6.Проект «Лаборатория под открытым небом»
проект

Цырендашиева Баярма Раднаевна

В условиях современной экологической ситуации, стратегия развития образования XXI  века должна разрабатываться с учетом идей экологизации. Новое содержание образования должно быть ориентировано на «погружение» ребенка в реальное социоприродное окружение, в жизненный мир и жизненные проблемы, что обеспечивает становление мировоззренческого отношения индивида. Активный личностный поиск способов жизнедеятельности в мире, отвечающих достижению гармонии с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon laboratoriya_pod_otkrytym_nebom_broshyura.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-экологическое воспитание учащихся

Проект «Лаборатория под открытым небом»

                                                                             «Экологическое образование – это не

                                                                                    часть образования, а новый смысл и цель

современного образовательного процесса

                                                                                     -  уникального средства сохранения и

                                                                          развития человечества и продолжение

                                                        человеческой цивилизации …»

                                                                                     Г. Ягодин, Л. Третьякова.  

     

Природа – это среда обитания людей, и кладовая жизненно необходимых ресурсов, и мастерская, в которой они трудятся, и источник здоровья вдохновенья. Однако природа Земли уже не в состоянии нейтрализовать негативные последствия человеческой деятельности. Вот почему сохранение природы является глобальной общечеловеческой задачей. Сегодня стало очевидно, что изменить ситуацию, можно лишь перестроив отношения человека к природе: ответственное и бережное отношение должно прийти на смену утилитарно-потребительскому.

В условиях современной экологической ситуации, стратегия развития образования XXI  века должна разрабатываться с учетом идей экологизации. Новое содержание образования должно быть ориентировано на «погружение» ребенка в реальное социоприродное окружение, в жизненный мир и жизненные проблемы, что обеспечивает становление мировоззренческого отношения индивида. Активный личностный поиск способов жизнедеятельности в мире, отвечающих достижению гармонии с природой.

В педагогике разработаны положения о содержании знаний о природе и способах их раскрытия, о формировании мировоззрения в процессе познания природы. Великие педагоги Ж-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег ратовали за развитие чувства природы каждого ребенка. Против потребительского отношения к природе, а также формального отношения ее изучения выступали русские революционеры-демократы В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский. Ими подчеркивалось влияние полноценных знаний о природе на формирование нравственных качеств личности, определяющих поведение детей в природе и обществе. Великий русский педагог К.Д. Ушинский указывал на то, что влияние природы на формирование личностных качеств ребенка мало оценено в педагогике, его идеи о воспитательной ценности общения ребенка с природой развивались и обогащались А.Я. Гердом, А.П. Павловым Б. Е. Райковым и другими педагогами-натуралистами, в пособиях которых обосновывался метод обучения с учетом взаимосвязи научных знаний и чувственного восприятия природных объектов и явлений.

В.А. Сухомлинский в своих трудах оценивал природу как «вечный источник мысли» и добрых чувств детей. Рациональное и эмоциональное восприятие красоты природы органично сливается в опытах педагога с нравственным воспитанием, с развитием гражданских чувств, любви к Родине.

В работах А.Н. Захлебного и И. Т. Суравегиной особое внимание обращается на формирование у школьников бережного отношения к природе, отмечается необходимость нового философского осмысления различных аспектов экологии в школьном образовании.

Появляется новое понятие – экологическое образование и воспитание, которое можно рассматривать как элемент общего образования, с овладением учащимися научными основами взаимодействия природы и общества.

При этом педагоги указывают на необходимость использования комплексного подхода к решению проблемы экологического воспитания: следует не только вооружать учащихся научно-теоретическими знаниями о природной среде и законах ее развития, но и формировать бережное отношение к природе в целом и отдельным ее компонентам. Лишь сочетание знаний научных основ экологии с практическими мероприятиями по слежению за состоянием природной среды и оказанию помощи природе позволит воспитать экологически грамотного гражданина.

Не стоит забывать, однако, о том, что экологическая грамотность и нравственное отношение к природе – понятия не тождественные. Их объединяет относительно новый термин – «экологическая культура», формирование которой и должно стать главной целью экологического воспитания.

Экологическая культура человека – это утверждение в сознании и деятельности принципов рационального природопользования, овладение навыками решения социально-экономических задач без ущерба для окружающей среды и здоровья людей, это потребность и умение следовать режиму экономии как общенародному делу.

Экологическая культура определяется реальным вкладом в преодолении негативных влияний на природу, пресечением действий, приносящих ущерб природе, разъяснением и пропагандой законов о ее охране.

Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее загрязнения. Осознав общие закономерности развития природы и общества, он приходит к пониманию того, что природа составляет первооснову становления и существования человека.

Тем самым отношение к окружающей среде выражается в следующих характеристиках личности:

  • готовности к ответственному поведению в окружающей среде в соответствии с моральным долгом;
  • способности осуществить экологически грамотные действия, занимать активную гражданскую позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде

Начальным этапом процесса формирования экологической культуры, как и любого воспитательного процесса, является постановка целей.

Целью и планируемым результатом экологического образования и воспитания являются сформированность ответственного отношения к природной среде, умение понимать и ценить красоту и богатство природы, способность осуществлять экологически  грамотные действия, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе.

Для достижения целей экологического воспитания в Агинской окружной гимназии реализуется проект «Лаборатория под открытым небом». Основным направлением проекта является экологическое просвещение, образование и воспитание школьников, решение задач в процессе практической природоохранной деятельности. Преобладающая форма деятельности – исследовательская работа, которая ведется по следующим направлениям:

  • климат и человек;
  •  химия и окружающая среда;
  •  полевая экология;
  •  окружающая среда и человек;
  • памятники природы;
  •  комплексный мониторинг естественных и антропогенных систем.

Для реализации проекта  используются следующие методы и методические приемы:

  • стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (уроки деловые игры, уроки-сказки, уроки-конференции, беседы, доклады, рефераты учащихся, викторины, краеведческие экспедиции);
  • развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (беседа, опыт, лабораторная работа);
  • развитие исследовательских навыков, умении, принятие экологически целесообразных решений (проблемный подход в процессе обучения, воспитания);
  • вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды (организация экспедиции, пропаганда экологических знаний – лекции, беседы, конференции, экологические десанты).

Сегодня ни у кого не возникает сомнения, что содержание школьного образования должно быть научным. Одним из путей творческого восприятия современных наук является систематическая научно-исследовательская работа по актуальным вопросам экологического образования.

        Классификация экологических научно-исследовательских работ:

  • творческие работы – сочинения, описания на заданную тему с использованием исследовательского аспекта;
  • реферативные работы. Хороший реферат -  тоже научная работа при наличии анализа и обработки представленного материала.
  • исследовательские работы. Обязательные элементы исследования: постановка цели,, формулирование задач, выбор методов сбора и обработки фактического материала, проведение опытов, наблюдений, экспериментов, анализ и обсуждение полученного материала, выводы. Исследовательские работы подразумевают большую самостоятельность обучающихся при выборе методик и обработке собранного материала при условии, что учащиеся знакомы с принципами и методами отбора, обработки данных и в состоянии сами оценить свои возможности в выполнении темы;
  • отчеты экспедиции, полевой практики. Если каждый раздел имеет собственную цель, задачи, методику, выводы или заключение, то оформить исследование в виде индивидуальных или групповых исследовательских работ.

Организацией исследовательской работы занимаются учителя географии, биологии, химии, физики. Исследовательской работой занимается любой учащийся гимназии, любящий природу, желающий внести посильный вклад в дело охраны природы.

 Формирование ответственного поведения школьников в природе зависит не только от овладения системой общетеоретических знаний, но и от выработки системы определенных умений, навыков и привычек.

А.Н. Захлебный выделяет общие умения, частные умения и частные навыки. К общим умениям он относит:

  • оценку состояния окружающей среды;
  • соблюдение норм поведения в природе, уход за природным окружением;
  • пропаганду идеи охраны природы.

К частным умениям он относит:

  • проведение простейших землеизмерительных работ, взятие необходимых проб;
  • проведение словесного описания характерных признаков объекта или явления, установление связи вида с факторами среды, а также взаимосвязи между особями вида, определение состояния объекта;
  • определение признаков загрязнения;
  • определение видов собираемых растений;
  • проведение таких мероприятий, как выкапывание, транспортировка, высаживание растений, определение мест возможной эрозии почв, комплекс возможных мероприятий по защите почв и др.

Основные мероприятия в рамках проекта.

  • проведение научно-познавательных экспедиции «Ожерелье Алханая»:
  • ежегодная организация экологической практики в международном эколого-образовательном центре «Истомино» при Сибирском отделении РАН на Байкале;
  •  организация познавательных экскурсий по природным достопримечательностям родного края;
  •  организация учебно-научных исследований учащихся по различным областям знаний;
  •  участие в научно-практических конференциях, встречах, круглых столах;
  •  участие в различных конкурсах исследовательских работ, олимпиадах, интеллектуальных марафонах, соревнованиях.

Прогнозируемый результат проекта «Лаборатория под открытым небом»:

  • познание мира и его экологических (глобальных и локальных) проблем, раскрытие фантазии, творчества, проницательности, интуиции, учатся быть мудрыми и милосердными, открывают свои сердца для добра.
  • экологическая культура, умение принимать решения;
  • овладение навыками исследовательской работы.

         Учащиеся приобретают новое интеллектуальное качество – способность учиться на собственном опыте и опыте других.

«Живя в природе, мы учимся понимать ее, хотя это дается не очень просто, а главное – по настоящему начинаем любить ее» (А.Н. Захлебный)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

создание музея под открытым небом «Казачье подворье»

Проект «Совершенствование системы воспитательной работы посредством создания музея «Казачье подворье»...

Презентация "Великий Новгород в деревянном кружеве"(Музей под открытым небом Витославлицы)

Эта презентация знакомит учащихся с лучшими образцами древнерусского деревянного зодчества: избами, церквями,мельницами, колодцами. Может быть использована на уроках развития речи, литературы при изуч...

Конспект урока: "Лаборатория под открытым небом"

Конспект урока по биологии, 6 класс.  Роль зеленых растений в природе. Фотосинтез - важнейший процесс, необходимый для жизни всех  живых организмов....

Проект. Каравай хлеба с неба не свалится.

Закркпить представление детей о значимости хлеба. Воспитать бережное отношение к нему. практическое занятие по приготовлению хлеба в мультиварке....

«Город-музей под открытым небом» (Заседание клуба «Эрудит»)

1.     Обобщить и систематизировать литературные и исторические знания о родном городе.2.     Развивать познавательную деятельность, пополнять словарный запас у...

Афины-город музей под открытым небом.

Работа была подготовлена в рамках районной историко-обществоведческой конференции "Эврика". Номинация - Всеобщая история"....

Проект «Лаборатория под открытым небом»

Нравственно-экологическое воспитание учащихсяв Агинской окружной гимназии-интернатВ условиях современной экологической ситуации, стратегия развития образования XXI  века должна разрабатываться с ...