Выступление по теме "Методика опережающего обучения"
методическая разработка

Ефременко Виктория Валентиновна

 

Все учителя стремятся строить свои уроки таким образом, чтобы ученики были активными участниками. Детям которые плохо усваивают содержание программы не хватает времени на освоение тем. Поэтому необходимо подробнее рассматривать каждую учебную тему, давая детям время, необходимое для длительного и глубокого усвоения знаний. . Для этого я использую приемы С.Н. Лысенковой опережающее обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл operezhayushchee_obuchenie.docx205.75 КБ

Предварительный просмотр:

Опережающее обучение

 

     Одна из мощных движущих сил воспитания трудолюбия, готовности и способности к обучению - создание условий для того, чтобы дети добивались успехов в учебе, испытывали радость от продвижения от незнания к знанию осознавали значение и последствия своих усилий.

     Бороться за успешное обучение - значит учить детей учиться, помогать каждому верить в свои силы, воспитывать организованность, независимость, ответственность и дисциплину. В процессе обучения необходимо помочь детям управлять своим обучением, чтобы они постепенно научились саморегулировать свою деятельность, свой учебный труд.

     Опережающее обучение - это тип обучения, при котором преподаватель дает краткую информацию по теме до начала программы. Краткая предыстория может быть дана в виде тезисов при рассмотрении смежной темы или в виде незаметной ссылки, примера или ассоциации. Существует предположение, что опережающее обучение эффективно при изучении сложной для понимания темы. Опережающее обучение означает развитие мышления, опережающего возрастные возможности учеников.

     Методика опережающего обучения впервые была разработана учителем начальных классов С.Н. Лысенковой.

     Чтобы снизить сложность некоторых вопросов программы, необходимо заранее предусмотреть введение в учебный процесс.

     К сложным темам следует приступать гораздо раньше, чем это предусмотрено программой. Новым темам, информацию о которой вы хотите дать заранее уделяется небольшое количество времени в каждом уроке. Темы раскрываются медленно и последовательно. В обсуждении участвуют сначала ученики, которые хорошо разбираются в теме, затем средние ученики, а потом самые слабые. Таким образом, все дети могут постепенно учиться друг у друга. И учителя, и ученики со временем приходят к разным ощущениям.

     Таким образом, усвоение материала происходит в несколько этапов:

     Сначала педагог медленно и постепенно вводит новые понятия. Проводится практическая работа с контролем комментариев. При ответах учитываются пожелания детей. Как правило, на этом этапе активны более сильные ученики.

     Далее - изучение учебника. Ученики уже осознанно ориентируются в схеме обобщения, знают доказательства и самостоятельно справляются с заданиями в школе и дома. Именно на этом этапе задаются домашние задания по сложным темам с хорошо подготовленным материалом. На этом этапе наступает момент прогресса, так как многие задания на страницах учебника уже были выполнены в перспективное время. Иногда, когда я уверена в знаниях детей, то на этом этапе пробую дать детям самостоятельно изучить новую тему урока, составить опорную схему материала и так же составить вопросы по непонятным моментам изученной темы

    И в заключение - использование сэкономленного времени. Здесь формируются навыки быстрого действия. На этом этапе уже нет никаких трудностей.

     И самое главное - в работе учителей и учеников нет напряжения ни на одном этапе. От начала и до конца урока дети активны. Они используют или не используют опорные схемы, говорят и пишут устно, получают подсказки и действуют самостоятельно. Каждый ученик получает посильные вопросы и понятные задания (но не ниже требований программы!).  Затем в течение урока мы придерживаемся основных принципов. «Докажи, запомни правила, проверь», - раздаются голоса решателей. Мы не делаем ни шагу, не подумав!

     Это умозаключение, которое рождается у учеников в процессе объяснения и оформляется в виде таблиц, карточек, наборных листов, рисунков и фотографий.

     При таком виде работы ученики освобождаются от заучивания правил и формул. Ученики придумывают правила в соответствии с предоставленной им схемой и осмысленно изучают их в процессе выполнения практических заданий (решение примеров, задач, уравнений, грамматических заданий и т.д.).

     Опора на схему в классе - это постоянный помощник для учеников, условие бесконфликтного, делового и доброжелательного общения, основа для уверенности детей в своих силах и способностях преодолевать трудности, импульс к активной и интересной работе. Опора на схему обеспечивает более высокую работоспособность и активный темп работы в классе. Детям не приходится заучивать правила, необходимые для выполнения задания, и не терять драгоценное время урока. Они читают сегодня и завтра, а через неделю им уже не нужно будет читать. Дети учат правила и сознательно развивают навыки работы по ним. А еще через две недели схему убирают.

     Очень важное условие использования схем - поддержка - заключается в том, что они всегда должны быть связаны с работой на уроке и не должны быть чем-то, за что можно зацепиться, как за плакат. Так учителю будет легче преподавать, а детям - учиться. Часто ребята опираются на схемы, которые им предлагает учебная литература, например «Химия в таблицах и схемах» и берут их за основу, особенно учащиеся собирающиеся сдавать огэ по предмету.

     «Учите самые важные темы заранее, работайте на перспективу, это не только глубокие знания, но и запас времени».

     Таким образом, можно говорить об актуальности технологии опережающего обучения: 

1.  Комплексный и систематизированный подход к изложению учебного материала.

2.           Экономия учебного времени за счет заблаговременно изученного материала.

3.           Решение проблемы снижения качества знаний.

4.           Обучение школьников на основе новых педагогических технологий.

5.           Формирование коммуникативной компетентности учащихся.

6.     Более продуктивная подготовка учащихся к итоговой аттестации в формате ГИА и ЕГЭ.

Предлагаю рассмотреть эту тему на примере разработки урока химии Химические формулы.

 

Литература:

1)Лысенкова С. Н . Когда легко учиться. М.,1985.

2)Сорокина М .А. «Технология перспективно – опережающего обучения как средство формирования грамотной личности.»

3)Рыбакова К.В. Материалы выступления на педсовете «Образовательные технологии».


Приложение

Опорные схемы

E:\160495301912452979995fa9a3bb26470-012.jpgE:\img_user_file_5bacc4aa05011_8.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология перспективно - опережающего обучения как средство формирования грамотной личности.

Данный материал представляет обобщение опыта по применению технологии перспективно-опережающего обучения в учебной и внеучебной деятельности....

Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении

Технология С.Н. Лысенковой: перспективно - опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении и презентация  урока в 6 классе по учебнику Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерс...

Опережающее обучение по математике с целью подготовки к ЕГЭ

В связи с введением  единого  государственного  экзамена – ЕГЭ по математике  существует  мнение, что для подготовки и успешно...

Из опыта работы по развивающему обучению математике, с опережающим обучением геометрии для учащихся 5-х классов

“По-видимому, одной из главнейших функций, которая играет основную роль в умственном развитии ребенка в школьном возрасте, является мышление.  Есть все основания полагать,  что роль обучения...

Рабочая программа по физической культуре для 1 класса" Гендерное обучение в начальной школе как одно из эффективных условий опережающего обучения баскетболу".

 Раздельное обучение девочек и мальчиков в начальной школе на уроках физкультуры .                             ...