Дистанционное обучение
методическая разработка
В современной школе дистанционное обучение часто применяется в инклюзивном образовании и при работе с одаренными детьми.
Возможности сетевого обучения через Интернет позволяют эффективно организовать учебный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
distantsionnoe_obuchenie.docx | 15.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Дистанционное обучение – обучение на расстоянии с активным использованием возможностей сетевого информационного пространства. Это одна из самых перспективных образовательных технологий. В современной школе дистанционное обучение часто применяется в инклюзивном образовании и при работе с одаренными детьми.
Особенности дистанционного обучения
Обучение учащихся дистанционно предполагает, что учебный материал изучается и прорабатывается самостоятельно в течение определенного времени. Ученик сам выбирает темп обучения, последовательность изучения учебных тем. Преподаватель разрабатывает дистанционный курс, а затем только консультирует и мотивирует учащихся.
Возможности сетевого обучения через Интернет позволяют эффективно организовать учебный процесс. Активно включаются в обучение видео- и аудио- материалы для лекционных занятий, электронные учебники, компьютерные тренажеры, онлайн-тестирование, электронная рассылка.
В организации учебного процесса могут сочетаться очные и заочные формы. Завершается обучение сетевым или очным тестированием, показывающим уровень освоения учебного материала.
Виды дистанционного обучения
• Сетевое обучение. Самостоятельное знакомство обучающихся с размещенными в Интернет-среде учебными материалами. Общение в чатах и на вебинарах с руководителем и другими учениками. Консультации преподавателей через электронную почту.
• Обучение через кейсы. Набор текстовых и мультимедийных материалов и методических рекомендаций высылается учащемуся, который работает самостоятельно. Преподаватель отслеживает результаты обучения и оказывает консультационную помощь.
• ТВ-обучение. Ученик самостоятельно работает с видеолекциями преподавателей. Выполняет задания и тесты.
Цели использования дистанционного обучения в средней школе
• Возможность изучать предметы школьного курса для тех учащихся, которые не могут посещать школу, например, по состоянию здоровья.
• Освоение темы отдельного учебного предмета на углубленном уровне. Подготовка к участию в предметных олимпиадах.
• Подготовка к экзаменам по разным школьным предметам.
• Устранение пробелов в знаниях по определенным темам конкретных учебных предметов.
Принципы
• Интерактивность. Разные формы сетевого общения обучающихся и преподавателя: обмен сообщениями, просмотр видеоматериалов, консультации через скайп, общение на форумах.
• Модульная структура. Образовательный курс разбит на блоки, которые могут изучаться по отдельности.
• Фиксирование отправной точки обучения. Для того чтобы изучать дистанционный курс, необходим определенный стартовый уровень знаний по учебному предмету. Для диагностики проводится входное тестирование.
• Индивидуальный подход. Разрабатывается индивидуальная траектория обучения учащегося.
• Контроль времени. Устанавливаются сроки для работы с каждым заданием и сроки для выполнения зачетных работ.
Роль учителя
Успешность дистанционного обучения связана с профессионализмом учителя. Преподаватель разрабатывает учебные материалы, отслеживает индивидуальные результаты учащихся на разных этапах изучения курса. Он выступает в роли тьютора, сопровождающего учебный процесс.
Для преподавателя дистанционного обучения важно обладать информационной культурой, уметь пользоваться современными интерактивными средствами обучения.
Преимущество для учащихся
• Обучающийся сам выбирает время и место для занятий. Учиться можно не выходя из дома.
• Материал изучается в индивидуальном темпе. Любая лекция может прослушиваться многократно.
• Ученик не пассивный слушатель, а активный участник, управляющий учебным процессом.
• Доступ к разнообразным информационным источникам (электронным интерактивным материалам).
• Обучение доступно детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети из отдаленных областей могут учиться по курсу, разработанному для столичных школьников.
Преимущество для учителя
• Возможность обучать сразу любое количество учеников.
• Современные интерактивные средства обучения (онлайн-тестирование, интерактивные учебники), которые повышают качество образования.
Основные трудности для учащихся
• Трудно постоянно поддерживать мотивацию на высоком уровне. Обучение на расстоянии требует самоорганизации и самодисциплины.
• Дефицит прямого общения с преподавателем. Не удается регулярно отслеживать и исправлять ошибки, которые допускаются в выполняемых заданиях.
• Необходим постоянный доступ в Интернет. Место для учебы должно быть оборудовано веб-камерой, микрофоном и персональным компьютером.
• Не хватает практических занятий, преобладает в обучении теоретический материал. Основные трудности для учителя
• Много тратится времени и сил на разработку дистанционного учебного модуля.
• Методика организации дистанционного обучения нуждается в совершенствовании.
• Учитель не может полностью контролировать учебный процесс. Контролируют обучение только сам ученик и его родители.
• Отсутствует эмоциональный контакт с учеником.
Структура дистанционного урока
1. Постановка целей обучения. Выработка значимых для учащихся мотивационных установок.
2. Инструктаж для учащихся и рекомендации к освоению учебного материала.
3. Самостоятельное изучение учениками нового модуля:
• просмотр видео-лекции;
• работа с мультимедийными материалами;
• выполнение тренировочных интерактивных заданий.
4. Контроль усвоения материала. Завершающее модуль онлайн-тестирование.
5. Консультация учителя. Рефлексия.
Перспективы развития
Дальнейшее развитие дистанционного образования позволит каждому ученик получить достойное образование благодаря доступу к качественному контенту в нашей стране и за рубежом. Это в перспективе возможно, если будет усовершенствована методика организации обучения на расстоянии. Дистанционное заочное обучение эффективно для непрерывного получения знаний в течение всей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.
В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....
Дистанционное обучение (дистанционные задания)
Задания для обучения студентов дистанционно....
Статья/ Дистанционное обучение.Тема: Технология организации самостоятельной деятельности учащихся при обучении дистанционно.
В своей статье мне бы хотелось затронуть те аспекты педагогической деятельности, которые в той или иной степени важны для меня, как учителя, стремящегося дать как можно больше знаний своим ученикам....
Методическая разработка "Модель учебного дистанционного курса «Решение тригонометрических задач» в системе дистанционного обучения MOODLE"
Разработанный учебный курс ««Решение тригонометрических задач» предполагает реализацию в системе дистанционного обучения MOODLE, рекомендо...
Дистанционное обучение школьников Принципы и средства дистанционного обучения Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.
Дистанционное обучение школьников в последние годы становится одним из перспективных направлений модернизации общего образования, с которым связано развитие системы открытого образования, расширение д...
Использование возможностей дистанционного обучения. Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ, Интернет-школ и т.п.
Использование возможностей дистанционного обучения. Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ, Интернет-школ и т.п. ...
Методические рекомендации по организации дистанционного обучения «Формы дистанционного обучения английскому языку»
Дистанционное обучение - это взаимодействие учителя и учащихся на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) ...