Методический доклад "Плюсы и минусы дистанционного обучения"
методическая разработка

Никифорова Елена Витальевна

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД НА ТЕМУ:«ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦМПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ   г.  НЯГАНЬ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Разработчик:

Никифорова Елена Витальевна – преподаватель первой квалификационной категории по классу аккордеона

МАОУК ДО МО г. Нягани «ДШИ»

2021 г.


Еще совсем недавно мысль о том, что обучение в детской школе искусств по всем предметам можно проводить дистанционно, казалась абсурдной и нелепой. Кто -то осуждал педагогов проводящих занятия по Skype, говоря, что в таком формате невозможно научить игре на инструменте, поставить руку и т.д. Но неожиданно возникшие обстоятельства в виде пандемии заставили всех нас взглянуть на это по-новому. Это был вызов нам. Справимся ли, сможем ли.

К чести преподавателей музыкальных школ, хочется сказать, что каждый из них, независимо от возраста и степени подкованности в вопросах дистанционного общения, мобилизовался и занялся поиском вариантов удаленного преподавания. Подготовительная неделя (для школьников она была каникулярной) оказалась горячей порой – поиски решений, обмен мыслями, изучение онлайн-платформ, подбор оптимальных, проведение обучающих видеоконференций для преподавателей. для запуска дистанционного обучения важно было решить организационный момент: собрать в онлайн-пространстве всех учеников по группам для проведения теоретических, хоровых, оркестровых занятий. Был разработан алгоритм, как сделать это максимально быстро и эффективно. Нужно было мотивировать и дисциплинировать учащихся. С первого же дня проводились все уроки, причем с очень хорошей явкой учащихся! Мы столкнулись с проблемами, но и научились многому, решая эти проблемы

Наши занятия проводятся в режиме видеосвязи: групповые – в формате уроков-видеоконференций на базе платформы Skype,ZOOM, индивидуальные – в форме онлайн-общения педагога и ученика с помощью различных популярных мессенджеров (Skype,ZOOM, Viber, WhatsApp). Почти всё, как в классе, только удаленно. Оказывается, играть и петь онлайн не так просто, но всё-таки можно!

Конечно, подготовка к каждому дистанционному уроку требует от преподавателей немало времени и сил. Нужно придумать, какие формы дистанционной работы подходят для объяснения и практической проработки той или иной темы, до начала занятий подготовить рабочий стол компьютера к каждому уроку: открыть все необходимые материалы – электронные учебники, виртуальный метроном, музыкальный и видео-материал. Урок длится 30 минут, а подготовка к каждому занимает у преподавателей не менее 1,5-2 часов. Кроме того, по окончании онлайн-уроков их ждет еще и проверка выполненных домашних заданий. В итоге рабочий день длится с утра до позднего вечера.

Да, тяжело, да, непросто. Дистанционное обучение – это не только отказ от привычных форм работы, но и новые возможности, иные способы взаимодействия. И, безусловно, можно было пойти по более легкому пути: вместо проведения уроков давать ученикам задания, которые затем проверять. Но это нельзя назвать в полной мере дистанционным обучением. Скорее это переведение детей на самообучение. Главная задача наших педагогов состояла в том, чтобы дети не потеряли интерес к занятиям. старались проводить их в игровой нетрадиционной форме. Ведь для кого-то, то чем он занимается в музыкальной школе станет главным в жизни, профессией.

Дети лишились публичных концертов и выступлений, но это не значит, что накопленный за год багаж пропадет впустую. С этой целью наши педагоги мотивировали детей на участие в онлайн-конкурсах, где они становились лауреатами и дипломантами. Это очень важно, чтобы поддерживать себя в форме и не расслабляться.

Хочется рассказать о собственном личном опыте в проведении онлайн-уроков.

Для совместного оповещения необходимой информацией я создала беседы, первая для родителей, вторая для учеников в телефонном приложении WhatsApp. По согласованию с родителями выходила с учащимися на онлайн уроки. Конечно, те методики работы, которые применялись в обычном формате обучения, пришлось скорректировать. Наибольшую сложность вызвала для меня работа с детьми младшего школьного возраста, для них пришлось сократить часть программы и упростить задания. Ведь не секрет что, младшему школьнику намного привычнее находиться в прямом контакте с преподавателем, указывающим ему на ошибки здесь и сейчас. Как педагог по классу аккордеона  столкнулась с проблемой посадки за инструментом, постановки игрового аппарата, ведение меха, звукоизвлечение.  Неоднократно использовала я и показ игры на инструменте для большей корректировки посадки, постановки игрового аппарата. Некоторым учащимся записывала аудио файл с нужными произведениями. Способ же видеозаписи с комментариями применяла с малышами в том случае, если дома есть взрослый-музыкант, или, по крайней мере, способный помочь отработать замечания учителя. Способ урока онлайн неизбежно влечёт за собой существенные искажения звука, что уже критично для возможности оценки звукового результата старшеклассника. Звук плывет, прерывается и тембрально имеет мало общего с реальным звучанием, искажения присутствуют на любых платформах. Учащемуся приходится играть с любого места, откуда я попрошу. А уметь играть произведение с любого места – это очень хороший навык. Поэтому со старшеклассниками целесообразнее кропотливо работать над текстом. Ведь самостоятельная работа с музыкальным репертуаром, развивает чтение с листа. Преимущества видео или аудио записи: пока ученик сделает запись, которая удовлетворит его собственные требования, он уже проведёт работу над качеством своей игры и повысит уровень самоконтроля. Устные комментарии по телефону также возможны, но на заключительном этапе работы, когда уже основная работа среднего этапа выполнена и речь идёт о более глобальных задачах – форме, эмоциональном наполнении и т.д. Со старшеклассниками я использовала аудио или видео записи с показом отдельных мест.

Возникают и новые виды работы на уроке:

1. Работа с аудиозаписями на уроке специальности и ансамбль (где ученик играет свою партию под запись второй партии). Появляется ещё и возможность у ученика записывать урок на видео и слушать= СЛЫШАТЬ себя со стороны.

Виды уроков можно применить следующие: 1) Урок «Показ». На помощь приходят записи (аудио, видео) 2) Урок «Что получилось». На занятии замечать только положительные моменты в игре ученика. 3)Урок «Сыщик» - урок детальной проработки одного произведения с показом педагога и  лучшего результата учащегося. 4) Урок «Калейдоскоп». много произведений из программы и ставится минимум исполнительских задач.

2. Возможность использовать онлайн – занятия, как факультативную платформу, виртуальный класс для изучения дополнительных предметов, расширяющих музыкально – творческий кругозор детей:

б) Конкурсы в рамках родительских собраний через формат видеоконференций на тему: "Лучшее исполнение этюда",  онлайн-концерт класса.

в) Дистанционное участие в олимпиадах и конкурсах и анализ результатов.

г) Интерактивные игры,   фильмы, викторины, тесты и другие мультиедйные музыкальные компьютерные технологии (МКТ), способствующиие повышению и стимулированию интереса к занятиям.

IT-технологии можно применять с самых первых уроков. Игра под фонограмму «минус», запись мелодии на смартфон, для подбора по слуху или создания аккомпанемента, просмотр и прослушивание музыкальных произведений из своего репертуара и анализ исполнения разными музыкантами.

Музыкальные компьютерные средства  направлены на оптимизацию учебного процесса,  разнообразия материала, облегчение его усвоения материиала  и повышение эффективности обучения в целом:

- энциклопедии: изучение истории и теории музыкального материала, который одновременно подается в виде текста, аудиозвучания, видеоизображения;

Также использовать материалы интернет-сайтов YouTube,  Культура.рф, сайты музеев, театров, музыкальных школ и др.

Любая из музыкальных программ позволяет в комплексе решать основные задачи музыкального обучения учащихся и может использоваться преподавателем на разных этапах обучения.

Однако, применяя новые технологии на уроке специальности, нужно помнить о том, что это урок общения с искусством. И так важно не подменить его общением с компьютером, не превратить его в технический практикум.

У дистанционного вида обучения есть свои плюсы и минусы. Среди плюсов дистанционного обучения следует отметить несколько моментов, которые, обязательно нужно будет использовать в дальнейшей дистанционной работе:

 1) это возможность более качественной организации самостоятельной работы учеников, повышения уровня осознанного отношения к учебе и ответственности за результат. Так как в настоящее время все учащиеся находятся дома – не посещают спортивные секции, другие кружки, то соответственно, у них становится больше свободного времени после занятий по общеобразовательной школе. А этим нужно обязательно воспользоваться. Например, проводить онлайн занятия в более удобное время как для ученика, так для педагога. Кроме того, у многих детей родители также находятся дома и могут принять участие в учебном процессе. Тесный контакт с родителями является мощным двигателем развития самостоятельной работы, а успехи, достигнутые союзом: преподаватель – ученик – родитель доставляют эстетическое удовольствие всем троим. Особенно это важно для учащихся младших классов.

2) это возможность более активное применение интернет ресурсов. Я стараюсь давать ученикам творческие задания, например: прослушать изучаемое произведение в разных исполнениях, как известных мастеров, так и своих сверстников, а затем проанализировать. Можно «побывать» на каком-нибудь онлайн-концерте, которых сейчас проходит достаточно много, и выбрать что-то именно для себя. Такая работа способствует получению новых знаний, развивает умение анализировать. У некоторых детей, как не парадоксально, интерес к занятиям даже вырос. Они с удовольствием делают аудио и видеозаписи собственного исполнения, совместно со мной обсуждают и анализируют свое исполнение. В нынешней ситуации, наша общая и основная задача состоит в том, чтобы новые формы обучения, по степени качества давали такой же результат, как и традиционные. Надеемся, что у нас это получится!

К отрицательным особенностям дистанционного образования можно отнести:

1) нехватка физического контакта педагог-ученик

2) искажение звука по видеосвязи

3) отсутствие дома инструмента у некоторых учащихся и преподавателей;

4) слабое техническое оснащение для получения доступа к интернет-ресурсам

5) отсутствие навыков самоорганизации учебной деятельности вне прямого контакта с преподавателем;

6) нет традиционных академических прослушиваний учащихся, отчётных концертов, как итогового результата.

 Минусов, к сожалению, в нашей деятельности оказалось больше. Если говорить о предмете «Специальность», где происходит обучение игре на музыкальном инструменте то, конечно, все мы понимаем, что ни один ноутбук, ни один микрофон не в состоянии передать все звуковые тонкости. И ни один даже самый большой монитор с хорошим изображением не заменит присутствия педагога рядом с учеником. Нельзя по интернету поставить руку ребенка, нельзя научить тонкостям звукоизвлечения. Безусловно, дистанционное обучение в музыкальных школах не может продолжаться долго, поскольку не может стать полноправной заменой традиционному обучению, но оно может стать временным решением в условиях карантина. Конечно, все педагоги мечтают о живом общении с нашими учениками. Тем не менее, сейчас – историческое время: мы осваиваем совершенно новый формат построения образовательного процесса – дистанционное обучение. И хотя сегодня многие из преподавателей все еще чувствуют неуверенность, и даже страх на этом пути, пройдёт время, и мы будем вспоминать об этом периоде как о новом необычном опыте, как об испытании, которое мы с честью выдержали!


Список использованной литературы:

1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. – М.: Издательство МЭСИ, 1999г.

2. Дистанционное обучение: реалии и перспективы. Мат-лы I региональной научно-практической конференции. – СПб 2016г.

3. Желудкова Л.И., Высочина Т.А. Дистанционное образование как инновационная форма обучения– Челябинск, 2013г.

4. Кузняк Н.Б., Гаген Е.Ю. Современное дистанционное обучение 2017г.

5. https://uchitelskaya.kz/vse-rubriki/dopolnitelnoe-obrazovanie/kultura/plyusyi-iminusyi-distanczionnogo-obucheniya 6.https://nsportal.ru/download/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/04/30/dis tantsionnoe_obuchenie_v_klasse_fortepiano.docx

7. https://www.classicalmusicnews.ru/articles/distancionnoe-obuchenie-mechetina/

Нягань

2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Плюсы и минусы дистанционного обучения". (Из опыта работы)

В п   В последние годы популярность дистанционного обучения постоянно растет. Разумеется, назвать ее полноценной формой обучения в школах еще очень рано, но определенные шаги в этом направлении у...

Статья. Плюсы и минусы дистанционного обучения английскому языку.

Данная статья посвящена плюсам и минусам дистанционного обучения иностранным языкам. Насколько целесообразно использовать этот метод в школьном формате обучения....

Плюсы и минусы дистанционного обучения

Плюсы и минусы дистанционного обучения...

Плюсы и минусы дистанционного обучения

плюсы и минусы дистанционного обучения...

Доклад на тему «Плюсы и минусы дистанционного обучения»

Дистанционное обучение, введённое во всём мире из-за пандемии, выявило ряд проблем в организации и качестве учебного процесса....

Плюсы и минусы дистанционного обучения

В связи с эпидемией коронавируса многие школы, колледжи и вузы в России перешли на дистанционное обучение. Казалось бы, для онлайн-образования есть все необходимое: широкий набор интернет-ресурс...

Доклад " Плюсы и минусы дистанционного обучения"(2020год)

Современное образование не стоит на месте и ежегодно появляются новые технологии, методы и средства обучения.  Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновен...