Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Байкаловедение»
рабочая программа
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по естественнонаучному направлению «Байкаловедение» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования позволяет реализовать требования ФГОС в полной мере.
Вовлечь школьников в процесс познания живой природы Байкала, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации кружка, т.к. естественнонаучное образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Кружок организуется для учащихся 7-8-х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения и биологии, географии, химии, физики с окружающим миром.
Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление естественнонаучных знаний, с опорой на практическую деятельность.
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире зоологии, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области естествознания.
Курс, рассчитанный на 34 академических часов (порядок прохождения тематических занятий руководитель определяет самостоятельно), включает теоретические и практические занятия по зоологии, экологии, географии, биологии..
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет учащимся определиться с выбором своей будущей профессии. Необычные темы занятий призваны привлечь внимание школьников.
На занятиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_baikalovedenie_munitsipalnoe_kazennoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 29.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Новогромово
Черемховского района Иркутской области
РАССМОТРЕНО: на заседании педагогического совета протокол от 31 августа 2022 г. № 1 | УТВЕРЖДЕНО: Директор МКОУ СОШ с. Новогромово ____________________/Троненко Е.А./ Приказ от 1 сентября 2022 г. № 14 |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Байкаловедение»
Направление: общеинтеллектуальное
Уровень основного общего образования (7-8 классы)
Количество часов: 34
Разработана:
учителем географии и биологии,
МКОУ СОШ с.Новогромово
Поповой Татьяной Викторовной
2022 г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по естественнонаучному направлению «Байкаловедение» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования позволяет реализовать требования ФГОС в полной мере.
Вовлечь школьников в процесс познания живой природы Байкала, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации кружка, т.к. естественнонаучное образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Кружок организуется для учащихся 7-8-х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения и биологии, географии, химии, физики с окружающим миром.
Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:
- Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
- Добавлены практические работы;
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление естественнонаучных знаний, с опорой на практическую деятельность.
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире зоологии, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области естествознания.
Курс, рассчитанный на 34 академических часов (порядок прохождения тематических занятий руководитель определяет самостоятельно), включает теоретические и практические занятия по зоологии, экологии, географии, биологии..
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет учащимся определиться с выбором своей будущей профессии. Необычные темы занятий призваны привлечь внимание школьников.
На занятиях
- приобретают навыки поисково-исследовательской работы с различными источниками информации,
- учатся проводить опыты, наблюдения,
- разрабатывают буклеты и создают презентации
- развивают свои творческие способности при оформлении.
Цель программы:
Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы Байкала, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься об огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.
Основные задачи программы:
Образовательные
- Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
- Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
- Ознакомление с правилами поведения в природе;
- Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
- Развитие навыков общение и коммуникации.
- Развитие творческих способностей ребенка.
- Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
- Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
- Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к миру живых существ.
- Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Условия реализации программы
- Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 14-15 лет.
- Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
- Количество часов – 1 учебный час в неделю. За год 34 занятия.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
- Групповая
- Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе.
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с дополнительной литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Исследовательские методы (при работе с микроскопом).
Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Ожидаемый результат:
- положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
- повышение коммуникативности;
- появление и поддержание мотивации к углубленному изучению предметов естественного цикла;
- умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
- сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки;
ведение здорового образа жизни.
Планируемые результаты реализации курса внеурочной деятельности:
Личностные результаты.
У обучающегося будут сформированы:
— умение работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— умение самостоятельно работать с новым произведением;
— умение работать в парах и группах, участвовать в играх;
— умение определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;
— умение участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— умение оценивать поведение с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— умение высказывать своё суждение
—умение участвовать в конкурсах ;
—умение соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
— осознание себя как ученика, одноклассника, друга;
— способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
Метапредметные результаты. У обучающегося будут сформированы:
— осознание значимостипредмета биологии для личного развития;
— потребность в систематическом чтении;
— умение использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
Предметные результаты. Обучающийся научится:
- Представлять структуру биологии, основные направления.
-Уметь воспринять и воспроизвести биологические понятия
- Иллюстрировать услышанное или прочитанное.
- Передавать эмоции и свое отношение к биологии
- Придерживаться «золотого правила» в общении с другими, быть доброжелательными, толерантными.
-Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
- Оформлять творческие работы и достижения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать значимость биологии для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:
1. Тестирование.
2. Занятие контроля знаний.
3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).
4. Дискуссия.
5. Проектно-исследовательская работа.
6. Конференция.
7. Творческий отчет о экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.
8. Отчетная выставка.
Оценка качества дополнительного образования осуществляется как по бальной системе (5 и 10), так и с помощью оценочных суждений (рецензия).
Для фиксирования оценок качества обучения педагог может использовать такие формы, как:
- папка достижений ("Портфолио").
Формы занятий: часы общения, творческие мастерские, общественно полезная деятельность, игры на воздухе, викторины, прогулки, экскурсии, презентации, ролевые игры, коллективные творческие дела.
Программа представлена 3 маршрутами:
1маршрут-обучающие занятия (цель: введение школьника, проектную деятельность)
2 маршрут-разработка проектов(1ч-обучение проектированию, 1ч-создание проекта, 1ч-презентация продукта проектной деятельности и рефлексия результатов).
3 маршрут-общественно-полезная деятельность (2ч-географическая исследовательская практика)
Реализация данной программы осуществляется в следующих видах деятельности школьников:
-учебное сотрудничество (коллективно- распределенная учебная деятельность, в том числе, коллективная дискуссия, групповая работа)
-индивидуальная учебная деятельность (в том числе, домашняя самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников)
-игровая деятельность
-творческая и проектная деятельность (художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация инициативы)
-исследовательская деятельность
-трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно полезном труде, акциях)
Виды презентации проектов: реклама, ролевая игра, альбомы, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий.
Прогнозируемые результаты : обучающиеся должны иметь представления об истории исследования Байкала, геологической истории.
Знать:- геологическую историю, исследователей Байкала
Уметь: - узнавать периоды геологии, на фото и иллюстрациях, по описанию
обучающиеся должны иметь представления о многообразии и целостности животного мира Байкала
Знать:- большинство представителей животного мира Байкала, птиц, растения, деревья
-взаимосвязи в природе
Уметь: - определять животных и птиц Байкала, на фото и иллюстрациях, по описанию
-выполнять правила поведения в природе, соблюдать экологическую культуру
Личностные УУД:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;
– любовь и уважение к Отечеству
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким, природе;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели занятий;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания учебных успехов.
Познавательные УУД:
– извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст; иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты книг; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметные УУД:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
– составлять устные и письменные описания;
– по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
– высказывать и аргументировать своё отношение к услышанному
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | В том числе | |
теоретические | практические | |||
1 | Введение. Вводное занятие Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | |
2 | Тема Жизнь на Байкальских берегах | 12 | 1 | 5 |
3 | Тема Жизнь в озере Байкал | 13 | 1 | 8 |
4 | Тема Человек на Байкале | 8 | 1 | 3 |
| Итого:34 часов | 18 часов | 16 час |
Календарно-тематический план
№урока | Тема занятия | Дата | |
По плану | По факту | ||
1 | Вводное занятие | ||
2 | Биологическое разнообразие наземной флоры | ||
3 | Высотные пояса Прибайкалья | ||
4 | Растительный мир высотных поясов | ||
5 | Животный мир высотных поясов | ||
6 | Животный мир высотных поясов | ||
7 | Особо охраняемые территории | ||
8 | Прибайкальский нацпарк | ||
9 | Забайкальский нацпарк | ||
10 | Байкало-Ленский, Баргузинский и Байкальский заповедники | ||
11 | Байкало-Ленский, Баргузинский и Байкальский заповедники | ||
12 | Памятники природы на побережье Байкала | ||
13 | Урок обобщения | ||
14 | Биоразнообразие озера Байкала | ||
15 | Высшие водные растения | ||
16 | Бактерии, простейшие | ||
17 | Губки | ||
18 | Моллюски | ||
19 | Моллюски | ||
20 | Байкальские черви | ||
21 | Рыбы Байкала | ||
22 | Рыбы Байкала | ||
23 | Нерпа | ||
24 | Зоны жизни | ||
25 | Пищевые связи | ||
26 | Итоговый урок | ||
27 | Как люди появились на Байкале | ||
28 | Загрязнители | ||
29 | Охрана окружающей среды | ||
30 | Влияние человека на Байкал | ||
31 | Вселение чужеродных видов | ||
32 | Влияние туристов на озеро | ||
33 | Как мы охраняем озеро | ||
34 | Итоговое занятие |
Учебно-материальное обеспечение
Список литературы для учителя
Основная литература
1.Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/114882.html
2. Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007. 152с.
3Бояркин Б.М. География Иркутской области: учебное пособие для уч-ся старших классов, 5-е издание переработанное и доп. -Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания, 2010. 221стр.
Дополнительная литература
1.Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10, 2008
Список литературы для обучающихся
Основная литература
- Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/114882.html
2.Бояркин Б.М. География Иркутской области: учебное пособие для уч-ся старших классов, 5-е издание переработанное и доп. -Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания, 2010. 221стр.
3. Атлас Иркутской области М. Иркутск «ГУК» и К СССР, 2010-182стр.
4. Географический атлас Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания 2010-43стр
Дополнительная литература
1.Шамионов Р.М. Я и мир вокруг меня. 3-4 класс: тетрадь для занятий.- Волгоград: Учитель, 2010, 39 с.
Перечень электронных образовательных ресурсов Интернет
Сеть творческих учителей
Газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии»
http://bio.1september.r
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""
Программа направлена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»
Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...