Лаборатория под открытым небом
методическая разработка
Здесь представлены практические работы и опыты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratoriya_pod_otkrytym_nebom.docx | 104.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №42 г. Улан-Удэ»
«Лаборатория под открытым небом»
(Проведение опытов на географической площадке)
Составитель: Иванова Светлана Николаевна,
учитель биологии и географии МАОУ СОШ №42
Пояснительная записка
В начальных классах ученики ведут систематические наблюдения за элементами погоды. Они учатся пользоваться термометром, получают навыки наблюдения за облачностью ит. д.
Использование данного пособия позволит продолжить и расширить такие наблюдения.
Учащиеся научатся:
- обращаться с различными приборами, наблюдать явления погоды, использовать знания в своей практической деятельности
- составлять графики температур, графики давления, диаграммы осадков и облачности, розу ветров и т.д. при подведении итогов за месяц или сезон;
- устанавливать по графикам связи между температурой, давлением, ветром
- анализировать данные за ряд лет, видеть типичное в погоде своей местности
- видеть прекрасное в явлениях природы и вместе с тем бороться с вредными явлениями в погодных ситуациях.
- у учащихся выработаются умения и навыки записывать явления с помощью условных знаков, находить связи между ветрами и осадками, температурой и давлением, вести быстрый подсчёт направлений ветров.
- научатся по местным признакам и явлениям составить прогноз погоды на ближайшие сутки
«Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берёт от природы то, что он хочет».
И.П. Павлов
Наряду с наблюдениями при изучении основ физической географии, оказывающее огромное обазовательно-воспитательное воздействие на учащихся является проведение опытов. Помимо того что они способствуют глубине, прочности и осознанности знаний. Хорошо организованные опыты захватывают школьников как нечто новое в обучении, связанное с раскрытием тайн природы.
Данное пособие может быть использовано во внеклассной работе.
1. Изменение температуры воздуха в зависимости от поверхностного покрова
Для проведения опыта необходимо выкопать на географической площадке несколько ям размером 50*50 метров и глубиной 50 см. Ямы заполнить различными породами, составляющими обычно поверхностный покров, - глиной, песком. Наблюдения вести в определённые часы. На основы полученных результатов делать выводы.
2. Изменение температуры воздуха над водной поверхностью и над сушей.
В солнечный день надо установить термометры- один на берегу водного бассейна, а другой опустить на воду. Через 10 минут сопоставить показания термометров. Каковы результаты?
Записать выводы в тетрадь
- На каком участке, на берегу или на воде термометр показал более высокую температуру?
- Как это объяснить?
- Приведите сходный пример из своего жизненного опыта.
3. Изменение температуры воздуха в зависимости и от форм земной поверхности
В солнечный день установить термометры -один на горизонтальной поверхности у подошвы холма, другой на южном склоне холма, третий на северном склоне холма. Через 10 минут записать показания термометров и сопоставить показания наблюдений.
Ответить на вопросы:
- Почему на южном склоне холма температура выше, чем на горизонтальной поверхности при одинаковом количестве падающих лучей?
- Почему на северном склоне температура всегда ниже, чем на южном склоне?
- Почему весной южные склоны холма раньше освобождаются от снегового покрова, чем северные?
- Почему на южном склоне появляется иная растительность, чем на северном?
- Сделать вывод, как влияют выпуклые формы земной поверхности на распределение солнечного тепла?
- Как необходимо использовать результаты проделанных опытов при уходе за сельскохозяйственными культурами?
4. Изменение температуры воздуха с высотой
Подготовить три термометра. На южной стороне склона поверхности устанавливаются в вертикальном положении планка длиною в 200 м., шириной в 5 см. На северной стороне доски вбиваются гвоздики для двух термометров на разных высотах: первый устанавливается на высоте 150 см от поверхности земли, второй на высоте 20 см, третий помещён у поверхности.
Результаты опыта занести в таблицу
Ф И _______________
Класс______________
Час наблюдений | Поверхностный покров | Температура | ||
У поверхности | На высоте 20 см. | На высоте 150 см. | ||
Сделать выводы
Как изменяется температура воздуха с поднятием вверх, почему даже в жарких странах вершины гор покрыты снегом?
5. Наблюдение за погодой
Журнал для записи основных характеристик погоды
Ф И _______________________
Класс________________________
Основные характеристика погоды | 9 ч | 12 ч | 15 ч | 18 ч |
Направление ветра по флюгеру (стрелкой) | ||||
Облачность в условных знаках | ||||
Атмосферные явления с условными обозначениями | ||||
Температура, С | ||||
Относительная влажность в % | ||||
Количество осадков в мм | ||||
Давление мм рт. ст. | ||||
Барометрическая тенденция, знак и величина в мм |
5.1 Определение направления ветра
Для определения направления ветра по флюгеру наблюдатель становиться около мачты под указателем направления ветра, в течение 2 мин наблюдает за средним положением указателя и определяет ту сторону горизонта откуда дует ветер. За направление ветра принимают то из 16 направлений, к которому ближе среднее положение указателя.
5.2 Наблюдение за облачностью
Проводят за несколько минут до отчёта с приборов в метеорологической будке. Облачность оценивается по нескольким критериям: безоблачно- чистое небо, незначительная облачность- примерно 25% неба покрыто облаками; средняя облачность- около половины неба занято облаками; облачно с просветами 75% неба покрыто облаками сплошная облачность -100% неба затянуто облаками.
5.3 Атмосферные явления
Атмосферные явления отмечаются в журнале, если они начались за полчаса до или после него.
5.4 Температура воздуха
Температура воздуха измеряется точно в срок. При работе со срочным термометром следует придерживаться следующих правил:
- Независимо от цены деления шкалы термометра отсчёты производят с точностью до 0, 1 С.
- В ртутных термометрах отсчёт производят по крайнему верхнему положению вершин мениска, а в спиртовых по низшей точке вогнутой поверхности мениска.
- Глаз наблюдателя при отсчёте должен находиться на одном уровне с концом столбика жидкости термометра.
- Вначале отсчитывают десятые доли, а затем уже целые градусы.
- В виду большой чувствительности термометра отсчёты нужно производить как можно быстрее.
- Если показания термометра выходят за пределы то записывается предельное показание по шкале перед которым ставиться знак > или <.
5.5 Влажность воздуха
Определяется аспирационным психрометром или волосяным гигрометром. Психрометр Августа- основной прибор для определения относительной влажности воздуха. Им можно пользоваться при температуре -10 С. Он состоит из двух термометров. Один из них обёрнут во влажную материю. По разнице температур двух термометров с помощью психометрических таблиц определяют относительную влажность воздуха. Отчёт показаний гигрометра производят в целых делениях шкалы. После отсчёта надо немного отвести стрелку влево, к меньшим делениям шкалы, и проверить, возвращается ли она в начальное положение.
5.6 Наблюдение за осадками
Количество выпавших осадков измеряют один раз в сутки. За три минуты до срока наблюдения снимают ведро осадкомера и закрывают его крышкой, а на его место ставят пустое ведро. Осадки выливают в измерительный стакан и производят отсчёт в целых делениях. При наличии в ведре твёрдых осадков измерение производится после того, как они растают при комнатной температуре. Для получения окончательного результата в миллиметрах водного слоя показания делят на 10 и записывают полученное значение в журнал.
5.7 Измерение атмосферного давления
Производят по барометру анероиду. В момент снятия показаний он должен находится в горизонтальном положении. Для устранения влияния силы трения в передаточном механизм следует слегка постучать пальцем по стеклу анероида, после чего снять положения конца стрелки с точностью до 0,1 мм рт. Ст. При отсчёте конец стрелки должен находиться в центре зрения глаза наблюдателя.
6. Опыт, воспроизводящий процесс образования оврага
Изготовить желоб, в котором будет происходить процесс «образования оврага». Размеры желоба длина 150 см ширина 50 см глубины 40 см. Заполнить желоб песком перемешанным с глиной по бокам разместить крупные камни под слоем песка и глины с целью придать будущему оврагу извилистую форму. Желоб установить в направлении с С на Ю. Северный край желоба приподнять подложи под него кирпичи. Над северным краем желоба установить водопроводный кран.
Проведение опыта
Приоткрыть кран. Струйка воды попадёт в желоб и через некоторое время в желобе возникнет небольшая рытвина. Кран открывают больше: рытвина всё больше углубляется и расширяется. Камни, находящиеся по бокам желоба препятствуют размыванию и рытвина принимает извилистый вид. Через несколько минут в желобе на глазах у учащихся возникает подобие оврага
- При каких условиях возникает овраг в действительности?
- Откуда берутся воды, размывающие овраг?
- Найти на возникшей модели вершину оврага.
- С помощью компаса определить общее направление оврага, проследить по оврагу в каких местах возникают крутые склоны, в каких пологие
- Найти дно и устье оврага
- Определить длину оврага наибольшую его ширину и глубину?
- Какой вред приносят овраги?
- Каким путём можно приостановить дальнейшее развитие оврага?
- Как можно использовать овраги?
7. Опыт, воспроизводящий процесс образования речной долины.
В желобе сформировать модель речной долины: коренные берега, террасы, долину, русло реки; примерно посередине и желоба преградить русло будущей реки тремя пластинками, подставленными под углом (это участок будущих порогов) а через небольшое расстояние поперёк русла размещают ряд кирпичей (это участок будущих водопадов).
Желоб надо установить в горизонтальном положении.
Открыть кран и проверить, насколько чётко вырисовывается русло реки, долина, террасы и коренные берега, насколько видны пороги и водопады
Порядок проведения опыта
Проследить исток реки, русло реки, долину реки в целом и по частям, отмечают, на каком участке реки образовались пороги и какова их причина их образования, на каком участке возникли водопады и какова причина их возникновения.
Под северный край желоба подкладывают в один два ряда кирпичи и ведутся наблюдения над теми изменениями, какие произошли в речной долине связи с повышением истока реки.
- Где исток реки?
- В каком направлении течёт река?
- Как узнать по течению реки, где правый берег где левый?
- У какого берега река наиболее отклоняется от основного направления?
- Почему это произошло?
- В каком месте речная долина наиболее сужена? Чем это вызвано?
- В каком месте наблюдаются порги?
- Каковы причины их образования?
- На каком участке русла наблюдаются водопады?
- Почему они образовались на этом участке?
- Своими словами опишите долину реки в целом. Как изменилось течение реки с повышением уровня реки?
- Как повышение уровня потока отразилось на изменении речной долины?
- О чём свидетельствуют террасы по берегам речной долины? Для каких целей можно использовать пороги и водопады
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
создание музея под открытым небом «Казачье подворье»
Проект «Совершенствование системы воспитательной работы посредством создания музея «Казачье подворье»...
Презентация "Великий Новгород в деревянном кружеве"(Музей под открытым небом Витославлицы)
Эта презентация знакомит учащихся с лучшими образцами древнерусского деревянного зодчества: избами, церквями,мельницами, колодцами. Может быть использована на уроках развития речи, литературы при изуч...
Конспект урока: "Лаборатория под открытым небом"
Конспект урока по биологии, 6 класс. Роль зеленых растений в природе. Фотосинтез - важнейший процесс, необходимый для жизни всех живых организмов....
«Город-музей под открытым небом» (Заседание клуба «Эрудит»)
1. Обобщить и систематизировать литературные и исторические знания о родном городе.2. Развивать познавательную деятельность, пополнять словарный запас у...
Афины-город музей под открытым небом.
Работа была подготовлена в рамках районной историко-обществоведческой конференции "Эврика". Номинация - Всеобщая история"....
Шарыповский район – музей под открытым небом.
Сценарий урока, посвященного 75-летию Шарыповского района «История района – моя история»...
6.Проект «Лаборатория под открытым небом»
В условиях современной экологической ситуации, стратегия развития образования XXI века должна разрабатываться с учетом идей экологизации. Новое содержание образования должно быть ориентировано н...