Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) на 2021-2022 у.г.
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)
| УТВЕРЖДЕНО приказ № __ от __. __ .2021 года |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
(приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2)
Объем: 748 часов
Речь и альтернативная коммуникация: 68 ч.
Математические представления: 68 ч.
Окружающий природный мир:68 ч.
Человек: 68 ч.
Домоводство: 102ч.
Окружающий социальный мир: 68 ч.
Музыка и движение: 68ч.
Изобразительная деятельность: 102 ч.
Коррекционно-развивающие занятия: 68 ч.
Адаптивная физкультура: 68 ч.
Учитель: В.Р.Бакирова
г. Нефтеюганск - 2021
Содержание
№ | Название раздела | Стр. |
1 | Индивидуальные сведения о ребёнке |
|
2 | Психолого-педагогическая характеристика | |
3 | Учебный план на 2021-2022 учебный год | |
4 | Содержание образования |
|
4.1 | Планируемые образовательные результаты освоения предметов учебного плана | |
4.2. | Планируемые образовательные результаты обучающегося | |
4.3. | Содержание учебных предметов, курса |
|
4.4. | Нравственное воспитание |
|
4.5. | Формирование экологической культуры, здорового и образа жизни |
|
4.6. | Внеурочная деятельность |
|
5 | Программа сотрудничества с семьёй |
|
6 | Специалисты, участвующие в реализации программы |
|
7 | Перечень необходимых технических, дидактических средств, дидактических материалов |
|
8 | Средства мониторинга и оценки динамики обучения |
|
9 | Календарно-тематическое планирование |
|
9.1. | Речь и альтернативная коммуникация |
|
9.2. | Математические представления |
|
9.3. | Окружающий природный мир |
|
9.4. | Человек |
|
9.5. | Домоводство |
|
9.6. | Окружающий социальный мир |
|
9.7. | Музыка и движение |
|
9.8. | ИЗО |
|
9.9. | Коррекционно-развивающие занятия |
|
9.10 | Адаптивная физкультура |
|
10 | Приложение |
1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ:
1. Индивидуальные сведения о ребенке
Ф.И.О. ребенка: В.Т.
Дата рождения: 11 лет, 11.10.2009 г.р.
Адрес проживания: г. Нефтеюганск,
Мать:
Дата рождения:
Образование: высшее
Место работы: домохозяйка
Телефон:
Отец:
Дата рождения:
Образование: среднее специальное
Место работы: аэропорт, г. Сургут, автодиспетчер
Год обучения: 4
2. Психолого-педагогическая характеристика
Общие сведения. В.Т.года рождения, проживает по адресу: г. Нефтеюганск. Обучается в КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» с 01.09.2017 года (по рекомендации ПМПК от 15.02.2017 г. протокол № 171). До поступления в образовательную организацию посещал РЦ «Детство» г. Нефтеюганска.
Сведения о семье. Т. воспитывается в полной благополучной семье, состоящей из четырёх человек. Взаимоотношения между членами семьи доброжелательные. Мальчик обеспечен всем необходимым для жизнедеятельности. Родители заботливо относятся к сыну, выполняют рекомендации педагогов и медицинских работников.
Общая осведомлённость и социально - бытовая ориентировка. Т. знает свое имя, устанавливает родственные связи, но не может назвать дату рождения, домашний адрес, номер телефона. Представления о месяцах, днях недели не сформированы. Не ориентируется в событиях прошлого, настоящего. Культурно-гигиенические навыки сформированы частично: пищу принимает аккуратно. Пользуется ложкой, вилкой. Умения по самообслуживанию сформированы: самостоятельно переодевается на урок физкультуры, следит за своими вещами, обувью, правила личной гигиены соблюдает под контролем взрослого.
Посещаемость. Пропуски уроков без уважительной причины отсутствуют.
Характер обучаемости. К учебной деятельности проявляет интерес. Уровень обучаемости на низком уровне. На уроках быстро наступает утомляемость. Воспринимает учебную инструкцию не сразу, но и, поняв её, не всегда может работать самостоятельно. Темп работы на уроке быстрый, неравномерный, внимание неустойчивое, за урок выполняет примерно 1-3 задания. Время продуктивной деятельности - 15 мин. Придает большое значение поощрению и похвале, при порицании старается исправить замечания.
Соответствие объема школьных знаний, умений и навыков требованиям программы с оценкой динамики обученности:
Развитие речи и альтернативной коммуникации. Узнает и называет предметы окружающей действительности. Речь невнятная, словарный запас ограничен бытовой лексикой. Высказывания односложные.
Владение письменной речью. Ведущая рука – правая. Захват ручки, карандаша не сформирован. Задания графического содержания выполняет только с помощью педагога.
Сформированность учебных навыков по математическим представлениям. Умение ориентироваться в пространстве рабочей тетради в стадии формирования. Представления о месяцах, днях недели не сформированы. Сортирует предметы по принципу «такой – не такой», группирует по цвету, форме и величине с ошибками. Основные геометрические фигуры не называет.
Усвоение образовательной программы. Специальную индивидуальную программу развития усваивает на уровне индивидуальных возможностей.
Сформированность школьно - значимых умений. Школу посещает с желанием, знает своё рабочее место-парту, рабочее место готовит с помощью учителя. Учебные задания выполняет с помощью учителя. В названиях учебных принадлежностей не ориентируется. Помощь учителя принимает в небольшом объеме, может попросить о помощи. Ошибки в выполненном задании не замечает, дать самооценку результатам своего труда не может.
Во взаимоотношениях с взрослыми субординацию не соблюдает. В конфликтные ситуации со сверстниками не вступает. В коллективе сверстников принят.
Эмоциональное - волевое качество состояние в учебной ситуации. Эмоционально нестабилен, наблюдаются: резкие перепады настроения, суетливость, капризность, раздражительность. После небольшого отдыха эмоции приходят в норму. Деятельность не целенаправленная, волевые усилия к выполнению заданий и преодолению трудностей в учебе не наблюдаются.
Общие выводы и впечатления о ребенке. Тотальное недоразвитие высших психических функций, умственная отсталость. Процесс обучения в школе без особенностей. В обучении и воспитании необходим постоянный контроль, наблюдение за правильностью выполнения задания. Специальную индивидуальную программу развития, разработанную с учётом индивидуальных психофизических особенностей, (интеллектуальными нарушениями, 2 вариант) усвоил на низком уровне. Нуждается в психолого-педагогической, дефектологической и логопедической помощи.
Заключение ППк от 26 мая 2021 г.
Выводы: Продолжить обучение в 4 классе по специальной индивидуальной программе развития для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2.
Нуждается в психолого-педагогической, логопедической и дефектологической помощи.
Учебно – коррекционная задача: Формировать доступный образовательный уровень по предметам учебного плана.
Коррекционно – воспитательная задача: Сформировать умение понимать и принимать пошаговую инструкцию педагога.
Коррекционно – развивающая задача: Развитие сенсорных процессов.
3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН НА 2021 – 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Модернизация содержания образования, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требуют обеспечить качество и доступность освоения содержания образования каждым школьником с ограниченными возможностями здоровья.
Программа разработана с учетом современных требований к организации образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: обеспечивает компетентностный подход, учебный материал нацелен на создание условий для формирования базовых учебных действий в соответствии с требованиями Стандарта. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными и индивидуальными (в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта) особенностями развития обучающихся.
Программа построена на основе концентрического принципа размещения учебного материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по каждому предмету, который доступен обучающемуся индивидуально. Программа предусматривает постоянное закрепление и повторение изученного материала.
Освоение программы обеспечивает достижение обучающимся двух видов результатов: личностных и предметных. Принцип вариативности предполагает создание вариативного содержания коррекционной работы с обучающимся с учетом его особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
При неблагоприятной эпидемиологической обстановке, во время актированных дней реализация программы будет осуществляться посредством дистанционных технологий. Обеспечение образовательной деятельности с использованием дистанционных технологий является одной из востребованных на текущий момент форм обучения. При реализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики российской академии образования»: «Учи.ру», «Мобильное электронное образование», «Интернет урок», «ЯКкласс», «Яндекс Учебник».
Таблица 1
Учебный план на 2021 – 2022 учебный год
Предмет | Всего часов | Контрольные работы | Проверочные (самостоятельные) работы | Практические (лабораторные) творческие | Экскурсии |
Речь и альтернативная коммуникация | 68 | 5 | 4 | - | - |
Математические представления | 68 | 5 | 4 | - | - |
Окружающий природный мир | 68 | 5 | 4 | - | 4 |
Человек | 68 | 5 | 4 | - | - |
Домоводство | 102 | 5 | 4 | - | - |
Окружающий социальный мир | 68 | 5 | 4 | ||
Музыка и движение | 68 | 4 | - | 3 | |
Изобразительная деятельность | 102 | 2 | 4 | ||
Адаптивная физическая культура | 68 |
| |||
Коррекционно-развивающие занятия | 68 | 5 | |||
Сенсорное развитие | 68 | ||||
Предметно-практические действия | 102 | ||||
Альтернативная коммуникация | 68 |
Объём учебных предметов
По учебному плану для изучения предметов отводится 748 часов в год.
Таблица 2
№ | Кол-во часов Предмет | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
1 | Речь и альтернативная коммуникация | 18 | 14 | 20 | 16 | 68 |
2 | Математические представления | 18 | 14 | 20 | 16 | 68 |
3 | Окружающий природный мир | 18 | 14 | 20 | 16 | 68 |
4 | Человек | 18 | 14 | 20 | 16 | 68 |
5 | Домоводство | 27 | 21 | 30 | 24 | 102 |
6 | Окружающий социальный мир | 18 | 14 | 20 | 16 | 68 |
7 | Музыка и движения | 18 | 14 | 20 | 16 | 68 |
8 | Изобразительная деятельность | 27 | 21 | 30 | 24 | 102 |
9 | Коррекционно-развивающие занятия | 18 | 14 | 20 | 16 | 68 |
10 | Адаптивная физкультура | 18 | 14 | 20 | 16 | 68 |
ИТОГО: | 198 | 154 | 220 | 176 | 748 |
4. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
4.1. Планируемые образовательные результаты освоения предметов учебного плана
Предметные результаты связаны с овладением обучающихся содержания предметов программы и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности применения в практической деятельности и жизни.
Индивидуальные возможности освоения предметов учебного плана
Таблица 3
Предмет | Минимальный уровень усвоения программы |
Речь и альтернативная коммуникация | Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях. Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными. Качество сформированной устной речи в соответствии с возрастными показаниями; Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков; Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (персональными компьютерами и др.). Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности; Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации; Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий; Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму. Узнавание и различение образов графем (букв); |
Математические представления | Умение различать предметы по нескольким признакам: цвет, форма, величина; Умение ориентироваться в схеме собственного тела; Умение различать положение предметов в пространстве относительно себя и относительно друг друга; Сравнение двух и более предметов по величине; Умение ориентироваться на листе бумаги; Сравнение двух и более предметов по массе; Сравнение жидкости и сыпучие вещества по объему; Знание частей суток; Умение считать в пределах 10; Сравнение чисел в пределах 10 на предметном материале; Решение задач и примеров на сложение и вычитание в пределах 10 на предметном материале; Чертить прямую, волнистую линию по подражанию, самостоятельно, понимать слова, используемые при создании конструкций: возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, дорожка, лесенка, дорожка. (использование жестов); |
Окружающий природный мир | Интерес к объектам и явлениям неживой природы. Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, река, водоемы, полезные ископаемые и др.). Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека. Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья. Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека. Интерес к объектам живой природы. Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.). Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними. Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.). Элементарные представления о течении времени. |
Человек | Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других. Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. Представление о собственном теле. Отнесение себя к определенному полу. Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания. Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы. Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей. Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др. Умение сообщать о своих потребностях и желаниях. Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому. Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета). Умение следить за своим внешним видом. Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье. Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи. |
Домоводство | Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома. Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др. Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др. Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения. Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности. |
Окружающий социальный мир | Представление о профессиях людей. Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах. Ориентация в помещениях своего дома. Представление об электронных устройствах. Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.). Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных места. Представление о стране, народе, столице, городах, селах, месте проживания. Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн). |
Музыка и движение | Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку); Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения; Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах; Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре; Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях; Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности; Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности. |
Изобразительная деятельность | Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий. Интерес к доступным видам изобразительной деятельности. Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация). Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации. Способность к самостоятельной изобразительной деятельности. Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности. Стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы. Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности. Готовность к участию в совместных мероприятиях. Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми. Умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок. |
Коррекционно-развивающие занятия | Подготовка ребенка к нахождению и обучению в социальной среде, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с людьми. Входить и выходить из помещения. Ориентироваться в пространстве, пользоваться мебелью. Адекватно использовать ритуалы поведения (вставать и выходить из-за парты и т. д.). Организовывать рабочее место. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность. Следовать предложенному плану и работать в темпе. Передвигаться по квартире, находить необходимые помещения. |
4.2. Планируемые образовательные результаты обучающегося
Таблица 4
№ п/п | Предмет | Планируемые образовательные результаты обучающихся | |
Предметные | Личностные | ||
1. | Речь и альтернативная коммуникация |
- способность понимать обращенную речь; - умение определять интонацию; - понимание смысла доступных жестов и графических изображений, понимание смысла рисунков; - умение пользоваться средствами коммуникации: жестами, взглядами, мимикой для выражения индивидуальных потребностей |
|
2. | Математические представления |
Практические упражнения:
|
|
3. | Окружающий природный мир |
| - осознание себя как ученика; воспитание любви к природе; - воспитание уважительного отношения к иному мнению, мнению одноклассников; - владение навыками коммуникации; - воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности; - формирование уважительного отношения к окружающим; - формирование установки на безопасный здоровый образ жизни; - наличие мотивации к труду. |
4. | Человек |
имеет представление о хранении одежды и обуви. |
- уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям. - понимание об экологической ответственности (не сорит, не ломать деревья); -поддержание режима дня; Умение следить за своим внешним видом. |
6. | Окружающий социальный мир |
|
- знание и соблюдение правил использования и бережного отношения к имуществу |
7. | Музыка и движение |
|
|
9. | Коррекционно-развивающие занятия |
- умеет определять звуки животных; |
|
Таблица 5
4.3. Содержание учебного предмета, курса
Содержание |
Речь и альтернативная коммуникация |
Коммуникация |
Установление контакта |
обращение по имени к собеседнику |
приветствие собеседника в ответ на его приветствие: жестом (помахать рукой из стороны в сторону), словом «Привет» |
Поддержание контакта |
выражение своих желаний («Дай») |
выражение просьбы о помощи («Помоги») |
выражение согласия: жестом (кивок головы), словом («Да») |
выражение несогласия: жестом (покачать головой из стороны в сторону), словом («Нет») |
Завершение контакта |
прощание с собеседником: жестом (помахать рукой), словом («Пока») |
Поддержание диалога на заданную тему |
Ответы на вопросы словом (предложением) |
Выражение благодарности звуком (словом, предложением). |
Развитие речи |
Устная речь |
Импрессивная речь |
понимание имен: учителя, мамы, бабушки |
понимание названий предметов по темам: «Семья», «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Одежда» |
понимание названий действий |
понимание простых нераспространенных предложений (Девочка сидит. Он спит и др.) |
Понимание слов, обозначающих признак предмета |
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро и др.) |
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.) |
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.) |
Понимание простых предложений |
Понимание сложных предложений |
Понимание содержания текста |
Экспрессивная речь |
употребление отдельных звуков (а, у и др.) |
употребление звукоподражаний животным |
употребление простых слов (дай и др.) |
называние своего имени |
употребление простых просьб («Олеся, дай» и др.) |
Ответы на вопросы по содержанию текста. |
Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. |
Составление рассказа по одной сюжетной картинке. |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок. |
Составление рассказа о себе |
Чтение и письмо |
Узнавание (различение) образов графем (букв). |
Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). |
Узнавание звука в слоге (слове). |
Соотнесение звука с буквой. |
Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). |
Называние буквы. |
Чтение слога (слова). |
Написание буквы (слога, слова, предложения). |
Математические представления |
Количественные представления |
нахождение одинаковых объектов: предметов, изображений |
различение множеств: один, много, пусто |
Пересчет предметов по единице |
Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5). |
Узнавание цифр. |
Соотнесение количества предметов с числом. |
Обозначение числа цифрой. |
Написание цифры. |
Знание отрезка числового ряда 1 – 3 (1 – 5, 1 – 10, 0 – 10). |
Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. |
Счет в прямой (обратной) последовательности. |
Состав числа 2 (3, 4, …, 10) из двух слагаемых. |
Пространственные представления |
составление упорядоченного ряда из однородных предметов |
составление предмета (изображения): из 2-х частей, из 3-х частей |
Различение однородных (разнородных) предметов по длине. |
Сравнение предметов по длине. |
Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. |
Сравнение предметов по ширине. |
Различение предметов по высоте. |
Сравнение предметов по высоте. |
Представления о форме |
группировка предметов по форме |
различение предметов по форме: круг, квадрат |
соотнесение объемных форм с геометрическими фигурами |
Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). |
Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. |
Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. |
Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). |
Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). |
Пространственные представления |
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). |
Окружающий природный мир |
Животный мир |
различение диких животных: лиса заяц волк медведь |
различение домашних животных: корова, свинья, лошадь, кот, собака |
Объединение животных в группу «домашние животные». |
Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). |
Знание значения домашних животных в жизни человека. |
Уход за домашними животными. |
Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок). |
Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок). |
Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). |
Знание особенностей внешнего вида птиц. |
Знание питания птиц. |
Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». |
Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). |
Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). |
Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). |
Узнавание (различение) насекомых |
Узнавание (различение) рыб |
Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). |
Растительный мир |
различение отдельных фруктов: яблоко, груша, банан, лимон апельсин |
различение отдельных овощей: помидор, огурец, морковь, картофель |
Человек |
Прием пищи |
еда вилкой |
Использование салфетки во время приема пищи. |
Обращение с одеждой и обувью |
Раздевание |
снятие отдельных предметов одежды: свитер, футболка |
расстегивание: молнии, кнопок |
Одевание |
застегивание: липучек, кнопок, пуговиц, молнии |
надевание предмета одежды: шапка, свитер, футболка |
Узнавание (различение) предметов одежды |
Знание назначения предметов одежды. |
Узнавание (различение) предметов обуви |
Узнавание (различение) головных уборов |
Различение сезонной одежды |
Туалет |
сообщение о желании сходить в туалет |
пользование туалетной бумагой |
Гигиена тела |
Уход за полостью рта |
чистка зубов |
полоскание полости рта |
соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки |
Уход за волосами |
расчесывание волос |
Представление о себе |
различение частей тела: рука, нога, туловище, живот, голова, шея, волосы, уши |
различение частей лица: нос, рот, глаза, брови, зубы, язык |
Сообщение о состоянии своего здоровья. |
Называние своего имени и фамилии. |
Домоводство |
Покупки |
Планирование покупок. |
Выбор места совершения покупок. |
Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др. |
Складывание покупок в сумку. |
Обращение с кухонным инвентарем |
Обращение с посудой. |
Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). |
Различение чистой и грязной посуды. |
Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. |
Уборка территории |
Уборка бытового мусора. |
Подметание территории. |
Уход за уборочным инвентарем. |
Окружающий социальный мир |
Школа |
Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. |
Узнавание (различение) школьных принадлежностей |
Знание назначения школьных принадлежностей. |
Представление о себе как члене коллектива класса. |
Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду |
Знание положительных качеств человека. |
Знание способов проявления дружеских отношений (чувств). |
Квартира, дом, двор |
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). |
Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный). |
Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода и др. |
Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе |
Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме. |
Знание (соблюдение) правил поведения в чрезвычайной ситуации. |
Предметы быта |
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь). |
Знание назначения электроприборов. |
Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. |
Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). |
Знание назначения предметов мебели. |
Узнавание (различение) предметов посуды |
Знание назначение предметов посуды. |
Узнавание (различение) кухонного инвентаря |
Продукты питания |
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. |
Узнавание упаковок с напитком. |
Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. |
Узнавание упаковок с молочным продуктом. |
Узнавание (различение) муки и мучных изделий |
Предметы и материалы, изготовленные человеком |
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). |
Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.). |
Город |
Знание особенностей деятельности людей разных профессий. |
Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах. |
Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). |
Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор). |
Транспорт |
Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). |
Узнавание (различение) воздушного транспорта. |
Узнавание (различение) водного транспорта. |
Узнавание (различение) общественного транспорта. |
Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. |
Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). |
Традиции, обычаи |
Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха). |
Музыка и движение |
узнавание музыкальных инструментов по звучанию: барабан, маракас, бубенцы, бубен |
различение тихого и громкого звучания музыки |
Игра на музыкальных инструментах |
освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд: барабан, маракас, бубенцы, бубен |
передача тихого и громкого звучания игрой на музыкальном инструменте: барабан, маракас, бубенцы, бубен |
сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте: барабан, маракас, бубенцы, бубен |
Движение под музыку |
выполнение отдельных танцевальных движений под музыку: топанье, хлопанье, покачивание с одной ноги на другую, прыганье, кружение приседание |
выполнение под музыку действий с предметами (платок, кукла, погремушка) |
соблюдение последовательности простейших танцевальных движений |
ведение хоровода |
Пение |
Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. |
Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов. |
Изобразительная деятельность |
Рисование |
Приемы работы с карандашом и кистью |
соблюдение последовательности действий при работе с красками: |
|
|
|
|
|
|
Рисование основных элементов |
рисование точек |
соединение точек |
рисование линий: вертикальных, горизонтальных |
Предметное рисование |
рисование контура предмета: по контурным линиям, по опорным точкам |
Выполнение работы в контуре |
закрашивание внутри контура |
Лепка |
Подготовка материала к работе |
разминание материала |
Деление на части |
отрывание куска материала от целого куска |
откручивание куска материала от целого куска |
Придание формы |
катание шарика |
катание колбаски |
выдавливание формы формочками |
Видоизменение формы |
сгибание колбаски в кольцо |
Аппликация |
Работа с бумагой |
сминание бумаги |
разрывание бумаги |
Работа с клеем |
намазывание всей поверхности клеем |
Работа с шилом |
выкалывание шилом по контуру |
Составление аппликации |
сборка изображения объекта из нескольких деталей |
Физическая подготовка |
Построение и перестроение |
- принятие основной стойки для построения и перестроения |
- построение в колонну по одному |
- размыкание на вытянутые руки в стороны |
- ходьба в колонне по одному |
- бег в колонне |
Общеразвивающие упражнения |
- вдох и выдох через рот |
- вдох и выдох через нос |
- сжимание и разжимание кистей рук |
- одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке, разгибание на другой |
- круговые движения кистью |
- движения руками в разных направлениях в положении «стоя» |
- круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам» |
- наклоны головы вперед, назад, в стороны, повороты и круговые движения. |
- наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук и в положении «руки на затылок», вверх, в стороны. |
- наклоны туловища вперед, назад, в стороны |
- ходьба с высоким подниманием колен вверх |
- полуприсед |
- поднимание на носках в положении «стоя» |
- ходьба: по доске, положенной на пол, ходьба по гимнастической скамейке |
- прыжки на двух ногах: на месте, с продвижением вперед |
- стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке |
- ходьба по кругу, взявшись за руки |
- ходьба в умеренном темпе |
- спокойный бег с правильной координацией движений |
- ползание: на четвереньках, на животе |
- лазание по гимнастической стенке: вверх, вниз |
- броски мяча двумя руками: вверх, о пол |
- ловля мяча двумя руками |
- передача в шеренге: мяча, гимнастической палки |
Спортивные и подвижные игры |
- соблюдение правил игры «Выше ноги от земли»: бег вокруг батута, запрыгивание на батут |
- соблюдение правила игры «Жмурки», «Лиса и зайцы»: убегание от водящего |
- соблюдение правил игры «Строим дом»: соблюдение очередности при переносе модулей, составление «башни» |
4.4. Нравственное воспитание
Нравственное воспитание детей с интеллектуальными нарушениями, должно раскрывать смысл каждого аспекта нравственного воспитания
Основные направления социального развития:
- формирование адекватных представлений о себе (о своем теле, своих чувствах, переживаниях);
- формирование адекватного взаимодействия и продуктивного общения ребенка со взрослыми и
сверстниками;
- формирование потребности и навыков общения со сверстниками, формирование и развитие межличностных отношений.
Социальное развитие предполагает:
- формирование навыков адекватного социального поведения;
- развитие потребности в общении;
- развитие познавательных интересов, воображения и творческой активности;
- развитие умений соотносить свои действия, установки с потребностями партнеров по
общению.
В процессе социального развития выделяют три базовых концентра: «Я сам», «Я и другие», «Я и окружающий мир».
Условия для формирования сотрудничества ребенка со взрослыми:
- эмоционально-положительный контакт взрослого с ребенком;
- правильное определение способов постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач, учитывающих актуальные и потенциальные его возможности;
- подбор способов передачи общественного опыта, соответствующих уровню развития ребенка.
В целом содержание работы в разделе «Социальное развитие» нацелено на подготовку детей к обучению в школе, на формирование у них навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми разного возраста, а в конечном итоге на адаптацию к жизни в обществе в быстро изменяющемся мире.
Условия развития личностных качеств:
- установление полного взаимопонимания между взрослыми, призванными воспитывать ребенка;
- создание реальной ситуации успеха в процессе сотрудничества со взрослыми.
Способы усвоения общественного опыта:
- совместные действия;
- использование жестовой инструкции;
- умение действовать по подражанию;
- умение работать по образцу и словесной инструкции.
В ходе коррекционно-педагогической работы, которая строится с учетом личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, у обучающегося удается сформировать навыки правильного поведения, усвоить с ними нравственные нормы и сформировать личностные качества.
Подход к нравственному воспитанию является специфическим, он обусловлен особенностями развития обучающегося с нарушениями интеллекта. Прежде формируются нравственные представления и на их основе уже формируются нравственные чувства. При нормальном развитии возникновение нравственных чувств предшествует формированию нравственных представлений и навыков нравственного поведения.
Формирование привычек правильного поведения происходит повседневно, в процессе проведения режимных моментов и занятий, во всех видах детской деятельности.
Одной из сторон нравственного воспитания является формирование эмоционально-волевой сферы обучающегося. Необходимо воспитывать у него волевые качества: умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности, правильно относиться к оценке его деятельности, адекватно реагировать на успех или неуспех, правильно формировать самооценку.
Одной из основных задач нравственного воспитания является воспитание готовности к труду. Потребность трудиться – одно из главных свойств личности человека.
- Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Работа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни,
обучающегося реализуется по следующим направлениям:
1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательной деятельностью с целью реализации необходимых условий для сбережения здоровья, обучающегося.
2. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности при использовании программного материала, формирующего у обучающегося установку на безопасный, здоровый образ жизни, предусматривающего обсуждение проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.
3. Организация физкультурно-оздоровительной работы, направленной на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающегося, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающегося и формирование культуры здоровья в различных формах (на уроках физкультуры, в секциях, при проведении динамических пауз на уроках, при проведении дней здоровья, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
4. Формирование экологической культуры в процессе усвоения элементарных представлений об
экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю;
приобретения первоначального опыта участия в природоохранной деятельности (в школе и на пришкольном участке, в ходе экологических акций и т.д.);
совместной экологической деятельности родителей (законных представителей), обучающегося и учителя, обеспечивающей расширение опыта общения с природой.
5. Просветительская работа с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья, обучающегося направленной на повышение уровня его знаний, привлечения родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
4.6. Внеурочная деятельность
Таблица № 7
Название мероприятия | Планируемая деятельность ребенка в мероприятии |
«1 сентября – День Знаний» | Фотозона. Гимн Родины, Югры. Урок мира «Наш округ – седой богатырь» Особенности родного края, пословицы, загадки о природе |
«Осень, осень к нам пришла» | Поделки из природного материала. |
«День здоровья» | Подготовить стен газету «Физкульт - привет» или «Здоровый образ жизни» … |
«Новый год» | Подготовка к мероприятию: изготовление ёлочных украшений, новогодних открыток. Участие в новогоднем празднике. |
«23 февраля» | Прослушать тематические произведения, сделать поделку…. |
8 Марта международный женский день | Прослушать тематические произведения, сделать поделку…. |
«Пасха» | Знакомство с праздником «Пасха». |
Весна пришла | Прослушать тематические произведения, сделать поделку…. |
9 Мая | Прослушать тематические произведения, сделать поделку…. |
Игры | Игры с игрушками мячом, машинками, кубиками и др.; настольные дидактические игры «Лото», «Домино», игры с сенсорными игрушками. Сюжетно ролевые игры: «Врач», «Продавец», «Шофёр» и др. (по желанию обучающегося) |
5. Программа сотрудничества с семьей
Таблица № 8
Задачи | Мероприятия |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка |
|
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации |
ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы. |
Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения |
|
Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях |
реализации мероприятий:
|
6. Специалисты, участвующие в реализации программы
Сведения об авторе:
ФИО: Бакирова Венера Рамильевна.
Образование: высшее
Квалификационная категория: I квалификационная категория Специалисты: Классный руководитель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, учитель музыки, учитель изодеятельности, учитель адаптивной физкультуры.
- Перечень необходимых технических, дидактических средств,
учебно-методической литературы
Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками и т. д.
Наглядный и дидактический (демонстрационный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».
Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, шило, войлочный коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.
Дидактические, развивающие игры. Лекало. Мозаика.
Гимнастические мячи большого и среднего размера.
Компьютер, презентации, видеозаписи и др.
Вспомогательная литература:
1. В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина «Букварь» для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Издательство: Москва «Просвещение» 2010.
2. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2015.- 124 с.
3. Емельянова И. Д. Мелкая моторика рук как предпосылка овладения навыками письма дошкольников с ОНР.// Материалы I Международной конференции Российской ассоциации дислексии.–М.: Издательство Московского социально-гуманитарного института , 2017.
4. С.В. Комарова «Устная речь» 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Издательство: Москва, «Просвещение» 2018.
5. С.Ю. Ильина «Чтение» 2 класс (1, 2 часть). Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Санкт-Петербург Филиал изд. «Просвещение» 2018.
6. Алышева Т.В. «Математика» 1 класс (1, 2 часть). Учебник для специальных (кор.) образовательных учреждений VIII вида. Издательство: Москва, «Просвещение» 2018.
7. Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Поплва, Т.О. Куртова «Природоведение» 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Издательство: Москва, «Просвещение» 2018.
Базовая. Программа подготовительных 1–4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ, 2010.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, для учащихся 1-4 классов, под редакцией И.М. Бгажноковой . Москва: «Просвещение» 2010.
Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://elenaranko.ucoz.ru/ - шаблон для презентации
- Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Результаты оценивания знаний отражается степенью освоения обучающимся АООП 2 вариант (ИОМ), взаимодействием следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Оценку обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости, по предметам программы основного общего образования, за исключением коррекционного блока, принято осуществлять по пятибалльной системе с измененной шкалой оценивания по каждому предмету.
Для описания личностных и предметных достижений, обучающихся применяется:
Уровневый подход, который включает в себя следующие уровни достижений: базовый,
минимально необходимый, индивидуальный, пониженный и низкий уровни.
Базовый уровень (оценки отлично - хорошо, отметки - «5» / «4» / «зачтено») - сформирована система знаний (качество) в соответствии с запланированными результатами, обучающийся решает учебно-практические и учебно-познавательные задачи, основанные на учебном материале.
Минимально необходимый (оценка удовлетворительно/ отметка «3», для обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости – отметка «зачтено») – сформирована система знаний в соответствии с запланированными результатами, обучающийся решает учебно-практические и учебно-познавательные задачи, основанные на учебном материале с организующей помощью учителя.
Индивидуальный для обучающихся по ИОМ (оценка хорошо, отметка - «зачтено») - наблюдается положительная динамика относительно индивидуально запланированных результатов.
Для описания подготовки, обучающихся фронтально, уровень достижений которых ниже минимального могут быть применены такие уровни как:
Пониженный уровень достижений (оценка неудовлетворительно/ отметка «2») – отсутствует система базовой подготовки, обучающийся не освоил и половины планируемых результатов, которые осваивают большинство обучающихся со схожими проблемами психофизического развития. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания. Данная группа обучающихся нуждается в дополнительной психолого-педагогической диагностике и занятиях, направленных на восполнение пробелов в знаниях
Низкий уровень достижений (оценка «плохо», отметка «1») – наличие фрагментарных знаний по предмету, что требует корректировки образовательного маршрута, специальной коррекционной помощи.
Важным элементом при обучении и воспитании детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью и ТМНР является диагностика уровня их развития. Даже минимальные изменения в знаниях, характере выполнения действий, в общении и др. своевременно выявляются педагогами и на их основе строится дальнейшая работа.
10. Приложение
Таблица 1
Сведения о создании условий, образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
№ п/п | Нозологии | Наименование оборудования, технические средства обучения, наглядный материал | Формы, методы и приемы работы с обучающимися |
1. | Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР |
|
|
* в случае неблагоприятной эпидемиологической обстановки возможно применение дистанционных технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая карта для специальной индивидуальной программы развития (СИПР)
Диагностика развития познавательной деятельности, социализации, эмоционально- волевой сферы, коммуникативных навыков....
«Разработка специальной индивидуальной программы развития (СИПР) обучающегося с ОВЗ в образовательной организации»
Презентация...
«Специальная индивидуальная программа развития» (СИПР)
Адаптированная образовательная программа образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразова...
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) обучающегося 2 класса
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной...
Контрольно-измерительные материалы для обучающегося 2 класса по специальной индивидуальной программе развития (СИПР, вариант 2)
Контрольно-измерительные материалы по предметам «Математические представления», «Речь и альтернативная коммуникация». Материалы разработаны в рамках специальн...
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)
Специальная индивидуальная программа развития составлена для обучающегося с тяжелыми множественными нарушениями развития в соответствиии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интелл...
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) на 2021-2022 учебный год
СИПР на 2021-2022 учебный год...