Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Байкаловедение»
рабочая программа

Попова Татьяна Викторовна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  по естественнонаучному направлению «Байкаловедение» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы   общего образования  позволяет реализовать требования ФГОС в полной мере.

Вовлечь школьников в процесс познания живой природы Байкала, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации кружка, т.к. естественнонаучное образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности. 

Кружок организуется для учащихся  7-8-х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения и биологии, географии, химии, физики с окружающим миром. 

Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие: 

 Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
 Добавлены практические работы;

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление естественнонаучных знаний, с опорой на практическую деятельность.

Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире зоологии, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области естествознания.

Курс, рассчитанный на 34 академических часов (порядок прохождения тематических занятий руководитель определяет самостоятельно), включает теоретические и практические занятия по зоологии, экологии, географии, биологии..

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью  кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет учащимся определиться с выбором своей будущей профессии. Необычные темы занятий призваны привлечь внимание школьников. 

На занятиях 

 приобретают навыки поисково-исследовательской работы с различными источниками информации, 
 учатся проводить опыты, наблюдения, 
 разрабатывают  буклеты  и создают презентации
 развивают свои творческие способности при оформлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа с. Новогромово

Черемховского района Иркутской области

РАССМОТРЕНО:

на заседании педагогического совета

протокол от 31 августа 2022 г. № 1

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МКОУ СОШ с. Новогромово

____________________/Троненко Е.А./

Приказ от 1 сентября 2022 г. № 14

Рабочая программа                                                                                                                                                         курса внеурочной деятельности                                                                                                                              

«Байкаловедение»

Направление:  общеинтеллектуальное                                                              

Уровень основного общего образования (7-8 классы)

Количество часов: 34

                                                                                         Разработана:

учителем географии и биологии,

МКОУ СОШ с.Новогромово

Поповой Татьяной Викторовной

2022 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  по естественнонаучному  направлению «Байкаловедение» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы   общего образования  позволяет реализовать требования ФГОС в полной мере.

Вовлечь школьников в процесс познания живой природы Байкала, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации кружка, т.к. естественнонаучное образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Кружок организуется для учащихся  7-8-х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения и биологии, географии, химии, физики с окружающим миром.

Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:

  • Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
  • Добавлены практические работы;

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление естественнонаучных знаний, с опорой на практическую деятельность.

Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире зоологии, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области естествознания.

Курс, рассчитанный на 34 академических часов (порядок прохождения тематических занятий руководитель определяет самостоятельно), включает теоретические и практические занятия по зоологии, экологии, географии, биологии..

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью  кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет учащимся определиться с выбором своей будущей профессии. Необычные темы занятий призваны привлечь внимание школьников.

На занятиях

  • приобретают навыки поисково-исследовательской работы с различными источниками информации,
  • учатся проводить опыты, наблюдения,
  • разрабатывают  буклеты  и создают презентации
  • развивают свои творческие способности при оформлении.

Цель программы:

Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы Байкала, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься об огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

Основные задачи программы:

Образовательные 

  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
  • Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
  • Ознакомление с правилами поведения в природе;
  • Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие 

  • Развитие навыков общение и коммуникации.
  • Развитие творческих способностей ребенка.
  • Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
  • Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Воспитательные 

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.
  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Условия реализации программы

  • Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 14-15 лет.
  • Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
  • Количество часов – 1 учебный  час в неделю. За год 34  занятия.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая
  • Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе.

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с дополнительной литературой.

Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Исследовательские методы (при работе с микроскопом).

Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

Ожидаемый результат:

  • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
  • повышение коммуникативности;
  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению предметов естественного цикла;
  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
  • сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки;

ведение здорового образа жизни. 

Планируемые результаты реализации курса внеурочной деятельности:

Личностные результаты.

У обучающегося будут сформированы:

— умение работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

— умение самостоятельно работать с новым произведением;

— умение работать в парах и группах, участвовать в  играх;

— умение определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;

— умение участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

— умение оценивать поведение с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

— умение высказывать своё суждение

—умение  участвовать в конкурсах ;

—умение  соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

осознание себя как ученика, одноклассника, друга;  

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие   соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

Метапредметные результаты.                                                                                                                                     У обучающегося будут сформированы:

— осознание  значимостипредмета биологии для личного развития;

— потребность в систематическом чтении;

—  умение использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

— умение  самостоятельно выбирать интересующую литературу;

Предметные результаты.                                                                                                                        Обучающийся научится:

- Представлять структуру биологии, основные направления.

-Уметь воспринять и воспроизвести биологические понятия

- Иллюстрировать услышанное или прочитанное.

- Передавать эмоции и  свое отношение к биологии

- Придерживаться «золотого правила» в общении с другими, быть доброжелательными, толерантными.

-Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

- Оформлять творческие работы и достижения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осознавать значимость биологии для личного развития;

-  формировать потребность в систематическом чтении;

- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,

выборочное, поисковое);

- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

-  пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:

1. Тестирование.

2. Занятие контроля знаний.

3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).

4. Дискуссия.

5. Проектно-исследовательская работа.

6. Конференция.

7. Творческий отчет о экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.

8. Отчетная выставка.

Оценка качества дополнительного образования осуществляется как по бальной системе (5 и 10), так и с помощью оценочных суждений (рецензия).

Для фиксирования оценок качества обучения педагог может использовать такие формы, как:

  • папка достижений ("Портфолио").

  Формы занятий: часы общения, творческие мастерские, общественно полезная деятельность, игры на воздухе, викторины, прогулки, экскурсии, презентации, ролевые игры, коллективные творческие дела.

Программа представлена 3 маршрутами:

1маршрут-обучающие занятия (цель: введение школьника, проектную деятельность)

2 маршрут-разработка проектов(1ч-обучение проектированию, 1ч-создание проекта, 1ч-презентация продукта проектной деятельности и рефлексия результатов).

3 маршрут-общественно-полезная деятельность (2ч-географическая исследовательская практика)

Реализация данной программы осуществляется в следующих видах деятельности школьников:

-учебное сотрудничество (коллективно- распределенная учебная деятельность, в том числе, коллективная дискуссия, групповая работа)

-индивидуальная учебная деятельность (в том числе, домашняя самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников)

-игровая деятельность

-творческая и проектная деятельность (художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация инициативы)

-исследовательская деятельность

-трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно полезном труде, акциях)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Виды презентации проектов: реклама, ролевая игра, альбомы, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий.

Прогнозируемые результаты : обучающиеся должны иметь представления об истории  исследования Байкала, геологической истории.

      Знать:- геологическую историю, исследователей  Байкала

       Уметь: - узнавать периоды геологии, на фото и иллюстрациях, по описанию 

обучающиеся должны иметь представления о многообразии и целостности животного мира Байкала

     Знать:- большинство представителей  животного мира Байкала, птиц, растения, деревья

-взаимосвязи в природе

     Уметь: - определять животных и птиц Байкала, на фото и иллюстрациях, по описанию

-выполнять правила поведения  в природе, соблюдать экологическую культуру

 Личностные УУД:

 – эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

–  умение осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно  относиться ко  всему  живому;

– любовь  и уважение к Отечеству

– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим  близким, природе;

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих  и окружающих людей;

–  этические чувства –  совести, вины, стыда –  как регуляторы морального поведения.

 Метапредметные УУД

 Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели занятий;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и  технология оценивания учебных успехов.

Познавательные УУД:

–   извлекать  информацию,  представленную в  разных  формах

(текст; иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты книг; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи.

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

–  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

 Предметные УУД:

 – воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

– составлять устные и письменные описания;

– по ходу чтения представлять картины, устно  выражать (рисовать)  то, что представили;    

– высказывать и аргументировать своё  отношение к услышанному

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

теоретические

практические

1

Введение. Вводное занятие Инструктаж по ТБ.

1

1

2

Тема Жизнь на Байкальских берегах

12

1

5

3

Тема Жизнь в озере Байкал

13

1

8

4

Тема Человек на Байкале

8

1

3

                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Итого:34 часов

18 часов

16 час

Календарно-тематический план

№урока

Тема занятия

Дата

По плану

По факту

1

Вводное занятие

2

Биологическое разнообразие наземной флоры

3

Высотные пояса Прибайкалья

4

Растительный мир  высотных поясов

5

Животный мир высотных поясов

6

Животный мир высотных поясов

7

Особо охраняемые территории

8

Прибайкальский нацпарк

9

Забайкальский нацпарк

10

Байкало-Ленский, Баргузинский и Байкальский заповедники

11

Байкало-Ленский, Баргузинский и Байкальский заповедники

12

Памятники природы на побережье Байкала

13

Урок обобщения

14

Биоразнообразие озера Байкала

15

Высшие водные растения

16

Бактерии, простейшие

17

Губки

18

Моллюски

19

Моллюски

20

Байкальские черви

21

Рыбы Байкала

22

Рыбы Байкала

23

Нерпа

24

Зоны жизни

25

Пищевые связи

26

Итоговый урок

27

Как люди появились на Байкале

28

Загрязнители

29

Охрана окружающей среды

30

Влияние человека на Байкал

31

Вселение чужеродных видов

32

Влияние туристов на озеро

33

Как мы охраняем озеро

34

Итоговое занятие

Учебно-материальное обеспечение

                                      Список литературы для учителя

Основная литература

1.Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/114882.html

2.  Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе.  Волгоград: Учитель, 2007. 152с.

3Бояркин Б.М. География Иркутской области: учебное пособие для уч-ся старших классов, 5-е издание переработанное и доп. -Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания, 2010. 221стр.

Дополнительная литература

 1.Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10, 2008

Список литературы для обучающихся

Основная литература

  1. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/114882.html

2.Бояркин Б.М. География Иркутской области: учебное пособие для уч-ся старших классов, 5-е издание переработанное и доп. -Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания, 2010. 221стр.

3. Атлас Иркутской области М. Иркутск «ГУК» и К СССР, 2010-182стр.

4. Географический атлас Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания 2010-43стр

Дополнительная литература

1.Шамионов Р.М. Я и мир вокруг меня. 3-4 класс: тетрадь для занятий.- Волгоград: Учитель, 2010, 39 с.

Перечень электронных образовательных ресурсов Интернет

Сеть творческих учителей

http://www.it-n.ru

Газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии»

http://bio.1september.r


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""

Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса  на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»

Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений  в жизни современного человека. Презентация исследов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...