Доклад на Педагогическом совете
материал
Текст выступления на Педагогическом совете, проведенном в январе 2021 года в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3" в январе 2021 года, на тему: "Правовые и методологические основы организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий. Определение понятий «дистанционное обучение», «электронное обучение», «дистанционные образовательные технологии», «образовательные платформы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_1.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Правовые и методологические основы организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий. Определение понятий «дистанционное обучение», «электронное обучение», «дистанционные образовательные технологии»
В реалиях настоящего времени, когда бывают такие периоды, что в связи с эпидемиологической обстановкой школам необходимо реализовывать в дистанционной форме с помощью электронных образовательных платформ необходимо руководствоваться нормативно правовым обеспечением дистанционного обучения.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 -ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об образовании в Российской Федерации». Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Электронное обучение — организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Дистанционные образовательные технологии — образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Если обратиться к истории, то в Федеральном законе Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании»» был узаконен процесс электронного обучения: «При реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».[1]
«Дистанционное обучение», «электронное обучение», «сетевое обучение», «виртуальное обучение» - эти словосочетания уже прочно вошли в нашу жизнь благодаря многим исследователям, которые занимались разработкой вопросов, связанных с этими формами организации образовательного процесса.
Однако очень часто происходит смешение понятий «дистанционное обучение», «электронное обучение», «сетевое обучение» и «виртуальное обучение».
Что же подразумевается под электронным обучением в официальных документах?
Если обратиться к определению, приведенному в ФЗ Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании»[2], то первым необходимым критерием, который характеризует «электронное обучение», является то, что информация, используемая при обучении, содержится в «базе данных». Гражданский кодекс РФ в статье 1260 определяет «базу данных» как представленную в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчётов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ).[3]
Получается, что весь спектр учебно-методических материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса в условиях электронного обучения, должен быть структурирован в электронном виде.
Также из определения, представленного в Законе, следует, что обработка этой информации осуществляется при помощи специальных информационных технологий и технических средств, а для осуществления эффективного взаимодействия между участниками образовательного процесса необходимо иметь налаженную информационно-коммуникационную сеть.
Отсюда следует, что для осуществления образовательного процесса в условиях электронного обучения необходимо соблюдение следующих параметров:
1) информация, требующаяся для осуществления процесса обучения, должна быть структурирована в электронном виде;
2) для обработки и передачи данной информации необходимо задействовать определенные технические средства и информационные технологии;
3) для передачи информации необходимо иметь налаженную линию связи.
Опираясь на приведенные выше критерии, попробуем уточнить определение электронного обучения. Электронное обучение предполагает передачу учебно-методической информации, необходимой для осуществления эффективного образовательного процесса, между его участниками при помощи определенных информационных технологий посредством налаженной информационно-коммуникативной сети.
Такое обучение может осуществляться в любое удобное для слушателя время и в любом месте, что позволяет решить проблемы, связанные со временем, посещаемостью и транспортом, которые могут возникать при традиционной форме обучения.
Перейдем теперь к вопросу о том, являются ли синонимами словосочетания «электронное обучение», «дистанционное обучение», «сетевое обучение», «виртуальное обучение» или они органично дополняют друг друга? Начнем с понятия «дистанционное обучение». Для этого обратимся к словарям и трудам современных российских исследователей.
Большая российская энциклопедия определяет дистанционное обучение как процесс целенаправленного и методически организованного обучения с применением средств информационных и коммуникативных технологий, при котором преподаватель и обучаемые разделены во времени и пространстве».[4]
А.Н. Богомолов в своей работе «Сетевое обучение и формы его реализации в учебном процессе (на примере курса дистанционного обучения русскому языку как иностранному «В эфире Россия»)» использует такое определение: «Дистанционное обучение - это целенаправленный синхронный или асинхронный процесс взаимодействия субъектов учебного процесса между собой и со средствами обучения на расстоянии при помощи специализированной образовательной среды, базирующейся на использовании информационно-телекоммуникационных технологий».[5]
В Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России находим такой вариант: «Под дистанционным образованием … понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.)
Дистанционное образование является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации».[6]
Из приведенных выше формулировок следует, что для дистанционного обучения главным определяющим признаком, помимо использования информационных технологий, является удаленность участников образовательного процесса друг от друга. Осуществляться же дистанционное обучение может как с применением информационных технологий, так и без них. В связи с этим исследователи выделяют несколько видов дистанционных технологий, применяемых в процессе обучения.
Первоначально использовались кейс-технологии. Каждый учебный курс обеспечивался специальным учебным пособием, программой и методическими указаниями, помогающими осваивать учебный материал. Модульный принцип формирования учебных планов позволил успешно сочетать потребности и возможности обучаемых с требованиями установленных образовательных стандартов. В процессе внедрения кейс-технологии были детально проработаны: технология создания удаленного учебного центра, территориально расположенного вблизи места проживания обучаемых; система работы с авторами - разработчиками курсов и тьюторами; порядок взаимоотношений базового учебного заведения с территориальными учебными центрами в ходе учебного процесса.
Развитие глобальной компьютерной сети Интернет предопределило появление и широкое распространение во многих странах мира сетевых технологий обучения через сеть Интернет (Интернет-обучение).
Для образовательной деятельности ныне характерно использование электронного обучения (Е-Еducation), включающего в себя использование Интернет-технологий, электронных библиотек, учебно-методических мультимедиа материалов, удаленных лабораторных практикумов и т.д.
Таким образом, сетевое и виртуальное обучение являются видами дистанционного. Попробуем дать определения и им.
Виртуальное обучение. В новейшем словаре иностранных слов и выражений термин «виртуальный» определяется как «возможный; такой, который может или должен появиться при определённых условиях»[7].
В Википедии находим следующую формулировку: «Виртуальное обучение — процесс и результат коммуникативного взаимодействия субъектов и объектов образования в виртуальной образовательной среде, специфику содержания которой определяют конкретные субъекты и объекты только и во время самого взаимодействия»[8].
Как видим, для осуществления виртуального обучения обязательным является создание определенных условий, виртуальной среды, а сам процесс обучения реализуется при помощи сети Интернет.
Виртуальные курсы, как правило, открыты для всех, заниматься можно в любом месте, где есть компьютер с выходом в Интернет. Получая или отсылая информацию, связанную с изучением курса (например, выполнение контрольных работ по пройденным темам), обучающийся постоянно взаимодействует и с преподавателем, и с другими студентами. Преподаватель, который ведет тот или иной виртуальный курс, разрабатывает учебные планы, проводит занятия в виртуальном классе, организует и направляет дискуссию по изучаемой теме, отвечает на вопросы студентов и, естественно, проверяет правильность выполнения заданий. Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с учителем по телефону, электронной почте, посредством средств телекоммуникации, а также очно.
Важно то, что система дистанционного обучения призвана не подменять, а дополнять традиционную систему образования. Использование технологий дистанционного обучения даёт широкие возможности для управления учебной деятельностью школьников, формирует новый характер взаимодействия учителя и ученика (партнёрство, совместное решение учебных задач), новые формы оперативного контроля учебной деятельности (онлайн-консультирование, рецензирование всех работ обучающихся, создание электронного портфолио).
Преимущества дистанционного обучения и телекоммуникаций позволяет:
- решить проблему интерактивного общения при взаимодействии учителя и учащихся, учителя и учебной группы, отдельного учащегося и учебной группы;
- обеспечить постоянный контроль за степенью усвоения учебного материала;
- обеспечить учащихся учебными материалами и учебной информацией, хранящимися на разнообразных информационных серверах и в базах данных телекоммуникационных сетей;
- развить у учащихся мастерство самостоятельного обучения, персональной "информационной навигации";
- обеспечить вариативное обучение учащихся с помощью смоделированного материала курса по предмету;
- обеспечить гибкое обучение с возможностью индивидуально построенного курса по предмету;
- обучение детей с особыми образовательными потребностями, а также часто болеющих детей;
- работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);
- оказание помощи учащимся по самостоятельному освоению отдельных тем или разделов школьного курса;
- оказание помощи по углубленному/профильному изучению интересующих учащихся предметов.
Учителю, в отличие от очных форм обучения необходимо уметь на расстоянии определять психологический настрой и психологические особенности своих учеников. Увлеченный ученик не хочет ждать определенного времени, отправляя задание или вопрос, он хочет знать результат, ответ прямо сейчас, иначе начинает нервничать, обижаться. Необходимо формировать культуру коммуникации в сетях. Все это требует от педагога достаточно сложных знаний и умений, специальной и достаточной подготовки, второго образования. Опять же при планировании дистанционного урока обязательно использовать здоровьесберегающие технологии, соблюдение времени за компьютером, положительные эмоции и прочее.
- Дистанционное образование требует максимального участия родителей. Все эти проблемы решаемы, как только будет отлажена система дистанционного обучения, результаты будут очевидны.
Для устранения проблем при обучении с применением дистанционных технологий важно учитывать, что в виртуальном пространстве большую роль играют мотивация и заинтересованность учащегося. Даже самые лучшие и передовые технологии, такие как информационные и психолого-педагогические, без оптимизации учебного процесса могут оказать обратное воздействие, поэтому для качественного и доступного образования недостаточно просто внедрить систему дистанционного образования в процесс обучения, необходим творческий подход к делу, создание налаженной системы организации учебной деятельности учителей и учащихся.
Обучение с применением дистанционных образовательных технологий - это всего лишь специфическая форма организации обучения, требующая изменения устоев традиционного учебного процесса и пересмотра принципов и методов в педагогической деятельности.
Использование дистанционных технологий стимулирует педагога к постоянному самообразованию и саморазвитию, ведь оно предполагает умение: 1) вести поиск в различных электронных справочниках, базах данных, информационно-поисковых системах; 2) организовывать хранение информации, проводить ее анализ и выбирать адекватные формы ее представления с помощью современных мультимедийных технологий; 3) использовать полученные данные при решении конкретных творческих и проблемных задач.
Использование технологий дистанционного обучения даёт широкие возможности для управления учебной деятельностью школьников, формирует новый характер взаимодействия учителя и ученика (партнёрство, совместное решение учебных задач), новые формы оперативного контроля учебной деятельности (онлайн-консультирование, рецензирование всех работ обучающихся, создание электронного портфолио).
Таким образом, обучение в дистанционном режиме даст положительные результаты, если:
- Хорошее техническое обеспечение.
- Будет хороший интернет.
- Будет создана хорошая платформа, лучше одна, умные сервисы, чтобы ученики и учителя не потерялись в них.
- Ученики будут достаточно мотивированы, ответственны и самостоятельны.
- Родители оказывают поддержку детям, а не учатся за них.
- Учителя постоянно обучаются, как использовать возможности интернета. Материальная поддержка учителей.
[1] ФЗ Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70143486
[2] ФЗ Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70143486
[3] Гражданский кодекс РФ, ст. 1260 [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gk-rf.ru/statia1260
[4] Большая российская энциклопедия. - М: научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2007. – Т .9. - С.76
[5] Богомолов А.Н. Сетевое обучение и формы его реализации в учебном процессе
(на примере курса дистанционного обучения русскому языку как иностранному «В эфире Россия») [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russia.edu.ru/information/met/rfl/2473/
[6] Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-joe.ru/sod/97/2_97/st064.html
[7] Новейший словарь иностранных слов и выражений. – Мн.: Современный литератор, 2007. – 976 с. – С.177
[8] http://ru.wikipedia.org
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"
Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"....
ДОклад на педагогическом совете "Роль педагога в воспитании конкурентоспособного специалиста"
Этот доклад был заключительной работой на курсах в Педагогической Академии - там много из моего опыта...
Доклад к педагогическому совету Итоговая аттестация: что день грядущий нам готовит?
Проблемы стандартов образования сегодня воспринимаются как что-то вечное, хотя возникли они в 1993-1995 годах. До тех пор было бессмысленно говорить о стандартах образования, поскольку все образование...
Доклад к педагогическому совету
Этот материал поможет шире узнать об экологическом воспитании в дошкольных учреждениях.....
Презентация к докладу на педагогический совет "Интерактивные технологии в обучении"
Презентация к докладу...
доклад на педагогическом совете
Технология проектирования социально-значимых дел на опыте проведения акций милосердия...
Доклад на педагогическом совете на тему: «Использовании современных, образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе». (2018 год)
В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохран...