Лаборатория под открытым небом
методическая разработка

Здесь представлены практические работы и опыты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratoriya_pod_otkrytym_nebom.docx104.48 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №42 г. Улан-Удэ»

«Лаборатория под открытым небом»

(Проведение опытов на географической площадке)

Составитель: Иванова Светлана Николаевна,

учитель биологии и географии МАОУ СОШ №42

C:\Users\Светлана\Downloads\weather-vector-icons.jpg

Пояснительная записка

   В начальных классах ученики ведут систематические наблюдения за элементами погоды. Они учатся пользоваться термометром, получают навыки наблюдения за облачностью ит. д.

Использование данного пособия позволит продолжить и расширить такие наблюдения.

Учащиеся научатся:

  •  обращаться с различными приборами, наблюдать явления погоды, использовать знания в своей практической деятельности
  • составлять графики температур, графики давления, диаграммы осадков и облачности, розу ветров и т.д. при подведении итогов за месяц или сезон;
  • устанавливать по графикам связи между температурой, давлением, ветром
  • анализировать данные за ряд лет, видеть типичное в погоде своей местности
  • видеть прекрасное в явлениях природы и вместе с тем бороться с вредными явлениями в погодных ситуациях.
  • у учащихся выработаются умения и навыки записывать явления с помощью условных знаков, находить связи между  ветрами и осадками, температурой и давлением, вести быстрый подсчёт направлений ветров.
  • научатся по местным признакам и явлениям составить прогноз погоды на ближайшие сутки

«Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берёт от природы то, что он хочет».

И.П. Павлов

      Наряду с наблюдениями  при изучении основ физической географии, оказывающее огромное обазовательно-воспитательное воздействие на учащихся является проведение опытов. Помимо того что они способствуют глубине, прочности и осознанности знаний. Хорошо организованные опыты захватывают школьников как нечто новое в обучении, связанное с раскрытием тайн природы.

       Данное пособие может быть использовано во внеклассной работе.

1. Изменение температуры воздуха в зависимости от поверхностного покрова

       Для проведения опыта необходимо выкопать на географической площадке несколько ям размером 50*50 метров и глубиной  50 см. Ямы заполнить различными породами, составляющими обычно поверхностный покров, - глиной, песком. Наблюдения вести в определённые часы. На основы полученных результатов делать выводы.

2. Изменение температуры воздуха над водной поверхностью и над сушей.

      В солнечный день надо установить термометры- один на берегу водного бассейна, а другой опустить на воду. Через 10 минут сопоставить показания термометров. Каковы результаты?

Записать выводы в тетрадь

  1. На каком участке, на берегу или на воде термометр показал более высокую температуру?
  2. Как это объяснить?
  3. Приведите сходный пример из своего жизненного опыта.

3. Изменение температуры воздуха в зависимости и от форм земной поверхности

      В солнечный день установить термометры -один на горизонтальной поверхности у подошвы холма, другой на южном склоне холма, третий на северном склоне холма. Через 10 минут записать показания термометров и сопоставить показания наблюдений.

Ответить на вопросы:

  1. Почему на южном склоне холма температура выше, чем на горизонтальной поверхности при одинаковом количестве падающих лучей?
  2. Почему на северном склоне температура всегда ниже, чем на южном склоне?
  3. Почему весной южные склоны холма раньше освобождаются от снегового покрова, чем северные?
  4. Почему на южном склоне появляется иная растительность, чем на северном?
  5. Сделать вывод, как влияют выпуклые формы земной поверхности на распределение солнечного тепла?
  6. Как необходимо использовать результаты проделанных опытов при уходе за сельскохозяйственными культурами?

4. Изменение температуры воздуха с высотой

       Подготовить три термометра. На южной стороне склона поверхности устанавливаются в вертикальном положении планка длиною в 200 м., шириной в 5 см. На северной стороне доски вбиваются гвоздики для двух термометров на разных высотах: первый устанавливается на высоте 150 см от поверхности земли, второй на высоте 20 см, третий помещён у поверхности.

Результаты опыта занести в таблицу

Ф И _______________

Класс______________

Час наблюдений

Поверхностный покров

Температура

У поверхности

На высоте 20 см.

На высоте 150 см.

Сделать выводы

   Как изменяется температура воздуха с поднятием вверх, почему даже в жарких странах вершины гор покрыты снегом?

5. Наблюдение за погодой

Журнал для записи основных характеристик погоды

Ф И _______________________

Класс________________________

 Основные характеристика погоды

9 ч

12 ч

15 ч

18 ч

Направление ветра по флюгеру (стрелкой)

Облачность в условных знаках

Атмосферные явления с условными обозначениями

Температура, С

Относительная влажность в %

Количество осадков в  мм

Давление мм рт. ст.

Барометрическая тенденция, знак и величина в мм

5.1 Определение направления ветра

        Для определения направления ветра по флюгеру наблюдатель становиться около мачты под указателем направления ветра, в течение 2 мин наблюдает за средним положением указателя и определяет ту сторону горизонта откуда дует ветер. За направление ветра принимают то из 16 направлений, к которому ближе среднее положение указателя.

5.2 Наблюдение за облачностью

       Проводят за несколько минут до отчёта с приборов в метеорологической будке. Облачность оценивается по нескольким критериям: безоблачно- чистое небо, незначительная облачность- примерно 25% неба покрыто облаками; средняя облачность- около половины неба занято облаками; облачно с просветами 75% неба покрыто облаками сплошная облачность -100% неба затянуто облаками.

5.3 Атмосферные явления

Атмосферные явления отмечаются в журнале, если они начались за полчаса до или после него.

5.4 Температура воздуха 

Температура воздуха измеряется точно в срок. При работе со срочным термометром следует придерживаться следующих правил:

  1. Независимо от цены деления шкалы термометра отсчёты производят с точностью до 0, 1 С.
  2. В ртутных термометрах отсчёт производят по крайнему верхнему положению вершин мениска, а в спиртовых по низшей точке вогнутой поверхности мениска.
  3. Глаз наблюдателя при отсчёте должен находиться на одном уровне с концом столбика жидкости термометра.
  4. Вначале отсчитывают десятые доли, а затем уже целые градусы.
  5. В виду большой чувствительности термометра отсчёты нужно производить как можно быстрее.
  6. Если показания термометра выходят за пределы то записывается предельное показание по шкале перед которым ставиться знак > или <.

5.5 Влажность воздуха

       Определяется аспирационным психрометром или волосяным гигрометром. Психрометр Августа- основной прибор для определения относительной влажности воздуха. Им можно пользоваться при температуре -10 С. Он состоит из двух термометров. Один из них обёрнут во влажную материю. По разнице температур двух термометров с помощью психометрических таблиц определяют относительную влажность воздуха. Отчёт показаний гигрометра производят в целых делениях шкалы. После отсчёта надо немного отвести стрелку влево, к меньшим делениям шкалы, и проверить, возвращается ли она в начальное положение.

5.6 Наблюдение за осадками

        Количество выпавших осадков измеряют один раз в сутки. За три минуты до срока наблюдения снимают ведро осадкомера и закрывают его крышкой, а на его место ставят пустое ведро. Осадки выливают в измерительный стакан и производят отсчёт в целых делениях. При наличии в ведре твёрдых осадков измерение производится после того, как они растают при комнатной температуре. Для получения окончательного результата в миллиметрах водного слоя показания делят на 10 и записывают полученное значение в журнал.

5.7 Измерение атмосферного давления

        Производят по барометру анероиду. В момент снятия показаний он должен находится в горизонтальном положении. Для устранения влияния силы трения в передаточном механизм следует слегка постучать пальцем по стеклу анероида, после чего снять положения конца стрелки с точностью до 0,1 мм рт. Ст. При отсчёте конец стрелки должен находиться в центре зрения глаза наблюдателя.

6. Опыт, воспроизводящий процесс образования оврага

       Изготовить желоб, в котором будет происходить процесс «образования оврага». Размеры желоба длина 150 см ширина 50 см глубины 40 см. Заполнить желоб песком перемешанным с глиной по бокам разместить крупные камни под слоем песка и глины с целью придать будущему оврагу извилистую форму. Желоб установить в направлении с С на Ю. Северный край желоба приподнять подложи под него кирпичи. Над северным краем желоба установить водопроводный кран.

Проведение опыта

Приоткрыть кран. Струйка воды попадёт в желоб и через некоторое время в желобе возникнет небольшая рытвина. Кран открывают больше: рытвина всё больше углубляется и расширяется. Камни, находящиеся по бокам желоба препятствуют размыванию и рытвина принимает извилистый вид. Через несколько минут в желобе на глазах у учащихся возникает подобие оврага

  1. При каких условиях возникает овраг  в действительности?
  2. Откуда берутся воды, размывающие овраг?
  3. Найти на возникшей модели вершину оврага.
  4. С помощью компаса определить общее направление оврага, проследить по оврагу в каких местах возникают крутые склоны, в каких пологие
  5. Найти дно и устье оврага
  6. Определить длину оврага наибольшую его ширину и глубину?
  7. Какой вред приносят овраги?
  8. Каким путём можно приостановить дальнейшее развитие оврага?
  9. Как можно использовать овраги?

7. Опыт,  воспроизводящий процесс образования речной долины.

        В желобе сформировать модель речной долины: коренные берега, террасы, долину, русло реки; примерно посередине и желоба преградить русло будущей реки тремя пластинками, подставленными под углом (это участок будущих порогов) а через небольшое расстояние поперёк русла размещают ряд кирпичей (это участок будущих водопадов).

        Желоб надо установить в горизонтальном положении.

        Открыть кран и проверить, насколько чётко вырисовывается русло реки, долина, террасы и коренные берега, насколько видны пороги и водопады

Порядок проведения опыта

         Проследить исток реки, русло реки, долину реки в целом и по частям, отмечают, на каком участке реки образовались пороги и  какова их причина их образования, на каком участке возникли водопады и какова причина их возникновения.

       Под северный край желоба подкладывают в один два ряда кирпичи и ведутся наблюдения над теми изменениями, какие произошли в речной долине  связи с повышением истока реки.

  1. Где исток реки?
  2. В каком направлении течёт река?
  3. Как узнать по течению реки, где правый берег где левый?
  4. У какого берега река наиболее отклоняется от основного направления?
  5. Почему это произошло?
  6. В каком месте речная долина наиболее сужена? Чем это вызвано?
  7. В каком месте наблюдаются порги?
  8. Каковы причины их образования?
  9. На каком участке русла наблюдаются водопады?
  10. Почему они образовались на этом участке?
  11. Своими словами опишите долину реки в целом. Как изменилось течение реки с повышением уровня реки?
  12. Как повышение уровня потока отразилось на изменении речной долины?
  13. О чём свидетельствуют террасы по берегам речной долины? Для каких целей можно использовать пороги и водопады

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

создание музея под открытым небом «Казачье подворье»

Проект «Совершенствование системы воспитательной работы посредством создания музея «Казачье подворье»...

Презентация "Великий Новгород в деревянном кружеве"(Музей под открытым небом Витославлицы)

Эта презентация знакомит учащихся с лучшими образцами древнерусского деревянного зодчества: избами, церквями,мельницами, колодцами. Может быть использована на уроках развития речи, литературы при изуч...

Конспект урока: "Лаборатория под открытым небом"

Конспект урока по биологии, 6 класс.  Роль зеленых растений в природе. Фотосинтез - важнейший процесс, необходимый для жизни всех  живых организмов....

«Город-музей под открытым небом» (Заседание клуба «Эрудит»)

1.     Обобщить и систематизировать литературные и исторические знания о родном городе.2.     Развивать познавательную деятельность, пополнять словарный запас у...

Афины-город музей под открытым небом.

Работа была подготовлена в рамках районной историко-обществоведческой конференции "Эврика". Номинация - Всеобщая история"....

Шарыповский район – музей под открытым небом.

Сценарий урока, посвященного 75-летию Шарыповского района «История района – моя история»...

6.Проект «Лаборатория под открытым небом»

В условиях современной экологической ситуации, стратегия развития образования XXI  века должна разрабатываться с учетом идей экологизации. Новое содержание образования должно быть ориентировано н...