Спецкурсы по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс)

Свободное  владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их в сочинениях и изложениях, учитываяречевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этой возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое вниманиехарактеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Евдокимовская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена

методическим советом

МОУ «Евдокимовская  СОШ»

«27 » августа 2024 г.

Протокол №  1

Председатель МС                                                                                                       ________________

Утверждено

приказ директора

МОУ «Евдокимовская   СОШ»

№ 109

«30» августа 2024 г.

 

«Теория и практика при подготовке к ЕГЭ по русскому языку»

Спецкурс по русскому языку для обучающихся 11 класса  (68 часов).

Программу составила:  Штрошер Татьяна Викторовна,  учитель русского языка и литературы, высшей кв. категории

2024 г.

Программа спецкурса

«Теория и практика при подготовке к ЕГЭ по русскому языку»

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………….3

Содержание программы курса………………………………………….…………6

Тематическое планирование……………………………………………….……...7

Календарно-тематическое планирование…………………………………...……8

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса………………..9

Пояснительная записка

Рабочая программа спецкурса «Теория и практика при подготовке к ЕГЭ по русскому языку» разработана на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, развивает содержание базового курса «Русский язык», позволяет удовлетворить познавательные потребности учащихся и создает условия для дополнительной подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Программа учитывает специфику КИМов. При этом рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, незнание которых приводит к наибольшему количеству ошибок.

Общие цели образования с учетом специфики курса

«Теория и практика при подготовке к ЕГЭ по русскому языку»

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной̆ адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Как средство познания действительности русский̆ язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей̆ старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной̆ учебной̆ деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой̆ хранения и усвоения различных знаний, русский̆ язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей̆ профессией̆.

Цели изучения курса:

обеспечение качественной подготовки учащихся 11 классов к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ;

упорядочение процесса обучения путем алгоритмизации всех правил, орфографических, пунктуационных, речевых.

Задачи изучения курса:

создание условий, способствующих эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала;

ознакомление с основными разделами языка, входящими в объем знаний, требуемых для выполнения КИМов;

отработка этапов формирования и развития речеведческих умений в написании сочинения-рассуждения;

использование при подготовке к ЕГЭ эффективные образовательные технологии, позволяющие формировать у учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции.

Общая характеристика курса «Теория и практика при подготовке к ЕГЭ по русскому языку»

Программа спецкурса «Теория и практика при подготовке к ЕГЭ по русскому языку» направлена на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Описание места курса «Теория и практика при подготовке к ЕГЭ по русскому языку» в учебном плане

Согласно учебному плану на изучение спецкурса «Теория и практика при подготовке к ЕГЭ по русскому языку» отводится 68 часов в год. Планирование составлено на 68 часов.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.

Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» являются:

1) понимание русского языка как одной из величайших духовных и национально-культурных ценностей народа;

2) воспитание любви к русскому языку, гордости за него; осознание потребности сохранят чистоту и поддерживать нормы литературного языка;

3) расширение словарного запаса; овладение лексической и грамматической синонимией для успешного и эффективного речевого общения в разных коммуникативных ситуациях;

4) способность к продуцированию текстов разных жанров;

5) стремление к постоянному совершенствованию собственной речи, развитие эстетического вкуса.

Метапредметными результатами освоения выпускниками программы курса:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

умение извлекать информацию из разных источников, пользоваться словарями разных типов, справочной литературой;

способность преобразовать полученную в процессе чтения информацию;

адекватное понимание темы текста, соотношения текста и подтекста, определение коммуникативной установки и основной мысли прочитанного речевого произведения;

говорение и письмо:

умение создавать тексты (устные и письменные) разных жанров с учетом их целевой установки, предполагаемого адресата и характера общения;

умение свертывать и преобразовывать прослушанный и прочитанный текст (план, аннотация, конспект и.т.д.);

владение нормами правильной письменной речи; умение оценивать как слово, так и чужую речь, редактировать текст и исправлять в нем грамматические, стилистические и речевые ошибки;

умение выступать с докладами и рефератами, участвовать в дискуссиях и обсуждениях различных тем;

2) использование полученных знаний, умений и навыков на занятиях по другим предметам (истории, литературе, обществоведению и др.), а также в повседневном общении.

Предметными результатами освоения выпускниками программы курса:

1) расширение представлений о роли русского языка в современном мире, его основных функциях, взаимосвязи языка и культуры, языка и общества;

2) углубление знаний об основных уровнях и единицах языка, о социальной стратификации языка (литературный язык, диалекты, просторечие, жаргоны);

3) закрепление базовых понятий современной лингвистики: язык и речь, функциональный стиль, функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение), текст и его признаки, основные единицы языка, языковая норма;

4) овладение орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, грамматическими, орфографическими и пунктуационными нормами русского литературного языка и использование их в речевой практике; систематизация орфографических и пунктуационных правил;

5) овладение основными стилистическими ресурсами русского языка и углубление представлений о выразительных возможностях фонетических, лексических и грамматических средств;

6) умение проводить различные виды языкового анализа (фонетический, лексический, морфемный и словообразовательный анализ слова, морфологический анализ частей речи, синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложений, анализ текста);

7) осознание эстетической функции языка; понимание роли языковых средств разных уровней в создании образной системы художественного текста.

Критерии ожидаемых результатов:

1. Повышение мотивации учащихся на учебную деятельность.

2. Качественная сдача ЕГЭ учащимися.

3. Ученик становится субъектом, конструктором своей подготовки к ЕГЭ.

 

Требования к уровню подготовки выпускников

Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм

Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм

Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм

Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм

Умение использовать основные приемы информационной обработки текста.

Умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации, грамматическим признакам.

Умение определять принадлежность слова к определенной части по его грамматическим признакам.

Умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его признакам.

Умение проводить лексический анализ слов.

Умение объяснять зависимость значения, морфемного строения и написания слова.

Умение проводить орфографический анализ слова, предложения.

Умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания.

Умение проводить пунктуационный анализ предложения.

Умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка.

Умение определять стили речи.

Умение определять основные способы образования слов.

Умение проводить синтаксический анализ предложения и словосочетания.

Умение определять и интерпретировать содержание исходного текста.

Умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного.

Умение последовательно излагать собственные мысли.

Умение использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.

Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

По окончании курса «Теория и практика при подготовке к ЕГЭ по русскому языку» учащиеся должны знать:- теоретическое содержание основных разделов курса русского языка.

По окончании курса «Теория и практика при подготовке к ЕГЭ по русскому языку» учащиеся должны уметь:

- выполнять тестовые задания части 1-2 минимум на 60-70%;

- анализировать содержание текста, выделять его проблематику;

- определять тип и стиль речи предложенного текста;

-создавать собственное письменное высказывание в форме рассуждения (формулировать и комментировать одну из проблем текста, выявлять авторскую позицию и аргументированно выражать свою).

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Нормы оценки призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по курсу «Теория и практика при подготовке к ЕГЭ по русскому языку». В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

 

Содержание программы курса «Теория и практика при подготовке к ЕГЭ по русскому языку»:

Данный курс разработан с учётом последних официальных документов и берёт в основу
демонстрационные тесты ЕГЭ 2025 года, а также перечень заданий КИМов 2025 года.
Структура тестов ЕГЭ такова, что, кроме заданий по орфографии и синтаксису, они содержат
задания по теории языка, требуют знаний, умений и навыков по различным разделам
языкознания – от орфоэпии до культуры речи. Отдельным блоком ЕГЭ является задание,
связанное с конкретным текстом. Для его выполнения надо уметь анализировать текст, а
также создавать свой текст на основе данного.

Введение. Содержание и структура экзаменационной работы в форме ЕГЭ. Критерии оценки.

Фонетика и орфоэпия. Орфоэпические нормы. Выразительные средства русской фонетики.

Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Омонимы. Паронимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Выразительные средства лексики и фразеологии.

Морфемика и словообразование. Морфемы. Морфемный анализ слова. Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ слова. Выразительные средства словообразования.

Грамматика. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Омонимия частей речи. Грамматические (морфологические) нормы.

Грамматика. Синтаксис. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Полные и неполные предложения. Простое предложение. Сложное предложение. Типы сложных предложений. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого предложения. Синтаксический анализ сложного предложения. Грамматические (синтаксические) нормы. Выразительные средства грамматики.

Орфография. Орфограмма. Употребление гласных букв после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание Н и НН в различных частях речи. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание НЕ и НИ. Правописание служебных слов. Слитное, дефисное, раздельное написание. Орфографический анализ.

Пунктуация. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (при обращении, однородных членах предложения, обособленных определениях, обособленных обстоятельствах, сравнительных оборотах, уточняющих членах предложения, вводных словах и предложениях). Знаки препинания при прямой речи, цитировании. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Пунктуационный анализ.

Речеведение. Текст как речевое произведение. Стили и функционально-смысловые типы речи. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Анализ текста. Создание текстов – рассуждений.

Выразительные средства языка. Эпитет, сравнение, метафора, оксюморон, олицетворение, гипербола, литота, экспрессивная лексика, анафора, эпифора, антитеза, инверсия, градация, парцелляция, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм.

Тематическое планирование (11 класс, 34 часа в год)

 

Тема

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Подготовка к заданиям части 1

38

3.

Подготовка к сочинению части 2

20

4.

Комплексная подготовка к ЕГЭ

9

 

 

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Г.Т.Егораева. Выполнение задания 27 учебно-методическое пособие. – М.: Экзамен, 2020.
Н.А.Сенина. Русский язык ЕГЭ – 2023. Тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион, 2023.
Единый государственный экзамен 2023. Русский язык. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий. - Авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др. - М.: ACT: Астрель, 2022.
Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А.И. Дунаев, М.Я. Дымарский А.Ю., Кожевников и др.; под ред. В.Д. Черняк. М.: Высш. шк.; С.-Пб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017.
Г.Т.Егораева. Выполнение задания 27: учебно-методическое пособие. – М.: Экзамен, 2021.
Г.Т.Егораева. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению 27 задания. – М.: Экзамен, 2021.
Н.А. Сенина Русский язык ЕГЭ – 2024. Тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион.

Словари и справочники:

1. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 2012.

2. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. - М.: Просвещение, 2012.

3. Горбачевич К.С. Словарь синонимов русского языка. - М.: Эксмо, 2012.

4. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М. : Просвещение, 2013.

Информационно-образовательные ресурсы
1. http://fipi.ru/ege-i-gve-ll/daydzhest-ege — Раздел «Для выпускников» сайта ФИПИ (демоверсии, спецификации и кодификаторы КИМ, открытый банк заданий ЕГЭ, видеоконсультации, материалы к итоговому сочинению).
2. http://www.ege.edu.ru — Официальный информационный портал Единого государственного
экзамена.
3. http://school-collection.edu.ru — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Энциклопедии, словари, справочно-информационные ресурсы
4. http://www.gramota.ru — Справочно-информационный портал «Грамота.ру».
5. http://www.gramma.ru — Портал «Культура письменной речи». http://rusgram.narod.ru
Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка им. В. В.
Виноградова РАН.
6. http://www.slovari.ru — Сайт «СЛОВАРИ.РУ» (проект Института русского языка им. В. В.
Виноградова РАН).
7. http://orfo.ruslang.ru — Научно-информационный «Орфографический академический
ресурс АКАДЕМОС» (проект Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН).



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Евдокимовская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена

методическим советом

МОУ «Евдокимовская  СОШ»

«__» ________2023 г.

Протокол №__

Председатель МС                                                                                                       ________________

Утверждено

приказ директора

МОУ «Евдокимовская   СОШ»

№__________

«__» ________2023 г.

 

«Некоторые вопросы грамматики и развития речи»

Спецкурс по русскому языку для обучающихся 9 класса.

Программу составила: Штрошер Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы  МОУ «Евдокимовская СОШ», высшей кв. категории

                                                          2023 г.

  1. Пояснительная записка

Программа спецкурса по русскому языку для 9 класса «Некоторые вопросы грамматики и развития речи» адаптирована и составлена на основе:

1. Программы элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация». Автор-составитель С.И.Львова. – М., Мнемозина. 2013.

2. Учебного плана МОУ «Евдокимовская СОШ» на 2023-2024 учебный год.

Свободное  владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их в сочинениях и изложениях, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этой возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.

Цели курса: 

-  повышение  орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, развитие связной речи, обеспечение подготовки учащихся 9 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в новой форме.

Задачи курса:

- обобщать и систематизировать орфографические и пунктуационные правила русского языка, совершенствовать грамотность учащихся;

- способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных умений и навыков;

-формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации.

      На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

         Содержание спецкурса нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание  правильности и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих работ.

        Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания. Для этого необходимо применять наиболее эффективные приёмы, которые помогают реализовать указанное направление. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями и орфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения. Также затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки).

     Первая часть работы  ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

  • умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
  • умение адекватно воспринимать авторский замысел;
  • умение вычленять главное в информации;
  • умение сокращать текст разными способами;
  • умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
  • умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего  научить понимать, что любой текст содержит  главную и второстепенную информацию.

Главная информация – то  содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить  воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

 Вторая часть экзаменационной работы включает задания с кратким открытым ответом.

      Задания части 2 экзаменационной работы проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками, его культурно-ценностных категорий, проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

         Третья часть экзаменационной работы содержит три альтернативных творческих задания, из которых ученик должен выбрать только одно. Данные задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности, умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности. Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Место спецкурса  «Некоторые вопросы грамматики и развития речи» в учебном плане МОУ «Евдокимовская СОШ»

На изучение курса в 9 классе отводится 34 уч. часа (1 час в неделю)

Формы контроля

Изложение, сочинение, тестирование

  1. Содержание курса

Раздел 1.  Вводное занятие.

Вводное занятие. Цели и задачи спецкурса. Ознакомление с содержанием и инструкцией по выполнению экзаменационной работы в новой форме.

Раздел 2.  Знакомство  с образцами  КИМов,  предназначенных  для проведения письменного экзамена в 9 классе.

Раздел 3. Сжатое изложение. Основные приёмы компрессии текста. 

Алгоритм написания изложения. Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. Составление плана. Выделение микротем. Абзацное членение. Подготовка  рабочих материалов к изложению. Особенности сжатого изложения. Подготовка  к написанию сжатого  изложения. Обучение приемам   компрессии    текста. Отработка приёмов сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.

Раздел 4. Работа с тестовыми заданиями

Понимание текста. Целостность текста. Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексический анализ слова. Повторение по теме «Морфология». Выразительно-изобразительные средства языка.

Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов.  Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном и сложном бессоюзном предложении. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.

Раздел 5.  Сочинение на лингвистическую тему.

Критерии оценки задания. Структура сочинения на лингвистическую тему. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать и делать вывод.

Раздел 6.  Сочинение-рассуждение по тексту.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать и писать вывод рассуждения.

Раздел 7.  Итоговое занятие. 

Рекомендации учителя по проведению ОГЭ. Практическое занятие. Повторение по теме «Орфография» и «Пунктуация»

Раздел 8. 

Контрольная работа (тест ОГЭ)

  1. Учебно-тематический план

Наименование разделов

Количество часов

  1. Вводное занятие. Цели и задачи спецкурса. Ознакомление с содержанием и инструкцией по выполнению экзаменационной работы в новой форме

1 час

  1. Знакомство  с образцами КИМов, предназначенных  для проведения письменного экзамена в 9 классе

2 часа

  1. Сжатое изложение. Основные приёмы компрессии текста

 8 часов

  1. Работа с тестовыми заданиями  (часть 2)

11 часов

  1. Сочинение на лингвистическую тему.  

2 часа

  1. Сочинение-рассуждение по тексту.

6 часа

7. Итоговое занятие.  Повторение по темам «Орфография» и «Пунктуация»

2 час

      8. Контрольная работа в формате ОГЭ

2 часа

          Всего:

34 часа

  1. Тематическое планирование

Тема занятия

Дата план/факт

1

Вводное занятие. Цели и задачи спецкурса. Ознакомление с содержанием и инструкцией по выполнению экзаменационной работы в новой форме по русскому языку».

2

Знакомство  с образцами КИМов, предназначенных  для проведения письменного экзамена в 9 классе.                                                                                                                                                      

3

Знакомство  с образцами КИМов, предназначенных  для проведения письменного экзамена в 9 классе.                                                                                                                                      

4

Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения.

5

Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. Составление плана текста.                                  

6

Выделение микротем в тексте. Абзацное членение. Подготовка  рабочих материалов к изложению.

7

Сжатое изложение.  Особенности сжатого изложения. Подготовка  к написанию сжатого  изложения.    

8

Основные приёмы компрессии текста

9

Обучение приемам   компрессии    текста.

10

Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения

11

Работа над ошибками изложения. Редактирование текста. Сравнение с образцом. Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения. Классификация речевых и грамматических ошибок

12

Выполнение тестовых заданий  по текстам. Тема, идея текста.

13

Выполнение тестовых заданий. Средства выразительности речи: метафора, сравнение, гипербола, синонимы, фразеологизмы.

14

Выполнение тестовых заданий.  Написание приставок, суффиксов прилагательных, причастий

15

Выполнение тестовых заданий . Словосочетание. Типы связи в словосочетаниях  

16

Выполнение тестовых заданий. Нахождение грамматических основ в предложениях

17

Выполнение тестовых заданий. Предложения  с   обособленными приложениями, обстоятельствами  и определениями

18

Выполнение тестовых заданий. Вводные слова, предложения  и знаки препинания при них

19

Выполнение тестовых заданий. Запятая между частями сложного предложения, связанными сочинительной и подчинительной связью

20

Выполнение тестовых заданий. Запятая между частями сложного предложения, связанными сочинительной и подчинительной связью.

21

Выполнение тестовых заданий. Типы подчинения придаточных в  ССП.

22

Выполнение тестовых заданий . Сложные предложения с разными видами связи

23-24

Подготовка к сочинению на лингвистическую тему. Задание 9.1.  Работа с алгоритмом, работа с текстом, выявление особенностей рассуждения как типа речи, составление плана сочинения

25

26

27

Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту. Задание 9.2.  Работа с алгоритмом, работа с текстом, выявление особенностей рассуждения как типа речи. Составление плана сочинения

28

29

30

Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту. Задание 9.3. Тезис, вывод.

31

32

Итоговое  занятие. Повторение по темам «Орфография» и «Пунктуация»

33-34

Контрольная работа в формате ОГЭ (сжатое изложение, тестовые задания, сочинение).                                                                                                                    

  1. Требования к уровню подготовки

Учащиеся должны:

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
  • находить в словах изученные орфограммы, уметь правильно их писать;
  • обосновывать выбор знаков препинания;
  • уметь писать сочинение-рассуждение, сочинение на лингвистическую тему;
  • научиться грамотно писать сжатое изложение, используя соответствующие приёмы компрессии текста;
  • владеть формами обработки информации исходного текста;
  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл;
  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
  • самостоятельно ограничивать  временные рамки на выполнение заданий;
  • уметь работать с бланками экзаменационной работы;
  • сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

Учебно-методическая литература

1. Н. А Сенина. Русский язык: 9 класс. ОГЭ – 2024. 30 тренировочных вариантов. «Легион». Ростов-на-Дону, 2024;

2. Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. Русский язык: 9 кл. Сочинение на ОГЭ.-«Легион», 2023;

3. Л.А Ахременкова. Русский язык: 9 класс.К пятерке шаг за шагом.- М.: Просвещение, 2009;

4. Электронное пособие. Тексты для прослушивания. «Русский язык. Подготовка к ГИА».

5. ФИПИ http://www.fipi.ru/

6. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы

  1. http://www.school.edu.ru/ - Российский образовательный портал
  2. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
  3. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернетаsaharina.ru – образовательные тесты
  4.  http://egemetr.ru
  5.  http://www.alleng.ru/edu/ruslang4.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа спецкурса по русскому языку для 11 класса

Предлагаемый спецкурс по русскому языку рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 11 классов. Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическ...

Программа спецкурса по русскому языку 6 класс

Программа спецкурса  тесно связана с основным курсом русского языка в 6 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 6 классе осно...

Программа спецкурса по русскому языку (5 класс)

Программа спецкурса  тесно связана с основным курсом русского языка в 5 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 5 классе основной т...

Программа спецкурса по русскому языку "От слова к тексту"

Для достижения этих целей на II ступени обучения необходимо акцентировать внимание учащихся на коммуникативный аспект в изучении предмета. Актуал...

Игровой спецкурс по русскому языку («Вселенная русского языка»).

Данный спецкурс основан на методических рекомендациях и пособиях преподавателя кафедры методики преподавания русского языка и литературы О.В. Канарской. В частности, на ее книгах «Уроки русского...

Учебно-тематическое планирование спецкурса по русскому языку "Особенности русской орфографии" 6 класс

Спецкурс по русскому языку «Особенности русской орфографии» рассчитан   на 34 часа  и предназначен   для учащихся 6 классов.Курс непосредственно связан с программой по р...

Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа  спецкурса «Трудные вопросы русского языка»  для 6 класса составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...