Исследовательская работа "Танцы в годы Великой Отечественной войны"
проект

Криммель Оксана Викторовна

Известно, что музыка и танец сопровождают человека на протяжении всей жизни. Сегодня сложно представить, что такое жизнь в постоянной опасности, когда угроза реальна, осязаема, когда гибнут друзья, когда нет надежды. И человек, словно в отместку не существующему в представлении будущему, рассеяв наваждение планов и перспектив, открывает в себе второе, третье, десятое дыхание, радуясь отпущенным дням. И тогда начинается песня, тогда рождается танец – в боли, в агонии, в огне, над пропастью. Я часто задаю себе вопрос: как можно было танцевать, когда вокруг рвались снаряды, гремели канонады и свистели пули, когда кругом была разруха и смерть? Ответ на этот вопрос я постараюсь найти в этом исследовании.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пичаевский филиал Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Жердевская СОШ №2»

Исследовательская работа

Танцы в годы Великой Отечественной войны

                                                        Клепикова Виолетта

                                                          ученица 8 «А» класс

                                                           Руководитель:

                                                           Криммель Оксана

                                                             Викторовна                                                                                                                                                                                                      

                       

Пичаево 2019

                                               

Оглавление

Введение                                                                                       стр.3

Глава 1. Искусство и война, частичка мира в огненном котле  стр. 5                                                          

Глава 2. Роль танца в годы вов 1941-1945гг.

В визуальных источниках и литературе                                     стр.8                                                                            

Заключение                                                                                   стр.10                                                  

Список использованных источников и литературы                   стр.11

Приложение                                                                                  стр.12

Введение

Обоснование проблемы (актуальность). Великая Отечественная война 1941-1945гг. оставила глубокий след в каждой семье нашей страны. В каждый дом она постучалась своей, орошенной пеплом и горем рукой. На уроках истории нам рассказывают о великой трагедии и великих подвигах советского народа. У нас создается впечатление, что люди того времени были сделаны не из плоти и крови, а из стали, что они были монолитны и им были чужды маленькие человеческие радости: жить, любить и радоваться жизни. Смотря фильмы про ВОВ, читая литературу, письма с фронта, беседуя с участниками ВОВ представление о людях того времени начинает меняться, а чувства раздваиваются. Впервые чувства замешательства появились при изучении темы «Танцы времен ВОВ и послевоенного времени». Известно, что музыка и танец сопровождают человека на протяжении всей жизни. Сегодня сложно представить, что такое жизнь в постоянной опасности, когда угроза реальна, осязаема, когда гибнут друзья, когда нет надежды. И человек, словно в отместку не существующему в представлении будущему, рассеяв наваждение планов и перспектив, открывает в себе второе, третье, десятое дыхание, радуясь отпущенным дням. И тогда начинается песня, тогда рождается танец – в боли, в агонии, в огне, над пропастью. Я часто задаю себе вопрос: как можно было танцевать, когда вокруг рвались снаряды, гремели канонады и свистели пули, когда кругом была разруха и смерть? Ответ на этот вопрос я постараюсь найти в этом исследовании.

В годы Великой Отечественной войны жизнь и труд всех советских людей, в том числе и деятелей искусства, были подчинены одной цели - скорейшей победе над врагом. Артисты выступали на всех фронтах в военных подразделениях, в госпиталях, в партизанских отрядах.

    Вспоминая годы Великой Отечественной Войны, Ветераны рассказывают, что даже в самое суровое время забывая об усталости, измученные, голодные - они устраивали концерты, после которых обязательно были танцы.

     Любили вальс - его ритмы словно уносили, в другой мир где не существовала война. Не только молодежь, но и те, кто ежедневно прибывали на границе жизни и смерти, находили время для танца, устраивали праздники даже на передовой. Танцоры побывавшие на фронтах вспоминают какая же это была эффективная школа :вокруг стрельба, взрываются бомбы, совершаются налеты-но танец не прекращался, танцы, музыка, всегда в душе!

Актуальность (значимость) данной темы в настоящее время и для кого она имеет значение.

Гипотеза. Танец в годы войны был инструментом поднятия боевого духа.

Объект исследования: танец времен ВОВ

Предмет исследования: роль танца в поднятии боевого духа

Цель: определить роль и значение танца, как инструмента поднятия боевого

духа в годы ВОВ.

ЗАДАЧИ:

1. Изучить литературу по теме исследования;

2. Изучить Интернет-ресурсы

3. Изучить визуальные источники

4. Установить возможное влияние танца на боевой дух в годы ВОВ

Проблема исследования:

Малоизученной работ по выбранной тематике.

Обзор источников. Основными источниками при проведении исследования

являются ресурсы сети Интернет, воспоминая и письма моих родных,

участников ВОВ 1941-1945гг.

Новизна исследования:  заключается в синтезе исторических

фактов и человеческого фактора при проведении аналитической части

исследования.

Методы исследования:

Поиск и изучение литературы, мемуаров, личных источников, визуальных источников, материалов интернета, анализа и синтеза. Личный вклад определяется произведенным автором анализа художественной литературы, документальных и художественных фильмов и материалов сети Интернет.

Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы

работы могут быть использования для личного пользования учащихся,

заинтересованных лиц, а так же на занятиях в области хореографии.

ГЛАВА I. ИСКУССТВО И ВОЙНА ИЛИ ЧАСТИЧКА МИРА В

ОГНЕННОМ КОТЛЕ

21 июня 1941 года труппа Малого театра под руководством Николая

Александровича Анненкова играла шефский концерт в Волынской области

на северо-западе Украины - недалеко от Ковеля, где располагался один из

гарнизонов Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). У труппы было

запланировано несколько выступлений, и когда на следующий день - в

первый день Великой Отечественной войны - они фактически оказались в

зоне боевых действий, было принято решение не отменять гастроли. По сути, именно актеры Малого театра стали первой фронтовой бригадой – выездным театрально-концертным коллективом, выступавшим в годы войны со спектаклями и сборными концертными программами в прифронтовых районах и военизированных учреждениях тыла.

Из «Обращения ко всем творческим работникам» Пленума ЦК

профсоюза работников искусств, обнародованного 23 июня 1941 года: «Где

бы ни находились части нашей Красной армии и Военно-Морского Флота,

работники искусств разделяют с бойцами фронтовую жизнь. Отныне наше

искусство, как никогда, будет служить могучим и боевым средством победы

коммунизма над фашизмом».

Концерты давали в лесах и полях, на военных кораблях и аэродромах, в

городах и селах, где временно базировались войсковые части, в госпиталях и эвакуационных пунктах. Наравне с фронтовиками и тружениками тыла

актеры, циркачи и музыканты приближали победу, поддерживая моральный

дух и стойкость солдат и командиров, медсестер и врачей - всех тех, от кого

исход войны зависел напрямую.

Выступления фронтовых концертных бригад были настоящим событием для наших бойцов, весточкой мирной жизни. Выступлений ждали с огромным нетерпением.

Артисты провели для советских воинов 1 миллион 350 тысяч спектаклей, концертов, творческих встреч - не было ни одной части, где бы ни побывали фронтовые театры и бригады.

Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Но не только на линии фронта, но и в тылу было необходимо поддерживать боевой дух, в частности, бойцов, находящихся на лечении в госпиталях, на вокзалах, в призывных пунктах. Например, артисты Тамбовского театра драмы (Драматического театра) с первых же дней войны начали выступать с отрывками из спектаклей и концертными номерами в воинских частях, на призывных пунктах, на вокзале. Многие работники театра подали заявления с просьбой о призыве в армию. А театр нужен, нужен для того, чтобы в бойцах Красной Армии и тех, кто завтра встанет в её ряды, пробуждать твёрдость духа, мужество, уверенность в победе.

Прифронтовое положение Тамбовской области способствовало ее превращению в крупную госпитальную базу страны. Развертывание новых

госпиталей началось уже в июне 1941 г., а 4 июля тамбовские госпитали

приняли первую партию раненых. Во время войны в области размещалось в

общей сложности свыше 250 госпиталей для раненых и больных красноармейцев, в которых находилось на излечении около 600 тыс. солдат и офицеров. Местное население приняло участие в донорском движении и

организации досуга бойцов. По линии Тамбовского областного отделения

Красного Креста была организована подготовка младшего медперсонала для госпиталей: за 1941 – 1943 гг. на курсах было подготовлено 3845 медработников.

Вместе со школьниками в госпитале были организованы концерты для раненных солдат и офицеров, после которых обязательно происходили танцы.  Это был островок надежды и частичка мира. В это время, все верили в Победу!

Танец помогал  жить, не позволял людям уйти в печаль по погибшим родным и товарищам, наделяя смыслом каждый миг существования. Бойцы танцевали неистово, кто-то умело, а кто-то, поддаваясь простому импульсу жизни – движению под музыку, которое давало сил бороться и побеждать.

Подводя итоги первой главы, можно сделать вывод, что танец, безусловно, являлся стимулом для поддержания боевого духа бойцов.

Выступления фронтовых бригад, самодеятельные коллективы при госпиталях и гармошка в короткие затишья между боями заполняли

минутами мирной жизни тяжелые фронтовые будни.

ГЛАВА II. ОТОБРАЖЕНИЕ РОЛИ ТАНЦА В ГОДЫ ВОВ 1941-1945ГГ. В ВИЗУАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКАХ И ЛИТЕРАТУРЕ

….И опять долой перчатку,

Оглянулся молодцом

И как будто ту трехрядку

Повернул другим концом.

И забыто - не забыто,

Да не время вспоминать,

Где и кто лежит убитый

И кому еще лежать.

И кому траву живому

На земле топтать потом,

До жены прийти, до дому,

- Где жена и где тот дом?

Плясуны на пару пара

С места кинулися вдруг.

Задышал морозным паром,

Разогрелся тесный круг.

- Веселей кружитесь, дамы!

На носки не наступать!

И бежит шофер тот самый,

Опасаясь опоздать.

Чей кормилец, чей поилец,

Где пришелся ко двору?

Крикнул так, что расступились:

- Дайте мне, а то помру!..

И пошел, пошел работать,

Наступая и грозя,

Да как выдумает что-то,

Что и высказать нельзя….

Эти строки из знаменитого произведения А.Твардовского «Василий

Теркин» яркая иллюстрация изучаемой мной проблемы. При написании данной работы произведен анализ художественной литературы, мемуаров фронтовиков и письма с фронта. Было выявлено, что описанная Твардовским ситуация встречается во многих произведениях литературы и мемуарах. Письма с фронта в основном содержат признания в любви, наполнены теплом заботой о близких и родных.

Фотографии военных лет – настоящих бриллиант при изучении проблемы. Здесь можно обойтись без комментариев. Скажем только одно: жизнь оказывалась сильнее и войны, и армейских уставов.

Подводя итог второй главе, стоит сказать о том, что мною были проанализировано большое количество литературных источников, документальных фотоснимков. Танец сопровождал бойцов на стоянках эшелонов, в освобождённых городах и селах отвлекали от тяжелых мыслей,

давали надежду на возвращение мира и спокойствия на родной земле.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования удалось прийти к следующим выводам.

Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что

гипотеза верна.

Безусловно, танец помогали «ковать» Победу над фашистскими захватчиками. Несмотря на кровавые будни, люди продолжали жить, влюбляться и верить в светлое будущее своей страны и своих детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Я пока жив…» (Фронтовые письма 1941–1945 гг.) / Сост. М.Ю. Гусев.

Н.Новгород, 2010.

2. Бредихин В.Е. Тамбовская область в годы Великой отечественной

войны : метод. разработки к лекции / В.Е. Бредихин. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007

3. Глухов А. Записки полкового почтальона. СПб., 2005.

4. Демидов П. М. На службе у бога войны. В прицеле чёрный крест. М.,

2007.

5. Документальные фильмы о ВОВ 1941-1945гг. [электронный ресурс]

Режим доступа: https://yandex.ru/video/search?text

6. Дунаевская И. М. От Ленинграда до Кёнигсберга. Дневник военной

переводчицы 1942 – 1945гг. М., 2010.

7. Казакевич Э. «Звезда». Повесть. [электронный ресурс] Режим доступа:

http://lib.ru/PROZA/KAZAKEWICH/zwezda.txt

8. Прусаков А.А. Воспоминания о войне 1941-1945г. Мемуары.

[электронный ресурс] Режим доступа:

http://samlib.ru/p/prusakow_andrej_anatolxewich/index_4.shtml

9. Твардовский А. Василий Теркин. [электронный ресурс] Режим

доступа: http://lib.ru/POEZIQ/TWARDOWSKIJ/terkin.txt

10. Твардовский А. Т. «Я в свою ходил атаку…». Дневники. Письма 1941–

1945. М., 2005.

11. Фотографии военных лет [электронный ресурс] Режим доступа:

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BE%20%D0%B2%D0%BE%D0%

12. Художественный фильмы о ВОВ 1941-1945гг. [электронный ресурс]

Режим доступа: https://yandex.ru/video/search?text

13. Эренбург И. Г. Война. [электронный ресурс] Режим доступа:

http://militera.lib.ru/prose/russian/erenburg_ig3/131.html

     

ПРИЛОЖЕНИЕ4_3.jpg

1499147773_9871990jjp.jpg

34880_600.jpg2799769325.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа и презентация "Женщины-авиаторы в годы Великой Отечественной войны"

Введение.       Семьдесят лет тому назад отгремел Победный салют 1945 года, но в памяти народной и сегодня живы те грозные годы. Время никогда не изгладит из сердца...

исследовательская работа к 70 летию Великой Отечественной войны : Герои Смоленского района в годы ВОв

краеведческий материал , все фото эксклюзивные , интервью взяты при жизни фронтовиков , данный материал публикуется впервые.Ввиду ограничения размеров документа , половину фото пришлось удалить ....

Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны

Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...

"Исследовательская работа -:«Памятники павшим героям Великой отечественной войны 1945-1945 годов»

Практический, подобранный материал наработок учителя о памятниках погибших воинов-защитников ВО войны. Применение фотографий  памятников павшим воинам ВО войны....

Научно-исследовательская работа "Советские танки времён Великой Отечественной войны"

Научно-исследовательская работа по истории "Советские танки времён Великой Отечественной войны"Цель работы:  показать, что превосходство советских танков над немецкими стало одним из фа...

Исследовательская работа по истории Отечества «Великая Отечественная война в судьбе моих родственников»

Исследовательская работа по  истории Отечества "Великая Отечественная  война  в  судьбе  оих  родственников"....

Методические рекомендации по созданию исследовательской работы "Мой родственник - участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг"

Цель методических рекомендаций: оказание помощи педагогическим работникам, имеющим отношение к организации  исследовательской деятельности обучающихся, в подготовке обучающихся  в соответств...