Исследовательский проект "Этнические танцы мордвы"
проект
Мордовский танец наивен и прост, но этим то он по-своему, красив. Если, к примеру, в русском танце есть присядка, притоп идет с наклоном корпуса, то в мордовском наоборот – существует лишь полуприсядка и прямой корпус. Мордовский народ, позаимствовав некоторые характерные особенности национальной пластики соседних народов, тем не менее, оставался, верен своим строгим манерам.
Актуальность исследовательского проекта
– это этнокультурный потенциал танцевального творчества мордвы-эрзи и мордвы-мокши, который имеет общую национальную основу.
Гипотеза исследования
– это познания мордовского (мокша, эрзя) танца в комплексе всех аспектов, которые предлагают изучение культурно-исторического опыта традиций присутствия народного танца в повседневной культуре, в обрядовых и ритуальных действиях.
Цель и задачи исследовательского проекта
– это ознакомление с танцевальной культурой мордвы и видами этнического танца, а также уметь представлять роль мордовских этнических танцев в традиционной обрядовой культуре и разбираться в разнообразии форм мордовских этнических танцев, а как необходимость приобрести навыки работы с разными источниками информации, применять информационные технологии для презентации исследовательского проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etnicheskie_tantsy_mordvy.doc | 314 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Центр эстетического воспитания детей
(национальной культуры)
«Тяштеня»
Исследовательский проект
Этнические
танцы мордвы
Подготовила:
Навратова С. П.
педагог дополнительного
образования
МБУ ДО «ЦЭВД (НК)
«Тяштеня»
Рузаевка 2023
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Мордовский танец в народной культуре 5
1.1 Пляска мордвы 5
1.2 Хороводы мордвы 6
Глава 2. Этнический танец мордвы 7
2.1 Мокшанский женский танец 7
2.2 Эрзянский женский танец …………………………………………………...9
2.3 Мужской танец мордвы ……………………………………………………..10
Заключение …………………………………………………………………………...12
Список литературы …………………………………………………………………..13
Приложение № 1 ……………………………………………………………………..14
Введение
Мордовский танец наивен и прост, но этим то он по-своему, красив. Если, к примеру, в русском танце есть присядка, притоп идет с наклоном корпуса, то в мордовском наоборот – существует лишь полуприсядка и прямой корпус. Мордовский народ, позаимствовав некоторые характерные особенности национальной пластики соседних народов, тем не менее, оставался, верен своим строгим манерам.
Во-первых, сдержанная, твердая, определенная поступь в танце;
Во-вторых, положение рук, принимающих три или четыре статичных движения;
В-третьих, положение головы – гордо поднятая; в-четвертых, осанка прямой спины.
Отметим черты характера мордвы – бескомпромиссность, доходящая до щепетильности, настойчивость и упорство, передаются в национальном танце: ничего лишнего, все графично, четко и определенно.
Актуальность исследовательского проекта
– это этнокультурный потенциал танцевального творчества мордвы-эрзи и мордвы-мокши, который имеет общую национальную основу.
Гипотеза исследования
– это познания мордовского (мокша, эрзя) танца в комплексе всех аспектов, которые предлагают изучение культурно-исторического опыта традиций присутствия народного танца в повседневной культуре, в обрядовых и ритуальных действиях.
Цель и задачи исследовательского проекта
– это ознакомление с танцевальной культурой мордвы и видами этнического танца, а также уметь представлять роль мордовских этнических танцев в традиционной обрядовой культуре и разбираться в разнообразии форм мордовских этнических танцев, а как необходимость приобрести навыки работы с разными источниками информации, применять информационные технологии для презентации исследовательского проекта.
Объект исследования
– это танцевальная культура мордвы.
Предмет исследования
– это мордовский этнический танец.
Апробация результатов исследования
– практика показала, что этнокультурный потенциал танцевального творчества мордвы-эрзи и мордвы-мокши имеет общую национальную основу с народами финно-угорской группы Поволжья (марийцами, удмуртами).
Глава 1. Мордовский танец в народной культуре
1.1 Пляска мордвы
У многих народов мира топот ног на месте, одинарные и двойные удары всей стопой как простые танцевальные движения в основном были связаны с плодородием и оплодотворением земли. Различные поклоны и наклоны связывались с древнейшими обрядами поклонения солнцу, луне, священным деревьям. Другие танцевальные движения как «припляска» («притаптывания») подчеркивались легкими характерными ударами о землю палкой или длинным посохом «люлямо», а также похлопываниями в ладоши, согласованными с музыкальным ритмом.
В мордовском танце «припляска» как и в русском, именовалась дробными выстукиваниями, она была совместима с ритмическими фигурами, «выбиваемыми» ногами, их, возможно, связать с появлением жесткой обуви, в частности, обуви на каблуках. Есть предположение, что они возникли, как и у русских в XIV-XV вв.
Ранние сапоги не имеют каблуков, считает фольклорист и этнолог А. В. Арциховский: «Лишь в XIV в. появляются, судя по раскопкам, высокие каблуки». Этот факт появления такой обуви, пусть опосредованно, но доказывает нам, как о разделении танца, то есть на бытовой пляс с определенным положением рук, так и на обрядовую хороводную пляску.
1.2 Хороводы мордвы
У мордвы-мокша и мордвы-эрзя бытовали два вида хороводов: будничный и праздничный. Хоровод будничный был спокойным и степенным, а праздничный - торжественным, веселым, игровым и назывался «оцю» (м.), «покш» (э.) «ульця» (м., э.) - большая улица. Его выразительный и замысловатый рисунок в корне отличался от простого будничного построения. Две или три девушки начинали круговой хоровод, к ним подходили ребята, взявшись за руки, составляли круг или две противоположные линии, в плясовом движении разыгрывалась та или другая игра. По характеру хороводы делились на два вида: шаговый - плавный, медленный; и плясовой - быстрый, энергичный; по форме: 1) круговой - «кирькс кужонь киштема» (э.) [танцоры, притоптывая в такт, двигаются по кругу медленно, по ходу или против движения солнца взявшись за руки стоящих рядом или разъединяют их, поднимают руки вверх согнутые в локтях]; 2) линейный - «ряцок киштема» (м.) [исполнители быстро «перетаптываясь» подобно карело-финским рунопевцам и покачиваясь всем корпусом, пляшут рядами на месте или с продвижением (вперед, в сторону)]. Хороводы-гадания, пляски-заклинания, игры, пантомима являются особым пластическим знаком в языческих обрядах, ритуалах и молениях, которые оформлялись тростниковой дудкой («нюди») и скрипкой («карьга»). Исследователи русского географического общества XVIII-XIX вв. оставили не так много зафиксированных танцевальных образцов двух субэтносов: мокша и эрзя, но по ним мы можем судить об этнической части мордовского танца.
Глава 2. Этнический танец мордвы
2.1 Мокшанский женский танец
Как указывают наблюдатели XVIII-XIX вв., движения девушек и молодых женщин в мокшанском танце были замедленными, грузными, лишенными легкости. В частности, Н. И. Смирнов говорит, что мокшанские девушки не обладая грацией и изяществом движений, в походке, в говоре, в жестах проявляют самоуверенную силу и изяществом движений, в походке, в говоре, в жестах проявляют самоуверенную силу и энергии. «Прямой, несколько откинутый назад стан, тяжелые размашистые движения, громкая речь с несколько хрипловатыми нотами». Все это отразилось в пластике женского танца, когда девушки с поднятыми вверх руками ходят по кругу, слегка пританцовывая и звеня колокольчиками («пайго- нят»), или выплясывая посреди круга, делая резкие движения, подпрыгивая, иногда переходя на дробь звучно побрякивая ими в такт пляски.
Мокшанская девушка, скрестив руки, в праздничном костюме могла выделывать ногами такие сложные и разнообразные движения, как классические «антраша» (заноски - удары ног в прыжке), а при каждом ударе ногами медные побрякушки встряхивались на груди, на поясе, на голове и звенели, как колокольчики. По этой причине мокшанский танец имеет ряд особенностей: выделяются мелкие движения ног и небольшой шаг, как отмечают исследователи: «Мордвины относительно низкорослые, но в плечах широкие», а в танце «все прыткие,...по-мордовски семенят».
Танцующую мокшанку можно узнать по звону бубенчиков, колокольчиков, погремушек, «ее сначала услышишь, а потом увидишь». Руки в танце принимают статичное вертикальное или горизонтальное положение. Скромность девушки заключена не в склоненной голове и застенчиво опущенных глазах, а во внутренней собранности. Она смотрит прямо, взгляд ее строг, нет ни тени жеманства либо пустого кокетства, девушка не заигрывает с юношей, а демонстрирует свою уверенность и твердость. Юноша не ведет девушку в танце за руку, а, наоборот, сопровождает ее рядом: два гордых, достойных друг друга человека.
В связи с тем, что более подробных описаний плясовых элементов не встречается, получить точную картину о танцевальной природе исполнения характерных народных движений более позднего времени можно лишь через описания сделанные в XX веке. Они свидетельствуют о других элементах танца, где двигались мелкими шагами, кружась, постукивая ногами, как в обряде поклонения священному дереву: «урядят дуб, начнут вокруг него кружиться, плясать».
После молений «девушки двигаются маленькими приставными шагами вправо или влево и руки у них подняты над головой..., остальные в такт хлопают в ладоши..., но когда подносят посетителю брагу, все девицы должны плясать и бить в ладоши». Руки мокшанок из-за тяжелых массивных украшений не могут свободно двигаться и подниматься выше уровня головы. Они принимают статичное вертикальное или горизонтальное положение в народном танце, неся в себе смысловую значимость в пластике мокшанской хореографии.
2.2 Эрзянский женский танец
Эрзянский женский танец имеет специфические особенности: мелкую и достаточно однообразную технику ног, отсутствие некой вольности движений рук, свободы и простора пластики. Эрзянка в танце сдержанна, степенна, скромна и изящна.
Эрзянский женский танец имеет свои специфические особенности: немногочисленное количество танцующих, соревнуясь в ловкости и мастерстве, демонстрировали на ограниченном пространстве мелкую и достаточно однообразную технику ног, с отсутствием некой вольности движений рук, свободы и простора пластики. Как, например, две оттоманки под песню и игру на рожке, вступают в пляску, соревнуясь одна с другой, выделывают виртуозные «па». А. А. Шахматов отмечает: «Девки целые ночи водят с парнями хороводы..., девки идут плясать: хоровод образует продолговатый круг, в середину которого выходят две девушки, начинают потаптывать на месте и, медленно разводя руками, подергивая плечами и станом, переходят с места на место (меняются местами) - в этом и состоит вся пляска». М. И. Чувашов продолжает мысль и считает: «Эрзянская пляска в корне отличается от русской. Девицы образуют круг, и все, в один такт, притопывая ногами, медленно подвигаются справа налево, потом слева направо с разными телодвижениями... Каждая девушка-исполнительница остается на месте в такт музыке притоптывает ножкой, красиво покачивает головой, и совершает изящные движения плечами и корпусом. Пластика движений делается согласованно и дружно, общее впечатление создается очень красивое».
Эрзянские женщины «высокого роста, плечисты и до старости ходят прямо; между ними встречаются с правильными и очень красивыми лицами», также как и мужчины с крупными и выразительными чертами. В «фольклорном» танце «эрзянка в этническом костюме видит себя высокой, т. е. чувствует и даже ощущает, осмысливает и осознает свою осанку статной, величавой», - считает искусствовед Т. П. Пронина. Эрзянки украшают перстнями все пальцы, подмечает И. И. Лепехин: «на лучших перстнях прикрепляют цепочки с серебряными деньгами, а на убогих с медными».
Говоря о пластике танца и внешнем виде, фигуре девушки эрзянки, можно сравнить ее походку с поступью породистой лошади, которая держит голову прямо, не опускает глаз в землю, ступает сильно и ровно.
2.3 Мужской танец мордвы
Мужская пляска мордвы, также как и одежда, не несла столь высокой этнической нагрузки, в ней было гораздо больше элементов соседних народов, чем своих, состоит из различного рода шагов, ударов, выстукиваний и поворотов, скачков-«вприсядку», немногих прыжков, хлопков в ладоши, «не содержит изящных движений рук». Многие исследователи отмечают некоторые характерные особенности движений в плясках, т.е. пластическое исполнительское мастерство манеру и динамику. Широкий шаг, форма жеста размашистая, резкая, выражающая мужскую удаль, силу, чувство собственного достоинства и удовольствия, как «дерзкое рукобитие».
Мужчины в праздники устраивают соревнование в «срамных бесовских» плясках, становятся друг против друга, топают ногами и садятся вприсядку. Этнический танец мордвы напрямую связан с женским началом, с акцентировкой не мужской слабости, а женской силы.
Мужской этнический танец своим задором, горячностью, напористостью, энергичностью пластики, характеристичностью исполнения виртуозных «па», широтой произвольных движений рук, более свободных и многообразных, в корне отличается от статичного женского, в котором присутствует преобладание мелкой орнаментальной техники ног.
М. И. Чувашев приводит факты «мужских плясок», в которых переодетые девушки умели хорошо плясать и делать присядки и другие «коленца». Их наряжали в одежду парней: рубаха «каратайка» из грубого сукна, подпоясанная тесемкой или ремешком, валяная шляпа или шапка-треух, полушубок или «чапан» с огорелком без сборов с воротником и лапти, иногда валенки, в соответствии со временем года, и называли «казаками», видимо, поэтому нигде не встречается описание технически сложных элементов мужской пляски. Если мужчины и плясали, то такое выступление носило импровизационный характер и требовало от них хорошей танцевальной подготовки, даже знания хореографического материала (т. е. лексики и текста) той или иной пляски. Как мордовские «старики сначала пляшут под игру волынки, а потом бросались в круг и вступали в перепляс с «отоманками»», «разговаривали» играя на гармошке, где звук, издаваемый каждой гармошкой, имел свое определенное значение». Разноликая полиэтническая среда народов Поволжья привела к взаимодействию финно-угорского, тюркского, славянского хореографического фольклора.
Заключение
Учитывая эти свидетельства, можно говорить о том, что пластика, движения и другой танцевальный материал имели этническую принадлежность. Мордва к исполнению плясовых элементов относилась как к торжественному коллективному ритуалу. Поклоны к земле указывали на связь с земным и подземным мирами. Воздевание рук ввысь - с миром небесным, а покачивание в разные стороны символизировало очерченный круг, законченность, движение солнца и луны. Движения женского этнотанца мордовки (мокшанка, эрзянка), а во многом и национального мужского, прежде всего смешанного парного, ударные элементы ног, положение рук, подергивание плеч и встряхивание кистей, подскоки, мелкая дрожь (трясушка), движение бедер из стороны в сторону возникли не сами по себе, а как элемент магической функции звенящих украшений, которые влияли на пластику и материал этнического танца. Кроме того, праздничный костюм мордвы-мокши и мордвы-эрзи отличались массивностью и громоздкостью, что повлияло на проявление общих черт в танцевальной лексике этих групп (хотя существуют и различия в пластической динамике).
До сих пор сохранились образцы мордовского этнотанца, претерпевшего ряд изменений в пластике, образном строе, действенном воспроизведении и в техническом исполнении, которые бережно сохраняются в нашем центре.
Список литературы
- Бурнаев А. Г. Мордовский танец (история методика практика) : учеб. пособие / А. Г. Бурнаев. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. – 232 с.
- Бурнаев А. Г. Культурная модель мордовского танца / А. Г. Бурнаев. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2007. – 204 с.
- Бурнаев А. Г. Мокшанский и эрзянский танец мордвы // Студия Пяти-па.– М., 2006. – Вып. № 1 (15) – С. 29-32.
- Источники интернета:
http://portal.do.mrsu.ru/info/arts/dance/mordovia/
http://www.zubova-poliana.ru/history-dances.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа на тему «Дни движения и танца»
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в ХХI веке она становится ещё и первостепенной.Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тре...
Исследовательский проект по музыке "Танцы народов мира"
Танец - это, прежде всего, красивое зрелище, которое можно не только слышать и наблюдать, но и всячески исполнять: в движении, в пении, на музыкальных инструментах. В этом плане народные тан...
Исследовательский проект по музыке " Удивительный мир танца"
Знакомство с удивительным миром танца. История зарождения танца. Какие бывают танцы- народные, классические и современные. Какое значение танец имеет в жизни человека....
Исследовательский проект "История башкирского танца!
Ученица 10 класса подготовила исследовательский проект на тему "История башкирского танца" Цель проекта: показазать роль национального башкирского танца в жизни человека....
Исследовательская работа "Геометрия танца"
Исследовательская работа посвящена двум стихиям: искусству танца и красоте геометрических фигур.Цель работы: исследование связи геометрии с танцами. Геометрическая составляющая исследования - анализ т...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ОБРАЗ МЕДВЕДЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОРДВЫ"
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ОБРАЗ МЕДВЕДЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОРДВЫ"Актуальность работы обусловлена интересом к истории и культуре мордовского народа. В современном мире уделяется большое ...
Исследовательская работа "Танцы в годы Великой Отечественной войны"
Известно, что музыка и танец сопровождают человека на протяжении всей жизни. Сегодня сложно представить, что такое жизнь в постоянной опасности, когда угроза реальна, осязаема, когда гибнут друзья, ко...