем Китае, Вавилоне и Древней Индии....

Программа элективного курса по математике "Математика - гимнастика ума!" для 9 класса
Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки к ГИА по математике. Программа содержит практические материалы....

Внеклассное мероприятие по математике "Математика и здоровье" (7-9 классы)
Форма проведения: соревнование.Цель: приучать учащихся ценить, уважать и беречь свое здоровье путем правильного образа жизнедеятельности, заинтересовать их вопросами устройства человека посредством ре...
Элективный курс по математике "Математика: подготовка к ОГЭ" 9 класс
Помощь учащимся во время подготовки к ОГЭ по математике...

Внеклассное мероприятие на татарском языке по математике "Математик парк" для учащихся 5 класса
Классташ тыш чара. "математик парк"та төрле конкурслар. 5 нче сыйныф укучылары өчен....

Урок занимательной математики «Математика – гимнастика ума!» в 5 классе
Цель урока - развивать познавательный интерес к предмету в период адаптации после обучения в начальной школе. Укрепить веру в свои возможности, прибавить творческие силы, подарить ра...

Презентация "Межмуниципальный конкурс творческих работ «ФИЗИКА , Математика, информатика - ГЛАЗАМИ моей профессии»
Межмуниципальный конкурс творческих работ«ФИЗИКА , Математика, информатика - ГЛАЗАМИ моей профессии»...