Отчет о работе за 2023 - 2024 учебный год
материал

Доронина Наталья Владимировна

Отчет о работе за 2023 - 2024 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet-2023-2024-doronina_n.v.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя школа №5»

ОТЧЕТ

о работе учителя-дефектолога

Дорониной

Натальи Владимировны

за 2023-2024 учебный год

Отчет учителя-дефектолога о проделанной работе за 2023-2024 учебный год.

Цель работы учителя-дефектолога: своевременная коррекционная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья при освоении программного минимума содержания образования в условиях образовательной организации; коррекция недостатков и развитие учебно-познавательной сферы обучающихся в динамике образовательного процесса.

Задачи работы:

1) Динамическое изучение развития обучающихся, контроль над соответствием программы обучения за реальными достижениями и уровнем развития детей.

2) Разработка индивидуальных комплексных программ развития в условиях взаимодействия педагогов психолого-медико-педагогического консилиума ОУ (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель).

3) Определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или) компенсации нарушений познавательного развития с учетом структуры, степени тяжести, а также индивидуально-личностных особенностей обучающихся.

4) Проведение индивидуальных, подгрупповых и (или) групповых коррекционных занятий с детьми, испытывающими трудности в овладении программного материала.

5) Консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и

содержания коррекционной работы с обучающимися.

6) Повышение компетентности родителей (законных представителей) обучающихся в вопросах коррекционной педагогики; привлечение к активному участию в коррекционно-воспитательном процессе, используя разные формы взаимодействия.

Работа в учебном году была построена в соответствии с обязанностями и правами, которые определяют рамки профессиональной компетенции, и осуществлялась по направлениям:

- диагностическое направление,

- коррекционное направление,

- аналитическое направление,

- консультативно-просветительское и профилактическое направление,

- организационно-методическое направление.

1). Диагностическое направление.

- Первичную диагностику прошли 22 обучающихся с 1 по 9 класс. Все обучающиеся имеют заключение ТПМПК с разными нарушениями (2 ребенка слабовидящих, 1 ребенок ТМНР, 19 детей с ЗПР) для определения индивидуальной работы и составления коррекционной программы на 2023-2024 учебный год.

По результатам первичной диагностики у обучающихся были выявлены следующие нарушения: интеллектуальная недостаточность; уровень познавательной деятельности не соответствует возрастным нормам обучающихся; нарушения познавательной сферы и видов ВПФ; нарушения пространственно-временных представлений и ориентировок; недостаточный запас знаний и представлений об окружающем мире; недостаточный уровень развития математических представлений; недостаточный уровень развития конструктивных навыков, общей и мелкой моторики, графо-моторных навыков; низкие учебные возможности и уровень самоконтроля и др.

- Промежуточную диагностику прошли 22 человека и первичную (вновь прибывшие 2 ребенка с ЗПР).

- Итоговую диагностику для контроля эффективности коррекционной работы прошли 27 обучающихся, которые показали положительную динамику развития.

Используемые диагностические методики: Медведева А.Е. «Методическое пособие для школьного дефектолога: материалы для проведения нейродефектологического обследования школьников».

2). Коррекционное направление.

После проведения диагностического обследования, в рамках данного направления, были разработаны индивидуальные коррекционные программы для обучающихся с учетом их нарушений:

- Рабочая программа курса «Коррекционно-развивающие занятия дефектолога» на 2023-2024 г., разработанная на основе АООП для обучающихся с ЗПР (Вариант 7.2, 1-4 класс);

- Рабочая программа курса «Коррекционно-развивающие занятия дефектолога» на 2023-2024 г., разработанные на основе АООП для обучающихся с ЗПР с учетом психофизических особенностей слабовидящего обучающегося (Вариант 7.2, 1-4 класс);

- Рабочая программа курса «Коррекционно-развивающие занятия дефектолога» на 2023-2024 г., разработанные на основе АООП для обучающихся с ЗПР (5-9 класс);

- Рабочая программа курса «Коррекционно-развивающие занятия дефектолога» на 2023-2024 г., разработанные на основе АООП для слабовидящих обучающихся (8 класс).

В течение учебного года проводились индивидуальные коррекционные занятия с обучающимися для коррекции познавательной и мыслительной деятельности, развития продуктивной учебно-познавательной деятельности, развития компенсаторных способов деятельности; формирование и развитие ВПФ (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия); формирование пространственно-временных представлений и координации, коррекцию и восполнение пробелов индивидуальных пробелов в знаниях и др.

3). Аналитическое направление.

На протяжении учебного года были составлены и заполнялись следующие документы для реализации образовательного процесса:

- расписание и график работы учителя-дефектолога,

- циклограмма рабочего времени,

- перспективный (годовой) план работы учителя-дефектолога,

- дефектологические карты обучающихся,

- индивидуальный план сопровождения (индивидуальный маршрут, адаптированная программа);

- журнал учета посещений коррекционных занятий,

- паспорт кабинета.

4). Консультативно-просветительское и профилактическое направление.

Проводилась консультативно-просветительская работа с педагогами и родителями.

- Составлены консультации и памятки: («Индивидуальная работа с детьми с ОВЗ», «Развитие психических процессов у школьников с ОВЗ» и др.).

- Выступление на педагогическом совете «Особенности организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ».

- Осуществлялось консультирование педагогов и родителей по вопросам развития познавательных способностей и мыслительных операций детей с ОВЗ на уроках и в домашних условиях.

Для детей были подготовлены картотеки игр и упражнений на развитие познавательных и психических процессов.

5). Организационно-методическое направление.

- Организовано проведение дефектологического обследования обучающихся с разными нозологиями (со 1 по 9 класс), имеющих заключение ТПМПК.

- Составлены и согласованы списки обучающихся, расписание занятий, годовой и перспективный план работы учителя-дефектолога.  

- Составлены и утверждены рабочие программы для обучающихся.

- Оформлена, согласована и утверждена документация для коррекционной работы.

В течение учебного года повышала свой профессиональный уровень: прослушала вебинары «Методы нейропсихологии для коррекции памяти и внимания», «Инклюзивное измерение современного образовательного пространства».

Разработала картотеки игр и упражнений на развитие познавательных и психических процессов у детей с ОВЗ.

Таким образом, анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что дефектологическая работа проводилась в соответствии с годовым планом и по всем направлениям.

Поставленные задачи на 2023 – 2024 учебный год выполнены.

Дата:31.05.2024г.                                                     Учитель-дефектолог: Доронина Н.В.

Аналитическая справка о результатах педагогического мониторинга коррекционно-развивающей работы за 2023 – 2024 учебный год

     В течение учебного года было проведено три этапа диагностики обучающихся. При проведении диагностики использовались: Материалы для проведения комплексного нейродефектологического обследования школьников А.Е. Медведевой.

Виды диагностики

Цель  обследования

Сроки проведения

Класс

(обучающиеся)

Первичная

(индивидуальная)

 

Определить особенности познавательной и учебной деятельности, уровень умственного развития обучающихся для составления ИОМ и коррекционной программы.

сентябрь

Первичная

(индивидуальная)

1 класс- 4 реб.;

2 класс – 1 реб.;

3 класс – 1 реб.;

4 класс – 1 реб.;

5 класс – 11 дет;

8 класс – 2 реб.;

9 класс – 2 реб.

Всего: 22 ребенка.

Текущая диагностика

Выявить особенности динамики развития каждого ребенка. Оценить правильность выбранного содержания коррекционной работы с каждым ребенком.

январь

Обучающиеся, посещающие занятия и вновь прибывшие:

- 2 класс – 1 реб.;

- 3 класс – 1 реб.

Всего: 24 ребенка.

Итоговая

(индивидуальная) 

Определить характер динамики. Оценить результативность коррекционной работы. Составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого обучающегося.

май

Обучающиеся, посещающие занятия.

Всего: 27 детей.

     В сентябре 2023 года была проведена первичная диагностика, которую прошли 22 обучающийся с 1 по 9 класс. Все обучающиеся имеют заключение ТПМПК с разными нарушениями (2 ребенка слабовидящих, 1 ребенок ТМНР, 19 детей с ЗПР) для определения и составления индивидуального маршрута и коррекционной программы на 2023-2024 учебный год.

По результатам первичной диагностики у обучающихся были выявлены следующие нарушения:

- уровень познавательной деятельности не соответствует возрастным нормам обучающихся;

- нарушения познавательной сферы и видов ВПФ;

- нарушения пространственно-временных представлений и ориентировок;

- недостаточный запас знаний и представлений об окружающем мире;

- недостаточный уровень развития математических представлений;

- недостаточный уровень развития конструктивных навыков, общей и мелкой моторики, графо-моторных навыков;

- низкие учебные возможности и уровень саморегуляции и др.

     По данным диагностики и в соответствии с рекомендациями ТПМПК, для каждого обучающегося был составлен индивидуальный образовательный маршрут дефектологического сопровождения и коррекционная программа, в которую входил план индивидуальных коррекционно-развивающих занятий и календарно-тематическое планирование.

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа включала следующие направления:

  1. формирование и развитие ВПФ посредством программного материала (внимания, памяти, мышления, воображения, речи);
  2. формирование приемов умственной деятельности и мыслительных операций (анализ, синтез, обобщения, сопоставления и т.д.);
  3. коррекция овладения системой понятий и развитие познавательной сферы (умение устанавливать отношения и связи между предметами, явлениями и т.д.);
  4. коррекция и развитие пространственно-временных представлений и ориентировок;
  5. коррекция и развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков;
  6. формирование функций программирования и контроля собственной деятельности и др.

     В январе 2024г. была проведена промежуточная диагностика развития обучающихся с целью отслеживания динамики и внесения изменений в индивидуальные образовательные маршруты. Также была проведена первичная диагностика для вновь прибывших обучающихся (2 ребенка с ЗПР – 2,3 класс) для составления индивидуального образовательного маршрута дефектологического сопровождения и коррекционной программы с учетом их индивидуальных особенностей.

     В мае 2024 г. была проведена итоговая диагностика, которую прошли 27 детей. Итоговая диагностика показала положительную динамику развития у 87 % обучающихся. Обучающиеся стали более успешно применять свои знания, умения, навыки в самостоятельной и практической деятельности; выполняют требования педагогов, соблюдают инструкции; пользуются правилами, схемами, алгоритмами для выполнения подобных заданий и т.д.

Направления диагностики

Первичная диагностика

Промежуточная диагностика

Итоговая диагностика

1

Общая и мелкая моторика

- низкий уровень – 0 детей, 0%;

- ниже среднего – 4 ребенка, 18%;

- средний уровень – 18 детей, 82 %;

-выше среднего-0 детей, 0%;

- высокий уровень – 0 детей, 0%.

- низкий уровень – 0 детей, 0%;

- ниже среднего – 2 ребенка, 8%;

- средний уровень – 20 детей, 84 %;

-выше среднего-2 ребенка, 8%;

- высокий уровень – 0 детей, 0%.

-  низкий уровень – 0 детей, 0%;

- ниже среднего – 0 детей, 0 %;

- средний уровень – 20 детей, 74 %;

-выше среднего-7 детей, 36 %;

- высокий уровень – 0 детей, 0%.

2

ВПФ (память, внимание, мышление, восприятие, воображение и др.)

- низкий уровень – 0 детей, 0%;

- ниже среднего – 4 ребенка, 18%;

- средний уровень – 18 детей, 82%;

-выше среднего-0 детей, 0%;

- высокий уровень – 0 детей, 0%.

- низкий уровень – 0 детей, 0%;

- ниже среднего – 2 ребенка, 8%;

- средний уровень – 20 детей, 84%;

-выше среднего-2 ребенка, 8%;

- высокий уровень – 0 детей, 0%.

- низкий уровень – 0 детей, 0%;

- ниже среднего – 0 детей, 0 %;

- средний уровень – 20 детей, 74 %;

-выше среднего-7 детей, 36 %;

- высокий уровень – 0 детей, 0%.

3

Речевое развитие

- низкий уровень – 0 детей, 0%;

- ниже среднего – 4 ребенка, 18%;

- средний уровень – 18 детей, 82%;

-выше среднего-0 детей, 0%;

- высокий уровень – 0 детей, 0%.

- низкий уровень – 0 детей, 0%;

- ниже среднего – 2 ребенка, 8%;

- средний уровень – 20 детей, 84 %;

-выше среднего-2 детей, 8%;

- высокий уровень – 0 детей, 0%.

- низкий уровень – 0 детей, 0%;

- ниже среднего – 0 детей, 0 %;

- средний уровень – 20 детей, 74 %;

-выше среднего-7 детей, 36 %;

- высокий уровень – 0 детей, 0%.

4

Овладение сенсорными эталонами

- низкий уровень – 0 детей, 0%;

- ниже среднего – 4 ребенка, 18%;

- средний уровень – 18 детей, 82%;

-выше среднего-0 детей, 0%;

- высокий уровень – 0 детей, 0%.

- низкий уровень – 0 детей, 0%;

- ниже среднего – 2 ребенка, 8%;

- средний уровень – 20 детей, 84 %;

-выше среднего-2 детей, 8%;

- высокий уровень – 0 детей, 0%.

- низкий уровень – 0 детей, 0%;

- ниже среднего – 0 детей, 0 %;

- средний уровень – 20 детей, 74 %;

-выше среднего-7 детей, 36 %;

- высокий уровень – 0 детей, 0%.

5

Познавательная деятельность

- низкий уровень – 0 детей, 0%;

- ниже среднего – 4 ребенка, 18%;

- средний уровень – 18 детей, 82%;

-выше среднего-0 детей, 0%;

- высокий уровень – 0 детей, 0%.

- низкий уровень – 0 детей, 0%;

- ниже среднего – 2 ребенка, 8%;

- средний уровень – 20 детей, 84 %;

-выше среднего-2 детей, 8%;

- высокий уровень – 0 детей, 0%.

- низкий уровень – 0 детей, 0%;

- ниже среднего – 0 детей, 0 %;

- средний уровень – 20 детей, 74 %;

-выше среднего-7 детей, 36 %;

- высокий уровень – 0 детей, 0%.

6

Сформированность учебных навыков

- низкий уровень – 0 детей, 0%;

- ниже среднего – 4 ребенка, 18%;

- средний уровень – 18 детей, 82%;

-выше среднего-0 детей, 0%;

- высокий уровень – 0 детей, 0%.

- низкий уровень – 0 детей, 0%;

- ниже среднего – 2 ребенка, 8%;

- средний уровень – 20 детей, 84 %;

-выше среднего-2 детей, 8%;

- высокий уровень – 0 детей, 0%.

- низкий уровень – 0 детей, 0%;

- ниже среднего – 0 детей, 0 %;

- средний уровень – 20 детей, 74 %;

-выше среднего-7 детей, 36 %;

- высокий уровень – 0 детей, 0%.

7

Социально-бытовая ориентировка

- низкий уровень – 0 детей, 0%;

- ниже среднего – 4 ребенка, 18%;

- средний уровень – 18 детей, 82%;

-выше среднего-0 детей, 0%;

- высокий уровень – 0 детей, 0%.

- низкий уровень – 0 детей, 0%;

- ниже среднего – 2 ребенка, 8%;

- средний уровень – 20 детей, 84 %;

-выше среднего-2 детей, 8%;

- высокий уровень – 0 детей, 0%.

- низкий уровень – 0 детей, 0%;

- ниже среднего – 0 детей, 0 %;

- средний уровень – 20 детей, 74 %;

-выше среднего-7 детей, 36 %;

- высокий уровень – 0 детей, 0%.

8

Пространственная ориентировка

- низкий уровень – 0 детей, 0%;

- ниже среднего – 4 ребенка, 18%;

- средний уровень – 18 детей, 82%;

-выше среднего-0 детей, 0%;

- высокий уровень – 0 детей, 0%.

- низкий уровень – 0 детей, 0%;

- ниже среднего – 2 ребенка, 8%;

- средний уровень – 20 детей, 84 %;

-выше среднего-2 детей, 8%;

- высокий уровень – 0 детей, 0%.

- низкий уровень – 0 детей, 0%;

- ниже среднего – 0 детей, 0 %;

- средний уровень – 20 детей, 74 %;

-выше среднего-7 детей, 36 %;

- высокий уровень – 0 детей, 0%.

9

Уровень учебной деятельности

- низкий уровень – 0 детей, 0%;

- ниже среднего – 4 ребенка, 18%;

- средний уровень – 18 детей, 82%;

-выше среднего-0 детей, 0%;

- высокий уровень – 0 детей, 0%.

- низкий уровень – 0 детей, 0%;

- ниже среднего – 2 ребенка, 8%;

- средний уровень – 20 детей, 84 %;

-выше среднего-2 детей, 8%;

- высокий уровень – 0 детей, 0%.

- низкий уровень – 0 детей, 0%;

- ниже среднего – 0 детей, 0 %;

- средний уровень – 20 детей, 74 %;

-выше среднего-7 детей, 36 %;

- высокий уровень – 0 детей, 0%.

10

Самостоятельная работа

- низкий уровень – 0 детей, 0%;

- ниже среднего – 4 ребенка, 18%;

- средний уровень – 18 детей, 82%;

-выше среднего-0 детей, 0%;

- высокий уровень – 0 детей, 0%.

- низкий уровень – 0 детей, 0%;

- ниже среднего – 2 ребенка, 8%;

- средний уровень – 20 детей, 84 %;

-выше среднего-2 детей, 8%;

- высокий уровень – 0 детей, 0%.

- низкий уровень – 0 детей, 0%;

- ниже среднего – 0 детей, 0 %;

- средний уровень – 20 детей, 74 %;

-выше среднего-7 детей, 36 %;

- высокий уровень – 0 детей, 0%.

 

Задачи на 2024-2025 учебный год:

- выявление нарушений и их коррекция у вновь прибывших обучающихся,

- отслеживание динамики развития детей, посещающих занятия, корректировка индивидуальных коррекционных программ и маршрутов, приемов, методов работы,

- организация работы с родителями (законными представителями) для устранения имеющихся пробелов развития детей и усвоения АООП, согласно нозологии.

Дата: 31.05.2024г.                                 Учитель-дефектолог: Доронина Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по профориентационной работе на 2023-2024 учебный год

С 1 сентября 2023 г. в школах Российской Федерации внедряется единая модель профориентационной деятельности....

План воспитательной работы на 2023-2024 учебный год

Пояснительная запискаПлан воспитательной работы разработан согласно Программы воспитания Государственного казенного общеобразовательного учреждения города Москвы «Специальная (коррекционная) общ...

План работы ШМО 2023-2024 учебный год

Работа ШМО естественно-математического цикла...

План воспитательной работы на 2023-2024 учебный год

План воспитательной работы на 2023-2024 учебный год...

Отчет по методической работе за 2023 -2024 учебный год. Художественная направленность

Отчет по методической работеза 2023 -2024  учебный год.Художественная  направленность...

ПЛАН УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ на 2023-2024 учебный год

В работе представлены методическая тема, цель работы методического совета техникума, конкретизированная в задачах, а также  таблица с наименованием мероприятий, сроками и ответственными, распреде...