Опережающее обучение по математике с целью подготовки к ЕГЭ
рабочая программа по алгебре (11 класс) по теме
В связи с введением единого государственного экзамена – ЕГЭ по математике существует мнение, что для подготовки и успешной сдачи ЕГЭ необходимы специальные методики и совершенно новые системы подготовительных задач и упражнений. Несомненным фактом является то, что вместе с новизной технологии проведения ЕГЭ ( бланки ответов, компьютерная обработка результатов и т.д.) в вариантах КИМ ЕГЭ очень много разных задач. Такое непривычное многообразие задач подвергает ученика в «шоковое состояние». Но любые учебные и подготовительные материалы к экзамену по математике должны состоять не в поиске «волшебного» набора задач, готовящих к ЕГЭ, а в продуманном, осознанном и уверенном решении уже известных задач. Глобальное введение заданий в тестовой форме в процесс обучения опасно, оно таит в себе утомительное «натаскивание» ученика по тестам, в ущерб обычной повседневной учебной работе школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
operezhayushchee_obuchenie_po_matematike_programma.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа опережающего обучения по математике на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего(полного) общего образования
2010-2011 учебный год
Макарова Н.Д. учитель математики
МОУ АР НCОШ № 7 с. Кутана
В связи с введением единого государственного экзамена – ЕГЭ по математике существует мнение, что для подготовки и успешной сдачи ЕГЭ необходимы специальные методики и совершенно новые системы подготовительных задач и упражнений. Несомненным фактом является то, что вместе с новизной технологии проведения ЕГЭ ( бланки ответов, компьютерная обработка результатов и т.д.) в вариантах КИМ ЕГЭ очень много разных задач. Такое непривычное многообразие задач подвергает ученика в «шоковое состояние». Но любые учебные и подготовительные материалы к экзамену по математике должны состоять не в поиске «волшебного» набора задач, готовящих к ЕГЭ, а в продуманном, осознанном и уверенном решении уже известных задач. Глобальное введение заданий в тестовой форме в процесс обучения опасно, оно таит в себе утомительное «натаскивание» ученика по тестам, в ущерб обычной повседневной учебной работе школьника. Тестовые задания должны следовать только после прохождения учебного материала, а не заменять собой принятые порядок и методику его изучения. Подготовиться к сдаче ЕГЭ (по крайней мере, в «школьной» его части) вполне можно, не слишком выходя за рамки привычного школьного задачника. Ученику нужно много самостоятельно решать задачи и повторять курс математики 5-6 классы, курс алгебры 7-9 классы и курс планиметрии 7-9 классы по геометрии. Для того, чтобы помочь ученику - удобна программа опережающего обучения математике с 5 по 11 класс, которую я скорректировала по материалам газеты «Математика -Первое сентября» 2003 год № 27-28 и успешно применяю в преподавании математики в своей школе.
Основная ценность программы:
- опережение позволяет изучить дополнительный материал
- сэкономить время для изучения трудных тем
- вводное повторение курса математики 5-6 классы
- вводное повторение курса алгебры 7-9 классы
- системный контроль ОУУН учащихся
Цель программы:
- обеспечить учащихся теоретическими знаниями и прочными практическими навыками решения задач.
- развить самостоятельность, творческие способности учащихся.
Задачи программы:
- формирование устойчивой мотивационной среды учащихся, интереса к предмету
- овладение прочными навыками, знаниями учебного материала, установленных программой обучения математике.
- оперативный контроль и самоконтроль знаний учащихся
- условия для самостоятельной и творческой работы учащихся
Методика преподавания предмета по программе опережающего обучения включает:
- Материал подается блоками, при этом используется опорные сигналы
- Актуализация опорных знаний, умений и навыков, которые используются для изучения учебного материала
- По каждой теме блока учащиеся сдают зачеты по теории, практические задания домашней работы по материалам блока (возможность пересдачи).
- На уроках – закрепление и отработка практических умений и навыков решения задач (любая форма – работа по парам, индивидуальная работа, коллективная работа).
- Оценочный контроль ОУУН по баллам, жесткий временной контроль при оценке уровня подготовленности к ЕГЭ (рубежный контроль по четвертям, переводные экзамены, тестовые задания по блокам, контрольные работы).
- Учащиеся, которые успешно справляются с учебным материалом, занимаются в школьном математическом кружке при содействии Республиканского общества поиска и развития одаренных детей Якутии «Дьо5ур». Поступают в политехнический класс РЛИ и успешно учатся.
Такая форма работы дает возможность быстро проходить программный материал, вести систематический контроль уровня знаний учащихся. Система контроля приучает детей к добросовестному труду, старательности и прилежанию к учебе. Возможность пересдать плохую оценку на более высокую позволяет повысить заинтересованность учащихся в достижении высокого уровня знаний, воспитывает в них целеустремленность, волю и настойчивость в достижении цели. Учащиеся являются не столько объектами педагогической деятельности учителя, сколько субъектами собственной деятельности и саморазвития. Обучение их не только цель, а средство для того чтобы помочь учащемуся стать полноценной, самостоятельной и творческой личностью, способной выбирать, принимать решения. Если рассмотреть обучение в виде цепочки «хочу – могу – выполняю с интересом - личностно значим каждому» (И.С.Якиманская), интерес ребенка стоит в центре цепочки. А сформировать интерес ребенка можно через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и при выполнении домашнего задания, разнообразие методов обучения и эмоциональную окраску урока.
КРАТКОЕ ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ
(опережающее обучение математике)
5 класс (5 часов в неделю)
В учебный год 34 недели* 5 часов = 170 часов
УМК по предмету: 1) Учебник «Математика 5 класс» автор Нурк Э.Р.,Тельгмаа изд.М., Просв.
2) Учебник «Математика 5 класс» Виленкин Н.Я. и др.изд. М., Просв.
3)«Дидактические материалы по математике» авт.А.С.Чесноков и др. изд. М., Просв.
4)Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля по математике. Интеллект-Центр, М., 2002 год
1-четверть
1 блок - Натуральные числа (8часов)
Числовые и буквенные выражения, уравнения и упрощения выражений (6 часов)
Зачетная работа (1 час)
Контрольная работа №1 (1 час)
2 блок – Порядок действий, упрощение выражений, квадрат и куб числа (8 часов)
Зачетная работа (1 час)
Контрольная работа № 2 (1 час)
3 блок – Сложение и вычитание натуральных чисел (6 часов)
Контрольная работа № 3 (1 час)
4 блок - Умножение и деление натуральных чисел (9часов)
Зачетная работа (1 час)
Контрольная работа № 4,5 (2 час)
Итого - 45 часа = 9 недель * 5 час.
2 четверть
5 блок – Обыкновенные дроби (18 ч.)
Доли, дроби с одинаковыми знаменателями, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, сравнение дробей, смешанные числа.
Зачетная работа (1 час)
Контрольная работа № 7,8 (2 часа)
6 блок – Десятичные дроби (12 часов)
Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей, среднее арифметическое.
Зачетная работа (1 час)
Контрольная работа № 9
Итого - 35 часов = 7 недель * 5 час.
3 четверть
7 блок – Умножение и деление десятичных дробей, среднее арифметическое.(24 часа)
Зачетная работа (2 часа)
Контрольная работа № 10, 11(2 часа)
8 блок – Проценты (8часов)
Зачетная работа (1 час)
Контрольная работа № 12
9 блок – Начальные геометрические сведения (10 часов)
Масштаб, углы, круговые диаграммы, прямая и отрезок, луч и угол, сравнение отрезков и углов, измерение отрезков и углов, перпендикулярные прямые, решение задач, практические работы.
Зачетная работа (1 час)
Контрольная работа № 13
Итого: 50 часов = 10 недель* 5 часов
4 четверть
10 блок –Площади и объёмы (11 часов)
Зачетная работа (1 час)
Контрольная работа № 14
Опережение
11 блок -Делимость чисел. Делители, кратные, простые и составные числа, разложение на множители(10часов)
Зачетная работа (1 час)
Контрольная работа № 15
12 блок – НОД и НОК (8 часов)
Зачетная работа (1 час)
Контрольная работа № 16, 17(2 часа)
Резерв 4 часа
Итого: 40 часов = 8 недель* 5 часов
6 класс (5 часов в неделю)
В учебный год 34 недели* 5 часов = 170 часов
УМК по предмету: 1) Учебник «Математика 6 класс» автор Нурк Э.Р.,Тельгмаа изд.М., Просв.
2) Учебник «Математика 6класс» Виленкин Н.Я. и др.изд. М., Просв.
3)«Дидактические материалы по математике» авт.А.С.Чесноков и др. изд. М., Просв.
4)Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля по математике. Интеллект-Центр, М., 2002 год
1-четверть
Повторение материала за 5-й класс –( 4 часа)
1 блок – Обыкновенные дроби (11ч.)
Основное свойство дроби, сокращение дробей, общий знаменатель, сложение и вычитание обыкновенных дробей, сравнение дробей.
Зачетная работа (1 час)
Контрольная работа № 1(1 час)
2 блок – Умножение и деление обыкновенных дробей(11 часов)
Дробь от числа, число по значению его дроби, взаимно обратные числа.
Зачетная работа (1 час)
Контрольная работа № 2(1 час)
3 блок – Дробные числа (12часов)
Зачетная работа (2час)
Контрольная работа № 3(1 час)
Итого - 45 часа = 9 недель * 5 час.
2-четверть
4 блок – Пропорции.(8 часов)
Пропорции, прямая и обратная пропорциональность, задачи на пропорции.
Зачетная работа (1 час)
Контрольная работа № 4(1 час)
5 блок – Длина окружности, площадь круга, шар –(8 часов)
Зачетная работа (1 час)
Контрольная работа № 5(1 час)
6 блок – Отрицательные числа.(8 часов)
Противоположные числа, модуль числа, сравнение чисел, координатная прямая.
Зачетная работа (1 час)
Контрольная работа № 6(1 час)
Резерв 5 часов
Итого - 35 часов = 7 недель * 5 час.
3 четверть
7 блок – Арифметические действия с числами с разными знаками(18часов)
Сложение и вычитание отрицательных и положительных чисел, раскрытие скобок, умножение и деление чисел с разными знаками.
Зачетная работа (2 час)
Контрольная работа № 7,8(2 часа)
8 блок – Выражения с переменными(16часов)
Приведение подобных слагаемых, упрощение выражений, решение уравнений, математическая модель текстовой задачи.
Зачетная работа (2 час)
Контрольная работа № 9,10(2 часа)
Резерв 8 часов
Итого: 50 часов = 10 недель* 5 часов
4 четверть
9 блок – Координатная плоскость(10часов)
Координаты точек, простейшие графики, чтение графиков движения, построение графиков по точкам. Диаграммы на компьютере.
Зачетная работа (1 час)
Контрольная работа № 11(1 час)
Опережение
10 блок – Уравнения, функции и их графики(16 часов)
Простейшие функции, линейные уравнения, построение графиков функций.
Зачетная работа (2час)
Контрольная работа № 12, 13(2 час)
Резерв 8 часов (повторение)
Итого: 40 часов = 8 недель* 5 часов
Примечание: В четвертой четверти каждого класса программа предусматривает Опережение и повторение. Поэтому домашнее задание в 4 четверти задается только по теории. Это дает возможность учащимся в конце учебного года, когда они устали, больше отдыхать после уроков, особенно сельским ребятам, после долгой зимы больше времени проводить на свежем воздухе, работать на поле с родителями. Материал хорошо усваивается и закрепляется на уроках, зачетах.
Алгебра 7 класс (3 часа в неделю)
1 и 2 четверть(16* 3 = 48 часов)
Повторение – уравнение, функции и их графики (3 часа)
1 блок – Степень с натуральным показателем , с отрицательным показателем (10 часов). Контрольная работа № 1.
2 блок – Многочлены (16 часов).
Контрольная работа № 2.
3 блок – Формулы сокращенного умножения (18 часов).
Контрольная работа № 3.
3 и 4 четверти (18 * 3 = 54)
4 блок – Системы линейных уравнений (12 часов).
Контрольная работа № 4.
Опережение
5 блок – Алгебраические дроби (18 часов)
Контрольная работа № 5.
6 блок – Квадратные корни (15 часов)
Контрольная работа № 6.
Повторение 6ч.
Контрольная работа № 7.
8 класс ( 3 ч в неделю)
1 четверть(9* 3 = 27)
1 блок – Рациональные дроби и их свойства (3 часа)
2 блок – Сумма и разность рациональных дробей (5 часов)
Контрольная работа № 1.
3 блок – произведение и частное рациональных дробей (11 часов)
Контрольная работа № 2.
4 блок – Действительные числа (3 часа)
5 блок – квадратные корни (6 часов)
2 четверть (7 * 3 = 21)
6 блок – Квадратные корни и их свойства (4 часа)
Контрольная работа № 3.
7 блок – Применение квадратного корня (4 часа)
Контрольная работа № 4.
8 блок – Корень n-й степени (дополнительная тема, которой нет в общеобразовательной программе)(10 часов)
Контрольная работа № 5.
3 четверть(10* 3 = 30)
9 блок – Корень n-й степени. Квадратные уравнения. Повторение: степень с отрицательным показателем (10 часов)
Контрольная работа № 6.
10 блок – Дробно-рациональные уравнения (10 часов)
Контрольная работа № 7
11, 12 блок – Неравенства, системы неравенств, уравнения и неравенства с модулем (18 часов)
Контрольные работы № 8,9.
4 четверть(8 *3=24)
Опережение
13 блок – Приближенные вычисления (4 часа)
14 блок – Квадратичная функция, неравенства второй степени (10 часов)
Контрольная работа № 10.
Повторение – 6 часов.
Контрольная работа № 11.
9 класс (3 часа в неделю)
1 четверть
1 блок – повторение: функции и их свойства (5 часов)
2 блок – Квадратичная функция (7 часов)
Контрольная работа № 1.
3 блок – Неравенства, неравенства с модулем, иррациональные неравенства (5 часов)
4 блок – Уравнения с одной переменной, уравнения с модулями и с параметрами (5 часов)
Контрольная работа № 2.
5 блок- Системы уравнений (10 часов)
Контрольная работа № 3.
2 четверть
6 блок – Арифметическая прогрессия (9 часов)
Контрольная работа № 4.
7 блок – Геометрическая прогрессия (8 часов)
Контрольная работа № 5.
8 блок – Повторение: степень с рациональным показателем, корни и их свойства (4 часа)
3 четверть
9 блок – Степенная функция (4 часа)
Контрольная работа № 6.
10 блок – Тригонометрические функции (7 часов)
Контрольная работа № 7.
11 блок – Основные формулы тригонометрии (23 часа)
Контрольная работа № 8.
Резерв – 5 часов.
4 четверть
Опережение
12 блок – Графики тригонометрических функций (7 часов)
Контрольная работа № 9.
13 блок – Итоговое повторение (7 часов)
Контрольная работа № 10.
Примечание. Опережение позволило пройти не только дополнительные темы (параметры, модули, корни), но и увеличить время на изучение трудной темы «Тригонометрические функции».
10 класс (2 часа в неделю)
1 четверть
1 блок – Тригонометрические функции и их графики. Повторение (3 часа)
Контрольная работа № 1.
2 блок – Функции и их свойства, преобразование графиков функций (5 часов)
Контрольная работа № 2.
3 блок – Тригонометрические уравнения и неравенства, обратные тригонометрические функции и их графики (10 часов)
Контрольная работа № 3
Резерв – 4 час.
2 четверть
4 блок – Пределы ( дополнительная к общеобразовательной программе тема) (3 часа)
5 блок – Производная (10 часов)
Контрольная работа № 4.
3 четверть
6 блок – Применение непрерывности функции и приложения производной в физике и технике (7 часов)
Контрольная работа № 5.
7 блок – Исследование функций с помощью производной (10 часов)
Контрольная работа № 6.
4 четверть Опережение
8 блок – Первообразная (4 часа)
9 блок – Интеграл и его применение (8 часов)
Контрольная работа № 7.
11 класс (3 часа в неделю)
1 четверть
1блок – Степень, иррациональные уравнения и неравенства (8 часов)
Контрольная работа № 1.
2 блок – Показательная и логарифмическая функции (15 часов)
Контрольные работы № 2,3.
3 блок – Производная и первообразная показательной и логарифмической функций (5 часов)
Контрольная работа № 4.
2, 3 и 4 четверти (Подготовка к ЕГЭ )
1 блок – Практико-ориентированные задачи (5 часов)
2 блок – Уравнения и системы уравнений (8 часов)
3 блок – Графики функций (6 часов)
4 блок – Неравенства и их системы уравнений (7 часов)
5 блок – Тригонометрия (5 часов)
6 блок – Логарифмы (5 часов)
7 блок – Показательные уравнения и неравенства (5 часов)
8 блок – Текстовые задачи (6 часов)
9 блок – Геометрические задачи (10 часов)
10 блок – Нестандартные задания (3 часа)
Резерв – 7 часов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология перспективно - опережающего обучения как средство формирования грамотной личности.
Данный материал представляет обобщение опыта по применению технологии перспективно-опережающего обучения в учебной и внеучебной деятельности....
Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
Технология С.Н. Лысенковой: перспективно - опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении и презентация урока в 6 классе по учебнику Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерс...
Методика опережающего обучения на стадии ранней предпрофильной подготовки в гимназических классах на уроках русского языка.
Из опыта работы...
Из опыта работы по развивающему обучению математике, с опережающим обучением геометрии для учащихся 5-х классов
“По-видимому, одной из главнейших функций, которая играет основную роль в умственном развитии ребенка в школьном возрасте, является мышление. Есть все основания полагать, что роль обучения...
Рабочая программа по физической культуре для 1 класса" Гендерное обучение в начальной школе как одно из эффективных условий опережающего обучения баскетболу".
Раздельное обучение девочек и мальчиков в начальной школе на уроках физкультуры . ...
Технология опережающего обучения в физике для подготовки к ОГЭ
Подготовка к огэ по физике при помощи опережающего обучения с ранних этапов....