Конспект урока: "Лаборатория под открытым небом"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Конспект урока по биологии, 6 класс. Роль зеленых растений в природе. Фотосинтез - важнейший процесс, необходимый для жизни всех живых организмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока: "Лаборатория под открытым небом" | 67 КБ |
Басня И.А.Крылова | 22 КБ |
Презентация: "Фотосинтез", 6 класс | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Лаборатория под открытым небом».
(Воздушное питание растений).
Задачи урока:
Развивающие: развивать в детях способность к логическому мышлению; развивать умение работать с рисунками учебника, карточками; устанавливать связи между внутренним строением органа и его функциями и находить соответствие между условиями окружающей среды и характером питания
Образовательные: изучить суть фотосинтеза и показать значение фотосинтеза как процесса, обеспечивающего синтез органических веществ, поглощение СО2 и выделение О2 в атмосферу.
Определить вклад учёных в разработку учения о фотосинтезе.
Воспитательные: формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.
Оборудование: Компьютерная техника, таблица «Органы растения»; таблица «Корень»; таблица «Клетка растений»; раздаточный материал для закрепления новой темы;
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Опрос обучающихся.
1.Как вы думаете, зачем питаются живые организмы?
2.На какие 2 группы делятся организмы по способу питания? Слайд№1-2
Актуализация темы.
Сегодня мы познакомимся с тем, как происходит воздушное питание у автотрофов и ролью вегетативных органов растений в этом процессе.
Задание: Заполнить схему: Питание растений:
Вопрос 1. Какой тип питания называется минеральным?
Задание: Собрать растение из рисунков органов, которые, по вашему мнению, участвуют в процессе фотосинтеза и какова роль этих органов.
Вопрос. Как вода поступает в лист?
В хлоропластах соединяются СО2 и Н2О и происходит настоящее чудо. Образуется совершенно новое вещество – крахмал. Этот процесс называется фотосинтез и происходит в хлоропластах листьев.
Суть опытов Ван Гельмонта, Дж. Пристли. Вклад К.А.Тимирязева в разработку учения о фотосинтезе. Слайд 3,4
Вопрос 2. Можно ли питаться воздухом? Слайд№5,6
Запомните! Все живые организмы питаются органическими веществами, значит, растения питаются органическими веществами, которые сами и создают благодаря воздушному питанию – фотосинтезу. Слайд №7.
Вопрос 3. Какова роль листа?
Иван Андреевич Крылов как – то неторопливо гуляя по летнему саду, остановился перед высокой липой, взглянул на шершавый ствол, поднял глаза к пышной, закрывающей солнце кроне и, удивившись, множеству листьев подумал: «Как роскошен зелёный наряд деревьев. И как, в общем – то, бесполезен». Постоял минуту и вдруг произнёс вслух: «А что, если…».
Басня И.А. Крылова: «Листы и корни».
В ней говорится, что именно от корней зависит жизнь дерева, а от листьев никакой пользы нет.
Вопрос 4. Прав ли великий баснописец? Мы определим в конце урока.
Для роста, создания новых клеток, растения тоже нуждаются в питании, в готовых органических веществах.
К.А. Тимирязев писал: «В сущности, что бы ни производил сельский хозяин, - он, прежде всего, производит хлорофилл и уже посредством хлорофилла получает зерно, волокно, древесину и т.д.».
Какие агротехнические приемы способствуют накоплению хлорофилла и усилению процессов фотосинтеза в мякоти листа? (ответ: внесение в почву органических удобрений, соблюдение правил при посадке растений, хорошая освещенность, соблюдение правил полива растений и т.п.)
Опыт, доказывающий, что в листьях образуется крахмал. Слайд №8
СО2 + Н2О энергия солнца = крахмал + О2
Вопрос 5. Какова роль устьиц в листьях? Слайд №9
Обычно устьица открываются днём, и СО2 в составе воздуха, проникает в клетки листьев.
Вопрос 6. Как называется органоид растительной клетки, содержащий хлорофилл.
Автотрофы – растения, которые обладают способностью сами создавать нужные им для питания органические вещества, используя те, вещества, которые находятся вокруг них, под открытым небом. Процесс превращения неорганических веществ органические происходит в хлоропластах листьев, при помощи углекислого газа, воды и света. Чтобы выяснить значение зеленых листьев растений для всей природы и человека, нужно изучить процесс, происходящий в листьях. Слайд №8
Хлорофилл поглощает солнечную энергию и превращает её в химическую энергию органических веществ, образовавшихся в процессе фотосинтеза.
Значение фотосинтеза огромно. Растения, используя солнечную энергию, путём сложных превращений, с помощью ферментов из веществ, окружающих растение, создают необходимые для питания органические вещества и кислород.
Опыт: «Минеральная вода и Солнце». Слайд №10,11
О2 выделяется через устьица. Растения обогащают атмосферу О2.
Вопрос. Куда же направляется из листьев сахар? Слайд №12
В течение дня в хлорофилловых зернах листьев накапливается крахмал и выделяется в воздух кислород. С наступлением темноты фотосинтез прекращается, прекращается образование крахмала и выделение кислорода и начинается другой процесс: крахмал с помощью ферментов превращается в сахар и оттекает из листьев.
Глюкоза, образовавшаяся в процессе фотосинтеза, переносится по ситовидным трубкам к корням, в растущую часть стебля, к цветкам, плодам и семенам в виде раствора сахара.
Вопрос: Имеет ли значение расположение листьев в повышении урожая.
Листовая мозаика играет огромную роль в повышении урожая, но процесс фотосинтеза зависит и от агротехники – полива, внесения удобрений в почву, прореживания культурных растений и от содержания органических веществ в различных тканях растения. Улавливают и усваивают солнечную энергию не всякие ткани растения, а только специально приспособленные к осуществлению этого жизненно важного процесса. (Основная – фотосинтезирующая ткань). Прореживают посевы не только для улучшения почвенного питания, но и для лучшего развития листовой поверхности листьев.
Опыт: «густота посева»
У картофеля крахмал накапливается в клубнях и обеспечивает раннее развитие ростков из почек на клубне. У лука, в течение первого года жизни, крахмал образуется и накапливается в укороченном подземном побеге – луковице, а на втором году используется растением для роста и цветения.
Вопрос: Как вы понимаете выражение «растение растет»?
Растение растет, значит, увеличивается в размере. У цветковых растений разрастаются корни, стебель, увеличивается количество листьев, образуются плоды и семена. Для роста этих органов растения тоже нужны органические вещества. Эти вещества образуются в зеленых листьях на свету, а оттуда направляются во все органы. Работая на себя, листья выделяют в атмосферу кислород, необходимый для дыхания всем живым аэробным организмам, а это значит, что чем больше будет зелёных растений, тем легче нам будет дышать.
Для конкретизации ответа нарисовать на доске схему дыхания во всех клетках растений.
Крахмал + кислород = углек. газ + вода + химическая энергия. Слайд № 13
В процессе фотосинтеза помидоры, выращиваемые в теплицах, поглощают 1кг углекислого газа при образовании 7кг плодов. Сколько кг углекислого газа потребуется, чтобы получить 300кг урожая? Как можно увеличить содержание углекислого газа в воздухе теплиц?
Сообщение: « Космическая роль зеленых растений и их охрана». Слайд № 14
Растения ежегодно образуют более 100 млрд. тонн органических веществ, выделяют в атмосферу около 145 млрд. тонн кислорода. 80% кислорода выделяется морскими водорослями и только 20% - наземными растениями. Поэтому мировой океан иногда называют «легкими планеты». Затраты кислорода на дыхание человека, животных, и растений компенсируются фотосинтезом. Содержание кислорода в атмосфере поддерживается в пределах 21%.
Деревья выступают заслоном против шума, пыли и оздоровляют человека. Зеленые листья растений выделяют в воздух массу летучих веществ — эфирных масел и фитонцидов, полезных для человека, кислород, так необходимого для дыхания. Ученые подсчитали, что 1га соснового леса поглощает и разлагает 11 т углекислого газа, т. е. количество, которое за сутки выдыхают 15 тыс. человек. Слайд № 15,16
Прежде чем приступить к эксплуатации лесных массивов, сначала продумывают, как лес восстановить.
Убедить учащихся, что срубленное дерево должно быть восполнено посадкой новых деревьев; Пусть каждый школьник, в будущем полноправный, усвоит, что природа охраняется не от людей, а для людей. На основе знаний они должны рационально использовать природные ресурсы, только этот подход приведет не к обеднению, а к обогащению природы.
IV. Закрепление.
Биологические задачи. Работа в парах.
Познакомившись с процессом фотосинтеза и его продуктами, можно ли согласиться с мнением И. А. Крылова о бесполезности листьев для растений?
Задача 1
При выращивании томатов на растворах минеральных солей через раствор одних банок пропускали воздух, через раствор других банок воздух не пропускали. В каком случае растения будут лучше расти? Почему?
Задача 2
Листья растений дышат. Как же объяснить в этом случае, что растения обогащают атмосферу кислородом и снижают в воздухе содержание углекислого газа?
Задача 3
Сныть – спутник дубового леса. Она образует в течение вегетационного периода два “поколения” листьев: сначала – световые, потом – теневые. Почему?
Задача 4
Существует ли взаимосвязь между сбором листовых овощей (укроп, шпинат, салат и т.д.) и временем суток? Почему?
Задача 5
Хозяйка на дачном участке оборвала зелёные листья капусты на корм кроликам. Правильно ли поступила хозяйка? Почему?
Задача 6
Почему один и тот же лист имеет утром и вечером разную массу?
Задача 7
Лиственные овощи срывают в конце дня. Объясните, почему рекомендуют так делать.
Задача 8
Почему летом коровье молоко вкуснее, чем зимой?
Задача 9
Два фермера соревновались, кто вырастит больший урожай картофеля. На участке одного фермера незадолго до уборки скосили значительную часть ботвы, а в другом — только верхнюю часть с цветками и плодами. Объясните, у какого фермера сделали правильно и почему? Как это повлияет на урожай клубней?
Задача 10
Почему при выращивании растений в теплицах дают дополнительное освещение и периодически насыщают воздух углекислым газом? Слайд №17.
Задача 11
В процессе фотосинтеза огурцы, выращиваемые в теплицах, поглощают 1 кг углекислого газа при образовании 7 кг плодов. Сколько кг углекислого газа потребуется, чтобы получить 300 кг огурцов? Как можно увеличить содержание углекислого газа в воздухе теплиц? (ответ: 42,85 кг; внесение в почву навоза, торфа обогащает надземный слой воздуха углекислым газом, который выделяется из почвы при разложении микроорганизмами органических веществ)
Дома: Домашнее задание: написать мини-сочинение «Об этом я хочу рассказать…»
Предварительный просмотр:
Иван Крылов. Басня. Листы и корни.
В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
"Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нем без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаетесь с нами".
"Примолвить можно бы спасибо тут и нам",-
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
"Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?" -
Листы, по дереву шумя, залепетали.
"Мы те,-
Им снизу отвечали,-
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится,-
Не станет дерева, ни вас".
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Автотрофы Гетеротрофы Снежный Барс
Немного истории. 1600г. Бельгийский естествоиспытатель Ян Ван – Гельмонт Поставил первый физиологический эксперимент, связанный с изучением питания растений. 80кг земли – ветка деревца; 5 лет – вес дерева 65кг, земли –(-50г)
«Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно – он решит, что вы над ним смеётесь». О чём говорил учёный? К. А. Тимирязев - Русский учёный, который внёс большой вклад в изучение процесса фотосинтеза .
Можно ли питаться воздухом? Запомните! Все живые организмы питаются органическими веществами. Значит, все клетки растения питаются органическими веществами, которые сами и создают благодаря воздушному питанию.
АВТОТРОФЫ – РАСТЕНИЯ.
Иван Крылов. Антология русской поэзии басня: «ЛИСТЫ И КОРНИ» Зефиры – Приятный тёплый ветерок. словарь Ожегова.
Опыт:2 «Солнце, крахмал».
Клеточное строение листа.
Минеральная вода и Солнце. Хлорофилл - это пигмент (химическое соединение), придающее растениям зеленый цвет . Хлорофилл поглощает солнечную энергию и превращает её в химическую энергию органических веществ.
В опытном растении лист смазали вазелином. Несмотря на то, что лист хорошо освещался солнцем, органические вещества в нём не образовались. Объясните почему? Как опытным путём определить, что в листьях не образовались органические вещества?
Куда же направляется из листьев сахар?
Роль фотосинтеза. Фотосинтез является единственным источником атмосферного кислорода . Процесс фотосинтеза является основой питания всех живых существ, а также снабжает человечество топливом (древесина, уголь, нефть), волокнами (целлюлоза). Прав ли И.А. Крылов говоря, что от листьев никакой пользы нет?
1 га зеленого леса за 1 ч поглощает 8кг углекислого газа. Это же количество СО 2 200 человек выдыхают за тот же час. В сутки человек потребляет 430 г кислорода. Один гектар леса вырабатывает за час столько же О 2 , сколько нужно для дыхания 200 человек.
Всем c пасибо .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
создание музея под открытым небом «Казачье подворье»
Проект «Совершенствование системы воспитательной работы посредством создания музея «Казачье подворье»...
Презентация "Великий Новгород в деревянном кружеве"(Музей под открытым небом Витославлицы)
Эта презентация знакомит учащихся с лучшими образцами древнерусского деревянного зодчества: избами, церквями,мельницами, колодцами. Может быть использована на уроках развития речи, литературы при изуч...
«Город-музей под открытым небом» (Заседание клуба «Эрудит»)
1. Обобщить и систематизировать литературные и исторические знания о родном городе.2. Развивать познавательную деятельность, пополнять словарный запас у...
Конспект урока-лаборатории по ССО. Тема: Деление и дроби
Учиться записывать деление в виде дроби и наоборот и использовать полученные навыки при решении задач....
Афины-город музей под открытым небом.
Работа была подготовлена в рамках районной историко-обществоведческой конференции "Эврика". Номинация - Всеобщая история"....
сценарий открытого урока-лаборатории "Любовью дорожить умейте"
Материал пригодится учителям русского языка и классным руководителям для проведения внеклассного мероприятия...
Шарыповский район – музей под открытым небом.
Сценарий урока, посвященного 75-летию Шарыповского района «История района – моя история»...