Программа "Речевая лесенка"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Программа «Речевая лесенка»
по сопровождению коррекционно-образовательного процесса в диагностической группе
(младший дошкольный возраст)
СОДЕРЖАНИЕ:
- Пояснительная записка.
- Паспорт программы
- Особенности развития детей младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
- Основные принципы организации коррекционного воздействия.
- Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе.
- Предметно-развивающая среда в кабинете логопеда
- Особенности логопедической работы с детьми младшего возраста
- Этапы и содержание логопедической работы
- Основные приемы коррекционной работы в младшей группе
- Методические примы обучения в младшей логопедической группе.
- Литература.
- Приложение.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В настоящее время проблемы ранней диагностики и коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Это связано с тем, что Россия переживает один из самых сложных, болезненных, но вместе с тем динамичных периодов своей истории. А это, в первую очередь, отражается на положении детей. По данным М.А.Поваляевой, лишь 14 % детей практически здоровы, 50% имеют отклонения в состоянии здоровья, а 35% страдают хроническими заболеваниями.
В 1990- е годы появился термин – «децелерация», сущность которого заключается в замедленном темпе роста и развития детей. Наиболее часто это явление встречается у детей группы риска. Рост материнской заболеваемости, младенческой смертности, различной патологии, в том числе возраст женщины, низкий уровень заработной платы и жилищных условий, неблагоприятная экологическая обстановка являются причинами увеличения количества детей с задержками психомоторного и речевого развития.
Раннее выявление речевой патологии, точность диагностики, своевременная, качественная коррекция, с учетом компенсаторных возможностей детей позволяют надеяться на благоприятный прогноз. На это указывают в своих трудах В.К. Орфинская, К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, И.И. Панченко и др.
Огромен социально-нравственный эффект помощи детям, он демонстрирует принципиально новые возможности педагогики и отражает степень зрелости социальной политики общества.
В настоящее время, несмотря на то, что патологию речевого развития можно выявить даже в первые месяцы жизни, работа начинается после 4-5 лет и направлена на исправление уже сложившегося стойкого дефекта речи.
Своевременная логопедическая диагностика и коррекция позволяет снизить социальную депривацию безречевого ребенка, использовать в полной мере возможности сензитивных периодов становления психических функций, предупреждать возникновение вторичных нарушений. В то же время, чем раньше выявляются индивидуальные проблемы в раннем речевом развитии ребенка, тем больше времени у педагогов для их коррекции.
Несмотря на увеличение сети диагностических центров, ориентированных на выявление и оказание помощи детям с нарушениями психоречевого развитии раннем возрасте, ранняя логопедическая помощь детям 3 лет практически нигде не оказывается из-за отсутствия программно-методического, дидактического и диагностического материала.
Одновременно отмечается резкое увеличение числа детей, страдающих тяжелыми расстройствами речи, неврологическими расстройствами, смешанными нарушениями речи (по данным О.Е.Громовой)
В настоящее время ведется разработка различных моделей раннего вмешательства и помощи детям с отклонениями речевого развития.
Младшие группы для детей с задержкой речевого развития, нуждающихся в специальной психолого-педагогической, медицинской помощи, являются составной частью специализированного дошкольного учреждения. Младшие логопедические группы имеют своей целью наиболее раннее выявление отставания в развитии речевой и коммуникативной способности и проведение комплексной коррекции с участием квалифицированных специалистов.
При ранней диагностике и своевременно начатом коррекционном воздействии в целом и в речи, в частности, часть детей трех лет, несмотря на сложность и тяжесть речевых нарушений, к пяти годам приближается по уровню общего и речевого развития к возрастным нормам.
Нарушения у детей с недостатками речи своеобразны по выраженности, симптоматике и структуре. Поэтому в процессе дошкольного обучения и воспитания детей младшего возраста работа логопеда очень важна. В системе специальных занятий осуществляется комплексный многосторонний подход к коррекции психоречевого развития детей силами логопеда и психолога.
Группы младшего возраста комплектуются из детей, направленных ПМПК с диагнозами: моторная и сенсорная алалия, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи 1 и 2 уровня.
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Наименование программы | «Речевая лесенка» программа коррекционного образования для детей трех лет с тяжелыми нарушениями речи | |
Нормативно-правовое обеспечение для разработки программы | Документы федерального значения
Документы окружного значения
Документы ДОУ
| |
Научно-методические основы разработки программы | Исследования в области специальной педагогики и психологии авторов Л.С. Выготского, Е.А. Стребелевой, А.А. Венгера, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Н.В. Серебряковой, Н.В. Нищевой, Т.А. Датешидзе направленые на оказание помощи детям с тяжелыми нарушениями речи | |
Автор составитель программы | Учитель-логопед МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах» Железнова Светлана Серафимовна | |
Исполнители программы | Учитель – логопед - Железнова С.С.; воспитатели младшей группы | |
Сроки реализации программы | Учебный год | |
Цель программы | Создание оптимальных психолого-педагогических условий воспитания и коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями речи, позволяющих снизить социальную депривацию «безречевого» ребенка на основе использования в полной мере возможностей сензитивных периодов и потенциальных возможностей воспитанников. | |
Задачи программы | Создать систему работы по формированию всех компонентов речи у детей младшего возраста. Подобрать и адаптировать программно-методическое и дидактическое обеспечение для реализации содержания программы. Разработать контрольно-измерительный материал по оценке уровня речевого развития детей младшего возраста с тяжелыми нарушениями речи. Осуществлять коррекционный процесс, подключив к совместной работе специалистов и родителей для комплексного воздействия на ребенка. Корректировать речевое нарушение параллельно с работой стимулирующей развитие ребенка во всех функциональных областях. | |
Ожидаемый результат | Внедрение в образовательный процесс программы «Речевая лесенка» обеспечит компенсацию и устранение речевых нарушений у основной части детей к 5-6 годам, что позволит сократить пребывание ребенка в специализированном ДОУ. |
- ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
Дети с тяжелыми нарушениями речи ,как правило, имеют отягощенный неврологический статус. Внешне это выражается в особенностях поведения: дети либо гипервозбудимы, расторможены, либо, наоборот, пассивны, инфантильны. Внимание таких детей непроизвольное, неустойчивое. Игровая деятельности – на уровне нецеленаправленного манипулирования игрушками.
Часто дети с патологией речи моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, к двум годам отсутствует «щипцовый» захват, дети не могут точно, координировано выполнить движения губами, языком после показа взрослыми.
Пассивный словарь чаще всего на номинативном уровне, т.е. дети ориентируются в названиях предметов, показывают некоторые изображения, но не понимают вопросов косвенных падежей, с трудом ориентируются в названиях действий.
Активный словарь состоит из 5-10 слов модели СГ ( согласный звук-гласный звук:ма-ма).Иногда вместо слова ребенок воспроизводит один слог, как правило, ударный. Такие дети надолго «застревают» на уровне полисемантических слов, например «Ки» - киска, мех, волосы.
Дети с задержкой речевого развития затрудняются передать акцентно-просодическую модель слова.
Интересной особенностью патологической речи является стремление к употреблению открытых слогов. Например: слово мяч ребенок произносит как «мятя» или «мя». При полном отсутствии словесных сочетаний словарь ребенка может включать до 100-150 слов, в основном существительных, произносимых с множеством звуковых и слоговых пропусков и перестановок.
Если при нормальном речевом развитии однажды воспроизведенная форма быстро захватывает ряды слов, то при речевых нарушениях дети не способны использовать подсказывающий образец. Поэтому их речь изобилует аграмматизмами неограниченное время. Ребенок может сохранить эту особенность и в период обучения в начальной школе. Характерная особенность речи детей с моторной алалией – неправильное звукопроизношение, которое при отсутствии квалифицированной помощи сохраняется на неопределенно долгий срок.
В коррекционную группу зачисляются дети с диагнозами: «моторная алалия», «сенсорная алалия», «задержка речевого развития», «общее недоразвитие речи 1 уровня», «общее недоразвитие речи 2 уровня». На занятиях логопед развивает восприятие речи, знакомит с новыми словами, уточняет их значения, работает над активизацией речевой деятельности, формированием общих речевых навыков, развивает слуховое, зрительное внимание, память, мышление, а также общую и мелкую моторику.
Логопед при работе с детьми создает игровые ситуации для вызывания спонтанной речи, использует различные виды игр и игровых упражнений. Учитывая повышенную утомляемость детей, достаточно часто меняет виды деятельности (речевую, мыслительную, двигательную, конструктивную).
Опыт работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста показывает, что для их обучения целесообразно использовать индивидуальную и подгрупповую форму работы. В каждой подгруппе (2-4 человека) должны быть дети с разными речевыми возможностями, что стимулирует развитие речи малышей, способствует формированию их коммуникативных функций.
Продолжительность занятий составляет: для детей от 3 до 4 лет - 15-25 минут.
Особое внимание в работе с детьми уделяется индивидуальным занятиям. Задачи, решаемые логопедом на этих занятиях, могут быть из любого раздела программы, в котором тот или иной ребенок отстает от детей своей группы, испытывает какие-либо затруднения.
Опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста свидетельствует, что дети лучше усваивают тот речевой материал, который эмоционально затрагивает их, вызывает интерес, не оставляет равнодушным. В связи с этим занятия проводятся в едином игровом сюжете, по одной лексической теме, что способствует развитию речевой активности и эмоциональной сферы детей.
Планирование занятий осуществляется по тематическому принципу. Работа над каждой лексической темой с детьми младшего дошкольного возраста может длиться от 2 до 4 недель, что зависит от уровня развития группы в целом и от сложности изучаемой темы. Логопед и воспитатель в дошкольном учреждении организуют изучение одной и той же темы, что обеспечивает многократное повторение и закрепление данного речевого материала. Совместная работа над лексической темой в течение нескольких недель способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях.
Воспитание и обучение детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть комплексным, что означает создание оптимальных условий для развития речевой функции, неречевых психических функций, а также общей и мелкой моторики.
Основные разделы занятий:
- Развитие психических процессов (восприятия, слухового и зрительного внимания, памяти, мышления).
- Развитие импрессивной речи.
- Формирование экспрессивной речи.
- Работа над общими речевыми навыками.
- Развитие общей и мелкой моторики.
Чередование и последовательность видов деятельности и разделов зависит от сюжета и целей конкретного занятия и от работоспособности ребенка.
- ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.
Под принципами логопедической работы подразумеваются исходные положения, определяющие совместную работу логопеда и ребенка при коррекции речи.
При исправлении нарушения речи большое внимание уделяется общедидактическим принципам воспитывающего направления; принципам систематичности, научности, наглядности, сознательности, индивидуального подхода и др.
В логопедии используются и специальные принципы. Прежде всего, это принципы учета этиологии и механизмов нарушения речи, учета структуры нарушения, дифференцированного подхода, поэтапного подхода. Важным принципом является принцип учета личности ребенка, его способностей к развитию и формированию речи в нормальных естественных условиях общения и жизни.
При логопедическом воздействии обязательно принимаются во внимание этиологические принципы, которые являются причинами появления различных нарушений. Это внутренние, внешние, биологические и социально-психологические факторы.
При различных нарушениях речи логопеды могут работать в сотрудничестве с медицинскими работниками. Это может быть медикаментозное, психотерапевтическое и другое воздействие. Например: неправильный прикус предрасполагает к различным нарушениям произношения и здесь дополнительно нужна помощь ортодонта; если ребенок растет в неблагоприятных условиях, у него существует недостаток в общении, т.е. затронут социальный фактор, в результате этого могут возникнуть различные виды речевого нарушения – от дислалии до заикания. Этиология подразделяет учет не только причины речевых нарушений, но и их механизмов, поэтому при одних и тех, же симптомах возможны различные механизмы нарушений. Например: нарушения звукопроизношения могут возникать вследствие неправильной артикуляции или недоразвитости слуха. Работа по устранению недостатков речи должна вестись с учетом ведущего нарушения.
Принцип систематичности учитывает структуры различных дефектов, определяет ведущее нарушение и соотносит первичные и вторичные дефекты. Речь является наиболее сложным психическим процессов, поэтому даже при нарушении отдельных ее звеньев, как правило, нарушается вся речевая деятельность в целом. Это и определяет системный подход при устранении речевых расстройств.
Многие речевые нарушения проявляются в совокупности психических и нервно-психологических заболеваний; речевые и неречевые нарушения связаны между собой, поэтому речь идет о комплексе мер. Таким образом, комплексные принципы осуществляются, когда говорится о совместном воздействии на организм, т.е. не только логопедическом, но и психологическом, педагогическом и медицинском воздействии.
Комплексный принцип воздействия особо важен при таких сложных речевых нарушениях, как алалия, афазия, дизартрия и заикание.
Принцип дифференцированного подхода осуществляется с учетом этиологии нарушения, симптоматики, структуры речевых дефектов, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. В процессе логопедической работы важно учитывать уровень развития речи, особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности.
Принцип поэтапности представляет собой сложный процесс логопедического воздействия, т.е. исправление недостатков происходит в несколько этапов. Каждому этапу соответствуют свои задачи, методы и приемы исправления. Происходит постепенный переход от одного этапа к следующему – от более простого к более сложному.
При работе логопед должен придерживаться онтогенетического принципа, т.е. учитывать развитие речи в онтогенезе: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Исправлять звуки в речи ребенка нужно в той же последовательности, в какой они появились в процессе его развития.
Воспитывать личность, учитывая особенности ее формирования, в связи с различными видами нарушения – один из принципов логопедического воздействия. Этот принцип особенно актуален при работе с детьми, у которых имеются сложные дефекты речи.
При коррекционной работе учитывается ведущая деятельность ребенка. В этом заключается смысл деятельностного принципа. Разным возрастам соответствует свой вид ведущей деятельности. В дошкольном возрасте это игра, с помощью которой обогащается словарный запас, развиваются лексическая, грамматическая формы речи, происходит формирование личности ребенка. У детей школьного возраста ведущей является учебная деятельность, являющаяся основой для коррекционной работы при устранении речевых нарушений.
Принцип естественного речевого общения предполагает различные ситуации, в которых оказывается ребенок. Сначала они моделируются на занятиях, а затем закрепляются в обычных условиях при помощи родителей, воспитателей. Окружение ребенка должно быть информировано о виде дефекта, а задачах, методах работы и тесно взаимодействовать с логопедами.
При исправлении нарушений речи используются различные методы, способствующие приобретению детьми знаний, умений, навыков, воспитанию личности в целом. Применение определенного метода обусловлено характером и степенью нарушения, возрастом ребенка, его личностными качествами. Методы могут быть практическими, наглядными, словесными.
В работе с детьми младшего возраста мы опираемся на основные принципы построения системы коррекционных воздействий:
- Использование и интеграция разных видов деятельности в планировании и проведении коррекционной работы.
- Расположение речевого материала от простого к сложному, от восприятия и обозначения конкретного предмета, явления к абстрактному образу.
- Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка: специфики его речевого развития, степени выраженности речевого дефекта, возможностей восприятия коррекционного педагогического воздействия.
При этом программа предполагает общий средний тип формирования речевых навыков.
- ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ.
- Предметно развивающая среда в кабинете логопеда.
Организация развивающего пространства в логопедическом кабинете, как правило, имеющем небольшие размеры, является очень сложной задачей. Во-первых, в кабинете должны быть созданы комфортные, обеспечивающие безопасность детей условия для занятий. Во-вторых, создавая развивающую среду, логопед должен учитывать такой фактор, как эмоциональное благополучие ребенка.
Это должно быть место, куда малыш идет с радостью и удовольствием. А значит, особое внимание следует уделить цветовой гамме, в которой будет выдержан интерьер кабинета, оформлению мест для занятий за столом и у зеркала.
В младшей логопедической группе в кабинете логопеда рекомендуется создать особую сенсорную зону, включающую в себя игрушки и пособия, предназначенные для развития слухового и зрительного восприятия, формирования первичных представлений о цвете и форме предметов, а также уголок с пособиями для развития моторной сферы.
Обязательно должны быть оборудованы отдельные уголки с развивающими играми и игрушками для мальчиков и девочек. Однако, организуя места для свободной деятельности детей, логопеду следует учитывать особенности их развития и не перегружать уголки оборудованием.
На закрытых полках в шкафах в специальных папках или коробках хранится сменный материал по всем изучаемым лексическим темам. В каждой папке или коробке должны быть крупные предметные и сюжетные картинки, настольно-печатные дидактические игры и пособия для уточнения и расширения словаря, формирования и совершенствования грамматического строя речи, фонетико-фонематических представлений, связной речи, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, неречевых психических функций.
Кроме того, в кабинете должны быть наборы муляжей, крупные и мелкие игрушки по всем лексическим темам, конструкторы, мозаика, кубики, пирамидки, матрешки и другие сборные игрушки, настольный материал для обыгрывания предусмотренных программой сказок. Составляя еженедельные задания воспитателям, логопед может давать им не только методические рекомендации, но и обеспечивать их необходимыми играми и пособиями из своего кабинета, что позволит эффективно осуществлять преемственность в работе и закреплять с детьми пройденный материал.
На отдельном стенде логопед помещает график и расписание работы, список детей по подгруппам (который регулярно обновляется), советы и методические рекомендации родителям.
- Особенности логопедической работы с детьми младшего возраста.
Основная стратегия осуществляемых коррекционно-педагогических воздействий в младшей группе стоит в том, что на основе развития соответствующей возрасту детей когнитивной активности и компетенции постепенно формируется потребность в вербальном общении, стимулируется становление самостоятельной речевой деятельности детей в контексте онтогенетически адекватных форм общения.
Особое значение в процессе коррекционной работы мы придаем созданию в группе эмоционально-положительного психологического климата. Такой подход обеспечивает благоприятный фон для тесного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога и других сотрудников с детьми и их родителями, а также расширяет возможности оптимизации процесса развития и обучения наших воспитанников.
Важным фактором эффективности педагогического процесса, является использование особого щадящего режима пребывания детей в дошкольном учреждении что реализуется, прежде всего, посредством включения обучающих и коррекционно-развивающих воздействий в контексте спонтанной и специально организованной педагогами деятельности в течение всего дня.
Логопедическая работа в группе осуществляется по подгруппам и индивидуально. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия проводятся ежедневно. Все занятия организуются и проводятся в форме совместной (логопеда и детей) предметной, игровой и других видах детской деятельности.
В логопедической работе с детьми младшего возраста с тяжелыми нарушениями речи мы решаем следующие основные задачи: развиваем речевое внимание, понимание речи окружающих и вызываем потребность в вербальном высказывании; формируем лексико-грамматические средства речи и диалогическую форму общения; привлекаем внимание детей к звуко-слоговой структуре слова; формируем речь детей во взаимосвязи с развитием ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы детей, а также развитием тонкой моторики; закрепляем и совершенствуем вербальные средства общения детей в процессе разнообразных видов детской деятельности. Собственно логопедическая работа дополняется комплексами логоритмических упражнений, элементами игротерапии и музыкотерапии, а также упражнениями на релаксацию.
В соответствии с основными задачами логопедической работы в системе логопедических занятий выделены пять основных направлений:
I - «Речь: внимание, понимание, потребность»;
II - «Речь и познавательные процессы»;
III - «Вербальные средства общения»;
IV - «Слово и речевые звуки»;
V - «Речь и детская деятельность».
Первое направление занятий включает серии последовательно усложняющихся игр, заданий, упражнений в контексте совместной деятельности логопеда и детей, целью которых является воспитание устойчивости внимания у каждого ребенка по отношению к различным раздражителям уточнение и расширение его возможностей в понимании обращенной речи взрослых, а впоследствии и других детей. Постепенно под воздействием ненавязчивых стимулирующих воздействий логопеда в естественных и специально созданных ситуациях общения у ребенка усиливается проявление коммуникативных намерение, формируется потребность в вербализации отдельных аспектов общения.
Такого рода работа тесно переплетается с воспитанием когнитивных основ общения, чему главным образом посвящены занятия второго направления. Они преследуют цель развития когнитивных предпосылок общения ребенка. Приоритетное значение мы придаем развитию ощущений и восприятия (особенно зрительного и слухового), которому принадлежит особая роль в полноценном развитии ребенка младшего возраста. Ведущее направление занятий второго направления - создание сенсорной базы для развития импрессивной и экспрессивной речи ребенка.
Основной задачей третьего направления занятий мы считаем формирование и развитие вербальных средств общения во взаимосвязи с невербальными средствами коммуникации. Роль их на разных этапах коррекционно-развивающего воспитания меняется. На начальных этапах взаимодействия с неговорящими детьми мы, поощряя стремление ребенка к общению, удовлетворялись его невербальными реакциями на стимулирующие воздействия взрослого и расширяли их диапазон и возможности, одновременно воспитывая адекватные формы поведения детей в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Постепенно с развитием у детей потребности в реализации своих коммуникативных намерений с помощью речи мы разнообразными методами и приемами формируем у них вербальные средства общения, используя лексико-грамматический материал тем, доступных ребенку раннего возраста.
Занятия четвертого направления нацелены на воспитание у детей избирательного внимания к слову и речевым звукам, и включают последовательное формирование действий, различения и правильного произношения доступных речевых звуков и слов, включающих эти звуки. Проводимые логопедом занятия данного типа способствуют воспитанию правильных артикуляторных и акустических образов речевых звуков y детей младшей группы, развитию фонационного дыхания и голоса детей. С этой целью используются комплексы игр, заданий и упражнений.
В последнем из выделенных направлений занятия имеют интегративный характер, поскольку содействует развитию, закреплению и совершенствованию речевых действий, которым дети обучаются в процессе занятий других блоков. С этой целью используются возможности, прежде всего предметной, игровой, а также изобразительной, конструктивной и элементов трудовой деятельности.
Преимущественное значение в процессе коррекционной логопедической работы (особенно на первых ее этапах) имеют индивидуальные занятия с ребенком. Они строятся на основе индивидуальных маршрутов развития, разрабатываемых логопедом совместно с психологом, воспитателями и другими участниками коррекционного процесса.
Взаимодействие логопеда (и других педагогов) с детьми происходит в рамках щадящей, но не истощающей стимуляции речевого и общего психического развития детей, строится на основе современных психолого-педагогических рекомендаций, модифицированных нами с учетом особенностей контингента группы и специфики коррекционной работы (адекватная возрасту ребенка пространственная позиция взрослого в ходе общения, достижение «встречи взглядов» и удержание взгляда ребенка, использование возможностей кратковременных но неоднократных взаимодействий педагога с ребенком в разнообразных коммуникативных ситуациях в течение дня и др.) и напоминает по своему характеру взаимодействие матери и ребенка (в самых благоприятных для ребенка проявлениях).
- Этапы и содержание логопедической работы.
Логопедическая работа в младшей группе условно делится три этапа: подготовительный — сентябрь;
I этап — октябрь-декабрь;
II этап — январь-март: I
II этап — апрель-июнь.
Курс коррекционных занятий рассчитан на учебный год 8 месяцев работы с ребенком.
Все виды деятельности, кроме экспрессивной речи, соответствуют определенной лексической теме.
Программа по воспитанию экспрессивной речи и формированию навыков артикуляционной моторики выстраивается вокруг звука, который вызывает логопед у ребенка. Выделяются следующие разделы в работе по развитию экспрессивной речи:
- Звуки и звукоподражания; слова с вызванным звуком. Для усвоения этого материала используется альбом по звукопроизношению.
- Фонетическая ритмика, которая позволяет мышечно ощутить особенности артикуляции вызываемого звука, «поиграть» с этим звуком и его слияниями; произносить звуки и слияния в разных ритмах и с разной силой, сопровождая произношение слогов разными движениями.
- Формирование элементарной фразы из 2-3 слов, содержащих вызванный звук.
- Формирование доступных грамматических категорий на материале новых слов.
- Договаривание слов в стихотворениях, потешках, рассказах.
Данная система работы достаточно эффективна и хорошо зарекомендовала себя в практическом использовании.
На каждом из этапов последовательно решаются постепенно усложняющиеся задачи коррекционно-развивающей логопедической работы в соответствии с обозначенными основными направлениями.
В ходе подготовительного этапа логопедической работы в течение сентября проводится подробное обследование речи детей, психологом осуществляется психологическое обследование высших психических функций, особенностей личности и деятельности каждого ребенка.
Нами несколько увеличены сроки комплексного обследования детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями. Организация специального психолого-педагогического обследования, предполагает ежедневное, кратковременное, индивидуально дозированное взаимодействие взрослых с каждым ребенком, а также активное динамическое наблюдение за детьми в различных ситуациях их деятельности и общения.
В процессе первого этапа логопедической работы решаются следующие задачи:
- воспитание неречевого и речевого внимания, развитие понимания одно-двусложных инструкций;
- преодоление неречевого и речевого негативизма;
- вызывание потребности в речевом высказывании;
- стимуляция к появлению первых слов и использованию отдельных слов в роли предложений;
- создание возможностей для реализации ребенком в общении двусловного высказывания;
- стимуляция к появлению первых грамматических отношений между словами.
Занятие первого направления. Воспитание внимания ребенка начинается в упражнениях и играх, ориентирующих его на выделение и дифференциацию отдельных шумов, неречевых звуков, различение и понимание значений отдельных слов, семантики фраз, интонаций личностно-адресованной речи взрослого. Логопед приучает ребенка выполнять односложные инструкции» Постепенно формируется коммуникативная интенция (намерение) к вербальному высказыванию.
Занятие второго направления. Формируются когнитивные предпосылки появления речевого высказывания. Особое внимание уделяется развитию различных видов ощущений и восприятия (зрительного, слухового, осязательного, вкусового и обонятельного при ведущей роли первых трех). Совершенствуется акт рассматривания предметов, расширяются возможности зрительно-двигательных координации, упрочиваются взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием логопедом. Развиваются представления о свойствах предметов (прежде всего форме, величине, цвете), расширяются возможности фонематического восприятия. Предлагаются практические задачи, решение которых предполагает использование орудийных и соотносящих действий наглядно-действенной формы мышления. При необходимости в процесс решения мыслительных задач ребенком включается речь взрослено (помощь ребенку в организации целенаправленных действий), что последовательно стимулирует последующие самостоятельные речевые реакции ребенка в аналогичных ситуациях.
Занятие третьего направления. Развитие вербальных средств общения происходит на фоне постоянно расширяющейся когнитивной компетенции и в условиях постепенно формирующейся коммуникативной интенции. Ненавязчивая стимуляция речи у ребенка осуществляется в условиях предоставления ребенку возможности выбора средств общения (невербальных и вербальных). Установление устойчивого эмоционального и делового контакта с ребенком способствует появлению разных типов однословной предикации (предикация действия, факта и др.). В конкретных ситуациях вызываются и поощряются первые однословные, а затем и двухсловные высказывания ребенка. Постепенно в речевой материал занятий включаются: формы глаголов во втором лице единственного числа повелительного наклонения; инфинитив; глаголы настоящего времени 3-ю лица единственного числа; ряд падежных форм существительных (винительного с окончанием -у; именительного множественного числа с окончаниями –ы, -и), существительные с суффиксами уменьшительности; некоторые прилагательные (обозначающие форму и цвет — большой, маленький; красный, синий, зеленый, желтый), некоторые личные и иные виды местоимений, наречия, другие части речи (где, там, хорошо, вот, надо, не надо). По мере расширения речевых возможностей детей логопедом стимулируется появление в их речи согласования форм именительного падежа существительных с глаголом, приглагольного подчинения и др. грамматических отношений. Работа ведется с использованием материала лексических тем «Я и моя семья», «Кто как разговаривает?» («Как животные подают голос?»), «Наши игрушки», «Мой детский сад», «Мы разные, но похожие» («Части тела»), «Что бывает осенью?».
Занятие четвертого направления. В игровых ситуациях формируются и развиваются первые практические представления детей о звуках и словах. Применяется речевой материал, включающий гласные А, О, У, И. Логопед приучает детей правильно произносить гласные и их сочетания изолированно (с использованием приемов соотнесения звуков и звукокомплексов с предметами и предметно-игровыми ситуациями) и в составе слова, дифференцировать их на слух (в словах) и в произношении. Развивается физиологическое и фонационное дыхание у детей.
Занятие пятого направления. В процессе различных видов детской деятельности закрепляется тот материал логопедических занятий первых четырех (в первую очередь третьего) блоков, который вызывает наибольшие трудности у детей. Приоритетное значение на данном этапе принадлежит предметной деятельности. Формирование и развитие тонких движений пальцев рук («пальчиковая гимнастика», выполнение соответствующих упражнений, заданий). Использование совместной со взрослым практической деятельности ребенка для стимулирования возникновения и развития его потребности в вербальном высказывании составляет ведущее направление занятий на данном этапе. Стимулируется вербализация отдельных игровых действий, включаемых впоследствии в сюжетно-отобразительную игру.
Занятия на втором этапе обучения стимулируют дальнейшее развитие речевых возможностей детей. Данный этап предполагает решение следующих основных задач:
- развитие понимания двусложных инструкций, доступных по возрасту текстов (коротких стихов, сказок, рассказов);
- формирование умения составлять предложения из 2-3 слова;
- развитие участия детей в несложном диалоге;
- стимуляция усвоения (понимания и употребления) отдельных падежных и предложно-падежных форм существительных, глагольных форм, личных местоимений, некоторых наречий.
Занятие первого направления. Основной акцент переносится на развитие речевого внимания и адекватного речевого поведения в процессе общения ребенка со взрослыми и детьми. Стимуляция субъектно-субъектных отношений между ребенком и педагогами, родителями, другими взрослыми, детьми. Создание условий для формирования у детей понимания и умений выполнять двусложную речевую инструкцию. Формирование потребности в расширении содержания (и соответственно объема) вербального высказывания.
Занятие второго направления. Расширяются возможности использования вербальных средств общения в процессе совместного со взрослым комплексного обследования предметов. Использование внешних ориентировочных действий (примеривания, затем зрительного соотнесения) для выбора предметов по их признакам. Развитие запоминания (главным образом непроизвольного) доступного речевого материала. Продолжение работы по развитию наглядно-действенных форм мышления.
Занятие третьего направления. Приоритетное направление — развитие диалогической речи. С этой целью используется ряд специальных приемов: образцы диалогов («взрослый-игрушка»), введение дополнительного коммуниканта (игрушка, сказочный персонаж, куклы бибабо и т.п.), разнообразные типы вопросов (педагогов, дополнительного коммуниканта) и др. Планируется усвоение существительных в форме дательного и творительного падежей, а также существительных, имеющих наиболее часто употребляемые падежные окончания в единственном числе (у, е, а, ом, ой) и во множественном числе (-ы); овладение категорией числа глаголов в изъявительном наклонении, личными формами глаголов (кроме 2-го числа множественного числа); глаголами настоящего и прошедшего времени; субстантивных словосочетаний с прилагательными (формы множественного числа только в начальной форме), всех личных местоимений, некоторых наречий (больше, меньше), предлогов (в, на, у, с). В логопедической работе на данном этапе используется лексико-семантический материал следующих тем: «Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Зимние забавы», «Что мы едим?», «Посуда», «Наш дом», и т.д.
Занятие четвертого направления. Продолжается развитие подвижности артикуляционного аппарата детей (серия игр «В гостях у Веселого Язычка», серия заданий «Что я слышу?» и др.) и фонационного дыхания (в игровой форме). Расширение возможностей детей изменять силу и высоту голоса (при использовании в игровых ситуациях произнесения гласных звуков, звукоподражаний, слов и фраз). Дети приучаются правильно произносить согласные М, Д', Г, Н', Б, П, Б', П', М', К, К', Г, Г', X, X' в составе слов несложной звуко-слоговой структуры, различать их на слух и в произношении.
Занятие пятого направления. Широкое использование предметной деятельности для развития вербальных средств общения детей. С целью закрепления речевых умений детей чаще используются элементы сюжетно-отобразительной игры, задания по изобразительной деятельности и конструированию. Продолжается развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук в процессе разнообразных видов детской деятельности.
В ходе третьего этапа коррекционного обучения решаются следующие основные задачи:
- дальнейшее развитие умений детей использовать простые предложения для общения со взрослым и детьми;
- закрепление использования отдельных словоизменительных парадигм существительных и глаголов, а также простых (по структуре и семантике) словосочетаний;
- расширение возможностей участия ребенка в диалоге;
- стимуляция к составлению и использованию в речи некоторых видов сложных предложений (с учетом индивидуальных речевых возможностей).
Занятие первого направления. Развитие понимания и умений выполнять двусложные речевые инструкции. Расширение возможностей в понимании текстов (стихотворений, сказок, рассказов и т.д.). Воспитание потребности в использовании инициативных реплик в диалоге. Предоставление детям (и стимуляция) возможностей управлять диалогом.
Занятие второго направления. Совершенствование возможностей ребенка использовать речь в процессе совместного со взрослым обследования предметов по известным ребенку признакам. Развитие запоминания потешек, детских стихов. Стимуляция речи у ребенка в процессе решения практических задач, при представлении результата и условий действий. Включение речи при воспитании предпосылок воображения (главным образом в игровых ситуациях).
Занятие третьего направления. Дальнейшее развитие диалогической речи. Особое внимание придается стимуляции инициативных реплик детей. Постепенное и последовательное стимулирование вопросов ребенка к логопеду, дополнительному коммуниканту, другому ребенку (сначала по образцу, затем самостоятельных). Развитие вербальных средств общения с использованием лексико-семантического материала по темам: «Кто летает?», «В лесу», «Наш город», «На улице», «На чем ездят?», «Наступило лето». Стимуляция к адекватному использованию основных падежных форм существительных, имеющих «главенствующие» (по А.Н. Гвоздеву) падежные окончания; организация усвоения некоторых форм существительных множественного числа, имеющих онтогенетически рано появляющиеся падежные окончания; развитие умения использовать личные формы глаголов изъявительного наклонения, глаголы настоящего, прошедшего и отдельных форм будущего времени; обучение правильному использованию возвратных глаголов, глаголов с некоторыми приставками; постепенное обучение согласованию прилагательных с существительными в косвенных падежах; развития умения использовать предложно-падежные конструкции (предлоги в, на, у, с, под, над, за и др.).
Занятие четвертого направления. Занятия по развитию звукопроизносительной стороны речи включают фонетический и речевой материал со звуками Н, Т, Д, В, Ф, В', Ф'. Дети упражняются в произнесении согласных звуков в составе слов, различать их на слух и в произношении. Развитие фонационного дыхания, голоса, интонации в процессе произнесения слов различной звукослоговой структуры, словосочетаний, фраз (в игровых ситуациях).
Занятие пятого направления. Занятия данного блока преимущественно используются при закреплении изучаемого детьми лексико-грамматического материала. Учитываются возросшие возможности детей в различных видах детской деятельности (сюжетно-отобразительной игре, лепке, рисовании, конструировании) для закрепления речевых навыков детей. Совершенствуются тонкие дифференцированные движения пальцев рук. Особое внимание уделяется использованию диалогической речи (элементов ролевой беседы) в условиях сюжетной игры, доступных театрализованных игр. Стимуляция аутодиалогов (в ситуациях «ребенок — игрушки»).
- МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ..
Для эффективной организации коррекционной работы, необходимо правильно выбрать приемы обучения. Учитывая специфику речевых нарушений у детей младшей группы, мы используем следующие, наиболее характерные для данного возраста:
- показ и рассматривание предмета;
- выполнение действий с предметами;
- просьбы, поручения;
- повторение за ребенком слов, словосочетаний, предложений;
- вопросы – ответы;
- опосредованное общение через куклу ( игрушку);
- многократное проговаривание речевого материала;
- комментирование действий.
Показ и рассматривание предмета.
С помощью этого приема происходит знакомство с новыми словами, уточнение их значений и постепенное включение слов в пассивный, а затем в активный словарь детей, развивается восприятие речи.
Для показа и рассматривания следует брать новый предмет, которого не было в групповой комнате, детском саду. Это могут быть различные наглядные материалы: реальные предметы, игрушки, муляжи, картины.
К подбору наглядного материала для обучения малышей предъявляются определенные требования. Так, предпочтение отдается натуральным предметам. Если натуральную опору нельзя представить, рекомендуется заменить ее игрушками, муляжами которые передают характерные внешние признаки предмета. Например, игрушечный заяц должен быть белого и серого цвета, из пушистого материала, с длинными ушами и коротким хвостом.
Это позволяет формировать у ребенка не только правильные реалистические представления о предмете, но и максимально различать речевые средства. Чем правдоподобней выглядит игрушка, тем больше возможностей дает она для обогащения речи и знаний ребенка. Пари подборе предметных картинок для одновременного показа, надо обращать внимание на их соотношение по величине. Нельзя располагать в одном ряду картинки с изображением, например, лошади или коровы – маленького размера, а гуся, петуха – большого. Дети воспринимают предметы в сопоставлении его с другими предметами по разным признакам, в том числе по величине. При неправильном подборе картинок у детей формируется искаженные представления о величине предметов, что непременно отразится на формировании понятий и развитии речевых средств.
Следует добиваться, чтобы дети проявляли сосредоточенность и внимание до того, как увидят предмет, ориентируясь на словесную установку взрослого: «Посмотрим, что у нас в коробке?» «Что – то сегодня я вам принесла» (прием активизирующий внимание).
При показе и рассматривании логопеду необходимо не только называть сами предметы, но и их внешние признаки, их значение. А затем уже нужно привлекать внимание детей к показу той или иной части предмета.
В начале обучения логопед в основном сам называет предметы, рассказывает о его внешнем виде, назначении. Детям предлагается материал, который они способны понять и в дальнейшем отразить эти знания в речи. На начальном этапе от детей от детей не требуется активной речи, но речь может возникнуть и по инициативе ребенка. В таком случае она не пересекается, а, наоборот, поощряется, что является стимулом к проявлению инициативы и другими детьми. Инициативная речь детей ни в коем случае не сдерживается, даже в ущерб дисциплине.
В дальнейшим показ предмета и его рассматривание используется для активизации речи детей. Большое значение при использовании данного приема имеет речь логопеда. Чтобы правильно отобрать речевые средства, которые послужат образцом для детей, можно представить себе, что дети видят предмет впервые. Это поможет обозначить весь необходимый словарь, отобрать формы слов и способы их соединения. Рассказ как образец речи следует заранее продумывать, тщательно отбирая наиболее точные слова, объединяя их в короткие предложения. Следует предусмотреть многократное повторение слов в предложении.
Речевые действия, сопровождающие рассматривание различных предметов, желательно осуществлять в одинаковой последовательности: сначала сам предмет, затем – его форму, цвет, величину, вкус и другие признаки. В той последовательности будет строиться рассматривание всех последующих предметов. Такой порядок является образцом при подготовки к составлению описательного рассказа.
Выполнение действий с предметами.
Использование данного приема способствует развитию восприятия и речевых средств, обогащению словаря детей.
Ребенок значительно быстрее связывает новое слово с предметом, действием или признаком, если он широко опирается при знакомстве с ним на различные анализаторы. Очень важно, чтобы ребенок не только смотрел и слушал, но и действовал с предметом: трогал его, ощупывал, гладил, двигал и т.п. При этом словарь обогащается названиями действий, что способствует появлению в активной речи ребенка предложений.
После показа одного или нескольких действий логопед предлагает детям воспроизводить то или иное действие. Это очень важно для поддерживания их активности, интереса к занятиям, обеспечение связи слова с действием самого ребенка.
Просьбы, поручения.
Выполнение просьбы или поручения помогает проверить понимание ребенком обращенной речи, способствует активизации собственной речи детей в ее обращенной и повествовательной форме. С этой целью ребенка просят не только обратиться с выполнить какое то действие, но и обратиться с просьбой к товарищу или взрослому, а в дальнейшим сказать, что он сделал (принес, нашел и т.д.). Одновременно с решением речевых задач происходит формирование у детей ориентировки в окружающей предметной среде, поскольку правильное выполнение поручений детьми зависит от знания или назывании предметов, их признаков, мест расположения. В начале обучения ребенку предлагается выполнить какую – либо просьбу молча: убрать в определенное место игрушки. Логопед может комментировать действия ребенка. В дальнейшем выполнение просьбы или поручения может быть связано с употреблением отраженной речи: ребенку следует что – то попросить у товарища, спросить о чем – то няню и т.д. Необходимо поддерживать использование детьми побудительной формы речи, постепенно усложняя ее. Таким образом, обучение детей путем поручений приводят к формированию у них умения самостоятельно выражать просьбу.
Повторение за ребенком слов, словосочетаний, предложений.
Основным назначением этого приема состоит в пропедевтике. Повторяя за ребенком отдельные высказывания, мы готовим детей к усвоению и правильному воспроизведению слов со сложной слоговой структурой, а также связи слов в словосочетаниях и предложениях. Данный прием включают в работу тогда, когда дети начинают пользоваться активной речью, то есть могут ответить на вопрос одним словом или словосочетанием. При этом дети испытывают большие трудности и допускают различные искажения слов. Повторяя детский ответ, логопед демонстрирует правильное произношение, обращает внимание детей на правильное структурное и грамматическое оформление слов и, если возможно, выделяет интонацией то место в слове, которое ребенок произнес неправильно. На последующих этапах обучения повторение ответа можно использовать с целью упражнения детей в правильном произношении слов, словосочетаний, предложений. Если ребенок не хочет повторять требуемое слово, не надо настаивать, так как это вызывает негативную реакцию, и ребенок в дальнейшем еще долго не будет пользоваться активной речью. В таком случае лучше еще раз повторить за ребенком, что ему не удалось произнести правильно.
Вопросы – ответы.
Данный прием используется, прежде всего, для активизации речи детей. Вопрос побуждает детей пользоваться словесной речью.
С помощью вопросов можно развивать у детей умение вслушиваться в содержание обращенной речи, то есть развивать внимание к речи взрослого. Это необходимо для того, что бы ребенок научился правильно отвечать на вопросы. Использование данного приема предусматривает также тренировку детей в правильном употреблении слова в различных грамматических формах, в употреблении словосочетаний, в построении предложений. Если в начале обучения детям разрешается высказываться непроизвольно, их инициативная речь не пересекается, а, наоборот, поощряется и стимулируется, то позже вопросы, особенно персональные, регулируют и направляют речь и деятельность детей. Применительно к детям младшего дошкольного возраста логопеду следует различать два типа вопросов и правильно пользоваться ими в различных ситуациях: вопрос относящейся ко всем детям, и вопрос, заданный конкретному ребенку, - персональный. Дело в том, что дети этого возраста длительное время вопрос, заданный всем детям, не относят к себе. Они реагируют лишь на персональные обращения.
Первая группа вопросов относится к названиям предметов и их частей (Кто это? Что это?).
Вторая группа вопросов - название признаков и свойств предметов. Особое внимание следует обратить на признаки, обозначающие пространственные параметры предмета. Вопросы, относящиеся к величине предмета, младшим детям следует формулировать конкретно. Кроме того, задавать их можно лишь в том случае, когда имеются два предмета, значительно различающихся по величине. Тогда лексическое значение слов усваивается детьми правильно. Прежде чем задавать вопрос, начинающийся со слов какой , необходимо убедиться, что дети правильно понимают значение слов форма, цвет, размер. Если понимание слов недостаточно четкое, дети дают неправильные ответы.
Третья группа вопросов относится к действиям или состоянием предмета. Вопросы задаются тогда, когда ребенок или взрослый выполняет какое – то действие или только что закончил его. Некоторая трудность использования этих вопросов определяется тем, чем они большей частью логически относятся не столько к действию, сколько к предмету, с которым производится действие. Чтобы избежать этого, в вопросе нельзя называть само действие. Вопросы следует формулировать примерно так: «Что мы будем делать карандашами?» - «Рисовать».
Вопросы можно использовать в сочетании с другими приемами – рассказом логопеда, поручениями, комментированием действий детей, рассматриванием предмета.
Опосредованное общение через куклу ( игрушку).
Использование данного приема способствует развитию восприятию и активизации речи. Опосредованное общение через игрушку создает непринужденную обстановку, что очень важно для развития речевой коммуникации, а также вызывает повышенный интерес к ознакомлению с новым предметом, обогащает речевые средства, ускоряет появление самостоятельной инициативной речи у детей. В отличие от описанных ранее приемов игрушка привлекается логопедом не для ознакомления с ней детей, а для того, чтобы организовать с ее помощью общение с детьми. Игрушкой может опосредованно осуществляться использование всех перечисленных приемов: логопед задает вопросы, рассматривает предмет или выполняет действие от имени игрушки, и дети отвечают не логопеду , а игрушке.
Как и другие приемы, опосредованный через игрушку разговор с детьми можно использовать на самых разнообразных занятиях и вне их.
Многократное проговаривание речевого материала.
Данный прием используется для того, чтобы дети могли вслушиваться в изменение слов, когда одни и те же слова употребляются в одних и тех же словосочетаниях и в разных формах.
При многократном проговаривании речевого материала логопедом решаются следующие задачи: развитие восприятия речи детьми, обогащение словаря детей, развитие понимания различных грамматических форм слова и сочетаний слов; решаются такие пропедевтические задачи. Образец речи для занятия следует готовить заранее. Строить его нужно целенаправленно, включая одни и те же слова в словосочетания и предложения. Данный прием способствует непроизвольному запоминанию высказываний логопеда или хотя бы отдельных словосочетаний, предложений. С целью многократного повторения отдельных слов можно использовать сказки, содержанию которых свойственны повторы.
Комментирование действий.
Одним из приемов, обеспечивающих многократность восприятия слова детьми, может быть речь взрослого в процессе какой – либо деятельности. Мы условно называем такую речь комментирующей.
Комментирование действий более всего отвечает решению пропедевтических задач. Систематическое использование его на занятиях, можно исподволь подготавливать любую следующую ступень речевого развития детей. Использование данного приема способствует предупреждению аграмматизма в речи детей, а на определенном этапе выхода из моторной алалии способствует предупреждению заикания. Комментирование действий обеспечивает не только многократность повторения речевого материала, но и тесную действенную связь слова с обозначением им реальным предметом, признаком, действием. Комментирующая речь неоднородна по структуре и по эмоциональной окраске. Она может выражать констатацию факта, побуждение к действию, а также выполнять функции предвосхищения регуляции и оценки деятельности ребенка. Она может быть тесно связана с любой деятельностью, выполняемой ребенком самостоятельно или совместно со взрослым, а также одним взрослым.
Затруднения в понимании детьми комментирующей речи взрослых наблюдается редко, так как содержание ее базируется на конкретном наглядном материале, связано с ситуацией, обусловлено выполняемой деятельностью.
Использование речи взрослого в обучении младших дошкольников требует опоры на наглядность и деятельность. Особенно важно, чтобы действия с предметами выполнялись самими детьми, а не только взрослыми. В условиях специально созданных учебных ситуаций это придает речи действенный, практический характер. Значение комментирующей речи при относительно простой ее синтаксической конструкции определяется реально зримой, слышимой связью слова с действием, предметом, признаком, а также возможностью обеспечить многократность повторения необходимых слов и грамматических категорий.
Например: - категории времени глагола: «Олег берет карандаш и будет рисовать. Наташа уже нарисовала, а Саша еще рисует…» Большое значение для развития восприятия речи имеет частота и единообразие употребляемых лексических единиц, грамматических форм и синтаксических конструкций. Это создает благоприятные условия для выделения детьми значительных частей слова – корня, окончания многократно повторяемых слов, то есть позволяет подвести их к лексическим и грамматическим обобщениям.
Средствами комментирующей речи можно решать и воспитательные задачи: формировать у ребенка произвольную регуляцию действий, запрещать какую – либо деятельность, стимулировать выполнение отдельных деятельностных операций.
Комментировать действия можно и тогда, когда ребенок что – то показывает. Дети очень любят, когда логопед рассказывает об их действиях с предметами. Комментируя речью действия детей, логопед строит рассказ из коротких предложений. В случае повторения действия предложения строятся вариативно. Следует также обращать внимание на то, чтобы речь совпадала с действиями детей.
Таким образом, использование комментирующей речи оказывает большое внимание на развитие восприятия речи, способствует более отчетливому выражению потребности в общении, речевой активности на основе накопленных речевых средств, а также подводит детей к пониманию определенной последовательности в действиях через рассказ и может рассматриваться как подготовленный этап в обучении рассказыванию.
Все описанные методические приемы используются в младшей группе. В зависимости от задач – на одном занятии могут сочетаться разные приемы.
- ЛИТЕРАТУРА
- «Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте» - методическое пособие. Москва 2005
- Т.А. Датешидзе «Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития» - С – Петербург 2004
- Е.Н. Краузе «Логопедия» - С – Петербург 2003
- Н.В. Нищева «Организация коррекционно – развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада» - С – Петербург 2006
- О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина «Лексические темы по развитию речи детей 3 – 4 лет» - методическое пособие. Москва 2007
- Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» - Москва 2003
- «Коррекционно – развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста» под редакцией Н.В. Серебряковой - С – Петербург 2005
- Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР». Москва 2009
- С.Ю. Шерстобитова «Комплексное сопровождение детей 2-4 лет с речевыми нарушениями». Волгоград 2009
- З.В. Поливара «Дифференциальная диагностика речевых дисфункций у детей дошкольного возраста». Тюменский государственный университет 2007
Приложение № 1
Тематический план логопедических занятий
с детьми 3-4 лет (вариант 1)
(«моторная алалия», «сенсорная алалия»)
Период обследования детей (сентябрь)
Задачи периода:
- Создание положительного микроклимата в группе.
- Знакомство с детьми и установление с ними эмоционального контакта.
- Обследование детей и заполнение речевых карт.
- Установление контакта с другими специалистами, совместное планирование коррекционно-педагогической деятельности.
- Проведение бесед с родителями и сбор анамнеза.
I квартал (октябрь, ноябрь, декабрь)
Лексика
Игрушки. Семья. Части тела. Одежда. Обувь. Кухня (посуда, продукты питания). Мебель. Новогодний праздник.
Пассивный словарь
- Обучение пониманию, реагированию на слова логопеда.
- Работа над пониманием однословных вопросов: Кто? Что? Где?
- Обучение выполнению поручения с использованием предметов и без них.
- Работа над пониманием названий действий, односложные инструкции (Дай, покажи, присядь. Прижми мишку, покачай куклу.).
- Обучение пониманию двухступенчатых инструкций (Возьми чашку и налей водичку.).
Активный словарь
- Вызывание речевого подражания у детей (бо-бо, бух-бух, га-га, пых-пых, би-би, ням-ням).
- Формирование первых форм слов:
- аобучение воспроизведению по подражанию логопеду части некоторых слов, название предмета или действия словом, а не звукоподражанием;
- ботрабатывание произношения названий близких ребенку лиц (мама, папа, баба, дядя, тетя, деда) и имен кукол (Тата, Катя, Ляля, Нина), а также просьбы (на, дай);
- работа над расширением глагольного словаря, начиная с глаголов повелительного наклонения и неопределенной формы (иди, сиди, беги; пить, играть, гулять и т. д.).
- Формирование фразовой речи.
- Фразы - просьбы (Мама, иди. Папа, дай!).
- Предложения сотрудничества или желания (Хочу пить. Давай играть. и т. п.)
- Двухсловные предложения:
- вопросительное слово + именительный падеж существительного (Где Тата? Где мяч?);
- указательное слово + именительный падеж существительного (Это Миша? Тут Ляля.).
Фонетико-фонематическая сторона речи
- Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (используются 2-3 звучащие игрушки),
- Уточнение произношения гласных А, О, У, И и простых звукосочетаний АУ, УА, ИА.
Примечание: Работу по уточнению произношения звуков и исправлению звукопроизношения рекомендуется начинать после овладения детьми короткой фразовой речью.
Общие речевые навыки
- Работа над спокойным и коротким вдохом (упражнения «Понюхаем цветок», «Душистое яблоко» и т. п.).
- Начало работы по воспитанию плавного и длительного выдоха (на счет до 2-3).
- Работа над силой голоса (тихо, громко). «Ляля плачет а-а-а» (тихо, громко).
Мимическая мускулатура
- Начало работы над выразительностью мимики лица (упражнения «Сладко», «Кисло», «Горько»).
- Обучение надувать и втягивать щеки (упражнения «Толстячки - худышки»).
Мелкая моторика
- Собирание пирамидок, матрешек, коробочек.
- Катание мяча, шариков.
- Закручивание ленты на деревянную палочку (упражнение «Цветные ленточки»).
- Упражнение «Перебираем крупу» (используя фасоль, горох).
- Упражнение «Заборчик», «Столик», «Скамеечка» (используя несколько столбиков, кубиков, пластинок, кирпичиков).
- Упражнение «Волшебный мешочек» (узнать на ощупь кубик, шарик, колечко).
II квартал (январь, февраль, март)
Лексика
Зима. Зимние забавы. Дикие животные. Домашние животные. Домашние птицы. Мамин праздник. Предметы туалета. Купание куклы (закрепление тем: «Части тела», «Одежда», «Обувь»).
Пассивный словарь
- Обучение пониманию вопросов косвенных падежей (Кому? Чем? От кого? и т. д.).
- Отработка понимания трехступенчатых инструкций логопеда (игра «Поручение»).
- Работа над пониманием грамматических форм слов:
- единственное и множественное число существительных и глаголов (Покажи, где мишка (мишки) спит (спят));
- уменьшительно-ласкательная форма существительных (Покажи где ведро - ведерко, тапки - тапочки);
- предложение конструкции (с предлогами НА, ПОД, В, ИЗ) (Положи кубик на коробку, под коробку, в коробку. Возьми кубик из коробки).
Активный словарь
- Продолжение работы по активизации предметного словаря по указанным лексическим темам. Добиваться воспроизведения одно-, двух-, трехсложных слов (бык, кот, гуси, корова, петухи и т. д.).
- Закрепление употребления в активной речи глаголов повелительного наклонения и неопределенной формы.
- Обучение детей употреблению глаголов в 3-м лице единственного числа изъявительного наклонения настоящего времени (сиди - сидит, лети - летит).
- Расширение словаря детей за счет употребления прилагательных в именительном падеже мужского и женского рода, обозначающих величину (большой - маленький), цвет (красный, синий, желтый, зеленый), вкус (сладкий, горький), вес (тяжелый, легкий), температуру (теплый, холодный), оценку предметов (грязный, чистый).
- Обучение употреблению повествовательного простого двусоставного предложения, в котором подлежащее стоит в именительном падеже единственного числа, а сказуемое - в форме настоящего времени, в 3-м лице единственного числа (Петя поет. Наташа бежит. Киса сидит).
Фонетико-фонематическая сторона речи
- Закрепление умения дифференцировать на слух три звучащие игрушки.
- Обучение определению направления звучания игрушки.
- Закрепление правильного произношения гласных (А, О, И, У).
Общие речевые навыки
- Продолжение работы над длительным и плавным выдохом (на счет до трех).
- Закрепление работы над силой голоса (тихо - громко).
- Работа над модуляцией голоса, используя звукоподражания домашним птицам и животным (гусь: га-га-га (низко); гусенок: га-га-га (высоко)).
- Отработка слитности гласных (2-3 на одном выдохе). Упражнения «Эхо» (АУ), «Ляля плачет» (УА), «Ослик кричит» (ИА), «Резиночки» (АУО).
Мимическая мускулатура
«Зайка добрый» (улыбка), «Волк злой» (нахмурить брови), «Катя удивляется» (поднять брови вверх).
Мелкая моторика
- Упражнение «Снежный ком» (скомкать лист бумаги).
- Упражнение «Снег летит» (порвать бумагу на мелкие кусочки и подбросить).
- Тренировка мускулатуры кисти руки (выжимание пористых губок).
- Упражнение «Бусы для мамы» (нанизывание крупных бусин).
- Составление разрезных картинок (из 2-3 частей).
- Составление фигурок из счетных палочек или спичек по образцу (из 2-3 штук).
Ill квартал (апрель, май, июнь)
Лексика
Весна (солнышко светит, потекла вода, пускают кораблики). Птицы (воробей, голубь, ворона). Транспорт (машина, поезд, пароход, самолет). Цветы (одуванчик, ромашка, колокольчик). Насекомые (жук, комар, муха, бабочка). Лето (жарко, игры с водой).
Пассивный словарь
- Закрепление понимания речевых инструкций логопеда (с постепенным усложнением задания). (Возьми синюю машинку, поставь под синий стульчик.)
- Работа над формированием навыка понимать предложения с предлогами (около, за, перед и др.).
- Развитие навыка понимать вопросы взрослого по сюжетным картинкам.
- Отработка навыка понимать вопросы по несложному рассказу или короткой сказке (сначала со зрительной опорой, потом без нее).
Активный словарь
- Работа по уточнению, расширению и активизации словаря с использованием в речи слов-действий, слов-названий и слов, обозначающих признаки предметов.
- Включение в активный словарь детей личных и притяжательных местоимений (я, ты, вы, он, она, мой, твой, ваш, наш).
- Расширение словаря за счет употребления наречий места (там, вот, туда, здесь), времени (сейчас, скоро), количества (много, мало, еще), модальности (надо, не надо, можно, нельзя), температуры (горячо, тепло, холодно), вкуса (кисло, горько, сладко, вкусно), оценки (хорошо, плохо).
- Работа над формированием навыка употреблять простыеповествовательные предложения из трех слов (по демонстрируемым действиям и несложным сюжетным картинкам).
- Проговаривание и заучивание с детьми двустиший и простых потешек.
- Формирование навыка использовать ситуативную речь в общении друг с другом и со взрослыми.
Фонетико-фонематическая сторона речи
Формирование умения правильно произносить согласные звуки (М, Н, Б, Т, Д, Н, К, Г, X) в слогах и словах (без их дифференциации на мягкие и твердые, звонкие и глухие).
Общие речевые навыки
- Продолжение работы над длительностью и плавностью выдоха с использованием звуков речи (упражнения «Поезд гудит у-у-у», «Подуем на ладошки х-х-х»).
- Работа над модуляцией голоса (высоко - низко). Маленькая машина: «би-би-би» (высоко), большая машина: «би-би-би» (низко).
Мимическая мускулатура
- Закрепление мимических упражнений (см. I и II кварталы).
- Упражнение «Солнышко ярко светит» (учить прищуривать оба глаза).
Мелкая моторика
Игры с пальчиками:
- сначала для активизации движений большого, указательного и среднего пальца:
- «Очки» (соединить в кольцо большой и указательный).
- «Человечки» (указательный и средний).
- «Флажок» (большой палец вытянуть, остальные соединить вместе);
- для активизации всех пяти пальцев руки, включая безымянный и мизинец:
- «Коза» (вытянуть указательный и мизинец).
- «Пальчики здороваются» (большой здоровается с остальными четырьмя пальцами).
- «Игры-потешки» («Этот пальчик дедушка», «Сорока» и т. п.) Постепенно усложняется текст потешек и увеличивается темп выполнения движений пальцев руки.
Приложение №2
Тематический план логопедических занятий
с детьми 3-4 лет (вариант 2)
(ОНР – 2,3 уровня)
Период обследования детей (сентябрь)
Задачи периода:
- Организация детского коллектива и создание благоприятных условий для каждого ребенка группы.
- Формирование доброжелательных отношений с детьми с помощью общения и совместных игр.
- Обследование детей и заполнение речевых карт.
- Установление взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов, согласование целей и задач для осуществления успешного коррекционного процесса.
- Беседы с родителями, уточнение анамнестических сведений.
I квартал (октябрь, ноябрь, декабрь)
Лексика
Осень (Идет дождь. Дует ветер. Падают листочки. И т. п.). Одежда. Обувь («Оденем куклу на прогулку»). Части тела и лица. Предметы туалета («Купание куклы»). Посуда. Магазин (продукты питания). Мебель. Игрушки. Новый год.
Пассивный словарь
- Закрепление умения понимать трехступенчатые инструкции логопеда (игры «Поручения», «Помощники»).
- Обучение узнаванию предметов по их назначению (Возьми то, чем чистят зубы).
- Формирование умения понимать предложения с предлогами (на-под; в-из; к-от; с-без - по демонстрации действий).
- Пополнение пассивного словаря прилагательными (игра «Найди игрушку». Маленький, красный, круглый, резиновый (мяч)).
Активный словарь
- Продолжение работы по уточнению, расширению и активизации предметного и глагольного словаря (по лексическим темам I квартала).
- Включение в активный словарь детей личных и притяжательных местоимений (я, ты, вы, он, она, мой, твой, наш, ваш). Продолжение работы по уточнению, расширению и активизации предметного словаря.
- Расширение словаря наречиями места (там, вот, туда, здесь), времени (сейчас, скоро), количества (много, мало, еще), модальности (надо, не надо, можно, нельзя), температуры (горячо, тепло, холодно), вкуса (кисло, горько, сладко, вкусно), оценки (хорошо, плохо).
- Формирование грамматического строя речи:
- обучение употреблению единственного и множественного числа существительных в именительном падеже (рука - руки, щека - щеки);
- развитие навыка употребления существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (игра «Ласковые имена», «Большой - маленький»).
- Развитие речи с помощью различных упражнений, например: договаривания слов, словосочетаний в разучиваемых двустишиях, потешках, небольших сказках (игра «Подскажи словечко», игры-добавлялки).
- Формирование навыка употребления повествовательных простых предложений из 2-3 слов (Катя сидит. Таня ест суп.) »
Фонетико-фонематическая сторона речи
- Обучение дифференцированию на слух звучащих игрушек, предметов или музыкальных инструментов. (3-4 штуки).
- Формирование навыка определять звучание игрушки или предмета.
- Закрепление правильного произношения гласных А, О, И, У и простых звукосочетаний АУ, УА, ИА.
- Формирование правильного произношения согласных М (М'), П (ГГ), Б (Б') в звукоподражаниях, словах и простых фразах.
Общие речевые навыки
- Продолжение работы над спокойным и правильным вдохом через нос (упражнение «Вдохнем осенний воздух», «Понюхаем яблочко» и др.).
- Воспитание длительного и плавного выдоха (дуть на листики, султанчики, ленточки и т. п. — под счет до трех).
- Работа над силой выдоха (упражнения «Волшебные шарики», «Мыльные пузыри»).
- Отработка слитности произношения 2-3 гласных (упражнение «Резиночки»: А О, А О И).
Мимическая мускулатура, артикуляционная моторика
- Продолжение работы над выразительностью мимики (упражнения «Сладко», «Кисло», «Горько»; «Рассердились» (нахмурить брови), «Удивились» (поднять брови вверх)).
- Формирование навыка надувать и втягивать щеки (упражнения «Толстячки - худышки», «Пухлые щечки», «Полощем ротик»).
- Выполнение упражнений для губ (Кукла поет «А» (широко открыть рот). Мышонок пищит «И» (губы в улыбку). Волчонок воет «У» (губы трубочкой). Гномик удивляется «О» (губы округлены)). Движения выполняются по подражанию логопеду в игровой форме.
Мелкая моторика
- Развитие мелкой моторики с использованием предметов и игрушек:
- игры «Застегни-расстегни» (молнии, кнопки, пуговицы), «Завяжи-развяжи» (ленты, шнурки);
- игры «Почини гребешок» (чередовать палочки двух цветов), «Сделай мебель» (из палочек, по образцу логопеда);
- игра «Поможем на кухне» (с использованием фасоли, гороха, риса).
- Улучшение координации пальцев рук при помощи специальных упражнений и игр (упражнения «Капли», «Человечки» и др.).
II квартал (январь, февраль, март)
Лексика
Зима. Зимние забавы. Дикие животные. Домашние животные. Домашние птицы. Наши мамы. Мамин праздник. Семья.
Пассивный словарь
- Расширение объема пассивного глагольного словаря:
- формирование навыка детей понимать слова-названия действий, совершаемых разными объектами (лицами). (Покажи, кто стоит и лает? (собака); Покажи, кто лежит и спит? (кот));
- формирование навыка понимать сюжетные картинки, на которых изображен один объект (лицо), совершающий разные действия. (Покажи, где мама стирает, а где мама подметает?);
- развитие навыка понимать глаголы-антонимы (закрой- открой, сними - надень, завяжи - развяжи и т. п.).
- Развитие навыка понимать вопросы взрослого по сюжетным картинкам, по несложному рассказу или короткой сказке (со зрительной опорой и без нее).
Активный словарь
- Обучение употреблению синтаксических конструкций «существительное (личное местоимение) + личная форма глагола настоящего времени в единственном (множественном) числе» (Я еду. Мы едем. Саша лепит. Дети лепят).
- Формирование навыка согласовывать глагол прошедшего времени с существительными мужского и женского рода (Заяц бежал. Лиса бежала).
- Работа над умением употреблять падежные формы существительных:
- винительный падеж без предлога с окончанием -у (Вижу лису, белку и т. п.);
- творительный падеж с окончанием -ом (Стучит молотком, режет ножом и т. п.);
- дательный падеж с окончанием -е (траву - козе, молоко - кошке и т. п.);
- родительный падеж единственного числа с окончанием -ы, (-и) (шарф папы, очки бабушки и т. п.).
- Отработка навыка произношения слов из трех слогов по теме «Детеныши домашних животных и птиц» (котята, щенята, телята, утята, гусята и т. п.).
- Формирование навыка правильно согласовывать прилагательные единственного числа в именительном падеже с существительными мужского и женского рода по вопросам какой?, какая? (снег (какой?) белый; зима (какая?) холодная и т. п.).
- Формирование навыка распространять простое двусоставное предложение прямым дополнением, выраженным существительным в форме винительного, дательного, творительного или родительного падежа. (Я вижу мишку. Дам кость собаке. Аня машет платком. Это халат мамы.).
- Развитие навыка распространять простое двусоставное предложение определением, выраженным прилагательным. (Это петух. Это большой петух. Бежит лиса. Бежит рыжая лиса. И т. п.)
Фонетико-фонематическая сторона речи
- Закрепление произношения гласных А, О, У, И.
- Развитие навыка правильного произношения гласных звуков Э, Ы в слогах, в словах и в простой фразе.
- Формирование навыка четкого произношения согласных Д (Д'), Т (Т), Н (Н') в звукоподражаниях, в словах и в простой фразе.
Общие речевые навыки
- Воспитание длительного и плавного выдоха (упражнение «Летят снежинки» и т. п.).
- Развитие силы голоса с использованием звукоподражания (тихо - громче - громко).
- Работа над модуляцией голоса (низко - высоко; высоко -низко) (упражнения «Мама и птенец», «Большой - маленький» и др.).
- Отработка слитности произношения 3-4 гласных (упражнение «Ниточки») (О И А, О И А Э и т. п.)
Мимическая мускулатура. Артикуляционные упражнения
- Работа над выразительностью мимики (упражнения «Снег блестит», «Дует ветер в лицо» - обучение прищуриванию обоих глаз).
- Артикуляционные упражнения для губ (упражнения «Позовем собачку» (губы трубочкой), «Лошадка фыркает» (вибрация губ)).
- Артикуляционные упражнения для языка (упражнения «Почистим зубки» (движения языком по верхним и нижним зубам), «Мишка облизывает мед» (облизывание языком верхней и нижней губы), «Киска лакает молоко» (соответствующие движения широким языком), «Орешки для белочки» (кончиком языка поочередно упираться в левую и правую щеки)).
- Все артикуляционные упражнения проводятся в игровой форме по подражанию взрослому.
Мелкая моторика
- Развитие мелкой моторики с использованием предметов и игрушек (игры «Сделай ежика» (с использованием мелких палочек), «Бусы для бабушки» (нанизывание бусин и пуговиц), «Стирка» (с использованием разноцветных прищепок)).
- Игры с пальчиками «Коза и козленок», «Кошка мышку цап-царап», «Ежик наш домой спешит» и др.
- Составление разрезных картинок (из 3-4 частей с горизонтальным и вертикальным разрезом).
III квартал (апрель, май, июнь)
Лексика
Весна. Птицы и звери весной. Дом и его части («Мы строим дом»). Транспорт. Цветы. Насекомые. Лето.
Пассивный словарь
- Формирование навыка понимать значения слов, называющих пространственные отношения (вперед - назад; вверху - внизу; высоко - низко; далеко - близко). Игры «Внимательный шофер», «Где летит самолет?» и др.
- Формирование навыка понимать значения однокоренных глаголов, образованных при помощи различных приставок (при-ехал. за-ехал, у-ехал; в-летела, вы-летела, перелетела и др.).
- Развитие навыка понимать значения наречий (мало, много) и числительного (один). (Покажи вазу, где один цветок (мало цветов, много цветов).)
- Формирование навыка понимать некоторые падежные формы существительных и конструкции «существительное + существительное», выражающие отношения предметов (Покажи карандаш ложкой, ложку карандашом и т. п.).
Активный словарь
- Формирование умения строить словосочетания «числительное (один) + существительное мужского (женского) рода» (один мак, одна роза и т. п.).
- Формирование навыка употреблять в речи простые предлоги (на, в, под, из, за, около, перед, к, и др.). (На машине, в поезде, за деревом, к дому и т. п.)
- Обучение употреблению в речи союза и (Кто сидит на листочке? (жук и муравей)).
- Отработка навыка составлять предложения из 3-4 слов с простыми предлогами (по демонстрируемым действиям. и сюжетным картинкам).
- Разучивание с детьми потешек, четверостиший и загадок.
- Обучение пересказу небольших сказок и рассказов по вопросам логопеда (со зрительной опорой и без нее).
- Работа над развернутой фразой из 3-4 слов. Формирование навыка составлять предложения (с предлогами и без предлогов) по наводящим вопросам логопеда (с использованием сюжетных картинок и серий из двух несложных картинок).
Фонетико-фонематическая сторона речи
- Обучение правильному произношению согласных звуков Г (Г), К (К'), X (X'), В (В'), Ф (Ф') в звукоподражаниях, в словах и во фразах.
- Формирование навыка выделения звука из ряда звуков (Покажи ежика, если услышишь, как он фыркает «Ф». Хлопни в ладоши, если услышишь «песенку-ветерок» «В». И т. д.).
- Формирование навыка различать слова, сходные по звучанию (Покажи, где папа, а где — баба; мыло - Мила, дом - ком, лук - жук, бочка - точка, коза - коса и т. п.).
Общие речевые навыки
- Продолжение работы над силой выдоха (упражнение «Слабые и сильные волны» и т. п.).
- Отработка слитности произношения 4 гласных: А О У Ы и т. п.
- Развитие силы голоса (тихо - громче - громко) с использованием звукоподражаний (игра «Далеко-близко» (автобус: «би-би-би»; поезд: «ту-ту-ту»)).
- Воспитание слухового внимания и чувства ритма, с помощью повторения за логопедом ритмического рисунка (отстукивать ладошками, молоточком, погремушкой или деревянными ложками) (игра «Раз, два, три - повтори» и т. п.).
- Работа над интонационной выразительностью речи с использованием звукоподражаний, потешек, небольших стихов и т. п.
Мимическая мускулатура. Артикуляционные упражнения
- Закрепление навыков выполнения мимических упражнений (см.1 и II кварталы).
- Ознакомление детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, нёбом (в игровой форме).
- Ознакомление с основными движениями губ и языка (с использованием сказки о Веселом Язычке).
Мелкая моторика
- Игры с крупной мозаикой («Разноцветная поляна», «Сделаем цветок» и др.).
- Составление предметов из геометрических фигур («Построим дом», «Сделаем машину» и т. п.).
- Обучение работе с карандашами (обводка, раскрашивание).
- Продолжение развития мелкой моторики с помощью специальных упражнений и игр («Лодочка», «Пароход», «Птички в гнезде», «Жук» и т.п.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика Лесенка
Методика Лесенка для детей с ограниченными возможностями здоровья Бланк заполнения...
Методика Лесенка для работы с детьми в группе
Методика лесенка для работты с детьми в группе...
С песенкой по лесенке
Аннотация к классному часу" С песенкой по лесенке" Данный урок проводится в 5 классе. Работа состоит из разработки урока....
Летопись класса 2 "По лесенке знаний шагаем смелей..."
В нашем классе уже традицией стало подведение итогов за прошедший учебный год демонстрацией презентации. На заключительном собрании 6 класса мы представили родителям все интересное, что происход...
Конспект урока «Путешествие по лесенке-читайке»
Цель: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи. Коррекционно-образовательные задачи: · Закрепление представлений о буквах и звук...
Кроссворд "Лесенка". (физика, 7 кл.)
Данный кроссворд можно использовать на обобщающих уроках по физике в 7 классе....
Методика диагностики самооценки дошкольников и младших школьников "Лесенка"
Проективная методика диагностики самооценки дошкольников и младших школьников...