Проектно-исследовательская технология в формировании универсальных учебных действий
проект

Любовь Николаевна Боева

Традиционная педагогика

 

•Учитель учит- ученик учится
•Учитель знает все- ученик не знает ничего
•Учитель думает- ученик воспроизводит знания
•Учитель говорит- ученик слушает
•Учитель управляет- ученик подчиняется
•Учитель активен- ученик пассивен
•Учитель определяет содержание обучения- ученик к нему приспосабливается
•Учитель авторитарен- ученик несвободен
•Учитель- субъект обучения- ученик-объект обучения

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектно-исследовательская технология в формировании универсальных учебных действий

Слайд 2

Традиционная педагогика Учитель учит- ученик учится Учитель знает все- ученик не знает ничего Учитель думает- ученик воспроизводит знания Учитель говорит- ученик слушает Учитель управляет- ученик подчиняется Учитель активен- ученик пассивен Учитель определяет содержание обучения- ученик к нему приспосабливается Учитель авторитарен- ученик несвободен Учитель- субъект обучения- ученик-объект обучения Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить. А.Дистервег

Слайд 3

В традиционной системе образовательного процесс а Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Учитель Изменение роли участников педагогического процесса Ученик Получает готовую информацию Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию и презентацию информации Транслирует информацию Новое качество образования Новый образовательный результат мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся

Слайд 4

Основа Стандарта второго поколения - системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. ФГОС

Слайд 5

Современный учитель – это профессионал ... Отличительными чертами современного педагога, педагога - мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Современный учитель находится в постоянном творческом поиске Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.

Слайд 6

Технология - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода. Педагогическая технология - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Слайд 7

Современные технологии: -развивающее обучение; -проблемное обучение; - разноуровневое обучение; -коллективная система обучения (КСО); -технология решения изобретательских задач ( ТРИЗ); -проектно-исследовательские методы обучения; -технология « дебаты»; -технологию модульного и блочно- модульного обучения; - лекционно – семинарско - зачетная система обучения; -технология развития «критического мышления»; -технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; -обучение в сотрудничестве ( командная, групповая работа); -информационно – коммуникационные технологии; - здоровьесберегающие технологии; - систему инновационной оценки « портфолио »; - технологию дистанционного обучения технология мастерских групповое обучение

Слайд 8

Основоположниками проектной деятельности являются американский филосов и педагог Джон Дьюи и его ученик Уильям Херд Килпатрик . Взамен школьной системы, основанной на приобретении и усвоении знаний, умений и навыков, Дьюи предложил, обучение «путем делания», при котором ученики извлекали знания из собственного опыта по решению той или иной проблемы. Учителя из лекторов должны превратиться в консультантов и сотрудников. В России 1905 г – С.Т.Шацкий , 1931 г – метод осужден Из истории... Совместная деятельность преподавателя и учащегося

Слайд 9

Основные требования к проекту 1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической. 2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. 3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации , которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы. 4. Результатом работы над проектом является продукт . 5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы . Проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование – Поиск информации – Продукт – Презентация

Слайд 12

Универсальные учебные действия В Федеральном Государственном Образовательном стандарте Универсальные учебные действия это: способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Проектная технология позволяет перейти на дифференцированный подход к ученикам, т.е. на личностно – ориентированное обучение, даёт возможность развивать все системы УУД: 1) личностные, 2) регулятивные, 3) познавательные, 4) коммуникативные.

Слайд 13

Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова . Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход Л.В . Выготского , А.Н. Леонтьева, П.Я . Гальперина , Д.Б. Эльконина , А.В . Запорожца, В.В. Давыдова.

Слайд 14

Виды УУД Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные Предметные

Слайд 15

внутренняя позиция; мотивация; нравственно-этическая оценка. Личностные УУД

Слайд 16

целеполагание ; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция Регулятивные УУД

Слайд 17

Познавательные УУД общеучебные логические постановка и решение проблем

Слайд 18

Выделение познавательной цели Структурирование знаний Поиск информации Выбор способов решения задач Контроль и оценка процесса Смысловое чтение Речевое развитие Решение проблем знаково-символические действия Общеучебные универсальные действия моделирование преобразование модели

Слайд 19

Логические УУД Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Синтез – составление целого из частей. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации. Подведение под понятие, выведение следствий. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. Доказательство. Выдвижение гипотез и их обоснование.

Слайд 20

формулирование проблемы самостоятельное создание способов решения проблем Постановка и решение проблем

Слайд 21

УУД 5 2 4 3 1 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками управление поведением партнёра постановка вопросов разрешение конфликтов Коммуникативные УУД

Слайд 22

Первый этап проекта – ◄ выбор темы исследования ◄ формулировка проблемы ◄ определение целей и задач исследования ◄ выдвижение гипотезы Какие УУД формируются на этом этапе? Личностные желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, участвовать в творческом коллективном мыслительном процессе Регулятивные принятие и осознание учебной задачи, планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действий

Слайд 23

Познавательные готовность осуществлять направленный поиск Коммуникативные готовность осуществлять продуктивную совместную деятельность, формулировать собственные мысли, вести диалог

Слайд 24

Второй этап проекта – ◄ разбивка на группы ◄ распределение ролей ◄ планирование работы ◄ выбор форм и способа презентации проекта Какие УУД формируются на этом этапе? Личностные осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к реальной самооценке своих действий, поступков Регулятивные способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели – через планирование действий – к реализации намеченного

Слайд 25

Познавательные осознавать познавательную задачу; подбирать самостоятельно необходимую информацию из различных источников, оценивать её значимость Коммуникативные участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Слайд 26

Третий этап проекта– экспериментальный Коммуникативные Личностные осуществление совместной деятельности в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, взаимопомощи; Регулятивные действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы Познавательные осуществлять для решения поставленных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Слайд 27

Четвертый этап проекта– представление результатов осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, способность к самооценке своих действий, поступков адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления анализировать информацию, уметь представлять её в виде презентации, в изобразительной, схематичной, модельной форме строить небольшие монологические выступления, отвечать на вопросы, вести диалог Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные

Слайд 28

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий для формирования универсальных учебных действий

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА...

Использование современных информационных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка.Технология ТОГИС

Основные результаты применения технологии ТОГИС - осознание учениками ценностей совместного труда, овладение умениями организовывать. планировать и осуществлять решение возникших задач, провести ...

Статья: "Дорожная карта учителя технологии по формированию универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС ООО." Апрель 2014 год.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Статья по теме: Использование элементов метапредметных технологий при формировании универсальных учебных действий школьников на учебных занятиях по физике.

В статье раскрыты понятия "Метапредметные технологии", "Метапредметное обучение". Приведены примеры использования метапредметных заданий на уроках физики....

Проектно- исследовательская деятельность как способ формирования универсальных учебных действий на уроках географии и во внеурочной работе

Сегодня обучение должно иметь   системно -деятельностный подход, основой которого является исследовательская и проектная деятельность. Главная цель исследовательской и проектной деятельности...

Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся

Мною накоплен определенный опыт организации проектно-исследовательской деятельности школьников.         Занимаясь такой работой, я ставлю следующие задачи:...