Воспитатель года 2024 "Мероприятие с детьми". Тема: «декоративное оформление наряда Матрёшки в стиле народной росписи»
материал

Долгова Елена Владимировна

Технологическая карта НОД

в подготовительной группе

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция видов деятельности: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Вид занятия: занятия по ознакомлению с искусством и развитию изобразительной деятельности.

Формы организованной образовательной деятельности: подгрупповая. Рисование, изготовление сувенира.

Вид детской деятельности: изобразительная деятельность – декоративное рисование.          

Культурно-смысловой контекст – детская цель: декоративное оформление костюма Матрёшки.

Цель: формировать представление детей о народной игрушке – матрёшке, её истории. Освоение умений изображать декоративный узор на силуэте матрёшки.

Задачи: Образовательные:

- закрепить знания об истории Русской Матрёшки;

-формирование навыков работы с акварельными цветными карандашами и кистью аква-браш, развитие интереса к художественной деятельности;

- закрепить знания о нетрадиционной технике рисования – акварельные карандаши и кисть аква-браш;

Развивающие:

- развивать внимание, мелкую моторику;

- развивать чувство композиции, умение красиво расположить узор;

Воспитательная:

- продолжать прививать нравственно-патриотическое воспитание дошкольников;

- прививать аккуратность в работе;

- получать удовольствие от работы и результата работы;

Материалы и инструменты:

 Демонстрационные:

- методическое пособие «Река времени», игрушка Матрёшка;

Раздаточные:

- заготовки матрёшек на каждого ребёнка;

Инструменты на каждого ребёнка:

- цветные акварельные карандаши и кисть аква-браш;

- салфетки.

 

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности

Результат

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1.Вводно- организационный момент

(1 минуты)

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к проведению мероприятия.

Чтение стихотворения:

Матрешка — древняя краса
Сквозь времена дошла до нас.
Ей имя русское дано.
Она красива и мила,
Всем улыбается она.
Одета, как в былые времена,
Одежда традициям верна.
На платке узор замысловат,
На сарафане цветы огнем горят!

Внимательно слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный

 

Психологическая готовность к занятию

2.Проблемная ситуация

(1 минуты)

Организация направленного

внимания

Наводящие вопросы:

Ребята, скажите, о ком это стихотворение?

- Правильно ребята. Матрёшка является символом народной культуры нашей страны России. Она является носительницей доброты и любви.

- А вы знаете где родилась матрёшка?

 

Отвечают на вопросы

Словесный

 

Внутренняя мотивация на деятельность

 

II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Мотивационно-побудительный.

(3 минуты)

Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах.

Я предлагаю вам отправиться со мной в прошлое, по реке времени. И узнать, как это было… Вы согласны?

(Демонстрация пособия «Река времени)

- Прибываем на первую остановку «старина». 135 лет назад.

- Хоть матрёшка и стала символом нашей страны, её корни отнюдь не русские. Прообразом стала фигурка дедушки, в котором помещалась вся его семья, привезли её из страны Японии. Посмотрите, как выглядела эта фигурка.

- Первая матрешка в России появилась в конце XIX века, в городе Сергиевом Посаде. Это была румяная девица-красавица с петухом в руках.

Давайте рассмотрим её наряд. Какими элементами он украшен?

- Поплыли дальше. Прошло 20 лет. И мы прибываем на станцию прошлое. Матрёшки начали появляться в разных городах. (рассматриваем элементы росписи каждой матрёшки) Матрёшка Тверская, 

Семёновская, Вятская,

Полхов-Майданская,

и у каждой была своя уникальная роспись. Посмотрите, как отличается их наряды. Обратите внимание, что узор располагается в центре наряда.

 

Дети внимательно слушают историю матрёшек путешествуя по реке времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети описывают элементы наряда матрёшек.

 

 

 

 

 

 

 

Наглядный,

словесный

Изучение истории, сравнивание росписей

2. Открытие детьми новых знаний

(3 минуты)

Формирование умений слушать и руководствоваться пояснениями взрослого

- Ребята, мы с вами отправляемся на последнюю остановку. Время инноваций. Это остановка современного настоящего. На этой остановке нас ждут пассажиры, крошки-матрёшки. Но почему они не весёлые. Как мы сможем им помочь?

А сейчас закроем глаза и представим каждый свою матрёшку, какими узорами украсим наряд матрёшек. Это могут быть цветы, небывалой красоты, кружочки большие и маленькие, прямые и волнистые линии. Представили? Открываем глаза.

А украшать наряд вы будите волшебными карандашами.

Про волшебное свойство карандашей, вы ребята, узнаете чуть позже, когда нарядите свою матрёшку.

Мы с вами поговорили, а теперь отдохнём,

Встанем, глубоко вдохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать

Руки вниз и вверх поднять.

Плавно руки опустили,

всем улыбки подарили.

Сели тихо и опять будем с вами рисовать!

Внимательно слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети представляют, фантазируют над нарядом своей матрёшки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети повторяют физические упражнения, физминутка.

 

 

 

Словесный,

Наглядный,

игровой

Готовность к

предстоящей

деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с новыми средствами изображения

3. Самостоятельное применение нового на практике

(9 минут)

 

изображать декоративный узор на силуэте матрёшки в стиле авторской росписи новыми материалами

Приступаем к работе. А чтобы было интереснее, работать будем под русскую народную музыку.

(Во время практической деятельности оказываю индивидуальную поддержку, смотрю за осанкой)

- Пришло время волшебства, поколдуем, ребята?!

-Раз, два, три волшебная кисть, карандаш в краску преврати!

- Посмотрите, какая необычная кисть.

- Перед началом рисования возьмём кисть над салфеткой, берём все вместе, немного надавили, упала капля воды, всё, кисть готова к работе. Посмотрите (демонстрирую техники) я провожу кисточкой по рисунку, и они превращаются… в краску. Сначала работаем с одним цветом, получается волшебство? Перед тем как обводить другой цвет, вытираем ворс кисти об салфетку.

Приступаем к работе.

 

Самостоятельная деятельность детей под русскую народную музыку

 

 

 

 

 

 

 

Практический

 

 

 

 

 

 

 

 

Сюрпризный момент

Закрепление на практике пользоваться акварельными цветными карандашами и кистью аква-браш

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия

(2 минуты)

Оформление выставки

- Ребята, где мы сегодня путешествовали? Про кого узнали? Кому мы сегодня помогали? Помогли? Чем мы раскрашивали матрёшку? Вам понравилось работать волшебной кисточкой?

 

Ответы на поставленные вопросы

Словесный,

наглядный

Умеют анализировать собственную деятельность на занятии.

Рефлексия

(1 минуты)

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта.

Давайте рассмотрим работы. Несите своих матрёшек. Какая работа получилась самая яркая? А какая самая аккуратная? Вы все большие молодцы. Вам понравилось занятие? Если понравилось, то возьмите весёлый смайлик, а если не понравилось, возьмите грустный смайлик. Покажите свои смайлики.

 

Изучение работ на выставке

 

 

Ответ на поставленные вопросы, диалог

Словесный,

наглядный

Умеют анализировать собственную деятельность на занятии.

 

 

Самоанализ занятия

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие; интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Мною была поставлена цель: формировать представление детей о народной игрушке – матрёшке, её истории. Освоение умений изображать декоративный узор на силуэте матрёшки.

Цель занятия направлена на решение следующих задач:

Образовательные:

- закрепить знания об истории Русской Матрёшки;

-формирование навыков работы с акварельными цветными карандашами и кистью аква-браш, развитие интереса к художественной деятельности;

Развивающие:

- развивать внимание, мелкую моторику;

- развивать чувство композиции, умение красиво расположить узор;

Воспитательная:

- продолжать прививать нравственно-патриотическое воспитание дошкольников;

- прививать аккуратность в работе;

- получать удовольствие от работы и результата работы;

Создание познавательной атмосферы на занятии: все части занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме, связаны друг с другом. В занятии были интегрированы моменты из образовательных областей: познавательное развитие (ознакомление с историей возникновения матрёшки); социально-коммуникативное развитие (участие в общей беседе); художественно-эстетическое развитие (декоративное оформление наряда Матрёшки, совершенствование умений работы с новыми средствами изображения: акварельными цветными карандашами и кистью аква-браш, под русскую народную музыку); физическое развитие (динамическая пауза во время проведения физминутки). Использовала на занятии разнообразные виды деятельности: чтение стихотворения, беседу, в ходе которой ознакомила детей с историей возникновения и развития матрёшек путём путешествия по реке времени, двигательную активность, самостоятельную изодеятельность. Что обеспечило стабильность учебно-познавательной сферы.

Применяемые методы и приёмы обучения: для решения задач, поставленных к занятию, я использовала следующие методы: наглядный (демонстрация пособия «Река времени», демонстрация образцов, показ способа использования средств изображения); словесный (рассказ, беседа); игровой (сюрпризный момент - появление гостьи Матрёшки, проведение физкультминутки); практический (экспериментирование в работе с новыми средствами изображения).

Взаимодействие педагога и детей: дети охотно вступали в диалог, отвечали на поставленные вопросы. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Детей подбадривала, хвалила.

Речь педагога: Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, формулировала вопросы, побуждающие к совместному диалогу, к творчеству. Свои высказывания строила доступно для понимания детей.

Воспитывающая сторона занятия: на занятии использовала наглядное пособие «Река времени», которое было эстетически оформлено. Старалась своей речью и поведением служить примером для воспитанников.

Контроль и коррекция деятельности детей: во время выполнения практической части следила за правильной посадкой и сохранением осанки.

Результативность занятия: материал занятия усвоен детьми, закреплён с опорой на продуктивную деятельность.

Анализируя проведённое занятие могу сказать, что содержание соответствовало теме занятия, поставленные задачи были выполнены. Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КУРСА «ДЕКОРАТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СТЕКЛЯННЫХ ОБЪЕКТОВ» (декоративно – прикладное творчество) 5 - 9 классы Срок реализации программы 1 год

            Дополнительная образовательная программа  «Декоративное оформление стеклянных сосудов», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характе...

Презентация Идеи для декоративного оформления окон к Новому году

Аппликации и трафареты из бумаги для декоративного оформления окон к Новому году и Рождеству...

Методическая разработка открытого занятия на тему: «Роспись салфетки в стиле Мезенской росписи»

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКАПРЕДМЕТ: ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО...

Индивидуальный методический проект для уроков по изучению народных промыслов: " Новогодняя открытка в стиле городецкой росписи".

Выполненный проект представляет собой наглядное пособие, позволяющее повысить интерес школьников к изучению одного из традиционных художественных русских промыслов-городецкой росписи и мотивировать уч...

Статья по теме «Методика формирования у учащихся представления о народных промыслах (на примере Городецкой росписи)»

Статья по изобразительному искусству «Методика формирования у учащихся представления о народных промыслах (на примере Городецкой росписи)». Урок искусства должен в первую очередь...

ДЕКОРАТИВНОЕ ПАННО «НОВОТОМНИКОВО – МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» В СТИЛЕ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ

Методическая разработка «Декоративное панно «Новотомниково – моя малая Родина» в стиле городецкой росписи» подготовлена на основе многолетнего опыта работы с детьми в учр...