Воспитательный потенциал средств массовой информации и коммуникации
методическая разработка

Евгения Панюшкина

Проблема информационного воздействия на формирующуюся личность и защита здоровья подрастающего поколения в настоящее время существует и ощущается достаточно остро. На первое место среди источников информации об окружающем мире выходят пресса, телевидение, радио, глобальные компьютерные сети, т.е. все то, что принято называть средствами массовой информации и коммуникации. На детей и подростков обрушивается огромный поток информации, который   образно    уже    не    раз    назван    в    научно-методической    литературе «информационным дождѐм» и даже «информационным ливнем». В силу возрастных особенностей и недостаточного жизненного опыта ребѐнок оказывается неприспособленным к приѐму и осмыслению огромных потоков информации, но его привлекают современные, яркие, неожиданные образы, сюжеты, модели поведения. Время, проводимое детьми перед телевизором или монитором компьютера по продолжительности уже приближается, а иногда и превосходит время пребывания в школе. При этом для школьника не составляет сложности выбрать ту или иную телепередачу или сайт, часто не осознавая последствий, которые может нанести искажѐнная, противоречивая, нередко деструктивная информация его неокрепшей психике. Выбирая только детективы, развлекательные шоу, учащиеся иногда сознательно избегают серьезных образовательных передач, программ, связанных с социальными проблемами, культурными событиями, происходящими в стране и мире. По бытующему сейчас образному выражению, человек может свить себе «информационный кокон», отгородиться от реального мира, жить в иллюзорном информационном пространстве.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnyy_potentsial_sredstv_massovoy_informatsii_.docx160.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №8 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Городского округа Лыткарино Московской области»

Подготовила

Социальный педагог

Панюшкина Е.А.

2020 г.

Проблема информационного воздействия на формирующуюся личность и защита здоровья подрастающего поколения в настоящее время существует и ощущается достаточно остро. На первое место среди источников информации об окружающем мире выходят пресса, телевидение, радио, глобальные компьютерные сети, т.е. все то, что принято называть средствами массовой информации и коммуникации. На детей и подростков обрушивается огромный поток информации, который образно уже не раз назван в научно-методической литературе «информационным дождѐм» и даже «информационным ливнем». В силу возрастных особенностей и недостаточного жизненного опыта ребѐнок оказывается неприспособленным к приѐму и осмыслению огромных потоков информации, но его привлекают современные, яркие, неожиданные образы, сюжеты, модели поведения. Время, проводимое детьми перед телевизором или монитором компьютера по продолжительности уже приближается, а иногда и превосходит время пребывания в школе. При этом для школьника не составляет сложности выбрать ту или иную телепередачу или сайт, часто не осознавая последствий, которые может нанести искажѐнная, противоречивая, нередко деструктивная информация его неокрепшей психике. Выбирая только детективы, развлекательные шоу, учащиеся иногда сознательно избегают серьезных образовательных передач, программ, связанных с социальными проблемами, культурными событиями, происходящими в стране и мире. По бытующему сейчас образному выражению, человек может свить себе «информационный кокон», отгородиться от реального мира, жить в иллюзорном информационном пространстве.

Опираясь на публикации наиболее авторитетных исследователей в этой области, можно отметить, что дети и подростки являются в большей степени объектом манипулирования масс-медиа, так как:

  • они полноценно не воспринимают значительную часть информации, особенно аудиовизуальной, поскольку просто не подготовлены к ее восприятию;
  • они понимают смысл сообщения частично или понимают однозначно то, что может иметь несколько значений;
  • они занимают пассивную позицию по отношению к средствам массовой информации, не знают, как защитить себя от их влияния и часто не осознают, что такая защита необходима.

Пpоблемы информационной безопасности и защиты человеческого сознания от манипулиpования им СМИ вызывает тревогу медиков, психологов, педагогов. Достаточно эффективные пути решения аспекта этой проблемы, обозначенного как школа и СМИ, предлагает использование медиаобразования. Активно развивающееся сейчас в мире медиаобразование - направление в педагогике, которое обосновывает целесообразность изучения закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.), позволит познакомить учащихся с новыми формами самовыражения и общения с другими людьми. В процессе медиаобразования человек получает возможность:

  • выработать в себе механизмы для установления «психологической дистанции» между ним и поступающей информацией, психологической защиты против манипулирования его сознанием, приобретая навыки критической оценки информации;
  • приобрести осознанный опыт аудио-визуального восприятия; всесторонне развивать свои перцептивные способности;
  • на практическом уровне осваивать языки невербальных сообщений (анализ телеобразов, киноязыка, языка рекламы и др.), что позволит ему лучше понимать их содержание и выразительные возможности.

Важными для достижения медиаобразовательных целей являются следующие направления деятельности:

  • включение внешкольной информации в систему формируемых в школе знаний, использование этих знаний при восприятии и критическом осмыслении информации СМИ;
  • формирование умения интерпретировать информацию, понимать ее суть, адресную направленность, цель информирования, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу; находить требуемую информацию в различных источниках, систематизировать ее по заданным признакам;
  • трансформировать информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель, исходя из цели коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена;
  • аргументировать собственные высказывания, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению;
  • воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них;
  • устанавливать ассоциативные и практические целесообразные связи между информационными сообщениями; вычленять главное в информационном сообщении.

В настоящее время кино- и видеофильмы, фрагменты телепередач используются в основном как реализация принципа наглядности. Однако дидактический и воспитательный потенциал аудио-визуальных, печатных, электронных средств массовой информации, адресованных детям, используется недостаточно, в то время как они оказывают значительное влияние на формирование поведенческих реакций человека. В современных условиях при разработке новых методик формирования информационной культуры и коррекции информационного поведения школьников необходимо учитывать педагогический потенциал медиаобразования.

Как свидетельствует школьная практика, различные воспитательные влияния со стороны педагогов и родителей учащийся может воспринимать по-разному: при положительном отношении, вызванном тактичным общением с ним, он задумывается над своим поведением и, проявляя активность, стремится к самосовершенствованию и саморазвитию, – тогда воспитание действительно играет определяющую роль в его личностном формировании. Если же воспитание не вызывает у учащихся положительного отношения и активности, оно не играет позитивной роли в его развитии и даже может иногда провоцировать определѐнное сопротивление.

Очевидно, что учащийся не выступает в качестве пассивного объекта воспитательных воздействий. У него формируется внутренняя позиция (отношение) к этим воздействиям, в зависимости от которых он может или активно работать над своим совершенствованием (саморазвитием), или же оставаться пассивным. С этой точки зрения можно отметить, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование еѐ активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему совершенствованию в конечном итоге и определяют его личностное развитие.[2].

Воспитательное и развивающее значение использования средств медиаобразования во внеклассной деятельности школьников видится также в том, чтобы создать дополнительные условия для самовыражения учащихся, т.к. далеко не каждый ребѐнок в полной мере может найти самовыражение в учѐбе. Среди причин этого проблемы лидерства, способностей, издержек воспитания и т.п. Поэтому во внеклассной деятельности учащимся предоставляется огромная сфера развития творчества, в которой реализуются социальные мотивы и потребности. Выбор современных, личностно ориентированных подходов способствует более полной реализации воспитательных задач. И, что очень важно, со временем, новые формы смогут предложить и сами учащиеся.

Классифицировать методические приемы использования сообщений средств массовой информации для воспитания школьников можно по разным основаниям.

  • по видам воспитательной работы (нравственное, патриотическое, экологическое, семейное и т.п.). Данная классификация затруднена тем, что, говоря словами финского ученого З. Телла, «сообщения массовой информации имеют междисциплинарный и мультидисциплинарный характер» [3]. Например, решая вопросы нравственного воспитания школьников и привлекая для этого сообщения средств массовой информации художественный или мультипликационный фильм, мы расширяем возможности эстетического воспитания, поскольку рассматриваем источник информации как произведение искусства.
  • по возможностям, которые предоставляют глобальные компьютерные сети и другие средства массовой информации. Поиск разнообразных возможностей применения информации позволяет глубже знакомить школьников с медиасферой и эффективно решать задачи воспитания.

Используя воспитательный потенциал медиаобразования и обучая учащихся умениям защищать себя от манипулирования сознанием средствами масс-медиа, разрабатываются современные методические приѐмы, среди которых:

  • постановка учащихся в ситуацию самостоятельного поиска информации, используя средства массовой информации и библиотеку школы как информационный центр;
  • обучение моделированию ситуации, выход их которой можно найти несколькими способами, постановка учащихся перед альтернативным выбором решения. Выбор способа действия остается за учеником, но при этом он должен обосновать свои действия;
  • обсуждение статей, прочитанных в газетах и журналах, теле и радио-сюжетов;
  • подготовка собственной информации с использованием разных носителей. Выбор носителя информации (от обычного листа бумаги до сайта в Интернете) имеет не столь принципиальное значение, хотя современный ученик отдает предпочтение использованию сложных технических средств: фотокамеры, видеокамеры, компьютера. При использовании этого методического приема целесообразным будет составление задания таким образом, чтобы в нѐм были интегрированы задачи предметного обучения и задачи воспитания;
  • использование информационных ресурсов Интернета, который предоставляет возможность одновременного использования разнообразных методических приѐмов, направленных на решение воспитательных задач.

Считается, что влечение детей и подростков к Интернету развивается благодаря четырем главным факторам:

  • доступность разнообразной информации;
  • широкая интерактивность, постоянное общение;
  • персональный контроль за информацией о себе, позволяющий создавать определенный «образ»;
  • анонимность передаваемой информации.

В связи с этим необходимо познакомить учащихся с важными правилами безопасности в интернете: не разглашать всю личную информацию (имя, адрес, номер телефона, адрес электронной почты, номер школы, персональные данные родителей); не доверять незнакомым людям: в интернете каждый человек может выдавать себя не за того, кто он есть на самом деле. И т.п.

Предлагаем некоторые методические приѐмы и упражнения, которые могут быть использованы для развития критического мышления учащихся начальных классов в процессе формирования информационной культуры средствами медиаобразования:

Переключение скоростей

Предложите ученику представить себе, что он движется в компьютерном пространстве на том виде транспорта, с которым ассоциируется у него компьютер или интернет. Попытайтесь порассуждать, когда необходимо двигаться с наименьшей скоростью, когда скорость можно увеличить и почему, какие опасности могут подстерегать его в пути. Предложите ситуации для обсуждения: как поступить, если незнакомец в сети интернет настойчиво предлагает открыть некое сообщение; одноклассники хотят тайно выложить фотографии их товарища без его согласия и т.п.

Что было бы, если…

Учащиеся размышляют над вопросом, какие 3 самых главных желания, связанных с компьютером и интернетом, они попросили бы выполнить всемогущего волшебника. Затем на протяжении 3-5 минут они должны обсудить в группе, что произошло бы, если бы детям на самом деле разрешили играть в компьютер целые сутки; родители перестали следить за тем, какие сайты посещает ребѐнок; если бы все книги заменили бы компьютерные игры и т.п.

Задание-фантазия «А что будет завтра?»

Разговоры о том, что их ждет впереди, вырабатывают у детей способность планировать поступки, ставить перед собой цель, а также развивают способности логической оценки событий. В ходе подведения итогов учебной недели, которые обсуждаются на классных часах, предложите ученикам проанализировать, какую пользу принесло им использование материалов, полученных из интернета, печатных и аудио-визуальных источников, а также сколько времени, например, неоправданно затрачено на бесполезные телепросмотры, ощущают ли дети усталость, агрессию и другой негативный эффект, который получает каждый человек, не умеющий относиться к выбору информации критически. Затем ученики планируют школьные и личные мероприятия на ближайшее будущее. У детей недостаточно развито чувство времени, поэтому попытки распределить свой день вносят элемент организованности и безопасности их жизни. Отдельно обсудите, какую пользу можно извлечь из посещения интернета (например, найти новые весѐлые конкурсы для проведения Дня рождения членов семьи, подготовить дополнительное сообщение по учебному предмету и др. ). На следующем классном часу педагог подчѐркивает, сколько важных и нужных дел успевает сделать человек, который критически относится к поиску, осмыслению и применению информации.

Аукцион ответов «Компьютер и интернет – на пользу людям»

Участники соревнуются в том, кто перечислит как можно больше положительных, путей использования информации, полученной из интернета, в современном мире.(Например: создание дополнительных сообщений, презентаций, обработка видео и фотодокументов, информация о культурных событиях города и др.).

Закончи предложение

Педагог готовит перечень вопросов, связанных с приѐмом и критическим осмыслением учащимися информации, полученной из различных источников. При составлении банка вопросов учителю могут помогать родители учеников и сами учащиеся. Примеры вопросов:

  • После просмотра нового мультфильма чаще всего у меня возникают мысли о…
  • Когда я играю в компьютерную игру, я представляю себя ….
  • Когда родители объясняют мне, что нельзя смотреть все фильмы подряд, я…
  • Слово мультфильм для меня значит…
  • Я считаю хорошим тот кинофильм, в котором…
  • Я бы хотел смотреть больше передач о …
  • Мультфильмы и передачи, которые я бы посоветовал смотреть вместе с родителями, - …
  • С друзьями приятно будет посмотреть кинофильм под названием…
  • Если бы я был режиссѐром, я бы создал новый журнал о …
  • Если бы я был корреспондентом газеты …, я бы создавал статьи на тему … «Что будет дальше?»

Задание направлено на формирование у учащихся умений прогнозирования. После просмотра достаточного по времени фрагмента качественного и соответствующего возрастным особенностям учащихся мультфильма (или кинофильма), делается краткая пауза в просмотре для того, чтобы дети могли высказать свои предположения, как дальше будут развиваться события. Затем просмотр возобновляется, и ученики с интересом наблюдают за окончанием фильма, определяют, чей вариант оказался ближе к оригиналу.Обязательно обсуждается морально-нравственный смысл фильма. Иногда прогнозы развития сюжета, предложенные учащимися, оказываются даже интереснее того, что они увидели. Педагог должен обязательно отметить позитивные в нравственном отношении высказывания детей, поощрять развитие творческих способностей. Если задание будет иметь успех, возможно составление сценария продолжения фильма, которое дети могут изложить в виде устного высказывания, диафильма, рисунка, поделки и т.п.

Воспитательные ситуации, подсказанные мультфильмами

Детям демонстрируется фрагмент из мультфильма. Затем обсуждается предложенная ситуация с нравственной точки зрения, дети рассуждают о поступках героев, под руководством взрослых делают вывод, вспоминая золотое правило общения: относить к другому так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Для ребят постарше могут предлагаться задания на припоминание эпизодов мультфильмов на важные темы: дружба и отношение к друзьям, уважение к родителям, пожилым людям, трудолюбие и помощь детей по хозяйству, отношение к учѐбе, экологическое воспитание и др.

Рекламный агент

Эта игра способствует развитию речи, фантазии, воображения, а также развитию критического мышления при восприятии рекламных текстов. В процессе игры каждый из ее участников становится «рекламным агентом», которому дано задание

– составить рекламное объявление или подготовить рекламный ролик. Обычно в таких случаях у юных игроков возникает много вопросов о том, как лучше подготовить объявление, как его оформить и т.д. Здесь ребенку важно объяснить, чем отличаются рекламы, подготовленные для телевидения, от рекламных объявлений, которые печатаются в прессе или звучат по радио. Хорошо бы дать юным агентам несколько советов о том, как писать рекламное объявление, например, что часто для привлечения покупателей в рекламе используются небольшие стихи (слоганы), а также что при подготовке рекламных объявлений их разработчики, в большинстве случаев, стремятся рассказать обо всех преимуществах того или иного товара. Перед началом игры ее участникам можно предложить несколько пошаговых рекомендаций:

#1057;начала нужно определить, какой товар или услугу ты будешь рекламировать. #1055;одумай, где будет демонстрироваться твоя реклама (по телевидению, на радио, в журнале).

  1. Определи, в какой форме будет представлена твоя реклама (в форме небольшого спектакля, сказки, рекламного объявления и т.д.).
  2. Какое оформление ты планируешь для своей рекламы (костюмы, музыка и т.д.).
  3. Кратко опиши свой сценарий.

Самый наблюдательный

Этот конкурс также включает в себя демонстрацию фрагментов из рекламных роликов. Показ фрагмента длится определенное небольшое количество времени (например, 1 минуту), после чего конкурсантам задается вопрос, например: «Какого цвета были ботинки у главного героя?» или «Сколько раз за это время в кадре появился тот или иной персонаж?». Победителем станет самый наблюдательный участник конкурса. Этот конкурс можно проводить и по-другому: вниманию участников предлагается один кадр из ролика или фото из рекламного буклета. После его показа конкурсанты должны ответить на вопросы ведущего.

Моѐ мнение

Часто от детей можно услышать, что их недооценивают, их мнение совсем не учитывается взрослыми. Предложите детям для обсуждения специально подобранные высказывания, которые касаются компьютера и интернета и предложите обсудить. Не забудьте и сами высказать свою точку зрения. Наиболее заинтересовавшие темы можно вынести на обсуждение на родительском собрании.

В процессе непринужденного общения, конструктивного диалога учащиеся и педагог смогут высказать свою точку зрения по тому или другому вопросу, касающемуся значения компьютера жизни каждого человека. Примерны вопросы для обсуждения:

  • Почему тебе интересно играть в компьютерные игры? Какие книги, журналы, фильмы могли бы их заменить и почему?
  • Может ли интернет заменить школьные уроки, классный час? Если это случится, то к чему приведѐт?

-Можно ли сказать, что находиться в интернете – опасно? Как избежать этой опасности?

-С кем ты хотел бы побеседовать о безопасном использовании интернета?

-Компьютерные обучающие программы помогут повысить успеваемость ученика? Что при этом нужно учитывать?

-Как возраст человека влияет на поиск и осмысление информации? И т.п.

Задумайся!

Учащимся предлагаются вопросы – задания, направленные на формирование критического мышления и осмысление собственного отношения к содержанию компьютерных игр, в которые они играют:

-Можешь ли ты назвать тему игры (школьная жизнь, семья, освоение космоса, правила дорожного движения и др.). Что помогло тебе определить тему?

-Если бы ты был разработчиком компьютерных игр, какую игру для детей ты бы создал? Почему? Какие полезные и необходимые современному человеку знания сообщала твоя игра? (Создание настольной нарисованной игры может стать совместным коллективным проектом. Важная задача взрослых – помочь направить идею ребѐнка в нравственное русло и продемонстрировать созидательную силу знаний.)

-С какой музыкой (радостной, грустной, героической и т.п.) ассоциируется у тебя эта компьютерная игра? Подходит ли, с твоей точки зрения, музыкальное сопровождение, предложенное авторами игры к еѐ содержанию? Объясни свою точку зрения. Какую по характеру мелодию предложил бы ты?

Составляем памятку поиска информации в интернете

В ходе беседы составляется алгоритм – памятка, которая поможет оптимизировать технологию поиска информации. Примерный текст алгоритма следует ниже:

  1. Прежде чем начать поиск в Сети, надо определить, по какой теме необходимо найти информацию. Можно записать ее на листок бумаги и положить его перед собой - это поможет “не сбиться с курса”.
  2. Необходимо продумать, сколько времени потребуется для одного сеанса работы в интернете и попытаться удержаться в рамках определенного времени. В этом интернет-пользователю сможет помочь будильник или таймер.
  3. В процессе работы обязательно будут встречаться интересные ссылки, совсем не относящиеся к теме поиска. Надо постараться игнорировать их, а в крайнем случае, добавлять их в список “закладок”, который предусмотрен программой просмотра. В следующий раз можно будет вернуться к ним.
  4. Лучше всего изучить интересующий документ целиком, затем ближайшие ссылки по заданной теме. Если все время уходить от стартового документа, то можно быстро заблудиться в сети. (По Е.В. Якушиной).

Включение заданий по медиаобразованию в целенаправленный процесс формирования информационной культуры учащихся является одним из способов индивидуальной информационной защиты подрастающего поколения и выработке актуальных в современном мире умений осознанного поиска, интерпретации и применения информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Давление среды и влияние средств массовой информации.

В содержание урока включены упражнения по развитию умения сказать "Нет", разбор ситуаций   на формирование навыков противостояния отрацательному влиянию среды; с этой целью представляется во...

План-конспект урока английского языка для 8 класса по теме Средства массовой информации

Урок разработан по теме "Средства массовой информации. Преимущества и недостатки ТВ."  Автор УМК М.З.Биболетова и др., 8 класс. К конспекту прилагаются презентации....

«ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ)»

Программа обучения учащихся в творческом объединении "Первые шаги. Организация школьных СМИ". (144 часа)...

урок c презентацией по английскому языку в 8 классе по теме "Средства массовой информации"

Урок  нацелен на развитие речевых умений и поэтому все задания носят  коммуникативную направленность. Большая часть времени отведена на речь и работу учащихся. Активизируются такие виды...

«Средства массовой информации. Это действительно четвертая власть?»

Урок по теме: «Средства массовой информации. Это действительно четвертая власть?» в 9 классе преследует цель создания благоприятных условий для имитации иноязычной языковой среды, для создания...

Школьные средства массовой информации как средство формирования экологической культуры учащихся.

,Статья рассматривает школьные средства массовой информации как средство формирования экологической культуры учащихся....