Отчет по ИОМ за 2023-2024 уч. год
методическая разработка

Черняева Ирина Николаевна

Эффективное использование стихов, рифмовок, скороговорок и песенного материала для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_iom.docx36.22 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по теме самообразования учителя английского языка МАОУ СОШ № 55

Черняевой Ирины Николаевны

2023-2024 учебный год.

Тема «Эффективное использование стихов, рифмовок, скороговорок и песенного материала для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка в начальной школе».

          Работу над данной темой я начала в 2023 учебном году.

Были поставлены следующие задачи:

  1. изучить психологические и возрастные особенности школьников;

2. использовать ИКТ на уроке и во внеурочной деятельности для повышения мотивации к предмету и качества образования;

  3. формировать коммуникативную компетенцию учащихся через совершенствование общих и специальных учебных умений;

  4. ознакомить учащихся со способами работы со стихами, рифмовками, пословицами, песнями в изучении английского языка;

  5. создание условий:

  • для проявления творческих способностей учащихся на уроках;
  • для развития ответственности и самостоятельности в приобретении необходимых знаний по предмету.

          Для выполнения данных задач было выполнено следующее:

- изучение методической, педагогической и предметной литературы;

- обзор в Интернете информации по предмету и инновационным технологиям;

- систематический просмотр определенных телепередач;

- чтение конкретных педагогических периодических изданий («Английский язык в школе», «1 сентября»)

- знакомство с новыми формами, методами и приёмами обучения;

- совершенствование знания современного содержания образования учащихся;

- разработка методического пособия, раздаточного и наглядного материала;

- посещение уроков своих коллег и участие в обмене опытом;

          Большое внимание я уделяла знакомству с информацией по данной теме. Всё вышеперечисленное позволяет сделать вывод.

Использование пословиц, рифмовок, стихотворений и поговорок на уроках английского языка сегодня – эффективный прием поддержания интереса учащихся к учебе, повышения их работоспособности на уроках, так как они помогают ввести элемент игры и соревнования в процесс овладения языком.

Многообразие пословиц, рифмовок, скороговорок, песен и поговорок позволяет успешно включать их в учебный процесс на разных этапах урока, на всех ступенях обучения (младшей, средней, старшей) с разным уровнем языковой подготовки детей.

Так, для отработки звуковой стороны речи вместо отдельных слов и словосочетаний, содержащий тот или иной звук, детям предлагается специально отобранные по фонетическому принципу пословицы и поговорки. Используются они в течение двух – трех уроков в качестве фонетической зарядки для совершенствования слухо-произносительных ритмико-интонационных навыков. Например, для отработки самых трудных английских звуков, которые отсутствуют в родном языке:

губно-губный звук: Where there is a will there is way. – Где хотенье, там и уменье.

носовой звук: Saying and doing are two different things. – Сказать и сделать – две разные вещи.

межзубные звуки: Wealth is nothing without health. – Здоровье дороже денег.

Трудные звуки произносятся сначала изолированно, затем в словах, где этот звук встречается в словосочетаниях и предложениях. Обучение строится от простого к сложному. Проводиться как хоровая, так и индивидуальная работа. Регулярное использование на уроках скороговорок, пословиц и рифмовок, подобранных по фонетическому принципу, дает положительный результат в коррекции произносительных навыков.

Разучивая английские пословицы можно пояснять правила чтения (особенно на начальном этапе), когда идет развитие техники чтения. Так, третий тип слога (гласная + r) можно ввести через пословицу – First come, first served – Кто успел, тот и съел; а чтение буквы ‘o’ перед так называемыми «палочковыми» буквам, типа ‘l, m, t’ – Two is company – three is none –Третий лишний.

Пословицы и поговорки можно широко использовать для активизации грамматических конструкций, например:

- повелительное наклонение:

Never say die. – Никогда не падай духом.

Never put off till tomorrow what you can do today. -Никогда не откладывай на завтра то, что ты можешь сделать сегодня.

-степени сравнения прилагательных:

Actions speak louder than words. - Не по словам судят а по делам.

A good name is better than riches. – Доброе имя лучше богатства.

- модальные глаголы (отсутствие частицы’to’ после’can’,’must’) .

А man can do no more than he can. - Выше головы не прыгнешь.

Целесообразно использовать пословицы и поговорки для иллюстрации грамматических явлений на этапе презентации новой грамматики и в ходе тренировочных упражнений.

Лексико-грамматическая насыщенность пословиц и поговорок позволяет использовать их и для обогащения словарного запаса учащихся. При изучении отдельных лексических тем они служат иллюстративным материалом, поэтому можно подобрать целую серию пословиц и поговорок для формирования лексических навыков на многие темы, например: “Ме and my world.”:

Live and learn. – Век живи – век учись.

It is never too late to learn. - Учиться - никогда не поздно.

To know everything is to know nothing. – Знать все - значит ничего не знать.

При этом можно попросить самих детей(подобрать) эквиваленты на родном языке или соотнести пословицы на английском языке с пословицами на русском.

На этапе обучения произношению так же важна правильно поставленная интонация. Обучающимся легче воспринимать интонационный строй английских предложений, слушая и воспроизводя интонации стихов и песен. Например, ‘Why do you cry, Willy?’ можно использовать не только для отработки звука [w], но и для отработки интонации. Для формирование произносительных навыков при изучении множественного числа можно выучить следующую рифму, при этом делая акцент на правильном произнесении окончания: [s], [z], [iz]:

A cat – cats, a hat – hats,

A sock – socks, a clock – clocks.

A pen – pens, a hen – hens,

A bee – bees, a tree – trees.

A fox – foxes, a box – boxes,

A bus – buses, a glass – glasses.

A lady – ladies, a baby – babies,

A cherry – cherries, a berry – berries.

A shelf – shelves, a wolf – wolves,

A wife – wives, a knife – knives.

Особенной популярностью этот метод пользуется у младших школьников, работа с которыми в основном проходит в игровой форме. Так, для эффективного запоминания часто употребляемых глаголов, я составила и активно использую следующую рифмовку:

Run – это бегать,
Fly – летать,
Jump – это прыгать,
Play – играть.
Swim – это плавать,
Sleep – это спать,
Think – это думать,
Help – помогать.
Eat – это кушать,
Drink – это пить,
Draw – рисовать,
Drive – машину водить.
Smile – улыбаться,
Give – давать,
Dress - одеваться,
Walk – гулять.
Swing – качаться,
Ride – скакать,
Climb – взбираться,
Dance – танцевать.
Listen – слушать,
Write – писать,
Work – работать,
Read – читать.

Для запоминания названий цветов я составила следующую рифмовку:

Красный – red,
А синий – blue,
Этот цвет я так люблю!
Зеленый – green,
А желтый – yellow,
Это заявляю смело!
Белый – white,
А черный – black,

Знает каждый человек.

Рыжий – orange,
Серый – grey,
Различить ты их сумей!
Розовый – pink,
Фиолетовый – purple,
Слушай меня и от радости хлопай!

Для отработки материала на тему «игрушки» была составлена следующая рифмовка:

У меня игрушек много
I have got a lot of toys.
Конструктор Lego, cars – машинки,
Balls – мячи, и куклы – dolls,
И, конечно же books – книжки,
Для девчонки и мальчишки.
Самолетик aeroplane,
А качалка – rocking horse,
Плюшевый мишка teddy bear,
А шкатулка musical box.
Слоник - это elephant,
Bicycle – это велосипед,
Паровозик – это train,
Чайный сервиз – это tea set.

I have got a lot of toys,
So, let’s play boys and girls!

А также рифмовка для запоминания названий животных:

Кошка – cat,

Собака – dog,

А лягушка – это frog,

Медведь – bear,

Заяц – hare,

Ослик – это donkey,

Обезьяна – monkey,

Goat – коза,

Fox – лисица,

Cow – корова,

Wolf – волчица,

Лошадь – horse,

А sheep – овца,

Петух – cockerel,

Hen - курица.

Страус – ostrich,

Lion – львица,

Бегемот – hippo,

Tiger – тигрица,

Giraffe, penguin, kangaroo -

Это я и так пойму!

Crocodile, zebra, goose -

Без словаря я разберусь!

Рифмовки для запоминания местоимений и прилагательных: 

His - его,
Her - её,
Our - наше,
Your- твоё,

Their-их,

My - моё.

Большой - big,
Маленький - small,
Низкий - short,
Высокий - tall.

Вот лишь немногие примеры использования стихов и рифмовок на уроках английского языка с целью повышения эффективности обучения. Заучивание небольших по объему стихотворений и рифмовок не требует от учащихся больших усилий и служит интересным, а значит действенным средством усвоения языкового материала.

Работа с пословицами, скороговорками, песнями и поговорками помогает развивать наблюдательность учащихся, языковую и контекстуальную догадку, чувство языка, так как зачастую слова, используемые в английских пословицах, в русском переводе звучат совсем по-другому.

Практика подтверждает, что благодаря оригинальной форме пословиц новые слова легко и быстро запоминаются и надолго сохраняются в памяти. Учащиеся часто включают их в собственные высказывания по теме.  

С точки зрения методики использования скороговорок, рифмовок, пословиц и поговорок на уроках иностранного языка помогает учащимся в непринужденной игровой форме отработать произношение звуков, совершенствовать ритмико-интонационные навыки, способствует автоматизации и активизации многих грамматических явлений, расширяет словарный запас учащихся. Работа с пословицами и поговорками является важным обучающим, развивающим и мотивационным фактором, так как они имеют познавательное значение, поскольку расширяет общий кругозор изучающих иностранный язык, формирует их гуманитарно-языковую культуру; а также формирует страноведческую компетенцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по воспитательной работе за 1 четверть 2023-2024 учебного года

Отчет по воспитательной работе старшей вожатой...

Отчет о проведении декады математики и информатики в 2023-2024 уч. году

Отчет о проведении декады математики и информатики в школе пенитенциарной системы среди учащихся 9-11 классов...

Отчет по итогам 2023-2024 учебного года

Отчет по итогам работы учителя английского языка Станкеич Т.Л. за 2023-2024 учебный год...

Отчет по методической работе за 2023 -2024 учебный год. Художественная направленность

Отчет по методической работеза 2023 -2024  учебный год.Художественная  направленность...

Презентация для годового отчета 2023-2024

Презентация для годового отчета 2023-2024...

Отчет педагога-организатора за 2023-2024 г.

Направления воспитательной работы:«Экологическое воспитание».«Патриотическое воспитание»«Гражданское воспитание».«Эстетическое воспитание». «...