Конспект урока: "Лаборатория под открытым небом"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Седляр Ирина Николаевна

Конспект урока по биологии, 6 класс.  Роль зеленых растений в природе. Фотосинтез - важнейший процесс, необходимый для жизни всех  живых организмов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема: «Лаборатория под открытым небом».

 (Воздушное питание растений).

Задачи урока:

Развивающие: развивать в детях способность к логическому мышлению; развивать умение работать с рисунками учебника, карточками; устанавливать связи между внутренним строением органа и его функциями и находить соответствие между условиями окружающей среды и характером питания

Образовательные: изучить суть фотосинтеза  и  показать значение фотосинтеза как процесса, обеспечивающего синтез органических веществ, поглощение СО2  и выделение О2 в атмосферу.

Определить вклад учёных в разработку учения о фотосинтезе.

Воспитательные: формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.

Оборудование: Компьютерная техника, таблица «Органы растения»; таблица «Корень»;  таблица  «Клетка   растений»;  раздаточный материал для закрепления новой темы;

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Опрос обучающихся.

1.Как вы думаете, зачем питаются живые организмы?

2.На какие 2 группы делятся организмы по способу питания?           Слайд№1-2

                                                                                                                                                                         

Актуализация темы.

Сегодня мы познакомимся с тем, как происходит воздушное питание у автотрофов и ролью вегетативных органов растений в этом процессе.

Задание: Заполнить схему:  Питание растений:

                                                                                       

                                                                           

         

                                                                                       

                                                                 

                                                                                       

                                                                                 

Вопрос 1. Какой тип питания называется минеральным?

Задание: Собрать растение из  рисунков органов, которые, по вашему мнению, участвуют в процессе фотосинтеза и какова роль этих органов.  

Вопрос. Как вода поступает в лист?

В хлоропластах соединяются СО2 и Н2О и происходит настоящее чудо. Образуется совершенно новое вещество – крахмал. Этот процесс называется фотосинтез и происходит в хлоропластах листьев.  

Суть опытов Ван Гельмонта, Дж. Пристли. Вклад К.А.Тимирязева в разработку учения о фотосинтезе.                                                                                 Слайд 3,4                                                                                                   

                                       

Вопрос 2. Можно ли питаться воздухом?                                                 Слайд№5,6

Запомните! Все живые организмы питаются органическими веществами, значит, растения питаются органическими веществами, которые сами и создают благодаря воздушному питанию – фотосинтезу.                                                                                       Слайд №7.

Вопрос 3. Какова роль листа?

        Иван Андреевич Крылов как – то неторопливо гуляя по летнему саду, остановился перед высокой липой,  взглянул на шершавый ствол, поднял глаза к пышной, закрывающей солнце кроне и, удивившись, множеству листьев подумал: «Как роскошен зелёный наряд деревьев. И как, в общем – то, бесполезен». Постоял минуту  и вдруг произнёс вслух: «А что, если…».

Басня И.А. Крылова: «Листы и корни».

В ней говорится, что именно от корней зависит жизнь дерева, а от листьев никакой пользы нет.

Вопрос 4. Прав ли великий баснописец? Мы определим в конце урока.

Для роста, создания новых клеток, растения тоже нуждаются в питании, в готовых органических веществах.

     К.А. Тимирязев писал: «В сущности, что бы ни производил сельский хозяин, -  он, прежде всего, производит хлорофилл и уже посредством хлорофилла получает зерно, волокно, древесину и т.д.».

Какие агротехнические приемы способствуют накоплению хлорофилла и усилению процессов фотосинтеза в мякоти листа?                                                                                                                               (ответ: внесение в почву органических удобрений, соблюдение правил  при посадке растений, хорошая освещенность, соблюдение правил полива растений и т.п.)

Опыт, доказывающий, что в листьях образуется   крахмал.             Слайд №8                                                                                

СО2 + Н2О энергия солнца = крахмал + О2

Вопрос 5. Какова роль устьиц в листьях?                                           Слайд №9

Обычно устьица открываются днём, и СО2 в составе воздуха, проникает в клетки листьев.

Вопрос 6. Как называется органоид растительной клетки, содержащий хлорофилл.

Автотрофы –  растения, которые обладают способностью сами создавать нужные им для питания органические вещества, используя те, вещества, которые находятся вокруг них, под открытым небом.  Процесс превращения неорганических веществ органические   происходит в хлоропластах листьев,  при помощи углекислого газа, воды и света. Чтобы выяснить значение зеленых листьев растений для всей природы и человека, нужно изучить процесс, происходящий в листьях.                                                                Слайд №8 

 Хлорофилл поглощает солнечную энергию и превращает её в химическую энергию     органических веществ, образовавшихся в процессе фотосинтеза.  

Значение фотосинтеза огромно. Растения, используя солнечную энергию, путём сложных превращений, с помощью ферментов из веществ, окружающих растение, создают необходимые для питания органические вещества и кислород.

Опыт: «Минеральная вода и Солнце».                                       Слайд №10,11

О2 выделяется через устьица. Растения обогащают атмосферу О2.

Вопрос. Куда же направляется из листьев сахар?                     Слайд №12

В течение дня в хлорофилловых зернах листьев накапливается крахмал и выделяется в воздух кислород. С наступлением темноты фотосинтез прекращается, прекращается образование крахмала и выделение кислорода и начинается другой процесс: крахмал с помощью ферментов превращается в сахар и оттекает из листьев.

Глюкоза, образовавшаяся в процессе фотосинтеза, переносится по ситовидным трубкам к корням, в растущую часть стебля,  к цветкам, плодам и семенам в виде раствора сахара.

Вопрос: Имеет ли значение расположение листьев в повышении урожая.          

Листовая мозаика играет огромную роль в повышении урожая, но процесс фотосинтеза зависит и от агротехники – полива, внесения удобрений в почву,  прореживания культурных растений и от содержания органических  веществ в различных тканях растения. Улавливают и усваивают солнечную энергию не всякие ткани растения, а только специально приспособленные к осуществлению этого жизненно важного процесса.  (Основная – фотосинтезирующая ткань). Прореживают посевы не только для улучшения почвенного питания, но и для лучшего развития листовой поверхности листьев.

Опыт: «густота посева»

У картофеля крахмал накапливается в клубнях и обеспечивает раннее развитие ростков из почек на клубне. У лука, в течение первого года жизни,  крахмал образуется и накапливается в укороченном подземном побеге – луковице, а на втором году используется растением для роста и цветения.

Вопрос:  Как вы понимаете выражение «растение растет»?

 Растение растет, значит,  увеличивается в размере. У цветковых растений разрастаются корни, стебель, увеличивается количество листьев, образуются плоды и семена. Для роста этих органов растения тоже нужны органические вещества. Эти вещества образуются в зеленых листьях на свету, а оттуда направляются во все органы.  Работая на себя, листья выделяют в атмосферу кислород, необходимый для дыхания всем живым аэробным организмам, а это значит, что чем больше будет зелёных растений, тем легче нам будет дышать.  

Для конкретизации ответа нарисовать на доске схему дыхания во всех клетках растений.                                                                    

Крахмал + кислород = углек. газ + вода + химическая энергия.           Слайд № 13

В процессе фотосинтеза помидоры, выращиваемые в теплицах, поглощают 1кг углекислого газа при образовании 7кг плодов. Сколько кг углекислого газа потребуется, чтобы получить 300кг урожая?  Как можно увеличить содержание углекислого газа в воздухе теплиц?

Сообщение: « Космическая роль зеленых растений и их охрана».     Слайд № 14

Растения ежегодно образуют более  100 млрд. тонн органических веществ, выделяют  в атмосферу около 145 млрд. тонн кислорода. 80% кислорода выделяется морскими  водорослями и только 20% - наземными растениями. Поэтому мировой океан иногда называют «легкими планеты». Затраты кислорода на дыхание человека, животных, и растений компенсируются фотосинтезом. Содержание кислорода в атмосфере поддерживается в пределах 21%.

Деревья выступают заслоном против шума, пыли и оздоровляют человека. Зеленые листья растений выделяют в воздух массу летучих веществ — эфирных масел  и фитонцидов,  полезных для человека, кислород, так необходимого для дыхания. Ученые подсчитали, что 1га соснового леса поглощает и разлагает 11 т углекислого газа, т. е. количество, которое за сутки выдыхают 15 тыс. человек.  Слайд № 15,16                                                                                     

Прежде чем приступить к эксплуатации лесных массивов, сначала продумывают,  как лес восстановить.

Убедить учащихся, что срубленное дерево должно быть восполнено посадкой новых деревьев; Пусть каждый школьник, в будущем полноправный, усвоит, что природа охраняется не от людей, а для людей. На основе знаний они должны рационально использовать природные ресурсы, только этот подход приведет не к обеднению, а к обогащению природы.

                                                                                                                                           

IV. Закрепление.
Биологические задачи. Работа в парах.

        Познакомившись с процессом фотосинтеза и его продуктами, можно ли согласиться с мнением И. А. Крылова о бесполезности листьев для растений?

Задача 1

        При выращивании томатов на растворах минеральных солей через раствор одних банок пропускали воздух, через раствор других банок воздух не пропускали. В каком случае растения будут лучше расти? Почему?

Задача 2

        Листья растений дышат. Как же объяснить в этом случае, что растения обогащают атмосферу кислородом и снижают в воздухе содержание углекислого газа?

Задача 3

        Сныть – спутник дубового леса. Она образует в течение вегетационного периода два “поколения” листьев: сначала – световые, потом – теневые. Почему?

Задача 4

        Существует ли взаимосвязь между сбором листовых овощей (укроп, шпинат, салат и т.д.) и временем суток? Почему?

Задача 5

        Хозяйка на дачном участке оборвала зелёные листья капусты на корм кроликам. Правильно ли поступила хозяйка? Почему?

Задача 6

        Почему  один и тот же лист имеет утром и вечером разную массу?

Задача 7

        Лиственные овощи срывают в конце дня. Объясните, почему рекомендуют так делать.        

Задача 8

Почему летом коровье молоко вкуснее, чем зимой?

Задача 9

        Два фермера соревновались, кто вырастит больший урожай картофеля. На участке одного фермера  незадолго до уборки скосили значительную часть ботвы, а в другом — только верхнюю часть с цветками и плодами. Объясните, у какого фермера сделали правильно и почему?  Как это повлияет на урожай клубней?

Задача 10

Почему при выращивании растений   в   теплицах дают дополнительное освещение и периодически   насыщают воздух углекислым газом?                                                                                        Слайд №17.

 Задача 11

     В процессе фотосинтеза огурцы, выращиваемые в теплицах, поглощают 1 кг углекислого газа при образовании 7 кг плодов. Сколько кг углекислого газа потребуется, чтобы получить 300 кг огурцов?  Как можно увеличить содержание углекислого газа в воздухе теплиц?                                   (ответ: 42,85 кг; внесение в почву навоза, торфа обогащает надземный слой воздуха углекислым газом, который выделяется из почвы при разложении микроорганизмами органических веществ)

Дома: Домашнее задание: написать мини-сочинение «Об этом я хочу рассказать…»



Предварительный просмотр:

Иван Крылов. Басня.  Листы и корни.        

В прекрасный летний день,

Бросая по долине тень,

Листы на дереве с зефирами шептали,

Хвалились густотой, зеленостью своей

И вот как о себе зефирам толковали:

"Не правда ли, что мы краса долины всей?

Что нами дерево так пышно и кудряво,

Раскидисто и величаво?

Что б было в нем без нас? Ну, право,

Хвалить себя мы можем без греха!

Не мы ль от зноя пастуха

И странника в тени прохладной укрываем?

Не мы ль красивостью своей

Плясать сюда пастушек привлекаем?

У нас же раннею и позднею зарей

Насвистывает соловей.

Да вы, зефиры, сами

Почти не расстаетесь с нами".

"Примолвить можно бы спасибо тут и нам",-

Им голос отвечал из-под земли смиренно.

"Кто смеет говорить столь нагло и надменно!

Вы кто такие там,

Что дерзко так считаться с нами стали?" -

Листы, по дереву шумя, залепетали.

"Мы те,-

Им снизу отвечали,-

Которые, здесь роясь в темноте,

Питаем вас. Ужель не узнаете?

Мы корни дерева, на коем вы цветете.

Красуйтесь в добрый час!

Да только помните ту разницу меж нас:

Что с новою весной лист новый народится,

А если корень иссушится,-

Не станет дерева, ни вас".


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Лаборатория под открытым небом»

Слайд 2

Автотрофы Гетеротрофы Снежный Барс

Слайд 3

Немного истории. 1600г. Бельгийский естествоиспытатель Ян Ван – Гельмонт Поставил первый физиологический эксперимент, связанный с изучением питания растений. 80кг земли – ветка деревца; 5 лет – вес дерева 65кг, земли –(-50г)

Слайд 4

«Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно – он решит, что вы над ним смеётесь». О чём говорил учёный? К. А. Тимирязев - Русский учёный, который внёс большой вклад в изучение процесса фотосинтеза .

Слайд 5

Можно ли питаться воздухом? Запомните! Все живые организмы питаются органическими веществами. Значит, все клетки растения питаются органическими веществами, которые сами и создают благодаря воздушному питанию.

Слайд 6

АВТОТРОФЫ – РАСТЕНИЯ.

Слайд 7

Иван Крылов. Антология русской поэзии басня: «ЛИСТЫ И КОРНИ» Зефиры – Приятный тёплый ветерок. словарь Ожегова.

Слайд 8

Опыт:2 «Солнце, крахмал».

Слайд 9

Клеточное строение листа.

Слайд 10

Минеральная вода и Солнце. Хлорофилл - это пигмент (химическое соединение), придающее растениям зеленый цвет . Хлорофилл поглощает солнечную энергию и превращает её в химическую энергию органических веществ.

Слайд 11

В опытном растении лист смазали вазелином. Несмотря на то, что лист хорошо освещался солнцем, органические вещества в нём не образовались. Объясните почему? Как опытным путём определить, что в листьях не образовались органические вещества?

Слайд 12

Куда же направляется из листьев сахар?

Слайд 14

Роль фотосинтеза. Фотосинтез является единственным источником атмосферного кислорода . Процесс фотосинтеза является основой питания всех живых существ, а также снабжает человечество топливом (древесина, уголь, нефть), волокнами (целлюлоза). Прав ли И.А. Крылов говоря, что от листьев никакой пользы нет?

Слайд 15

1 га зеленого леса за 1 ч поглощает 8кг углекислого газа. Это же количество СО 2 200 человек выдыхают за тот же час. В сутки человек потребляет 430 г кислорода. Один гектар леса вырабатывает за час столько же О 2 , сколько нужно для дыхания 200 человек.

Слайд 17

Всем c пасибо .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

создание музея под открытым небом «Казачье подворье»

Проект «Совершенствование системы воспитательной работы посредством создания музея «Казачье подворье»...

Презентация "Великий Новгород в деревянном кружеве"(Музей под открытым небом Витославлицы)

Эта презентация знакомит учащихся с лучшими образцами древнерусского деревянного зодчества: избами, церквями,мельницами, колодцами. Может быть использована на уроках развития речи, литературы при изуч...

«Город-музей под открытым небом» (Заседание клуба «Эрудит»)

1.     Обобщить и систематизировать литературные и исторические знания о родном городе.2.     Развивать познавательную деятельность, пополнять словарный запас у...

Конспект урока-лаборатории по ССО. Тема: Деление и дроби

Учиться записывать деление в виде дроби и наоборот и использовать полученные навыки при решении задач....

Афины-город музей под открытым небом.

Работа была подготовлена в рамках районной историко-обществоведческой конференции "Эврика". Номинация - Всеобщая история"....

сценарий открытого урока-лаборатории "Любовью дорожить умейте"

Материал пригодится учителям русского языка и классным руководителям для проведения внеклассного мероприятия...

Шарыповский район – музей под открытым небом.

Сценарий урока, посвященного 75-летию Шарыповского района «История района – моя история»...