Исследовательская работа "Геометрия танца"
проект по геометрии (8 класс)
Исследовательская работа посвящена двум стихиям: искусству танца и красоте геометрических фигур.Цель работы: исследование связи геометрии с танцами. Геометрическая составляющая исследования - анализ техники и рисунка танца с математической точки зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
геометрия танца | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации МО «Баргузинский район»
МБОУ «Баянгольская средняя общеобразовательная школа »
671616 Республика Бурятия Баргузинский район с.Баянгол ул.Ленина,69
Тел. 8(301 31) 98-335; факс 8(301 31) 98-374; e-mail: bayangol@mail.ru
Направление: математика
Тема: «Геометрия танца»
Выполнила: Кожевина Анастасия
учащаяся 10 «б» класса
Научный руководитель: Санжиева Л.С.
учитель математики
2015г.
Содержание:
- Введение.
- Основная часть.
1. Рисунок танца.
2. Симметрия танца.
3. Сравнение народных танцев.
- Заключение.
- Библиография.
Исследования последних лет свидетельствуют о значительном ухудшении состояния здоровья детей. Одним из интересных направлений физического и психического развития учащихся являются танцы.
Многие ученые рассматривают танец как один из самых элитарных и почетных, красивых и сложных видов искусства, развивающих гармонично все группы мышц и мозг, реакцию и музыкальность, пластичность и самоконтроль.
Эта тема актуальна для меня. Часть своего свободного времени я отдаю занятию, которым увлеклась в детстве. Впервые я начала заниматься танцами в подготовительном классе и танцую до сих пор. Доказано, что занимаясь танцами, укрепляем сердце; улучшаем осанку, мы получаем в подарок ровную спину и расправленные плечи. А это обеспечит защиту позвоночника. Польза танцев в том, что занятия дают мягкую нагрузку на организм, то есть задействуются все группы мышц, при этом, не нанося вред суставам. Корректирует фигуру, улучшает настроение, танцы и дыхание помогают укрепить дыхательную систему. Регулярно занимаясь ими вполне возможно избавиться от простудных заболеваний и бронхита.
Изучая геометрию, я заметила что в танцах есть ее элементы. Таким образом, цель моей работы исследовать связь геометрии с танцами.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить геометрические фигуры в рисунке танца
2. Рассмотреть симметрию танца
3. Сравнить народные танцы: ёхор и хоровод
Вопросы проекта:
Нужна ли геометрия в танце?
Что такое симметрия танца?
Какие геометрические фигуры чаще используются в танце?
Гипотеза исследования: нужна ли геометрия в танце?
Предмет исследования: народные танцы.
Объект исследования: геометрические фигуры в танцах.
Методы исследования:
- Наблюдение.
- Интервьюирование художественного руководителя ансамбля «Жаргаланта».
- Анализ.
- Систематизация.
- Обобщение.
Результаты исследования:
- проведен анализ рисунка танца;
- рассмотрена симметрия танца;
- проведено сравнение ёхора и хоровода.
1.Рисунок танца
Мы используем наши руки, для того что бы рисовать картины на холсте или создавать формы из камня, а танец требует всего нашего тела, которое движется в пространстве.
С доисторических времен художники и скульпторы пытались отразить волнение и красоту танца на стенах пещер и храмов, в фигурах из глины и мрамора. Но ни какой рисунок, никакая скульптура не могли передать основное свойство танца – движение.
Рисунки танца бывают простые и сложные. Простые: круг, диагональ, линия, полукруг. Сложные – это несколько простых: линия одна за другой, круг в круге, улитка, клин. Часто сложные рисунки бывают многоплановыми. Рисунок танца - это расположение и перемещение танцующих по сценической площадке. Он, как и вся композиция, должен быть подчинен основной идее танца, эмоциональному состоянию героев, которое проявляется в их действиях и поступках.
Выводы:
- Из линий в рисунке танца чаще всего используется прямая, ломаная, синусоида (последние с повторяющимися участками).
- Из фигур наиболее часто используются окружность, квадрат, равносторонний треугольник.
- Симметрия танца.
Симметрия является фундаментальным свойством природы, представление о котором слагалось в течение десятков, сотен, тысяч поколений. В древности слово «симметрия» употреблялось в значении «гармония», «красота». Действительно, в переводе с греческого это слово означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей ».
Искусство танца также не лишено симметрии. Танец любого ансамбля строится на построении симметричных танцевальных фигур (приложение 1, ансамбль «Жаргаланта»), а также на использовании в рисунке танца фигур, имеющих центр и (или) ось симметрии.
Симметрию в танце составляют уравновешенное расположение тела танцора, и его местонахождение в пространстве и сценический дизайн. Принцип симметрии прослеживается во множестве ранних балетов, где танцоры в одинаковом количестве выстраивались в линии и формировали на сцене однородную структуру. Также симметрией называется ситуация, при которой все танцоры одновременно исполняют одно и то же движение. На принципе симметрии основывается множество танцев. Во многих бродвейских постановках она используется в качестве основополагающего дизайна пространства (танцевальные фигуры исполняются симметрично на сцене).
Вывод: симметрия позволяет сделать рисунок танца красивым и синхронным, помогает создать гармоничный дизайн пространства, чаще используется в медленных и групповых танцах (вальс, хоровод).
3.Сравнить народные танцы: ёхор и хоровод
Танцевальный язык вобрал в себя характер народа, его темперамент, жизненный уклад, социальный строй. Народный танец способен рассказать о характере народа, его традициях, а зачастую его историю.
Круговой танец "ёхор" был известен многим народам Восточной Сибири (якутам, бурятам, эвенкам, эвенам, и некоторым другим). Он представлял собой непрерывное движение участников, крепко взявшихся за руки, по кругу (вслед солнцу) и сопровождался исполнением различных обрядовых песен.
"Ёхор" неизменно исполнялся во всех случаях, связанных с переменой состояния космоса и социума - в обрядах календарного цикла, при посвящении шамана и т. п. Бурятский ёхор бывает быстрый и медленный, традиционный и молодежный, свадебный и праздничный. Также у каждого района свой темп, ритм и особенность танца.
Древнейшим видом русских народных плясок являются - хороводы. Главный предмет содержания хороводов – люди. Хоровод – это круг, это массовый танец исполнения, которого сопровождалось песней. По содержанию, характеру, форме, времени русские хороводы делились на четыре группы: весенние, летние, осенние, зимние. Хороводы бывают сомкнутые (круг) и разомкнутые (линия на линию, змейка и т.д.).
В хороводе часто можно встретить двойной круг т.е круг в круге. Иногда танцующие образуют два круга рядом, а иногда эти круги как бы переливаются один в другой и движение их образует рисунок «восьмерка». Но движение хоровода не ограничивается круговым рисунком. Круг разрывается, образуются новые построения, новые рисунки – зигзаги, линии и т.д.
Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет свое определенное название, например: «круг», «воротца», «восьмерка», «колонка», «корзиночка», «карусель» и т.д.
Эти определенные построения называются фигурами хоровода и являются его составной частью.
Вывод:
1. В рисунке ёхора, и хоровода встречаются такие геометрические фигуры как круг, линия, параллельные прямые, и синусоида.
2. И ехор и хоровод массовые народные танцы, сопровождающиеся обрядовыми песнями.
Заключение.
Я думаю, что все согласятся с тем, что невозможно одной геометрией измерить красоту и гармонию танца. Вместе с тем именно геометрия помогает танцорам найти новые совершенные фигуры, разнообразить рисунок танца.
В своей работе я дала характеристику рисунка танца, рассмотрела симметрию танца, сравнила народные танцы. Надеюсь, что исследование поможет мне в занятиях геометрией на уроках. Хотя, если верить ученым в этом мне помогут танцы.
Таким образом, о взаимосвязях математики и танца можно говорить бесконечно долго, открывая все новые и новые, неожиданные и часто странные, одинаковые определения, понятия и смыслы.
Начать заниматься танцами никогда не поздно.
Библиография.
1.Геометрия. 7-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений /Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Коломцев,и др. – 19-е изд.- М.: Просвещение, 2009.- 384 с.:ил.
2. «Наука и жизнь», № 8, 2009.
3. Неминущий Г.П. Дукальская А.В. Бальные танцы. История и перспективы развития. Ростов-на-Дону, 2001
4. Неминущий Г.П. Дукальская А.В. Физическая нагрузка: ее сущность, структура, общая характеристика и методология исследования. Ростов-на-Дону, 1996
5. Неминущий Г.П. Дукальская А.В. Танцевальная нагрузка: ее сущность, структура, общая характеристика и методология исследования. Ростов-на-Дону, 1996
6. Краснов С.В. Спортивные танцы. Москва, 1999
7. Лабинцев К.Р. Характеристика нагрузок в танцевальном спорте. Москва, 2001
Рецензия
на научно- исследовательскую работу по теме «Геометрия танца»
МБОУ «Баянгольская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа посвящена двум стихиям: искусству танца и красоте геометрических форм.
Цель работы: исследование связи геометрии с танцами, актуальна для современных подростков.
В работе дается определение танца, рассматриваются различные виды танцев. Геометрическая составляющая исследования — анализ техники и рисунка танца с математической точки зрения.
Настя показала, что симметрия позволяет сделать рисунок танца красивым и синхронным, помогает создать гармоничный дизайн пространства. Через анализ рисунка танца показана взаимосвязь между геометрическими фигурами и фигурами танца, составлены математические модели фрагментов танцев хоровода и ёохора. Ведь танец - это искусство, которое завораживает своей красотой. Ученица рассмотрела искусство танца через призму геометрии и сделала обоснованные выводы.
В процессе работы Настя обратилась специальной литературе, пользовалась справочными материалами. Работа оформлена правильно, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к написанию научных работ.
Научный руководитель: ___________ Санжиева Л.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа на тему «Дни движения и танца»
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в ХХI веке она становится ещё и первостепенной.Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тре...
Исследовательский проект по музыке "Танцы народов мира"
Танец - это, прежде всего, красивое зрелище, которое можно не только слышать и наблюдать, но и всячески исполнять: в движении, в пении, на музыкальных инструментах. В этом плане народные тан...
Исследовательский проект по музыке " Удивительный мир танца"
Знакомство с удивительным миром танца. История зарождения танца. Какие бывают танцы- народные, классические и современные. Какое значение танец имеет в жизни человека....
Исследовательский проект "История башкирского танца!
Ученица 10 класса подготовила исследовательский проект на тему "История башкирского танца" Цель проекта: показазать роль национального башкирского танца в жизни человека....
Исследовательская работа "Математика в танце"
Искусство и наука – две великие сферы человеческой деятельности. Внешне очень разные и далекие друг от друга, они тесно переплетены между собой незримыми связями. Красота – одно из с...
Исследовательская работа "Танцы в годы Великой Отечественной войны"
Известно, что музыка и танец сопровождают человека на протяжении всей жизни. Сегодня сложно представить, что такое жизнь в постоянной опасности, когда угроза реальна, осязаема, когда гибнут друзья, ко...
Исследовательская работа "Влияние спортивных бальных танцев на психическое развитие детей"
Проблема социализации в обществе детей уже с дошкольного возраста, стоит сейчас на первом месте в современной педагогики и психологии. Без успешной социализации и коммуникативных умений и навыко...