Отчет о работе за 2023 - 2024 учебный год
материал
Отчет о работе за 2023 - 2024 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet-2023-2024-doronina_n.v.docx | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя школа №5»
ОТЧЕТ
о работе учителя-дефектолога
Дорониной
Натальи Владимировны
за 2023-2024 учебный год
Отчет учителя-дефектолога о проделанной работе за 2023-2024 учебный год.
Цель работы учителя-дефектолога: своевременная коррекционная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья при освоении программного минимума содержания образования в условиях образовательной организации; коррекция недостатков и развитие учебно-познавательной сферы обучающихся в динамике образовательного процесса.
Задачи работы:
1) Динамическое изучение развития обучающихся, контроль над соответствием программы обучения за реальными достижениями и уровнем развития детей.
2) Разработка индивидуальных комплексных программ развития в условиях взаимодействия педагогов психолого-медико-педагогического консилиума ОУ (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель).
3) Определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или) компенсации нарушений познавательного развития с учетом структуры, степени тяжести, а также индивидуально-личностных особенностей обучающихся.
4) Проведение индивидуальных, подгрупповых и (или) групповых коррекционных занятий с детьми, испытывающими трудности в овладении программного материала.
5) Консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и
содержания коррекционной работы с обучающимися.
6) Повышение компетентности родителей (законных представителей) обучающихся в вопросах коррекционной педагогики; привлечение к активному участию в коррекционно-воспитательном процессе, используя разные формы взаимодействия.
Работа в учебном году была построена в соответствии с обязанностями и правами, которые определяют рамки профессиональной компетенции, и осуществлялась по направлениям:
- диагностическое направление,
- коррекционное направление,
- аналитическое направление,
- консультативно-просветительское и профилактическое направление,
- организационно-методическое направление.
1). Диагностическое направление.
- Первичную диагностику прошли 22 обучающихся с 1 по 9 класс. Все обучающиеся имеют заключение ТПМПК с разными нарушениями (2 ребенка слабовидящих, 1 ребенок ТМНР, 19 детей с ЗПР) для определения индивидуальной работы и составления коррекционной программы на 2023-2024 учебный год.
По результатам первичной диагностики у обучающихся были выявлены следующие нарушения: интеллектуальная недостаточность; уровень познавательной деятельности не соответствует возрастным нормам обучающихся; нарушения познавательной сферы и видов ВПФ; нарушения пространственно-временных представлений и ориентировок; недостаточный запас знаний и представлений об окружающем мире; недостаточный уровень развития математических представлений; недостаточный уровень развития конструктивных навыков, общей и мелкой моторики, графо-моторных навыков; низкие учебные возможности и уровень самоконтроля и др.
- Промежуточную диагностику прошли 22 человека и первичную (вновь прибывшие 2 ребенка с ЗПР).
- Итоговую диагностику для контроля эффективности коррекционной работы прошли 27 обучающихся, которые показали положительную динамику развития.
Используемые диагностические методики: Медведева А.Е. «Методическое пособие для школьного дефектолога: материалы для проведения нейродефектологического обследования школьников».
2). Коррекционное направление.
После проведения диагностического обследования, в рамках данного направления, были разработаны индивидуальные коррекционные программы для обучающихся с учетом их нарушений:
- Рабочая программа курса «Коррекционно-развивающие занятия дефектолога» на 2023-2024 г., разработанная на основе АООП для обучающихся с ЗПР (Вариант 7.2, 1-4 класс);
- Рабочая программа курса «Коррекционно-развивающие занятия дефектолога» на 2023-2024 г., разработанные на основе АООП для обучающихся с ЗПР с учетом психофизических особенностей слабовидящего обучающегося (Вариант 7.2, 1-4 класс);
- Рабочая программа курса «Коррекционно-развивающие занятия дефектолога» на 2023-2024 г., разработанные на основе АООП для обучающихся с ЗПР (5-9 класс);
- Рабочая программа курса «Коррекционно-развивающие занятия дефектолога» на 2023-2024 г., разработанные на основе АООП для слабовидящих обучающихся (8 класс).
В течение учебного года проводились индивидуальные коррекционные занятия с обучающимися для коррекции познавательной и мыслительной деятельности, развития продуктивной учебно-познавательной деятельности, развития компенсаторных способов деятельности; формирование и развитие ВПФ (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия); формирование пространственно-временных представлений и координации, коррекцию и восполнение пробелов индивидуальных пробелов в знаниях и др.
3). Аналитическое направление.
На протяжении учебного года были составлены и заполнялись следующие документы для реализации образовательного процесса:
- расписание и график работы учителя-дефектолога,
- циклограмма рабочего времени,
- перспективный (годовой) план работы учителя-дефектолога,
- дефектологические карты обучающихся,
- индивидуальный план сопровождения (индивидуальный маршрут, адаптированная программа);
- журнал учета посещений коррекционных занятий,
- паспорт кабинета.
4). Консультативно-просветительское и профилактическое направление.
Проводилась консультативно-просветительская работа с педагогами и родителями.
- Составлены консультации и памятки: («Индивидуальная работа с детьми с ОВЗ», «Развитие психических процессов у школьников с ОВЗ» и др.).
- Выступление на педагогическом совете «Особенности организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ».
- Осуществлялось консультирование педагогов и родителей по вопросам развития познавательных способностей и мыслительных операций детей с ОВЗ на уроках и в домашних условиях.
Для детей были подготовлены картотеки игр и упражнений на развитие познавательных и психических процессов.
5). Организационно-методическое направление.
- Организовано проведение дефектологического обследования обучающихся с разными нозологиями (со 1 по 9 класс), имеющих заключение ТПМПК.
- Составлены и согласованы списки обучающихся, расписание занятий, годовой и перспективный план работы учителя-дефектолога.
- Составлены и утверждены рабочие программы для обучающихся.
- Оформлена, согласована и утверждена документация для коррекционной работы.
В течение учебного года повышала свой профессиональный уровень: прослушала вебинары «Методы нейропсихологии для коррекции памяти и внимания», «Инклюзивное измерение современного образовательного пространства».
Разработала картотеки игр и упражнений на развитие познавательных и психических процессов у детей с ОВЗ.
Таким образом, анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что дефектологическая работа проводилась в соответствии с годовым планом и по всем направлениям.
Поставленные задачи на 2023 – 2024 учебный год выполнены.
Дата:31.05.2024г. Учитель-дефектолог: Доронина Н.В.
Аналитическая справка о результатах педагогического мониторинга коррекционно-развивающей работы за 2023 – 2024 учебный год
В течение учебного года было проведено три этапа диагностики обучающихся. При проведении диагностики использовались: Материалы для проведения комплексного нейродефектологического обследования школьников А.Е. Медведевой.
Виды диагностики | Цель обследования | Сроки проведения | Класс (обучающиеся) |
Первичная (индивидуальная)
| Определить особенности познавательной и учебной деятельности, уровень умственного развития обучающихся для составления ИОМ и коррекционной программы. | сентябрь | Первичная (индивидуальная) 1 класс- 4 реб.; 2 класс – 1 реб.; 3 класс – 1 реб.; 4 класс – 1 реб.; 5 класс – 11 дет; 8 класс – 2 реб.; 9 класс – 2 реб. Всего: 22 ребенка. |
Текущая диагностика | Выявить особенности динамики развития каждого ребенка. Оценить правильность выбранного содержания коррекционной работы с каждым ребенком. | январь | Обучающиеся, посещающие занятия и вновь прибывшие: - 2 класс – 1 реб.; - 3 класс – 1 реб. Всего: 24 ребенка. |
Итоговая (индивидуальная) | Определить характер динамики. Оценить результативность коррекционной работы. Составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого обучающегося. | май | Обучающиеся, посещающие занятия. Всего: 27 детей. |
В сентябре 2023 года была проведена первичная диагностика, которую прошли 22 обучающийся с 1 по 9 класс. Все обучающиеся имеют заключение ТПМПК с разными нарушениями (2 ребенка слабовидящих, 1 ребенок ТМНР, 19 детей с ЗПР) для определения и составления индивидуального маршрута и коррекционной программы на 2023-2024 учебный год.
По результатам первичной диагностики у обучающихся были выявлены следующие нарушения:
- уровень познавательной деятельности не соответствует возрастным нормам обучающихся;
- нарушения познавательной сферы и видов ВПФ;
- нарушения пространственно-временных представлений и ориентировок;
- недостаточный запас знаний и представлений об окружающем мире;
- недостаточный уровень развития математических представлений;
- недостаточный уровень развития конструктивных навыков, общей и мелкой моторики, графо-моторных навыков;
- низкие учебные возможности и уровень саморегуляции и др.
По данным диагностики и в соответствии с рекомендациями ТПМПК, для каждого обучающегося был составлен индивидуальный образовательный маршрут дефектологического сопровождения и коррекционная программа, в которую входил план индивидуальных коррекционно-развивающих занятий и календарно-тематическое планирование.
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа включала следующие направления:
- формирование и развитие ВПФ посредством программного материала (внимания, памяти, мышления, воображения, речи);
- формирование приемов умственной деятельности и мыслительных операций (анализ, синтез, обобщения, сопоставления и т.д.);
- коррекция овладения системой понятий и развитие познавательной сферы (умение устанавливать отношения и связи между предметами, явлениями и т.д.);
- коррекция и развитие пространственно-временных представлений и ориентировок;
- коррекция и развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков;
- формирование функций программирования и контроля собственной деятельности и др.
В январе 2024г. была проведена промежуточная диагностика развития обучающихся с целью отслеживания динамики и внесения изменений в индивидуальные образовательные маршруты. Также была проведена первичная диагностика для вновь прибывших обучающихся (2 ребенка с ЗПР – 2,3 класс) для составления индивидуального образовательного маршрута дефектологического сопровождения и коррекционной программы с учетом их индивидуальных особенностей.
В мае 2024 г. была проведена итоговая диагностика, которую прошли 27 детей. Итоговая диагностика показала положительную динамику развития у 87 % обучающихся. Обучающиеся стали более успешно применять свои знания, умения, навыки в самостоятельной и практической деятельности; выполняют требования педагогов, соблюдают инструкции; пользуются правилами, схемами, алгоритмами для выполнения подобных заданий и т.д.
№ | Направления диагностики | Первичная диагностика | Промежуточная диагностика | Итоговая диагностика |
1 | Общая и мелкая моторика | - низкий уровень – 0 детей, 0%; - ниже среднего – 4 ребенка, 18%; - средний уровень – 18 детей, 82 %; -выше среднего-0 детей, 0%; - высокий уровень – 0 детей, 0%. | - низкий уровень – 0 детей, 0%; - ниже среднего – 2 ребенка, 8%; - средний уровень – 20 детей, 84 %; -выше среднего-2 ребенка, 8%; - высокий уровень – 0 детей, 0%. | - низкий уровень – 0 детей, 0%; - ниже среднего – 0 детей, 0 %; - средний уровень – 20 детей, 74 %; -выше среднего-7 детей, 36 %; - высокий уровень – 0 детей, 0%. |
2 | ВПФ (память, внимание, мышление, восприятие, воображение и др.) | - низкий уровень – 0 детей, 0%; - ниже среднего – 4 ребенка, 18%; - средний уровень – 18 детей, 82%; -выше среднего-0 детей, 0%; - высокий уровень – 0 детей, 0%. | - низкий уровень – 0 детей, 0%; - ниже среднего – 2 ребенка, 8%; - средний уровень – 20 детей, 84%; -выше среднего-2 ребенка, 8%; - высокий уровень – 0 детей, 0%. | - низкий уровень – 0 детей, 0%; - ниже среднего – 0 детей, 0 %; - средний уровень – 20 детей, 74 %; -выше среднего-7 детей, 36 %; - высокий уровень – 0 детей, 0%. |
3 | Речевое развитие | - низкий уровень – 0 детей, 0%; - ниже среднего – 4 ребенка, 18%; - средний уровень – 18 детей, 82%; -выше среднего-0 детей, 0%; - высокий уровень – 0 детей, 0%. | - низкий уровень – 0 детей, 0%; - ниже среднего – 2 ребенка, 8%; - средний уровень – 20 детей, 84 %; -выше среднего-2 детей, 8%; - высокий уровень – 0 детей, 0%. | - низкий уровень – 0 детей, 0%; - ниже среднего – 0 детей, 0 %; - средний уровень – 20 детей, 74 %; -выше среднего-7 детей, 36 %; - высокий уровень – 0 детей, 0%. |
4 | Овладение сенсорными эталонами | - низкий уровень – 0 детей, 0%; - ниже среднего – 4 ребенка, 18%; - средний уровень – 18 детей, 82%; -выше среднего-0 детей, 0%; - высокий уровень – 0 детей, 0%. | - низкий уровень – 0 детей, 0%; - ниже среднего – 2 ребенка, 8%; - средний уровень – 20 детей, 84 %; -выше среднего-2 детей, 8%; - высокий уровень – 0 детей, 0%. | - низкий уровень – 0 детей, 0%; - ниже среднего – 0 детей, 0 %; - средний уровень – 20 детей, 74 %; -выше среднего-7 детей, 36 %; - высокий уровень – 0 детей, 0%. |
5 | Познавательная деятельность | - низкий уровень – 0 детей, 0%; - ниже среднего – 4 ребенка, 18%; - средний уровень – 18 детей, 82%; -выше среднего-0 детей, 0%; - высокий уровень – 0 детей, 0%. | - низкий уровень – 0 детей, 0%; - ниже среднего – 2 ребенка, 8%; - средний уровень – 20 детей, 84 %; -выше среднего-2 детей, 8%; - высокий уровень – 0 детей, 0%. | - низкий уровень – 0 детей, 0%; - ниже среднего – 0 детей, 0 %; - средний уровень – 20 детей, 74 %; -выше среднего-7 детей, 36 %; - высокий уровень – 0 детей, 0%. |
6 | Сформированность учебных навыков | - низкий уровень – 0 детей, 0%; - ниже среднего – 4 ребенка, 18%; - средний уровень – 18 детей, 82%; -выше среднего-0 детей, 0%; - высокий уровень – 0 детей, 0%. | - низкий уровень – 0 детей, 0%; - ниже среднего – 2 ребенка, 8%; - средний уровень – 20 детей, 84 %; -выше среднего-2 детей, 8%; - высокий уровень – 0 детей, 0%. | - низкий уровень – 0 детей, 0%; - ниже среднего – 0 детей, 0 %; - средний уровень – 20 детей, 74 %; -выше среднего-7 детей, 36 %; - высокий уровень – 0 детей, 0%. |
7 | Социально-бытовая ориентировка | - низкий уровень – 0 детей, 0%; - ниже среднего – 4 ребенка, 18%; - средний уровень – 18 детей, 82%; -выше среднего-0 детей, 0%; - высокий уровень – 0 детей, 0%. | - низкий уровень – 0 детей, 0%; - ниже среднего – 2 ребенка, 8%; - средний уровень – 20 детей, 84 %; -выше среднего-2 детей, 8%; - высокий уровень – 0 детей, 0%. | - низкий уровень – 0 детей, 0%; - ниже среднего – 0 детей, 0 %; - средний уровень – 20 детей, 74 %; -выше среднего-7 детей, 36 %; - высокий уровень – 0 детей, 0%. |
8 | Пространственная ориентировка | - низкий уровень – 0 детей, 0%; - ниже среднего – 4 ребенка, 18%; - средний уровень – 18 детей, 82%; -выше среднего-0 детей, 0%; - высокий уровень – 0 детей, 0%. | - низкий уровень – 0 детей, 0%; - ниже среднего – 2 ребенка, 8%; - средний уровень – 20 детей, 84 %; -выше среднего-2 детей, 8%; - высокий уровень – 0 детей, 0%. | - низкий уровень – 0 детей, 0%; - ниже среднего – 0 детей, 0 %; - средний уровень – 20 детей, 74 %; -выше среднего-7 детей, 36 %; - высокий уровень – 0 детей, 0%. |
9 | Уровень учебной деятельности | - низкий уровень – 0 детей, 0%; - ниже среднего – 4 ребенка, 18%; - средний уровень – 18 детей, 82%; -выше среднего-0 детей, 0%; - высокий уровень – 0 детей, 0%. | - низкий уровень – 0 детей, 0%; - ниже среднего – 2 ребенка, 8%; - средний уровень – 20 детей, 84 %; -выше среднего-2 детей, 8%; - высокий уровень – 0 детей, 0%. | - низкий уровень – 0 детей, 0%; - ниже среднего – 0 детей, 0 %; - средний уровень – 20 детей, 74 %; -выше среднего-7 детей, 36 %; - высокий уровень – 0 детей, 0%. |
10 | Самостоятельная работа | - низкий уровень – 0 детей, 0%; - ниже среднего – 4 ребенка, 18%; - средний уровень – 18 детей, 82%; -выше среднего-0 детей, 0%; - высокий уровень – 0 детей, 0%. | - низкий уровень – 0 детей, 0%; - ниже среднего – 2 ребенка, 8%; - средний уровень – 20 детей, 84 %; -выше среднего-2 детей, 8%; - высокий уровень – 0 детей, 0%. | - низкий уровень – 0 детей, 0%; - ниже среднего – 0 детей, 0 %; - средний уровень – 20 детей, 74 %; -выше среднего-7 детей, 36 %; - высокий уровень – 0 детей, 0%. |
Задачи на 2024-2025 учебный год:
- выявление нарушений и их коррекция у вновь прибывших обучающихся,
- отслеживание динамики развития детей, посещающих занятия, корректировка индивидуальных коррекционных программ и маршрутов, приемов, методов работы,
- организация работы с родителями (законными представителями) для устранения имеющихся пробелов развития детей и усвоения АООП, согласно нозологии.
Дата: 31.05.2024г. Учитель-дефектолог: Доронина Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по профориентационной работе на 2023-2024 учебный год
С 1 сентября 2023 г. в школах Российской Федерации внедряется единая модель профориентационной деятельности....
План воспитательной работы на 2023-2024 учебный год
Пояснительная запискаПлан воспитательной работы разработан согласно Программы воспитания Государственного казенного общеобразовательного учреждения города Москвы «Специальная (коррекционная) общ...
План работы ШМО 2023-2024 учебный год
Работа ШМО естественно-математического цикла...
План воспитательной работы на 2023-2024 учебный год
План воспитательной работы на 2023-2024 учебный год...
Отчет по методической работе за 2023 -2024 учебный год. Художественная направленность
Отчет по методической работеза 2023 -2024 учебный год.Художественная направленность...
ПЛАН УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ на 2023-2024 учебный год
В работе представлены методическая тема, цель работы методического совета техникума, конкретизированная в задачах, а также таблица с наименованием мероприятий, сроками и ответственными, распреде...